Расчет платных услуг

Калькуляция платных услуг в учреждениях культуры

Бюджетные учреждения культуры и искусства помимо уставной осуществляют также и иную деятельность, приносящую доход. Самые распространенные услуги, оказываемые населению, — это проведение платных спектаклей, концертов, показ кинофильмов. В небольших сельских клубах и домах культуры это, как правило, проведение вечеров отдыха, дискотек, различных концертных программ и т.п. Покупая входные билеты, население оплачивает данные мероприятия. Для расчета цены билета специалисты бухгалтерских служб составляют калькуляцию каждой услуги в отдельности, учитывая специфику расходов. В данную цену должны входить все собранные затраты, чтобы у учреждения оставалась прибыль. При этом не следует завышать тариф, так как есть вероятность уменьшения спроса населения на услуги данного вида. В представленной статье будет освещен порядок составления калькуляции платных услуг, оказываемых учреждениями культуры, и приведен пример распределения косвенных затрат между разными видами таких услуг.

Общие положения организации платных услуг в учреждениях культуры

Платные услуги учреждениями культуры оказываются в соответствии с потребностями населения на основании приказа руководителя учреждения. Он координирует деятельность всех служб, которые обеспечивают и производят платные услуги, а также решает вопросы, выходящие за рамки компетенции отдельно взятого подразделения. Утверждение перечня платных услуг, как правило, также производится руководителем и согласуется с органами местных властей.

Руководитель учреждения отвечает за:

  • подбор специалистов;
  • распределение времени предоставления платных услуг;
  • осуществление контроля качества предоставляемых услуг;
  • разрешение конфликтных ситуаций с лицами, оплатившими услугу.

Специалисты, непосредственно оказывающие платную услугу, несут персональную ответственность за полноту и качество ее выполнения.

Предоставление платных услуг производится только по видам, предусмотренным в уставе учреждения.

Учреждение обязано обеспечить граждан бесплатной, доступной и достоверной информацией:

  • о режиме работы учреждения;
  • о видах услуг, оказываемых бесплатно;
  • об условиях предоставления и получения бесплатных услуг;
  • о видах платных услуг с указанием их стоимости;
  • о контролирующих организациях.

При предоставлении платных услуг сохраняется установленный режим работы учреждения, не должны сокращаться услуги, предоставляемые на бесплатной основе, и ухудшаться их качество.

Предоставление платных услуг осуществляется в рамках договоров, которые бывают устными и письменными.

Устная форма договора в соответствии с п. 2 ст. 159 ГК РФ предусмотрена в случаях предоставления услуг немедленно. Наиболее распространенной из таких услуг является реализация входных билетов.

Однако существуют и услуги, для которых письменное закрепление договора является обязательным условием. Эта форма договора ст. 161 ГК РФ установлена в случаях, когда предоставление услуг носит длительный по времени характер (прокат музыкального оборудования, аренда помещений, организация концертных программ). При этом в договоре указываются условия и сроки получения платных услуг, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон.

Статьей 52 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденных ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1 (далее — Закон N 3612-1), определено, что при организации платных мероприятий учреждения культуры вправе устанавливать льготы для отдельных категорий граждан (пенсионеров, студентов, детей, инвалидов и т.д.). Порядок установления таких льгот для организаций культуры, находящихся в федеральном ведении, определяется Правительством РФ (Постановление N 712 <1>), для учреждений культуры, находящихся в ведении субъектов РФ, — органами государственной власти субъектов РФ, для организаций культуры, находящихся в ведении органов местного самоуправления, — органами местного самоуправления.

<1> Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 712 «О предоставлении льгот отдельным категориям посетителей федеральных государственных организаций культуры».

Согласно статистике, процесс ценообразования платных услуг в учреждениях культуры происходит по-разному в зависимости от направления деятельности этих учреждений (Постановление N 132 <2>). Например, для расчета цены одного билета по услугам, предоставляемым кинотеатрами, берется либо цена за одну серию (показ фильмов), либо стоимость суток проката видеокассеты (прокат видеокассет). Цена билета на спектакль напрямую зависит от расположения посадочного места в зале (проведение концертов, спектаклей). В случае если услуги предоставляются музеями и выставками, стоимость билета будет определяться в зависимости от времени посещения данных заведений посетителями. Как правило, цена указывается с учетом экскурсионного обслуживания.

<2> Постановление Госкомстата России от 30.10.1996 N 132 «Об утверждении Методических указаний о порядке регистрации цен и тарифов на отдельные виды платных услуг населению».

Порядок составления калькуляции

Платные услуги, оказываемые учреждениями культуры, не входят в Перечень, утверждаемый Постановлением Правительства РФ N 239 <3>, и поэтому не подлежат государственному регулированию.

<3> Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

Порядок формирования цен на данные услуги предусмотрен Методическими рекомендациями по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, утвержденными Письмом Минэкономики России от 06.12.1995 N СИ-484/7-982. Согласно их п. 4.1 свободные цены и тарифы на платные услуги для населения формируются исходя из себестоимости и необходимой прибыли с учетом конъюнктуры рынка, качества и потребительских свойств услуг.

Указанные Методические рекомендации дают лишь общее представление о формировании цен. Более конкретно, детально тарифы на платные услуги, предоставляемые населению, рассчитываются специалистами бухгалтерских и экономических служб учреждений культуры самостоятельно на основании калькуляции на каждый вид услуги (ст. 52 Закона N 3612-1).

Примечание. Калькуляция — это определение себестоимости единицы отдельных видов продукции или услуг. Калькуляция как способ группировки затрат относительно конкретной единицы продукции или услуги дает возможность отследить каждую составляющую себестоимости продукции (работ, услуг).

Процесс калькуляции представляет собой группировку всех затрат, образующих себестоимость услуги, по определенным видам, так называемым статьям калькуляции.

Расчет стоимости платных услуг, оказываемых учреждениями культуры, производится за единицу оказанных услуг по калькуляционным статьям расходов, которые определяются в соответствии с бюджетной классификацией РФ, утвержденной Приказом Минфина России N 74н <4>. При этом расходы по созданию услуги могут быть как прямыми, так и косвенными.

<4> Приказ Минфина России от 24.08.2007 N 74н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».

Примечание. Прямые — это затраты, которые можно отнести к конкретному виду услуги. Отнесение же косвенных расходов на создание определенной услуги не представляется возможным.

Как уже было сказано выше, учреждения культуры самостоятельно разрабатывают методы расчета калькуляции и согласовывают с исполнительными органами власти на местах. Например, Правительство г. Санкт-Петербурга предлагает при составлении калькуляции платных услуг выделять следующие статьи (Распоряжение N 52-р <5> (далее — Методические указания)).

<5> Распоряжение Правительства г. Санкт-Петербурга от 01.08.2005 N 52-р «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию тарифов (цен) на платные услуги, оказываемые государственными учреждениями Санкт-Петербурга».

Статьи затрат, включаемых в калькуляцию

Статья затрат

Вид

расходов

Что включается

  1. Основная

заработная плата

Прямые

Затраты на оплату труда работников,

непосредственно участвующих в организации

и создании платной услуги, в соответствии

со штатным расписанием, пропорционально

затрачиваемому времени на производство

услуги

  1. Дополнительная

заработная плата

Прямые

Выплаты, предусмотренные

законодательством о труде или

коллективными договорами (в том числе

стимулирующие надбавки), а также за

очередные, дополнительные и не

использованные отпуска, за работу в

ночное время и праздничные дни, премии,

надбавки за сложность, напряженность

  1. Начисления на

оплату труда

Прямые

Обязательные отчисления по нормам,

установленным гл. 24 НК РФ. При

определении цен на услугу включаются

также и взносы страхования в ФСС от

профессиональных заболеваний и несчастных

случаев на производстве от фонда оплаты

труда, установленные Федеральным законом

от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном

социальном страховании от несчастных

случаев на производстве и

профессиональных заболеваний»

  1. Основные материалы

Прямые

Стоимость приобретаемого сырья и

материалов в процессе оказания услуг

(декорации, музыкальное и осветительное

оборудование, постановочно-сценические

средства, необходимые канцелярские и

хозяйственные принадлежности)

  1. Комплектующие

изделия

Прямые

Затраты на приобретаемые изделия, которые

предполагается использовать для

обеспечения нормального процесса работы

оборудования. Исходя из необходимости

материальных запасов и оборудования в

соответствии с технологией оказания

конкретной платной услуги

  1. Транспортные

расходы

Косвенные

Затраты на перевозку материалов и

комплектующих изделий, в том числе

расходы по аренде транспортных средств,

связанных с доставкой материалов и

комплектующих

  1. Коммунальные

платежи

Косвенные

Сумма затрат определяется исходя из

условий договоров, заключенных с

ресурсоснабжающими организациями и

организациями, оказывающими коммунальные

услуги, при отсутствии договоров — исходя

из средних цен этих услуг за предыдущие

периоды

  1. Горюче-смазочные

материалы

Косвенные

Стоимость бензина и других ГСМ в

соответствии с нормами расхода топлива и

смазочных материалов на автомобильном

транспорте, утвержденными Распоряжением

Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-Р

  1. Расходы на

эксплуатацию

оборудования

Косвенные

Затраты на энергию, наладку и

обслуживание оборудования и другие

расходы аналогичного характера

  1. Амортизационные

отчисления

Косвенные

Амортизационные отчисления основных

средств и НМА, производимые в

соответствии с Инструкцией N 25н <6>

  1. Общехозяйственные

расходы

Косвенные

Основная и дополнительная заработная

плата вместе с отчислениями на социальные

нужды административно-управленческого

персонала, амортизация зданий, складов и

инвентаря (за исключением относящихся к

прямым расходам), расходы на служебные

командировки, охрану труда, услуги связи,

охраны, подбор кадров, повышение

квалификации работников и другие

обязательные платежи

  1. Прочие расходы

Косвенные

Обоснованные расходы, не включенные в

вышеназванные статьи

<6> Приказ Минфина России от 10.02.2006 N 25н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету».

Если в силу специфики технологического процесса услуги невозможно или нецелесообразно учесть отдельно прямые затраты учреждения, то они должны быть распределены косвенным методом.

Согласно п. 3.9 Методических указаний общая схема косвенного распределения затрат учреждения такова:

  • устанавливается объект, на который распределяются затраты учреждения (услуга, продукт, место возникновения затрат);
  • устанавливается база распределения затрат — показатель, с использованием которого производится распределение затрат учреждения;
  • рассчитывается ставка распределения путем деления величины распределяемых косвенных затрат учреждения на величину выбранной базы распределения;
  • рассчитывается величина приходящейся на каждый объект величины косвенных затрат учреждения путем умножения рассчитанной ставки на соответствующую данному объекту величину базы распределения.

Примечание. Как показывает практика, не существует такой системы калькулирования затрат, которая позволила бы определить себестоимость единицы услуги со стопроцентной точностью. Любое косвенное отнесение затрат на услугу, как бы хорошо оно ни было обосновано, искажает фактическую себестоимость, снижает точность калькулирования.

Пример. Экономисты Государственного Дворца культуры составляют калькуляцию следующих видов услуг:

  • выступление танцевальных коллективов;
  • хоровой концерт.

Данные мероприятия являются платными и производятся в рамках приносящей доход деятельности.

В состав затрат, включаемых в себестоимость данных услуг, входят:

Статьи затрат

Сумма затрат по каждому виду

услуги отдельно, руб.

Выступление

танцевальных

коллективов

Хоровой

концерт

Основная заработная плата

50 000

60 000

Отчисления на социальные нужды (прямые)

10 000

15 000

Основные материалы (прямые)

30 000

40 000

Коммунальные платежи (косвенные)

100 000

Амортизационные отчисления (косвенные)

50 000

Представленные в таблице затраты рассчитаны на год, при этом выступления производятся один раз в год.

Танцевальные коллективы и хор выступают в одном и том же концертном зале, вмещающем 200 посадочных зрительских мест, причем стоимость билета не зависит от расположения посадочного места.

Необходимо распределить коммунальные платежи и амортизационные отчисления между данными видами услуг, а также рассчитать себестоимость одного билета.

Базой для распределения затрат является показатель «Основная заработная плата».

  1. Рассчитаем коэффициент распределения косвенных затрат:
  • для выступления танцевальных коллективов он будет равен 0,45 (50 000 руб. / (50 000 + 60 000) руб.);
  • для хорового концерта — 0,55 (60 000 руб. / (50 000 + 60 000) руб.).
  1. Распределим коммунальные платежи с использованием рассчитанного коэффициента:
  • выступление танцевальных коллективов — 45 000 руб. (0,45 x 100 000 руб.);
  • хоровой концерт — 55 000 руб. (0,55 x 100 000 руб.).
  1. Распределим амортизационные отчисления:
  • выступление танцевальных коллективов — 22 500 руб. (0,45 x 50 000 руб.);
  • хоровой концерт — 27 500 руб. (0,55 x 50 000 руб.).
  1. Итого сумма общих затрат составляет:
  • выступление танцевальных коллективов — (157 500 руб. (50 000 + 10 000 + 30 000 + 45 000 + 22 500));
  • хоровой концерт — (197 500 руб. (60 000 + 15 000 + 40 000 + 55 000 + 27 500)).
  1. Определим стоимость одного входного билета:
  • выступление танцевальных коллективов — 787,50 руб. (157 500 руб. / 200 мест);
  • хоровой концерт — 987,50 руб. (197 500 руб. / 200 мест).

Л.Ларцева

Редактор журнала

«Учреждения культуры и искусства:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Лето: уходим в отпуск
Все о театральных билетах и не только

Финансовое обеспечение деятельности образовательного учреждения «Кировская гимназия»

после подписания договора целесообразно посетить страну и проверить соответствие предоставляемых условий по контракту действительности.

В настоящий момент организационная структура гимназии сформирована без учета задач, которые необходимо выполнять для организации групп по программе образовательного туризма в рамках реализуемых учебных планов. Де-факто выполняются работы, которые де-юре не предусмотрены, а, следовательно, не нормированы и не поддерживаются финансово.

Таким образом, на сегодняшний день сложилась ситуация, когда часть работ, необходимых для качественной подготовки студентов, выполняется сотрудниками гимназии на общественных началах. Для разрешения данной ситуации в гимназии предлагается создать отдел по международным связям с прямым подчинением его директору. На рис. 3.1 представлена организационная структура нового отдела, обоснование которой дано ниже.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Рис.3.1 Структура отдела международных связей

Обоснование предложенной структуры

Так как данный отдел формируется на базе государственного учебного заведения и для решения конкретных задач — формирования образовательных туров для собственных студентов, то количество сотрудников должно быть небольшим.

Задачи отдела по МС:

создание и развитие официального сайта,

маркетинговый анализ туристского рынка по предоставлению образовательных программ,

анализ технологий создания программ обмена,

ведение переписки с зарубежными образовательными учреждениями,

организация совместных культурных проектов с зарубежными образовательными учреждениями

создание клиентской базы,

поиск информации о колледжах в различных странах,

проведение начальных переговоров,

разработка программ обмена,

организация и подготовка процесса приема иностранных студентов,

организация и подготовка отправления школьников гимназии за границу,

перевод сопроводительной документации,

помощь в организации и проведении деловых переговоров.

Цели отдела по МС:

создание благоприятных условий для организации программ обмена,

формирование положительного имиджа гимназии в мировой электронном пространстве,

организация и поиск дополнительных образовательных ресурсов для гимназии.

Для реализации задач отдела необходимо сформировать следующий штат сотрудников:

заместитель директора по МС,

системный программист,

референт по международным связям,

переводчик.

Количество сотрудников данного отдела:

системный программист — 1 человек,

переводчик — 2 человека,

референт по международным связям — 2 человека.

Рассчитаем расходы гимназии по содержанию отдела по МС

Таблица 3.3

Статья расходов

Размер

Зарплата сотрудников отдела

Зам. директора по МС

3139,20

15 разрад

Переводчик

13 разряд

Переводчик

13 разряд

Системный программист

2256,00

13 разряд

Референт по международным связям

2338,56

12 разряд

Референт по международным связям

2338,56

12 разряд

Расходы на техническое содержание компьютерной сети

Ремонт/амортизация

Раз в месяц

Расходные материалы

картридж

От 1200

Зависит от технического оснащения

100 руб.

Раз в 3 месяц

бумага

От 200

Зависит от первоначальных задач

ручки

50 руб.

Раз в три месяца

Мелкие расходы

200 руб.

Раз в месяц

Интернет

Доступ в сеть

900 руб

Неограниченный доступ

Итого

На сегодняшний день гимназия установил связи с колледжами США, Норвегии, Германии и Франции.

Норвегия на 1 человека

США на 1 человека

Гимназия

100 долларов

300 долларов

Партнеры

120 долларов

280 долларов

Семья

200 долларов

500 долларов

Итого

420 долларов

1080 долларов

финансовый бюджетный образовательный

Использование средств бюджета и средств партнеров увеличивают возможность посещения более широкого круга стран.

На базе данной программы, гимназия может получить дополнительные средства финансирование, которые будут направлены на реализацию проекта МС.

Для получения государственного финансирование необходимо представить заключенные договора, и доказать необходимость и рентабельность туристского проекта

В качестве основного вывода, автор данного диплома считает, что наиболее приемлемым вариантом является поиск и организация программ обмена с частными школами Швеции, Германии и организация образовательных туров за счет иностранных и российских спонсоров, а также внебюджетных средств. Данный метод работы по организации образовательных туров используется многими колледжами и школами Санкт-Петербурга.

3.3 Рекомендации по ценообразованию во внебюджетной деятельности гимназии

При определении цен на предоставляемые услуги (работы) необходимо:

Разработать методики расчета цен на услуги, предоставляемые МОУ, включающие в себя:

определение базы для расчета цен (по плановым или фактическим расходам);

порядок определения размеров прямых и накладных расходов;

механизм учета уровня инфляции в зависимости от срока предоставляемой услуги;

особенности формирования цены на различные виды услуг с учетом действующего налогообложения;

механизм учета рыночной конъюнктуры

существующие законодательные ограничения на установление цен на различные товары и услуги;

механизм установления льгот, дифференциации и изменения цены.

Выяснить конъюнктуру цен на аналогичные или заменяющие услуги в данном регионе.

Учесть уровень инфляции при формировании цены, в особенности, при оказании долгосрочных услуг;

Иметь разработанный порядок формирования и утверждения цен на услуги, предоставляемые гимназией:

Иметь расчет цен.

2. Структура цены

Цена на платные услуги МОУ представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе ее оказания материальных, трудовых и других затрат.

Цена на услуги включает:

1. Затраты по оказанию услуг, которые в зависимости от способов включения в стоимость для целей ценообразования подразделяются на прямые и накладные (косвенные) расходы.

Под прямыми понимаются затраты, связанные непосредственно с оказанием услуг (выполнением работ): затраты на материалы, оборудование; на оплату труда ППС и других работников; затраты по работам, выполняемым сторонними организациями и предприятиями, и другие виды затрат.

К накладным (косвенным) относятся общие затраты, связанные с управлением и организацией услуг и работ (расходами на содержание аппарата управления, общетехнических и общехозяйственных служб и др.), а также другие расходы, которые прямо отнести на конкретный договор (заказ) не представляется возможным

2. Налоги (на конкретный вид деятельности);

3. Плановые накопления (прибыль).

К реальным прямым затратам МОУ на реализацию данного вида работы (услуги) должны быть отнесены:

1. оплата труда (с начислениями) непосредственных исполнителей, реализующих данный вид работы (услуги);

2. материальные затраты, необходимые для реализации данного вида работы (услуги).

К накладным (косвенным) расходам, необходимым для реализации данного вида работы (услуги), относятся:

1. оплата труда (с начислениями) административно-управленческого и обслуживающего персонала;

2. затраты на содержание административно-управленческого и обслуживающего персонала;

3. коммунальные платежи и услуги связи;

4. текущий и капитальный ремонт оборудования, зданий и сооружений;

5. оборудование;

6. транспортные расходы;

7. командировки административно-управленческого и обслуживающего персонала;

8. повышение квалификации;

9. представительские расходы;

10. расходы на рекламу;

11. другие общехозяйственные расходы.

Налоги (на конкретный вид деятельности) определяются видом оказываемых услуг и выполняемых работ.

Плановые накопления (прибыль) формируются для осуществления организацией затрат, которые не могут быть произведены за счет других источников.

3. Ценообразование на некоторые виды услуг

1.Платные образовательные услуги

Затраты рекомендуется группировать в соответствии с их экономическим содержанием по следующим укрупненным элементам, используя коды экономической классификации:

текущие:

затраты на оплату труда с начислениями;

материальные и приравненные к ним затраты;

капитальные:

приобретение оборудования и других основных средств;

капитальный ремонт;

износ основных средств (амортизация).

В калькуляцию по образовательным услугам (основным и дополнительным) могут включаться все затраты (текущие и капитальные) либо текущие и часть элементов капитальных затрат либо только текущие, относящиеся к учебному процессу, обслуживанию учебного процесса, административно-хозяйственные и эксплуатационные расходы. Выбор того или иного способа калькулирования затрат будет определяться следующими факторами:

длительностью оказываемой услуги. Расчеты стоимости услуг, выполняемых длительный период, как правило, включают все виды затрат степенью использования материальной базы МОУ в процессе оказания услуги.

конъюнктурой рынка. Услуги не пользующиеся активным спросом могут не включать в себя элементы капитальных затрат.

другими факторами, существенными для конкретного образовательного учреждения при формировании цены.

Детальный перечень элементов затрат должен базироваться на экономической классификации (по статьям кодов) и может включать следующие элементы:

заработная плата преподавательского состава, учебно-вспомогательного, административно-хозяйственного и обслуживающего персонала;

начисления на заработную плату;

приобретение предметов снабжения и расходных материалов;

оплата коммунальных услуг;

оплата транспортных услуг;

оплата услуг связи и телекоммуникационных услуг;

командировки и служебные разъезды;

учебные и научные расходы, в том числе:

учебная, производственная практика и экспедиции;

приобретение книг для библиотеки, подписка на периодические издания;

приобретение программных продуктов, расходных материалов;

текущий ремонт инвентаря и оборудования;

текущий ремонт зданий и сооружений;

культурно-массовая работа со школьниками и оздоровительные мероприятия;

приобретение оборудования и предметов длительного пользования;

капитальный ремонт учебных корпусов;

прочие расходы.

включается в цену услуги в зависимости от условий договора.

При ценообразовании на платные образовательные услуги в том случае, если речь не идет об индивидуальных занятиях, расчет цены производится на группу обучаемых. Цена обучения одного обучаемого является расчетной.

Методика расчета прямых расходов

Заработная плата рассчитывается в зависимости от вида оказываемых услуг, учебного плана и количества групп.

Заработная плата ППС

В основу расчета заработной платы преподавательского состава берется заработная плата в расчете на 1 час преподавания в соответствии с положением об оплате труда, принятом директором гимназии или внутренним нормативным актом.

Примеры расчета:

Ставка почасовой оплаты труда преподавателей, установленная приказом директора в соответствии с действующим законодательством (постановление Минтруда РФ от 21.01.93 N 7), либо рассчитанная исходя из условия установления оплаты труда преподавателей на уровне двукратной от средней в промышленности данного региона;

Заработная плата УВП

Фонд заработной платы учебно-вспомогательного персонала может определяться:

в процентном объеме от фонда заработной платы преподавательского состава (например, 20 процентов).

от необходимой численности УВП с оплатой на уровне средних показателей оплаты труда для данной категории работающих.

Состав прямых материальных затрат определяется характером конкретных видов деятельности.

Накладные (косвенные) расходы

Расчет накладных расходов рекомендуется производить исходя из общих затрат по содержанию и эксплуатации 1 кв. метра полезной или общей площади (в зависимости от вида деятельности), в том числе в расчете на 1 кв. метр:

заработная плата обслуживающего персонала;

коммунальные платежи;

текущий и капитальный ремонт оборудования, зданий и сооружений;

текущие расходы на закупки товаров и услуг по содержанию зданий;

транспортные расходы;

прочие текущие расходы.

В накладных расходах учитываются расходы по содержанию административно-управленческого персонала, в том числе:

Заработная плата (с начислениями) административно-управленческого персонала, определяемая по нормативу в процентах в конкретном образовательном учреждении (в зависимости от вида деятельности) от суммы заработной платы ППС, УВП и обслуживающего персонала, относимой к данному виду деятельности (например в размере 10 процентов).

Расходы по содержанию административно-управленческого персонала могут определяться в процентном отношении к фонду заработной платы АУП (например — в размере 50 процентов). Данные расходы включают в себя:

коммунальные платежи;

услуги связи;

расходные материалы и предметы снабжения;

командировки и служебные разъезды;

оплату транспортных услуг;

оплату коммунальных услуг по площадям, занимаемым АУП;

прочие расходы.

Наряду с основной общей калькуляцией (расчетом), отдельные гимназии могут составлять еще и калькуляцию (расчет) дифференцируемой стоимости обучения по наиболее престижным кружкам.

Особенности расчета цены на платные образовательные услуги.

Учет инфляции

В качестве механизма учета инфляционных процессов могут быть использованы условные единицы, социально-экономические показатели (например, МРОТ, потребительская корзина), показатели инфляции. Наиболее точную оценку инфляционных процессов обеспечивают показатели инфляции. Использование показателей инфляции должно строиться с учетом того факта, что инфляционные процессы имеют разную динамику применимо к различным элементам затрат. Таким образом, показатели инфляции должны быть объединены в интегральную оценку инфляции.

Ограничения на установление цены

Не допускается взимание платы за неоказанные услуги или невыполненные работы, а также за услуги, оплаченные за счет средств бюджета.

Стоимость образовательных услуг не может быть ниже стоимости оплаты аналогичных услуг, финансируемых учредителем из средств бюджета.

Размер взимаемой платы должен обеспечивать покрытие издержек по обучению.

Если установлена цена не покрывающая издержек, то образовательному учреждению следует определить источник покрытия возникающего дефицита остальной части издержек.

Если образовательное учреждение оказывает образовательные услуги путем заключения публичного договора (ст. 426 ГК РФ), то не допускается установление различного уровня цен по одному виду услуг. Данное ограничение не применяется, если законодательством предусмотрено предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Установление льгот, дифференциация и изменение цены

В условиях рынка допустимо по конкретным образовательным услугам (работам) использование пониженной или повышенной цены, а также применение (предоставление) льгот к ценам по конкретному перечню или контингенту учащихся (воспитанников). Указанная дифференциация может быть отражена в нормативных актах (включая положения, приказы и т.п.).

Применение пониженной цены допустимо, если предполагается, что выигрыш (экономический эффект) достигается за счет привлечения большего числа учащихся, проведения занятий в группе или на территории заказчика, дотирование менее престижных подразделений, труднокомплектуемых специальностей за счет применения понижающих коэффициентов к усредненной цене с одновременным перераспределением разницы в ценах за счет повышения цены на услуги (работы), пользующиеся повышенным спросом.

Прибыль

Размер плановых накоплений (прибыли) может определяться по нормативам, устанавливаемым соответствующим органом управления МОУ для каждого конкретного вида деятельности в процентах от совокупных затрат по указанным выше составляющим.

Налоги

Размер налоговых платежей, учитываемых в расчетах цены, определяется действующим налоговым законодательством (федеральным, региональным и местным) в зависимости от вида деятельности.

Заключение

Структура региональных и местных бюджетов состоит, как правило, из трех разделов: доходной части, текущих расходов и бюджета развития (капитальных затрат). За границами такой структуры бюджета остаются вопросы об исполнении отдельных государственных полномочий, которые передаются органам МСУ.

Таким образом, можно утверждать, что недостаточная детализация бюджетных расходов, отсутствие надлежащего контроля за ростом дефицита бюджета, наличие не учтенной в бюджете кредиторской задолженности, отвлечение средств в собственные внебюджетные фонды, отсутствие в структуре бюджета отдельных государственных полномочий делают региональные и местные бюджеты нереалистичными. А если бюджет не реален, то нет никакой необходимости придерживаться бюджетного плана и бояться санкций за его несоблюдение.

Бюджетный процесс как на уровне регионов, так и на местном уровне носит однотипный характер. Он состоит из подготовки планов социально-экономического развития (которые, в свою очередь, не имеют нормативно-правового статуса, то есть их роль, состав и структура не фиксируются в уставах или конституциях регионов и МСУ), сводного финансового баланса по территории, проекта положения о межбюджетных отношениях, проектов региональных внебюджетных фондов, прогноза исполнения консолидированного бюджета, определения направлений бюджетно-финансовой политики (что это такое ни один нормативно-правовой документ не определяет), разработки и предъявления целевых программ (они не имеют в большинстве субъектов Федерации нормативно-правового статуса), определения объемов регионального государственного и муниципального заказов (нормативно-правовая база региональных государственных и муниципальных заказов отсутствует), оценки исполнения бюджета текущего года.

Органы регионального и местного управления также должны предоставлять региональные и местные социальные и финансовые нормы и нормативы для составления минимальных местных бюджетов (такие нормы и нормативы, как правило, не предоставляются ввиду их отсутствия, попытки использовать «советские» СНиПы для расчетных обоснований расходов приводят к значительному превышению расходов над реальными доходами).

Региональные и местные нормативно-правовые акты не предусматривают подготовки сценариев исполнения бюджета, обязательного предъявления прогнозов (проектов) бюджетов на последующие годы, инвентаризации кредиторской задолженности и источников ее погашения. В них также отсутствует указание на необходимость детализации бюджетных расходов.

В бюджетах не выделяются отдельными строками доходы от деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Несмотря на то, что все перечисленные нормативно-правовые акты формально ориентируются на единство бюджетной системы, говорить, основываясь исключительно на соблюдении общих требований к процессу разработки и принятия бюджетов всех уровней, о ее реальном единстве пока рано. С управленческой точки зрения, очевидно, что в бюджетном процессе пока не удается объединить нормативно-правовое и финансовое управление процессами жизнеобеспечения и развития.

В качестве базы исследования выбрана Кировская гимназия

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кировская гимназия», (далее гимназия), создана муниципальным собранием МО «Кировский район Ленинградской области» № 240 от 03.июня 1998 года, как Кировская экономическая гимназия. Зарегистрирована Кировским территориальным отделением Ленинградской областной Регистрационной,палаты № Ю/242 16 апреля 1998 года, реестровый номер 11/00242, утвержденной учредителем (приказ управления образования Кировского района № 296 от 13.08.989.г) в виде муниципального учреждения «Кировская экономическая гимназия».

Муниципальное общеобразовательное учреждение Кировская экономическая гимназия является учреждением, обеспечивающим целенаправленный образовательный процесс по программам повышенного уровня для детей и подростков, проявляющих способности к изучению предметов гуманитарного направления, в первую очередь социально экономического, правоведческого, филологического.

Источниками формирования имущества гимназии и финансирования его деятельности являются:

бюджетные ассигнования, а также целевые средства, выделяемые учредителем на обеспечение уставной деятельности;

доходы, получаемые гимназиейот платных образовательных услуг и осуществления иных видов уставной деятельности;

целевые поступления для развития уставной деятельности гимназии от юридических и физических лиц;

доходы, получаемые гимназией от платных услуг в области информации и оказания иных сопутствующих услуг;

доходы от предпринимательской деятельности в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе поступления средств от оказания услуг по договорам с юридическими и физическими лицами;

добровольные пожертвования физических и юридических лиц, в том числе зарубежных;

гранты;

иные целевые взносы на осуществление некоммерческих проектов гимназии (организация и проведение конкурсов, конференций, совещаний, стажировок и иных мероприятий) физических и юридических лиц, как резидентов, так и нерезидентов;

в качестве основного предложения по коррекции использования является организация новой образовательной услуге по международному обмену.

На базе данной программы, гимназия может получить дополнительные средства финансирование, которые будут направлены на реализацию проекта МС.

Для получения государственного финансирование необходимо представить заключенные договора, и доказать необходимость и рентабельность туристского проекта

В качестве основного вывода, автор данного диплома считает, что наиболее приемлемым вариантом является поиск и организация программ обмена с частными школами Швеции, Германии и организация образовательных туров за счет иностранных и российских спонсоров, а также внебюджетных средств. Данный метод работы по организации образовательных туров используется многими колледжами и школами Санкт-Петербурга. Также проведены рекомендации по ценообразованию во внебюджетной деятельности гимназии.

Внедрение предложений в практику гимназии позволят увеличить эффективность использования внебюджетных средств гимназии на 25%, что обусловлено размером возможного увеличения прибыли.

Список литературы

1. Антикризисное управление в муниципальном образовании: Учебно-методическое пособие.- М.: Муниципальная власть, 2000.- 310 с.-

2. Бабич А. М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов.- М.: Финансы, 2001.- 687 с

3. Бутов В.И. Основы pегиональной экономики: Учебное пособие.- М.; Ростов: Унивеpситет; МаpТ, 2001.- 448с

4. Бюджетный кодекс Российской Федерации № 145-ФЗ от 31 июля 1998 года «Собрание законодательства РФ», 1998, N 31, ст. 3823

5. Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. — М.,: Моск. обществ. научн. фонд, 1997, с. 20.

6. Гараджа М.Ю. Мониторинг результативности бюджетных расходов: Основные этапы внедрения на местном уровне.- М.: Фонд «Институт экономики города», 2002.- 48с

7. Государственные и муниципальные финансы: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Г.Б. Поляка.- М.: Юнити-Дана, 2004.- 303с.

8. Государственные и территориальные финансы: Учебник / Под общ. ред. Л.И. Сергеева.- Калининград: Янтарный сказ, 2000.- 368с

9. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) № 51-ФЗ от 30 ноября 1994, «Собрание законодательства РФ», 1994, N32, ст. 3301

10. Гуселетова Г.В. Теоретические и прикладные аспекты совершенствования управления объектами государственной собственности в регионе: монография. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2006. — С.12-19

11. Елецкий Н.Д. Основы политической экономии / Учеб. пособие для аспирантов экон. спец. — Ростов-н/Д: РГЭА.-1997.-С.30

12. Иванов В. В.Муниципальный менеджмент: Справочное пособие.- М.: Инфра-М, 2002.- 718с.

13. Кашиpина М.В. Федеpальные, pегиональные и местные налоги и сбоpы, уплачиваемые юpидическими лицами: Учебно-пpактическое пособие / Под pед. В.М. Кудpова.- М.: Бек, 2001.- 240с

14. Ковалевский А.Р. Что вы должны знать о финансах своего города.- М.: Фонд «Институт экономики города», 2003.- 78с

15. Местное самоуправление в современной России: аналитический доклад «Реализация законодательства Российской Федерации по вопросам местного самоуправления и основные проблемы развития местного самоуправления в современной России». — М.: Моск. обществ. науч. фонд, 1998, 240 с

16. Муниципальное право России: Учеб. Для вузов (Гриф МО РФ)/ Выдрин И.В., Кокотов А.Н. — М.: Норма, 2002. — 368с

17. Муниципальное право: Учебник/Шугрина Е.С. — 2 изд. — М.: Дело, 2000. — 496 с

18. Мысляева И. Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник.- М.: Инфра-М, 2003.- 268 с

19. Оптимизация расходов муниципального бюджета на образование на основе нормативного финансирования / Авт-сост.: Н.Г. Типенко, Е.Н. Никитина.- М.: Фонд «Институт экономики города», 2003.- 78с.

20. Ореховский П.А. Муниципальный менеджмент.- М.: Моск. обществ. научный фонд, 1999.- 120с.

21. Пастухова Н.С. Рекомендации по проведению поцедуры оценки вероятности погашения жилищных ипотечных кредитов (андеррайтинг кредитов).- М.: Фонд «Институт экономики горда», 2003.- 72с

22. Пешин Н. Л. Муниципальная финансовая система Российской Федеpации: Научно — пpактическое пособие.- М.: Фоpмула пpава, 2000.- 448с

23. Селюков А.Д. Государственный и муниципальный кредит: Правовое обеспечение.- М.: Право и закон, 2000.- 64с

24. Селюков А.Д. Государственный и муниципальный кредит: Правовое обеспечение.- М.: Право и закон, 2000.- 60с

25. Теория и практика муниципального заказа: Сборник статей и практических материалов / Под ред. Э. Маркварта.- СПб.: Знание, 2000.- 64с

26. Трайнев В.А. Муниципальный менеджмент малого бизнеса и его информационное обеспечение: Учебное пособие.- М.: Логос, 2003.- 184с.

27. Уваров А.А. Муниципальная собственность: проблемы формирования и управления // Журнал российского права. — 1999. — № 3/4

28. Федеральный Закон № 154-ФЗ от 28 августа 1995 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». «Собрание законодательства РФ», 1995, N 35, ст. 3506

29. Цицин П.Г. Проблемы устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований и пути их решения.- М.: Новый Век, 2002.- 364с

30. Яндиев М.И. Госудаpственные и муниципальные финансы: Методическое пособие.- М.: ТЕИС, 2000.- 77с.

Размещено на Allbest.ru