Раздельный учет по гособоронзаказу

Чем вызвана необходимость раздельного учета по гособоронзаказам?

Исполнители ГОЗ в рамках исполнения госконтракта осуществляют:

  • поставку товаров;
  • выполнение работ;
  • оказание услуг.

От обычных поставок, работ и услуг они отличаются следующими признаками:

  • осуществляются для федеральных нужд;
  • производятся в целях обеспечения обороны и безопасности страны, а также сотрудничества с иностранными государствами в военно-технической области.

Особая значимость поставок и услуг, выполняемых в рамках ГОЗ, требует от исполнителей:

  • предусмотреть отдельные аналитические счета для учета расходов по каждому госконтракту;
  • при расчете себестоимости единицы продукции по ГОЗ ориентироваться на статьи калькуляции (приложение 1 к порядку определения состава затрат по ГОЗ, утв. приказом Минпромэнерго России от 23.08.2006 № 200);
  • формировать список общепроизводственных и общехозяйственных затрат с учетом типовых номенклатур, приведенных в приложениях 5–6 к порядку, утв. приказом № 200);
  • учитывать иные расчетно-калькуляционные аспекты, предусмотренные условиями госконтрактов и нормативкой, применяемой в сфере ГОЗ.

Детализированный учет доходов и расходов позволит исполнителям ГОЗ:

  • отчитаться перед заказчиком;
  • обосновать расходование бюджетных средств.

Как организовать аналитический учет по гособоронзаказам?

Необходимость учета возникающих при выполнении ГОЗ затрат (в разрезе прямых и косвенных) побуждает исполнителя организовывать соответствующий аналитический учет по счетам бухучета:

  • 20 «Основное производство» — для учета прямых затрат по ГОЗ;
  • 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы» — для косвенных расходов, осуществляемых в рамках выполнения ГОЗ;
  • 90 «Выручка» и иные счета (44, 91 и др.).

Помочь разобраться с разграничением затрат поможет статья «Как разделить расходы по налогу на прибыль на прямые и косвенные?».

Для достижения подробной аналитики можно использовать субсчета первого и второго порядка к указанным синтетическим счетам:

  • аналитические счета первого порядка позволят персонифицировать затраты по каждому госконтракту (можно использовать для этих целей кодированный многозначный идентификатор контракта);
  • аналитические счета второго порядка разграничат расходы в рамках каждого госконтракта по видам (в соответствии с принятой для каждого ГОЗ номенклатурой: МПЗ, зарплата и др.).

К примеру, сформированный по указанному алгоритму субсчет к счету 20 может иметь вид: счет 20 субсчет «ГОЗ № 141618720010200000025000/МПЗ».

Как вести учет расходов по гособоронзаказу?

Ведение раздельного учета по гособоронзаказу может строиться по следующему алгоритму:

  • весь объем прямых затрат отражается по дебету сч. 20 «Основное производство» (в корреспонденции со сч. 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда и др.);
  • ежемесячно накопленные на сч. 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы» по распределительным алгоритмам списываются в дебет сч. 20 (если такой способ учета управленческих расходов предусмотрен в учетной политике);
  • по каждому госконтракту распределяются косвенные расходы по формулам и пропорциям, установленным в учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н).

Особое внимание исполнителям ГОЗ необходимо обратить на номенклатуру общехозяйственных и общепроизводственных затрат. В их число приказом № 200 отнесены расходы:

  • на амортизацию ОС и НМА, связанных с производством и управлением, а также их ремонт и содержание;
  • содержание аппарата управления и прочего общехозяйственного персонала;
  • исполнение внутризаводских процессов (перемещение грузов, испытания, вязанные с обеспечением техпроцесса);
  • рационализаторство и изобретательство;
  • охрану труда и содержание пожарной службы;
  • иные общепроизводственные и управленческие расходы (арендные платежи за имущество цехового и управленческого назначения и др.).

В указанных списках отсутствует часть привычных для коммерсантов расходов (например):

  • расходы на добровольное страхование (медицинское и пенсионное);
  • рекламные и представительские расходы;
  • расходы на сувенирную продукцию, проведение конференций и симпозиумов и др.

В каждом отдельном случае учета затрат по ГОЗ необходимо исходить из утвержденных смет и калькуляций, а возникающие обоснованные отклонения согласовывать с заказчиком.

Учет прямых и косвенных расходов по гособоронзаказу в «1С»

Программа «1С» позволяет автоматизировать учетные процессы, в том числе вести раздельный учет в рамках исполнения ГОЗ.

Чтобы автоматизировать раздельный учет по ГОЗ, необходимо настроить параметры программы в соответствии с принятыми в учетной политике методами и способами.

Для грамотной настройки «1С» необходимо:

  • расписать в учетной политике наименование прямых и косвенных расходов;
  • занести указанные перечни расходов в программу для автоматизации распределения расходов с 26-го на 20-й счет;
  • определить в учетной политике и задать в «1С» метод распределения затрат (пропорционально зарплате основных рабочих, объему выпущенной продукции, плановой себестоимости и др.);
  • осуществить иные настройки программы в соответствии с принятой учетной политикой.

Настройки программы «1С» зависят от версии программы и не имеют универсального характера. Дополнения могут вноситься в существующие конфигурации программы — к примеру, на базе платформы «1С:Предприятие 8» специалистами фирмы «1С» разработано прикладное решение 1С:275ФЗ, обеспечивающее поддержку исполнения платежей в соответствии с требованиями закона о гособоронзаказе от 29.12.2012 № 275-ФЗ.

Настроить конкретную версию программы можно совместными усилиями специалистов 1С и работников бухгалтерской службы, ведущих учет и обладающих знаниями необходимых нормативных документов и учетной политики своей компании.

Итоги

Раздельный учет по гособоронзаказу позволяет отчитаться перед заказчиками и контролирующими службами, а также обосновать расходование бюджетных средств. Для этого необходимо организовать аналитический учет требуемой детализации, а также разработать и закрепить в учетной политике методику раздельного учета.

О ведении раздельного учета доходов и расходов читайте в статье «Порядок ведения раздельного учета доходов и расходов».

Программа семинара:

Нормативные правовые аспекты в сфере ГОЗ.

  • Работаем с соблюдением действующего законодательства. Последние изменения правового регулирования в сфере государственного оборонного заказа, в том числе анализ Постановления Правительства РФ от 4 мая 2018 г. N 543 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 47».

Вопросы контроля.

  • Семь рубежей контроля и их необходимо знать.

Ответственность за нарушения в сфере гособоронзаказа.

  • Анализ основных нарушений и рекомендации по снижению рисков привлечения к административной ответственности. Планируемые изменения законодательства, направленные на усиление административной и уголовной ответственности в сфере ГОЗ
  • Особенности договорных отношений. Права и обязанности сторон. На что обратить особое внимание при заключение договора.

Пошаговый инструктаж.

  • Что такое гособоронзаказ и как учитывать его исполнение.

Правовые основы гособоронзаказа.

  • Участники ГОЗ.
  • Этапы ГОЗ.
  • Как заключить госконтракт.
  • Что включить в госконтракт.
  • Нюансы документального оформления сделок. Советы по снижению рисков.
  • Новые подходы в проверки контрагентов. Будьте крайне внимательны особенно при исполнении ГОЗ.

Основные правила бухучета (для коммерческих организаций).

  • Рекомендации по формированию учетной политики и разработке спецстандартов.
  • Как доработать рабочий план счетов.
  • Как учитывать доходы.
  • Особенности учета расходов при ГОЗ. РКМ-ы.
  • Учет прямых расходов. Группировка прямых статей затрат на гособоронзаказ.
  • Учет общепроизводственных расходов.
  • Учет общехозяйственных расходов.
  • Как определить финансовый результат.
  • Рекомендации по составлению РКМ.

Особенности налогообложения при выполнении ГОЗ. Особенности раздельного учета.

  • Особенности формирования налоговой базы по налогу на прибыль организаций, учет доходов и расходов для целей налогообложения. Нормирование рентабельности (прибыли)
  • Особенности формирования налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, особенности применения налоговых ставок по НДС, наиболее сложные и актуальные вопросы применения налоговых вычетов
  • Раздельный учет по НДС
    Особенности исполнения ГОЗ торговыми организациями.
  • Принципиальные изменения 2018-2019 по госзакупкам (44-ФЗ и 223-ФЗ)

Нюансы государственного регулирования цен на продукцию по ГОЗ и Госзакупкам.

  • Постановление Правительства РФ от 02.12.2017 № 1465 О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» Порядок формирования цен. РКМы.

Как идентифицировать госконтракт и платежи по нему.

  • Спецсчета в уполномоченном банке. Проблемы банковского сопровождения. Нюансы использования спецсчетов. Анализ спорных ситуаций. Рекомендации по выходу из затруднительных положений.
  • Расчеты через Казначейство. Рекомендации в свете последних разъяснений контролирующих органов.
  • Финансовый мониторинг исполнения госконтрактов, в том числе по ГОЗ. Взаимодействие с уполномоченными банками и федеральным казначейством.
  • Правила проведения плановых и внеплановых проверок и рассмотрения дел о нарушении госконтрактов.
  • Антимонопольные требования в сфере государственного оборонного заказа.
  • Ответы на вопросы
  • БОНУС — Экспрес-обзор новаций 2018-2019г: право, бухгалтерский учет, налоги.

В перерыве бизнес-ланч (с 12:00 до 13:00)