Регистрация устава муниципального образования

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований»

Принят Государственной Думой 8 июля 2005 года

Одобрен Советом Федерации 13 июля 2005 года

Статья 1. Государственная регистрация уставов муниципальных образований

1. Государственную регистрацию уставов муниципальных образований организует уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Государственная регистрация муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для государственной регистрации уставов муниципальных образований.

3. Государственную регистрацию уставов муниципальных образований осуществляют территориальные органы уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований (далее — регистрирующие органы).

4. Регистрирующий орган:

1) проверяет соответствие устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации;

2) проверяет соблюдение установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования;

3) присваивает уставу муниципального образования государственный регистрационный номер;

4) выдает свидетельство о государственной регистрации устава муниципального образования;

5) включает сведения об уставе муниципального образования в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

Статья 2. Ведение государственного реестра уставов муниципальных образований

1. Государственный реестр уставов муниципальных образований является сводом сведений о прошедших государственную регистрацию уставах муниципальных образований и муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований.

2. Государственный реестр уставов муниципальных образований состоит из государственных реестров уставов муниципальных образований субъектов Российской Федерации.

3. В государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации включаются следующие сведения:

1) государственный регистрационный номер устава муниципального образования;

2) реквизиты устава муниципального образования (орган, принявший устав, наименование устава, номер и дата утверждения решения, которым принят устав);

3) сведения об источнике и о дате официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования.

4. Сведения о муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований включаются в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

5. Ведение государственных реестров уставов муниципальных образований субъектов Российской Федерации осуществляется регистрирующими органами.

6. Уставы муниципальных образований, муниципальные правовые акты о внесении изменений в уставы муниципальных образований, сведения, включенные в государственный реестр уставов муниципальных образований, являются открытыми и общедоступными.

7. Порядок ведения государственного реестра уставов муниципальных образований и обеспечения доступности сведений, включенных в государственный реестр уставов муниципальных образований, определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.

Статья 3. Представление устава муниципального образования для государственной регистрации

1. Устав муниципального образования направляется главой муниципального образования в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня его принятия.

2. Для государственной регистрации устава муниципального образования представляются в двух экземплярах, а также на магнитном носителе:

1) устав муниципального образования;

2) решение представительного органа муниципального образования либо решение схода граждан о принятии устава муниципального образования, а также протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на которых был принят устав муниципального образования;

3) сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта устава муниципального образования и о результатах публичных слушаний по проекту устава муниципального образования.

3. Устав муниципального образования представляется с пронумерованными и прошитыми страницами, скрепленными печатью представительного органа муниципального образования (печатью местной администрации в случае принятия устава муниципального образования на сходе граждан).

4. Для регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования в порядке, установленном частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, в регистрирующий орган направляются:

1) новая редакция положений устава муниципального образования с внесенными в них изменениями;

2) решение представительного органа муниципального образования либо решение схода граждан о принятии указанного акта, а также протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на которых был принят указанный акт;

3) сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта указанного акта и о результатах публичных слушаний по указанному проекту.

Статья 4. Принятие решения о государственной регистрации устава муниципального образования

1. Решение о государственной регистрации устава муниципального образования принимается в тридцатидневный срок со дня его представления для государственной регистрации.

2. Решение о государственной регистрации устава муниципального образования принимается на основании проверки соответствия устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, а также проверки соблюдения установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования.

3. Уставу муниципального образования присваивается государственный регистрационный номер. На титульном листе каждого из двух экземпляров устава муниципального образования делается отметка о государственной регистрации путем проставления специального штампа.

4. Датой государственной регистрации устава муниципального образования считается день внесения сведений о нем в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

5. Государственная регистрация устава муниципального образования удостоверяется свидетельством о государственной регистрации. Форма свидетельства о государственной регистрации устава муниципального образования устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.

6. Регистрирующий орган в пятидневный срок со дня принятия решения о государственной регистрации устава муниципального образования направляет главе муниципального образования зарегистрированный устав муниципального образования и свидетельство о его государственной регистрации.

7. В случае, если в результате проверки, указанной в части 2 настоящей статьи, сделан вывод о противоречии устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, о нарушении установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования, регистрирующий орган принимает мотивированное решение об отказе в государственной регистрации. Решение об отказе в государственной регистрации устава муниципального образования в пятидневный срок со дня его принятия направляется главе муниципального образования.

8. Принятие регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации устава муниципального образования не является препятствием для повторного представления устава для государственной регистрации после устранения нарушений, указанных в решении.

9. Отказ в государственной регистрации или нарушение срока регистрации устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) могут быть обжалованы гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.

Статья 5. Предоставление сведений об официальном опубликовании (обнародовании) устава муниципального образования

Глава муниципального образования в течение 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) обязан направить в регистрирующий орган сведения об источнике и о дате официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) для включения указанных сведений в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

Статья 6. О вступлении в силу настоящего Федерального закона и применении его отдельных положений

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2005 года.

2. При государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, принятых до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, пункт 3 части 2 и пункт 3 части 4 статьи 3 настоящего Федерального закона не применяются.

Статья 7. Государственная регистрация уставов муниципальных образований, зарегистрированных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона

Уставы муниципальных образований, прошедшие государственную регистрацию до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, направляются в регистрирующий орган для присвоения им государственного регистрационного номера, выдачи свидетельства о государственной регистрации установленного образца и включения в государственный реестр уставов муниципальных образований в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. В свидетельстве о государственной регистрации указываются орган, осуществивший государственную регистрацию данного устава, и дата его регистрации.

Статья 8. О признании утратившими силу некоторых положений Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона

Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившими силу пункт 16 статьи 5, пункты 3 и 4 статьи 8 Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст. 3506).

Статья 9. О внесении изменения в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Часть 3 статьи 83 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 40, ст. 3822; 2005, N 1, ст. 12; Российская газета, 2005, 2 июля) дополнить абзацем следующего содержания:

«Части 1 и 2, абзац первый и пункт 1 части 3, часть 4 статьи 28 и статья 44 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 сентября 2005 года.».

Президент

Российской Федерации

В. Путин

Порядок государственной регистрации уставов муниципальных образований

Примерная процедура принятия Устава муниципального образования или муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования

Проект Устава муниципального образования или муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования (далее — МПА) не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии МПА подлежит официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного МПА, а также порядка участия граждан в его обсуждении.

Не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, порядка участия граждан в его обсуждении, а также проведение публичных слушаний в случае, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава Ростовской области или законов Ростовской области в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами.

Порядок учета предложений по проекту МПА представляет собой возможность представления предложений в письменном или электронном виде по указанному в опубликованном (обнародованном) проекте МПА адресу в течении 30 дней с момента опубликования проекта МПА до даты принятия МПА.

Публичные слушания предполагают участие граждан в обсуждении проекта МПА. Дата, время, место проведения публичных слушаний назначаются при принятии проекта МПА и подлежат одновременному опубликованию с проектом МПА за указанное в действующем Уставе муниципального образования количество дней до дня их проведения.

На публичных слушаниях председательствует глава муниципального образования либо иное лицо, определяемое органом местного самоуправления, назначившим публичные слушания. Председательствующий подписывает протокол публичных слушаний.

О результатах публичных слушаний составляется заключение с мотивированным обоснованием принятого решения, подписываемое главой муниципального образования или главой Администрации муниципального образования. Заключение о результатах публичных слушаний подлежит официальному опубликованию (обнародованию) не позднее чем через 30 календарных дней со дня окончания публичных слушаний.

По истечении 30 календарных дней со дня опубликования проекта МПА, представительный орган имеет право рассмотреть вопрос о принятии МПА. МПА принимается большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

МПА направляется главой муниципального образования в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня его принятия. Документы могут быть направлены нарочным способом, либо почтой.

Для государственной регистрации МПА представляются следующие документы:

1) Сопроводительное письмо на имя начальника Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области (1 экз. на бумажном носителе);

2) Доверенность, в случае передачи полномочий и направлении документов нарочным способом (1 экз. на бумажном носителе, образец доверенности размещен в разделе «Формы документов»);

3) Сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта МПА (1 экз. на бумажном носителе, а также в виде документа Microsoft Word на магнитном носителе, образец размещен в разделе «Формы документов»).

Указанные сведения могут содержаться в информационном письме Главы муниципального образования об опубликовании (обнародовании) МПА (образец размещен в разделе «Формы документов») и (или) непосредственно в самом источнике официального опубликования МПА (информационный бюллетень, официальный вестник, газета, сборник и т.д.).

4) Сведения о результатах публичных слушаний по проекту МПА (1 экз. на бумажном носителе)

5) Протокол заседания представительного органа муниципального образования, на котором был принят МПА. В протоколе указывается установленная численность депутатов представительного органа муниципального образования в соответствии с действующим Уставом муниципального образования, количество депутатов, присутствующих на заседании и количество депутатов, голосующих «ЗА» принятие МПА (1 экз. на бумажном носителе);

6) Решение представительного органа муниципального образования о принятии Устава муниципального образования, либо решение представительного органа муниципального образования о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования (2 экз. на бумажном носителе, а также в виде документа Microsoft Word на магнитном носителе);

7) Устав муниципального образования в случае его принятия (2 экз. на бумажном носителе, а также в виде документа Microsoft Word на магнитном носителе).

Муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования, Устав муниципального образования, а также (при необходимости) муниципальный правовой акт о принятии Устава муниципального образования представляются с пронумерованными и прошитыми страницами, скрепленными печатью представительного органа муниципального образования. Устав муниципального образования содержит титульный лист, который включает реквизиты устава муниципального образования и прошивается вместе с его страницами.

Главное управление в течении 30 дней со дня представления документов на государственную регистрацию осуществляет их проверку, по результатам которой принимает одно из следующих решений:

1. Возврат главе муниципального образования в течение пяти рабочих дней со дня их поступления в Главное управление с указанием причин возврата при наличии одного из следующих оснований:

а) не представлены документы, предусмотренные частью 2 или 4 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований»;

2) представленные документы не соответствуют требованиям, установленным частью 3 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований»;

3) устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования направлены в Главное управоение лицом, не предусмотренным частью 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований».

2. Отказ в государственной регистрации в случае, если в результате проверки на соответствие действующему законодательству сделан вывод о противоречии устава или муниципального правового акта Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу Ростовской области, законам Ростовской области о нарушении установленного в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядка принятия устава или муниципального правового акта и (или) о наличии в МПА коррупциогенных факторов.

3. Решение о государственной регистрации принимается в случае отсутствия замечаний по результатам проверки соответствия МПА Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу Ростовской области, законам Ростовской области, соблюдения установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава или муниципального правового акта, а также на основании результата антикоррупционной экспертизы МПА.

Проверка на соответствие действующему законодательству проводится на дату государственной регистрации МПА.

МПА, представленные для государственной регистрации, могут быть отозваны главой муниципального образования до принятия Главным управлением решения об их государственной регистрации или об отказе в их государственной регистрации.

Принятие Главным управлением решения об отказе в государственной регистрации МПА не является препятствием для их повторного представления для государственной регистрации после устранения нарушений, указанных в решении.

МПА подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные МПА в течение семи дней со дня его поступления из Главного управления, и в течении 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) МПА обязан направить в Главное управление сведения об источнике и о дате официального опубликования (обнародования) МПА для включения указанных сведений в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Бурятия на основании Соглашения о взаимодействии и сотрудничестве с Советом муниципальных образований РБ от 26.10.2009 в целях оказания методической помощи органам местного самоуправления, проведения разъяснительной работы с главами муниципальных образований сообщает следующее.

1. 28.12.2016 принят Федеральный закон № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 494-ФЗ), предусматривающий, в том числе, внесение изменений в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) и Федеральный закон от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (далее – Федеральный закон № 97-ФЗ). Федеральный закон № 494-ФЗ вступил в силу с 09.01.2017.

По Федеральному закону № 131-ФЗ:

1) в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ теперь на публичные слушания не выносится проект устава муниципального образования, а также проект муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав в случае, если в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами.

При этом отмечаем, что в соответствии с частью 4 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ в обязательном порядке необходимо соблюдать 30 дневный срок с момента официального опубликования (обнародования) до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования.

2) в абзаце 3 части 2 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ исключено требование о том, что глава муниципального образования входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса, в случае если уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения.

Аналогичные изменения внесены в пункты 2, 3 части 2 статьи 36, часть 3 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ.

3) в соответствии с частью 7 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления или депутат представительного органа муниципального образования, определяемые в соответствии с уставом муниципального образования.

Аналогичное требование содержится в статье 37 Федерального закона № 131-ФЗ в отношении главы местной администрации.

4) В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ в уставе муниципального образования, необходимо закрепить, в том числе срок полномочий представительного органа муниципального образования, избираемого на муниципальных выборах, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц.

Теперь согласно части 4 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами.

Таким образом, согласно вышеизложенному, уставы муниципальных образований в Республике Бурятия подлежат приведению в соответствие с федеральным законодательством, а именно в части проведения публичных слушаний, исполнения полномочий главы поселения при образовании местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения, выборов главы муниципального образования, а также определить должностное лицо местного самоуправления или уполномоченного муниципального служащего, которое будет исполнять полномочия главы муниципального образования, главы местной администрации в случае досрочного прекращения полномочий либо применения к ним по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности.

Кроме того, Федеральным законом № 494-ФЗ вносятся изменения, не требующие внесения изменений в уставы:

— согласно абзацу 2 части 3 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ в случае, предусмотренном абзацем третьим части 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, условия контракта в части осуществления полномочий по решению вопросов местного значения для главы местной администрации муниципального района, на которого возлагается исполнение полномочий главы местной администрации поселения, утверждаются представительным органом муниципального района по согласованию с представительным органом такого поселения;

— часть 6 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ дополнена основанием для отказа в государственной регистрации устава, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав — наличие в уставе, муниципальном правовом акте о внесении изменений и дополнений в устав коррупциогенных факторов, аналогично Федеральному закону № 97-ФЗ;

— в соответствии с частью 7 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ предусматривается возможность обжалования решений территориальных органов Минюста России об отказе в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении в устав муниципального образования изменений и дополнений не только в суд, но и в административном порядке в Минюст России;

— в части 8 статьи 13, абзац 1 части 1.2 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ внесены изменения уточняющего характера, в частности уточнены случаи, порядок при преобразовании муниципальных образований, участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления, в части перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

По Федеральному закону № 97-ФЗ:

Внесены изменения в порядок предоставления уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении в них изменений на государственную регистрацию.

Так, в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона № 97-ФЗ для государственной регистрации Устава теперь представляются следующие документы:

1) устав муниципального образования, решение представительного органа муниципального образования либо решение схода граждан о принятии устава муниципального образования в двух экземплярах, а также на магнитном носителе;

2) протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на которых был принят устав муниципального образования (1 экземпляр);

3) сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта устава муниципального образования и о результатах публичных слушаний по проекту устава муниципального образования (1 экземпляр).

Устав муниципального образования направляется главой муниципального образования в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня его принятия. Устав муниципального образования представляется с пронумерованными и прошитыми страницами, скрепленными печатью представительного органа муниципального образования (печатью местной администрации в случае принятия устава муниципального образования на сходе граждан). Устав муниципального образования содержит титульный лист, который включает реквизиты устава муниципального образования и прошивается вместе с его страницами (данные положения распространяются и на муниципальные правовые акты о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований).

Согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон № 97-ФЗ, свидетельство о государственной регистрации Устава муниципального образования не выдается.

В соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона № 97-ФЗ для регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования в порядке, установленном частями 1 и 3 настоящей статьи, в регистрирующий орган направляются:

1) муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования, решение представительного органа муниципального образования либо решение схода граждан о принятии указанного акта в двух экземплярах, а также на магнитном носителе;

2) протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на которых был принят указанный акт (1 экземпляр);

3) сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта указанного акта и о результатах публичных слушаний по указанному проекту в случае, если проведение таких слушаний предусмотрено федеральным законом (1 экземпляр).

Отмечаем, в соответствии с новым порядком отсутствует необходимость в предоставлении на государственную регистрацию новой редакции положений устава муниципального образования с внесенными в них изменениями.

Согласно пункту 1 части 4 статьи 1 Федерального закона № 97-ФЗ регистрирующий орган проверяет соответствие устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации на дату государственной регистрации данного устава муниципального образования.

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования, представленные для государственной регистрации, возвращаются главе муниципального образования в течение пяти рабочих дней со дня их поступления в регистрирующий орган с указанием причин возврата при наличии одного из следующих оснований:

1) не представлены документы, предусмотренные частью 2 или 4 статьи 3 Федерального закона № 97-ФЗ;

2) представленные документы не соответствуют требованиям, установленным частью 3 статьи 3 Федерального закона № 97-ФЗ;

3) устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования направлены в регистрирующий орган лицом, не предусмотренным частью 1 статьи 3 Федерального закона № 97-ФЗ.

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования, представленные для государственной регистрации, могут быть отозваны главой муниципального образования до принятия регистрирующим органом решения об их государственной регистрации или об отказе в их государственной регистрации.

Предусматривается выдача заверенной копии устава муниципального образования, заверенной копии муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования. В случае утраты подлинника устава муниципального образования, подлинника муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования регистрирующий орган по заявлению главы муниципального образования в течение 30 дней со дня поступления такого заявления выдает заверенную копию устава муниципального образования, заверенную копию муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования.

2. 28.12.2016 принят Федеральный закон № 465-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей», которым уточнен вопрос местного значения муниципального района и городского округа по осуществлению в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья. Федеральный закон вступил в силу с 01.01.2017.

Таким образом, уставы муниципальных районов и городских округов необходимо привести в соответствие с указанным законом.

3. 28.12.2016 принят Федеральный закон № 501-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», уточняющий порядок отнесения территорий субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов субъектов Российской Федерации к территориям с низкой плотностью сельского населения либо к территориям с высокой плотностью сельского населения. Федеральный закон вступил в силу с 09.01.2017.

Указанные изменения, не требуют внесения изменений в уставы.

4. 28.12.2016 принят Федеральный закон № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия «иностранные финансовые инструменты» установлено законодательное определение понятия «иностранные финансовые инструменты», который направлен на снятие неопределенности в использовании терминологии. Федеральный закон вступает в силу с 28.06.2017.

Указанные изменения не требуют внесения изменений в уставы.

В целях оказания методической помощи органам местного самоуправления Управлением разработаны новые типовые уставы по видам муниципальных образований, методические рекомендации, а также проекты муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав по видам муниципальных образований с учетом последних изменений федерального законодательства (нумерация структурных единиц предлагается в соответствии с типовым Уставом данных видов муниципальных образований).

Данную информацию можно посмотреть на официальном сайте Управления — www.to04.minjust.ru. На главной странице зайти в раздел «Деятельность», далее подраздел «Уставы муниципальных образований».

Обращаем внимание, что в соответствии с частью 9 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ приведение устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации осуществляется в установленный этими законодательными актами срок. В случае, если федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации указанный срок не установлен, срок приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации определяется с учетом даты вступления в силу соответствующего федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, необходимости официального опубликования (обнародования) и обсуждения на публичных слушаниях проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, учета предложений граждан по нему, периодичности заседаний представительного органа муниципального образования, сроков государственной регистрации и официального опубликования (обнародования) такого муниципального правового акта и, как правило, не должен превышать шесть месяцев.

При приведении уставов муниципальных образований в соответствие с федеральным и региональным законодательством, в целях предупреждения случаев вынесения отказов в государственной регистрации уставов и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы, рекомендуем до утверждения актов на сессии представительного органа официально (с сопроводительным письмом) направлять для проведения экспертизы проекты актов в Управление Министерства юстиции по Республике Бурятия.

Приложение: 1. Методические рекомендации для органов местного самоуправления по вопросам регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования на 16 л. в 1 экз.;

2. Проект муниципального правового акта о внесении изменений в уставы для муниципальных районов на 3 л в 1 экз.;

3. Проект муниципального правового акта о внесении изменений в уставы для городских поселений на 3 л в 1 экз.;

4. Проект муниципального правового акта о внесении изменений в уставы для сельских поселений на 3 л в 1 экз.