Природоохранительная деятельность судов

§ 1. Понятие безопасности мореплавания. Методы обеспечения безопасности мореплавания

Проблема обеспечения безопасности судоходства является одной из важнейших на морском транспорте, так как от ее успешного решения зависит охрана жизни и здоровья членов экипажей судов и пассажиров, сохранность самих транспортных средств и перевозимых на них грузов.

Эта проблема давно превратилась из узконациональной в международную. Многочисленные аварии в водах Мирового океана приносят человечеству огромные потери, как людские, так и материальные, особенно при авариях крупных пассажирских судов («Титаник» — 1459 человек, паром «Эстония» — свыше 800 человек) и нефтяных танкеров («Берге Истра», «Торри Каньон», «Амоко Кадис» и др.). По мере развития техники, увеличения размеров морских судов, резкого повышения интенсивности судоходства во многих районах Мирового океана все более настоятельно ставились вопросы о необходимости международно-правового регулирования безопасности мореплавания. Обеспечение безопасности мореплавания — это совокупность мероприятий, связанных с достижением необходимого уровня надежности и живучести судна, с внешними для судна факторами, обеспечивающими безопасную деятельность судна в Мировом океане. Требования к обеспечению безопасности мореплавания можно разделить на следующие группы: — требования к конструкции, оборудованию и снабжению судов; — требования при эксплуатации судна (безопасная загрузка и перевозка, обеспечение безопасности навигации и т.д.); — требования к организации поиска и спасания; — требования к укомплектованию экипажа судна; — обеспечение безопасности морского судоходства; — контроль в портах, организация расследования аварий. Основным документом, содержащим требования к конструкции, оборудованию и снабжению морских судов, является Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г. (International Convention for the Safety of Life at Sea, SOLAS — сОлАС) . Известно, что вскоре после трагической гибели «Титаника» была созвана первая международная конференция по охране человеческой жизни на море (1914 г.). Конвенция, проект которой обсуждался на конференции, не была принята в связи с начавшейся Первой мировой войной. Однако эта проблема стала настолько актуальной, что уже в 1929 г. была созвана вторая конференция, завершившаяся принятием Конвенции по охране человеческой жизни на море. Затем эта Конвенция пересматривалась в 1948, 1960 и 1974 гг. В настоящее время действует Конвенция СОЛАС-74, в которую внесены многочисленные изменения, в том числе Протоколом 1978 г. и Протоколом 1988 г. Участниками этой Конвенции являются около 150 государств, флот которых составляет приблизительно 98 % мирового валового тоннажа. Конвенция применяется ко всем торговым судам, совершающим международные рейсы, а именно к пассажирским судам всех размеров с числом пассажиров более 12 и грузовым судам валовой вместимостью 500 регистровых тонн и более. Конвенция состоит из 13 статей и Приложения, которое составляет его неотъемлемую часть. Приложение состоит из 12 глав: глава 1 посвящена общим положениям; глава 2 — конструкции судов; глава 3 — спасательным средствам; глава 4 — радиосвязи; глава 5 — безопасности мореплавания; глава 6 — перевозке грузов; глава 7 — перевозке опасных грузов; глава 8 — ядерным судам; глава 9 — управлению безопасной эксплуатацией судна; глава 10 — мерам безопасности для высокоскоростных судов; глава 11 — специальным мерам по повышению безопасности на море; глава 12 — дополнительным мерам безопасности для судов, перевозящих навалочные грузы. В связи с конференцией 1988 г. по Глобальной морской системе связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ) (англ. Global Maritime Distress and Safety System, GMDSS) в Конвенции СОЛАС 74/78 была полностью заменена глава 4 «Радиосвязь», в которой установлена новая система связи, основывающаяся на современных достижениях с использованием спутников. Согласно этой системе, оборудование, которое необходимо иметь на борту судна, зависит не от его размера (тоннажа), а от морских районов, в которых оно плавает. Мировой океан разделен на четыре района (А1 — пределах зоны действия в режиме радиотелефона; А2 — в пределах зоны действия, по крайней мере, одной средневолновой станции; А3 — в пределах зоны действия системы геостационарных спутников ИНМАРСАТ и А4 — за пределами районов А1, А2, А3). Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (МКУБ) был принят Ассамблеей ИМО в 1993 г. Для придания Кодексу обязательной силы в Приложение к Конвенции СОЛАС-74 была включена глава IX «Управление безопасной эксплуатацией судов», в которой содержится отсылка к указанному Кодексу. Цели Кодекса состоят в обеспечении безопасности на море, предотвращении несчастных случаев или гибели людей и избежании причинения ущерба окружающей среде, в частности, морской среде, и имуществу. В соответствии с МКУБ, каждая компания должна разработать, задействовать и поддерживать систему управления безопасностью (СУБ), которая включает следующие функциональные требования: — политику в области безопасности и защиты окружающей среды; — инструкции и процедуры для обеспечения безопасной эксплуатации судов и защиты окружающей среды согласно соответствующему международному праву и законодательству государства флага; — установленный объем полномочий и линии связи между персоналом на берегу и на судне, а также внутренней связи; — порядок передачи сообщений об авариях и случаях несоблюдения положений Кодекса; — порядок подготовки к аварийным ситуациям и действий по их устранению; — порядок проведения внутренних проверок и обзора управления. Компания должна определить ответственность, полномочия и взаимоотношения всего персонала, осуществляющего управление, выполнение и проверку работы, касающейся безопасности и предотвращения загрязнения и оказывающей на них влияние, и оформить это в виде документов. В целях обеспечения безопасной эксплуатации каждого судна и осуществления связи между компанией и находящимися на судах лицами, каждая компания должна назначить лицо или лиц на берегу, имеющих прямой доступ к руководству на самом высоком уровне управления. Ответственность и полномочия назначенного лица или лиц должны включать контроль за соблюдением норм безопасности и предотвращения загрязнения, связанных с эксплуатацией каждого судна, а также обеспечение предоставления достаточных ресурсов и оказания соответствующей помощи на берегу по мере необходимости. Компания должна обеспечить, чтобы капитан: — имел надлежащую квалификацию для управления судном; — был полностью осведомлен о СУБ компании; — получал необходимую поддержку для безопасного выполнения своих обязанностей. Наряду с конструкцией, оборудованием и снабжением судна, безопасность навигации судна обеспечивается выполнением ряда специальных правил. Речь идет об организации системы навигационных и метеорологических предупреждений, службы ледовой разведки, гидрографических службах, службах управления движением судов, установления путей движения судов и схем разделения движения, организации лоцманской проводки. Особое место среди этих норм занимают правила предупреждения столкновения судов. Из п. 2 ст. 39 Конвенции ООН 1982 г. прямо вытекает, что суда должны соблюдать Международные правила предупреждения столкновения судов в море (МППСС) (англ. International Rules of Preventing Collision at Sea, COLREGS) . МППСС были приняты в Лондоне в 1972 г., в настоящее время их участниками являются около 140 государств, флот которых составляет приблизительно 97 % мирового тоннажа. МППСС-72 объединяют 38 правил и 4 приложения. В свою очередь, 38 правил распределены в пяти частях. В них определен порядок пользования сигналами (флажными, звуковыми или световыми), применения радиолокаторов, расхождения и скорости судов при их сближении и др. Часть «А^> содержит общие положения (правила 1-3), в которых регламентированы вопросы применения Правил, вопросы ответственности за их невыполнение и вопросы определения и использования в Правилах терминов. Часть «В» содержит правила плавания и маневрирования (правила 4-19) при любых условиях видимости, плавание судов, находящихся на виду друг у друга, плавание судов при ограниченной видимости. Часть «С» посвящена огням и знакам (правила 20-31). Часть «Д» определяет звуковые и световые сигналы (правила 32-37). Часть «Е» содержит изъятия из правил для судов, заложенных к постройке до вступления МППСС-72 в силу. В приложениях к МППСС-72 регламентированы вопросы: — расположения и технических характеристик огней и знаков (Приложение I); — дополнительных сигналов для судов, занятых ловом рыбы вблизи других судов (Приложение II); — технических характеристик звукосигнальных устройств (Приложение III); — сигналов бедствия (Приложение IV). Важным документом в области правового обеспечения необходимого уровня технического состояния судна является Конвенция о грузовой марке 1966 г. , которая устанавливает единые принципы и правила, касающиеся предельной загрузки судов, совершающих международные рейсы. Судно, к которому применяется Конвенция, не может выйти в море, если оно не было освидетельствовано, на нем не была нанесена грузовая марка и не выдано Международное свидетельство о грузовой марке. Освидетельствование и нанесение грузовых марок производятся должностными лицами администрации, которая может поручить это либо назначенным инспекторам, либо должным образом уполномоченным организациям (в России эти функции осуществляет Российский морской регистр судоходства). Судно подлежит первоначальному освидетельствованию, освидетельствованию для возобновления свидетельств и ежегодному освидетельствованию. Согласно Правилам определения грузовых марок (Приложение I к Конвенции), применяются следующие грузовые марки: летняя, зимняя, зимняя для Северной Атлантики, тропическая, тропическая для пресной воды и грузовая для пресной воды. Применяются также шесть лесных грузовых марок. В Приложении II даются определения зон, районов и сезонных периодов. Организации поиска и спасания судов посвящена Конвенция по поиску и спасанию на море , которая была принята на Международной конференции в Гамбурге 27 апреля 1979 г. Конвенция создает международную систему поиска и спасания (САР) с целью обеспечить, чтобы независимо от района Мирового океана, в котором происходит авария, действия по поиску и спасанию терпящих бедствие людей координировались между расположенными в этом районе службами САР. Конвенция предлагает договаривающимся сторонам обеспечить наличие в их странах соответствующих средств для поиска и спасания, заключать между собой соглашения по поиску и спасанию, в частности, предусматривающие облегченный доступ спасательных средств одного государства в территориальное море другого государства, а также устанавливать общие процедуры для эффективного и быстрого поиска и спасания. Конвенция также предусматривает создание государствами спасательнокоординационных центров и подцентров, включая назначение координатора на месте проведения операции. После принятия Конвенции по решению Комитета по безопасности на море Международной морской организации (ИМО) Мировой океан был разделен на тринадцать поисково-спасательных зон. В каждой из зон соответствующие государства должны установить границы районов, в которых они несут ответственность за проведение поисково-спасательных операций. Стороны Конвенции устанавливают так называемые системы судовых сообщений, в пределах которых суда должны сообщать о свом местоположении. В случае аварии на море такая система позволяет значительно сократить время, затрачиваемое на поиск судна и оказание услуг по спасанию. Эта система также помогает оказывать, при необходимости, срочную медицинскую помощь морякам на судах. Технические требования Конвенции САР содержатся в Приложении, состоящем из пяти глав. В связи с тем что возлагаемые на государства обязательства требовали существенных финансовых затрат (например, установление береговых сооружений), Конвенцию ратифицировало незначительное число государств, поэтому темп осуществления Конвенции был крайне медленным. В 1995 г. было принято решение внести в Конвенцию несколько важных поправок. В частности, выявилась необходимость привести Конвенцию в соответствие с положениями по поиску и спасанию, выработанными Международной организацией гражданской авиации (ИКАО). Пересмотр технических требований, содержащихся в Приложении, был поручен Подкомитету ИМО по радиосвязи и поиску и спасанию (Подкомитет COMSAR). Поправки были приняты Комитетом по безопасности на море ИМО на его 69-й сессии в мае 1998 г. и вступили в силу 1 января 2000 г. В 2004 г. был принят еще один комплект поправок, касающиИся лиц, терпящих бедствие на море. В частности, были добавлены: — определение лиц, терпящих бедствие на море; — положения, относящиеся к оказанию помощи капитану при доставке спасенных в море людеИ в безопасное место; — положения, устанавливающие обязанность спасательнокоординационных центров или спасательных подцентров предпринимать деИствия по установлению наиболее подходящих мест для высадки лиц, обнаруженных терпящими бедствие на море. Одновременно с пересмотром Конвенции САР в ИМО проводилась работа по усовершенствованию практических руководств по поиску и спасанию. В 1971 г. было выпущено Руководство ИМО по поиску и спасанию для торговых судов (МЕРСАР), а в 1978 г. — Международное авиационное и морское наставление по поиску и спасанию (Наставление ИАМСАР). Оба документа ИМО предлагали заинтересованным национальным организациям практические рекомендации по вопросам оказания помощи терпящим бедствие людям и судам в море. Наставление ИАМСАР было в максимально возможноИ степени согласовано с соответствующим руководством, выработанным МеждународноИ организациеИ гражданскоИ авиации (ИКАО). ДальнеИшее развитие средств связи и технических возможностеИ авиационного и морского поиска и спасания, а также необходимость более тесного сотрудничества обеих отраслеИ в этоИ области привели к тому, что ИМО и ИКАО совместно приняли Международное руководство по авиационному и морскому поиску и спасанию (РМАМПС), которым в настоящее время пользуются все воздушные и морские суда. РМАМПС состоит из трех томов: Организация и управление; Координация; и Подвижные средства. ПоследниИ третиИ том должен находиться на борту каждого морского судна. Для координации деятельности, обеспечивающеИ безопасность на море и в воздушном пространстве над ним, была принята Международная конвенция о спасании 1989 г. , установившая новыИ международно- правовоИ режим спасания. Конвенция вступила в силу 14 июля 1996 г. Россия ратифицировала ее в 1998 г. Конвенция дает определение понятия «спасательная операция» — любое деИствие или любая деятельность, предпринимаемые для оказания помощи любому судну или другому имуществу, находящимся в опасности в любых судоходных или иных водах. В общеИ проблеме правового обеспечения безопасности мореплавания, наряду с вопросами охраны человеческоИ жизни на море, большое значение имеет подготовка квалифицированных кадров для комплектования экипажеИ судов и их грамотная (профессиональная) эксплуатация. Анализ аварийности мирового судоходства свидетельствует о том, что более трети всех аварийных происшествий на море происходит в результате ошибок, допущенных экипажами судов. В большинстве случаев эти ошибки носят навигационный характер, но имеют место и ошибки технического и эксплуатационного характера. Квалификационная подготовка экипажей судов — процесс весьма сложный, многогранный и специфический, что обусловлено особой (морской) сферой деятельности морского транспорта, далеко не всегда предсказуемой стихией Мирового океана, повышением интенсивности морского судоходства, большим разнообразием судов по конструкции, техническому оснащению, габаритам и характеру решаемых задач. В сложной цепи факторов, обусловливающих безопасность мореплавания, подготовка квалифицированных экипажей судов имеет значение замыкающего звена, от которого зависит и охрана человеческой жизни, и сохранность судов и груза, и защита и сохранение морской среды. Морская практика свидетельствует во многих случаях, когда исключительно квалифицированные действия экипажей судов или предотвращали или спасали положение в, казалось бы, безвыходных ситуациях. Поэтому в международном и национальном законодательстве регламентации подготовки экипажей судов уделяется значительное внимание. Согласно Конвенции ООН 1982 г., каждое государство в отношении судов, плавающих под его флагом, принимает меры по комплектованию и обучению экипажей судов. Судно должно возглавляться капитаном и офицерами соответствующей квалификации, в частности, в области судовождения, связи, судовых машин и оборудования, а экипаж по квалификации и численности — соответствовать типу, размерам и оборудованию судна. 7 июля 1978 г. в Лондоне была принята Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (International Convention on Standards of Training, Certification and Watchkeeping, STCW — ПДНВ) , вступившая в силу 28 апреля 1984 г. В 1995 г. были приняты значительные изменения как в структуру, так и в содержание Конвенции ПДНВ. Некоторое время она именовалась ПДНВ 78/95. Однако последующие изменения вносятся с 1997 г., поэтому вскоре было рекомендовано именовать Конвенцию ПДНВ с поправками (STCW as amended), подчеркивая, что изменения были внесены не только в 1995 г., но и позже. Согласно ст. VI Конвенции, дипломы капитанов, лиц командного или рядового состава выдаются кандидатам, которые отвечают требованиям работы, возраста, состояния здоровья, квалификации и экзаменов, установленным в Приложении к Конвенции. В нем содержатся только обязательные минимальные требования о дипломировании специалистов. Все технические детали были установлены в Кодексе по подготовке и дипло- мированию моряков и несению вахты 1995 г. (Кодекс ПДНВ). С 21 по 25 июня 2010 г. в г. Манила (Филиппины) состоялась Международная конференция стран-участниц Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г., на которой были приняты поправки к Конвенции и новая редакция Кодекса ПДНВ. В отличие от безопасности мореплавания, которая обеспечивается выполнением ряда специальных требований, проблема безопасности морского судоходства является сравнительно новой и может быть разделена на две части: — акты насилия против лиц на борту судна и незаконные акты против самого судна при его нахождении, как правило, вне территориального моря какого-либо государства; — акты вооруженных нападений и ограблений судов, находящихся в основном во внутренних морских водах или территориальном море государства. Терроризм на море представляет серьезную угрозу безопасности мореплавания. Как и пиратство, он является преступлением международного характера. По методам и способам осуществления они очень похожи. Разница только в целях, которые преследуют исполнители: для пиратов главное — корыстные цели (обогащение, нажива), а целью террористов является запугивание населения и властей с целью выполнения своих, как правило, политических и иных противоправных требований. Захват в 1985 г. группой террористов итальянского лайнера “Achillo Lauro” вызвал широкую реакцию в мире. Генеральная Ассамблея ООН 9 декабря 1985 г. приняла Резолюцию «О мерах по предотвращению международного терроризма и изучению причин, лежащих в основе терроризма», в которой среди прочего предложила ИМО изучить проблему актов терроризма на борту или против морских судов с целью вынесения рекомендаций в отношении принятия соответствующих мер. В 1988 г. в Риме были приняты Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства , которая вступила в силу 1 марта 1992 г., и Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе . В настоящее время участниками этих документов являются свыше 50 государств, в том числе Российская Федерация. Указанные соглашения предусматривают меры борьбы с терроризмом на море, возлагая на их участников осуществление этих мер. К терроризму на море обычно прибегают организованные антиконституционные и антиправительственные группировки, пользующиеся поддержкой организованных преступных групп, которые заинтересованы в достижении террористами преследуемых ими целей. В 70-80-е гг. XX в. террористические акции на море, в том числе против российских судов, совершались в основном у побережья Западной Африки, в Красном море и в западной части Индийского океана. Они осуществлялись группировками, выступающими за отделение Эритреи от Эфиопии, оппозиционными силами Сомали, участниками фронта ПОЛИСАРИО. Сегодня же реальная угроза терроризма присутствует как в традиционно опасных с точки зрения терроризма регионах, так и в прибрежных российских морях. Примеры тому — захват в 2000 г. членов экипажа российского траулера «Г оризонт-2» бандформированиями Сомали, а также теплохода «Аврасия» с российскими гражданами на борту в турецком порту Трабзон в январе 1997 г. В настоящее время наиболее опасными от пиратских действий, которые в ряде случаев могут рассматриваться как террористические, являются Аденский залив и Северо-Западная часть Индийского океана. По данным ИМО, число пиратских нападений в различных районах Мирового океана имеет устойчивую тенденцию к росту. Так, в 2006 г. было зарегистрировано 239 случаев пиратских нападений на суда, в 2007 — 263, в 2008 — 293, в 2009 — 406. В течение первых девяти месяцев 2010 г. у побережья Сомали произошло 164 нападения, в результате которых были захвачены 37 судов. В настоящее время пиратство наиболее активно у берегов Сомалийского региона Пунтленд. По данным базирующегося в Англии Международного морского бюро (IMB), подразделения Международной торговой палаты, в первом квартале 2011 г. там произошло 97 нападений пиратов из 142 по всему миру . Ежегодный уш^ерб от всех видов пиратской деятельности на море насчитывает, по различным оценкам, от 100 млн до 25 млрд долл. По итогам проведенного в 2004 г. в Пекине (КНР) Международного семинара по проблемам безопасности морского транспорта было заявлено, что страны Азиатско-Тихоокеанского региона имеют огромный потенциал сотрудничества в области безопасности морского транспорта. Они должны разделять общую ответственность в поддержании мира и стабильности морской зоны. К такому заключению пришли 50 экспертов из Китая, СШ^, Республики Корея, России, Индии, Пакистана и Японии. О такой расстановке приоритетов в области международного сотрудничества свидетельствует и тот факт, что после событий 11 сентября 2001 г. Международной морской организацией (ИМО) были разработаны новые международные стандарты в области морской безопасности, которые изложены в Международном кодексе по охране судов и портовых средств (Кодекс ОСПС) . Примечательно, что в указанном Кодексе впервые было сформулировано понятие портового средства, что само по себе явилось следствием выработки единых подходов мирового сообщества к обеспечению безопасности на морском транспорте. Цель Кодекса — предупреждение совершения возможных терактов. Так, в соответствии с положениями Кодекса, договаривающиеся правительства должны устанавливать уровни охраны объектов (пассажирских судов, включая высокоскоростные пассажирские суда; грузовых судов, включая высокоскоростные суда, вместимостью 500 и более; морских передвижных буровых установки; портовых средств, обслуживающих такие суда, совершающие международные рейсы) и предоставлять руководство по защите от происшествий, связанных с охраной. Более высокие уровни охраны предполагают наличие большей вероятности происшествия. Для установления соответствующего уровня охраны принимаются к рассмотрению следующие факторы: — степень доверия к информации об угрозе; — степень обоснованности информации об угрозе; — степень конкретности информации об угрозе или степень неизбежности угрозы; — потенциальные последствия такого происшествия. Положения Кодекса вступили в действие с 1 июля 2004 г. По новым правилам, на всех судах водоизмещением более 500 т должны быть установлены новейшие системы связи и навигации — автоматические идентификационные системы, системы охранного оповещения и связи при бедствии и обеспечении безопасности. Все корабли должны иметь план безопасности судна, специального офицера по безопасности. Экипаж судна должен пройти специальную подготовку, чтобы знать, что делать при угрозе захвата судна пиратами или террористами. Порты также должны иметь планы охраны, обзавестись вооруженной охраной, системами видеонаблюдения, связи, мониторинга грузов и проходящих судов. На практике уже имеются примеры, когда морские суда, не соответствующие новым международным требованиям в области морской безопасности, не допускаются в порты, несмотря на важность груза и срочность его доставки. При этом такие факты влекут за собой большие потери для судовладельцев, а иногда даже приводят к банкротству. Причем такие риски страховыми компаниями не страхуются и вряд ли будут страховаться в будущем. Конкурентоспособность российского флота без должного уровня обеспечения безопасности практически невозможна. Следовательно, требования по обеспечению данных уровней, критериев безопасности выдвигаются на первый план. В настоящее время в России создана и действует оптимальная система проведения экспертных оценок уязвимости и разработки планов охраны участвующих в международных морских перевозках судов и портовых средств. Налажен процесс их одобрения морскими властями. Освидетельствование судов и портовых средств на предмет соответствия требованиям Кодекса ОСПС проводится по отработанной схеме. По состоянию на 30 декабря 2010 г. Международные свидетельства об охране установленного образца выданы на 1658 судов, 317 портовых средств получили одобрение планов своей охраны и были заявлены в ИМО.

Ответы на вопросы по экологическому праву (стр. 12 )

51. Природоохранительная деятельность судов, прокуратуры..

Конституция Российской Федерации 1993 г. в ст. 42 законодательно

определила право каждого гражданина на благополучную окружающую среду и

достоверную информацию о ее состоянии.

Федеральный закон РФ 2002 г. «Об охране окружающей природной среды»

отводят регламентации права граждан на здоровую и благополучную окружающую

природную среду раздел II, ст. 11-14, где также особо выделяет «право

граждан, экологических и иных общественных объединений, выполняющих

экологические функции, требовать от соответствующих органов предоставления

своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей

природной среды и мерах по ее охране».

Владение этой информацией, свободный доступ к ней является той

основой, которая реально может создавать и уже создает необходимые

предпосылки к реализации каждым гражданином своего конституционного права

на жизнь в условиях благоприятной окружающей среды.

В последние годы государством, его исполнительными властными

структурами предприняты существенные усилия, чтобы граждане Российской

Федерации владели этой информацией.

Ее анализ позволяет более точно определить не только общее состояние

окружающей природной среды, но и сформулировать приоритетные задачи в

области ее охраны, в том числе и с помощью правоохранительных органов.

В соответствии с экологическим законодательством и во исполнение

приказа МВД РФ от 01.01.01 г. «О мерах по улучшению природоохранной

деятельности в МВД РФ» органы внутренних дел призваны обеспечивать

взаимодействие с территориальными органами Минприроды, Минздрава России и

др. В области охраны окружающей природной среды они в объеме своей

компетенции осуществляют: предупреждение и пресечение экологических

преступлений; совместно с Министерством здравоохранения РФ надзирают за

соблюдением санитарных правил содержания улиц, дворов и других территорий

населенных пунктов, а также загородных мест отдыха трудящихся и пляжей;

оказывают соответствующим органам содействие в осуществлении мер по охране

и защите от загрязнения природных богатств, борьбе с браконьерством и

нарушениями правил охоты и рыболовства; контролируют и направляют работу

пожарных подразделений других министерств и ведомств, определяют порядок

совместной работы пожарных организаций страны; производят регистрацию,

учет, а также надзор за техническим состоянием автотранспортных средств,

принадлежащих предприятиям, учреждениям и гражданам; осуществляют

подразделениями ведомственной милиции охрану объектов природы или природных

комплексов; обеспечивают проведение мероприятий по рациональному

использованию природных ресурсов (земель, лесов, вод и других объектов

природы).

Так, например, Главное управление охраны общественного порядка (ГУООП)

МВД РФ в объеме своей компетенции организует работу, изучает и обобщает

деятельность периферийных органов милиции по оказанию содействия

соответствующим органам в осуществлении мер по охране и защите от

загрязнения природных богатств, борьбе с браконьерством и нарушениями

правил охоты и рыболовства, взаимодействию с общественностью. ГУООП МВД РФ

правомочен давать предложения по совершенствованию форм и методов борьбы с

браконьерством. От имени МВД РФ Главное управление обеспечения

общественного порядка правомочно рассматривать и давать заключения по

проектам правил, инструкций, стандартов и норм различных ведомств,

регламентирующих порядок охоты, рыболовства и охраны лесов.

В соответствии с приказом МВД РФ от 01.01.01 г. «О мерах по

улучшению природоохранной деятельности в МВД России» в МВД, ГУВД, УВД, ГУИН

и ряде других специальных подразделениях создаются постоянно действующие

комиссии по экологическим проблемам из представителей заинтересованных

служб для организованного контроля и координации природоохранной

деятельности в регионах.

Наиболее распространенными формами содействия со стороны внутренних

дел природоохранным органам (рыбоохране, воднадзору, охотнадзору и др.)

являются: совместная разработка комплексных планов, участие в задержании

правонарушителей, установлении его личности; проверка орудий и способов

охоты и рыболовства; осмотр добытых животных и рыб: организация и

проведение патрулирования, рейдов и засад; изъятие у браконьеров орудий

незаконной охоты и рыболовства; получение от должностных лиц и граждан

объяснения по поводу нарушений ими природоохранительного законодательства;

составление протоколов и т. п.

Таким образом, органы внутренних дел относятся к числу специальных

отраслевых государственных органов, решающих, в том числе в объеме своей

компетенции, и задачи в области охраны природы с помощью организационно

правовых средств, реализация которых направлена на укрепление

экологического правопорядка и обеспечения экологической безопасности на

территории РФ.

К числу основных причин преступного нарушения природоохранительного

законодательства часто относят корыстные мотивы, например, у тех работников

леспромхоза, которые производят порубку леса, грубо нарушая установленные

правила. В соответствии с действующим законодательством органы внутренних

дел правомочны постоянно вести работы имеющимися силами и средствами по

выявлению и устранению перечисленных и иных условий, способствующих

природоохранительным правонарушениям.

Охрана природных ресурсов стала одной из ряда задач, которые органы

внутренних дел решают совместно с другими государственными и общественными

формированиями. Для того чтобы эта работа была наиболее целенаправленной и

перспективной, в настоящее время назрела необходимость в:

1) создании специального аппарата, который бы координировал

деятельность органов внутренних дел по борьбе с браконьерством и другими

видами нарушений природоохранительного законодательства;

2) формировании, особенно в областях, краях и республиках с наиболее

обильной и редкостной фауной и флорой, специализированных групп и

подразделений (экологической милиции); в компетенцию которых входили бы

непосредственная организация и проведение комплекса мероприятий, связанных

с охраной природных ресурсов;

3) выделении конкретных сотрудников, организующих и проводящих работу

по охране природы;

4) упорядочении нормативных актов органов МВД РФ, регламентирующих

обеспечение надзора охраны природных объектов и рационального

природопользования.

В соответствии со ст. 6 Закона Российской Федерации от 01.01.01 г.

«Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения

свободы» колонии, участвующие в многоцелевом пользовании лесным фондом

Российской Федерации и дальнейшей переработке ценной древесины в едином

технологическом цикле, относятся к учреждениям с особыми условиями

хозяйственной

3. Природоохранная деятельность прокуратуры

Важнейшим звеном в сложном государственном механизме надзора за

исполнением экологического законодательства являются органы прокуратуры.

Они призваны вместе со специально уполномоченными на то

государственными органами в области охраны окружающей природной среды

обеспечивать экологический правопорядок.

Надзор за исполнением законодательства об охране окружающей природной

среды является одним из главных направлений их деятельности. Он

осуществляется в строгом соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре

Российской Федерации», принятом Государственной Думой 18 октября 1995 г. (в

дальнейшем — Закон о прокуратуре РФ). В нем излагаются общие задачи

органов прокуратуры. Более конкретные задачи прокурорского надзора за

исполнением природоохранительного законодательства нашли свое отражение в

других нормативных правовых актах, а также в приказах, распоряжениях,

указаниях, информационных письмах и иных документах Генерального прокурора

РФ. Все они тесно связаны с основными задачами природоохраны, определяемыми

Федеральным законом РФ «Об охране окружающей природной среды «.

Каждый год прокурорами направляются в суды больше тысячи уголовных дел

о варварском использовании природных ресурсов, загрязнении окружающей среды

и других экологических преступлениях. За последние годы по протестам

прокуроров отменено более трех тысяч незаконных правовых актов органов

представительной и исполнительной власти субъектов федерации, местного

самоуправления, должностных лиц управленческих и контролирующих органов по

вопросам природопользования.

Спектр допускаемых экологических правонарушений весьма широк: здесь и

размещение экологически опасных объектов без заключения экологической

экспертизы, незаконное разрешение строительства в водоохранных зонах,

изъятия земель особо охраняемых территорий и лесов первой группы,

присвоение функций и компетенции федеральных органов и многое другое.

В связи с этим первоочередной задачей прокуратуры является дальнейшее

повышение эффективности ее деятельности за счет усиления надзора за полным,

своевременным и законным применением правомочий, предоставленных органам

экологического контроля, и активного требования от этих органов проведения

проверок.

Другой важной задачей прокуратуры следует считать организацию

взаимодействия с этими органами.

При этом следует исходить из следующего. Во-первых, природоохранные

органы обладают всеми необходимыми правами и возможностями по выявлению,

пресечению и устранению нарушений природоохранительного законодательства и

ведомственных актов, привлечению к ответственности виновных лиц и принятию

мер к возмещению причиненного материального ущерба. Во-вторых, прокуроры,

как уже отмечалось, не вправе подменять природоохранные органы, дублировать

их деятельность, выполнять функцию контроля. В-третьих, прокурорский

надзор, обладая признаками всеобщности и надведомственности,

распространяется и на контрольную деятельность, осуществляемую

природоохранными органами. А это означает, что прокуроры вправе требовать

от указанных органов совершения определенных действий: проведения проверок,

выделения специалистов для этого, предъявления исков в суды и арбитражные

суды, представления в прокуратуру соответствующих материалов и сведений.

Таким образом, прокуроры, с одной стороны, правомочны проверять исполнение

законов природоохранными органами и, с другой — призваны всячески

способствовать активизации и совершенствованию их деятельности по

осуществлению контроля за соблюдением законодательства об охране природы.

Это положение характеризуется следующими особенностями.

Прокуроры обязаны активно и квалифицированно применять весь имеющийся

в их распоряжении арсенал правовых средств для своевременного и полного

выявления и устранения нарушений природоохранительного законодательства, от

кого бы они ни исходили, принимать предусмотренные законом меры по

возмещению ущерба, причиненного экологическими правонарушениями, по

привлечению к ответственности правонарушителей, в том числе и уголовной,

преследуя основную цель — предупреждение нарушений указанного

законодательства. Для этого они должны широко использовать свои полномочия

и правовые средства реагирования, предоставленные им Законом о прокуратуре.

В зависимости от характера нарушений природоохранительного

законодательства, их причин, распространенности правонарушений, их

повторности, наступивших и возможных в будущем вредных последствий, степени

вины правонарушителей, задач, которые стоят перед прокурором, применяется

один из следующих актов прокурорского реагирования: протест, представление,

постановление.

Протест приносит прокурор или его заместитель в соответствии со ст. 23

Закона о прокуратуре РФ на противоречащий закону правовой акт в орган или

должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд. Практика

прокурорского надзора свидетельствует, что издание правовых актов

(приказов, инструкций, положений и других) в нарушение

природоохранительного законодательства допускается, к сожалению, многими

организациями, начиная с министерств и кончая самыми малыми предприятиями и

другими органами.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в

десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения

протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта

Российской Федерации или органа местного самоуправления — на ближайшем

заседании.

Представление прокурора является наиболее распространенным средством

реагирования на нарушения природоохранительного законодательства. Оно

вносится прокурором или его заместителем, согласно ст. 24 Закона о

прокуратуре РФ, в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить

допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

Представление вносится на основе глубоко проведенной проверки или

нескольких проверок, анализа выявленных нарушений законов и способствующих

им обстоятельств. Законом установлен месячный срок для принятия конкретных

мер по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им

способствующих. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в

письменной форме.

Постановление прокурора выносится, как сказано в ст. 25 Закона о

прокуратуре РФ, исходя из характера нарушения закона должностным лицом.

Так, к примеру, в случае обнаружения признаков экологического преступления

им выносится мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела.

В тех случаях, когда возникает необходимость привлечения виновного в

нарушении природоохранительного законодательства к административной

ответственности и этот вопрос не был поставлен в представлении или другом

акте реагирования, прокурор выносит постановление о возбуждении

производства об административном правонарушении, которое подлежит

рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок,

установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в

письменной форме.

Однако следует иметь в виду, что в соответствии с Арбитражным

процессуальным кодексом РФ, исковое заявление в Высший Арбитражный суд РФ

вправе направить только Генеральный прокурор РФ или его заместитель, а в

арбитражный суд субъекта Российской Федерации — также прокурор или

заместитель прокурора субъекта РФ и приравненные к ним прокуроры или их

заместители (ст. 41). Это означает, что районные и межрайонные

прокуроры не могут непосредственно обращаться в арбитражный суд области. В

результате данная оговорка в законе несколько осложняет положение

межрайонных природоохранных прокуратур.

Законом о прокуратуре РФ предусмотрена ответственность за неисполнение

требований прокурора.

В настоящее время эта проблема решается следующим образом. Если

требования прокурора, содержащиеся в акте реагирования, не выполняются, им

ставится вопрос о привлечении виновных к дисциплинарной или

административной ответственности.

Наиболее активной реакции органов прокуратуры в настоящее время

требует проблема радиоактивного загрязнения. Опасность представляют аварии,

захоронение радиоактивных отходов, нарушение правил эксплуатации объектов и

приборов с радиоактивными веществами, их хранения, перевозки и т. п.

Особой задачей прокуратуры является систематическая проверка

исполнения законодательства об экологических фондах, поскольку имеется

множество фактов нецелевого расходования средств из этих фондов. А они, как

известно, созданы для решения неотложных природоохранных задач.

Исключительно важной задачей прокуратуры является надзор за

исполнением международных обязательств, принятых в целях решения глобальных

экологических проблем. Генеральная прокуратура РФ в пределах своей

компетенции осуществляет на основании ст. 2 Закона о прокуратуре РФ прямые

связи с соответствующими органами других государств и международными

организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам

правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке

международных договоров, в т. ч. и по вопросам экологической

безопасности.

Решение всех перечисленных выше задач было бы невозможно без

постоянного совершенствования работы по руководству нижестоящими

прокурорами. Генеральный прокурор РФ обязывает вышестоящих прокуроров

оказывать практическую помощь городским и иным прокурорам в организации

надзора за исполнением законов об охране природы.

За последние годы Генеральной прокуратурой РФ с Участием

природоохранных и территориальных прокуроров были проведены проверки

исполнения законодательства, направленного на обезвреживание токсичных

отходов; предотвращения захоронения радиоактивных и других опасных веществ;

незаконного вывоза биологических ресурсов за рубеж; охрану морской

экономической зоны, животного мира; соблюдение водного, лесного, земельного

законодательства, режима особо охраняемых территорий, законодательства о

недрах, а также по преодолению последствий Чернобыльской аварии и по другим

экологическим вопросам. По результатам вносились представления

руководителям федеральных министерств и ведомств, информации Президенту РФ,

Правительству РФ, в Федеральное Собрание РФ с постановкой конкретных

вопросов об усилении контроля за соблюдением природоохранительного

законодательства, устранении противоречий в законах, о разработке

законодательных актов, усиливающих ответственность за экологические

правонарушения.

Органами прокуратуры только в 2001 г. выявлено 13587 нарушений

природоохранительного законодательства, отменено 2112 незаконных правовых

актов, принятых органами власти субъектов федерации. Наиболее характерными

экологическими нарушениями являются:

— выдача разрешений на размещение экологически опасных объектов в

запретных зонах;

— изъятие особо охраняемых природных территорий и лесов первой группы

под застройку;

— необоснованное освобождение от платы за загрязнение природной среды;

— выдача незаконных разрешений на эксплуатацию природных ресурсов;

— использование денежных средств экологических фондов на цели, не

связанные с охраной природы;

— присвоение функций и компетенции федеральных органов органами

субъектов Федерации.

В рамках единой системы органов прокуратуры России наряду с

территориальными прокуратурами, сложились и функционируют

специализированные природоохранные прокуратуры.

Начало создания системы природоохранных прокуратур относится к периоду

1985—1986 гг., когда надвигающийся экологический кризис и Чернобыльская

трагедия вынудили государство усилить контроль за исполнением

природоохранительного законодательства. Были приняты меры к

совершенствованию прокурорского надзора в экологически неблагополучных

территориях, увеличена штатная численность прокурорских работников, создана

Каспийская бассейновая прокуратура (на правах областной), а также

межрайонные прокуратуры на Байкале (Восточно-Байкальская, Западно-

Байкальская), в Хабаровском и Приморском краях, в Сахалинской и Камчатской

областях.

Образование специализированных надзорных структур в сфере экологии

позволило обеспечить:

— заметную самостоятельность и независимость прокуроров от местной

власти и ведомственного влияния в принятии решений по вопросам исполнения

природоохранительного законодательства;

— большую координацию и согласованность следственно-прокурорских

действий в регионах, охватывающих несколько административно-территориальных

единиц;

— усиление взаимодействия с природоохранными и контролирующими

органами в обеспечении исполнения экологического законодательства;

— повышение компетентности и качества прокурорского надзора за счет

целенаправленной специализации кадров.

Активность реагирования специализированных прокуратур на нарушения

природоохранительного законодательства по всем учитываемым статистическим

показателям уже на начальном этапе оказалась уже в несколько раз выше, чем

у территориальных прокуратур.

52. Правовая охрана окружающей среды в промышленности

В отраслях экономики правовая охрана окружающей человека среды осу ществляется на всех стадиях хозяйственного процесса: проектирования, раз мещения, строительства и ввода в эксплуатацию предприятий, сооружений и других производственных объектов; при эксплуатации указанных объек тов, включая выпуск готовой продукции, а также выброс вредных веществ и размещение производственных и других отходов.

На всех этапах производственного процесса важными элементами пра вовой охраны окружающей человека среды являются соблюдение требова ний экологического законодательства и экологический контроль.

Основные экологические требования, предъявляемые на стадиях хозяйст венной деятельности, предусмотрены Законом РСФСР «Об охране окружаю щей природной среды» (ст. 40-55). При размещении, технико-экономичес ком обосновании проекта, проектировании, строительстве и реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений в промыш ленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в энергетике, водном, комму нально-бытовом хозяйстве, прокладке коммуникаций, линий связи, электро передач, трубопроводов, каналов и других объектов, оказывающих прямое или косвенное влияние на состояние окружающей природной среды, должны выполняться требования экологической безопасности и охраны здоровья на селения, предусматриваться мероприятия по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окру жающей среды.

Вместе с тем правовая охрана окружающей человека среды имеет свои характерные направления применительно к отдельным стадиям производст венного процесса.

На стадии размещения, проектирования, строительства и ввода в эксплу атациюосновное значение приобретают следующие направления:

— установление нормативов качества окружающей среды: предельно до пустимых концентраций загрязняющих веществ в воздухе, воде и почве; предельно допустимых уровней вредных физических воздействий: шума, ви брации, вредных излучений, магнитных полей и др.;

— обеспечение производственных объектов очистными сооружениями и устройствами по охране водоемов, почв, атмосферного воздуха от загрязне ния сточными водами и промышленными выбросами. Запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не обеспеченных современными технологиями, со оружениями и установками по очистке, обезвреживанию и утилизации вредных отходов, выбросов и сбросов до уровня установленных нормативов, средствами контроля за загрязнением окружающей среды, без завершения работ по рекультивации земель, оздоровлению окружающей среды;

— осуществление оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности с целью выявления и предотвращения возмож ных неблагоприятных ее последствий — экологических, социальных, демо графических, экономических и других и принятия соответствующих мер по их предупреждению;

— проведение государственной, а при необходимости и общественной, экологической экспертизы проектов размещения, строительства и реконст рукции хозяйственных объектов, внедрения новых технологий, оборудова ния, материалов, продукции и т. д.;

— осуществление строительства и реконструкции предприятий и соору жений в соответствии с действующими природоохранными, санитарными, строительными и другими нормами и правилами, предотвращающими вред ное влияние этой деятельности на окружающую среду.

На стадии эксплуатации производственных объектов основными направ лениями правовой охраны окружающей среды являются:

— соблюдение нормативов предельно допустимых выбросов (сбросов) за грязняющих веществ в окружающую среду и других условий, обеспечиваю щих охрану окружающей среды и здоровья населения;

— предупреждение и ограничение вредных воздействий производствен ного шума, вибрации, магнитных полей и других физических факторов;

— предупреждение и устранение загрязнения окружающей среды, сни жение, обезвреживание и очистка вредных выбросов путем обеспечения эф фективной работы очистных сооружений, а также средств контроля за за грязнением;

— выброс (сброс) вредных веществ в окружающую среду только в соот ветствии с разрешениями, выдаваемыми компетентными государственными органами;

— рациональное использование природных ресурсов, соблюдение уста новленных лимитов природопользования (водопотребления, добычи полез ных ископаемых, лесных ресурсов и др.), ресурсосбережение, использова ние альтернативных источников энергии и материалов, вторичного сырья;

— соблюдение правил обращения с химическими, биологическими и ра диоактивными веществами при их производстве, хранении, транспортировке и применении. Запрещается применение токсичных химических препа ратов, не подвергающихся распаду, активно воздействующих на организм человека и окружающую природную среду, а также применение и разведе ние биологических объектов (микроорганизмов), не свойственных природе данного региона и полученных искусственным путем, без эффективных мер предупреждения их неконтролируемого размножения. Предприятия и орга низации обязаны не допускать превышения установленных норм радиации, а в случае их превышения — немедленно информировать органы, обеспечи вающие радиационную безопасность, принимать меры к ликвидации очагов заражения. В РФ создана система государственного учета и контроля ядер ных материалов*;

*Правила организации системы государственного учета и контроля ядерных материа лов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 01.01.01 № 000.

— совершенствование производственных процессов в сторону снижения их отходности, внедрения экологически чистых транспортных средств и энергетических установок, малоотходных и безотходных технологий произ водства, основанных на комплексном использовании природных ресурсов, утилизации отходов, замкнутом цикле производства и др.;

— ограничение, приостановление и прекращение выбросов (сбросов), дру гих вредных воздействий на окружающую среду и иной хозяйственной дея тельности, причиняющей вред здоровью населения и природной среде, вплоть до прекращения работы предприятий и организаций, а также перепрофилизации деятельности экологически вредных объектов в случае невозмож ности уменьшения их вредного воздействия до установленных пределов;

— экологический контроль за выбросами (сбросами) загрязняющих ве ществ, выполнением требований экологического законодательства, а также проведением обязательных мероприятий по охране окружающей среды предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Особым направлением охраны окружающей среды является проведение мероприятий по предотвращению техногенных аварий и катастроф, ликвида ции вредных экологических последствий стихийных бедствий и других чрез вычайных ситуаций. Правовые основы защиты граждан РФ и окружающей среды от этих явлений определяет Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

На послеэксплуатационной стадии производственного процесса на пер вый план выдвигаются экологические требования, обеспечивающие:

— проверку соблюдения экологических требований к выпускаемой про дукции, товарам, выполняемым работам и услугам. Экологические требова ния по предупреждению вреда природной среде, здоровью и генофонду чело века устанавливаются в стандартах на продукцию производства и потребления (новую технику, материалы, вещества, товары и др.). Госкомэкология России организует и проводит обязательную сертификацию товаров (работ, услуг) на соответствие их экологическим требованиям, подтверждающую их экологиче скую безопасность;

— обезвреживание, переработку, утилизацию и размещение (складирова ние или захоронение) промышленных отходов с соблюдением требований экологической безопасности.

Складирование и захоронение отходов производится в местах, определя емых органами местного самоуправления по согласованию со специально уполномоченными органами государственного управления в области охра ны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического надзора.

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17