Профилактика пенитенциарной преступности

Индивидуальная профилактика пенитенциарной преступности

Индивидуальная профилактика преступлений, включающая систему мер выявления и позитивного воздействия на конкретных лиц, от которых можно, судя по их поведению, реально ожидать совершения преступления. К объектам индивидуальной профилактики относятся лица уже совершившие преступление (в этом случае используются возможности уголовно-правовой профилактики). Индивидуальная профилактика также осуществляется с использованием мер общесоциального и специально-криминологического характера. Относительно индивидуальной профилактики необходимо также подчеркнуть, что объектами ее являются не только личность, как таковая, но и негативные элементы среды, в которой личность формируется.

Рассмотрим методы индивидуальной профилактики преступлений в ИУ и при исполнении иных наказаний и мер уголовно-правового характера, которые можно разделить на пять групп методов:

1. изучения осужденных;

2. выявления «отклоняющихся» от определенных, принятых при исполнении наказаний норм, правил поведения (обычно Правил внутреннего распорядка) осужденных;

3. учета;

4. контроля и

5. воздействия на них.

А/ Методы изучения осужденных;

1. Документальный анализ:

а) официальных документов — уголовных и личных дел осужденных, иных;

б) личных документов — автобиографий, писем, дневников, сочинений и прочих.

2. Наблюдение как открытое, так и скрытое, включенное, естественное, экспериментальное и т.д. окружающей осужденного микросреды, группировок, в которые он входит и его места в стратификации осужденных, иные.

3. Тестирование осужденных с применением субъективных (объективных) и проективных тестов.

4. Опрос осужденных:

а) анкетирование;

б) интервьюирование;

в) беседа. При этом можно выделить опрос лиц, хорошо знающих осужденного, беседы с иными осужденными и др.

5. Эксперимент и т.д.

Б) Методы выявления «отклоняющихся» осужденных можно подразделить на:

а) оперативные способы

б) приемы изучения окружающей микросреды

в) средства проведения криминально-психологического исследования и др. Они направлены на выявление, постановку на учет, контроль за поведением осужденных в зависимости от типа наказания. Так, в местах лишения свободы выявляют склонных к совершению побегов и иных уклонений, совершивших преступления в ИУ, систематически или злостно нарушающих режим отбывания наказания, подпадающих под административный надзор и мн. др. При исполнении ограничения свободы ставят на учет нарушителей правил проживания, трудовой дисциплины и административных правонарушителей, хотя преступления в несколько раз чаще совершают лица, не совершавшие при исполнении ограничения свободы других правонарушений. В уголовноисполнительных инспекциях, судебные приставы-исполнители вообще очень редко выделяют «отклоненцев» да еще и ставят их на учет. Здесь действуют другие, чисто организационные принципы. Так, выделяют по видам наказаний — лишенных прав, условно осужденных, приговоренных к исправительным, обязательным работам и пр.

В) Встречающиеся методы учета отклоняющихся от норм осужденных:

1. Картотека — систематизированное собрание карточек со сведениями на отклоняющихся осужденных, включающая в себя по фамильное распределение и группировку по видам отклонений и т.п.

2. Компьютерный учет, заключающийся в собрании всей информации на отклоняющихся осужденных, начиная с семьи, непосредственного окружения, мест работы, связей, мест исполнения наказаний, присоединяя фабулу всех совершенных преступлений, результаты медицинских обследований, тестовых испытаний, дисциплинарных, административных и пр. правонарушений с их фабулой, иные исследовательские данные.

3. Перфорация при помощи перфолент и перфокарт, т.е. системы отверстий на ленте или листе картона, расположение которых соответствует коду записываемой информации для оперативного использования, ввода в ЭВМ и пр.

Г) Распространенные методы контроля над осужденными, стоящими на учете:

1. Контроль при помощи оперативных приемов.

2. Монографическое, лонгитюдное, повторяющееся обследование на протяжении длительного периода времени одними и теми же методами.

3. Осмотр, обыск, перлюстрация корреспонденции, проверка посылок и передач, прослушивание телефонных переговоров осужденных.

4. Беседа, опрос иных осужденных, сотрудников, интервью и др.

Д) Рассмотрим некоторые методы воздействия (коррекции) на осужденных:

1. Аудио и видеозапись индивидуального приема осужденного с выдачей ему кассеты для работы над собой.

2. Внушение, гипноз.

3. Аутотренинг под руководством психолога уголовно-исполнительного учреждения.

4. Направленное самовоспитание.

5. Индивидуальные спортивные занятия под руководством тренера.

6. «Хобби» в процессе производства и досуга с целью снятия тревожности.

7. Приобщение к творческим занятиям путем издания газет, журналов осужденных, проведения конкурсов авторской песни, чтения собственных стихов и др.

8. Беседы.

9. Перевод в другой отряд, бригаду, место исполнения наказания

10. Средства и меры взыскания.

11. Задержание.

12. Применение специальных средств (наручники, дубинка, газовое воздействие и др.

13. Индивидуальное знакомство сотрудника УИС с будущей женой, товарищем, и т.п.

14. Использование общественного мнения осужденных с целью выдвижения кого-нибудь или — наоборот для дискредитации и мн. др.

Кроме того, меры индивидуальной профилактики рецидива делят на процессуальные, пенитенциарные и постпенитенциарные.

Чем разнообразнее методы, приемы, направления микросредовой, групповой, индивидуальной профилактики при исполнении наказаний, тем лучше. Каждый сотрудник должен в совершенстве обладать несколькими совершенно непохожими друг на друга методами и их обязательное изучение должно быть включено в учебные планы подготовки и переподготовки специалистов для уголовно-исполнительных учреждений.

Так как уголовным законодательством Российской Федерации (ст. 43 УК РФ) целями наказания провозглашены: восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений, важным элементом индивидуальной профилактики пенитенциарной преступности, является воспитательная работа с осуждёнными.

Воспитательная работа в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством (ч. 2 ст. 9 УИК РФ) является одним из основных средств исправления осужденных. С учетом того, что исправление осужденных провозглашено целью как самого наказания (ст. 43 УК РФ), так и его исполнения (ст. 1 УИК РФ), то воспитательную работу логично рассматривать в качестве одного из средств достижения данной цели наказания.

А можно ли считать воспитательную работу средством достижения и других провозглашенных законом целей наказания — восстановления социальной справедливости и предупреждения совершения новых преступлений?

Что касается восстановления социальной справедливости, то вряд ли. Данная цель достигается за счет наложения на осужденного штрафных санкций, ограничения его прав и свобод, то есть применения карательных мер. Правда, это может оказать на осужденного определенное воспитательное воздействие, но в данном случае оно выступает не как средство достижения цели, а как следствие применения иных средств.

Другое дело — предупреждение совершения новых преступлений. Данная цель наказания, если рассматривать одну из ее сторон — частную превенцию, требует для ее достижения проведения с осужденными воспитательной работы, в частности их правового и нравственного воспитания, чтобы предупредить возможность совершения ими новых преступлений как во время отбывания наказания, так и впоследствии. К достижению цели общей превенции воспитательная работа с осужденными конечно же прямого отношения не имеет. Но опосредованно, через осужденных, с которыми такая работа проводилась, она может оказать положительное влияние и на иных лиц в целях предупреждения совершения ими преступлений.

В разделе IV УИК РФ «Исполнение наказания в виде лишения свободы», содержится самостоятельная глава «Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы», в которой непосредственно воспитательной работе, ее основным формам и методам посвящены две статьи — 109 и 110. Это первое более или менее подробное рассмотрение данного средства исправления осужденных, в котором представлена попытка установления содержания воспитательной работы, ее направленности, основных форм и методов проведения, порядка организации и выделения видов воспитания. В предшествующих же разделах Уголовно-исполнительного кодекса, несмотря на наличие в них отмеченных выше упоминаний о рассматриваемом средстве достижения одной из целей наказания — исправления осужденных, никаких норм, раскрывающих сущность и назначение воспитательной работы, а также регламентирующих порядок ее организации и проведения при исполнении того или иного вида наказания, не содержится.

Прежде всего, необходимо разобраться в том, что же такое воспитательная работа. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации ответа на этот вопрос не дает. Там (ст. 109 УИК РФ) речь идет лишь о предназначении воспитательной работы с осужденными к лишению свободы, а именно о том, что она «направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня», что само по себе повторяет содержащееся в ч. 1 ст. 9 УИК РФ разъяснение сущности понятия «исправление осужденных».

Указывается также на то, что «в исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению» (ч. 1 ст. 110 УИК РФ). Однако четкого определения понятия «воспитательная работа» либо достаточно полного раскрытия содержания такой работы в УИК РФ не содержится.

Попытка определить понятие «воспитательная работа с осужденными» предпринята в утвержденной в 2000 г. Концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы. В ней содержится следующее определение:

«Воспитательная работа с осужденными — это система педагогически обоснованных мер, способствующих преодолению их (осужденных) личностных деформаций, интеллектуальному, духовному и физическому развитию, правопослушному поведению и социальной адаптации после освобождения».

Весьма значимым в данном определении является то, что воспитательная работа представлена в качестве системы педагогически обоснованных мер. Это должно отличать ее от простого воспитательного воздействия, которое может осуществляться в ходе проведения какой-то другой работы (например, профилактической, социальной, психолого-диагностической и т.д.) и носить одномоментный, ситуативный характер. Если же вести речь о воспитательной работе, то ей, как системе, должны сопутствовать необходимые системообразующие признаки: субъект воспитания, объект, целенаправленные, взаимообусловленные связи между ними. Далеко не все виды уголовного наказания соответствуют такому условию.

Безусловно, воспитательная работа, как средство достижения конкретной цели наказания — исправления осужденного, имеет прямое отношение в первую очередь к наказанию в виде лишения свободы. Поэтому в действующей редакции УИК РФ все, что касается раскрытия содержания понятия «воспитательная работа с осужденными», содержится лишь в главе 15 «Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы». Вместе с тем и воспитательная работа может (и наверное, должна) проводиться и с осужденными к иным видам наказаний, в частности к наказанию в виде ограничения свободы.

В связи с этим представляется целесообразным раскрыть содержание понятия «воспитательная работа с осужденными» не в главе УИК РФ, посвященной исполнению одного из видов наказаний (имеется в виду лишение свободы), а в разделе, предваряющем Особенную часть Кодекса, в которой изложен порядок исполнения всех видов наказаний. А поскольку воспитательная работа является одним из основных средств исправления осужденных, то было бы логичным дополнить статью 9 УИК РФ «Исправление осужденных и его основные средства» соответствующими нормами, раскрывающими содержание всех основных средств исправления (в том числе воспитательной работы).

Поздняков В.И. даёт наиболее полное, на наш взгляд определение воспитательной работе: «Воспитательная работа с осужденными — это планомерная деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы, представителей государственных, общественных и религиозных организаций, самодеятельных организаций осужденных по обеспечению их нравственного, правового, трудового, физического и иного воспитания, способствующего достижению цели исправления и успешной социальной адаптации после отбытия наказания».

Если еще раз посмотреть на обозначенную в заголовке статьи проблему, теперь уже через призму данного определения, то можно в целом утвердиться в правильности приведенных выше рассуждений. А именно в том, что воспитательная работа является средством достижения только цели исправления осужденных, а к тем видам наказаний, которые ее не предусматривают, она не имеет отношения. Что же касается тех видов наказаний, которые преследуют цель исправления, но учреждения, их использующие, пока не располагают возможностями для организации планомерного, системного воспитательного воздействия на осужденных, то в этих случаях вести речь о воспитательной работе также не имеет смысла. Поэтому в настоящее время реально можно говорить о воспитательной работе, как средстве достижения цели наказания, только при исполнении лишения свободы и после предполагаемого введения в действие в 2005 г. ограничения свободы.

Если дополнить ст. 9 УИК РФ предложенным определением, то из текста ст. 109 и 110 можно исключить части 1, а сами статьи объединить в одну. Часть 1 статьи 109 — это неудачная попытка определения понятия «воспитательная работа с осужденными к лишению свободы», являющаяся, как уже отмечалось, повторением текста ч. 1 ст. 9 УИК РФ, где дается определение понятия «исправление осужденных». Часть 1 статьи 110 вообще не соответствует названию статьи («Основные формы и методы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы»), поскольку раскрывает совсем другое — виды воспитания, являющиеся основными направлениями проводимой с осужденными воспитательной работы.

Что же касается названия главы 15 УИК РФ «Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы», куда включена ст. 109 «Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы», то при установленном соотнесении обсуждаемых понятий оно не противоречит логике. В условиях исполнения наказания в виде лишения свободы воспитательное воздействие, как более широкое и общее понятие, включает в себя и воспитательную работу с осужденными, как средство достижения цели исправления, и самодеятельные организации осужденных, как один из субъектов воспитательной работы, а также меры поощрения и взыскания, применение которых оказывает воспитательное воздействие на осужденных.

С учетом сказанного предлагается заложить в предлагаемое дополнение ст. 9 УИК РФ, касающееся определения понятия «воспитательная работа», также и разъяснение относительно того, в каких случаях с осужденными такая работа проводится. Например, после определения самого понятия дать следующий текст:

«Воспитательная работа проводится при исполнении наказаний в виде лишения свободы и ограничения свободы, а также в отношении осужденных военнослужащих. В остальных случаях при исполнении уголовного наказания на осужденных оказывается воспитательное воздействие».

Таким образом, воспитательная работа, как планомерная деятельность, предусматривающая реализацию комплекса мер воспитательного воздействия на осужденного, может проводиться только при наличии специально созданной воспитательной службы, ориентированной на проведение данной работы. В исправительных учреждениях (ИУ), где отбывают наказание осужденные к лишению свободы, такие службы созданы. Сотрудники этой службы (заместители начальника ИУ по воспитательной работе, инструкторы отдела воспитательной работы с осужденными, начальники отрядов) совместно с сотрудниками другие служб, представителями общественности являются субъектом воспитательной работы. Подобные службы могут быть созданы и в исправительных центрах, предназначенных для исполнения наказания в виде ограничения свободы после введения его в действие. О проведении полноценной воспитательной работы можно вести речь и в отношении осужденных военнослужащих.

Что же касается уголовно-исполнительных инспекций, исполняющих исправительные работы, то у них в настоящее время таких возможностей нет. Можно лишь говорить о взаимодействии сотрудников инспекций с администрацией предприятий об оказании необходимого воспитательного воздействия на осужденных. Не идет речь о воспитательной работе и при исполнении наказаний в виде штрафа и лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью, не преследующих цель исправления осужденных.

Кардинальные общественные и социально-экономические преобразования, реформирование уголовно-исполнительной системы требуют поиска и применения новых подходов к организации воспитательной работы с осужденными. Важное место в решении теоретических и практических вопросов правоприменительной деятельности отводится мерам поощрения и взыскания.

В соответствии с Концепцией воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы, утвержденной в 2000 г., одной из основных задач воспитательной работы является обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода с учетом степени общественной опасности и социально-педагогической запущенности осужденных. Проблема правового регулирования применения мер поощрения и взыскания имеет актуальное значение и является важным направлением в выполнении этой задачи.

Поощрения и взыскания являются одними из средств воспитательного воздействия. Данный институт представляет собой группу правовых норм, регулирующих специфические общественные отношения, и включает в себя определенные элементы коррекции поведения осужденных к лишению свободы. Следует заметить, что этот институт придает динамичность, гибкость процессу исправления, позволяет чутко реагировать на изменения поведения и личностных качеств осужденного в период отбывания наказания.

По данному вопросу написаны труды ведущих ученых в области общей теории права, административного, уголовного, уголовно-исполнительного права, пенитенциарной педагогики и психологии, криминологии, однако проблема совершенствования правового регулирования мер поощрения и взыскания как средства формирования социально-приемлемого поведения в условиях реформирования УИС является весьма актуальной. Следует заметить, что анализ норм, регулирующих меры поощрения и взыскания, содержащихся в уголовно-исполнительном законодательстве, выявил коллизии, пробелы в законодательстве и сложности в правоприменительной деятельности в сфере дисциплинарной практики, что оказывает отрицательное влияние на достижение целей наказания.

Относительно применения мер поощрения в уголовно-исполнительном законодательстве следует отметить, что отсутствует четкая иерархия поощрительных норм, что в результате нередко снижает их эффективность. По нашему мнению, отсутствие в уголовно-исполнительном законодательстве критериев, регулирующих последовательность реализации мер поощрений, порождает всевозможные неясности и различные подходы в правоприменительной деятельности исправительных учреждений. Представляют интерес данные, свидетельствующие о низких показателях переведенных в облегченные условия отбывания наказания осужденных, не имеющих поощрений и взысканий. По материалам переписи 1999 г., 76,4% осужденных, имеющих поощрения, и 23,6% не имеющих поощрения, находятся в облегченных условиях содержания. Кроме того, по материалам проведенных исследований можно утверждать, что осужденный, имеющий два поощрения, добросовестно относящийся к труду или к обучению, принимающий участие в самодеятельных организациях, имеет наибольший шанс на перевод в облегченные условия отбывания наказания в практической деятельности исправительных учреждений. В связи с этим предлагается установить на правовой основе последовательность реализации мер поощрения, т.е. первоначально применять меры поощрения, не изменяющие условия отбывания наказания, а затем применять меры поощрения, которые выражают отдельные элементы прогрессивной системы отбывания наказания. Целесообразно перевод осужденного из обычных в облегченные условия отбывания наказания осуществлять при наличии не менее одного поощрения. В связи с этим в ч. 2 ст. 120; ч.2 ст. 122; ч. 2 ст. 124 УИК РФ предлагается внести следующие изменения: «При отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и наличии не менее одного поощрения за добросовестное отношение к труду и примерное поведение и по отбытии (ч. 2 ст. 120 — не менее шести месяцев; ч. 2 ст. 122 — не менее девяти месяцев; ч. 2 ст. 124 — не менее одного года) срока наказания в обычных условиях отбывания наказания осужденные могут быть переведены в облегченные условия».

§ 3. Особенности предупреждения пенитенциарной преступности

Главное в борьбе с преступностью в местах лишения свободы — это осуществление системы взаимосвязанных научно обоснованных мероприятий воспитательного и принудительного характера с целью устранения причин преступности и создания условий, их исключающих. Знание причин и условий, способствующих совершению преступлений, закономерностей механизма индивидуального преступного поведения позволяет правильно определить систему мер и подходов к их предупреждению в ИУ УИС Минюста России.
Предупреждение понимается не только как деятельность, направленная на выявление и устранение (или нейтрализацию) отрицательных моментов, детерминирующих пенитенциарную преступность, но и на их компенсацию, замену обстоятельствами, обусловливающими нормотипическое, правомерное поведение.
Методы профилактики преступлений в ИУ можно разделить на методы выявления и методы устранения и компенсации причин и условий преступлений.
Методы выявления обстоятельств, детерминирующих пенитенциарную преступность в исправительных учреждениях:
1) проверка деятельности различных подразделений ИУ вышестоящими и контрольно-надзорными управлениями по службам (служба безопасности, оперативная, воспитательная, производственная, медицинская и др.), а также надзор со стороны прокуратуры, различные инспекции, инвентаризации и т. п.;
криминологическое исследование и выявление:
криминогенных зон в ИУ, где наиболее часто и в определенные периоды времени совершаются преступления и злостные правонарушения;
наиболее типичных, серьезных и в то же время специфичных для каждого ИУ недостатков по различным направлениям их деятельности (безопасности и режима, оперативная, воспитательная, производственная, бытовая, медицинская, досуговая и т. д.), которые чаще всего способствуют развитию конфликтных ситуаций в криминогенные и непосредственному совершению преступлений в данных ИУ;
технических несовершенств надзора, охраны, воспитания, труда, быта, досуга и других сторон жизнедеятельности осужденных;
количественных и качественных изменений состава осужденных;
преступной субкультуры осужденных, ее особенностей в каждой колонии и тюрьме;
кадровых упущений с точки зрения профессионального отбора, подготовки и переподготовки, повышения квалификации и проч.;
оперативные приемы деятельности, которые также могут быть направлены на выявление криминогенных зон, группировок осужденных с их лидерами, «авторитетами», «ворами в законе» и т. п.;
выход на место, рейды по всей территории ИУ.
Приемы, при помощи которых осуществляется выявление
указанных обстоятельств, — это, как правило, различные исследовательские методы: анализ документов и наблюдение, некоторые виды опросов (интервью, беседа, анкетирование), эксперимент, тестирование, социометрические измерения и др.
Методы устранения, нейтрализации или компенсации обстоятельств и процессов детерминации преступлений в ИУ:
конструктивная технологическая разработка принципиально новых средств компьютерного сбора, обработки, использования информации о конкретных ИУ по направлениям их деятельности, средствах охраны и надзора за осужденными, в частности о возможностях и средствах повсеместного круглосуточного наблюдения за осужденными или только в криминогенных зонах, технических средствах проверки посылок, передач, писем, осмотра автомашин, обысков и осмотров осужденных и т. д.;

укомплектование ИУ высококвалифицированными кадрами, их подбор, расстановка, повышение квалификации;
комплексные профилактические операции в ИУ, связанные с мобилизацией всех подразделений и средств колонии, управления, привлечение сил из других колоний для решения наболевших вопросов, например, для пресечения групповой голодовки и забастовки с целью предупреждения массового преступного поведения, перекрытия каналов проникновения запрещенных ве-ществ и др.;
организация оперативного обмена информацией между различными подразделениями ИУ о группировках, лидерах, криминогенных ситуациях и проч.;
недопущение превышения фактического контингента осужденных над лимитом наполнения некоторых колоний за счет пе-рераспределения осужденных между колониями, расширения действующих и строительства новых, современных ИУ и СИЗО;
повышение дисциплинированности среди сотрудников ИУ за счет правильной дисциплинарной практики, организации контроля, высокой заработной платы, максимально-минимальных пределов заработной платы, продвижения по службе, поощрений и взысканий вплоть до увольнения и привлечения к уголовной ответственности сотрудников-преступников.
Групповая профилактика преступлений — это направленное внушение в специально созданных или стихийно образовавшихся группах людей с целью управления развитием криминогенной ситуации. Актуальность групповой профилактики преступлений в ИУ определяется следующими обстоятельствами:
концентрация огромной массы преступников в ИУ, что уже само по себе создает криминогенную ситуацию, которая не может не порождать преступления в ИУ;
действие в основном конфликтных криминогенных ситуаций, порождающих и насильственное преступное поведение, и уклонение от наказания, и корыстное преступное поведение;
распространение управленческой криминогенной ситуации, а также экстремальной криминогенной ситуации, которые порождают корыстные и технические неосторожные преступления. Функционирует и виктимно-криминогенная ситуация.
Структуру групповой профилактики преступлений можно представить следующим образом: субъекты, объекты, направления деятельности, методы и приемы. В качестве ведущих субъектов групповой профилактики преступлений в ИУ должны выступать психологи. Именно от них зависит концентрация усилий различных специалистов: и психиатров, и сексопатологов, и психотерапевтов, и других специалистов узкого профиля — в работе с группами. В ИУ могут применяться все типы групповой профилактики преступного поведения: межличностный или внутри- групповой — работа с группой лиц, между которыми сложилась криминогенная ситуация; межгрупповой — направленное взаимовлияние групп людей с однотипными криминогенными ситуациями; коллективный — направленное самовоспитание через специально созданный для этих целей сплоченный, педагогически целесообразный коллектив, требующий длительной многолетней работы; массовый — сплошное воздействие главным образом на бессознательный уровень всех осужденных.
Образцом коллективной профилактики преступлений может служить коммуна (колония), созданная в свое время А. С. Макаренко. Данная идея была реализована у нас в стране в вологодском эксперименте (И. П. Зайцев, В. Ф. Клюкин и другие ученики А. С. Макаренко), а также в Швеции, в некоторых штатах США и других странах. Идею внутригрупповой профилактики преступлений несовершеннолетних и женщин осуществила А. С. Новоселова (группы по 10—15 человек) в программе педагогического аутотренинга. В соответствии с этой программой специалисты применяют направленное внушение и обучение самовнушению, методы воспитания (самовоспитания), психогигиены и психопрофилактики. Программа выдержала множество редакций и существует уже более 12 лет.

При исполнении лишения свободы могут применяться различные направления групповой профилактики (воспитание, лечение, регуляция напряженности, повышение квалификации и др.), а также самые разнообразные методы: групповая психотерапия, социогигиена и психогигиена, совместные занятия, про-поведи и т. п., с использованием различных приемов (психодрама и социодрама), совместное участие в творческой деятельности, ролевые и спортивные игры, групповые упражнения, гипноз, аутотренинг, йога и т. д.
В настоящее время Владимирский юридический институт Минюста России активно пропагандирует когнитивно-поведенческий тренинг с осужденными за насильственные преступления. Данная форма работы с осужденными предполагает курс из 86 занятий и включает в себя основные положения когнитивно — поведенческого подхода («двусторонне детерминированное» поведение; когнитивные события, процессы и структуры; ошибки мышления, иррациональные мысли, «множественные реальности»). В ходе тренинга осужденным представляются концепция и цели когнитивных искажений, модель совершения преступления Финкелхора, концепция кажущихся невзаимосвязанными решений. Осужденные обучаются принимать на себя ответственность за свои преступления, у них развивается эмпатия к жертве. Отдельно разбирается тема факторов риска (ситуации высокого риска, рискогенные мысли, эмоции и поведение). Осужденные составляют планы предотвращения рецидива, вырабатывая «по- могающую стратегию». В том числе рассматриваются вопросы факторов риска в тюрьме .
В практике ИУ выработаны следующие методы выявления, предупреждения, разрешения конфликтной криминогенной ситуации.
Методы выявления конфликтных криминогенных ситуаций:
криминально-психологическое исследование в ИУ;
оперативные приемы выявления;
выход на место, обход жилых и производственных зон, рейды и иные способы.
При этом (согласно теории А. Д. Сафронова ) следует обращать особое внимание на:
ранее враждовавших между собой лиц, а также родственников, друзей враждующих;
склонных к занятию запрещенной деятельностью (азартные игры, запрещенные связи) и т. п.;
склонных к употреблению спиртного, суррогатов, наркотиков; обладающих повышенной агрессивностью, например истерических и возбудимых психопатов;
презираемых основной массой осужденных (пассивные гомосексуалисты, «крысятники», т. е. ворующие у своих же, «фуф- лыжники» — имеющие карточные долги и др.);
лиц, страдающих слабоумием, крайне несамостоятельных, конформных, лишенных психологической активности, легко попадающих в зависимость от других и т. п.
Методы предупреждения конфликтных ситуаций (А. В. Усе ):
формирование у осужденных навыков правильных взаимоотношений, общения;
создание различных советов бригад;
контроль за деятельностью актива со стороны администрации и самих осужденных;
дальнейшая дифференциация осужденных, в частности, по типам мотивации — агрессивной, корыстной, аномально-сексуальной, неосторожной;
изучение в карантине вновь прибывших осужденных и их распределение по отрядам и бригадам;
разложение отрицательных группировок осужденных, как неустойчивых, так и устойчивых. Неустойчивые разлагаются путем развенчания лидера, авторитета; перераспределения осужденных как внутри колонии, так и в другие учреждения; а также применением иных приемов. Устойчивые группировки можно разложить путем сосредоточения с максимальной концентрацией различных «воров в законе», «авторитетов», лидеров в одной колонии, помещении камерного типа (ПКТ), в тюрьме (например, так называемый «Белый лебедь»), постоянного их этапирования, смены мест отбывания наказания;

организация оперативных игр с группировками осужденных с целью управления ими, решения ряда проблем колонии и проч.;
поддержка, развитие и использование существующих группировок осужденных положительной направленности, «семей»;
создание «режимных» отрядов и бригад колоний из злостных нарушителей;
социотехника: а) «рассечение» малой группы, создающей очаг напряженности; б) «прививка» — введение в состав группы осужденного, способного предотвратить возможные разногласия ее членов; в) объединение двух противостоящих групп путем постановки общей цели, для достижения которой необходимо взаимодействие;
создание ситуации, в которой лица, не пользовавшиеся авторитетом, могли бы проявить качества, способствующие фор-мированию уважительного к ним отношения.
Методы разрешения конфликтных криминогенных ситуаций (А. В. Усе):
переориентация субъектов ситуации посредством информирования о действительном положении дел, беседа с субъектами ситуации;
сдерживание субъектов ситуации под угрозой принуждения;
разобщение субъектов ситуации — ограничение или лишение возможности общения путем: а) перевода на отдаленные рабочие и спальные места, в другое звено, бригаду, отряд; б) изоляции в штрафном изоляторе (ШИЗО) или ПКТ; в) этапирования в другое ИУ.
Методы индивидуальной профилактики преступлений в И У
можно разделить на методы изучения осужденных; выявления «отклоняющихся» от определенных, принятых в ИУ норм осужденных; учета, контроля и воздействия на них.
Методы изучения осужденных — это различные исследовательские приемы, имеющие определенную специфику приложения: а) анализ документов — уголовных и личных дел, переписки; б) опрос лиц, хорошо знающих осужденного; в) наблюдение окружающей микросреды, группировки, в которую он входит; г) тестирование; д) эксперимент; е) беседа с иными осужденными; др.
Методы выявления «отклоняющихся» осужденных можно подразделить на: а) оперативные; б) изучения окружающей микросреды; в) криминально-психологического исследования и др. Они направлены на выявление, постановку на учет, контроль над поведением осужденных: склонных к совершению побегов и иных уклонений; совершивших преступления в ИУ; систематически или злостно нарушающих режим отбывания наказания; подпадающих под административный надзор; имеющих психические аномалии; склонных к употреблению спиртного, наркотиков, токсических веществ; склонных к азартным играм; не занимавшихся до осуждения трудом, не имевших постоянного места жительства; переведенных в ИК из воспитательной колонии; проявляющих к администрации ИУ и другим осужденным агрессию в поведении; гомосексуалистов и др.
Методы учета отклоняющихся от норм осужденных:
а) картотека — систематизированное собрание карточек со сведениями об «отклоняющихся» осужденных, включающая в себя пофамильное распределение и группировку по видам отклонений и т. п.;
б) компьютерный учет, заключающийся в собирании всей информации на «отклоняющихся» осужденных, начиная с семьи, непосредственного окружения, мест работы, связей, мест исполнения наказаний, включая фабулу всех совершенных преступлений, результаты медицинских обследований, тестовых испытаний, дисциплинарные, административные и другие правонарушения с их фабулой, иные исследовательские данные;
в) учет психологической службы, который включает информацию о личности осужденного, методах и формах психокоррекци- онной работы с ним.
Распространенные методы контроля над осужденными, стоящими на учете:
а) контроль при помощи оперативных приемов;
б) монографическое, лонгитюдное, повторяющееся обследование на протяжении длительного периода времени одними и теми же методами;
в) осмотр, обыск, перлюстрация корреспонденции, проверка посылок и передач, прослушивание телефонных переговоров осужденных (в рамках закона);
г) беседа, интервью, опрос иных осужденных, сотрудников и др.
Методы профилактического воздействия на осужденных весьма разнообразны. Необходимо различать методы усиления внешнего контроля (комплексные профилактические операции, внедрение современных достижений спецтехники и др.) и методы изменения личностных характеристик (направленное самовоспитание, аудио- и видеозапись индивидуального приема осужденного с выдачей ему кассеты для работы над собой и др.). Выделяются также методы оптимизации различных отношений, взаимодействий в местах лишения свободы (психотерапия, распределение осужденных по отрядам и т. п.).
Рассмотренные нами основные направления совершенствования деятельности ИУ по предупреждению преступлений позволяют сделать следующий вывод: предупреждение пенитенциарной преступности представляет собой целостный социальный процесс, состоящий в проведении мероприятий различных масштабов и направлений, осуществляемых всеми отделами и службами этих уч-реждений. Содержанием данного процесса являются меры по совершенствованию деятельности ИУ по исправлению осужденных.