Проблемы дорожного движения

Пути повышения безопасности движения на автомобильном транспорте

Существенной издержкой автомобилизации являются дорожно-транспортные происшествия (ДТП). На автомобильных дорогах, улицах городов и других населенных пунктов нашей страны каждые четыре дня погибает столько человек, сколько погибло на теплоходе адмирал Нахимов.

Анализ статистики ДТП во многих странах мира показывает, что на долю водителя приходится от 41 до 96% всех ДТП. Дорожным условиям отводится меньшая роль – от 6 до 48%. В России по данным ГИБДД водителей признают виновниками в 70% – 80% всех ДТП, а недостатки дорог – в 8 – 14%. Из числа дорожных самыми частыми причинами ДТП являются скользкость, недостаточная ровность покрытия и другие факторы, зависящие от уровня содержания дорог.

Проблема обеспечения и организации движения на автомобильных дорогах привлекает большое внимание во всех странах в связи со значительными жертвами и материальными потерями при дорожно-транспортных происшествиях.

Для повышения безопасности движения на дорогах необходимо одновременное проведение широкого комплекса мероприятий. Значительная часть их связана с развитием конструкции автомобилей, прежде всего с совершенствованием тормозных систем, а так же оснащением автомобилей специальными приспособлениями, например, ремнями безопасности, мягкой приборной панелью, воздушными мешками безопасности и др.

Существенное повышение безопасности движения достигается совершенствованием методов проектирования дорог и улиц, улучшением технологии дорожно-строительных работ, в частности обеспечение должной ровности и шероховатости покрытий, сохранением этих качеств в процессе службы дороги.

Дорожная служба ведет систематический учет и анализ ДТП. Подлежат учету все ДТП, повлекшие гибель или телесные повреждения людей либо повреждение транспортных средств, грузов, дорог, дорожных сооружений или иного имущества, возникшие на обслуживаемых участках дорог или улиц.

Особое внимание уделяют ДТП, возникновению которых способствовали неудовлетворительные дорожные условия.

Для выявленных участков и мест концентрации ДТП проводят анализ аварийности по видам и тяжести, типам транспортных средств, времени суток и периодам года, а также по условиям движения, в результате которого устанавливают причины ДТП и разрабатывают план мероприятий по повышению безопасности движения. В первую очередь принимают меры по повышению безопасности движения на очень опасных участках и местах концентрации ДТП, во вторую очередь – на опасных, затем на малоопасных. На дорогах, где выявлены очень опасные участки и места концентрации ДТП, в первую очередь принимают меры по повышению безопасности движения на опасных, во вторую – на малоопасных.

К мероприятиям по обеспечению безопасности движения, которые осуществляют в процессе ремонта и содержания дорог, относят: улучшение геометрических параметров дорог; строительство дополнительных полос в зонах пересечений и автобусных остановок, направляющих островков на пересечениях, полос для местного движения, тротуаров и велосипедных дорожек в зонах населенных пунктов, оборудование автобусных остановок, стоянок, площадок отдыха, пешеходных переходов, скотопрогонов и т.д.; уменьшение числа пересечений транспортных потоков (закрытие «диких» съездов и переездов и улучшение организации движения на остающихся); улучшение организации движения путем совершенствования системы установки дорожных знаков и разметки, установки ограждений, светофоров, устройств аварийных улавливающих карманов и других технических средств и методов; укрепление обочин, недопущение обнажения кромки дорожных одежд, обеспечение отвода воды с обочин, предотвращение образования на обочинах колей и других неровностей; обеспечение видимости на всей протяженности дороги, поддержание требуемой ровности покрытий; поддержание требуемой шероховатости; снижение скоростей на опасных участках; предупреждение и ликвидация зимней скользкости.