Проверка РСВ 1

Порядок заполнения РСВ-1

Мы определились, что документ заполняют работодатели-страхователи. И каждый определяет для себя, какие разделы нужно заполнять. Как правило, стандартное заполнение состоит из следующих разделов РСВ-1:

  • первый лист (титульный);
  • раздел 1;
  • подраздел 2.1;
  • раздел 6.

Другие разделы заполняются, если были произведены доначисления по страховым взносам.

Таким образом, форма РСВ-1 будет заполнена по тем данным, которые начислялись и уплачивались в организации.

Титульный лист

Прежде чем приступать к заполнению основных разделов документа, нужно заполнить первый лист (титульный). В нем необходимо указать следующие данные работодателя:

  • ФИО страхователя;
  • ИНН и КПП работодателя;
  • регистрационный номер, выданный в ПФР;
  • ОКВЭД. Этот код выдаёт НО при регистрации фирмы или коммерсанта;
  • телефон.

Далее в документе РСВ-1 указывается период, за который сдается расчет, и год. В обязательном порядке указывается среднесписочная численность сотрудников. Ставится дата и подпись.

Все поля на титульном листе обязательно должны быть заполнены. Если будет что-то пропущено, это уже будет считаться нарушением.

Первый раздел — Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам

Заполняя первый раздел отчетности, обычно ответственные лица не испытывают сложностей. Главное, внести корректные цифры.

Итак, в первом разделе формы нужно будет указать общие суммы, которые начислялись и уплачивались по всем сотрудникам. Все данные, вносимые в этот раздел, берут из раздела 6. Поэтому перед заполнением первого листа можно внести данные в шестой раздел.

Шестой раздел — Сведения о застрахованных лицах

Сюда вносятся индивидуальные данные по каждому сотруднику. Обязательными при заполнении РСВ 1 являются следующие сведения:

  • ФИО застрахованных лиц;
  • СНИСЛ работника;
  • взносы, начисленные специалистам;
  • сумма взноса, которая была выплачена за сотрудника.

Каждый лист расчета подписывает руководитель компании.

Сроки сдачи РСВ-1 ПФР и штрафы

Важно запомнить, что сроки предоставления документа разные. Если в штате организации меньше 25 человек, то сдавать можно на бумажном носителе. Срок сдачи документа для такого формата — 15 число отчётного квартала. Если форма РСВ предоставляется в электронном виде, то сдавать нужно 20-го числа. Эта дата определена для тех страхователей, которые имеют в штатном расписании более 25 человек.

Ни в коем случае нельзя опаздывать со сроками сдачи документов. Не сданный вовремя отчетный документ накладывает на компанию штраф.

Если форма была сдана не в том формате, который установлен для предприятия (должны сдавать в электронном виде, а сдали на бумаге), то штраф составит 300 рублей.

Если сдача документа была произведена с опозданием, то накладывается штрафная санкция, которая составляет 5% от суммы указанных взносов. Штраф не может быть меньше 1 000 рублей, но и не больше 30% от суммы взносов.

Например, ООО «Лотос» сдавали расчет через интернет 23 ноября, хотя должны были сдать 21-го числа. Вышло, что опоздание по сдаче документа составило меньше месяца.

  • Пенсионные взносы—35 000.
  • Мед. взносы—7 500.

Высчитываем сумму штрафа — 35 000+7 500*5%= 2 125 рублей.

Если вы работаете в программе 1С, то вам поможет в заполнении РСВ-1 данное видео:

Камеральные и выездные проверки ПФР в 2017-2018 годах

С 2017 года законодательство о страховых взносах подверглось кардинальным изменениям. Подобно тому, как это было до 2010 года, администрирование страховых взносов ныне передано в руки налоговой инспекции.

Читайте нас в Яндекс.Дзен Яндекс.Дзен

Закон «О страховых взносах» от 24.07.2009 № 212-ФЗ, регулировавший отношения в сфере взимания взносов, более не действует. Зато введена глава 34 НК РФ. Она-то и регулирует теперь указанные выше отношения, но в гораздо более узком виде, чем это делал 212-ФЗ. Так, например, в ней нет норм о контроле за уплатой страховых взносов (проверках).

Это означает, что проверки за расчетами и уплатой всех страховых взносов теперь регулируются нормами о налоговом контроле и проводятся налоговой инспекцией. Указанные нормы еще предстоит привести в соответствие с главой 34 НК РФ.

Несмотря на все изменения, как камеральные, так и выездные проверки ПФР в 2017-2018 годах все еще может проводить — за периоды, истекшие до 01.01.2017. При проведении проверок специалисты фонда по-прежнему руководствуются Методическими рекомендациями, утв. распоряжением Правления ПФР от 03.02.2011 № 34р (далее — Методические рекомендации).

Сроки проведения проверок ПФР

В зависимости от вида проверок установлены следующие сроки:

  1. Камеральная проверка (по документам, имеющимся в распоряжении фонда) проводится в течение 3 месяцев с момента поступления отчетности. Проверяется только тот период, за который сдана отчетность.
  2. Проведение выездной проверки ограничено 2 месяцами, но в некоторых случаях мероприятие может продлеваться до 4 или 6 месяцев.

Месяц начала проведения выездной проверки обозначается в плане проведения проверок, утверждаемом в декабре на каждый следующий год. Там же указывается и проверяемый период (не далее чем 3 года до года проведения проверки, то есть в 2017 году инспекторы ПФР могут проверить 2014, 2015 и 2016 годы).

ВАЖНО! Согласно письму Минздрава РФ от 22.02.2011 № 19-5/10/2-1748 выездные плановые проверки могут осуществляться только совместно ПФР и ФСС, поэтому и план-график проверок разрабатывается этими органами вместе.

О начале проверки ПФР проверяемые узнают, получив на руки решение о ее проведении вместе с требованием о предоставлении документов. Срок для предоставления таковых — 10 рабочих дней. Он может быть увеличен по мотивированной письменной просьбе проверяемого.

Какие документы может требовать Пенсионный фонд при проверке?

Что проверяет Пенсионный фонд при выездной проверке? В самом общем видетакиепроверки сводятся к определению того, правильно ли рассчитывают и своевременно ли работодатели платят:

  • пенсионные взносы;
  • взносы на обязательное медстрахование.

Для этого у проверяемого субъекта посредством требования запрашиваются копии документов, которые:

  • выступают основанием для расчета и перечисления в фонд взносов;
  • подтверждают корректность произведенных расчетов и перечислений.

Перечень документов, которые могут требовать проверяющие, установлен в приложении № 1 к Методическим рекомендациям. К ним, к примеру, относятся:

  • учредительные документы и лицензии;
  • бухгалтерская отчетность;
  • расчеты по пенсионным страховым взносам и взносам на ОМС;
  • регистры бухгалтерского и налогового учета;
  • трудовые и коллективные договоры;
  • приказы;
  • гражданско-правовые договоры;
  • банковские и кассовые документы;
  • первичные документы, касающиеся выплат в пользу физлиц (ведомости, расходные ордера, платежные документы);
  • документы, касающиеся персонифицированного учета в системе пенсионного страхования.

****

Пенсионный фонд проверяет работодателей на предмет правильности расчета взносов. Проверки идут по старым правилам, но только за периоды до 2017 года. Начиная с 01.01.2017 контроль за страховыми взносами перешел к налоговой инспекции.

«Кадровый вопрос», 2014, N 1

СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ: РАСЧЕТНЫЙ ПЕРИОД

Одной из обязанностей плательщиков страховых взносов является представление отчетности по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов. О том, что признается расчетным периодом, какую отчетность и в какие сроки обязаны представлять плательщики страховых взносов, мы и расскажем в нашей статье.

Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, что установлено ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ).

Если организация создается после начала календарного года, то первым расчетным периодом для нее является период со дня создания до окончания данного календарного года (ч. 3 ст. 10 Закона N 212-ФЗ).

Если организация была ликвидирована или реорганизована до конца календарного года, последним расчетным периодом для нее является период с начала этого календарного года до дня завершения ликвидации или реорганизации. А если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована или реорганизована до конца этого же календарного года, расчетным периодом для нее является период со дня создания до дня завершения ликвидации или реорганизации (ч. 4, 5 ст. 10 Закона N 212-ФЗ).

Отметим, что перечисленные выше правила (для вновь созданных и ликвидирующихся организаций) не применяются в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций.

В Письме Минздравсоцразвития России от 28 мая 2010 г. N 1375-19 рассмотрен вопрос о порядке определения базы для начисления страховых взносов при реорганизации плательщика в форме преобразования. Как вы знаете, организации определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.

Пунктом 4 ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Таким образом, при реорганизации хозяйственного общества в форме преобразования создается новая организация.

Выше мы отметили, что первым расчетным периодом для организации, созданной после начала календарного года, является период со дня создания до окончания календарного года. При этом Законом N 212-ФЗ не предусмотрено правопреемство в части базы для начисления страховых взносов в случае реорганизации плательщика страховых взносов — организации.

Таким образом, при реорганизации юридического лица в форме преобразования вновь возникшая организация при определении базы для начисления страховых взносов не вправе учитывать выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников в реорганизованной организации. У вновь созданной организации в базу для начисления страховых взносов включаются выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников, начиная со дня создания этой организации, то есть со дня ее государственной регистрации.

Плательщиками страховых взносов в соответствии со ст. 5 Закона N 212-ФЗ признаются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:

— лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями);

— лица, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой).

Если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям плательщиков страховых взносов, то он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию, а значит и представляет отчетность по начисленным и уплаченным страховым взносам также по каждому основанию.

Плательщики страховых взносов, руководствуясь ч. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ, обязаны ежеквартально представлять в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность:

— не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации — расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Форма расчета утверждена Приказом Минтруда России от 28 декабря 2012 г. N 639н «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и Порядка ее заполнения». Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам плательщик представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, установленные в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;

— не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации — расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования, произведенным в счет уплаты этих страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации. Форма расчета утверждена Приказом Минтруда России от 19 марта 2013 г. N 107н «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и Порядка ее заполнения».

Обратите внимание! Плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 50 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют расчеты, указанные выше, в орган контроля за уплатой страховых взносов по установленным форматам в форме электронных документов, порядок оформления которых определяется Правительством Российской Федерации, если иной порядок представления сведений, отнесенных к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации (ч. 10 ст. 15 Закона N 212-ФЗ).

Плательщики страховых взносов и вновь созданные организации (в том числе при реорганизации), у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период составляет 50 человек и менее, вправе представлять расчеты в форме электронных документов. При этом орган контроля за уплатой страховых взносов обязан направить подтверждения приема указанных расчетов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Необходимо отметить, что обособленные подразделения организации, имеющие отдельный баланс, расчетный счет, начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, представляют расчеты за расчетный период по месту нахождения этих обособленных подразделений (ч. 11 ст. 15 Закона N 212-ФЗ). Если обособленные подразделения расположены за пределами территории Российской Федерации, расчеты за расчетный период по данным обособленным подразделениям представляются организацией по месту своего нахождения (ч. 14 ст. 15 Закона N 212-ФЗ).

В случае прекращения деятельности организации в связи с ее ликвидацией либо прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода, данные плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, обязаны до дня подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией либо заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя соответственно представить в орган контроля за уплатой страховых взносов расчет за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно (ч. 15 ст. 15 Закона N 212-ФЗ).

Обратите внимание! Указанный расчет может быть представлен в форме электронного документа в порядке, рассмотренном выше.

В случае реорганизации плательщика страховых взносов — организации представление расчетов осуществляются его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов (ч. 16 ст. 15 Закона N 212-ФЗ).

Напомним, что начиная с 2012 г. плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, освобождены от необходимости представлять отчетность в органы контроля за уплатой страховых взносов.

Исключение установлено только для глав крестьянских (фермерских) хозяйств, на что указывает ч. 5 ст. 16 Закона N 212-ФЗ. Они обязаны представлять в соответствующий территориальный орган ПФР расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом, по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. На сегодняшний день форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (форма РСВ-2 ПФР) утверждена Приказом Минтруда России от 28 декабря 2012 г. N 638н «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования главами крестьянских (фермерских) хозяйств».

Если физическое лицо прекратило свою деятельность в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства до конца расчетного периода, оно обязано в 12-дневный срок с даты государственной регистрации прекращения деятельности в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства представить в соответствующий территориальный орган ПФР расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства включительно (ч. 6 ст. 16 Закона N 212-ФЗ).

Никто не застрахован от совершения ошибок, и при заполнении расчетов они нередки. Ошибки могут выражаться в неотражении или неполноте отражения сведений, могут приводить или не приводить к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, могут заключаться в представлении недостоверных сведений.

В случае неотражения или неполноты отражения сведений, а также в случае ошибки в расчете, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщики страховых взносов обязаны внести необходимые изменения в этот расчет и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет по форме, действовавшей в расчетный период, за который вносятся соответствующие изменения. Такой порядок установлен ст. 17 Закона N 212-ФЗ.

На основании положений ч. 1 и 2 ст. 17 Закона N 212-ФЗ обнаружение в текущем отчетном (расчетом) периоде необходимости удержать с работников выплаты, которые были излишне начислены им в прошлых отчетных (расчетных) периодах, либо, наоборот, доначислить выплаты за прошлые отчетные (расчетные) периоды не является обнаружением ошибки в исчислении базы для начисления страховых взносов, поскольку в каждом из указанных периодов (прошлом и текущем) база для начисления страховых взносов определялась как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу работников именно в том периоде. Следовательно, внесения изменений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за прошлые периоды в рассмотренных ситуациях не требуется, о чем сказано в Письме Минздравсоцразвития России от 28 мая 2010 г. N 1376-19. Аналогичный вывод содержит и Письмо Фонда социального страхования Российской Федерации от 17 ноября 2011 г. N 14-03-11/08-13985.

Если уточненный расчет представляется в орган контроля за уплатой страховых взносов до истечения срока подачи расчета, он считается поданным в день подачи уточненного расчета. А если уточненный расчет представляется после истечения срока подачи расчета и срока уплаты страховых взносов, то плательщики страховых взносов освобождаются от ответственности в случаях:

— представления уточненного расчета до момента, когда плательщики страховых взносов узнали об обнаружении органом контроля за уплатой страховых взносов неотражения или неполноты отражения сведений в расчете, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов, либо о назначении выездной проверки за данный период, при условии, что до представления уточненного расчета они уплатили недостающую сумму страховых взносов и соответствующую ей сумму пени;

— представления уточненного расчета после проведения выездной проверки за соответствующий расчетный период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в расчете, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов.

Если недостоверные сведения, а также ошибки не привели к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщики страховых взносов вправе внести необходимые изменения в расчет и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет. При этом уточненный расчет, представленный после истечения установленного срока подачи расчета, не считается представленным с нарушением срока.

Обратите внимание! За непредставление в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета с плательщика страховых взносов взыскивается штраф в размере 5% суммы страховых взносов, начисленных к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб. (ч. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ).

Несоблюдение порядка представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов в электронном виде в случаях, предусмотренных Законом N 212-ФЗ, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. (ч. 2 ст. 46 Закона N 212-ФЗ).

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 5 мая 2010 г. N 120р утверждены Методические рекомендации по организации работы территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по привлечению к ответственности плательщиков страховых взносов за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. В этом документе также сказано, что нарушение сроков представления расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам влечет ответственность плательщиков взносов — организаций и индивидуальных предпринимателей.

Должностное лицо территориального органа ПФР в период трех месяцев со дня представления расчета по страховым взносам проводит камеральную проверку расчета.

В случае установления фактов нарушения плательщиками страховых взносов установленных сроков представления расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам такие факты отражаются в акте камеральной проверки, который составляется в порядке и сроки, установленные ст. 38 Закона N 212-ФЗ.

В том случае, когда расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам за отчетные периоды плательщиком страховых взносов не представлялись, привлечение к ответственности за отчетный период на основании ст. 46 Закона N 212-ФЗ осуществляется территориальным органом ПФР по результатам проведения выездной проверки. При этом следует учитывать, что непредставление расчета за каждый отчетный период является самостоятельным составом правонарушения.

В соответствии с ч. 2 ст. 4.6 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями в ФСС РФ, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам.

Таким образом, по мнению специалистов ФСС РФ, содержащемуся в Письме от 15 июля 2010 г. N 02-03-10/05-5910, размер штрафа за несвоевременное представление плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным взносам должен определяться исходя из суммы начисленных страховых взносов, подлежащих уплате страхователем на основании данного расчета без учета произведенных страхователем расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам и перечислений. Аналогичное мнение высказано ФСС РФ в Письме от 10 февраля 2012 г. N 15-03-11/08-1395.

Также в случае нарушения сроков представления расчета в органы государственных внебюджетных фондов, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов, взыскивается административный штраф. Причем, как установлено ч. 2 ст. 15.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, взыскивается штраф с должностных лиц в размере от 300 до 500 руб. Отметим: административная ответственность не применяется в отношении граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

В. Авдеев

Эксперт журнала

Подписано в печать 10.01.2014