Приоритетный метод определения начальной максимальной цены контракта

Содержание

Возможные ситуации при определении НМЦК

Ситуация № 1 – НМЦК занижена

Последствия:

  • процедура закупки может не состояться, т.к. вряд ли кто-то захочет заключать контракт себе в убыток;
  • высокая вероятность заключения контракта с недобросовестным поставщиком. Он либо не выполнит условия контракта по заявленной им цене, либо сэкономит на качестве поставляемого товара, выполняемой работы или оказываемой услуги.

Ситуация № 2 – НМЦК завышена

Последствия:

  • неэффективное расходование бюджетных средств;
  • в ходе торгов есть вероятность, что цена снизится до размеров среднерыночной;
  • есть вероятность, особенно при проведении электронного аукциона, ситуации, когда подается одна единственная заявка и контракт заключается с участником по НМЦК либо участниками создается видимость торгов, в ходе которых цена снижается максимум на 0,5 — 1%.

Ситуация № 3 – НМЦК определена корректно

Последствия:

  • ситуация благоприятна, как для заказчика, так и для потенциального участника;
  • эффективное расходование бюджетных средств;
  • участие в такой закупке выгодно для участника;
  • заказчик получит товары, работы, услуги (ТРУ) надлежащего качества.

Сроки размещения в ЕИС извещения о проведении закупки в зависимости от способа закупки и размера НМЦК

Способ закупки НМЦК Срок размещения
Открытый конкурс При любом размере Не менее чем за 20 календарных дней до даты вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к электронным заявкам
Электронный аукцион Более 3 млн руб. Не менее чем за 15 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок
3 млн руб. и менее Не менее чем за 7 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок
Запрос котировок Свыше 250 тыс. руб. Не менее чем за 7 рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок
Не более 250 тыс. руб. Не менее чем за 4 рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок
Запрос предложений При любом размере Не позднее чем за 5 календарных дней до даты проведения такого запроса

Определение НМЦК производится при формировании плана-графика закупки, подготовке извещения об осуществлении закупки и документации о закупке.

Методы определения НМЦК по 44-ФЗ

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ НМЦК и в предусмотренных Законом №44-ФЗ случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

  1. метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
  2. нормативный метод;
  3. тарифный метод;
  4. проектно-сметный метод;
  5. затратный метод.

Если невозможно применить методы, упомянутые в ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ, допускается использовать иные методы. В таком случае в обоснование НМЦК заказчик обязан включить обоснование невозможности применения перечисленных выше методов.

Метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным для определения и обоснования НМЦК. Т.е. должен применяться заказчиками всегда, если иное не предусмотрено законом.

Особенности: установление НМЦК на основании анализа рыночных цен на идентичные товары (работы, услуги) планируемые к закупке. Если заказчику не удается найти цены на идентичную продукцию, он может использовать цены на однородную продукцию.

Определения идентичности и однородности продукции установлены в ч.ч.13-15 ст.22 44-ФЗ, а также в п.п. 3.5 и 3.6 Методических рекомендаций (Приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567).

В целях определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен рекомендуется использовать не менее 3 вариантов цен товара (работы, услуги), предлагаемых различными поставщиками.

Определение идентичности и однородности ТРУ

Группа товаров (работ, услуг) Признаки Особенности определения
Идентичные товары (ч. 13 ст. 22
Закона № 44-ФЗ)
Одинаковые характерные основные признаки (функциональные, технические, качественные, а также эксплуатационные характеристики) При определении идентичности могут учитываться:

  • страна происхождения;
  • производитель.

Незначительные различия во внешнем виде товаров могут не учитываться

Идентичные работы, услуги
(ч. 13 ст. 22
Закона № 44-ФЗ)
Одинаковые характерные основные качественные характеристики, в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов Идентичность работ (услуг) определяется с учетом характеристик подрядчика (исполнителя), его деловой репутации на рынке
Однородные товары, не являющиеся идентичными
(ч. 14 ст. 22
Закона № 44-ФЗ)
Сходные характеристики, компоненты, позволяющие товарам выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми При определении однородности товаров учитываются:

  • качество
  • страна происхождения
  • репутация на рынке
Однородные работы (услуги),
не являющиеся идентичными
(ч. 15 ст. 22
Закона № 44-ФЗ)
Сходные характеристики, позволяющие работам (услугам) быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми При определении однородности работ (услуг) учитываются:

  • качество
  • репутация на рынке
  • вид и объем
  • уникальность и коммерческая взаимозаменяемость

При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа цен) используются:

  • обоснованные заказчиком коэффициенты или индексы для перерасчета цен ТРУ с учётом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (перечень и значимость коэффициентов определяются заказчиком экспертным путем);
  • общедоступная информация о рыночных ценах ТРУ в соответствии с ч. 18 ст. 22 Закона № 44-ФЗ;
  • информация о ценах ТРУ, полученная по запросу заказчика от поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных ТРУ, планируемых к закупке, а при их отсутствии — однородных ТРУ;
  • информация, полученная в результате размещения запросов цен ТРУ в ЕИС.

При использовании метода сопоставимых рыночных цен заказчику рекомендуется осуществить следующие действия:

  1. Изучить рынок с целью определения ТРУ, наиболее полно соответствующих описанию объекта, предполагаемого к закупке.
  2. Выявить ТРУ, идентичные объекту закупки, при их отсутствии — однородные товары (работы, услуги).
  3. Направить потенциальным поставщикам запрос о предоставлении ценовой информации. В запросе необходимо привести подробное описание объекта закупки, указать условия исполнения контракта, объемы закупки, срок и желательную форму предоставления информации.
  4. Разместить запрос в ЕИС.
  5. Осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками. Рекомендации по поиску общедоступной ценовой информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, приведены в приложении № 2 к Методических рекомендациям.
  6. Провести сбор и анализ общедоступной ценовой информации.
  7. Отобрать документы и сведения, которые содержат всю необходимую информацию для определения НМЦК.
  8. Провести в случае необходимости корректировку выявленных цен ТРУ.
  9. Проверить однородность ценовой информации.

Нормативный метод

Особенности: предполагает расчет НМЦК на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со ст.19 44-ФЗ в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен.

Указанный метод может применяться совместно с методом сопоставимых рыночных цен. Однако стоит учитывать, что полученная НМЦК не может превышать значения, рассчитанного на основании нормативного метода.

При применении нормативного метода используется информация о предельных ценах товаров (работ, услуг), размещенная в ЕИС.

Тарифный метод

Особенности: применяется в том случае, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых ТРУ подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами.

Подробнее про тарифный метод смотрите комментарий эксперта Петра Воронцова, автора лекции в Школе электронных торгов «Методы обоснования начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ»:

Проектно-сметный метод

Особенности: используется в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ или реставрационными нормами и правилами.

Этот метод применяется при определении НМЦК в следующих случаях:

  • строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства;
  • проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора;
  • текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.

При применении проектно-сметного метода обоснования НМЦК используются:

  • проектная документация (включающая сметную стоимость работ);
  • сведения о ценах, которые рассчитываются с использованием индексов-дефляторов по видам экономической деятельности;
  • положение о порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета. Достоверность определения сметной стоимости строительства, реконструкции, технического перевооружения объекта капитального строительства проводится вне зависимости от обязательности проведения государственной экспертизы проектной документации, если данные работы планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета.
  • информация об объемах капитальных вложений на реализацию инвестиционных проектов (предусмотренных нормативными правовыми актами Правительства РФ либо решением главного распорядителя бюджетных средств), которые связаны со строительством, реконструкцией объектов капитального строительства с использованием средств федерального бюджета. Такие средства предусматриваются в рамках федеральной адресной инвестиционной программы.

Если по результатам проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства сметная стоимость объекта не превышает объема капитальных вложений, то НМЦК на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства с использованием средств федерального бюджета в рамках ФАИП формируется исходя из указанной сметной стоимости.

Затратный метод

Особенности: используется в случае невозможности применения метода сопоставимых рыночных цен, нормативного, тарифного, проектно-сметного методов или в дополнение к этим методам.

Данный метод заключается в определении НМЦК как суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли (пример расчёта НМЦК затратным методом представлен в Приложении № 4 к Методическим рекомендациям).

При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и (или) реализацию ТРУ, расходы на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.

Информация о прибыли может быть получена следующим образом:

  • исходя из анализа контрактов, размещенных в ЕИС;
  • на основе других общедоступных источников информации (в том числе сведений информационно-ценовых агентств, общедоступных результатов изучения рынка, а также результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика).

Нужны качественные знания и удостоверение о повышении квалификации? Регистрируйтесь на онлайн курс «Повышение квалификации по программе «Управление государственными и муниципальными закупками по 44-ФЗ», 120 ак.часов». Программа разработана на основе требований профстандарта «Специалист в сфере закупок»

Как определить и обосновать начальную цену контракта (НМЦК)

Определим, что такое начальная максимальная цена контракта, требования к НМЦК по 44-ФЗ, расскажем о методах расчета и обоснования начальной максимальной цены контракта.

Навигация по темам статьи:

☆ Методики расчета начальной максимальной цены контракта;

☆ Обоснование НМЦК: источники и форма;

☆ Порядок действий при оформлении обоснования НМЦК;

☆ Калькулятор начальной (максимальной) цены контракта.

Начальная максимальная цена контракта (НМЦК) – это одна из важных расчетных величин в системе государственных закупок. НМЦК используется для определения не только стоимости будущего контракта, она является отправной точкой для проведения прочих расчётов: размер аванса, размер обеспечения и т.д.

При работе с конкурсными процедурами, начальная максимальная цена на контракт является величиной относительной, то есть, может изменяться; при заключении договора с единственным поставщиком НМЦК — она фиксирована и имеет единственное конкретное значение. Начальная максимальная цена указывается в техзадании к тендеру.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Что такое начальная (максимальная) цена контракта

НМЦК – это максимально возможная суммарная стоимость товаров, услуг или работ, которую готов заплатить заказчик. Размер цены контракта определяется заказчиком и обозначается в документации к тендеру. В дальнейшем, в зависимости от метода выбора поставщика, данная цена будет изменяться – именно поэтому она называется начальной.

Размер начальной максимальной цены контракта не может быть увеличен, заявка, которая предложит цену больше, чем указано в документации, рассмотрена не будет. НМЦК – это максимум, который готов заплатить заказчик. При закупках у единственного поставщика НМЦК является единственной неизменной ценой контракта и не может быть ни снижена, ни увеличена (за исключением случаев, предусмотренных статьями Закона 44-ФЗ).

Три ошибки в обосновании НМЦК, которые выявляют Казначейство и Счетная палата
Существует пять методов обоснования НМЦК закупки. А еще вы можете использовать свой метод, если другие пять вам не подходят. Но такое решение придется обосновать. Все методы указаны в рекомендациях из приказа Минэкономразвития от 02.10.2013 № 567. Формально документ назван рекомендациями, но фактически органы финконтроля назовут ошибкой, если вы не будете эти рекомендации соблюдать. А какие-то вещи в рекомендациях вообще не прописаны, вы узнаете о них только из акта проверки аудитора.
Автор собрал 50 актов проверки финконтроля и судебных решений и выявил три необычные ошибки. А рекомендации, когда и как применять каждый метод обоснования НМЦК мы собрали в одну большую таблицу.

Определение начальной цены происходит заранее, при формировании плана-графика закупок и подготовке извещения о планируемом тендере. Размер цены контракта в обязательном порядке отражается в тендерной документации, а изменения НМЦК влечет за собой необходимость вносить соответствующие .

Заказчик не может назначить любую цену контракта. Для определения суммы существуют правила, которым нужно следовать. Кроме того, заказчик должен обосновать размер начальной максимальной цены контракта, так как это напрямую может повлиять на метод выбора поставщика, а также на длительность размещения информации о тендере в единой информационной системе.

Условия определения оптимального размера НМЦК прописаны в статье 22 Закона 44-ФЗ; дополнительные рекомендации содержатся в Приказе Минэкономразвития № 567 (методические рекомендации, обозначенные в приказе, не являются обязательными к применению). Помимо этого, субъекты РФ могут давать свои собственные рекомендации по разработке НМЦК, поэтому при формировании тендерной документации необходимо ознакомиться с существующими в вашем регионе нормативно-правовыми актами.

Достоверные источники цен: чего остерегаться при обосновании НМЦК
Почему из тысяч поставщиков для расчета рыночной цены нужного вам товара вы выбрали конкретных троих? За этим вопросом контролера часто следует обвинение в сговоре с поставщиком и штраф. Смотрите, как работать с источниками ценовой информации, чтобы купить безопасно, быстро и дешево.
Из статьи вы узнаете:
☆ Где брать цены для обоснования НМЦК;
☆ Как правильно запросить ценовую информацию;
☆ Какие условия необходимо соблюсти для корректного обоснования;
☆ Как обоснование цены стало доказательством сговора

Читать статью полностью

Адекватность расчета начальной максимальной цены контракта

Рассчитать и выставить оптимальную НМЦК не всегда просто, однако это сделать необходимо, так как размер начальной максимальной цены контракта может отразиться на итоговой успешности самого тендера.

Если НМЦК занижена заказчиком (ниже средней рыночной для аналогичных работ), то тендер может просто не состояться. Потенциальные поставщики, увидев низкую цену, откажутся от работы с заказчиком, так как она не принесет им прибыли. Если же контракт все же будет заключен на столь невыгодных для большинства исполнителей условиях, то велика вероятность, что качество поставляемого товара будет низким. Занижение начальной цены может показаться выгодным шагом, однако на практике такие тендеры приносят заказчику много проблем.

Если НМЦК завышена заказчиком (существенно выше средней рыночной) то, с одной стороны, это кажется привлекательным, однако на практике вовсе не говорит о том, что тендер привлекательнее других. Чаще всего высокая цена говорит о неэффективном расходовании бюджетных средств, что может привлечь внимание контролирующих органов. Кроме того, она вовсе не значит, что после проведения торгов не снизится до среднерыночной. Участие в подобных тендерах зачастую не намного привлекательнее для исполнителей, чем участие в конкурсах, где НМЦК определена адекватно.

Определение НМЦК очень важно. Адекватное определение указывает на то, что с тендером работают профессионалы. Такой тендер с большой долей вероятности состоится и принесет пользу обеим сторонам. Для государственного контракта цена является условием успешного заключения договора с надежным подрядчиком.

Как правильно рассчитать НМЦК: путеводитель по пяти методам
Мы составили удобную инструкцию — как выбрать один из пяти методов обоснования начальной цены и что делать, если ни один из методов не подходит. Теперь не нужно делать закладки в законе — мы собрали все в одной статье.
Из статьи вы узнаете:
☆ Где смотреть правила расчета НМЦК;
☆ Как обосновать цену всеми известными методами;
☆ Чего лучше избегать в обосновании НМЦК анализом рынка.

Прочитать статью

↻ Вернуться к началу

Методики расчета начальной максимальной цены контракта

В статье 22 Закона 44-ФЗ определены методы расчета НМЦК. Всего их 5. Расскажем о каждом подробнее.

Метод сопоставления рыночных цен (он же называется метод анализа рынка). Один из основных методов, который применяется при госзакупках. Данный метод подразумевает, что заказчик сравнивает информацию о стоимости аналогичных товаров (услуг) на рынке и на основе проведенного анализа назначает свою цену. Как правило, НМЦК представляет собой среднерыночную цену.

Данный метод является приоритетным, согласно требованиям Закона 44-ФЗ, а это значит, что именно он должен применяться по умолчанию.

Нормативный метод. Нормативный метод применяется в тех случаях, когда закупаются товары или услуги, к которым статьей 19 Закона 44-ФЗ предусмотрено установление предельных цен (т.е. предъявляются определенные нормы). Методика может применяться как отдельно, так и совместно с другими методами (в частности, с методом сопоставления рыночных цен). Информация о предельных ценах на товары и услуги размещена в Единой информационной системе (ЕИС).

Тарифный метод. Еще один метод определить цену, который используется для товаров, цена которых регулируется. В данном случае – государством. Цена (или тарифы) на такие товары установливается государственными постановлениями, приказами, актами и другими нормативно-правовыми документами, как общефедеральными, так и региональными.

Проектно-сметный метод. Методика позволяет определить цену при работе в сфере строительства и реконструкции зданий и сооружений. Этот метод определения цен необходимо использовать также при проведении реконструкции объектов культурного наследия.

Проектно-сметный метод расчета НМЦК: калькуляция без ошибок

Вы используете проектно-сметный метод расчета НМЦК, когда закупаете строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, работы по сохранению объектов культурного наследия, ремонт зданий. Мы разобрали самые частые ошибки заказчиков при работе с проектно-сметным методом и покажем, как их избежать.

Затратный метод. Наименее распространенная методика, используется тогда, когда другие методы нельзя применить. Затратный метод подразумевает учет прямых и косвенных издержек для определения начальной максимальной цены контракта.

Важно

В том случае, когда по каким-либо причинам применение данных методик невозможно, заказчик может использовать иные методы. При этом важно указать обоснованность использования иных методик расчета начальной максимальной цены контракта и невозможность использовать перечисленные выше способы.

↻ Вернуться к началу

Обоснование начальной максимальной цены контракта

Как уже было сказано выше, размер НМЦК играет очень важную роль для прочих расчетов, поэтому заказчик должен не просто грамотно рассчитать НМЦК, но и привести обоснование. Обоснование НМЦК является обязательным требованием ко всем договорам, которые заключаются в рамках Закона 44-ФЗ.

Основная цель обоснования – показать, что размер НМЦК является адекватным текущей ситуации на рынке. К обоснованию необходимо приложить любые документы и сведения, которые использовались при проведении расчет размера начальной максимальной цены контракта.

Рекомендуемая форма обоснования НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком

Источниками обоснования НМЦК могут быть:

  • ✔ Информации по аналогичным ранее исполненным госконтрактам в рамках 44-ФЗ;
  • ✔ Информация, содержащаяся на официальном сайте госзакупок, а также на электронных торговых площадках;
  • ✔ Информация о рыночной стоимости товаров, если планируется закупка товаров и услуг, цена на которые подлежит государственному регулированию;
  • ✔ Информация, содержащаяся в различных каталогах, в том числе, рекламных;
  • ✔ Данные официальной государственной статистики;
  • ✔ Информация из любых открытых официальных источников.

Закон не запрещает использовать любые другие источники обоснования, однако делать это не рекомендуется, особенно, если документы являются анонимными и не содержат информации о том, как была рассчитана стоимость конкретного товара.

Обоснование, выполненное с использованием только анонимных или неофициальных источников, может быть не принято контролирующими органами. Обоснование начальной максимальный цены контракта подается в письменном виде. Также прикладываются документы, использованные при расчете.

↻ Вернуться к началу

Калькулятор расчета НМЦК методом сопоставления рыночных цен

Порядок действий при оформлении обоснования НМЦК

Для того, чтобы грамотно определить и обосновать размер НМЦК, методические рекомендации советуют проделать 8 шагов:

① Определить, насколько велика потребность рынка в конкретном товаре или услуге;

② Установить конкретный перечень требований как к самим товарам и услугам, которые планируется закупать, так и к методу их доставки;

③ Провести анализ рынка методом изучения общедоступных официальных источников (указаны выше) для определения, представлены ли на рынке товары и услуги, которые полностью соответствуют выставленным требованиям;

④ Сформулировать описание объекта закупок;

⑤ Проверить, предусматривают ли 44-ФЗ и другие нормативные акты необходимость регулировать цены на товары и услуг, являющихся объектом закупок;

⑥ Исходя из полученных данных, определить метод расчета НМЦК;

⑦ Осуществить расчеты;

⑧ Подготовить обоснование размера начальной максимальной цены контракта.

Соблюдение приведенных пунктов позволит качественно рассчитать адекватную начальную максимальную цену контракта и привести к ней обоснование.

Все сведения, которые заказчик предоставляет в обосновании НМЦК, указываются не просто так – обоснование подлежит тщательной проверке контролирующими органами. Проверку могут осуществлять специальные экспертные организации. Основная цель такой проверки состоит в том, чтобы определить, соблюдены ли при формировании размера НМЦК все нормы Закона 44-ФЗ, не является ли НМЦК завышенной или заниженной. По результатам проведенной экспертизы выдается заключение.

В том случае, если экспертная проверка показала нарушения, контролирующий орган может дать рекомендации по изменению размера начальной максимальной цены контракта. После того, как истечет данное на исправления время, проводится повторная проверка. Если и она выявила нарушения, то тендер не допустят к публикации.

↻ Вернуться к началу

Калькулятор начальной максимальной цены контракта 44-ФЗ

Определение НМЦК, как и любая другая работа с цифрами и статистикой, довольно часто вызывает затруднения. Для удобства заказчиков были разработаны специальные калькуляторы начальной максимальной цены контракта. Такие калькуляторы автоматически рассчитывают цену на основании введенных данных, а также данных из открытых источников.

Калькулятор не следует использовать в качестве основного метода расчета размера НМЦК, однако его можно применить как дополнительное средство проверки и определения, правильно ли вы рассчитали цену. В случае серьезного расхождения суммы НМЦК с величиной, выданной калькулятором, необходимо еще раз произвести перерасчет.

Начальная максимальная цена контракта – это очень важная величина. Эту цену используют для расчета размера авансового платежа, величины денежного обеспечения контракта, для определения метода выбора поставщика. НМЦК является одной из основных характеристик конкретного тендера и служит, в том числе, для привлечения большего числа потенциальных поставщиков.

Грамотное определение адекватной начлаьной цены контракта является одним из условий успешности закупки, поэтому подходить к расчетам следует максимально внимательно. Если вы не уверены в своих силах, воспользуйтесь услугами сторонних организаций, который помогут вам грамотно рассчитать размер НМЦК.

↻ Вернуться к началу

Самые актуальные новости и разъяснения экспертов по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру» Возьмите гостевой доступ

Обоснование начальной максимальной цены контракта (НМЦК)

От величины начальной стоимости напрямую зависят ограничения, существующие при выборе процедуры определения исполнителя. Например, если начальная максимальная стоимость по 44-ФЗ превышает 500 000 рублей, заказчик не имеет права проводить запрос котировок.

Также цена оказывает влияние на сроки при проведении процедуры. Например, для электронных аукционов с начальной стоимостью более 3 млн рублей срок подачи заявок составляет не менее 15 дней с даты размещения извещения в ЕИС, а при стоимости менее 3 млн рублей — не менее 7 дней.

С 01.07.2018 вступила в силу норма о сроках рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе. Так, при стоимости закупки меньше 3 млн руб. срок принятия решения о допуске к торгам не может превышать 1 рабочий день.

Одновременно с этим с июля НМЦК стала влиять и на обязанность госзаказчиков по установлению обеспечения заявок. Если НМЦК не превышает 1 млн руб., госзаказчик не вправе требовать от участника обеспечить свое предложение (ст. 44). Подробнее б этом читайте в статье «Установили обеспечение? Получите штраф!»

Добавим, что поставщику нужно понимать, что определение предельной стоимости закупки — важный этап участия. Исходя из сведений, предоставленных в плане-графике и документации о закупке, можно сделать выводы о ситуации на рынке среди конкурентов и о шансах на победу в тендере.

Методы обоснования

Основные особенности пяти процедур определения максимальной стоимости изложены в законе (ст. 22 № 44-ФЗ) и уточнены в Методических рекомендациях Минэкономразвития.

Закон о контрактной системе выводит в приоритет обоснование НМЦК методом сопоставимых рыночных цен, пример и подробное описание этого способа вы можете прочитать в статье «Как обосновать НМЦК методом сопоставимых рыночных цен».

Мы также подготовили статьи и о других четырех способах, вы можете их найти по ссылкам ниже:

  • нормативный;
  • тарифный;
  • проектно-сметный;
  • затратный.

Одновременно с этим обоснование метода определения НМЦК может быть установлено дополнительными методическими рекомендациями. Полномочия по принятию такого рода документов принадлежат высшему исполнительному органу субъекта РФ. Например, Распоряжение Правительства Москвы № 242-РП, Распоряжение Правительства Сахалинской области № 117-р и др.

Таким образом, у заказчика появляется право действовать в рамках дополнительных рекомендаций при проведении закупки для нужд субъекта РФ.

Наглядно увидеть, как выглядит образец расчета начальной максимальной цены контракта (пример по 44-ФЗ) можно, скачав файл по ссылке ниже.

Иные варианты расчета

В ситуации, когда невозможно применить установленные Законом о контрактной системе и Методическими рекомендациями варианты расчета, проводится закупка и составляется обоснование невозможности применения методов расчета НМЦК.

Например, в ходе закупок у единственного поставщика стоимость контракта определяет единственное предложение, которое максимально удовлетворяет потребности. Данный способ обоснования не подходит под описание ни одного из вышеперечисленных методов определения начальной цены.

Например, в закупках учебной литературы, когда единственный издатель обладает исключительными правами на использование необходимой литературы в учебном процессе.

Для полного понимания изучите образец расчета начальной максимальной цены контракта (пример по 44-ФЗ) у единственного поставщика, который мы предлагаем ниже.

Для проведения любой закупки, даже самой небольшой, заказчик обязан обосновать ее цену. При подготовке конкурентных процедур рассчитывается так называемая начальная (максимальная) цена будущего контракта (НМЦК) — та сумма, которую заказчик готов заплатить за необходимые ему товар/работу/услугу, исходя из своих финансовых (бюджетных) возможностей, коньюнктуры и возможностей рынка, ряда других факторов, и от которой зачастую зависит выбор способа закупки (конкурентная/неконкурентная, котировка, аукцион и проч.) и необходимый для ее осуществления срок. Величина НМЦК определяется еще на этапе планирования, вносится в план-график закупок, и позднее может корректироваться как в сторону уменьшения, так и увеличения. Непосредственно при подготовке извещения начальная цена уточняется, и вместе с обоснованием, публикуется в составе документации о закупке в единой информационной системе (ЕИС).

Метод сопоставимых рыночных цен

На самом деле, приоритетность анализа рынка объясняется достаточно просто: потребности большинства заказчиков хотя и разнообразны, но для их удовлетворения существует достаточно участников рынка (продавцов, изготовителей, исполнителей), и в ценовых предложениях, как правило, нет недостатка. Если же закупается уникальный, редкий товар, или товар, который должен быть создан специально для конкретного заказчика (под его нужды), обосновать НМЦК можно с применением другого метода.
Источники ценовой информации — откуда их получить Для корректного расчета НМЦК путем сопоставления рыночных цен заказчик должен прежде всего сравнивать цены на закупаемые ТРУ, но при этом учитывать ряд дополнительных факторов:

  • Сопоставимыми должны быть также коммерческие и финансовые условия закупки (сроки, объемы, периоды поставки и т.

Затем рассчитывается средняя стоимость по формуле: Х = (Х1 + Х2 + Х3 + Х4) / n Где

  • Х – это коммерческое предложение,
  • n – это их общее количество.

В дальнейшем требуется определить коэффициент вариаций, который устанавливает их однородность. Для этого требуется найти среднюю квадратическую (Д).

ИнфоОпределяется она по следующей формуле: Следующий этап – нахождение коэффициента. Для этого применяется формула: К = Д / Х * 100% В результате мы получаем определенный коэффициент.
Его значение позволяет определить однородность показателей:

  • Менее 10% — незначительная изменчивость, полученную среднюю стоимость можно использовать для определения цены.
  • 10-20% — средняя изменчивость, показатель можно использовать для определения цены.
  • 20-33% — средняя высокая изменчивость. Среднюю стоимость не рекомендуется использовать для определения цены.

Определение нмцк методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)

Определение интервала рыночных цен Статьей 105.9 НК РФ установлены следующие правила определения минимального и максимального значений интервала рыночных цен: (п. 2) При наличии информации только об одной сопоставимой сделке цена указанной сделки может быть признана одновременно минимальным и максимальным значением интервала рыночных цен только в случае, когда: — коммерческие и (или) финансовые условия указанной сделки полностью сопоставимы с коммерческими и (или) финансовыми условиями анализируемой сделки; — либо с помощью соответствующих корректировок обеспечена полная сопоставимость таких условий; — (и) при условии, что продавец товаров (работ, услуг) в сопоставимой сделке не занимает доминирующего положения на рынке идентичных (однородных) товаров (работ, услуг).
Однако Постановление Арбитражного суда Северо-западного округа от 27.03.2015 по делу № А42-2927/2014 оспаривает этот факт и указывает, что заказчик самостоятельно определяет количество запросов, которые необходимы для определения НМЦК. Алгоритм получения коммерческого предложения и необходимые образцы мы подробно рассматривали в статье «Составляем запрос на коммерческие предложения».

Публикация запросов в Единой информационной системе (далее — ЕИС) Предлагаем скачать образец такого запроса для публикации в ЕИС. Скачать Анализ реестра контрактов ЕИС Минэконом рекомендует заказчикам использовать информацию только по контрактам, которые исполнены без взыскивания неустойки в течение последних трех лет (п.

3.7.3, а также приложение № 2 Приказа № 567).