Региональная власть

Правовые основания организации региональных органов государственной власти

Региональные органы государственной власти осуществляют управление населением на территории определенного субъекта. Подобное положение в сфере организации власти связано с особенностями федеративного построения России, которая состоит из субъектов федерации.

Деятельность региональных органов власти строится исходя из экономических задач, которые стоят перед конкретным регионом, а также с учетом населения, проживающего на территории данного региона.

Замечание 1

В задачи органов власти субъектов входят реализация государственной политики в различных сферах, так как действует принцип разделения властей на, он имеет отражение, которое прослеживается на примере региональных органов власти.

Здесь также имеется подразделение на органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Реализация законодательной власти производится путем принятия нормативных правовых актов субъектов РФ. Органы исполнительной власти осуществляют управленческие функции на территории субъекта РФ. Региональные суды осуществляет судебные функции на территории субъектов РФ.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Указанные субъекты наделены государственно-властными полномочиями в пределах своей компетенции, статья 72 Конституции РФ при этом предусматривает разграничение полномочий субъектов Федерации и Российской Федерации в целом. Количественный и качественный состав органов власти определяется субъектами самостоятельно с учетом местных особенностей и традиций. Как правило, в субъектах имеются органы по проведению финансовой политики, налоговой, экономической, социальной и так далее. Каждый орган власти имеет свой набор специфических функций, реализуемых с учетом особенностей субъекта.

Особенности организации региональных органов государственной власти

На территории субъекта могут создаваться различные органы, особенно часто создаются комитеты по различным вопросам. При этом федеральное законодательство определяет общие принципы построения органов государственной власти, более подробно данный вопрос регулируется на уровне субъектов РФ.

Исполнительные органы власти наделены в пределах своей компетенции субъектов полномочиями принимать различные постановления и распоряжения, которые распространяются на определенный круг лиц. Как правило, основным органом исполнительной власти в регионе является администрация, губернатор или председатель правительства.

Замечание 2

Наименование органов власти устанавливается на основании местных традиций и особенностей. Основой формирования органов власти является примерная структура Правительства РФ с учетом конкретных региональных особенностей. Как правило, региональные органы власти характеризуются разнообразием структуры, состава и численности.

При этом территориальные органы власти можно условно подразделить на две группы:

  • территориальные органы федеральных органов управления;
  • органы регионального управления.

Первая категория представляет собой подразделения федеральных органов власти, действующих на территории конкретного региона. В своей деятельности, они, как правило руководствуются нормами федерального законодательства, при этом осуществляя активное взаимодействие с региональными органами. Вторая категория действуют, как правило, на основе регионального законодательства и входит в состав региональных органов или правительства, администрации.

Так как региональные органы наиболее приближены к населению, на них ложатся основные задачи в сфере проведения государственной политики в различных сферах:

  • финансовой;
  • инвестиционной;
  • ценовой политики;
  • агропромышленной;
  • жилищно-коммунальной;
  • здравоохранения;
  • образования, науки и культуры;
  • социальной защиты населения;
  • дорожно-транспортнойс;
  • природохранной и т. д.

Контекстологический анализ

Как и другие исследовательские процедуры, методика контекстуального анализа неразрывно связана с соответствующей языковой теорией в данном случае с теорией контекстной семантики (термин Г.В. Колшанского).

Родоначальником теории контекста можно считать основателя Лондонской лингвистической школы структурализма Дж. Фёрса (1890-1960) , который, продолжая идеи антрополога и этнографа Бронислава Малиновского (1884-1942), считал, что высказывание получает смысл в ситуативном и социальном контексте и является функцией такого контекста. При этом подходе учитывается влияние на языковую семантику коммуникативной ситуации, ролевой структуры общения, социальных факторов и условий функционирования языка, всего многообразия познаваемого человеком мира, образующего информационную основу коммуникации.
В этой школе контекст ситуации определяется в лексическом плане как типичное и постоянное окружение данного элемента (коллокация): в грамматическом плане — как соположение грамматических форм (коллигация).
Под понятие коллокации подводятся характерные, часто встречающиеся сочетания слов, чьё появление рядом друг с другом основывается на ре-
гулярном характере взаимного ожидания и задаётся не грамматическими, а чисто семантическими факторами, т. е. понятие коллокации близко к понятию сущностных семантических отношений Вальтера Порцига и к понятию лексических солидарностей Эуджениу Косериу.
Коллигации трактуются как совокупности морфолого-синтаксических условий, обеспечивающих сочетаемость языковых единиц. Это понятие сближается с понятием совместной встречаемости З. Харриса, к понятию валентности С. Д. Кацнельсона, Л. Теньера, А. А. Холодовича, Г. Хельбига и к понятию сочетаемостной потенции В. Г. Адмони.
Таким образом, рассмотрение контекста как внеязыковой среды, в которой функционируют языковые единицы всех рангов: слова, предложения, тексты, возникло раньше, чем концепция лингвистического и стилистического контекстов, составляющих основу современной методики, называемой ко н — текстологической.
Подход Фёрса несомненно перспективен, особенно в свете современной теории коммуникации и прагмалингвистики. К сожалению, при наличии целого ряда теоретических работ, рассматривающих проблемы контекста с этой точки зрения, ни соответствующего исследовательского метода, ни необходимых методик общего характера пока не создано .

Это — дело близкого будущего. В нашей стране теория и методика контекстологического анализа связана прежде всего с именем Натальи Николаевны Амосовой (1911-1966). Теория контекстологического анализа была создана ею в процессе исследований английской фразеологии, причем основное ее внимание первоначально было сосредоточено на разграничении постоянного и переменного контекста при описании и характеристике фразеологических единиц, т. е. теория возникла при решении конкретной задачи, но оказалась вскоре применимой в значительно более широком диапазоне и плодотворно разрабатывалась уже после смерти ученого многочисленными учениками и коллегами. Методика не потеряла своего значения и непрерывно развивалась в последние десятилетия. Н. Амосова определяла контекст как соединение указательного минимума с семантически реализуемым словом. В основе такого понимания имплицитно заложена модель полисемии и омонимии в языке, основанная на следующих допущениях: Языковой знак асимметричен, полисемия и омонимия являются языковыми универсалиями, но все множество значений каждого языкового знака можно разделить на отдельные дискретные элементы — лексико-семантические варианты, которые могут идентифицироваться по лексической, грамматической или комбинированной сочетаемости. В речи слово актуализируется только в одном из возможных для него вариантов. Отправитель и получатель сообщения одинаково знакомы с условиями реализации слов в данном языке, и поэтому слушатель или читатель, зная кон-
текстуальные индикаторы, в состоянии понять, в каком из возможных для него значений встретилось слово и соответственно понять смысл текста. Система языка в процедуре анализа остается неизменной.
Нетрудно убедиться в том, что эта модель достаточно огрублена и реальные условия коммуникации сложнее, о чем будет сказано позже.
В работах Н. Н. Амосовой контекст ограничивается рамками предложения. Различают лексический, синтаксический, морфолого-синтаксический, конструктивный и смешанный контексты, что зависит от того, на каком уровне отмечается индикация.
Если лексический контекстуальный индикатор, обеспечивающий указательный минимум, находится в непосредственной синтаксической связи с реализуемым словом, такой лексический контекст называется лексическим контекстом первой степени.
Если же связь их опосредована, то говорят о лексическом контексте второй степени. Важным достоинством подхода Н.Н. Амосовой является то, что она рассматривает контекст как единство реализуемого слова и индикатора, т. е. учитывает их взаимодействие. Многие другие исследователи считают контекстом только окружение слова. Внеязыковые условия, влияющие на реализацию значения, в теории Н. Н. Амосовой называются ситуацией. Различают внетекстовую жизненную ситуацию, в которую входят общие жизненные условия, такие, как прямой показ, и некоторые другие факторы, и текстовую ситуацию — общую тему текста, или текстовое описание ситуации.
Теория ситуации получила за последнее время сильное развитие и привлекает внимание многих ученых. В этих работах можно, пожалуй, усматривать развитие концепций, начало которым было положено Дж. Фёрсом.

Лингвистический контекстологический анализ, по Амосовой, часто сочетается с компонентным анализом по словарным дефинициям и имеет немало общего с валентностным и дистрибутивным анализами, но возник раньше и независимо от них. Он менее формализован, но более требователен к описанию деталей фактического текстового материала.
Для иллюстрации этой методики приведем анализ, выполненный уже в 80-х годах. Анализируется слово pain и его лексико-семантическое поле. Контекстуальный анализ начинается со сбора фактического материала. Большой массив обследованного текста (15000 — 30000 страниц) — обязательное требование. В диссертационном исследовании М.И. Румянцевой путем сплошной выборки из словарей было отобрано 60 единиц. Критерием для отбора служило наличие инвариантного элемента в дефинициях. Наличие общего семантического компонента позволило признать эти 60 единиц лексико-семантическим полем pain.
Затем по текстовому материалу соответствующего объема были определены типичные лексические и синтаксические контексты. Так, например, удалось показать, что значение «физическая боль» реализуется в лексическом контексте первой степени в структуре N + Ргер + Ni, где лексическим индикатором Ni является слово, означающее какую-нибудь часть тела.
Развитие первоначальной концепции Н. Н. Амосовой последующими исследователями внесло ряд корректив в технику такого анализа, причем он сочетался с другими существующими методиками.
Главная трудность, неизбежная при этой методике, заключается в зыбкости дискретизации значений, в чем легко убедиться, обратив внимание на то, как по-разному решается вопрос о числе и составе лексико-семантических вариантов одного и того же слова в разных словарях.
Кроме того, в реальных текстах, особенно художественных, слова нередко передают не одно значение. Это особенно заметно для разного рода метафорических или метонимических переносных значений, где экспрессивность и образность зависят именно от сохранения как бы на заднем плане первоначального прямого значения.
Не всегда оправдывается и третье из перечисленных допущений — коды отправителя и получателя сообщения полностью совпасть не могут. И, наконец, что особенно важно, языковая система находится в состоянии постоянного развития и под действием сообщения все время меняется, чтобы удовлетворить условиям коммуникации . Контекстологический анализ используется в лингвостилистике (см. раздел 14.2.4).

Региональный уровень власти и его характеристики

Система органов местного самоуправления. Образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускаются. Органы государственной власти и государственные должностные лица не могут осуществлять местное самоуправление. Выборные и иные органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования. Структура органов местного самоуправления, в соответствии с п. 1 статьи 131 Конституции РФ, определяется населением самостоятельно. По уставам муниципальных образований органы местного самоуправления наделяются полномочиями по решению вопросов местного значения. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения могут издавать правовые акты. При этом наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Устав муниципального образования может приниматься: на местном референдуме; представительным органом местного самоуправления; основные вопросы, которые должны быть отражены в уставе, выносятся на референдум, а по его итогам представительный орган местного самоуправления разрабатывает и принимает устав.

В общем виде по выполняемым функциям (представление интересов населения и их воплощение в жизнь) органы муниципального управления могут быть разделены на исполнительные и представительные. Представительный орган играет особую роль в системе местного самоуправления. В соответствии с федеральным законодательством представительный орган наделяется полномочиями по решению ряда вопросов, которые не могут передаваться исполнительным органам власти. Решения представительного органа местного самоуправления принимаются в коллегиальном порядке, однако разнообразие вопросов, решаемых данным органом, обычно создает необходимость выделения в его составе специализированных структурных подразделений. Среди получивших наибольшее распространение структурных единиц представительного органа следует отметить комитеты и комиссии по определенным направлениям деятельности, группы (фракции) депутатов, сформированные по территориальному или партийному признаку.

Представительный орган местного самоуправления- выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Именно через него каждый гражданин Российской Федерации может реализовать свое право на местное самоуправление. Представительный орган является обязательным органом в структуре органов местного самоуправления любого муниципального образования (поселение, муниципальный район, городской округ). Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Представительный орган муниципального района:1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном Федеральным законом;2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района. Как правило, представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования. 7 человек — при численности населения менее 1000 человек;10 человек — при численности населения от 1000 до 10 000 человек; 15 человек — при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;20 человек — при численности населения от 30 000 до 100 000 человек; 25 человек — при численности населения от 100 000 до 500 000 человек; 35 человек — при численности населения свыше 500 000 человек.

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся: принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений; 1)утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;2)установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;3)принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;4)определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;5)определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;6)определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;7)определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;8)контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.9)принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку. Полномочия представительного органа могут быть также прекращены: 1) в случае принятия указанным органом решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске принимается в порядке, определенном уставом муниципального образования; 2) в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий; 3) в случае утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;4) в случае увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года. Способы формирования администрации: формируется представительным органом местного самоуправления; формируется главой местного самоуправления самостоятельно; формируется главой местного самоуправления с согласия представительного органа; в части назначения главных должностных лиц формируется с согласия представительного органа, в остальной части — главой местного самоуправления самостоятельно. глава местного самоуправления лично руководит деятельностью местной администрации; глава местного самоуправления осуществляет лишь общее руководство, а оперативное руководство осуществляет назначенный представительным органом или нанятый на контрактной основе руководитель местной администрации; местная администрация возглавляется назначенным (нанятым на контрактной основе) руководителем местной администрации.

Контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Контрольный орган муниципального образования формируется на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования. Результаты проверок, осуществляемых контрольным органом муниципального образования, подлежат опубликованию (обнародованию). Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны представлять в контрольный орган муниципального образования по его требованию необходимую информацию и документы по вопросам, относящимся к их компетенции. Избирательная комиссия муниципального образования организует подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования. Она является муниципальным органом, который не входит в структуру органов местного самоуправления. Избирательная комиссия муниципального образования организует подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования. Она является муниципальным органом, который не входит в структуру органов местного самоуправления.