Присоединение ес к екпч

Основные принципы защиты прав человека в праве Европейского Союза Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ А.,

Актуальные проблемы международного права

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ПРАВЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

О.М МЕЩЕРЯКОВА,

доктор юридических наук, профессор кафедры международного права РУДН Научная специальность: 12.00.10 — международное право; европейское право

E-mail: intlaw.rudn@gmail.com

Аннотация. Статья посвящена анализу особенностей норм права ЕС, направленных на защиту прав и свобод граждан Европейского Союза. Основным принципом, который образует фундамент правоохранительной деятельности институтов ЕС в данной сфере, является право на хорошее управление. Право на хорошее управление провозглашено как в учредительных договорах Европейского Союза, так и в Хартии Европейского Союза об основных правах. В свете присоединения Европейского Союза к Европейской конвенции о защите прав человека необходимо сделать акцент на применении Конвенции Европейским судом по правам человека, который рассматривает жалобы на действия национальных властей, а не на действия органов Европейского Союза. Поэтому необходимо разграничивать юрисдикцию Европейского суда по правам человека и Суда ЕС, который рассматривает жалобы на действия органов Европейского Союза.

Ключевые слова: принципы защиты прав человека в ЕС, право на справедливое управление, Хартия Европейского союза об основных правах, права человека, Лиссабонский договор, компетенция, Европейский Союз, распределение компетенции, первичное право Европейского Союза.

THE BASIC PRINCIPLES OF PROTECTION OF HUMAN RIGHTS IN THE RIGHT OF THE EUROPEAN UNION

O.M. MESHCHERYAKOVA,

doctor of jurisprudence, professor of chair of international law of R UDN

Создание Европейских сообществ, а затем Европейского Союза сопровождалось передачей компетенции в указанных в учредительных договорах ЕС сферах интеграционным институтам.

С углублением европейской интеграции круг делегированных полномочий становился все шире.

Делегирование полномочий является необходимым условием создания правового механизма функционирования интеграционного сообщества. Оно необходимо в интеграционном процессе для того, чтобы интеграция могла развиваться, а функционирование интеграционных институтов в рамках опре-

деленных в учредительных договорах функций этих институтов была эффективной.

В результате расширения их функций институты ЕС стали принимать законодательные акты, так называемые, акты вторичного права. В этой связи для граждан государств-членов ЕС возникла потребность в правовой защите от нарушений их прав со стороны институтов Европейского Союза.

Таким образом, для «европейского законодателя» возникла необходимость поиска способов борьбы со злоупотреблениями со стороны институтов Союза и их должностных лиц.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы международного права

Необходимо отметить, что в государствах-членах Европейского Союза защита прав их граждан осуществляется на национальном уровне, а также на международном уровне. Тем не менее, на всех этапах интеграции «европейский законодатель» старался создать механизм защиты прав граждан ЕС от злоупотреблений, возникающих в процессе правоприменения вторичного права ЕС.

Так, в 1969 г. Суд ЕС признал соблюдение основных прав и свобод человека в качестве одного из общих принципов права ЕС. Соблюдение этого принципа Суд ЕС вменил в обязанность институтам ЕС. Таким образом, правовой акт (акт вторичного права ЕС), противоречащий принципу защиты прав человека, может быть отменен Судом ЕС.

При этом Суд ЕС в процессе принятия своих решений опирается не только на нормы права ЕС, но и на общепризнанные нормы международного права, Международные договоры о правах человека, в которых участвуют государства-члены ЕС.

Кроме того, присоединение Европейского Союза к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод как единого субъекта международного права дает возможность обжаловать в Европейский Суд по правам человека действия и бездействия со стороны властей ЕС, в том числе со стороны его судебных органов.

В 1989 г. Европейским парламентом был принят текст Декларации основных прав и свобод человека и гражданина.

Другим важным этапом в становлении системы защиты прав человека в ЕС явился Амстердамский договор 1997 г., осуществивший важную реформу правовых устоев Европейского Союза. Договор признал необходимость постепенной конвергенции правоохранительных систем государств-членов ЕС.

Одна из основных целей Амстердамского договора состояла в создании для граждан Европейского Союза возможности обращаться в суд в любом государстве-члене ЕС на тех же условиях, что и в государстве их гражданства.

Важнейшим шагом в создании полноценной системы защиты прав и свобод человека в Европейском Союзе стала Хартия ЕС об основных правах от 7 декабря 2000 г. Хартия кодифицировала права и свободы, закрепленные в праве ЕС, в едином писаном источнике, текст которого доступен и прост для восприятия гражданами ЕС.

Таким образом, крупным социальным достижением Европейского Союза является создание целостной системы защиты прав человека, соответствующей требованиям международного права.

Кроме того, Европейский Союз является интеграционным сообществом, в котором существует институт гражданства. Поэтому именно индивидуум (гражданин ЕС) образует фундамент сложившейся в этом интеграционном сообществе социально-экономической и политической модели.

В основе системы защиты прав человека в Европейском Союзе лежат демократические принципы, закрепленные в международных договорах, на которых основывается европейская интеграция. К таким договорам относятся так называемые учредительные договоры:

♦ договор о Европейском Союзе;

♦ договор о функционировании Европейского Союза.

Демократические принципы в праве Европейского Союза образуют основу системы права ЕС.

В центре этой системы находится принцип соблюдения и защиты основных прав и свобод человека на уровне Европейского Союза. Согласно ч. 1 ст. 6 Договора о Европейском Союзе: «Союз признает права, свободы и принципы, изложенные в Хартии Европейского Союза об основных правах от 7 декабря 2000 г., адаптированной 12 декабря 2007 г., которая имеет такую же юридическую силу, как и Договоры1.

Однако Европейский Союз является интеграционным объединением. Таким образом, наряду с социальными гарантиями и системой защиты прав человека, созданной на уровне Европейского Союза, данная сфера урегулирована национальным законодательством государств-членов.

В результате такой «двойственности» часто при рассмотрении конкретных дел возникает вопрос о соотношении европейского и национального права.

Так, например, вопросы страхования жизни урегулированы и национальным законодательством, и законодательством Европейского Союза. По вопросам страхования жизни в 2002 г. была принята директива Европарламента и Совета министров № 2002/83/ЕС.

1 Договор о Европейском Союзе // Европейский Союз: основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора / Отв. ред. С.Ю. Кашкин. М., 2011. С. 174.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы международного права

Указанная директива была принята взамен трех ранее существовавших директив. В данной директива дается определение страховой организации в праве Европейского Союза.

В ст. 1 указанной директивы под страховой организацией понимается организация, имеющая специальную лицензию от национального уполномоченного органа одного из государств-членов.

В сфере, обозначенной как «иные страховые случаи» действует несколько актов вторичного права Европейского Союза:

1. Директива №73/239/ЕЭС. Эта директива устраняет ограничения на свободу учреждения. Она предоставляет возможность создавать дочерние фирмы, филиалы и представительства фирм на всей территории действия права ЕС.

Директива определяет семнадцать видов страхования и формулирует правила возмещения по страховым случаям.

2. Директива № 88/357/ЕЭС, директива № 92/49/ЕЭС, директива № 84/641/ЕЭС.

Директива №84/641/ЕЭС непосредственно направлена на страховое возмещение, которое связано с содействием туризму. К ней примыкает Регламент ЕС от 13 июля 2009 г. № 810/2009 Европейского парламента и Совета, учреждающий Визовый кодекс ЕС.

Указанный регламент в п. 5 ст. 15 содержит норму о том, что возмещение в случае страхового случая по договору медицинского страхования может быть взыскано в любом государстве-члене ЕС. Таким образом, возмещение страховых случаев в Европейском Союзе происходит, согласно актам вторичного права Европейского Союза.

В праве Европейского Союза урегулированы также финансовые риски граждан Европейского Союза. С этой целью Регламентом Европейского парламента и Совета от 24 ноября 2010 г. № 1094/2010 создан Европейский орган по банковскому надзору.

Согласно регламенту Парламента и Совета № 1092/2010 создан Европейский комитет системных рисков, который направлен на предотвращение и смягчение системных рисков в финансовой сфере. Согласно этим актам правом ЕС гарантируется возмещение вкладов в 100 тыс. евро без каких-либо сборов с этих сумм. Это можно наблюдать в ситуации, сложившейся в банковском секторе Кипра.

В государствах-членах ЕС на национальном уровне возникает много исков о возмещении, осо-

бенно, когда вопрос связан с коллизией национального права и права ЕС.

Здесь можно привести следующее решение Европейского Суда по правам человека от 23 октября 2012 г. по вопросу, который также урегулирован правом Европейского Союза: Дело Ramaer and Van Willigen v. Netherlands) (N 34880/12) (о возмещении затрат на медицинское обслуживание по договору медицинского страхования).

Обстоятельства дела. Заявители Рамар и Ван Вил-лиген являются нидерландскими подданными, получающими нидерландскую пенсию по старости. Они проживают в Бельгии и Испании соответственно.

До 1 января 2006 г. они пользовались нидерландской частной медицинской страховкой, которая давала им право на оказание медицинской помощи в соответствии с голландскими стандартам.

Однако, согласно Регламенту Совета ЕС 1408/71 (EC) заявители в настоящее время имеют право на медицинскую помощь согласно базовым режимам здравоохранения стран пребывания, что улучшает их положение. Поэтому медицинские услуги в соответствии с нидерландским стандартом стали, по мнению заявителей, намного более дорогими: заявители вынуждены приобрести дополнительную частную страховку, а расходы на медицинское обслуживание по национальному законодательству не возмещаются.

Заявители хотели, чтобы в их случае применялся указанный регламент ЕС, т.е., чтобы их договоры медицинского страхования были приведены в соответствие с указанным регламентом.

Решение. Жалоба признана неприемлемой (жалоба несовместима с положениями ЕКПЧ о ratione materiae.

Европейский Суд признал: что место жительства составляет «аспект личного статуса»; что вступление в силу нового законодательства о здравоохранении создало ситуацию, в которой заявители претерпели иное обращение по сравнению с жителями Нидерландов, а также иных лиц, зависящих от соответствующих стран проживания.

Закон о медицинском страховании был направлен на создание, прежде всего, территориальной системы для всех лиц, законно проживающих в Нидерландах. Вследствие их решения о проживании в иных странах Европейского союза заявители имели в странах проживания право на медицинскую помощь в том же режиме, что и местное население. Конкретная страна

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы международного права

получала возмещение за оказанную медицинскую помощь от Нидерландов, которые, в свою очередь, имели право потребовать участия заявителей. Любое дополнительное медицинское страхование являлось необязательным. Поэтому возмещение расходом на медицинское обслуживание заявителям не полагается.

Таким образом, в ЕС все возмещения страховых случаев четко отрегулированы актами вторичного права ЕС, что ведет к возникновению значительного числа коллизий.

Учредительные договоры ЕС в качестве юридической категории вводят также понятие «Ценности Союза». В качестве ценностей выступают:

♦ уважение человеческого достоинства,

♦ свобода,

♦ демократия, равенство,

♦ соблюдение прав человека.

Нормы-ценности закреплены в ст. 2 и 3 Договора

о Европейском Союзе: «Союз основан на ценностях уважения человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, правового государства и соблюдения прав человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам»2.

Эти ценности являются общими для государств-членов в рамках общества, характеризующегося плюрализмом, недискриминацией, терпимостью, справедливостью, солидарностью и равенством женщин и мужчин.

В Преамбуле Хартии Европейского Союза об основных правах среди универсальных ценностей, лежащих в основе ЕС, также называется солидарность (между социальными группами общества)3.

Нормы-ценности, закрепленные в учредительных договорах, не являются чисто декларативными положениями. Европейский Союз выступает гарантом соблюдения своих ценностей всеми государствами-членами. Следует отметить, что, термин «Европейское право прав человека» используется для обозначения совокупности норм, которые закрепляют и гарантируют основные права личности в Европе.

Отличительным признаком европейского права в области прав человека является то, что оно создается усилиями Совета Европы и Европейского Союза. Однако методы правового регулирования рассматриваемой сферы в Совете Европы и в Европейском Союзе имеют свои особенности, которые связаны с юридической природой рассматриваемых субъектов международного права.

Специфика защиты прав и свобод человека в Европейском Союзе связаны с двойственностью его правовой природы: с одной стороны, Европейский Союз имеет международно-правовую основу, и, следовательно, к основным источникам регулирования прав и свобод человека относятся, в первую очередь, источники первичного права ЕС, т.е. международные договоры; с другой — особенностью правовой системы Европейского Союза является то, что правотворческую деятельность в этом интеграционном объединении осуществляют его институты4, т.е. регулирование прав и свобод человека основано на наднациональном регулировании5.

Правовой основой защиты прав человека в национальных правовых системах является включение перечня прав и свобод в национальные конституции. В Европейском Союзе источниками права в указанной сфере являются учредительные договоры, Хартия Европейского Союза об основных правах, а также источники вторичного права ЕС6.

Однако в учредительных договорах Европейского Союза правам и свободам человека уделялось внимание также в связи с регулированием той или иной сферы сотрудничества, поскольку право на хорошее (справедливое) управление является основой для развития всей системы защиты прав человека в ЕС. Поэтому нормы, посвященные правам и свободам, разбросаны по различным разделам учредительных договоров.

Тем не менее, несмотря на то, что Договор о Европейском Союзе содержит норму о том, что «Союз признает права, свободы и принципы, изложенные в Хартии Европейского Союза об основных правах от 7 декабря 2000 г.»7, трудно говорить о том, что нормы, регулирующие права человека в ЕС, систематизированы в одном источнике.

2 Договор о Европейском Союзе. С. 170.

3 Хартия Европейского Союза об основных правах // Европейский Союз: основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора / Отв. ред. С.Ю. Кашкин. М., 2011. С. 553.

4 Указанное положение относится к источникам вторичного права ЕС.

5 Мещерякова О.М. Суверенитет государств-членов интеграционного сообщества и проблема «фрагментации» в развитии интеграционных процессов // Вопросы правоведения. 2012. № 4. С. 23.

6 Мещерякова О.М. Лиссабонский договор (договор о реформе) и суверенитет государств-членов ЕС // Международное публичное и частное право. 2012. № 4. С. 5.

7 Европейский Союз: основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора / Отв. ред. С.Ю. Кашкин. М., 2011. С. 174.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы международного права

Таким образом, помимо учредительных договоров, права человека в ЕС регулируются Хартией ЕС об основных правах 2000г., адаптированной, как указано в ст. 6 Договора о Европейском Союзе, 12 декабря 2007 г.8, а также актами вторичного права ЕС.

Однако следует особо подчеркнуть, что учредительные договоры (Договор о Европейском Союзе и Договор о функционировании Европейского Союза) и Хартия являются основными источниками права ЕС в области прав человека, поскольку именно эти источники связаны с международно-правовой природой европейского интеграционного процесса.

Особенностью Хартии является то, что она имеет своей целью защиту граждан ЕС от произвола со стороны институтов ЕС. Следовательно, обеспечение права граждан Европейского Союза на хорошее управление является основой всей системы обеспечения и защиты прав человека в Евросоюзе.

Основанием классификации прав и свобод в Хартии выступает не предмет субъективного права (например, права личные, политические, экономические и т.д.), а ценности, на защиту которых они направлены: человеческое достоинство; свобода; равенство; солидарность.

Соответственно именуются первые главы Хартии и распределяются закрепленные в них права и свободы.

Такое отступление от общепринятой трехзвенной классификации прав (личные, политические, социально-экономические) направлено на то, чтобы подчеркнуть равнозначность всех групп прав. Более того, право ЕС может предоставлять даже более широкую защиту основных прав, чем Конвенция (ст. 52 Хартии). Согласно ч. 3 указанной статьи: «В той мере, в которой содержащиеся в настоящей Хартии права соответствуют правам, гарантированным Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, смысл и пределы данных прав должны быть такими же, как они предусмотрены вышеупомянутой Конвенцией. Данное положение не служит препятствием для предоставления со стороны права Союза более широкой защиты»9.

Однако положения Хартии никоим образом не расширяют компетенцию Союза, как она определена в договорах (ч. 2 ст. 6 Договора о ЕС)10. Особенностью хартии Европейского Союза об основных правах является также расширение круга лиц, которым адресованы ее нормы.

Так, в Хартии есть отдельные положения, адресованные иностранцам, находящимся на территории действия права ЕС: ст. 15 — граждане третьих стран, получившие право заниматься трудовой деятельностью..; ст. 18 — ….право на убежище. Согласно ст. 19 Хартии граждане третьих стран не могут быть высланы в те страны, где они могут быть подвергнут смертной казни11.

Следует подчеркнуть, что применительно к государствам-членам ЕС из судебной практики Суда ЕС недвусмысленно следует, что нормы права ЕС применяются при возникновении коллизии между национальным правом государств-членов и правом Европейского Союза. Вообще, в последнее время указанные коллизии возникают достаточно часто12.

Следует отметить, что именно эта особенность регулирования прав человека в ЕС ведет к значительным трудностям, которые возникли в связи с присоединением Евросоюза как единого субъекта международного права к Европейской конвенции о защите прав человека, так как в ст. 6 Договора о ЕС содержится запрет на расширение компетенции Союза.

Таким образом, Хартия Евросоюза об основных правах не может вести к расширению компетенции Союза и круга задач, которые возложены на ЕС государствами-членами в его учредительных договорах.

Как указывалось выше, присоединение ЕС к Европейской конвенции о защите прав человека как единого субъекта международного права дает возможность обжаловать в Европейский Суд по правам человека действия и бездействия со стороны властей ЕС, что является важным шагом на пути создания единой европейской системы защиты прав и свобод человека.

Однако на этом пути существует и ряд сложно преодолимых препятствий13. Например, участие ЕС в ЕКПЧ требует существенной перестройки всей системы защиты прав и свобод человека в Европе. Ведь теперь Европейский суд по правам человека становится инстанцией, которая может толковать нормы права ЕС.

8 Европейский Союз: основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора. С. 174.

9 Хартия Европейского Союза об основных правах. С. 568.

10 Там же. С.174.

11 Там же.

12 Мещерякова О.М. Финансовая политика Европейского Союза и Федеральный Конституционный Суд ФРГ // Юридический мир. 2012. № 10. С. 52—54.

13 Мещерякова О.М. Лиссабонский договор и Суд Европейского Союза // Вестник Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева. 2012. № 1. С. 124.

Проблемы и перспективы присоединения Европейского Союза к Европейской Конвенции по правам человека

ЕС присоединился к целому ряду договоров СЕ правозащитной направленности, а также отдельным частичным соглашениям, участвует в различных программах и проектах СЕ. Специальные соглашения, заключённые СЕ и ЕС направлены на координацию взаимодействия двух партнёрских организаций в области прав человека. Например, Соглашение о взаимодействии Агентства ЕС по фундаментальным правам и Совета Европы 2008 г. Однако, безусловно, самый значительный шаг на пути к созданию общеевропейского пространства прав человека в XXI веке — присоединение ЕС к ЕКПЧ.

Преимущества присоединения ЕС к основополагающему договору СЕ в области прав человека можно сформулировать следующим образом. Участие ЕС в ЕКПЧ:

позволит повысить уровень и эффективность защиты прав человека в Европе за счет осуществления независимого внешнего контроля над правовой системой ЕС;

даст возможность каждому человеку при условии исчерпания средств правовой защиты согласно праву ЕС подать жалобу в ЕСПЧ на нарушение прав и свобод человека, гарантируемых ЕКПЧ, актами ЕС, а также на нарушения, связанные с национальными мерами по применению или имплементации права ЕС государствами-членами ЕС;

будет способствовать гармонизации правовых позиций Суда ЕС и ЕСПЧ относительно объёма и содержания прав и свобод человека.

После вступления в силу в 2009 г. Договора о ЕС в редакции Лиссабонского договора, а в 2010 г. — новой редакции ЕКПЧ, вопрос о правовом обеспечении реализации намерения ЕС присоединиться к ЕКПЧ был решён. Стороны приступили к разработке договора о присоединении ЕС к ЕКПЧ.

Изучение всех аспектов, связанных с присоединением ЕС к ЕКПЧ было поручено Руководящему комитету по правам человека СЕ, который ещё в 2002 г. выпустил Меморандум по техническим и правовым аспектам присоединения.

26 мая 2010 г. Комитет министров СЕ определил срок завершения работы над текстом проекта Соглашения о присоединении ЕС к ЕКПЧ (далее — проект Соглашения) — 30 июня 2011 г. Рабочая группа, разрабатывавшая документ, справилась с поставленной задачей и представила проект Соглашения на своём шестом заседании (13-18 марта 2011 г.).

Проект Соглашения состоит из преамбулы и 13 статей. В соответствии со ст. 2 этого документа, которая вносит изменения в ч. 2 ст. 59 ЕКПЧ, ЕС становится стороной ЕКПЧ и получает право присоединиться не только к самой ЕКПЧ, но и к Протоколам к ней.

Согласно проекту Соглашения изменения вносятся в ч. 5 ст. 59 ЕКПЧ: термины «государство», «сторона-государство», «государства» и «стороны-государства» должны применяться после присоединения и к ЕС как Высокой Договаривающейся Стороне — участнику ЕКПЧ. Термины «национальная безопасность», «национальное право», «национальное законодательство», «национальные власти», «страна», «территориальная неприкосновенность» и «внутренний» после присоединения будут mutatis mutandis применяться и к ЕС как к участнику ЕКПЧ.

Ст. 3 проекта Соглашения предоставляет ЕС право наравне с другими участниками ЕКПЧ делать оговорки и использовать право на дерогацию, как в отношении норм ЕКПЧ, так и Протоколов к ней (которые уже вступили в силу или вступят в силу в будущем), к которым присоединится ЕС.

Один из самых интересных и инновационных разделов проекта Соглашения посвящён процедуре участия ЕС и его государств-членов в судебном разбирательстве в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) в качестве соответчика.

Раздел B проекта Соглашения «Процедура в Европейском суде по правам человека» (ст. ст. 4-6) предусматривает введение нового механизма — механизма участия в деле в статусе соответчика.

Процедура была разработана преимущественно для обеспечения ЕС возможности участвовать в деле в качестве стороны и (или) при необходимости — в качестве соответчика по жалобе, поданной против одного или более государств-членов ЕС. Внедрение нового механизма обусловлено особенностью правовой системы ЕС: правовые акты, принятые его институтами, применяются органами государств-членов ЕС, и наоборот, положения договоров, учреждающих ЕС, которые были приняты государствами-членами, применяются органами ЕС.

После присоединения ЕС к ЕКПЧ может возникнуть уникальная для механизма ЕКПЧ ситуация, когда сторона этого договора, принявшая правовой акт, и Высокая Договаривающаяся Сторона ЕКПЧ, применившая этот правовой акт, не совпадут. Механизм соответчика должен помочь приспособить ЕСПЧ к такой уникальной ситуации и дать возможность Высокой Договаривающейся Стороне, которая приняла нормативно-правовой акт, участвовать в судебном разбирательстве в ЕСПЧ в качестве соответчика стороны, его применившей.

Предлагаемая процедура должна применяться к случаям, когда нормы ЕКПЧ нарушаются предположительно совместно ЕС и одним или несколькими его государствами-членами. В случае если истец в одной жалобе указывает на множественные нарушения норм ЕКПЧ в отношении ЕС отдельно и в отношении государства-участника отдельно, механизм соответчика применяться не должен.

Если ЕСПЧ установит факт нарушения ЕКПЧ, соответчик, также как и ответчик по делу, будет обязан исполнить постановление ЕСПЧ, в том числе, принять меры общего и индивидуального характера. В проекте Соглашения особо подчеркивается, что для применения механизма соответчика к ЕС ЕСПЧ должен усмотреть причинно-следственную связь между нарушением права, гарантированного ЕКПЧ, и нормативно-правовым актом ЕС или действиями (бездействием) органа или института ЕС.

Механизм соответчика должен применяться только к жалобам, признанным приемлемыми и рассматриваемым по существу обращения: если жалоба подана против ЕС и одного или нескольких государств-членов ЕС, ЕСПЧ будет считать ответчиком государство-член ЕС, применившее правовой акт, а соответчиком — ЕС, который принял этот акт;

если жалоба подается против одного или нескольких государств-членов ЕС, но не против самого ЕС, или если жалоба подается против самого ЕС, но не его государств-членов, соответчиком может стать государство-участник ЕКПЧ, которое не указано в жалобе в качестве ответчика, но приглашено ЕСПЧ выступить соответчиком по делу. Высокая Договаривающаяся Сторона может просить ЕСПЧ дать ей разрешение участвовать в деле в статусе соответчика. Решение принимается ЕСПЧ по собственному усмотрению с последующим уведомлением истца и первоначального ответчика по жалобе в течение четырех недель.

Как и любая другая Высокая Договаривающаяся Сторона ЕКПЧ, ни ЕС, ни его государства-члены не обязаны принимать участие в судебном процессе, который не был изначально инициирован против них. Сторона ЕКПЧ, которой ЕСПЧ предложил воспользоваться возможностью стать соответчиком, должен дать ответ на приглашение ЕСПЧ в течение восьми недель. Получив ответ приглашённой стороны, ЕСПЧ доводит его до сведения участников процесса.

ЕС или его государства-члены могут подать ходатайство о его (их) привлечении в качестве соответчика по делу. В таком случае ЕСПЧ уведомляет первоначальные стороны по делу о поступившем ходатайстве и предоставляет им право в течение восьми недель предоставить свои комментарии. ЕСПЧ рассматривает данное ходатайство и принимает решение о привлечении (или не привлечении) участника ЕКПЧ в качестве соответчика по делу.

ЕСПЧ имеет право отозвать соответчика из участия в процессе на любой стадии судебного процесса. В случае достижения мирового соглашения на основании ст. 39 ЕКПЧ соглашение должно быть достигнуто совместно ответчиком и соответчиком.

Как ответчик, так и соответчик должны иметь возможность выражать свою совместную позицию по делу в рамках судебного разбирательства. При вынесении постановления по делу с участием соответчиков ЕСПЧ может выносить решение об ответственности сторон по делу, а также привлечь ответчика и соответчика к совместной ответственности, если это необходимо.

В случае если такое решение повлияет на распределение компетенции между ЕС и его государствами-членами, стороны должны сообщить об этом Суду, чтобы он принял это во внимание. Согласно проекту Соглашения ЕСПЧ полномочен выносить решение только в отношении факта нарушения норм ЕКПЧ, не касаясь вопроса о законности акта или его отдельных положений, а также распределения компетенции между ЕС и его государствами-членами. Таким образом, четко определяются пределы компетенции ЕСПЧ по делам с участием ЕС: ЕСПЧ не может посягать на правовой порядок или компетенцию самого ЕС.

Инициировать процедуру рассмотрения дела Большой палатой ЕСПЧ в соответствии со ст. 43 ЕКПЧ имеет право любая сторона в деле, в том числе и соответчик, который может подать соответствующее ходатайство без предварительного согласия ответчика по делу.

В проекте Соглашения указывается на то, что ЕС должен издать внутренние акты, связанные с эффективным функционированием механизма соответчика. Такие акты могли бы, например, регламентировать круг оснований для подачи ходатайств о вступлении в процесс в качестве соответчика со стороны ЕС или его государств-членов, процедуры согласования общей позиций по делу или текста мирового соглашения, порядка исполнения постановлений ЕСПЧ и другие вопросы.

В соответствии с положениями учредительных договоров ЕС, в случае сомнения в правильности применения какого-либо акта ЕС его государством-членом истец имеет право обратиться в суд государства-члена ЕС.

В свою очередь суд государства-члена ЕС, в случае возникновения сомнений в толковании какого-либо акта ЕС может обратиться за разъяснениями в Суд ЕС в рамках преюдициальной процедуры. Если суд государства-члена ЕС не воспользовался правом обратиться в Суд ЕС за разъяснениями, то это не лишает ЕСПЧ возможности рассмотреть жалобу, поскольку обращение к преюдициальной процедуре — это право, но не обязанность национального суда.

Положения же ст. 267 Договора о ЕС не могут рассматриваться как условие исчерпания внутренних средств правовой защиты до обращения в ЕСПЧ. Возможно, в целях соблюдения принципа субсидиарности ЕС было бы целесообразным разработать внутреннюю процедуру, которая обеспечивала бы Суду ЕС возможность рассмотреть вопрос о соответствии оспариваемого акта ЕС принципу уважения прав человека.

Процедура присоединения, которой должен руководствоваться ЕС, регламентирована в ст. 218 Договора о функционировании ЕС. П. 8 ст. 218 этого Договора устанавливает, что Совет ЕС должен действовать единолично при заключении договора о присоединении, имея при этом согласие на это со стороны Европейского парламента на основе п. 6 ст. 218 Договора о функционировании ЕС. В дополнение к этому Договор о присоединении должны одобрить государства — члены ЕС в соответствии с их конституционными процедурами. В этой связи возникает вопрос: могут ли государства — члены ЕС воспользоваться правом вето в отношении присоединения ЕС к ЕКПЧ? Ст. 6 (2) Договора о ЕС не содержит ответа на этот вопрос. Данная статья также не проясняет вопрос о взаимоотношениях между двумя судами — ЕСПЧ и Судом ЕС. В рамках единого европейского правового пространства сосуществует два договора по правам человека — ЕСПЧ и Хартия, нормы которых толкуются в первом случае ЕСПЧ, а во втором — Судом ЕС. Если речь идёт о правах и свободах человека, гарантируемых и Хартией, и ЕКПЧ, то их объём и содержание определяются в соответствии с практикой ЕСПЧ.

Однако Хартия включает ряд прав человека, которые не гарантируются ЕКПЧ или гарантируются в меньшем объёме, чем Хартией. Например, запрет рабства и принудительных работ (ст. 5 Хартии) сопровождается запретом совершения сделок, объектом которых является человек. Ст. 8 Хартии посвящена праву каждого на защиту касающихся его персональных данных. В ст. 13 Хартии закреплена свобода искусства и науки. В случае с такими правами человека, Суд ЕС будет давать им собственное толкование.

При этом нельзя исключать возможность последующего толкования ЕСПЧ объёма и содержания прав и свобод человека, отличного от ранее данного Судом ЕС. В практике двух судов есть целый ряд дел, свидетельствующих о том, что Суд ЕС и ЕСПЧ, хотя и стремятся следовать принципу гармонизации правовых позиций, не всегда ему следуют. Например, в деле «Orkem против Комиссии»14. Суд ЕС указал, что право не свидетельствовать против себя не закреплено в ЕКПЧ и не рассматривалось ЕСПЧ, а в международных и национальных актах, гарантирующих данное право, оно распространяется только на физических лиц в рамках уголовного процесса, но не затрагивает положения юридических лиц при спорах экономического характера. ЕСПЧ, напротив указал, что, несмотря на отсутствие данного положения в тексте ЕКПЧ, он признает существование такого права, поскольку ст. 6 ЕКПЧ (право на справедливое судебное разбирательство) подразумевает существование права не свидетельствовать против себя. Кроме того, ЕСПЧ дает расширительное толкование этого права.

Таким образом, нельзя исключать риск формирования различных правовых позиций Судом ЕС и ЕСПЧ. Подобная ситуация, в случае её возникновения, негативно отразится на формировании единой европейской системы защиты прав человека.

Наконец, нельзя исключать и возможность повторного обращения одного или нескольких государств-членов к Суду ЕС за заключением на основе п. 11 ст. 218 Договора о функционировании ЕС по поводу соответствия Договора о присоединении учредительным актам ЕС.

По состоянию на 1 декабря 2012 г. проект Соглашения не одобрен Комитетом министров СЕ, хотя стороны декларируют свою заинтересованность в скорейшем завершении процесса согласования окончательного текста Соглашения. 27 апреля 2012 г. об этом заявил Совет ЕС по делам юстиции и внутренних дел, поддержав соответствующий призыв Комитета министров СЕ. Аналогичную позицию сформулировали в своём совместном заявлении, принятом 27 июня 2012 г., Европейский парламент и ПАСЕ. 13 июня 2012 года Комитет министров СЕ поручил принял решение о том, что дальнейшие переговоры с ЕС относительно присоединения к ЕКПЧ будет вестись в рамках группы ad hoc «47 +1», с тем чтобы как можно скорее устранить все препятствия на пути к участию ЕС в ЕКПЧ. Группа ad hoc «47 +1» уже провела три заседания в Страсбурге — в июне, сентябре и ноябре 2012 года. Очередная встреча намечена на 21-23 января 2013 года.

Представляется, что несмотря на существование определённых сложностей на пути ЕС к участию в ЕСПЧ, работа над окончательным текстом Соглашения о присоединении ЕС к ЕКПЧ входит в свою завершающую стадию. Значение присоединения ЕС к ЕКПЧ сложно переоценить. Как отметил Генеральный секретарь СЕ Турбьерном Ягландом, выступая 16 февраля 2010 г. с речью на тему «Укрепление прав человека в Европе»: «Присоединение Европейского Союза к Европейской конвенции о правах человека является исторической вехой в области демократической безопасности и стабильности на континенте. На наших глазах формируется новое пространство диалога, сотрудничества и взаимодействия в масштабе континента в области демократии, прав человека и верховенства права».