Работают ли учителя на каникулах

Фото: lifesantics.files.wordpress.com

Я живу в Минске, но, хоть это и разные страны, проблемы школы совпадают по многим моментам.

Зимние каникулы в белорусских школах – с 26 декабря по 7 января.

Все каникулы на базе школы работает зимний лагерь для учеников начальной школы, а для проведения мероприятий привлекаются учителя-предметники.

Педагоги практически каждый день находятся в школе – работа с детьми, методические объединения, подготовка раздаточного материала для будущих уроков, наведение красоты в кабинетах (некоторые учителя приглашают в каникулы родителей, чтобы поклеить обои, поставить стеклопакеты, покрасить парты и стулья).

А теперь по дням.

26 декабря – методические объединения учителей плюс по графику посещение новогодних представлений: 5–6-е классы едут в театры, 7–8-е – в музеи, в 10–11-х проводят спортивные соревнования между классами.

27 декабря – педсовет по итогам второй четверти плюс новогодний праздник для учителей.

28 декабря – по графику посещение новогодних представлений, музеев, выставок. Вечером – новогодняя дискотека для старшеклассников.

29 декабря – рабочий день вместо 31 декабря. Учителя должны отработать в школе определенное количество часов по педагогической нагрузке.

Заполнить отчеты, оформить кабинет, полить цветы – все что угодно, но в школе быть обязательно.

30 декабря – выходной день.

31 декабря – выходной день.

1 января – выходной день.

2 января – выходной день.

3–4 января – районные методические объединения для разных категорий учителей. Остальные уточняют списки учащихся по Всеобучу. Всеобуч – это система контроля и учета детей, проживающих на территории, закрепленной за той или иной школой.

Учителя дважды в год, в начале сентября и в начале января, обходят закрепленные за ними дома (подъезды) и уточняют наличие проживающих детей от рождения до 18 лет, сверяют списки зарегистрированных и фактически проживающих детей.

Это делается для прогноза загруженности детских и школьных учреждений, предупреждения пропажи детей.

Это работа, которая никак не оплачивается и занимает много времени, особенно в вечернее время. Поэтому ее выполняют в зимние каникулы.

Списки детей составляются по категориям в определенной форме, которая потом сводится в общую таблицу по школе и отправляется в управление образования. Задача учителя – найти детей, которые прописаны, но не проживают, и которые учатся в других учебных заведениях.

Это занимает, как правило, вечернее время, поэтому днем просто приходят, отмечаются, докладывают о проделанной работе.

Кроме того, учитель должен посетить семьи СОП – это семьи, находящиеся в социально опасном положении. Они на контроле школы (социального педагога, классного руководителя).

Это неполные семьи, где ребенок и его родители склонны к асоциальному поведению, семьи, где есть отчим, гражданский муж.

Каждый день в школе по графику проводятся спортивные мероприятия. Классные руководители обязаны обеспечить участие детей.

5 января – весь день уходит на то, чтобы занести все данные по Всеобучу в специальные таблицы в кабинете информатики.

6 января – воскресенье и выходной день.

7 января – Православное Рождество и выходной.

Каков режим работы учителя в каникулярное время?

Ответ на вопрос:

Согласно пункту 4.2 Положения, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 27.03.2006 N 69 Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учрежденийв каникулярный период педагогические работники осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их рабочего времени (установленного объема учебной нагрузки (педагогической работы)), определенной им до начала каникул, и времени, необходимого для выполнения работ, предусмотренных пунктом 2.3 Положения, с сохранением заработной платы в установленном порядке.

Пункты 2.2. и 2.3. Правил указывали на распределение времени работы педагога на нормируемую часть (учебную нагрузку) и иного времени для выполнения работ, включенных в ненормируемую часть его рабочего времени.

Нормируемую часть рабочего времени педагога определяет приказ Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601. За норму часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, перечисленных в подпунктах 2.8.1 и 2.8.2 настоящего пункта, принимается норма часов учебной (преподавательской) работы, являющаяся нормируемой частью их педагогической работы (далее — норма часов учебной (преподавательской) работы).

Пунктом 2.8.1. Приложения №1 приказа Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 установлено, что норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным).

О Медосмотре учителей и других категорий работников: тонкости и нюансы оформления читайте подробнее по ссылке.

Таким образом, в каникулярный период продолжительность работы учителя должна быть 36 часов (нормируемое время + время, необходимое для выполнения работ ненормируемой части работы).

С 14.06.2016 года вступил в силу приказ Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536, которым принципиальных изменений в определении продолжительности работы педагога в каникулярный период не внесено: «В каникулярное время, не совпадающее с отпуском педагогических работников, уточняется режим их рабочего времени. Педагогические работники в каникулярное время выполняют педагогическую (в том числе методическую и организационную) работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их педагогической работы (установленного объема учебной (тренировочной) нагрузки (педагогической работы), определенной им до начала каникулярного времени, а также времени, необходимого для выполнения работ, предусмотренных пунктом 2.3 настоящих Особенностей (при условии, что выполнение таких работ планируется в каникулярное время)».

Таким образом, и этот приказ предполагает установление в каникулярное время учителю 36 часовой рабочей недели.

В любом случае в каникулярный период педагог должен выполнять только работу, соответствующую его трудовой функции в соответствии с его трудовым договором, должностной инструкцией, Квалификационным справочником.

Подробности в материалах Системы Кадры:

Ситуация: Как установить режим работы педагогическому работнику

Законодательное регулирование рабочего времени

Какими документами регулируется продолжительность рабочего времени педагогических работников

Продолжительность рабочего времени педагогических работников образовательных организаций регулируют:

  • статьи 92, 333 Трудового кодекса РФ;
  • статья 47 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
  • приказ Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601;
  • приказ Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536.

Сокращенная продолжительность рабочего времени

Как установить сокращенную продолжительность рабочего времени педагогическим работникам

Педагогическим работникам устанавливают сокращенную продолжительность рабочего времени, которая не должна превышать 36 часов в неделю (ст. 333 ТК РФ, ст. 47 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ). В зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда педагогическим работникам может быть установлена и иная (менее 36 часов) продолжительность сокращенной рабочей недели (приказ Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601).

Так, учителям-дефектологам и учителям-логопедам устанавливается 20-часовая рабочая неделя. Норма, равная 18 часам в неделю, определяется для учителей образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, в том числе адаптированные (п. 2 приложения 1 к приказу Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601). Указанная норма часов определена в астрономических часах и короткие перерывы (перемены) между ними, а также динамическая пауза (п. 2 примечания к приложению 1 к приказу Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601).

В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включают:

  • учебную (преподавательскую) и воспитательную работу;
  • индивидуальную работу с обучающимися;
  • научную, творческую и исследовательскую деятельность;
  • другие виды педагогических работ, предусмотренные должностными обязанностями и (или) индивидуальным планом;
  • методическую, подготовительную, организационную, диагностическую, работу по ведению мониторинга;
  • работу, предусмотренную планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.

За преподавательскую (педагогическую) работу, выполняемую с согласия педагогических работников больше или меньше установленной нормы часов за ставку заработной платы, производится оплата пропорционально фактически определенному объему педагогической или преподавательской работы.

Все о доплате за звание заслуженный учитель вы узнаете, если прочитаете материал по ссылке.

Это предусмотрено в пунктах 1 и 4 примечания к приложению 1 к приказу Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601.

Учебная нагрузка

Как установить для педагогических работников учебную нагрузку

Объем учебной нагрузки педагогических работников определяют ежегодно на начало учебного года и устанавливают локальным актом образовательной организации. Такие локальные акты, а также изменения к ним принимают с учетом мнения профсоюза или иного представительного органа сотрудников.

Объем учебной нагрузки конкретного педагогического работника следует закрепить в его трудовом договоре. Временное или постоянное изменение учебной нагрузки, указанной в трудовом договоре педагогического работника, допустимо только по соглашению сторон. Это касается как увеличения, так и уменьшения учебной нагрузки.

Образовательная организация не может по собственной инициативе изменить в текущем учебном году тот объем учебной нагрузки, который установлен на начало учебного года. Также организация не может в одностороннем порядке изменить объем нагрузки, установленный в текущем учебном году, на следующий учебный год. Однако в отдельных случаях такое изменение со стороны работодателя допустимо. Например, если необходимо уменьшить учебную нагрузку педработников общеобразовательных организаций в связи с уменьшением количества часов по учебным планам и графикам, сокращением количества обучающихся, групп или классов.

Обо всех случаях изменения учебной нагрузки и их причинах работодатель должен уведомить педагогического работника в письменной форме как минимум за два месяца. Такое уведомление не требуется при изменении учебной нагрузки по обоюдному согласию сторон.

Это предусмотрено в пунктах 1.3–1.8 приложения 2 к приказу Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601 и пункте 4 примечания к приложению 1 к приказу Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601.

Особенности режима рабочего времени

Какие существуют особенности режима рабочего времени педагогических работников

Установленный для педагогического работника объем учебной нагрузки определяет нормированную часть его рабочего времени. По общему правилу количеству часов учебной нагрузки соответствует количество проводимых учебных занятий продолжительностью, не превышающей 45 минут.

Продолжительность учебных занятий и перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом либо локальным актом образовательной организации с учетом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, утвержденных в установленном порядке, например, СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189.

Выполнение преподавательской работы регулируется непосредственно расписанием учебных занятий (п. 2.2 Особенностей, утвержденных приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536).

Другая часть педагогической работы, не конкретизированная по количеству часов, регламентируется графиками и планами работы, в том числе личными планами педагогического работника.

Дни недели или иные периоды времени, в течение которых образовательная организация осуществляет свою деятельность, свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий и выполнения иных обязанностей, которые регулируются графиками и планами, педагогические работники могут использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям в качестве так называемых методических дней и т. п.

Период каникул или время отмены учебных занятий по санитарно-эпидемиологическим и иным основаниям является для педагогических работников рабочим временем.

Режим рабочего времени педагогических работников образовательных организаций определяется с учетом режима деятельности этих организаций (круглосуточное пребывание обучающихся (воспитанников), пребывание в течение определенного времени, сезона, сменность учебных занятий и т. п.).

Режим работы педагогических работников устанавливается Правилами трудового распорядка образовательной организации, графиками работы и расписанием занятий, коллективным договором, трудовым договором в соответствии с действующим законодательством (ст. 47 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, п. 1.2 Особенностей, утвержденных приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536).

Внимание: работник должен быть ознакомлен под подпись с Правилами трудового распорядка, коллективным договором, расписанием занятий, графиками работы, дежурств и иными нормативными документами, регламентирующими режим его рабочего времени и времени отдыха (ст. 68 ТК РФ).

Александр Завгородний,

доцент, к. ю. н., доцент кафедры трудового права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета

Работа педагога на каникулах

Алина УльяноваBlockedUnblockFollowFollowing Jun 15, 2017Фото с сайта Педакадемия.рф

В последнее время педагоги все чаще жалуются, что в каникулярный период их заставляют присутствовать на рабочем месте гораздо больше времени, нежели в рядовые будни. Насколько это законно и с чем связано?

Начнем с того, что согласно ФЗ «Об образовании в РФ» каникулы — плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством и календарным учебным графиком. Каникулы относятся исключительно к академическим правам обучающихся, но не работников образовательных организаций (п. 11 ч. 1 ст. 34).

Какие нормативные акты регулируют рабочее время педагога?

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации определяет круг лиц, который не может быть допущен к педагогической деятельности, устанавливает сокращенную продолжительность рабочего времени для педагога, закрепляет право на удлиненный и длительный отпуск.
  2. ФЗ «Об Образовании в РФ» закрепляет особый статус педагога. Согласно Закону режим рабочего времени и времени отдыха педагога определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка и локальными актами образовательной организации (п. 7 ст. 47).
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ «О продолжительности рабочего времени педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» устанавливает для разных категорий педагогических работников свою продолжительность рабочего времени (старшим воспитателям дошкольных учреждений, педагогам-организаторам устанавливается продолжительность 36 часов рабочего времени в неделю, а учителю-дефектологу, учителю-логопеду — 20 часов в неделю за ставку заработной платы).

Существует ли нормативный акт, который регламентирует график работы педагога в каникулы?

С 14 июня 2016 года вступил в силу Приказ Министерства образования и науки РФ № 536 от 11.05.2016 года , которым введено новое правовое регулирование режима труда и отдыха работников образования. Данный документ содержит в том числе нормы, касающиеся работы педагогов во время каникул.

Данный Приказ также устанавливает, что «периоды каникулярного времени, не совпадающие для педагогов и иных работников с установленными им ежегодными <…> оплачиваемыми отпусками, являются для них рабочим временем».

Каков график работы педагога на каникулах?

Согласно законодательству режим рабочего времени на каникулах регулируется локальными нормативными актами образовательного учреждения и графиками работ с указанием их характера и особенностей (п. 4.6. Приказа № 536).

Отметим, что в качестве таких локальных актов могут выступать как коллективный договор, так и специальный график.

Чтобы составить необходимый локальный акт, нужно иметь в виду следующее:

  • режим работы педагога до и во время каникул может различаться. Однако продолжительность работы для педагогов устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени — не более 36 часов в неделю;
  • продолжительность рабочего времени педагогов в каникулы не ограничивается установленными для них часами учебной нагрузки, а включает также время, необходимое для выполнения иных работ, вытекающих из должностных обязанностей педагога (ненормированная часть).

Что входит в ненормированную часть?

Ненормированная часть работы педагогического работника определяется с учетом его должностных обязанностей, а также дополнительных видов работ, выполняемых с его письменного согласия за дополнительную оплату.

Внимание! Ненормированная часть педагогической работы, требующая затрат рабочего времени, вытекает из должностных обязанностей педагогов, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка, квалификационными характеристиками, и регулируется графиками и планами работы.

Отметим, что такая работа включает в себя участие в деятельности методических советов, подготовку к обучению и воспитанию обучающихся и т.д.

Внимание! Педагоги, осуществляющие обучение детей на дому в соответствии с медицинским заключением в каникулярное время, осуществляют работу с учетом количества часов обучения таких детей, установленного им до начала каникул.

Таким образом, в продолжительность рабочего времени педагога входит как время, затраченное на выполнение педагогической работы, в соответствии с учебной нагрузкой, так и выполнение другой педагогической работы, которая не конкретизирована по количеству часов (не относится к учебной нагрузке, но вытекает из должностных обязанностей).

Например, если для педагога установлена норма часов преподавательской работы 18 часов в неделю, а продолжительность рабочего времени — 36 часов в неделю, то отработка нормы преподавательской работы не предоставляет педагогу право прекратить работу.

Внимание! Режим рабочего времени педагогов, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, определяется «с учетом их догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой, без дополнительной оплаты» (занятия в группе продленного дня, проведением индивидуальных занятий на дому с обучающимися).

Однако руководителю следует минимизировать такие доработки, распределяя нормируемую часть так, чтобы у педагогов в каникулы были свободные дни.

Может ли педагог, выполнивший работу руководителя, не являться на работу?

Отсутствие работника на рабочем месте во время каникул, вопреки закрепленной локальными актами обязанности находиться на рабочем месте, может расцениваться как прогул.

Некоторые сотрудники ошибочно полагают, что во время каникул они не обязаны находиться в образовательном учреждении. Это не так, и вот почему.

Время каникул, не совпадающее с периодом отпуска, — это обычное рабочее время педагога. Поэтому отсутствие на работе дает руководителю право зафиксировать прогул. Внимание! Однако если в образовательном учреждении не разработаны локальные акты, регулирующие порядок работы педагогов в каникулы, и не утверждены графики работы педагогов либо не конкретизировано место выполнения таких работ, то педагог вправе выполнять такие работы вне рабочего места.

Как оплачивается труд во время каникул?

В каникулярный период все педагоги, включая тех, кто работает с обучающимися на дому, обеспечиваются педагогической нагрузкой, им выплачивается заработная плата.

Такой период являются рабочим временем с оплатой труда в соответствии с законодательством РФ. Поэтому наступление каникул не является основанием для уменьшения заработной платы.

Следовательно, если на указанный период неполное рабочее время сотруднику не устанавливалось, то заработная плата начисляется в общем порядке.

Внимание! Неполное рабочее время может устанавливаться только по соглашению работника и работодателя. В данном случае труд работника будет оплачиваться пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ.

Отметим, что конкретные правила расчета оплаты труда зависят от типа образовательного учреждения.

За время работы в период каникул обучающихся оплата труда педагогических работников производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул.

Следует отметить, что в этот период изменяется характер работы педагогов, а, следовательно, должен уточняться перечень выполняемых ими работ (обязанностей).

Установленная заработная плата выплачивается ежемесячно, исходя из фактического количества часов учебной нагрузки в неделю, а также размера ставки заработной платы, предусмотренной за норму часов педагогической работы.

Внимание! Педагогическим работникам, участвующим в проведении ЕГЭ, выплачивается компенсация за работу по его подготовке и проведению. Размер и порядок выплаты указанной компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджета субъекта, выделенного на проведение и подготовку экзамена (ст. 47 ФЗ «Об образовании в РФ»).

Как оплачивается переработка?

Согласно трудовому законодательству сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться локальными нормативными актами учреждения (ст. 152 ТК РФ).

Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни оплачивается не менее чем в двойном размере. По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха (ст. 153 ТК РФ).

К чему могут привлечь педагога в период каникул?

В каникулы педагоги, как правило, заняты оформлением необходимой документации, некоторые учителя организуют экскурсии, готовятся к педагогическим советам и методическим объединениям.

Каникулярное время, не совпадающее с отпуском педагогических работников, может использоваться также и для дополнительного профессионального образования в установленном трудовым законодательством порядке.

Администрация учреждения может привлечь педагогов к выполнению обязанностей в рамках их трудовой занятости к более содержательной деятельности (например, к работе организатором на выпускных испытаниях).

Является ли привлечение педагога к работе в пришкольном лагере законным?

Если сроки лагерной смены не совпадают со сроками отпуска педагога, то руководство учреждения вполне может его привлечь к работе в таком лагере. Как правило, это определено в трудовом договоре или в должностной инструкции. Отметим, что дополнительно данная работа не оплачивается.

Необходимо знать, что такой педагог может выполнять обязанности только в рамках своей трудовой деятельности. От работника в данном случае требуется письменное согласие на назначение его начальником лагеря или воспитателем.

Внимание! Педагогические работники могут работать в лагерях, находящихся в другой местности, исключительно только в период своего отпуска и на условиях дополнительного трудового договора.

Таким образом, во избежание лишних проверок, а также установления своих «местечковых» правил расчета рабочего времени педагога, руководителю организации следует заранее предусмотреть возможность рационального использования рабочего времени своих работников.