Расчеты по авансам выданным

3. Группировка расчетов по выданным авансам по счетам бухгалтерского учета бюджетных и автономных учреждений

Группировка расчетов по выданным авансам осуществляется на синтетическом счете 206 00 «Расчеты по выданным авансам» (п. 202 Инструкции N 157н).

Для учета расчетов по выданным авансам применяются следующие счета бухгалтерского учета (п.

п. 95, 96 Инструкции N 174н, п. п. 98, 99 Инструкции N 183н).

Внимание! С 01.01.2013 в соответствии с Приказом Минфина России от 12.10.2012 N 134н «О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н» Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденный Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, дополнен группировочным счетом 206 70 «Расчеты по авансам на приобретение ценных бумаг и иных финансовых вложений» и соответствующими синтетическими счетами бухгалтерского учета 206 72 «Расчеты по авансам на приобретение ценных бумаг, кроме акций», 206 73 «Расчеты по авансам на приобретение акций и по иным формам участия в капитале», 206 75 «Расчеты по авансам на приобретение иных финансовых активов».

Код синтетического счета Код группы синтетического счета Код вида синтетического счета Группировочные счета Счета бухгалтерского учета
206 1 2 0 206 10 000 «Расчеты по авансам по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда» 0 206 12 000 «Расчеты по авансам по прочим выплатам»
3 0 206 13 000 «Расчеты по авансам по начислениям на выплаты по оплате труда»
2 1 0 206 20 000 «Расчеты по авансам по работам, услугам» 0 206 21 000 «Расчеты по авансам по услугам связи»
2 0 206 22 000 «Расчеты по авансам по транспортным услугам»
3 0 206 23 000 «Расчеты по авансам по коммунальным услугам»
4 0 206 24 000 «Расчеты по авансам по арендной плате за пользование имуществом»
5 0 206 25 000 «Расчеты по авансам по работам, услугам по содержанию имущества»
6 0 206 26 000 «Расчеты по авансам по прочим работам, услугам»
3 1 0 206 30 000 «Расчеты по авансам по поступлению нефинансовых активов» 0 206 31 000 «Расчеты по авансам по приобретению основных средств»
2 0 206 32 000 «Расчеты по авансам по приобретению нематериальных активов»
3 0 206 33 000 «Расчеты по авансам по приобретению непроизведенных активов»
4 0 206 34 000 «Расчеты по авансам по приобретению материальных запасов»
4 1 0 206 40 000 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям организациям» 0 206 41 000 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям»
2 0 206 42 000 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям, за исключением государственных и муниципальных организаций»
5 2 0 206 50 000 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям бюджетам» 0 206 52 000 «Расчеты по авансовым перечислениям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств»
3 0 206 53 000 «Расчеты по авансовым перечислениям международным организациям»
6 2 0 206 60 000 «Расчеты по авансам по социальному обеспечению» 0 206 62 000 «Расчеты по авансам по пособиям по социальной помощи населению»
3 0 206 63 000 «Расчеты по авансам по пенсиям, пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления»
6 2 0 206 70 000 «Расчеты по авансам по приобретению ценных бумаг и по иным финансовым вложениям» 0 206 72 000 «Расчеты по авансам по приобретению ценных бумаг, кроме акций»
3 0 206 73 000 «Расчеты по авансам по приобретению акций и иным формам участия в капитале»
5 0 206 75 000 «Расчеты по авансам по приобретению иных финансовых активов»
9 1 0 206 90 000 «Расчеты по авансам по прочим расходам» 0 206 91 000 «Расчеты по авансам по оплате прочих расходов»

Расчеты по указанному счету в данном пособии не рассматриваются.

Еще по теме 3. Группировка расчетов по выданным авансам по счетам бухгалтерского учета бюджетных и автономных учреждений:

  1. 6. Группировка расчетов по доходам по счетам бухгалтерского учета автономного учреждения
  2. 2. Группировка финансовых вложений по счетам бухгалтерского учета бюджетного и автономного учреждения
  3. 5. Группировка расчетов по доходам по счетам бухгалтерского учета бюджетного учреждения
  4. 2.2. Группировка операций с денежными средствами по счетам бухгалтерского учета автономного учреждения
  5. 5.3.2. Перенос автономными учреждениями остатков по счетам бухгалтерского учета при переходе на План счетов автономных учреждений с Плана счетов бюджетного учета
  6. 2.1. Группировка операций с денежными средствами по счетам бухгалтерского учета бюджетного учреждения
  7. 2. Регистры бухгалтерского учета, используемые для учета расчетов по выданным авансам
  8. 5.3. Перенос бюджетными и автономными учреждениями остатков по счетам бухгалтерского учета при переходе на новый план счетов
  9. 5.3.3. Перенос автономными учреждениями остатков по счетам бухгалтерского учета при переходе на План счетов автономных учреждений с «коммерческого» Плана счетов
  10. 4. Группировка расчетов по ущербу имуществу по счетам бухгалтерского учета
  11. 2. Группировка расчетов по займам (ссудам) по счетам бухгалтерского учета
  12. 3. Группировка расчетов с прочими дебиторами по счетам бухгалтерского учета
  13. 5. Группировка расчетов с подотчетными лицами по счетам бухгалтерского учета
  14. 3. Группировка расчетов по принятым обязательствам по счетам бухгалтерского учета
  15. 2. Группировка расчетов по долговым обязательствам по счетам бухгалтерского учета
  16. 2. Группировка прочих расчетов с кредиторами по счетам бухгалтерского учета
  17. 5.3.1. Перенос бюджетными учреждениями остатков по счетам бухгалтерского учета при переходе на План счетов бюджетных учреждений с Плана счетов бюджетногоучета
  18. 2. Группировка расчетов по платежам в бюджеты по счетам бухгалтерского учета
  19. 1. Группировка принятых обязательств по счетам бухгалтерского учета
  20. 4. Группировка объектов нематериальных активов по счетам бухгалтерского учета

— Аудит — Банки — Бизнес — Бухгалтерский учет — Макро и Микроэкономика — Менеджмент — Философия — Финансы — Экономика —

Понятие аванса

Определение 1

Аванс представляет собой денежные средства или иные материальные ценности, передаваемые одной стороной взаимоотношений другой для исполнения своих обязательств до момента начала исполнения встречных обязательств. Аванс – это предварительная плата, которую часто путают с задатком. Отличие заключается в том, что если сторона обязательства не исполняет, то задаток не возвращается. Аванс в такой ситуации будет возвращен. Аванс не является обеспечением соглашения. Аванс является лишь доказательством исполнения условий контракта. Предварительный платеж всегда считается авансом, если иное не предусмотрено условиями договора.

Аванс выдается в следующих ситуациях:

  • руководством предприятия в качестве частичной оплаты труда сотрудников;
  • заказчиком до предоставления услуг или выполнения работ при заключении договоров подряда;
  • покупателем поставщику в качестве кредитования поставок до фактической отгрузки продукции;
  • покупателем недвижимости, как гарантия совершения сделки.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Авансовые расчеты регулируются в 380, 711, 735 и 823 статьях ГК РФ и в Федеральном законе №311-ФЗ России. Уплата авансовых платежей по налогу на прибыль освещена в статье 286 Налогового кодекса РФ. Операции по уплате авансов отражаются в бухгалтерском учете в соответствии с ПБУ9/99 и ПБУ10/99.

Существует определенная специфика в ситуациях, связанных с уплатой аванса. Например, авансы при выполнении подрядных работ на федеральных объектах не могут превышать тридцати процентов от общей стоимости проекта. В случае, если продавец не исполнил обязательства по контракту, то покупатель имеет право потребовать возврата авансовых сумм обратно в полной мере.

Особенности учета аванса, выданного сотруднику в качестве оплаты труда

Отражение аванса, выданного сотруднику в качестве оплаты труда, учитывается по дебету 70 счета и кредиту расчетных счетов учета. Конкретная дата выплаты аванса законодательством РФ не установлена. Статья 136 ТК РФ определяет, что заработную плату необходимо выплачивать не реже чем каждые полмесяца.

Минимальный размер авансового платежа по оплате труда не может быть ниже оклада работника за отработанное время. Соответственно минимум, на который может рассчитывать сотрудник, это тарифная ставка или оклад в сумме, пропорциональной фактически отработанному времени за первую половину месяца.

При определении суммы аванса, необходимо учитывать все составляющие ежемесячного дохода сотрудника, включая доплаты, надбавки за особые условия труда, оплату за дополнительный объем работ, оплату за совмещение должностей, замещения.

Рассчитывать аванс можно без учета выходных и праздничных дней, а можно, исходя из числа рабочих дней в первой половине месяца.

Независимо от алгоритма расчета аванса, НДФЛ необходимо удерживать только один раз при итоговом расчете заработной платы за истекший месяц. Датой получения дохода в качестве заработной платы признается:

  • последний день месяца, за который она была начислена;
  • последний день работы в организации сотрудника, если он увольняется до конца месяца.

Замечание 1

Часто возникает необходимость выдавать денежные средства под отчет сотрудникам для осуществления хозяйственных операций. Суммы, полученные подотчетным лицом, могут быть использованы только на цели, на которые они были выданы. Позднее подотчетное лицо должно будет отчитаться перед организацией по израсходованным авансам. Расчеты с подотчетными лицами отражаются на счете 71. Если остались неиспользованные денежные средства, то они должны быть возвращены в кассу предприятия. В бухгалтерском учете выданные средства под отчет средства отражаются проводкой: Дебет 71 Кредит 50 (51). Потраченные денежные средства, по принятым и утвержденным авансовым отчетам, отражаются проводками по дебету счетов 25, 26, 10 и т.д. и кредиту 71 счета.

Учет НДС с авансов

Замечание 2

Следует быть очень внимательными при учете НДС с авансов. Существует масса подводных камней обусловленных спецификой этой части бухгалтерского учета.

По общим правилам при получении аванса исполнитель должен начислить НДС к уплате в бюджет. Это определено в пункте 1 статьи 167 НК РФ. Согласно ему день полной или частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг признается моментом определения налоговой базы.

Исключение составляют только следующие случаи:

  • авансовые платежи получены предприятием, которое освобождено от уплаты НДС;
  • авансовые платежи получены в счет будущей поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг, местом реализации которых не является территория России;
  • авансовые платежи получены в счет будущих поставок, облагаемых НДС по ставке 0%;
  • авансы получены в счет будущей поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, не облагаемых НДС;
  • авансы получены производителями товаров, работ, услуг, изготовление которых имеет длительный производственный цикл — свыше шести месяце.

Есть еще одна специфическая особенность.Так, в случае расторжения договора НДС с ранее уплаченного аванса можно принять к вычету. Но для этого необходимо выполнение двух условий:

  • договор расторгнут или условия его изменены;
  • аванс возвращен покупателю.

Оформить вычет НДС с авансов возможно в двух случаях:

  • при реализации товаров, если их оплата произведена до отгрузки (вычет возможен с дня отгрузки товара);
  • при изменении условий, а также в случае расторжения договора и возврате суммы авансового платежа (вычет возможен только после отражения в бухгалтерском учете корректировок, но не позднее 1 года с дня расторжения.

Списание задолженности перед покупателем, по ранее полученному авансу, обусловленное истечением срока давности, описанным, выше условиям, не удовлетворяет.

Каждый квартал рекомендуется инвентаризировать расчеты по авансам выданным и полученным. Это поможет избежать накопления ошибок и незакрытых авансов.

Выявленные в процессе инвентаризации авансы с истекшим сроком исковой давности, подлежат списанию по каждому обязательству на основании данных инвентаризации, обоснования в письменном виде и приказа руководителя предприятия. Просроченная кредиторская задолженность при этом признается в прочих доходах в том отчетном периоде, в котором закончился срок исковой давности, в сумме, отраженной в бухгалтерском учете организации.

Учет расчетов по выданным авансам

На счете 020600000 учитываются расчеты по предоставленным учреждением в соответствии с условиями заключенных договоров (контрактов), соглашений авансовым выплатам (кроме авансов, выданных подотчетным лицам).

Группировка расчетов по выданным авансам осуществляется в разрезе видов выплат, утвержденных сметой (планом финансово-хозяйственной деятельности) учреждения по аналитическим группам синтетического счета объекта учета:

10 «Расчеты по авансам по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда»;

20 «Расчеты по авансам по работам, услугам»;

30 «Расчеты по авансам по поступлению нефинансовых активов»;

40 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям организациям»;

50 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям бюджетам»;

60 «Расчеты по авансам по социальному обеспечению»;

70 «Расчеты по авансам на приобретение ценных бумаг и иных финансовых вложений»;

90 «Расчеты по авансам по прочим расходам».

Расчеты по выданным авансам учитываются:

— авансы по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда — на счете, содержащем аналитический код группы синтетического счета 10 «Расчеты по авансам по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда» и соответствующий аналитический код вида синтетического счета финансовых активов:

2 «Расчеты по авансам по прочим выплатам»;

3 «Расчеты по авансам по начислениям на выплаты по оплате труда»

— авансы по работам, услугам — на счете, содержащем аналитический код группы синтетического счета 20 «Расчеты по авансам по работам, услугам» и соответствующий аналитический код вида синтетического счета финансовых активов:

1 «Расчеты по авансам по услугам связи»;

2 «Расчеты по авансам по транспортным услугам»;

3 «Расчеты по авансам по коммунальным услугам»;

4 «Расчеты по авансам по арендной плате за пользование имуществом»;

5 «Расчеты по авансам по работам, услугам по содержанию имущества»;

6 «Расчеты по авансам по прочим работам, услугам»;

— авансы по поступлению нефинансовых активов — на счете, содержащем аналитический код группы синтетического счета 30 «Расчеты по авансам по поступлению нефинансовых активов» и соответствующий аналитический код вида синтетического счета финансовых активов:

1 «Расчеты по авансам по приобретению основных средств»;

2 «Расчеты по авансам по приобретению нематериальных активов»;

3 «Расчеты по авансам по приобретению непроизведенных активов»;

4 «Расчеты по авансам по приобретению материальных запасов»;

— авансовые безвозмездным перечислениям организациям — на счете, содержащем аналитический код группы синтетического счета 40 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям организациям» и соответствующий аналитический код вида синтетического счета финансовых активов:

1 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям»;

2 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций»;

— авансовые безвозмездным перечислениям бюджетам — на счете, содержащем аналитический код группы синтетического счета 50 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям бюджетам» и соответствующий аналитический код вида синтетического счета финансовых активов:

1 «Расчеты по авансовым перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»;

2 «Расчеты по авансовым перечислениям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств»;

3 «Расчеты по авансовым перечислениям международным организациям»;

— авансы по социальному обеспечению — на счете, содержащем аналитический код группы синтетического счета 60 «Расчеты по авансам по социальному обеспечению» и соответствующий аналитический код вида синтетического счета финансовых активов:

1 «Расчеты по авансам по пенсиям, пособиям и выплатам по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения»;

2 «Расчеты по авансам по пособиям по социальной помощи населению»;

3 «Расчеты по авансам по пенсиям, пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления»;

— авансы на приобретение ценных бумаг и иных финансовых вложений, а также авансы, произведенные по государственным (муниципальным) контрактам при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и (или) на приобретение объектов недвижимости государственной (муниципальной) собственности — на счете, содержащем аналитический код группы синтетического счета 70 «Расчеты по авансам на приобретение ценных бумаг и иных финансовых вложений» и соответствующий аналитический код вида синтетического счета финансовых активов:

2 «Расчеты по авансам на приобретение ценных бумаг, кроме акций»;

3 «Расчеты по авансам на приобретение акций и по иным формам участия в капитале»;

5 «Расчеты по авансам на приобретение иных финансовых активов»;

— авансы по прочим расходам — на счете, содержащем аналитический код группы синтетического счета 90 «Расчеты по авансам по прочим расходам» и соответствующий аналитический код вида синтетического счета финансовых активов:

  1. «Расчеты по авансам по оплате прочих расходов».

Бюджетному учреждению на лицевой счет поступает возврат дебиторской задолженности прошлых лет. Данная задолженность учитывается на счете 206 в рамках субсидии на выполнение госзадания.
Какими бухгалтерскими записями отразить данные операции? Какой код видов расходов бюджета необходимо указать при применении статьи 510 КОСГУ?

24 апреля 2018

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Операция по возврату контрагентом дебиторской задолженности прошлых лет по расходам в бухгалтерском учете бюджетного учреждения отражается по статье 510 «Поступления на счета» КОСГУ.
В рассматриваемой ситуации по счетам аналитического учета счета 0 201 11 000 «Денежные средства на лицевых счетах учреждения в органе казначейства» в 1-17 разрядах номера счета отражаются нули, в 15-17 разрядах номера счета бухгалтерского учета соответствующего аналитического счета счета 0 206 00 000 указывается код видов расходов бюджета, по забалансовому счету 17 в зависимости от порядка отражения данных операций, установленного учредителем, указывается код вида источников финансирования дефицитов бюджетов 510 «Поступления на счета бюджетов» или КВР, по которому ранее были проведены расходы.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 3 раздела V Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, поступления государственных (муниципальных) бюджетных учреждений от возврата дебиторской задолженности прошлых лет по ранее произведенным ими расходам отражаются по статье 510 «Поступления на счета» КОСГУ.
Бухгалтерские записи для отражения возврата ранее произведенных авансовых платежей прямо предусмотрены п. 98 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее — Инструкция N 174н).
В соответствии с п.п. 365, 367 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), операции по возврату дебиторской задолженности прошлых лет отражаются с применением забалансового счета 17 «Поступления денежных средств».
В соответствии с п.п. 21.1, 21.2 Инструкции N 157н, п. 2.1 Инструкции N 174н при ведении бюджетными учреждениями бухгалтерского учета хозяйственные операции в зависимости от их экономического содержания отражаются на счетах утвержденного в рамках формирования учетной политики Рабочего плана счетов, содержащих в структуре номера счета:
— в 1-4 разрядах — код раздела, код подраздела расходов бюджета;
— в 5-14 разрядах — нули, если иное не установлено учетной политикой субъекта учета;
— в 15-17 разрядах — аналитический код вида поступлений или аналитический код вида выбытий, соответствующий коду (составной части кода) бюджетной классификации Российской Федерации (аналитической группе подвида доходов бюджетов, коду вида расходов, аналитической группе вида источников финансирования дефицитов бюджетов).
При этом по счетам аналитического учета счета 0 201 00 000 «Денежные средства учреждения» в 1-17 разрядах номера счета отражаются нули.
В то же время в рассматриваемой ситуации в 15-17 разрядах номера счета бухгалтерского учета соответствующего аналитического счета счета 0 206 00 000 указывается код видов расходов бюджета, по которому ранее были произведены расходы.
Планом счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений не предусмотрено формирование по забалансовым счетам 26-значного кода счета, как это предусмотрено для балансовых счетов. Вместе с тем ведение дополнительных аналитических разрезов по забалансовым счетам 17 «Поступления денежных средств» и 18 «Выбытия денежных средств», аналогичных по своей сути 1-4, 15-17, 24-26 разрядам номеров балансовых счетов, обусловлено требованиями Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н (далее — Инструкция N 33н), в соответствии с положениями которой бюджетное учреждение составляет бухгалтерскую отчетность. Порядок и способ ведения таких аналитических разрезов может быть урегулирован положениями учетной политики учреждения (п. 6 Инструкции N 157н).
В соответствии с абзацем 8 п. 44 Инструкции N 33н суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет подлежат отражению в строке 591 раздела «Источники финансирования дефицита средств учреждения» Отчета об исполнении учреждением Плана ФХД (ф. 0503737), далее — Отчет (ф. 0503737), с последующей детализацией показателей в разрезе кодов аналитики в строках, формирующих показатель строки 950 раздела «Сведения о возвратах остатков субсидий и расходов прошлых лет» Отчета (ф. 0503737). Причем в строке 951 раздела 4 Отчета (ф. 0503737) отражается код аналитики 510 (письмо Минфина России от 20.12.2017 N 02-07-10/85225). Следовательно, операции по возврату дебиторской задолженности прошлых лет отражаются по счету 17 с указанием кода вида источников финансирования дефицитов бюджетов 510 «Поступления на счета бюджетов».
В то же время помимо кода 510 возврат дебиторской задолженности прошлых лет может быть отражен на забалансовом счете 17 в разрезе иных аналитических составляющих, необходимых для раскрытия информации в отчетности, например, по тому КВР, по которому ранее были проведены расходы. Данный порядок отражения рассматриваемых операций может быть установлен учредителем бюджетного учреждения. В таком случае в строке 951 раздела 4 Отчета (ф. 0503737) отражается код аналитики в виде КВР, по которому ранее были проведены расходы.
Таким образом, операции по поступлению сумм возврата дебиторской задолженности прошлых лет на лицевой счет бюджетного учреждения отражаются бухгалтерской записью:
Дебет 00000000000000000 4 201 11 510 (увеличение забалансового счета 17, АнКВИ 510 (КВР ХХХ), КОСГУ 510) Кредит ХХХХ0000000000ХХХ 4 206 ХХ 660.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Дурнова Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

Вопрос недели: Можно ли получить предоплату от бюджетной организации?

Имеет ли право бюджетная организация производить 100% предоплату (аванс) при покупке товаров, работ, услуг или она должна работать с оплатой по факту поставки, либо с авансовым платежом не более 30%

Сообщаю Вам следующее:

Бюджетная организация может производить до 100 процентов предоплаты от суммы договора, но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств, в случаях, определенных в Постановлении Правительства РФ от 30.12.2016 N 1551. Например, по договорам об оказании услуг связи, о подписке на печатные издания и об их приобретении, обучении на курсах повышения квалификации, о прохождении профессиональной переподготовки и пр. В размере, не превышающем 30 процентов суммы договора — по договорам о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, если иное не установлено данным Постановлением, а также федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Таким образом, при покупке товаров, работ и услуг бюджетные учреждения устанавливают авансовые платежи в размерах, определенных положениями п. 42 Постановления N 1551.

Подборка материалов по Вашему вопросу:

При заключении в 2017 году в рамках реализации Федерального закона N 44-ФЗ <1> контракта, оплата которого будет производиться за счет средств федерального бюджета, бюджетным учреждениям следует руководствоваться положениями п. 42 и 43 Постановления Правительства РФ от 30.12.2016 N 1551 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (далее — Постановление N 1551) (Письмо Минэкономразвития России от 20.03.2017 N ОГ-Д28-3105).

Пунктом 43 Постановления N 1551 установлено, что органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя в отношении федеральных бюджетных и автономных учреждений, обеспечивают включение указанными учреждениями при заключении ими договоров (контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг условий об авансовых платежах в объеме, не превышающем предельных размеров выплат авансовых платежей, установленных в силу п. 42 Постановления N 1551 для получателя средств федерального бюджета. Несмотря на отсутствие со стороны учредителя требований к установлению размеров авансовых платежей, федеральные бюджетные учреждения при заключении контракта в 2017 году должны учитывать положения п. 42 Постановления N 1551. Данный пункт разработан для получателей бюджетных средств; в нем Правительством РФ устанавливаются размеры авансовых платежей, которые ставятся в зависимость от предмета контракта и суммы доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. Так, в названном пункте сказано, что получатели бюджетных средств по государственным контрактам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг вправе предусмотреть авансовые платежи в размере 30% от суммы контракта, но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации РФ.

В отношении бюджетных учреждений лимиты бюджетных обязательств не утверждаются, поэтому для них ограничением размера авансового платежа может являться объем денежных средств, предусмотренных по КБК, по которому будет производиться оплата контракта, утвержденный планом финансово-хозяйственной деятельности, сведениями об операциях с целевыми субсидиями. Обычно бюджетные учреждения при заключении контракта учитывают данные обстоятельства, и сумма контракта, авансового платежа по контракту соответствует объему доведенных до учреждения сумм субсидий. Приведем положения п. 42 Постановления N 1551 с учетом особенностей деятельности бюджетных учреждений.

Бюджетные учреждения при заключении государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, оплата которых будет производиться за счет сумм субсидий, выделенных из федерального бюджета, вправе предусматривать авансовые платежи в следующих случаях и размерах.

В размере 30% устанавливаются авансовые платежи от суммы государственного контракта, предметом которого являются поставка товаров, выполнение работ и оказание услуг.

В размере свыше 30 и до 80% устанавливаются авансовые платежи по государственным контрактам на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на импортозамещение технологической продукции, при включении в контракты условия о перечислении авансовых платежей на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях ЦБ РФ для учета операций со средствами организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса, а также при получении к указанным государственным контрактам подтверждения от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешней и внутренней торговли, о соответствии такого контракта целям импортозамещения технологической продукции до проведения конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществления закупки у единственного поставщика. Исключение — государственные контракты, исполнение которых подлежит банковскому сопровождению в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В размере свыше 30% суммы контракта устанавливаются авансовые платежи при включении в контракт условия о перечислении авансовых платежей на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях ЦБ РФ для учета операций со средствами организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса (исключение составляют контракты, указанные нами выше, в которых устанавливаются размеры авансовых платежей от 30 до 80%).

Авансовый платеж в размере 100% устанавливается по контрактам, предметом которых являются:

— оказание услуг связи, подписка на печатные издания и их приобретение;

— обучение на курсах повышения квалификации, прохождение профессиональной переподготовки;

— участие в научных, методических, научно-практических и иных конференциях;

— проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;

— проведение проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансовое обеспечение строительства, реконструкции или технического перевооружения которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета;

— приобретение авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом и путевок на санаторно-курортное лечение;

— обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

— аренда индивидуального сейфа (банковской ячейки);

— проведение лечения граждан РФ за пределами территории РФ (если контракт заключается Минздравом с иностранными организациями);

— проведение мероприятий по тушению пожаров.

По государственным контрактам, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности РФ (если иное не установлено законодательством РФ), заключенным:

— на сумму, не превышающую 600 млн руб., может быть установлен аванс в пределах 30% стоимости контракта;

— на сумму, превышающую 600 млн руб., может быть установлен аванс в пределах 30% стоимости контракта с последующим авансированием выполняемых работ после подтверждения выполнения предусмотренных контрактом работ в объеме произведенного авансового платежа (с ограничением общей суммы авансирования не более 70% суммы контракта).

Пунктом 42 Постановления N 1551 также установлено, что в контрактах на приобретение товаров и услуг, включенных в Перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 14.03.2017 N 455-р, авансовые платежи не предусматриваются.

Из всего вышесказанного следует, что при заключении в 2017 году государственных контрактов в рамках реализации Федерального закона N 44-ФЗ бюджетные учреждения устанавливают авансовые платежи в размерах, определенных положениями п. 42 Постановления N 1551.

{Постановление Правительства РФ от 30.12.2016 N 1551 (ред. от 06.09.2017) «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» {КонсультантПлюс}}

{Вопрос: Заказчиком государственного контракта является бюджетное учреждение. Какой размер авансовых платежей следует предусмотреть при заключении контракта в 2017 году? Субсидии бюджетное учреждение получает из федерального бюджета. («Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение», 2017, N 6) {КонсультантПлюс}}