Проблемы избирательного права

Основы избирательного права

Размещено на http://www.allbest.ru/

1

Введение

Понятие «демократия» означает народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Между тем, есть ряд государств, которые сделали шаг в этом направлении, т.е. к государству с демократическим режимом. К этому стремится и Россия.

Одним из принципов демократического режима является выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их легитимность. Органы государственной власти формируются двумя способами: путём выборов и путём назначения. В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального собрания — Государственная Дума и глава государства — Президент Российской Федерации. На выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах Федерации и органы местного самоуправления.

Выборы — это форма прямого народного волеизъявления, важнейшее проявление демократии. Выборы непосредственно отражают политическую систему и влияют на неё. В демократическом государстве практически не бывает полного единодушия на выборах. Через борьбу на выборах, в конечном счёте, достигается стабильность и порядок в общественной жизни.

Выборы дают выход накопившемуся у известной части населения недовольству действиями властей, они открывают единственно возможный путь демократического разрешения противоречий в обществе. Выборы — это своеобразный праздник всех людей, если они верят в демократию и стремятся обрести справедливое правление.

1.Избирательное право

1.1 Выборы: юридическая природа, назначение и виды

Юридическая природа выборов состоит в том, что народ, выбирая своих представителей, уполномочивает их, на осуществление принадлежащей ему власти. Но нельзя считать, что путём выборов народ передаёт своим избранникам суверенитет. Путём выборов передаётся лишь право на его реализацию в установленных Конституцией пределах.

Выборы бывают прямые и косвенные. При прямых выборах вопрос об избрании решают сами граждане, а при косвенных — избранные ими лица. Выборы могут быть всеобщими и частичными. Во время проведения всеобщих выборов в них участвуют все избиратели страны (например, выборы Президента), а частичные выборы проводятся, когда необходимо пополнить состав палаты парламента из-за досрочного выбытия отдельных депутатов. Выборы бывают общероссийскими, федеральными и местными. Если в первом туре результат не выявляется, то проводится второй тур, что называется повторным голосованием.

Для того, чтобы выборы признавались легитимными, необходимо, чтобы выборы были свободными, справедливыми и подлинными.

Свободными признаются выборы, характеризующиеся отсутствием давления и запугивания избирателей и соблюдением всех основных прав человека. Важнейшей гарантией свободных выборов служит независимая судебная власть. В Российской Федерации свободные выборы являются конституционной нормой (ч.3 ст.3).

Справедливый характер выборов вырастает прежде всего из демократического избирательного права, в котором прочно гарантированы всеобщие и тайные выборы при тайном голосовании. Для обеспечения справедливости выборов необходима эффективная защита выборов — как в ходе их проведения, так и в ходе подсчёта голосов — от мошенничества и злоупотреблений (присутствие наблюдателей, доступ СМИ и т.д.).

Подлинные выборы предполагают реализацию гражданами совокупность избирательных и других прав. Подлинные выборы обеспечивают избирателям реальный выбор, т.е. на основе политического плюрализма. Однако в законах и на практике Российской Федерации это требование пока не предусмотрено.

1.2 Избирательная система и избирательное право

В ходе выборов возникают различные общественные отношения: между кандидатами и избирателями, избирательными комиссиями и партиями и т.д. Эти отношения, связанные с порядком избрания представительных органов власти, называются избирательной системой в широком смысле слова. Термин «избирательная система» имеет и узкий смысл, когда он употребляется применительно к порядку определения результатов голосования. В узком смысле различаются пропорциональную (депутатские мандаты распределяются пропорционально поданным голосам) и мажоритарную (система абсолютного большинства, когда выигрывает тот, кто получает 50 % + 1 голос либо простое большинство голосов) системы. Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная, в основе которой лежит принцип большинства

Для того, чтобы избежать прохождение в парламент мелких конфликтующих группировок, отражающих интересы незначительного числа избирателей, в пропорциональной системе введено правило, называемое «заградительный пункт». Согласно ему партии, не собравшие установленного минимума голосов, исключаются из распределения мандатов. В России это составляет 5 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании. «Политические объединения — карлики» выражают не столько интересы отдельных классов, социальных слоёв, групп общества, сколько политическое мировоззрение лидера партии и его небольшой команды. Население весьма скептически относится к предвыборным обещаниям многих объединений и партий, о чём свидетельствуют итоги голосования по выборам в Государственную Думу в 1993, 1995 и 1999 гг. Лишь нескольким из них удаётся собрать более 5 % голосов избирателей и провести своих представителей в нижнюю палату парламента. Это КПРФ, ЛДПР. «Яблоко» и впервые принимавшие участие в выборах 1999 г. «Единство», «Отечество», Союз Правых Сил и др.

Система, которая призвана соединить позитивные стороны мажоритарной и пропорциональной систем, называется смешанной. Например, в России такая система применяется на выборах Государственной Думы.

«Избирательное право» применяется в двух смыслах: объективном и субъективном. Объективное избирательное право — это система правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления. Эти нормы бывают как материальные, закрепляющие принципы выборов, так и процессуальные, закрепляющие процедуру выборов. Субъективное избирательное право — это гарантированная государством возможность для граждан избирать (активное право) и быть избранным (пассивное право).

Понятия «избирательной системы» и «избирательного права носят собирательный характер. В России можно выделить пять подсистем, которые устанавливают порядок избрания:

Президента РФ;

Депутатов Государственной Думы;

Глав администраций субъектов РФ;

Депутатов законодательных органов субъектов РФ;

Органов местного самоуправления.

Важной чертой российского избирательного права является то, что избрание Президента РФ и депутатов Государственной Думы устанавливается только Конституцией и федеральными законами, без регулирования со стороны субъектов Федерации. Особенностью России является и то, что в её Конституции нет специального раздела об избирательном праве. Только в самой общей форме избирательное право закреплено в ст. 32 Конституции Российской Федерации, а также в ст. 81 при определении порядка избрания Президента РФ. Однако отсутствие главы не означает, что в её тексте не отражены основные положения избирательного права. Принципы и нормы, устанавливающие исходные положения избирательного права, закреплены в главах, посвящённых основам конституционного строя, правам и свободам человека и гражданина, системе органов государственной власти.

1.3 Принципы избирательного права

Под принципами избирательного права понимаются обязательные требования и условия, без соблюдения которых любые выборы не могут быть признаны легитимными. Принципы российского избирательного права, под которыми понимаются основные начала демократизма, выражающие сущность народовластия в государстве, закрепляются на конституционном уровне. Конституция РФ в ст. 32 и 81 закрепляет принципы избирательного права: всеобщее, равное, прямое при тайном голосовании, а Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г. добавляет ещё добровольность.

Всеобщим признаётся такое избирательное право, при котором все взрослые граждане, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям имеют право на участие в выборах. В РФ активное избирательное право предоставляется гражданам, достигшим 18 лет. Предоставление гражданам активного избирательного права не означает принуждения их к участию в выборах. Нередко в субъектах Федерации наблюдается массовое неучастие избирателей в выборах (в конституционном праве обозначается термином «абсентеизм»), это может иметь значение политического решения, но чаще всего выявляет элементарную апатию или отсутствие политической культуры. Поэтому Российское законодательство, устанавливает определённый процент избирателей, ниже которого выборы признаются недействительными. Например, при выборах Президента РФ это 50 процентов, а при выборах Государственной Думы — 25. На последних выборах Президента РФ, которые состоялись 26 марта 2000 г. явка избирателей составила 68,88 %, а за В.Путина проголосовали 52,64 избирателей. Отсюда получается, что за действующего Президента России проголосовала лишь третья часть населения страны, а остальные либо не голосовали вообще, либо проголосовали против.

Кроме граждан России активное избирательное право предоставляется иностранцам, постоянно проживающим на территории муниципального образования, в котором проводятся выборы. Правом быть избранным не граждане не обладают.

Пассивное избирательное право ограничивается рядом дополнительных условий, установленных Конституцией, Федеральными законами и законами субъектов Федерации. Так, Президентом РФ может быть избран гражданин не моложе 35 лет, имеющий гражданство России и проживающий в ней не менее 10 лет, это обусловлено совершенно оправданной необходимостью для будущего главы государства знать и понимать специфику условий жизни в стране. При выборах главы местного самоуправления минимальный возраст кандидата, установленный Федеральным законом 21 год. такой же возраст установлен и для кандидатов в депутаты Государственной Думы, а для главы исполнительного органа Государственной власти (Президента) субъектов Федерации установлен минимальный возраст 30 лет.

Избирательные права граждан законодательно защищены от любой дискриминации. Федеральным законом установлено одно общее ограничение активного и пассивного избирательного права. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом не дееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Эти ограничения являются временными, после отмены решения суда о признании недееспособным или отбытия срока наказания, гражданин вправе избирать и быть избранным в полном объёме.

Равное избирательное право, этот принцип предполагает равную для каждого возможность воздействовать на результаты выборов. Каждый избиратель имеет один голос и все голоса имеют равный вес. Следовательно, процедуры, касающиеся определения границ избирательных округов, регистрации избирателей и составления избирательных списков является недопустимым. На каждого депутата должно приходится примерно одинаковое число жителей или избирателей округа.

Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют «за» или «против» кандидатов (списка кандидатов) непосредственно. Прямые выборы позволяют гражданам непосредственно выбирать тех, кого они знают и кому доверяют. Косвенные выборы, когда избиратели выбирают выборщиков, и им доверяют избирать Президента, как в США, являются менее предпочтительными. Недостатки этой системы красноречиво показали выборы Президента США 2000 года, особенно в штате Флорида, где после долгих пересчётов, всего несколько голосов дали перевес в пользу Дж.Буша. Прямые выборы в большей степени гарантируют волю избирателей от всяких искажений, в том числе от неожиданностей со стороны промежуточных выборных звеньев.

Тайное голосование — обязательное условие демократической системы выборов. Этот принцип состоит в исключении возможности какого-нибудь контроля за волеизъявлением. Избирателю гарантировано право: никому и никогда не сообщать о своём выборе. В Российской истории тайное голосование появилось с принятием Конституции СССР 1936 г., а до этого депутатов избирали на собраниях избирателей открытым голосованием. Для гарантированности тайны волеизъявления избирателя на избирательных участках создаются специально оборудованные кабинки для заполнения бюллетеней, в которых не допускается присутствие иных лиц.

Добровольность, этот принцип заключается в том, что гражданин свободен в решении вопроса об участии или неучастии в выборах. Никто не вправе оказывать воздействие на избирателя с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Прийти на избирательный участок — это гражданский долг каждого человека.

1.4 Гарантии избирательных прав граждан

Выборы, если они действительно свободны, являются важным показателем демократизма. Гарантии избирательных прав граждан — это условия и средства, обеспечивающие избирателям реальную и осознанную свободу волеизъявления. Условия — это политический режим, в котором проходят выборы. Средства — это механизм и материальные источники, обеспечивающие свободу волеизъявления. Система гарантий избирательных прав граждан состоит из:

политических, это идеологическое многообразие, равенство общественных объединений перед законом, равноправие избирателей на выборах, свобода предвыборной агитации, участие наблюдателей и контроль за ходом выборов;

организационных, к ним можно отнести запрет на членство в избирательных комиссиях кандидатов в депутаты и находящихся в зависимости от него лиц, несовместимость депутатского мандата с занятием определённых должностей, содействие избирательным комиссиям со стороны государственных органов при подготовке и проведении выборов;

материальных, имеют немаловажное значение. Расходы по проведению выборов в РФ производятся за счёт бюджета соответствующего уровню выборов (федерального, бюджета субъекта РФ, местного);

правовых, которые позволяют обеспечить свободу выбора юридическими средствами. Это право граждан на обжалование ошибок в списках избирателей, неприкосновенность кандидатов в депутаты, признание выборов недействительными при обнаружении нарушений законов, установление административной и уголовной ответственности за нарушение избирательных прав граждан, право кандидатов в депутаты обжаловать в суд результаты выборов.

Все эти гарантии избирательных прав граждан должны обеспечить проведение подлинно демократических выборов.

2.Реализация избирательного права

2.1 Законодательство о выборах

Основополагающим законодательным актом, регулирующим избирательный процесс в Российской Федерации, является Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 19 сентября 1997 г. От соблюдения и исполнения этого закона зависит качественный состав депутатского корпуса, его работоспособность и принципиальность в решении государственных дел.

Процедура избрания Президента РФ осуществляется на основе Конституции, Федерального закона «О выборах президента Российской Федерации» от 31 декабря 1999 г. Последние внеочередные выборы Президента России состоялись 26 марта 2000 г. по новому закону, который существенно отличается от старого. Например, теперь кандидат в президенты обязан заполнить декларацию о своих доходах и имеющемся имуществе, а за неточные данные он может быть снят с регистрации. Эти данные публикуются в средствах массовой информации, и каждый избиратель может знать состояние кандидата, за которого он голосует.

В соответствии с Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ» от 21 июня 1995 г. из 450 депутатов — 225 избираются по одномандатным избирательным округам, а 225 — избираются по партийным спискам. Первые выборы в Государственную Думу 1993 г. проходили в сложной политической обстановке, поэтому было принято решение избирать Думу и Совет Федерации на два года, хотя по Конституции Государственная Дума избирается сроком на четыре года (ст. 96 п.1). Последние выборы в Государственную Думу Российской Федерации состоялись 19 декабря 1999 г. С окончанием холодной войны укрепилась тенденция к демократизации общественного устройства. В связи с этим возрос интерес к стандартам по проведению выборов, выработанным международными организациями. Многие из этих стандартов заимствованы конституционно-правовой системой РФ. Особенно важны три международно-правовых акта:

Всеобщая декларация прав человека 1948 г.;

Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.;

Европейская конвенция о защите прав человека и основных прав 1952 г.

Закреплённые в этих международных актах принципы организации и проведения выборов не являются исчерпывающими. Они носят самый общий характер, они универсальны и потому абсолютно и во всём подходят для любого демократического государства. Эти стандарты служат важной гарантией избирательных прав граждан в каждой стране, признающей себя частью мирового сообщества.

2.2 Порядок проведения выборов

демократический выборность право

Проведение выборов состоит из нескольких стадий, от момента назначения даты выборов до объявления о результатах голосования. Избирательный процесс — это урегулированная Конституцией и законами деятельность органов и групп избирателей по подготовке и проведению выборов. В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» можно выделить стадии:

Назначение выборов. Эта стадия заключается в установлении дня голосования, который может быть только календарным выходным днём.

Составление списков избирателей. Это избирательные документы, определяющие граждан, обладающих активным избирательным правом и проживающих на территории конкретного избирательного участка. Гражданин РФ может быть включён в список избирателей только на одном избирательном участке.

Образование избирательных округов. Территория, которая образована согласно избирательному законодательству и от которой непосредственно гражданами избираются депутаты и выборные должностные лица. Округа формируются на основе данных, предоставляемых органами исполнительной власти, при соблюдении определённых требований (примерное равенство по числу избирателей, целостность территории и т.д.).

Образование избирательных участков. Они создаются главой муниципального образования по согласованию с избирательными комиссиями, объединяют граждан общим местом голосования. Избирательный участок создаётся из расчёта не более 3000 избирателей и не позднее 30 дней до выборов.

Образование избирательных комиссий, на которые возлагается организационное руководство подготовкой и проведением выборов (Центральная избирательная комиссия, избирательные комиссии субъектов Федерации, территориальные, окружные, участковые). Важнейший принцип деятельности комиссий всех уровней в том, что при подготовке и проведении выборов они независимы от государственных органов и органов местного самоуправления.

Выдвижение кандидатов, определяется круг лиц, из числа которых будут избираться депутаты, губернаторы, президент. Кандидаты регистрируются соответствующей избирательной комиссией по письменному заявлению. Одновременно в соответствующую комиссию предоставляется не менее установленного количества подписей избирателей в поддержку кандидата.

Предвыборная агитация, граждане РФ, избирательные объединения имеют право агитировать «за» или «против» любого кандидата. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до выборов. Избирательная комиссия контролирует соблюдение установленного порядка проведения агитации.

Голосование, это народное волеизъявление. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Участковая комиссия должна обеспечить всем избирателям право участвовать в голосования, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо другим уважительным причинам не могут прийти на избирательный участок.

Подсчёт голосов и установление результатов выборов. Поданные голоса сначала подсчитываются на избирательных участках, затем пересылаются в вышестоящие избирательные комиссии.

Вся документация избирательных комиссий всех уровней подлежит хранению в течение сроков, установленных законодательством, не менее года.

3. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан

Россия пока не имеет значительного опыта проведения избирательных компаний и необходимого доверия населения к органам, организующим выборы. В ходе избирательных компаний возникает много споров и даже острых конфликтов между кандидатами. В связи с этим законодательство о выборах предусматривает весьма частую возможность обращения в суд.

Законом установлена ответственность лиц, которые путём насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом препятствуют свободному осуществлению гражданином права избирать и быть избранным. Ответственности подлежат лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, лица, проводящие агитацию в день, предшествующий голосованию и в день голосования, а также препятствующие работе избирательных комиссий или голосованию на избирательных участках. Судебная практика по делам, связанным с нарушением избирательного законодательства пока небогата, хотя нарушений немало. На выборах в Государственную Думу 19 декабря 1999 г. были отмечены многочисленные нарушения в республике Башкортостан и Санкт-Петербурге. Дума обратилась к Президенту и Генеральному прокурору с предложением использовать их полномочия для пресечения и предупреждения нарушений, избирательных прав граждан.

Заключение

Выборы Президента, депутатов Государственной Думы и региональных законодательных органов является одним из демократических завоеваний в ходе проводимых в России реформ. Демократические выборы — это антипод гражданской войны и силового решения вопроса о власти. Однако необходимо помнить, что во многом эти нормы носят формальный характер. Сам факт существования выборов не свидетельствует о настоящей демократии. Важно, чтобы они работали на общество, на интересы большинства граждан, а не служили ширмой демократии, её красивой упаковкой. С помощью выборов, как известно, пришёл к власти Гитлер, но это не означает, что в Германии 30-х гг. победила демократия. Выборы Президента РФ 1996 г. тоже весьма показательная политическая акция, когда вроде бы и выборы, но выбора не было. Результаты предшествующих избирательных компаний в Государственную Думу также неутешительны: многие лица, избранные во властные структуры государства, не оправдывают доверия своих избирателей, не выполняют своих предвыборных обещаний.

Гражданское общество, основанное на плюрализме мнений и интересов людей, не в состоянии обеспечить добровольного законопослушания граждан, избежать острых социальных взрывов, а может и кровавых столкновений, если органы государственной власти не будут образованы на справедливой выборной основе с участием самих же граждан.

Список литературы

1.М.В.Баглай. Конституционное право Российской Федерации. Изд. НОРМА-ИНФРА-М. М.1998.

2.Конституционное право России. Под ред.А.В.Малько. Юристъ. М.2000.

3.А.И.Коваленко. Конституционное право России. Изд. «Право и знание». М. 1997.

4. А.В.Малько. Политическая и правовая жизнь России. Юристъ. М.2000.

4.Конституция Российской Федерации. Изд. ИНФРА-М. М. 2000.

5. Сборник законодательств РФ. 1995 г. №№ 26,21., 1997 г. № 38.

Размещено на Allbest.ru

Избирательный процесс: ЦИК РФ – наблюдает, не имея законодательной инициативы; кандидаты – втолковывают избирателю свой четвёртый … двадцатый вариант; избиратель – как в песне про бабушку и компот – ждёт конца очередных выборов. Как на самом деле?

Любой избирательный процесс по выборам на любых уровнях власти содержит три составляющих или подпроцесса: организационно-распорядительный, процессуальный и агитационно-пропогадистский. Из всего многообразия мероприятий, которые должны проводиться в рамках этих процессов, выделим только те, которые на наш взгляд представляют наибольшую проблему на выборах.

Из организационно-равпорядительного процесса выделим только создание типовой документации при подготовке выборов, а именно создание формы (конструкции) избирательного бюллетеня, обеспечивающего наиболее комфортное его восприятие избирателем.

В процессуальном процессе выберем только собственно самое начало рассмотрения в суде (в избирательной комиссии) электорального спора между двумя субъектам, представляющих разных кандидатов на выборах.

В агитационно-пропогандистском процессе попытаемся помочь избирателю выбрать «своего» кандидата, а кандидату построить свою агитационную программу более доходчиво для избирателя, путём сведения проблемы выбора до двух позиций.

Проблема с формой (конструкцией) бюллетеня

Конструкция избирательного бюллетеня прописана в части расположения квадрата для отметки избирателем своего выбора в ст. 73 п. 5 Федерального закона от18 мая 2005 г. №51-ФЗ «О выборах …». Справа от наименования каждой политической партии помещается пустой квадрат. (в ред. Федерального закона от 12.07.2006 N 107-ФЗ). В соответствии со ст. 32 Конституции Российской Федерации

» 2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда».

Суть проблемы с конструкцией избирательного бюллетеня состоит в том, что в момент постановки отметки о своём выборе в квадрат избиратель практически не видит своего кандидата. Так если по оси, при нормальном зрении избиратель видит квадрат с 1.0, то в этот момент наименование партии или фамилию кандидата он видит с интенсивностью 0.1 или даже 0.05. Если же избиратель в очках или с другими проблемами со здоровьем, то он не видит своего кандидата и может поставить отметку не тот квадрат. При этом, как утверждает «Справочник по эргономике». М. Машиностроение. 1980 г. С. 156 – 157 он не замечает своей ошибки. Из «Большой психологической энциклопедии»

«эргономика (от греч. ergon — работа и nomos — закон) — область научноприкладных исследований, находящихся на стыке технических наук, психологии и физиологии труда, в которой разрабатываются проблемы проектирования, оценки и модернизации систем «человек—техника—среда». В отличие от инженерной психологии и психологии труда Э. изучает взаимодействие человека и техники не только в сфере производства, но и в сферах досуга и быта. Одно из важнейших направлений в Э., например, связано с проектированием предметного мира для людей с физическими недостатками».

Как следует из Конституции РФ, в выборах могут принимать участие граждане с любыми физическими недостатками. Наблюдение, а также консультации со специалистами в области эргономики показывают, что общая ошибка может составлять 2 – 3 %. В соответствии же с законом побеждает тот, у которого перевес составляет + 1 голос.

Реально такие результаты бывают. Например, 210 и 211 голосов на выборах в поселении, бывает единицы голосов. Разница в проценты при выборах встречается очень часто. Автор строил график количества голосов полученных кандидатами в соответствии со списком. Так вот, у кандидата, который идёт по списку за кандидатом, который набирает много голосов, тоже не мало голосов, чем у последующих по списку кандидатов. Поэтому можно утверждать, что ему просто добавили голоса те, которые ошиблись в постановке отметки. Сдвиг руки идёт, как правило, вниз. При этом важен тот факт, что избиратель не замечает своей ошибки. Ведь на выборы приходят люди с разными физическими недостатками, а многие с бодуна.

Вывод. Результаты волеизъявления граждан на выборах любого уровня в Российской Федерации априори НЕДОСТОВЕРНЫ.

История проблемы. Этот недостаток конструкции российского бюллетеня стал известен в начале нулевых — (проблемы с бюллетенем были при выборах президента США БУШ – ГОР). Было написано письмо в ЦИК РФ (Председатель А. Вишняков), Госдуму РФ, Совет Федерации. Все ссылались на закон о выборах.

Даже Конституционный суд РФ предложил обратиться к Законодателю и только после обращения в ЕСПЧ автору разъяснили, что данное нарушение к нему не относится – он не является жертвой данного нарушения. По логике жертвой данного нарушения является любой кандидат. Поэтому при подаче Заявления в суд любым кандидатом (каждый может утверждать, что за него проголосовало больше избирателей, но в результате неправильной конструкции бюллетеня они поставили не туда отметку) суд должен будет признать результаты выборов не достоверными, а выборы не состоявшимися. Это связано с тем, что сведения, изложенные в Справочнике … , «…являются общеизвестными» и в соответствии со ст. 61 п. 1 ГПК РФ не нуждаются в доказательстве. Жертвой данного нарушения является любой кандидат на любых выборах – основание: решение ЕСПЧ от 12 января 2005 г. по жалобе №13104/04.

Особо следует обратить внимание на позицию членов ЦИК РФ И ВСЕХ других, которые её рассматривали и заявляли, что форму бюллетеня установил Законодатель и мы здесь не причём. Да, установил Законодатель, но решение о том, что результаты волеизъявления достоверны, принимают члены избирательных комиссий и как быть с внутренним убеждением членов избирательных комиссий.

Пример «правильного» бюллетеня – это украинский бюллетень. Там квадрат стоит слева от кандидата, и избиратель видит при постановке отметки и фамилию кандидата, и квадрат одномоментно.

Вывод. Необходимо сменить конструкцию бюллетеня, расположив квадрат для отметки слева от фамилии кандидата. В противном случае на всей территории России на любых выборах результаты волеизъявления избирателей априори не достоверны, а выборы считаются не состоявшимися.

PS. Автор обратился в ЦИК РФ с этой проблемой. Ему ответили, что таков закон и они здесь не причём, а заявления автора голословны. При повторном разъяснении ответили, что приняли к сведению, а извиниться забыли.

Проблемы процессуальной составляющей избирательного процесса на выборах в России.

При проведении выборов всегда возникают вопросы, разрешение которых возможно только третьей стороной. Такой третьей стороной обычно выступает либо избирательная комиссия, либо суд. Поэтому частники избирательного процесса и обращаются со своими заявлениями в эти инстанции. Как известно каждый обращающийся в суд за защитой обладает правом на рассмотрение дела справедливым судом. Справедливый суд должен состоять из независимых и не заинтересованных в исходе дела судей. Так вот выборы – это, пожалуй, единственное действо в котором принимают участие, являются участниками и судья, и прокурор, и другие участники суда. Тем не менее, процессуальное законодательство вводит институт отвода в качестве процессуальной гарантии независимости судей.

Следовательно, имеется правовая коллизия – электоральный спор рассматривают сами участники этого спора. Почему участники – судья все другие в суде являются участниками избирательного процесса, и они же разрешают спор. Здесь уместно посмотреть две части ст. 67 ГПК

1.Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

2. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Здесь же приведём часть третью пункт 3 ст. 16. Основания для отвода судьи.

  1. Мировой судья, а также судья не может рассматривать дело и подлежит отводу, если он:

3) лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его объективности и беспристрастности.

Никто из спорщиков не может сказать каково «внутреннее убеждение» у судьи, кого из кандидатов он выбрал, и за кого будет голосовать. Поэтому и вызывают сомнения в его объективности и беспристрастности. Вообще-то судьи должны бы сразу заявлять самоотвод, поскольку сами являются участниками избирательного процесса. Тоже относится и к членам избирательных комиссий – все они участвуют в выборах, а значит, каждый из них имеет предпочтение к одному из кандидатов. Это может быть и не кандидат от той партии, которую представляет член избирательной комиссии.

Таким образом, при существующей системе выборов при разборе электоральных споров судьи, секретари, прокуроры и члены избирательных комиссий не беспристрастны и, в конечном итоге, можно считать заинтересованы в исходе спора в «свою пользу». Исходя из этого, решать электоральные споры в России не кому!

Предлагается следующий вариант разрешения проблемы. В России есть категория граждан, для которых, например, ст. 20 Конституции РФ Каждый имеет право на жизнь -не имеет силы. Она не относится в полной мере к военнослужащим – их посылают туда, где они заведомо могут погибнуть. Так и судьей, и членов избирательных комиссий можно ограничить в избирательном праве. Для чего, например, Председатель регионального суда издаёт постановление, которым ограничивает часть судей и остальных участников в избирательных правах. Члены избирательных комиссий по определению не должны участвовать в выборах. В этом случае суд будет объективным и беспристрастным и будет оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Проблемы агитационно-пропогандистского процесса

В выборах участвуют десятки партий и сотни кандидатов, каждый со своей программой. Поскольку, как известно, «бытие определяет сознание», то практически главным разделом этих программ является экономическая часть. В России свыше семидесяти политических партий, которые по определению должны участвовать в каких либо выборах – федеральных, региональных или муниципальных. Поэтому разобраться избирателю в этих программах архи сложно, если не сказать прямо – не возможно. Поэтому и выбирает избиратель по внешнему виду кандидата, по тому, кто громче кричит – не важно что, кто сильнее ругает власть – её все ругают и по многим другим важным и не очень признакам. Избирательные комиссии должны бы разъяснять программы партий, а не наблюдать, как мучается избиратель, чтобы определить за кого отдать свой голос.

До сих пор эта проблема не имела решения – не было теории экономики. Автором же разработаны «ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ»

Издательство LAPLAMBERTAcademicPublishing

(2014-10-21) — ISBN-13: 978-3-659-60735-6

https://www.ljubljuknigi.ru

В них даны абстрактные представления кризисной (капиталистической) и бескризисной (социалистической) экономических систем как объектов исследования – атрибут любой теории. При этом ясно видно как из капиталистической экономики получается социалистическая экономика и наоборот. Видны место и роль каждого элемента экономики и, что самое главное, представлены место и роль партий в экономиках, то чего никогда не было представлено в структурах экономики.

У существующих более 50 экономических «теорий» этого представления нет. Поэтому это просто описание экономик и капиталистических, и социалистических как явлений общественной жизни. Всё определяется интеллектуальными способностями авторов. Управление развитием этих экономик осуществлялось и осуществляется на интуитивном уровне. Это относится ко всем, кто управлял экономикой – В.И. Ленин, В. И. Сталин, Д. Рузвельт, А. Гитлер, Ким Ир Сен, Мао Цзэдун, Дэн Сяопин, Ю. В. Андропов и многие, многие другие. Из российских назовём Б. Н. Ельцин, Д. А. Медведев И В. В. Путин. Признавали, что нужна теория экономики только И. В. Сталин И Ю. В. Андропов.

В «Основах …» показано, что капиталистическая экономика с позиции управления – это одноконтурная структура в роли обратной связи, которой выступают элита и бизнес. Причём бизнес выступает в роли положительной обратной связи – толкает экономику к кризису, а элита отрицательной обратной связи – заставляет правительство управлять экономикой. Элиту никто не избирает, не назначает и не увольняет, она по-фамильно не известна и её цели не известны. Партий в государстве с такой экономикой может быть столько, сколько можно придумать лозунгов.

В социалистической экономике структура много контурная, партия жестко вписана в экономику. Производством управляет наряду с властью и партия или национальная элита. Причём партия управляет управляющими, а чтобы управлять управляющими, необходимо знать экономику. Поэтому и были в обкомах отделы, которые отвечали за тот или иной сектор общественной жизни. Партия в таком государстве, как правило, одна и она провозглашает цель развития государства, а остальные партии решают задачи ( для достижения цели необходимо решить 100 задач). Так, например, В ГДР было 5 партий, в Китае 8 партий, в СССР роль партий выполняли общественные организации – автор только союзных насчитал 162.
Движущей силой капиталистической экономики является конкуренция, которая в свою очередь является движущей силой кризисов и коррупции. В конечном итоге – это тупиковое развитие общества. Не известно как будет развиваться общество с такой экономикой в результате технологической сингулярности. Этой проблемы лишена социалистическая экономика. Причиной этого является их цели развития, которые наиболее полно сформулировал И. В. Сталин в работе “Экономические проблемы социализма в СССР” , где он определил форме законов и цели капитализма, и цели социализма, а именно:

“Существенные черты и требования основного экономического закона социализма можно было бы сформулировать примерно таким образом: обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путем непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники”.

“Главные черты и требования основного экономического закона современного капитализма можно было бы сформулировать примерно таким образом: обеспечение максимальной капиталистической прибыли путем эксплуатации, разорения и обнищания большинства населения данной страны, путем закабаления и систематического ограбления народов других стран, особенно отсталых стран, наконец, путем войн и милитаризации народного хозяйства, используемых для обеспечения наивысших прибылей”.

Дальнейшие рассмотрения мировой экономики показало, что она не так и разнообразна как кажется (скандинавская, германская, французская, американская, российская, китайская, японская и проч. модели), а каждая из них базируется в общем на двух экономических платформах: экономической платформе А. Смита – кризисная экономика или экономической платформе В. И. Ленина – бескризисная экономика. Структуры экономик на этих платформах абсолютно разные. Например, структуры скандинавской, российской или французской экономик ничем не отличаются. Там есть частности – они не существенные. Например, разные ставки налогов 60 %, 13 %, 50 % (могу ошибиться), но от этого они не стали бескризисными — у них цель общая – получение прибыли. Однако эти структуры отличаются от структур китайской или вьетнамской экономик. Поэтому утверждать, а точнее мечтать – вот если бы у нас как в Китае бессмысленно и говорит только о том, что говорящий не владеет теорией экономики. Более подробно здесь

ЭКОНОМИКИ, ПАРТИИ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ http://perevodika.ru/articles/29470.html

В этой работе можно найти рисунки, которые показывают, почему развитие кризисной экономики тупиковое.

  1. “ТАЙНЫ” КИТАЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУХНИ

    В этой работе показан без всякой статистики пример анализа китайской экономики, чтобы понять почему она с такими темпами развивалась.

    Далее, кому интересно можно почитать

    ВЫБОРЫ, ВЫБОРЫ …КОГО ВЫБИРАТЬ? ЗА КОГО ГОЛОСОВАТЬ?

    http://worldcrisis.ru/crisis/2317685?OPEN_WAY_TO=2317779#2317779

    Таким образом, анализ всех трёх составляющих избирательного процесса показал:

  • В организационно-распорядительном процессе – из-за ошибочной конструкции избирательного бюллетеня результаты волеизъявления граждан на выборах на всей территории России НЕДОСТОВЕРННЫ, а значит, избирательные комиссии всех уровней должны признавать их не состоявшимися.

  • В процессуальном процессе – некому в принципе рассматривать электоральные споры в рамках существующего законодательства.

  • В агитационно-пропогандистском процессе — единственно светлое пятно – всё многообразие экономических программ партий и кандидатов сведено к двум позициям, в которых разобраться человеку не трудно.