Регион и область разница

Понятие субъекта федерации

Субъект РФ — это территориально-административная и правая единица, на которые делится федерация. За ними признаются крайне широкие права: принимать собственные законы, иметь свои законодательные, исполнительные и судебные органы власти, которые, как правило, дублируют центральные.

Федерация образуется в основном либо из-за необходимости учета местных условий, традиций народов, либо, потому что высоко стремление к независимости его территориально-административных единиц. Для России больше характерна первая причина: наша страна издавна была многонациональной. Множество народов уживались под одной государственной властью. Именно поэтому с переходом к демократическому политичекому режиму, при котором признается право каждого народа на самоопределение, вплоть до отделения, необходим договорной характер отношений между федеральной (центральной) властью и местной.

В нашей стране роль такого договорного начала играет как Конституция, так и Федеральный договор 1992 года. В этих документах фиксируются полномочия федеральной власти, что находится в ее ведении, и что находится в ведении субъекта РФ. Однако стоит понимать, что данные законы не в полной мере отражают суть федерализма, поскольку, к примеру, Конституция РФ 1993 года относится к «сверху данным», а не к договорной.

То есть государство просто создало проект Конституции, а народ взял и проголосовал на референдуме за нее. А вот, например в США в конце 18 века после освободительной войны от колониального государства Великобритании, штаты очень рьяно спорили о своих правах и свободах, многие даже не хотели объединяться в федерацию. В итоге благодаря во многом фигуре Дж. Вашингтона и получилось объединить эти разрозненные штаты в нечто целое — в страну.

Однако также стоит понимать, что россияне всегда были инертными по отношению к своим правам в частности, и к государству в целом. Только когда это государство доводило народ до невыносимых условий, тогда народ просто менял государство по своему усмотрению.

Виды субъектов РФ

В нашей стране существуют такие территориально-административные и правовые единицы:

Республика — это и форма власти и вид субъекта. Она обычно характеризуется выборностью всех органов власти. Имеет свою Конституцию, которая не должна противоречить Конституции Российской Федерации. Это как бы государство в государстве со своим Президентом и прочими атрибутами государственности. Однако внешняя политика, понятно, ограничена. То есть республики в составе России имеют ограниченный суверенитет.

Край — это обычно крайне протяженная имеющая свой административный центр территория. Обычно у них меньше независимости, чем у республик. Области похожи на края, только меньше по территории.

Автономные области и края — выделяются уже по национально-территориальному принципу. Чтобы понять все это, крайне рекомендую прочесть пост про то, что такое этнос и про межнациональные отношения.

Города федерального значения — обычно это столицы государств. В нашей стране к ним относится Москва и Санкт-Петербург. Сатусы субъектов могут быть и изменены по взаимному согласию федеральной и местной власти.

Полномочия федеральной власти и субъектов РФ

Лучше всего для разбора этой темы привести соответствующие положения Конституции РФ:

В ведении Российской Федерации находятся (статья 71 Конституции РФ):

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся (статья 72 Конституции РФ):

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

С уважением, Андрей Пучков



Субъекты Российской Федерации

Эта статья — о территориальных единицах верхнего уровня в России. О политическом устройстве см. Государственный строй России; об истории российского федерализма с 1918 года см. Федеративное устройство России; обо всех типах территориального деления, включая муниципальное, военное и экономическое см. Территориальное деление России. Запрос «Регионы России» перенаправляется сюда; о фракции в Государственной думе II и III созыва см. Регионы России (депутатская группа).

Политика — Портал:Политика

Россия

Эта статья — часть серии:
Политическая система
России

Субъект Российской Федерации или сокращённо субъект Федерации, субъект России — название территориальной единицы верхнего уровня в Российской Федерации.

Согласно Конституции Российской Федерации, Россия является федеративным государством и состоит из равноправных субъектов Российской Федерации, на данный момент из 85 субъектов — республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Каждый субъект федерации, помимо федеральных органов, имеет свою исполнительную (как правило, губернатора или главу), законодательную (региональные парламенты) и судебную (конституционный (уставный) суд субъекта) ветви власти. Субъекты имеют свою собственную конституцию либо устав, а также собственное законодательство, принимаемое региональными парламентами. Субъекты федерации имеют по два представителя в верхней палате российского парламента — Совете Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты федерации между собой равноправны. Субъекты имеют полномочия решать вопросы, отнесённые Конституцией к ведению субъектов. Субъекты Российской Федерации не имеют права выхода из её состава.

Современное федеративное устройство России

Особенности статуса субъектов федерации

Российскую Федерацию составляют республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, являющиеся субъектами федерации. В таблице приводятся особенности конституционно-правового статуса каждого из типов субъектов Российской Федерации. В скобках указаны статьи Конституции Российской Федерации, содержащие соответствующие положения.

Присоединение Крыма к Российской Федерации, в результате которого были образованы 2 новых субъекта Российской Федерации (Республика Крым и город федерального значения Севастополь), не получило международного признания.

Республика
  • охарактеризована в Конституции Российской Федерации как «государство» (часть 2 статьи 5);
  • статус определяется Конституцией Российской Федерации и своей конституцией (часть 2 статьи 5, часть 1 статьи 66);
  • вправе устанавливать свои государственные языки, которые употребляются наряду с русским языком в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик (часть 2 статьи 68).
Край, область, город федерального значения
  • статус определяется Конституцией Российской Федерации и своим уставом, принимаемым краевым (областным, городским) законодательным (представительным) органом (часть 2 статьи 5, часть 2 статьи 66).
Автономная область
  • статус определяется Конституцией Российской Федерации и своим уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом автономной области (часть 2 статьи 5, часть 2 статьи 66);
  • может быть принят федеральный закон об автономной области (часть 3 статьи 66).
Автономный округ
  • статус определяется Конституцией Российской Федерации и своим уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом автономного округа (часть 2 статьи 5, часть 2 статьи 66);
  • может быть принят федеральный закон об автономном округе (часть 3 статьи 66);
  • отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между соответствующим автономным округом и краем или областью (часть 4 статьи 66).

Распределение субъектов федерации по типам

Ниже приводятся сведения о количестве субъектов Российской Федерации каждого типа и их территориальном расположении.

22 республики 9 краёв 46 областей
3 города федерального значения 1 автономная область 4 автономных округа

Перечень субъектов Российской Федерации

Ниже приведен перечень существующих в настоящее время субъектов Российской Федерации. В таблице субъекты федерации приводятся в том же порядке, в котором они перечислены в статье 65 Конституции Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. В пределах каждой из этих категорий субъекты федерации упорядочены по алфавиту. Для каждого субъекта федерации приводятся его основные характеристики и сведения о его административно-территориальном делении.

Субъект Российской Федерации Флаг Герб Терри-
тория (км²)
Население
1.01.2018
Административный центр/столица Административно-территориальное деление
(согласно ОКАТО)
Код ОКАТО Муниципальные образования Административно-территориальное деление (подробно)
1e-06 Республики
1 Адыгея 7792 ↗453 376 Майкоп 7 районов и 2 города 79 7 муниципальных районов, 2 городских округа
2 Алтай 92903 ↗218 063 Горно-Алтайск 10 районов и 1 город 84 10 муниципальных районов, 1 городской округ
3 Башкортостан 142947 ↘4 063 293 Уфа 54 района и 21 город 80 54 муниципальных района, 9 городских округов
4 Бурятия 351334 ↗984 511 Улан-Удэ 21 район и 2 города 81 21 муниципальный район, 2 городских округа
5 Дагестан 50270 ↗3 063 885 Махачкала 41 район и 10 городов 82 42 муниципальных района, 10 городских округов
6 Ингушетия 3628 ↗488 043 Магас 4 района и 4 города 26 4 муниципальных района, 4 городских округа
7 Кабардино-Балкария 12470 ↗865 828 Нальчик 10 районов и 3 города 83 10 муниципальных районов, 3 городских округа
8 Калмыкия 74731 ↘275 413 Элиста 13 районов и 1 город 85 13 муниципальных районов, 1 городской округ
9 Карачаево-Черкесия 14277 ↘466 305 Черкесск 10 районов и 2 города 91 10 муниципальных районов, 2 городских округа
10 Карелия 180520 ↘622 484 Петрозаводск 16 районов и 13 городов 86 16 муниципальных районов, 2 городских округа
11 Коми 416774 ↘840 873 Сыктывкар 12 районов и 8 городов 87 15 муниципальных районов, 5 городских округов
12 Крым 26081 ↗1 913 731 Симферополь 18 районов и 16 городов 35 14 муниципальных районов, 11 городских округов
13 Марий Эл 23375 ↘682 333 Йошкар-Ола 14 районов и 4 города 88 14 муниципальных районов, 3 городских округа
14 Мордовия 26128 ↘805 056 Саранск 22 района и 7 городов 89 22 муниципальных района, 1 городской округ
15 Саха (Якутия) 3083523 ↗964 330 Якутск 33 района и 5 городов 98 34 муниципальных района, 2 городских округа
16 Северная Осетия — Алания 7987 ↘701 765 Владикавказ 8 районов и 1 город 90 8 муниципальных районов, 1 городской округ
17 Татарстан 67847 ↗3 894 284 Казань 43 района и 14 городов 92 43 муниципальных района, 2 городских округа
18 Тыва 168604 ↗321 722 Кызыл 17 районов и 2 города 93 17 муниципальных районов, 2 городских округа
19 Удмуртия 42061 ↘1 513 044 Ижевск 25 районов и 5 городов 94 25 муниципальных районов, 5 городских округов
20 Хакасия 61569 ↘537 513 Абакан 8 районов и 5 городов 95 8 муниципальных районов, 5 городских округов
21 Чечня 15647 ↗1 436 981 Грозный 17 районов и 5 городов 96 17 муниципальных районов, 2 городских округа
22 Чувашия 18343 ↘1 231 117 Чебоксары 21 район и 9 городов 97 21 муниципальный район, 5 городских округов
22.000002 Края
23 Алтайский край 167996 ↘2 350 080 Барнаул 60 районов и 11 городов 1 60 муниципальных районов, 11 городских округов
24 Забайкальский край 431892 ↘1 072 806 Чита 31 район и 5 городов 76 31 муниципальный район, 4 городских округа
25 Камчатский край 464275 ↗315 557 Петропавловск-Камчатский 11 районов и 2 города 30 11 муниципальных районов, 3 городских округа
26 Краснодарский край 75485 ↗5 603 420 Краснодар 37 районов и 15 городов 3 37 муниципальных районов, 7 городских округов
27 Красноярский край 2366797 ↗2 876 497 Красноярск 54 района и 19 городов 4 44 муниципальных района, 17 городских округов
28 Пермский край 160236 ↘2 623 122 Пермь 33 района и 14 городов 57 42 муниципальных района, 6 городских округов
29 Приморский край 164673 ↘1 913 037 Владивосток 22 района и 12 городов 5 22 муниципальных района, 12 городских округов
30 Ставропольский край 66160 ↘2 800 674 Ставрополь 26 районов и 10 городов 7 26 муниципальных районов, 9 городских округов
31 Хабаровский край 787633 ↘1 328 302 Хабаровск 17 районов и 6 городов 8 17 муниципальных районов, 2 городских округа
31.000003 Области
32 Амурская область 361908 ↘798 424 Благовещенск 20 районов и 7 городов 10 20 муниципальных районов, 8 городских округов
33 Архангельская область 589913 ↘1 155 028 Архангельск 20 районов и 8 городов (с НАО) 11 19 муниципальных районов, 7 городских округов (без НАО)
34 Астраханская область 49024 ↘1 017 514 Астрахань 11 районов и 3 города 12 11 муниципальных районов, 2 городских округа
35 Белгородская область 27134 ↘1 549 876 Белгород 21 район и 6 городов 14 19 муниципальных районов, 3 городских округа
36 Брянская область 34857 ↘1 210 982 Брянск 27 районов и 5 городов 15 27 муниципальных районов, 6 городских округов
37 Владимирская область 29084 ↘1 378 337 Владимир 16 районов и 10 городов 17 16 муниципальных районов, 5 городских округов
38 Волгоградская область 112877 ↘2 521 276 Волгоград 32 района и 6 городов 18 32 муниципальных района, 6 городских округов
39 Вологодская область 144527 ↘1 176 689 Вологда 26 районов и 4 города 19 26 муниципальных районов, 2 городских округа
40 Воронежская область 52216 ↘2 333 768 Воронеж 32 района и 15 городов 20 31 муниципальный район, 3 городских округа
41 Ивановская область 21437 ↘1 014 646 Иваново 21 район и 6 городов 24 21 муниципальный район, 6 городских округов
42 Иркутская область 774846 ↘2 404 195 Иркутск 33 района и 14 городов 25 27 муниципальных районов, 9 городских округов
43 Калининградская область 15125 ↗994 599 Калининград 13 районов и 6 городов 27 15 муниципальных районов, 7 городских округов
44 Калужская область 29777 ↘1 012 156 Калуга 24 района и 4 города 29 24 муниципальных района, 2 городских округа
45 Кемеровская область 95725 ↘2 694 877 Кемерово 19 районов и 18 городов 32 18 муниципальных районов, 16 городских округов
46 Кировская область 120374 ↘1 283 238 Киров 39 районов и 5 городов 33 39 муниципальных районов, 6 городских округов
47 Костромская область 60211 ↘643 324 Кострома 24 района и 8 городов 34 24 муниципальных района, 6 городских округов
48 Курганская область 71488 ↘845 537 Курган 24 района и 9 городов 37 24 муниципальных района, 2 городских округа
49 Курская область 29997 ↘1 115 237 Курск 28 районов и 5 городов 38 28 муниципальных районов, 5 городских округов
50 Ленинградская область 83908 ↗1 813 816 Санкт-Петербург 17 районов и 20 городов 41 17 муниципальных районов, 1 городской округ
51 Липецкая область 24047 ↘1 150 201 Липецк 18 районов и 2 города 42 18 муниципальных районов, 2 городских округа
52 Магаданская область 462464 ↘144 091 Магадан 8 районов и 2 города 44 8 муниципальных районов, 1 городской округ
53 Московская область 44329 ↗7 503 385 Москва, правительство в Красногорске 38 районов и 56 городов 46 16 муниципальных районов, 51 городской округ (46 городов и 5 ЗАТО), с 2018 года 56 городских округов и 11 муниципальных районов
54 Мурманская область 144902 ↘753 557 Мурманск 5 районов и 13 городов 47 5 муниципальных районов, 14 городских округов
55 Нижегородская область 76624 ↘3 234 752 Нижний Новгород 48 районов и 12 городов 22 48 муниципальных районов, 4 городских округа
56 Новгородская область 54501 ↘606 476 Великий Новгород 21 район и 3 города 49 21 муниципальный район, 1 городской округ
57 Новосибирская область 177756 ↗2 788 849 Новосибирск 30 районов и 7 городов 50 30 муниципальных районов, 5 городских округов
58 Омская область 141140 ↘1 960 081 Омск 32 района и 6 городов 52 32 муниципальных района, 1 городской округ
59 Оренбургская область 123702 ↘1 977 720 Оренбург 35 районов и 12 городов 53 35 муниципальных районов, 9 городских округов
60 Орловская область 24652 ↘747 247 Орёл 24 района и 3 города 54 24 муниципальных района, 3 городских округа
61 Пензенская область 43352 ↘1 331 655 Пенза 28 районов и 5 городов 56 27 муниципальных районов, 3 городских округа
62 Псковская область 55399 ↘636 546 Псков 24 района и 2 города 58 24 муниципальных района, 2 городских округа
63 Ростовская область 100967 ↘4 220 452 Ростов-на-Дону 43 района и 16 городов 60 43 муниципальных района, 12 городских округов
64 Рязанская область 39605 ↘1 121 474 Рязань 25 районов и 4 города 61 25 муниципальных районов, 4 городских округа
65 Самарская область 53565 ↘3 193 514 Самара 27 районов и 10 городов 36 27 муниципальных районов, 10 городских округов
66 Саратовская область 101240 ↘2 462 950 Саратов 38 районов и 13 городов 63 38 муниципальных районов, 4 городских округа
67 Сахалинская область 87101 ↗490 181 Южно-Сахалинск 17 районов и 9 городов 64 1 муниципальный район, 17 городских округов
68 Свердловская область 194307 ↘4 325 256 Екатеринбург 30 районов и 34 города 65 5 муниципальных районов, 68 городских округов
69 Смоленская область 49779 ↘949 348 Смоленск 25 районов и 2 города 66 25 муниципальных районов, 2 городских округа
70 Тамбовская область 34462 ↘1 033 552 Тамбов 23 района и 7 городов 68 23 муниципальных района, 7 городских округов
71 Тверская область 84201 ↘1 283 873 Тверь 36 районов и 12 городов 28 36 муниципальных районов, 7 городских округов
72 Томская область 314391 ↘1 078 280 Томск 16 районов и 6 городов 69 16 муниципальных районов, 4 городских округа
73 Тульская область 25679 ↘1 491 855 Тула 23 района и 9 городов 70 23 муниципальных района, 3 городских округа
74 Тюменская область 1464173 ↗3 692 400 Тюмень 38 районов и 26 городов
(с ХМАО и ЯНАО)
71 21 муниципальный район, 5 городских округов
(без ХМАО и ЯНАО)
75 Ульяновская область 37181 ↘1 246 618 Ульяновск 21 район и 6 городов 73 21 муниципальный район, 3 городских округа
76 Челябинская область 88529 ↘3 493 036 Челябинск 24 района и 23 города 74 27 муниципальных районов, 16 городских округов
77 Ярославская область 36177 ↘1 265 684 Ярославль 17 районов и 11 городов 78 17 муниципальных районов, 3 городских округа
77.000004 Города федерального значения
78 Москва 2561 ↗12 506 468 Москва 12 административных округов 45 146 внутригородских муниципальных образований (125 районов, 2 городских округа, 19 поселений)
79 Санкт-Петербург 1403 ↗5 351 935 Санкт-Петербург 18 районов 40 111 внутригородских муниципальных образований (81 муниципальный округ, 9 городов и 21 поселок)
80 Севастополь 864 ↗436 670 Севастополь 4 района 67 10 внутригородских муниципальных образований (9 муниципальных округов, 1 город)
80.000005 Автономная область
81 Еврейская АО 36271 ↘162 014 Биробиджан 5 районов и 1 город 99 5 муниципальных районов, 1 городской округ
81.000006 Автономные округа
82 Ненецкий АО 176810 ↗43 997 Нарьян-Мар 1 район и 1 город 11 1 муниципальный район, 1 городской округ
83 Ханты-Мансийский АО — Югра 534801 ↗1 655 074 Ханты-Мансийск 9 районов и 14 городов 71 9 муниципальных районов, 13 городских округов
84 Чукотский АО 721481 ↘49 348 Анадырь 8 районов и 1 город 77 6 муниципальных районов, 1 городской округ
85 Ямало-Ненецкий АО 769250 ↗538 547 Салехард 7 районов и 8 городов 71 7 муниципальных районов, 6 городских округов
85.000007 Российская Федерация 17125191 ↗146 880 432 Москва

Коды субъектов федерации

Основная статья: Коды субъектов Российской Федерации

Существует целый ряд разного рода кодировок субъектов Российской Федерации, согласно которым им присваиваются цифровые или буквенные обозначения для различных целей.

История российского федерализма

Современная Россия унаследовала перечень регионов от РСФСР (за рядом исключений в виде переименований и преобразований). В 1992 году российскими регионами был подписан Федеративный договор о разграничении полномочий, который был включён в текст Конституции РСФСР 1978 года. В 1993 году, когда была принята ныне действующая Конституция, насчитывалось 89 субъектов. С 1 марта 2008 года после объединения регионов осталось 83 субъекта Российской Федерации, а с 18 марта 2014 года после присоединения Крыма к России субъектов Российской Федерации стало 85.

Изменения в федеративном устройстве России после прекращения существования СССР

1990-е годы

  • С распадом СССР прошёл парад суверенитетов, обусловивший конфликт законодательств РСФСР и республик в её составе.
  • Все Советские Социалистические Республики в составе РСФСР (до мая 1991 года — АССР) стали республиками.
  • Автономные области — Адыгейская, Горно-Алтайская, Карачаево-Черкесская и Хакасская преобразованы в республики.
  • Были переименованы области: Горьковская в Нижегородскую, Калининская в Тверскую и Куйбышевская в Самарскую.
  • Поскольку все автономные округа получили возможность выхода из состава областей и краев посредством принятия соответствующего закона, Чукотский автономный округ вышел из состава Магаданской области.
  • Чечено-Ингушская АССР разделилась на 2 республики: Чеченскую Республику и Ингушетию.
  • Города республиканского подчинения РСФСР Москва и Санкт-Петербург (прежде — город Ленинград) были преобразованы в города федерального значения.
  • 31 марта 1992 года регионы Российской Федерации (за исключением Татарстана и Чечено-Ингушетии («Ичкерии») подписали федеративный договор, разграничивший полномочия федерального центра и региональных органов власти, позднее федеративный договор был включён в действовавшую конституцию. Татарстан 15 февраля 1994 года после длительных переговоров подписал двусторонний договор с Российской Федерацией о разграничении предметов ведения между федеральными и республиканскими органами власти.
  • С принятием новой Конституции Российской Федерации 1993 года все республики, края, области, автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург, а также Еврейская автономная область (вышла из состава Хабаровского края) стали равноправными субъектами Российской Федерации.
  • Сокольский район Ивановской области (2 100 км²) перешёл в состав Нижегородской области.

2000-е годы

Основная статья: Объединение регионов России

  • 7 декабря 2003 года был проведён референдум по объединению Пермской области и Коми-Пермяцкого АО в Пермский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 декабря 2005 года.
  • 17 апреля 2005 года был проведён референдум по присоединению Таймырского и Эвенкийского АО к Красноярскому краю. Предложение о присоединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 января 2007 года.
  • 23 октября 2005 года был проведён референдум по объединению Камчатской области и Корякского АО в Камчатский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 июля 2007 года.
  • 16 апреля 2006 года был проведён референдум по присоединению Усть-Ордынского Бурятского АО к Иркутской области. Предложение о присоединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 января 2008 года.
  • 11 марта 2007 года был проведён референдум по объединению Читинской области и Агинского Бурятского АО в единый Забайкальский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 марта 2008 года.

2010-е годы

  • 1 июля 2012 года территория города Москвы увеличена в 2,4 раза за счёт сопредельных районов Московской области.
  • 18 марта 2014 года на Крымском полуострове были образованы Республика Крым и город федерального значения Севастополь.

Будущее федеративного устройства России

Перспективы дальнейшего укрупнения регионов

Проводилась предварительная работа по объединению Архангельской области и Ненецкого АО в Поморский (Архангельский, Северный) край, Санкт-Петербурга и Ленинградской области в Петербургскую губернию (Невский, Санкт-Петербургский край), Москвы и Московской области в Московский федеральный округ либо Московской и Тверской областей в Центральную (Подмосковную) область, и т. д., однако, процессы по объединению были заморожены.

Порядок расширения Российской Федерации

Согласно Федеральному конституционному закону от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации», расширение Российской Федерации возможно путём присоединения к ней в качестве субъектов федерации иностранных государств или их частей, которое осуществляется исключительно по взаимному согласию России и другого заинтересованного государства.

Инициатива о принятии в состав России нового субъекта федерации, образованного на территории иностранного государства должна исходить от территории, желающей войти в состав РФ, причём именно от этого государства, а не от отколовшейся части. Это положение закона в 2004 году подтвердил Конституционный суд РФ в связи с просьбой непризнанной республики Южная Осетия войти в состав РФ. На законодательном уровне возможность присоединения к России территорий иностранных государств без согласия центральных властей последних предлагалось закрепить в 2005 и 2014 годах, однако первый законопроект (увязывавший подобное присоединение с итогами референдума о сохранении СССР) был отклонён Государственной думой, а второй (допускающий принятие в состав РФ части иностранного государства при отсутствии в этом государстве «эффективной суверенной» власти и невозможности обеспечения его властями гражданских прав) был отозван из Государственной думы инициаторами в связи с признанием Россией независимости Крыма, для упрощения присоединения которого законопроект и предлагался его инициаторами.

Президент РФ после поступления предложения о принятии новой территории в состав России в качестве субъекта (субъектов) последней уведомляет о нём российский парламент и правительство и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации. Само принятие осуществляется путём заключения соответствующего договора, в котором устанавливаются наименования и статус (республика, край, область или автономия) нового субъекта (субъектов), приобретение российского гражданства жителями присоединяемых территорий, правопреемство по отношению к иностранному государству, принятому в состав России, действие российского законодательства и функционирование органов власти на новых территориях. Договором также может устанавливаться переходный период для интеграции новой территории в Россию.

После подписания договора президент направляет его на рассмотрение в Конституционный суд и, при положительном заключении КС, вносит в российский парламент проекты федерального закона о ратификации договора и федерального конституционного закона о присоединении новой территории к России. Последний акт, который, в частности, вносит наименования новых субъектов в конституцию России, вступает в силу не ранее вступления в силу для Российской Федерации и для иностранного государства международного договора о присоединении новой территории к России.

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 5 6 Бо́льшая часть Крымского полуострова является объектом территориальных разногласий между Россией, контролирующей спорную территорию, и Украиной. Согласно федеративному устройству России, на спорной территории Крыма располагаются субъекты Российской Федерации — Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Согласно административному делению Украины, на спорной территории Крыма располагаются регионы Украины — Автономная Республика Крым и город со специальным статусом Севастополь.
  2. ↑ Сецессия — Конституционное право РФ — Яндекс. Словари (недоступная ссылка с 14-06-2016 ).
  3. ↑ Конституционный суд Российской Федерации в своем постановлении от 14 июля 1997 года № 12-П «По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области» установил, что «часть 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации о вхождении автономного округа в состав края, области носит констатирующий характер. Употребление термина „входящий“ означает признание Конституцией Российской Федерации существовавшего до её вступления в силу положения, согласно которому автономные округа, не оформившие изменение своего статуса, по-прежнему входят в состав соответствующего края или области». На сегодняшний день таковыми являются все автономные округа, кроме Чукотского автономного округа.
  4. ↑ Коды ОКАТО (Республика Крым)
  5. ↑ 1 2 Изменение 243/2014 ОКАТО
  6. ↑ 1 2 В состав Архангельской области входит Ненецкий автономный округ.
  7. ↑ Административный центр — город Санкт-Петербург не входит в состав Ленинградской области.
  8. ↑ Административный центр — город Москва не входит в состав Московской области
  9. ↑ 1 2 3 В состав Тюменской области входит Ханты-Мансийский автономный округ и Ямало-Ненецкий автономный округ.
  10. ↑ Коды ОКАТО (Севастополь)
  11. ↑ Площадь и население указаны включая Республику Крым и город федерального значения Севастополь. Площадь РФ без Республики Крым и города федерального значения Севастополя составляет 17 098 246 км².
  12. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2018 года. Проверено 25 июля 2018. Архивировано 26 июля 2018 года.
  13. ↑ Природные районы России
  14. ↑ см. ниже: Изменения в федеративном устройстве России после прекращения существования СССР
  15. ↑ Федеративный договор 1992 года был утверждён Постановлением Съезда народных депутатов РФ от 10 апреля 1992 года «О Федеративном договоре». Законом РФ от 21 апреля 1992 года № 2708-I «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» положения Федеративного договора был включены в Конституцию РСФСР 1978 года.
  16. ↑ Бушуев А.С. История переговоров Российской Федерации и Республики Татарстан в 1991-1994 годах // Федерализм. — 2014. — № 2. — С. 155—162. — ISSN 2073-1051.
  17. ↑ Государственный Архив Пермского Края — Хроника событий по объединению двух субъектов РФ
  18. ↑ 1 2 Углубление фарватера. Сможет ли Крым отделиться от Украины. Lenta.ru, 07.03.2014.
  19. ↑ Конституционный суд разъяснил Андрею Кокошину, как можно присоединить Южную Осетию к России. Грани.ру (5 августа 2004).
  20. ↑ Госдума отказалась включать в состав РФ иностранные государства, Коммерсантъ (12.03.2005).
  21. ↑ Законопроект об упрощенном порядке принятия нового субъекта в состав РФ отозван из Госдумы
  22. ↑ Закон об упрощении принятия в РФ части иного государства могут принять на следующей неделе, ТАСС (6 марта 2014).
  23. ↑ Пояснительная записка к проекту федерального конституционного закона «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон „О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации“»
  24. ↑ Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. N 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации»

> Ссылки

  • Конституция Российской Федерации. Статья 65, где перечислены субъекты Российской Федерации
  • Геокоды административно территориального деления России

11. Регион и район — соотношение понятий

11.Регион и район (край, область, зона, пояс, ареал, территория, пространство, место, локалитет, компаж): соотношение понятий.

Регион –крупноефизико-географическое, экономико-географическое и геополитическое образование. Регион – это определённая территория, обладающая целостностью и взаимосвязью её составных элементов.

И вообще определений существует уйма. Например, РЕГИОН (от лат. regionalis – местный) — гомогенное (т.е. однородное по составу) пространство; при этом гомогенность устанавливается на основе таких критериев, как: физико-географическая общность; этническая, языковая, конфессиональная или культурная общность населения; совместное прошлое; одинаковость структур хозяйственного профиля.

Район- более универсальный и менее строгий термин, привязка к политико-административному делению. Район можно рассматривать и как 1. местность, определяющуюся какими-н. географическими, экономическими и т. п. признаками. И как 2. административно-территориальную единицу. И как 3. (в узком смысле) часть населенного пункта, города.

Например, экономический район — это территориально внутренне связанные части единогонародного хозяйства страны, взаимосвязанные друг с другом их различной специализацией, постоянным обменом производимых товаров и другими экономическими отношениями.

Край– более размытое понятие, чем регион или район. Территориальное очертание существенным образом разнятся у жителей данных местностей.

В БСЭ определяется как страна, область, земля, местность. Первоначально — территория, расположенная на границах владений государства, окраина. В последствии — значительная по пространству область — географическая (Мещёрский К., Туруханский К., Уссурийский К. и др.) или историческая (Замосковный край, Новороссийский К. и др.). В узком смысле краем называется любая местность, даже незначительная по размерам, тяготеющая к какому-либо географическому объекту (городу, реке и пр.).

Область — местность, земля, край; часть какой-либо территории (страны, государства, материка, земной суши и т.п.), выделяемая при районировании по определённому существенному признаку (природным условиям, историческим традициям, этническим или экономическим особенностям, административно-политическому значению и др.), а также географическое пространство (район, зона), в пределах которого что-либо находится или распространено (зоогеографическая О., флористическая О., геосинклинальная О. и т.п.). Областями также называются административно-территориальные единицы в России и ряде зарубежных стран.

Зона (от греч. zone — пояс) — полоса, район, часть пространства, ограниченные какими-л. действительными или воображаемыми границами; территория, ареал, участок, характеризующиеся определенными признаками, напр., природная З. — пояс или полоса земного шара, характеризующаяся совокупностью определенных признаков, З. климатические, почвенные. Физико-географическая зона-одна из высших ступеней физико-географического районирования, обособляемая в пределах географического пояса. Физико-географические зоны закономерно сменяются от экватора к полюсам и от океанов вглубь континентов; имеют близкие условия температур и увлажнения, определяющие однородные почвы, растительность, животный мир и другие компоненты природной среды. В пределах физико-географической зоны по преобладанию ландшафтов того или иного типа выделяются физико-географические подзоны.

Географический пояс(природный, физико-географический) — крупнейшее зональное подразделение географической оболочки, опоясывающей земной шар в широтном направлении. Обособление географического пояса происходит в основном в связи с близким значением прихода солнечной радиации. Каждый географический пояс имеет определенный радиационный (тепловой) баланс, отличный от соседнего; часто общие черты атмосферной циркуляции, например, в умеренных широтах — западный перенос воздушных масс; скорость круговорота веществ и энергии, главные черты почв и животного мира и т.д. Каждый географический пояс имеет особый набор и черты широтных, долготных и высотных природных (ландшафтных) зон.

Земной шар подразделяется на следующие географические пояса: экваториальный, два субэкваториальных (северный и южный), два тропических, два субтропических, два умеренных, субарктический и субантарктический, арктический и антарктический.

Ареал- область распространения определенного типа биотических сообществ или экосистем любого иерархического ранга.

Территория — часть поверхности земного шарас определённымиграницами. Территорией прежде всего называется земельное пространство, на которое распространяетсяюрисдикциягосударстваилиадминистративной единицы(территориального образования) в его составе.

Пространство– (философская концептуальная категория) объективная всеобщая познаваемая форма существования материальных географических образований и объектов в пределах геосферной оболочки. Более конкретно – под географическим пространством понимается совокупность отношений между геобъектами, расположенными на конкретной территории и развивающимися во времени

Локалитет– первичная комплексная ячейка геопространства, включающая местность, социум, технокомплекс.

Компаж– регион, охватывающий почти всю совокупность проявлений человеческой деятельности в пределах рассматриваемой территории.

Понятие «компаж» (точнее «компейдж») введено американским географом Д.Уитлеси (1954 г.) и представляет собой интеллектуальную конструкцию, предназначенную для воссоздания образа региона на практике. Если «регион» — это теория, то «компаж» — метод, позволяющий ограничиться при описании региона определенным числом региональных аспектов (характеристик), отобранных в соответствии со взглядом самого исследователя. Это метод получения региональной характеристики (описания), отличающийся произвольностью и избирательностьюв выборе позиций, авторским правом подчеркивать основную тему, «ядро» региона, особым вниманием к «человеческому фактору», находящемуся в центре рассмотрения. Все это позволяет говорить о»компаже» как об особом, субъективно-художественном методе страноведения, получившем вполне научное обоснование в работе Уитлеси. Но «компаж» это только форма, структура метода, содержание в него привносится личным творческим усилием самого географа.

2. Понятие о регионе. Виды регионов

В условиях Российской Федерации под регионом понимается часть ее территории, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Причем регион не обязательно должен совпадать с

границами субъекта Федерации — в ряде случаев он может объединять территории нескольких смежных субъектов.

Регион, как главная единица социально-экономического пространства, характеризуется некоторыми структурными особенностями. В том случае, если регионообразующие признаки убывают от центра (ядра, узла) к периферии, регион именуется узловым (иногда поляризованным). Если же явного убывания не наблюдается и признаки в хорологическом (то есть от места к месту) отношении колеблются слабо 一 такой район называется однородным, равномерным (или гомогеным). В числе важных структурных элементов региона — точка, центр, очаг, фокус, ядро, полюс, периферия. Наименьшими возможностями формализации обладает точка — в сущности любой экономический объект, участок региона, внутренними размерами которого можно пренебречь (в данном случае термин нельзя смешивать с точкой в математике). Центр — точка в пределах региона, связи которой с остальной территорией функциональны (опять-таки термин следует отличать от математического центра — равноудаленной от границ точки, которая не ориентирует на наличие каких- либо связей). Понятие очаг тесно ассоциируется с предыдущим термином, но это уже не просто центр, а центр диффузии, распространяющий потоки вещества, энергии, финансов, информации на весь регион или его часть. Своеобразной разновидностью центра служит фокус, по направлению к которому происходит стягивание, концентрация потоков вещества, энергии (центр притяжения). Под ядром региона следует понимать участок, где свойства и признаки региона выражены с наибольшей яркостью (плотностью, интенсивностью). Обычно центр, очаг, фокус, ядро как бы противостоят остальной территории региона, которую можно назвать периферией. Обилие походов к определению региона, его функций, методам регионализации породило чрезвычайную пестроту в области терминирования и классификации регионов. Чаще всего в основу последней кладутся следующие критерии:

1) уровень экономического развития;

2) темпы экономического развития регионов;

3) тип территориальной структуры хозяйства (узловой и гомогенный регионы — см. выше);

4) коэффициент плотности населения;

5) темпы прироста населения;

6) характер и коэффициент производственной специализации и др.

Терминология региональных классификаций, используемая в индустриально развитых странах Запада несравненно богаче, чем в слаборазвитых.

Здесь, в частности, выделяют:

1) депрессивные регионы, демонстрировавшие в прошлом относительно высокие темпы развития;

2) стагнирующие регионы, отличающиеся крайне низкими или «нулевыми» темпами развития;

3) пионерные регионы или регионы нового освоения (в развивающихся странах роль таких регионов несколько иная);

4) микрорегионы или первичные экономические регионы, при дальнейшем дроблении которых их признаки теряются;

5) экономические регионы первого порядка (или генеральные), то есть регионы высшего порядка, образующие схемы регионального макроделения страны;

6) программные (плановые) регионы — регионы, на которые распространяются целевые программы развития и контуры которого не совпадают по территории с регионами единой сетки;

7) уникальные (проблемные и проектные) регионы, выделяемые также в развивающихся странах, и связанные е реализацией крупных новостроек (проектные регионы) или характеризующиеся крайне низким уровнем развития (проблемные) и др.