Приобретение автомобиля юридическим лицом

Особенности реализации авто между юрлицами

Купля-продажа автотранспорта среди юридических лиц регламентируется на законодательном уровне. Составление контракта практически не отличается от договора с физическим лицом.

Главной особенностью данной операции является специальное составление документации на уровне юридических организаций.

То есть у себя на фирме составляются специальные акты передачи-приема покупаемого транспорта. При купле-продаже автотранспорта владелец организации обязан оформить через бухгалтерию акт-подтверждение о финансовой операции.

Еще одна особенность касается заключения договора с определением рыночного значения стоимости автотранспорта. Специалисты либо юридическое лицо проводят исследование авторынка, определяют стоимость. Обязательным условием становится указание расчетного счета, который не используется физическим лицом.

Справка. Операции, совершаемые владельцами организаций, проходят в форме безналичного расчета.

Нюансы финансовых операций по реализации автомобиля среди юридических лиц заключаются в передаче всех прав на оформление ТС согласно требованиям продавцу, также к заключению договора могут привлекаться сотрудники фирмы. Например, специалисты по финансам, заведующий автопарком, заместитель, специалисты из бухгалтерии.

Также директор может продать ТС не только в другую фирму, но и собственным сотрудникам. Для обхода возможных трудностей следует уделить внимание сбору документации из бухгалтерии для отчета перед налоговыми инспекторами. Финансовую операцию лучше проводить через банковский перевод.

На практике же спешат передать авто следующему владельцу (покупателю) и получить деньги. По документам дата списания автотранспорта не должна разнится с датой по срокам оплаты. Такое же требование касается проводок по выбытию сумм.

Дополнительные сложности возникают, если продавать машину через проведение аукциона. Это исключает случаи перепродаж транспортного средства как сговора лиц — продать дешево авто «своим» знакомым. Также случай перепродаж может наблюдаться на авторынке. Заключение честных торговых операций регулируется законом — Приказ № 605.

Как юрлицам продать транспортное средство друг другу?

Сделка по купле-продаже ТС проводится в соответствии с Гражданским Кодексом и причисляются к операциям хозяйственного движения, когда автотранспорт в фирме оформляется в порядке соответствия внутренним приказам и актам, которые составляют специалисты юридического лица. Требование распространяется как на поддержанные автомобили, так и новые.

Для того чтобы продать транспортное средство, необходимо совершить следующие операции:

  1. Снять ТС с регистрационного учета в ГИБДД со старого владельца.
  2. Произвести поиск покупателя.
  3. Составить контракт купли-продажи.
  4. Подготовить пакет документов и провести осмотр ТС.
  5. Передать его новому владельцу вместе с сопутствующим имуществом (например, аптечки, огнетушитель, ремкомплект).
  6. Внутри фирмы решить вопрос с налогами и оплатить их.

Купля-продажа автомобиля организациями, как собственного имущества, облагается налогом. Точная сумма налогового сбора с прибыли исчисляется по установленному порядку.

Снятие ТС с регистрационного учета

Владельцу автомобиля необходимо снять его с учета в ближайшем отделении ГИБДД. Для этого необходимо собрать документы и написать заявление:

  • паспорт представителя;
  • паспорт автомобиля;
  • документ на владение автотранспортом.

Поиск покупателя на машину

Чтобы найти покупателя необходимо подать объявления о купле-продажи автомобиля либо назначить аукцион. Организацией мероприятия занимается специалист либо сам представитель, это зависит от штата предприятия. Можно обратиться к услугам автосалона.

Составление ДКП

Продавец, пожелавший продать транспорт, помимо контракта купли-продажи, обязан выпустить в своей организации соответствующий приказ, на основании которого осуществляется продажа.

Например, комиссия составляет протокол собрания, приказ или распоряжение директора фирмы. Данное решение содержит в себе условия сделки, данные о покупателе, расчет рыночной стоимости автотранспорта.

Со стороны покупателя также производится составление документации. Данные могут потребоваться различным проверкам и инспекциям. Документы сверяются по требованиям Налогового Кодекса в статье 40, регламентирующей контроль финансовых сделок.

Чтобы снизить риск потери средств и назначение высоких налогов, проводится оценка стоимости автотранспорта по рыночной цене (согласно НК, статья 211).

После оформления внутренней документации покупатель и продавец переходят к составлению договора купли-продажи. В большинстве практических случаев используют готовый образец, но при наличии юриста в компании, текст может дополняться индивидуальными пунктами.

Содержание договора отражает следующую информацию:

  1. место и время проведения сделки;
  2. лиц осуществляющих продажу и покупку — наименование, юридический статус, представитель фирмы;
  3. описание автомобиля — техническое описание и характеристики, регистрационные номера всех частей;
  4. условия договора — цена автотранспорта, расчет НДС, порядок и срок расчета, последствия или ответственность в связи с нарушениями контракта, обязательства сторон;
  5. ограничения или их отсутствие на продажу авто;
  6. реквизиты заверения документа — подписи и печать организации.

При покупке авто без проверки есть шанс купить кота в мешке! Проверьте историю автомобиля с помощью программы Автокод ниже. Это быстро и просто. И дешевле, чем жалеть о покупке!

Подготовка остальных документов

Для финансовых операций с автотранспортом не требуется сбора каких-либо специфичных документов. Список включает в себя следующие бумаги:

  • паспорт транспортного средства;
  • диагностическая карта технического осмотра;
  • страховой полис ОСАГО;
  • паспорта представителя продавца и покупателя;
  • договор купли-продажи;
  • платежные документы о госпошлине — чек об оплате, квитанция о переводе;
  • заявление на регистрацию авто.

Внимание: место ФИО в договоре купли-продажи указывается наименование юридического лица, стоит печать компании и подпись уполномоченного сотрудника.

Налогообложение

Все финансовые действия юридических исполнителей облагаются налогом согласно законодательству, который устанавливает порядок и размер выплат. Сделка по продаже автомобиля считается снятием имущества с баланса, за это предусматривается налог в размере 18% от суммы продажи.

Для этого при заключении купле-продажи проводиться оценочная экспертиза по определению рыночной стоимости автотранспорта. Налог взимается с организации, если финансовая сделка проходит через общий налоговый режим, если через упрощенную системы, то налог не уплачивают.

Согласно российскому законодательству продажа авто признана сделкой направленной на получение выгоды. Порядок расчета налогового сбора зависит от статуса сторон (юридические лица). Авто, содержащееся на бухгалтерском балансе считается внеоборотным активом.

На практике налоговая база между вычетами и стоимостью продажи оказывается отрицательной. Бухгалтерия фиксирует в этом случае убыток, а списание суммы отрицательной прибыли происходит согласно Налоговому Кодексу, по статье 268. Порядок снятия с учета отрицательной разницы предусматривает уменьшение налогооблагаемой прибыли равными суммами по итогам отчетности.

Продажа автотранспорта сохраняет общий принцип налогообложения для целей транспортного налога. Юридическое лицо, реализующее авто, обязано начислить обязательный платеж в пользу государства пропорционально времени владения за целые месяцы.

Доверенность

На законодательном уровне регламентируется правило, согласно которому имеется возможность реализовать транспортное средство юридическим лицом в виде продажи без участия самого владельца фирмы. Можно для этого использовать доверенность на продажу автомобиля, при этом она необязательно должна быть заверена нотариусом.

Основное требование — правильное составление. Как правило, это точные данные обеих сторон — юридического и доверенного лица. Особое внимание уделяется полномочию для совершения финансовой сделки, которые может выполнить доверенное лицо.

На практике в доверенности часто пишут время действия полномочий — ставят ограничение до определенного числа, например, полномочия заканчиваются после завершения сделки.

Доверенность содержит следующие сведения:

  1. наименование документа;
  2. данные о юридическом лице и доверенном лице;
  3. полномочия, передаваемые от доверителя, обычно указываются списком;
  4. срок прекращения передачи прав;
  5. реквизиты заверения — подписи и печать организации.

Оформление проводок

Если юридическое лицо продает транспортное средство, то автомобиль снимается с бухгалтерского учета путем оформления соответствующих распорядительных бумаг — например, акт, приказ, распоряжение. В некоторых случаях назначается специальная комиссия, которая оформляет документы списания объекта в виде двух экземпляров — один для бухгалтерии, второй для оформления проводок (вычетов из стоимости авто).

Проводки оформляют согласно следующим требованиям:

  • дебет на счет списания основных средств, числящихся в активном состоянии, получается сумма списания первоначальной стоимости;
  • дебет счета 02 в корреспонденции с кредитом счета 01 – сумма списанной амортизации;
  • сумма с начисленного налога НДС отражается в дебете счета 91 и кредите счета 68 (расчеты производятся по налогам и сборам с соответствующим признаком);
  • суммы дт 91 – Кт 01 – сумма списанной остаточной стоимости авто;
  • для целей исчисления налога на прибыль от продаж составляется проводка Дт 62 – Кт 91 – на сумму реализации.

Проводки оформляются на день составления контракта купли-продажи автотранспорта и его последующей передачи новому владельцу. Для комиссий и проверок дата передачи должна совпадать с датой в акте приема/передачи имущества и оплатой.

Продажа авто от одного юридического лица другому не отличается на практике от сделки между физическими лицами. Особенность такой сделки будет заключается в содержании договора и в оформлении дополнительных, внутриорганизационных документов, которые будут отображать проведенную сделку.