Прокурорский надзор за трудовым законодательством

«Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2007, N 10

Прокурорский надзор в сфере соблюдения трудовых прав граждан. Методическое обеспечение

В Трудовом кодексе Российской Федерации прокурорский надзор за соблюдением трудового законодательства регламентирован ст. 353 вместе с контролирующими органами и органами местного самоуправления, осуществляющими защиту трудовых прав и свобод граждан. При этом текстуально в статье он указан самым последним из способов обеспечения законности и защиты трудовых прав граждан.

Принятая всенародным голосованием Конституция Российской Федерации признала и гарантировала права и свободы человека и гражданина, провозгласив их высшей ценностью. Переоценить их значимость сложно. Создание условий для реализации и защита этих прав от посягательств на современном этапе составляют основу государственного курса на укрепление общественного правосознания, экономики и внешних связей, ключевую функциональную задачу деятельности всех ветвей государственной власти, органов надзора и контроля на пути к правовому государству.

Право на свободный и безопасный труд в условиях нынешней экономики имеет исключительное значение — его реализация является залогом достойного существования каждого человека и всего общества в целом, воплощением многих нравственных ценностей и возможностью для самовыражения.

Между тем именно эта сфера сейчас является глубоко кризисной: из года в год повсеместно растет количество нарушений трудовых прав граждан, приходят в упадок производственные мощности, отсутствует правовое регулирование, соответствующее реалиям современной жизни.

Значительный рост нарушений трудовых прав граждан, выявленных прокурорами в 2006 г. <1>, изменил их удельный вес в числе всех нарушений в социальной сфере, остававшийся в течение последних пяти лет на уровне 60 — 62% <2>, и достиг почти 75 — 76%.

<1> Воеводина Т.Г. Проверки исполнения законодательства об оплате труда // Законность. 2006. N 7. С. 14.

<2> Информационно-аналитическая записка «Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации и работе органов прокуратуры в 2003 году». М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генпрокуратуре РФ, 2004. С. 9.

Эти условия требуют от прокуроров не просто неослабевающего внимания, а совершенствования способов укрепления законности, поиска новых форм и методов воздействия на нарушителей.

В Трудовом кодексе Российской Федерации прокурорский надзор за соблюдением трудового законодательства регламентирован ст. 353 вместе с контролирующими органами и органами местного самоуправления, осуществляющими защиту трудовых прав и свобод граждан. При этом текстуально в статье он указан самым последним из способов обеспечения законности и защиты трудовых прав граждан.

Представляется необходимым выделение в отдельную статью Трудового кодекса Российской Федерации (ст. 353.1) положения о государственном надзоре за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляемом Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами в соответствии с федеральным законом. Это подчеркнуло бы его особый статус как деятельности, направленной на защиту трудовых прав и свобод.

Кроме того, в новой статье необходимо отдельно указать, что надзор за исполнением трудового законодательства осуществляется прокурором, в том числе в деятельности контролирующих органов и органов МСУ.

Первоочередная задача прокурора по обеспечению законности в сфере трудовых прав граждан заключается именно в обеспечении надлежащей работы органов контроля и надзора. Проверки соблюдения закона органами государственного контроля характеризуют основное направление надзорной деятельности прокурора в данной сфере.

Основным контролирующим и надзорным органом в сфере законодательства о труде и трудовых правах граждан являются территориальные органы Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) — государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации.

Однако сегодня материалы прокурорских проверок свидетельствуют о том, что в ряде регионов территориальными органами Роструда надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляется не на должном уровне <3>.

<3> См.: Представление заместителя Генерального прокурора РФ от 17.04.2006 N 7/3-32д-2005 «Об устранении нарушений законодательства в деятельности органов Федеральной службы по труду и занятости в сфере оплаты труда».

По мнению А. Мыцыкова, и я с ним, безусловно, согласен, «надзор за законностью деятельности контрольно-надзорных органов, за тем, как они выполняют возложенные законом обязанности, надо усиливать» <4>.

<4> Мыцыков А. Смысл реформ — повышение эффективности надзора // Законность. 2007. N 1. С. 2 — 6.

Актуальность и самостоятельность этой отрасли прокурорского надзора определила необходимость разработки ее собственной методики. А динамично меняющееся законодательство о труде, ротация и пополнение кадров прокуратуры молодыми специалистами, массовость допускаемых в этой сфере нарушений прав граждан требуют детального рассмотрения данной темы и наличия соответствующего остроте проблемы методического обеспечения надзорной деятельности прокурора.

Стоит признать справедливым мнение В.Г. Мелкумова, который полагает, что прокурор может быть на уровне предъявленных ему высоких и сложных требований лишь тогда, когда он не только знает, что следует предпринять в каждом конкретном случае, но и как это сделать. Такого рода познания обеспечиваются разработкой методических рекомендаций <5>.

<5> Мелкумов В.Г. Советская прокуратура и проблемы общего надзора. Автореферат диссертации на соискание …д. ю. н. Душанбе, 1971. С. 33.

Перед проведением проверки прокурор должен составить план, которого он будет придерживаться в дальнейшем.

Специфика деятельности контролирующих органов позволяет сформулировать достаточно полный перечень вопросов, подлежащих выяснению в ходе надзорной проверки:

— осуществляется ли инспекцией сбор информации о состоянии законности в контролируемой сфере и ее использование в работе;

— полностью ли охвачены мероприятиями по контролю организации, расположенные на закрепленной территории;

— осуществляется ли планирование работы инспекции, ее структурных подразделений (отделов) и инспекторов; выполняются ли эти планы;

— соответствуют ли предъявляемым требованиям отчеты о работе инспекции, в т.ч. достоверность указанных в них данных;

— в каждом ли случае проведения проверки инспектор имеет распоряжение (Федеральный закон от 08.08.2001 N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)»);

— имели ли место факты признания действий (бездействия) инспекторов незаконными в судебном порядке;

— соблюдаются ли сроки рассмотрения обращений и жалоб граждан;

— все ли предусмотренные законом документы запрашиваются инспектором у работодателя при проведении проверки;

— по всем ли фактам выявленных правонарушений инспекторами приняты меры реагирования, виновные лица привлечены к предусмотренной законом ответственности;

— контролируется в дальнейшем, после внесения, фактическое исполнение требований, поставленных в предписании и/или представлении об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения;

— в случае выявления фактов неисполнения предписаний или представлений направляются ли соответствующие напоминания, проводятся ли контрольные проверки. Решается ли в случае злостного неисполнения требований, поставленных в предписании либо представлении, вопрос о возбуждении административных дел по ст. 19.5 КоАП РФ;

— ставится ли в необходимых случаях вопрос о необходимости привлечения виновных лиц к дисциплинарной ответственности;

— нет ли фактов незаконного привлечения физических и юридических лиц к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, соответствует ли наложенное наказание степени тяжести правонарушения;

— соблюдаются ли требования административного законодательства к порядку составления протоколов об административных делах данной категории, их рассмотрения по существу и вынесения постановлений о наказании;

— контролируется ли своевременная уплата наложенных штрафов;

— в каждом ли случае неисполнения правонарушителями обязанности по уплате штрафа принимаются меры по привлечению виновных к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ;

— направляется ли информация обо всех нарушениях прав граждан, причинах и условиях им способствовавших, по которым инспекция лишена возможности принятия мер, в уполномоченные органы.

Проверяя работу инспекции труда, кроме названного, следует выяснить следующие специфические вопросы работы по обеспечению соблюдения права граждан на своевременную оплату труда:

— соответствуют ли принимаемые инспекцией меры остроте ситуации с выплатой заработной платы (как они соотносятся с показателями работы прокуроров за аналогичный период);

— налажено ли поступление сведений об организациях-должниках из территориального органа Росстата, во всех ли из них проводились мероприятия по контролю;

— направляются ли информация и материалы о выявленных фактах задержки заработной платы свыше 2 месяцев в органы прокуратуры для организации доследственных проверок и решения вопроса о возбуждении уголовного дела по ст. 145.1 Уголовного кодекса РФ. Сколько таких материалов направлено, за какой период, контролируется ли их рассмотрение, имеются ли сведения о результатах разрешения.

В процессе проверки прокурор должен выяснить следующие вопросы, относящиеся к работе инспекции по обеспечению работодателями норм и правил по охране труда, требований к расследованию несчастных случаев на производстве и т.п.:

— охвачены ли мероприятиями по контролю наиболее крупные промышленные, сельскохозяйственные, обрабатывающие, перерабатывающие и иные организации, риск производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в которых наиболее велик;

— во всех ли необходимых случаях при наличии заключения государственной экспертизы условий труда о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда в суды направлялись соответствующие заявления;

— всегда ли в необходимых случаях выдавались предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

— запрещалось ли использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в том числе требований технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

— осуществляется ли контроль над соблюдением требования об обязательном социальном страховании работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности из средств работодателя;

— разрешаются ли в установленном законом порядке запросы граждан о проведении проверки условий и охраны труда на рабочем месте;

— оказывает ли инспекция содействие в организации обучения по охране труда в образовательных учреждениях;

— проводятся ли сверки с органом, осуществляющим социальные выплаты в связи с производственными травмами, в целях выявления сокрытых несчастных случаев;

— во всех ли случаях государственные инспектора принимали участие в работе и возглавляли комиссии по расследованию групповых, тяжелых и смертельных несчастных случаев;

— соблюдались ли сроки расследования несчастных случаев;

— достаточно ли полно проведено расследование несчастного случая (все обстоятельства достоверно выяснены), все ли документы, предусмотренные ст. 229.2 Трудового кодекса РФ, собраны в материалы расследования несчастного случая;

— соблюдаются ли требования по оформлению акта о результатах расследования несчастного случая по форме Н-1;

— проведено ли государственным инспектором труда дополнительное расследование по факту сокрытого несчастного случая, а также при получении сведений, объективно свидетельствующих о нарушении порядка расследования;

— правильно ли по результатам расследования квалифицирован несчастный случай;

— приняты ли по результатам расследования меры, направленные на устранение причин и условий, способствовавших несчастному случаю, их профилактику;

— привлечены ли виновные к предусмотренной законом ответственности в рамках компетенции инспекции;

— направляются ли материалы расследования несчастных случаев в органы прокуратуры для решения вопроса о возбуждении уголовных дел по ст. 143 Уголовного кодекса РФ. Сколько таких материалов направлено, за какой период, контролируется ли их рассмотрение, имеются ли сведения о результатах разрешения.

Источниками, из которых прокурор может получить ответы на поставленные вопросы, являются: объяснения должностных лиц, отчеты о работе инспекции с пояснительной запиской, планы работ, акты проведенных проверок, предписания и представления, материалы дел об административных правонарушениях, материалы переписки с органами надзора и контроля, органами государственной власти и местного самоуправления и др.

Помимо государственных инспекций труда контроль и надзор в сфере охраны труда и условий труда осуществляется следующими органами:

— в области безопасного ведения работ в промышленности — Федеральная служба по экологическому, технологического и атомному надзору (Ростехнадзор);

— в области соблюдения работодателями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил — Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор);

— в области соблюдения правил ядерной и радиационной безопасности — Ростехнадзор;

— в области проведения мероприятий, обеспечивающих безопасное использование электрических и теплоиспользующих установок, — Ростехнадзор.

Изучение материалов прокурорских проверок показывает, что недостаточно внимания уделяется работе органов, проводящих государственную экспертизу условий труда (ст. 216.1 Трудового кодекса РФ и Постановление Правительства РФ от 25.04.2003 N 244 «Об утверждении положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации»).

Государственная экспертиза условий труда осуществляется Федеральной службой по труду и занятости (по проектам строительства и реконструкции производственных объектов федерального уровня) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по другим направлениям).

К примеру, в Астраханской области таким органом является Министерство социального развития и труда, в Оренбургской области — Департамент по труду.

Необходимо отметить, что, как показывает практика, в ходе проверки прокурорами полноты и законности государственной экспертизы условий труда возникает большое количество вопросов, требующих специальных знаний (технических). В связи с этим к проведению подобного рода проверок настоятельно рекомендуется привлекать специалистов, без участия которых многие аспекты не могут быть надлежащим образом рассмотрены.

Еще одним обстоятельством, вызывающим значительные сложности при проведении проверки, является то, что по результатам экспертизы составляются два заключения, одно из которых со всеми представленными материалами возвращается заказчику. Следовательно, в самом органе материалы, по которым проводилась экспертиза, прокурор обнаружить и изучить не сможет. Необходимо заранее затребовать необходимые материалы у заказчика экспертизы того или иного объекта.

Необходимо ориентироваться на повышение эффективности взаимодействия с контролирующими органами, на усиление надзора за законностью в их деятельности, не выполняя при этом их функции.

К числу основных вопросов, которые подлежат выяснению в ходе проверки законности проведения государственной экспертизы условий труда и выдачи соответствующего заключения, относятся следующие:

— соблюдаются ли сроки проведения экспертизы (не более месяца);

— допускались ли факты затребования от заказчика документов, необходимость в которых для проведения экспертизы отсутствовала;

— выражалось ли экспертами особое мнение об обстоятельствах, имеющих значение для решения экспертизы. Как оно рассматривалось, как принималось решение;

— обжаловались ли экспертные заключения в судебном порядке;

— содержит ли заключение обоснованные выводы о соответствии (несоответствии) требований условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Получив ответы на эти вопросы, оценив все собранные материалы в совокупности и выявив нарушения законов, установив обстоятельства, способствующие этим нарушениям, прокурор принимает меры по их недопущению в будущем, а также к привлечению к ответственности виновных лиц.

И.Тризно

Прокурор

отдела прокуратуры

Астраханской области,

соискатель НИИ

Академии Генеральной

прокуратуры РФ

Подписано в печать

Прокурорский надзор за соблюдением законности в сфере труда и занятости Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CO

О CJ

О

о о

IL C[ CQ

о

о я с о т ф vo

О *

О ф

у

о *

о

ф

4 я

ü <

ü

5 I

н

о ф

со

Прокурорский надзор за соблюдением

законности в сфере труда и занятости

Вишневская А.Е.*

Исходя из требований ст. 21 и 26 Закона «О прокуратуре», предметом прокурорского надзора за законностью в сфере труда и занятости являются надзор за исполнением действующего законодательства в указанной сфере и надзор за соблюдением трудовых прав гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными законодательными и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих структур, а также надзор за соответствием федеральному законодательству нормативных правовых актов об охране труда, издаваемых всеми перечисленными выше органами и должностными лицами.

Из проведенного нами анализа ведомственных актов Генеральной прокуратуры РФ1 можно сделать вывод о том, что сегодня совершенствование надзорной деятельности органов прокуратуры в сфере труда и занятости видится в усилении аналитической и профилактической работы, контроля за деятельностью территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости, применения таких форм и методов прокурорского реагирования, как вынесение постановления о возбуждении уголовного дела и производства об административном правонарушении, работы по основным направлениям надзора.

Основными направлениями прокурорского надзора в сфере труда и занятости являются (в порядке приоритетности):

1) соблюдение прав граждан на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы;

2) соблюдение прав граждан на защиту от безработицы и содействие в трудоустройстве;

3) соблюдение прав граждан по выплате выходного пособия, обеспечению гарантий и компенсаций, связанных с расторжением трудового договора;

4) обеспечение прав трудовых мигрантов;

5) обеспечение прав граждан на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.

На наш взгляд, выбор таких основных направлений прокурорского надзора в условиях финансового кризиса очевиден и обусловлен рядом объективных факторов. Однако, осуществляя надзор по данным направлениям, необходимо совершенствовать надзор и за соблюдением других гарантированных трудовых прав граждан, принципов регулирования трудовых отношений, установленных законодательством (ст. 2 ТК РФ), и полностью не смещать приоритеты надзорной деятельности прокуратуры в исследуемой сфере на решение только лишь ситуационных задач.

Трудовое правоотношение вместе с обязательственной производственно-квалификационной характеристикой отличается ярко выраженной лично-правовой составляющей, требующей адекватного правового механизма учета индивидуальных (личных) качеств субъектов такого правоотношения2.

Существует ряд прав, которые оказываются фактически в вакууме с точки зрения наличия соответствующего эффективного механизма защиты: право на защиту от дискриминации (формально судебная компетенция, но дела крайне сложны в доказывании и ведении), профсоюзные права. Целый ряд отношений, существенных с точки зрения условий труда, таких как защита от хамства, моббинга3, преследований, другие психосоциальные факторы труда, практически не урегулированы правом, и их сложно защищать4. По нашему мнению, необходимо усилить надзор за соблюдением таких основных принципов регулирования трудовых отношений, как запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере

Аспирант Национального института имени Екатерины Великой (г. Москва).

Трибуна аспиранта, адъюнкта и соискателя

труда, равенство прав и возможностей работников, обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе, обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них, обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности.

Кроме того, за пределами механизмов контроля, восстановления трудовых прав и привлечения к ответственности остается сектор заемного труда, трудовые мигранты с ненадлежаще оформленными документами, подавляющее большинство граждан, работающих без оформления трудовых отношений, подавляющее большинство граждан, получающих серую заработную плату, недокументированные нарушения прав.

В предложенной различными авторами классификации форм прокурорского реагирования значатся: протест, представление, постановление и предостережение. Обращение прокурора в суд в целях устранения противоречия правового акта закону, на наш взгляд, следует расценивать также в качестве одной из форм прокурорского реагирования. Также обращение в суд может иметь место как продолжение иных форм прокурорского реагирования, когда действия прокурора об устранении нарушений не возымели эффекта5.

По мнению Е.В. Волколупова, теория и практика прокурорского надзора выработали наиболее эффективные методы прокурорского реагирования на незаконные правовые акты. К ним можно отнести:

а) проверку исполнения законов и законотворческой деятельности в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией;

б) требование проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

в) опротестование противоречащих закону правовых актов;

г) обращение в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными6.

Для надзора прокуратуры за законностью (надзор за исполнением трудового законодательства и соответствием трудовому законодательству правовых актов в сфере труда, а также соблюдением трудовых прав граждан) в сфере труда характерны следующие формы и методы прокурорского реагирования:

> принесение протеста на противоречащий трудовому законодательству правовой акт (ст. 23, 28 Закона «О прокуратуре»);

> обращение в суд или арбитражный суд с требованием признать правовой акт недействительным, а также поддержание в суде или арбитражном суде иска о защите трудовых прав (ст. 23, 27, 28 Закона «О прокуратуре»);

> внесение представления об устранении нарушений (ст. 24, 28 Закона «О прокуратуре»);

> вынесение постановления о возбуждении уголовного дела (по ст. 136, 145, 145-1 УК РФ), производства об административном правонарушении (по ст. 5.27-5.34 КоАП РФ), вынесение постановления об освобождении лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов (ст. 22, 25 Закона «О прокуратуре»);

> письменное требование о привлечении виновного лица к иной установленной законом ответственности;

> предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1 Закона «О прокуратуре»).

Сегодня возможными методами деятельности прокуратуры по соблюдению работодателями трудового законодательства также могут быть:

1) устные обращения к работодателям в связи с выявленными нарушениями трудового законодательства;

2) участие в общественных слушаниях по вопросам соблюдения трудовых прав граждан;

3) проведение межведомственных совещаний (в прокуратуре и исполнительных органах) с обязательным участием должностных лиц и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, физических лиц (работодателей);

4) проведение встреч с трудовыми коллективами предприятий и организаций на подведомственной территории;

5) выступление в средствах массовой информации, в том числе с заявлениями и разъяснениями, с освещением по вопросам соблюдения законности по вопросам в сфере труда и занятости (с активным использованием интернет-ресурсов);

6) организация наблюдательных советов на подведомственной территории с участием представителей профсоюзов, органов местного управления, органов контроля (трудовых инспекций), а так-

со

О!

О

сч

о о о а

со

I-О

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

о *

о

ф

Ч

я *

I I-

О ф

со

О СЧ

О

о о

IL С[ CQ

s н

о

о я с о т ф vo >s о

о ф

У S

о *

о

ф

4 я

ü <

ü

5 I

н

о ф

со

же работодателей, допустивших нарушения трудового законодательства. Эффективность вышеуказанных методов, по нашему мнению, зависит от ряда факторов:

1) личностных и деловых качеств прокурора;

2) степени авторитетности органов прокуратуры;

3) степени правосознания должностных лиц, руководителей коммерческих и некоммерческих структур, физических лиц (работодателей) и граждан (работников);

4) доступности тех или иных средств массовой информации на подведомственной территории;

5) качества межличностных и профессиональных отношений прокурора и иных органов исполнительной и законодательной власти;

6) степени социальной ответственности должностных лиц органов местного самоуправления, исполнительных органов, а также руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, физических лиц.

Ниже — перечень составляющих элементов деятельности прокурора по надзору за соответствием федеральному трудовому законодательству нормативных правовых актов. 1. Превентивные меры с целью выявления причин и условий, способствующих нарушению законодательства в сфере регионального и муниципального нормотворчества:

> участие прокурора в нормотвор-ческом процессе (право законодательной инициативы, проведение юридической экспертизы (проверки законности);

> аналитическая деятельность и проведение мониторинга законодательства и проектов нормативных правовых актов.

2. Реагирование на нормативный правовой акт, не соответствующий федеральному законодательству:

> представление прокурора об устранении нарушений закона;

> протест прокурора на противоречащий федеральному законодательству нормативный правовой акт;

> обращение в суд или арбитражный суд с иском о признании незаконного нормативного правового акта недействительным.

3. Деятельность по принуждению к исполнению судебного решения. Говоря о совершенствовании организационно-правовых форм и методов деятельности прокуратуры по обеспечению законности правовых актов в сфере трудового права, можно отметить необходимость перехода от практики реагирования на допущенные нарушения трудовых прав граждан к их предупреждению и профилактике причин правонарушений.

Мы полагаем, что в настоящее время деятельность органов прокуратуры по обеспечению законности в сфере труда и занятости должна строиться на основе дифференцированного подхода, акцентируя внимание на наиболее актуальных направлениях прокурорского надзора. При этом полное смещение приоритетов надзорной деятельности прокуратуры в исследуемой сфере на решение только лишь ситуационных задач нецелесообразно. Среди основных направлений прокурорского надзора за соблюдением законности в сфере труда необходимо особо выделить надзор за соблюдением прав граждан на защиту от дискриминации в сфере труда (включая право на защиту от моббинга и сексуальных домогательств), защиту профсоюзных прав граждан, прав граждан, работающих по гражданско-правовым договорам, и работников, занятых в сфере малого бизнеса.

Литература и примечания

1. Указание генерального прокурора РФ № 107/7 от 6 июля 2000 г. «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов об охране труда на предприятиях и в организациях всех форм собственности», приказ генерального прокурора РФ № 195 от 7 декабря 2007 г. «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», приказ генерального прокурора РФ № 229/ 7р от 14 ноября 2008 г. «Об организации прокурорского надзора в связи с принимаемыми Правительством Российской Федерации мерами по оздоровлению ситуации в финансовом и других секторах экономики».

2. Дивеева Н.И. Теоретические проблемы индивидуального правового регулирования трудовых отношений: автореф. …докт. …дисс. СПб., 2008.

3. Моббинг (от англ. mob — «толпа») — форма психологического насилия в виде травли сотрудника в коллективе, как правило, с целью его последующего увольнения. //URL:// http://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0%9C%D0%BE%D0%B1%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D0%B3 (дата обращения: 30.11.09).

4. Трудовые права в период кризиса: нарушения, ответственность, возможности изменения ситуации. Общественные слушания. Общественный совет г. Москвы. АНО «Центр социально-трудовых прав». URL:http//:trudprava.ru/files/presentasii/trudprava_krizis_1.ppt (дата обращения: 29.11.09).

5. Женетль С.З. Некоторые вопросы прокурорского надзора // Российский судья. 2002. № 3.

6. Волколупов Е.В. Прокурорский надзор как гарантия обеспечения законности правовых актов: Проблемы теории и практики: автореф. дисс. к.ю.н. Саратов, 2003.