Реестр или регистр?

Вопрос 1. Понятие реестра, его виды

реестр лицевой счет эмитент

Система ведения реестра — совокупность данных, зафиксированных на бумажном или электронном носителях, которая обеспечивает идентификацию зарегистрированных лиц, удостоверение их прав на ценные бумаги, учитываемые на лицевых счетах, а также получать информацию о зарегистрированных лицах.

Реестр защищает права акционеров.

Реестр — список зарегистрированных лиц с указанием их реквизитов и количества принадлежащих им ценных бумаг.

Реестр ведется по именным ценным бумагам.

Ведение реестра регулируется нормативными документами.

Деятельность по ведению реестра является профессиональной деятельностью, которую могут осуществлять только юридические лица и как исключительный вид деятельности.

Ведение реестра осуществляется, если есть лицензия. Основные требования для получения лицензии:

  • 1. достаточный размер уставного капитала;
  • 2. достаточное количество лицевых счетов;
  • 3. наличие в штате сотрудников с высшим образованием и квалификационными аттестатами.

Профессиональный участник, осуществляющий деятельность по ведению реестра, называется регистратор, или держатель реестра.

Эмитент тоже может быть регистратором, но существуют ограничения:

Эмитент, у которого свыше 1000 акционеров, должен был передать ведение реестра регистратору. Затем это количество было снижено до 500, затем — до 50. Но в новой редакции ФЗ «О РЦБ» ограничение в 500 человек, следовательно, существует противоречие между ФЗ «О РЦБ» и ФЗ «Об АО».

Практически все эмитенты передали сегодня ведение реестра профессиональному участнику, т.к.:

  • 1) К эмитенту, ведущему реестр самостоятельно, предъявляются те же требования, те же, что и к профучастнику. Например, эмитент подвергается проверкам ФСФР.
  • 2) Эмитент может вести реестр только в том случае, если в штате предприятия имеется человек с соответствующим квалификационным аттестатом.

Если эмитент передал ведение реестра профучастнику, от ответственности за правильное ведение реестра он не освобождается (например, если в ходе эмиссии возникают проблемы при ведении реестра, эмиссия приостанавливается). Эмитент заключает договор (в соответствии с которым платит абонентскую плату за ведение лицевых счетов).

Различают два вида реестра:

  • 1. простой;
  • 2. сложный.

Простой реестр: эмитент — реестродержатель — зарегистрированные лица. Сложный реестр: эмитент — реестродержатель — посредник (трансфертагент) — зарегистрированные лица.

Появление сложной системы ведения реестра связано с тем, что в последние 10 лет появились новые отраслевые регистраторы, когда ведение реестра всех отраслевых предприятий на территории России было передано в головную организацию. Для оформления сделок на местах появляются транфертагенты. Их основные функции заключаются в информационном обслуживании (операции в реестре транфертагент не проводит). Это позволяет обслуживать всех акционеров.

Ведение реестра имеет:

  • 1. организационный аспект. По требованию законодательства в структуре реестродержателя должна быть должность — архивариус. Вся информация должна содержаться в архиве, архивом заведует отдельный человек. Документ, поступающий к регистратору, должен быть обработан нескольким лицами.
  • 2. технологический аспект. При ведении системы реестра в электроном виде должен быть сертифицированный программный продукт. Технология и сроки обработки заданы.
  • 3. информационный аспект:
    • а) Это конфиденциальность информации — неразглашение ее сотрудниками, которые имеют доступ к реестру.
    • б) выдача информации зарегистрированным лицам и эмитенту.
    • в) выдача информации из реестра лицам, не зарегистрированным в нем.