Проверка управляющей компании

Как контролировать управляющую компанию ЖКХ, вышестоящая организация

Если жильцы многоквартирного дома отказались от ТСЖ и самостоятельного управления в пользу УК, они заключают с выбранной компанией договор. Она осуществляет свою деятельность на основании данного договора, требований жилищного законодательства.

По ЖК РФ собственники МКД вправе производить проверку работы управляющих организаций. С этой целью УК ежегодно предоставляют им письменные отчеты о проделанной работе.

Кроме того, жильцы могут запрашивать у своей компании другие бумаги (о тарифах на ЖКУ, выполненных услугах и т.д.), не запрещенные стандартами раскрытия информации. Не менее важной возможностью влияния на управляющую компанию, является право ее смены.

Деятельность функционирующих в области ЖКХ компаний контролируется и регулируется на всех уровнях власти.

Различные структуры, осуществляющие надзор, имеют свою специализацию и полномочия в этой отрасли. На уровне РФ эти функции осуществляют следующие органы:

  • Министерство строительства РФ. Этот орган занимается установлением нормативов в области ЖКХ. Кроме того, он дает разъяснения по вопросам предоставления коммунальных услуг.
  • Минэнерго РФ также курирует жилищно-коммунальную сферу, в частности, электроэнергетику и газоснабжение.
  • Федеральная антимонопольная служба в Москве следит за законностью установления тарифов на ЖКУ.

Определенным образом контроль за управляющими компаниями ведет и Роспотребнадзор. Он оказывает поддержку потребителям в разных правовых отраслях. Другим органом, способным оказать помощь потребителям являются жилищные инспекции.

Они действуют как на федеральном, так и на региональном уровне. При этом в связи с изменениями в законодательстве они не осуществляют непосредственный надзор за УК. В связи с введением лицензий для УК Госжилнадзор теперь проверяет ее надлежащее использование.

Официальные власти на местном уровне также принимают участие в регулировании сферы ЖКХ. Они вправе осуществлять самостоятельный мониторинг ситуации или реагировать на обращение потребителей. Согласно ст. 165 ЖК РФ они могут провести внеплановую проверку работы УК при обращении собственников помещений в МКД, совета дома.

Куда жаловаться на управляющую компанию

Потребителям не всегда удается самостоятельно проконтролировать УК. Если на запросы потребителей организация не отвечает, на претензии не реагирует, то требуется помощь со стороны. Для начала следует направить жалобу руководству УК и добиться получения официального отказа.

После получения ответа собственники могут предъявить свои претензии в следующие органы:

  1. Роспотребнадзор. Согласно ЗоЗПП указанный орган является надзорным в сфере защиты прав потребителей. В рамках исполнения своих полномочий он рассматривает поступающие от граждан обращения. Роспотребнадзор может реагировать на претензии от потребителей и в области предоставления ЖКУ.
  2. Жилищная инспекция. Этот орган занимается непосредственно контролем за соблюдением законодательства и интересов потребителей в жилищной сфере.
  3. Прокуратура. С заявлением в Прокуратуру следует обращаться, если другие меры не возымели должного действия. Если при прокурорской проверке будут выявлены нарушения, то виновных лиц привлекут к ответственности.
  4. Суд. Обращаться в судебные органы стоит при необходимости взыскать полученный ущерб, обжаловать незаконные действия должностных лиц, понудить к исполнению обязательств, возникновении иных споров подсудных данному органу.

Жаловаться на недобросовестно исполняющую свои обязанности компанию можно также в администрацию города. Если спор заключается в завышенных тарифах на ЖКУ, то помощь потребителям может оказать Федеральная антимонопольная служба.

Как проверить управляющую компанию, этапы, аудит

Если у собственников МКД возникли подозрения в добросовестности действий УК. Они вправе проверить ее деятельность (провести аудит). Правда делать это следует с умом в несколько последовательных этапов.

Для начала нужно запросить в организации документацию по оказанным услугам, их стоимости, применяемым тарифам. УК не должна быть против ее предоставления, так как обязана отчитываться перед избравшими ее собственниками.

Далее они могут самостоятельно проверить финансово-хозяйственную деятельность УК (провести аудит). Но проверять финансовую документацию людям без специальных знаний будет сложно. Жильцы МКД могут уполномочить на это специализированную организацию (эксперта).

Комиссия по ЖКХ и контролю за качеством работы управляющих компаний

В сфере ЖКХ так много проблем, что контроль за ней ведут не только государственные (муниципальные) органы, но и общественные силы. Во многих регионах действуют общественные платы, при которых создаются надзорные комиссия.

К примеру, создана Комиссия по ЖКХ и контролю за качеством работы управляющих компаний в Московской области, СПб. Эта организация на общественных началах контролирует действия организаций в сфере управления МКД.

Oфopмляем жaлoбу нa УК, образец жалобы

Жалобы на действия управляющих компаний возникают очень часто. Но для того, чтобы заявленные претензии не составить без ответа, жалобу важно составить правильно. Единого образца для нее не предусмотрено, поэтому пишется он в свободной форме.

Однако любой официальный документ должен содержать определенные реквизиты, соответствовать некоторым правилам. В шапке жалобы указывается подавшее ее лицо (ФИО, адрес, контакты), а также органа, в который она направляется. Далее пишется, как сам документ называется.

Главная часть жалобы — это описание ситуации, в которой потребители считают свои права нарушенными. Описание не должно быть слишком длинным и эмоциональным. В жалобе должны отражаться факты, сведения о нарушениях, требования заявителя и их обоснование.

Документ подписывается самим жалобщиком или его представителем. Образец жалобы можно посмотреть по ссылке. ⇐

Обращение в Жилинспекцию

Как было сказано выше, одной из надзирающих организаций в области ЖКХ, являются жилищные службы (инспекции). Они реагируют на обращения граждан по поводу соблюдения нормативов и стандартов оказания ЖКУ, интересов потребителей.

Отправить жалобу в Жилинспекцию можно через почту или сайт организации. Кроме того, потребители при наличии такой возможности могут передать свою жалобу лично. Главный момент, на который стоит ссылаться в жалобе – это нарушение законодательства в области ЖКХ.

Обращение в Роспотребнадзор

Данный орган надзирает в первую очередь за исполнением ЗОЗПП. С этой целью он также рассматривает обращения потребителей. Головной офис в Москве выполняет руководящие задачи, контролирует деятельность подразделений на местах. Подать жалобу в это орган также можно лично, почтой или через сайт.

В прокуратуру

Прокуратура следит за законностью и правопорядком в стране. Многие потребители, жалуясь, на неконтролируемость УК, обращаются именно в Прокуратуру. Она может привлекать к ответственности лиц, нарушивших закон.

В суд

Потребители, недовольные качеством предоставленных УК услуг, нередко обращаются в суд за решением проблемы. Судом могут рассматриваться споры о понуждении к исполнению обязательств, компенсации причиненного ущерба, возврата средств при двойном начислении платы в квитанциях.

Обращение в суд должно начаться с тщательной подготовки. Истцу следует правильно определить предмет своих требований, надлежащий судебный орган, составить иск. Иски составляются письменно с указанием наименования адреса суда, а также сторон спора.

Для того, чтобы получить положительное решение истцу нужно грамотно обосновать свой иск, представить доказательства нарушения закона со стороны УК. Если решение первой инстанции не удовлетворит истца, он может обжаловать его в вышестоящий суд.

Исковое заявление в суд на управляющую компанию: образец скачивайте, кликнув сюда. ⇐

>Пресс-центр

опубликовано: 20.03.2018, 11:07 | изменено: 20.03.2018, 11:07

Доклад «Осуществление лицензионного контроля за соблюдением управляющими организациями требований действующего законодательства Российской Федерации»

ДОКЛАД

осуществление лицензионного контроля за соблюдением управляющими организациями требований действующего законодательства Российской Федерации

Государственная жилищная инспекция Тульской области (далее – Инспекция) осуществляет контрольно-надзорные полномочия при осуществлении лицензионного контроля при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее соответственно – лицензионный контроль, контрольно-надзорная деятельность Инспекции).

К предмету контрольно-надзорной деятельности Инспекции относятся установленные в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности следующие требования (далее – обязательные требования):

— требования к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, а также требования к ограничению изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги,

— требования к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг),

— требования энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требования к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования.

Как правило, контрольно-надзорная деятельность Инспекции обеспечивается посредством проведения плановых и внеплановых проверок в отношении подконтрольных лиц в соответствии с определенными законодательством предметами проверок, а также посредством систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, осуществляемым без взаимодействия с проверяемыми лицами.

Так за 2017 год Инспекцией проведено 1663 проверки. По результатам проверок выдано 1463 предписания. В ходе проведенных проверок было выявлено 3624 нарушений, возбуждено 368 административных дел, по фактам выявленных нарушений наложено 312 административных наказаний.

Количество неисполненных предписаний в 2017 году – 75, количество выданных предостережений – 241.

По результатам рассмотрения привлечены к административной ответственности в виде штрафа юридические, должностные и физические лица на общую сумму 11115 тыс. руб.

Инспекция обеспечивает поступление денежных взысканий (штрафов), зачисляемых в бюджет г. Тулы. Всего за 2017 году в бюджет г. Тулы поступило 7094 тыс. руб.

В 2017 году в Инспекцию поступило 20031 обращение, что на 10% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Основная причина роста обращений – это перенаправление обращений из вышестоящих и иных организаций:

непосредственно в ГЖИ ТО поступило – 14975 обращений;

через правительство Тульской области – 3751 обращение;

через Управление Роспотребнадзора ТО – 162 обращения;

через органы прокуратуры – 875 обращений;

через другие организации – 430 обращений.

В 2017 году на личных приемах должностными лицами ГЖИ ТО принято 423 гражданина. Процентный рост обращений граждан в 2017 году характеризует активную позицию граждан.

Вместе с тем, остается достаточно высоким уровень обращений граждан, неудовлетворенных результатами рассмотрения направленных в инспекцию обращений (заявлений) (2017 год — 7% от общего количества рассмотренных обращений), что свидетельствует о необходимости усиления как профилактической, так и разъяснительной работы.

Федеральным законом от 31.12.2017 № 485-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 485) внесены изменения в жилищное законодательство.

Что нового с 11.07.2018

Часть 3 статьи 198 ЖК РФ изложена в новой редакции:

Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 настоящей статьи сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом. Положения настоящей части распространяются также на случаи изменения способа управления многоквартирным домом и представления в связи с этим в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в частях 6 и 7 статьи 110, частях 7 и 8 статьи 135 настоящего Кодекса.

(Часть 2 статьи 198 ЖК РФ: В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора)

На сегодняшний день в Государственной Думе находятся на рассмотрении несколько законопроектов о внесении изменений в Жилищный кодекс РФ в части расходов собственников помещений в МКД на коммунальные услуги.

Так, 23.06.2017 был внесен проект закона N 207460-7 «О внесении изменений в ЖК РФ». В соответствии с данным проектом собственники помещений в МКД получат право напрямую с РСО заключать договоры поставки соответствующих коммунальных услуг и ресурсов. Для этого должны быть соблюдены некоторые условия:

— решение о прямом заключении договоров должно быть принято на общем собрании собственников;

— договор будет заключен только с согласия ресурсоснабжающей организации;

— Правительством РФ должен быть утвержден типовой договор ресурсоснабжения.

В случае если собственниками помещений не принимается решение о прямых взаиморасчетах с РСО, оплата коммунальных услуг лежит на управляющей организации. Кроме того, РСО имеет право одностороннего отказа от предоставления коммунальных услуг при подтверждении решением суда задолженности управляющей организации по оплате коммунальных услуг. В таком случае собственникам помещений направляется уведомление о расторжении договора с управляющей организацией, и через 30 дней договор ресурсоснабжения будет считаться заключенным РСО напрямую с собственниками (при этом заключения договора с собственником в письменной форме уже не требуется).

Кроме того, 27 октября 2017 года в Госдуму был внесен законопроект N 298590-7 о внесении изменений в ст. ст. 154, 156 и 157 ЖК РФ, рекомендуемый к синхронному рассмотрению с проектом N 207460-7.

Документом вместо существующего сейчас понятия «коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД в составе платы за содержание жилого помещения в МКД» предлагается ввести понятие «коммунальные услуги, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД». Фактически предлагается полностью перевести общедомовые коммунальные услуги на прямые взаиморасчеты собственников помещений в МКД с ресурсоснабжающими организациями.

Таким образом, в отношении РСО с управляющих организаций будет снята ответственность за неоплату поставленных коммунальных услуг перед собственниками помещений в МКД. Управляющая организация будет нести ответственность только за надлежащее содержание общего имущества собственников в МКД.

В 2018 году Инспекцией запланировано проведение 9 плановых проверок в отношении следующих управляющих организаций:

1. ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО ФИРМА «РЭМС» (начало проверки 28.04.2018);

2. ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ПАРТНЕР» (начало проверки 06.04.2018);

3. ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ВАШ ДОМ» (начало проверки 06.04.2018);

4. АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «МУК ГОРОДА АЛЕКСИНА» (начало проверки 06.04.2018);

5. ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «АРХАНГЕЛЬСКАЯ КОММУНАЛЬНАЯ СЛУЖБА» (начало проверки 24.04.2018);

6. ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «РЕМОНТ» (начало проверки 14.04.2018);

7. ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «НАШ ДОМ» (начало проверки 06.04.2018);

8. ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ЖИЛИЩНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ СЕРВИСНАЯ КОМПАНИЯ-I» (начало проверки 31.03.2018);

9. ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ ВЕК» (начало проверки 31.03.2018).

В этой связи Инспекцией издан приказ от 28.02.2018 № 8 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов), используемых должностными лицами государственной жилищной инспекцией Тульской области при проведении выездных/документарных проверок».

Данный приказ содержит определенный перечень вопросов, который заполняется инспектором при проведении плановой проверки.

Вопросы касаются соблюдения управляющими организациями обязательных требований, установленных следующими нормативными правовыми актами:

Жилищный кодекс Российской Федерации

Федеральный закон от 21 июля 2014 года №209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства»

Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральный закон от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

Федеральный закон от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений»

Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность

Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491

О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов

Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354

О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения

Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 290

О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования

Постановление Правительства РФ от 14 мая 2013 г. № 410

О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами

Постановление Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 416

Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда

Постановление Государственного Комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170

Вышеуказанный приказ Инспекции размещен на официальном сайте ГЖИ ТО: в разделе контрольно-надзорная деятельность, подраздел нормативно-правовые акты.

Правоприменительная практика:

1. Заключение договора ресурсоснабжения.

По общему правилу получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчетом за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями.

Исполнитель обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям (п.п. «б» п. 31 Правил № 354).

Также исходя из смысла п. 1, 4 Правил N 124, управляющая организация, на которую возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома или по предоставлению потребителям коммунальных услуг, в целях исполнения такой обязанности должна заключить с ресурсоснабжающей организацией договор энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения или поставки газа.

Важно: Принятие собственниками помещений в многоквартирном доме решения о внесении платы за отпуск воды и прием сточных вод непосредственно ресурсоснабжающей организации не освобождает управляющую организацию от обязанности заключить с ресурсоснабжающей организацией договор на оказание коммунальных услуг.

Согласно пункту 4 Правил № 124, управляющая организация, на которую в соответствии с договором управления многоквартирным домом, возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, в том числе в случаях, предусмотренных пунктом 21 (1) Правил № 124.

Согласно пункту 11 Правил № 124 при соответствии заявки требованиям законодательства ресурсоснабжающая организация должна направить исполнителю ответ о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях. В то же время ресурсоснабжающая организация может предложить заключить договор на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе Правилам № 124 и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения.

Договор ресурсоснабжения в отношении коммунального ресурса, потребляемого при использовании общего имущества, при неполучении стороной, направившей заявку, в течение 30 дней со дня получения заявки другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, признается заключенным с даты направления указанной заявки.

Справочно: Пунктом 11 Правил N 124 установлено, что сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения.

Согласно п. 12 Правил N 124 исполнитель вправе отказаться от заключения договора и не может быть понужден к его заключению в отношении многоквартирного дома (жилого дома) в случае, если

1. им заключен договор снабжения соответствующим видом ресурса в отношении такого многоквартирного дома (жилого дома) с иной ресурсоснабжающей организацией, имеющей в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения право на распоряжение соответствующим коммунальным ресурсом,

2. если исполнителем осуществляется самостоятельное производство коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в случае отсутствия централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения),

3. если отсутствует использование соответствующего вида коммунального ресурса из централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.

2. Отказ от договора ресурсоснабжения.

Подпункт «а» пункта 30 Правил N 124 предусматривает право РСО на односторонний отказ от договора ресурсоснабжения, заключенного с управляющей организацией, товариществом или кооперативом, в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления коммунальной услуги, а также в части купли-продажи (поставки) коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в пределах норматива потребления соответствующего вида коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, — при наличии у таких управляющей организации, товарищества или кооператива признанной ими по акту сверки расчетов или подтвержденной решением суда задолженности перед РСО за поставленный коммунальный ресурс в размере, превышающем стоимость соответствующего коммунального ресурса за 3 расчетных периода (расчетных месяца).

Из положений подпункта «а» пункта 30 Правил N 124 в их взаимосвязи с положениями пунктов 14, 15 и 17 Правил N 354 следует, что с момента расторжения РСО договора ресурсоснабжения с управляющей организацией, товариществом или кооперативом, исполнителем коммунальной услуги соответствующего вида становится РСО, что влечет право такой РСО заключения ею договоров ресурсоснабжения с собственниками (пользователями) жилых помещений в многоквартирном доме.

3. Ненадлежащее исполнение нанимателями (собственниками) и членами их семьи обязанности по оплате коммунальной услуги

В силу пункта 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» ненадлежащее исполнение нанимателями (собственниками) и членами их семьи обязанности по оплате коммунальной услуги может служить основанием для приостановления или ограничения предоставления этой коммунальной услуги.

Предоставление коммунальной услуги может быть приостановлено или ограничено только после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника, в сроки и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Само по себе наличие задолженности по оплате коммунальной услуги не может служить безусловным основанием для приостановления или ограничения предоставления такой коммунальной услуги. Действия исполнителя коммунальной услуги по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги должны быть соразмерны допущенному нанимателем (собственником) нарушению, не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения, не нарушать прав и законных интересов других лиц и не создавать угрозу жизни и здоровью окружающих.

(Пленум ВС РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» — п.40)

4. Размещение оборудования на многоквартирных домах провайдерами

Порядок использования объектов общего имущества многоквартирного дома определен в главе 6 Жилищного кодекса, где указано, что принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами относится к компетенции общего собрания собственников помещений в качестве органа управления многоквартирным домом и допускается при условии, что принятие такого решения не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц (часть 3 статьи 36, пункт 3 части 2 статьи 44).

Таким образом, управляющая организация ограничена в пределах реализации своих прав по пользованию и распоряжению общим имуществом многоквартирного дома. Она не вправе самостоятельно принимать решение о возможности доступа, в том числе организаций связи, к общему имуществу и, следовательно, в отношениях по предоставлению в пользование технических, а также иных общих помещений многоквартирного дома управляющая организация не может быть признана самостоятельным хозяйствующим субъектом.

Наличие у ряда жителей дома интереса в доступе в сеть Интернет и заключение частью жителей договоров на предоставление таких услуг с правайдером не означает, что последний вправе по своему усмотрению размещать оборудование в технических и иных помещениях дома в отсутствие согласия большинства собственников помещений в многоквартирном доме, данного в соответствии с частью 4 статьи 36 ЖК РФ по результатам голосования на общем собрании, и без внесения соразмерной платы, взимаемой в интересах всех собственников, как это предусмотрено пунктом 3 статьи 6 Закона о связи.

Таким образом, договор об оказании услуг связи, заключаемый с абонентом, является не достаточным основанием для размещения оператором связи своего оборудования.

(Определение ВС РФ от 01.03.2018 № 306-КГ-17-17056)

Государственная жилищная инспекция Тульской областГосударственная жилищная инспекция Тульской областБез тегов ​