Принудительная реорганизация юридического лица

Принудительная реорганизация юридического лица

Юридические лица прекращают свою деятельность в порядке, принципы которого сходны с действующими при их создании. Различают распорядительное и добровольное основания прекращения деятельности юридического лица.

Добровольным основанием считается решение органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (п. 1 ст. 57, п. 2 ст. 61, п. 1 ст. 68 ГК). К распорядительным основаниям относятся: решение учредителей (участников) (п. 1 ст. 57, п. 2 ст. 61 ГК), решение уполномоченных государственных органов (п. 2 ст. 57 ГК), решение суда (п. 2 ст. 57, п. 2 ст. 61, ст. 65 ГК). К ним примыкает реорганизация с согласия уполномоченных государственных органов .

Из анализа ст. ст. 113 — 115, 120, 294 — 300 ГК следует, что государственные и муниципальные (как казенные, основанные на праве оперативного управления, так и на праве хозяйственного ведения) предприятия и финансируемые собственником учреждения прекращают деятельность только в распорядительном (принудительном) порядке. К остальным организационно-правовым формам применимы оба вида оснований.

Достижением является то, что прекращение по решению уполномоченных государственных органов допускается только в случаях и только в формах, установленных законом, по закрытому перечню актов, предусмотренных только ГК (п. п. 2, 3 ст. 57, п. 2 ст. 61, п. п. 1, 3 ст. 65 ГК).

Принудительная реорганизация применяется в российской практике весьма редко, хотя соответствующие права предоставлены компетентным органам. Так, антимонопольные органы в соответствии с п. 1 ст. 22 Закона о конкуренции могут адресовать хозяйствующим субъектам предписание осуществить реорганизацию юридического лица в форме разделения или выделения, то есть только в формах, подразумевающих увеличение числа субъектов и уменьшение имущественной базы, доли на рынке и т.п. В соответствии со ст. 19 Закона о конкуренции в случае, когда коммерческие и некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, занимают доминирующее положение и совершили два или более нарушения антимонопольного законодательства, федеральный антимонопольный орган вправе принять решение об их принудительном разделении или выделении из их состава одной или нескольких организаций на базе структурных подразделений, если это ведет к развитию конкуренции.

Решение о принудительном разделении (выделении) коммерческой организации принимается при совокупности следующих условий: 1) возможность организационного и территориального обособления ее структурных подразделений; 2) отсутствие между ее структурными подразделениями тесной технологической взаимосвязи; 3) возможность юридического лица в результате реорганизации самостоятельно работать на рынке определенного товара.

Решение федерального антимонопольного органа о принудительном разделении (выделении) коммерческих организаций и некоммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, подлежит исполнению собственником или органом, уполномоченным им, с учетом требований, предусмотренных в указанном решении, и в определенный в нем срок, который не может быть менее шести месяцев.

Больше мы не встретим такой четкой схемы. При отсутствии единого правового акта о прекращении деятельности юридического лица следует хотя бы конкретизировать в ГК основания и порядок принудительной реорганизации, дать закрытый перечень лиц, которые могут ее требовать, а также включить в ФЗ отсылочную норму.

Создание юридического лица при реорганизации

>Реорганизация и ликвидация юридических лиц

Реорганизация юридического лица

I. Реорганизация юридического лица осуществляется путем слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (п. 1 ст. 57 ГК).

Слияние представляет собой реорганизацию двух и более юридических лиц, при которой участвующие в слиянии лица прекращают свое существование, а их место в гражданском обороте занимает новое юридическое лицо, к которому переходят их гражданские права и обязанности.

При присоединении, в котором также участвуют не менее двух юридических лиц, происходит прекращение присоединяемого юридического лица (юридических лиц), а его (их) место в гражданском обороте переходит к юридическому лицу, к которому они были присоединены.

Разделение представляет собой процедуру реорганизации, обратную слиянию. В этом случае разделяемое юридическое лицо прекращает свое существование, а вместо него в гражданском обороте появляется несколько (два и более) новых юридических лиц, каждое из которых получает определенную часть прав и обязанностей, принадлежащих разделенному юридическому лицу.

Выделение, в свою очередь, является зеркальным отражением присоединения. Юридическое лицо утрачивает в результате выделения часть своих прав и обязанностей, имущества и участников, которые переходят к вновь создаваемому на его базе юридическому лицу.

Наконец, преобразованием называется изменение организационно-правовой формы юридического лица, т.е. по существу прекращение одного юридического лица и возникновение на его месте нового юридического лица, к которому переходят права и обязанности прекратившегося юридического лица.

Кроме вышеназванных видов, которые могут быть названы основными, законодательство устанавливает дополнительно комбинированные виды реорганизации. Так, ФЗ об АО различает реорганизацию в виде разделения со слиянием, разделения с присоединением, выделения со слиянием, выделения с присоединением (ст. 19.1).

Закон не дает прямого ответа на вопрос, что следует считать реорганизацией, однако знакомство с ее видами позволяет сделать вывод, что этим термином обозначается совокупность способов прекращения и(или) возникновения юридического лица (юридических лиц) с сохранением совокупного объема прав и обязанностей юридических лиц, участвующих в реорганизации. Правопреемство делает возможным достижение такого результата, при котором права и обязанности лиц, участвующих в реорганизации, меняют своих обладателей (переходят от одних лиц к другим полностью либо в части), но их совокупный объем остается неизменным.

С точки зрения юридического результата реорганизация представляет собой акт одновременного перераспределения прав и обязанностей между юридическими лицами (акт, направленный на возникновение, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей). Однако с содержательной стороны реорганизация представляет собой совокупность взаимосвязанных действий, к которым могут применяться в отдельных случаях правила о сделках, включая и правила об их недействительности, но ни один вид реорганизации как совокупность действий не может считаться сделкой.

Реорганизация может быть добровольной и принудительной. В большинстве случаев она осуществляется по воле учредителей юридических лиц, участвующих в реорганизации. В случаях, прямо указанных в законе, разделение и выделение могут производиться по решению суда, выносимому по иску антимонопольного органа (ст. 38 ФЗ «О защите конкуренции»).

Правовое регулирование реорганизации осуществляется многими нормативными актами и носит выраженный казуистичный характер. Есть немного норм, имеющих универсальное действие. Большинство же ориентировано на конкретную форму реорганизации юридических лиц определенной организационно-правовой формы: обществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий. В одной процедуре реорганизации возможно участие юридических лиц только одной организационно-правовой формы.

Процедура реорганизации. Эта процедура может быть поделена на ряд этапов, каждый из которых проходит с особенностями, определяемыми видом реорганизации и организационно-правовой формой участвующих в ней лиц. Деление это условное, не отражающее точно последовательности действий во времени. Речь идет иногда о действиях, совершаемых одновременно и параллельно, но разнородных, преследующих разные цели.

Принятие решения (заключение договора) о реорганизации. Решение о реорганизации относится к компетенции высшего органа управления юридического лица и принимается по особо строгим правилам, нарушение которых влечет возможность признания решения недействительным. В случаях когда реорганизация происходит путем слияния или присоединения, участники реорганизации, являющиеся собственниками принадлежащего им имущества, должны заключить договор о слиянии или присоединении, который подлежит утверждению каждым участников в том же порядке, в каком принимается решение о реорганизации. Решение о реорганизации при этом есть одновременно решение об одобрении договора о слиянии или присоединении.

Государственная регистрация решения о реорганизации. Юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации. На основании данного уведомления орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации. Она влечет за собой ряд важных юридических последствий для реорганизуемого юридического лица, включая ограничение его в некоторых правах на период проведения реорганизации (п. 1 ст. 60 ГК).

Публичное сообщение о реорганизации. Публичное сообщение производится через средства массовой информации, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц. Делается это дважды с периодичностью один раз в месяц. Сообщение публикуется от имени всех юридических лиц лицом, которое последним приняло решение о реорганизации (п. 1 ст. 60 ГК).

Принятие решения о правопреемстве (имуществе). Объем прав и обязанностей (имущество), перераспределяемый в результате реорганизации, должен фиксироваться в особых документах — в передаточном акте и разделительном балансе. Первый составляется при слиянии, присоединении и преобразовании, второй — при разделении и выделении (ст. 58 ГК). Эти документы должны содержать данные о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (ст. 59 ГК).

Удовлетворение требований кредиторов. Кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать досрочного исполнения соответствующе-го обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения — прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом (п. 2 ст. 60 ГК).

Кредитор открытого акционерного общества, реорганизуемого в форме слияния, присоединения или преобразования, такое требование вправе заявлять только в судебном порядке и только если реорганизуемым юридическим лицом, его участниками или третьими лицами не предоставлено достаточное обеспечение исполнения соответствующих обязательств. Он вправе предъявить такое требование в суд не позднее 30 дней с даты последнего опубликования уведомления о реорганизации юридического лица (п. 3 ст. 60 ГК). В случае если обязательства перед кредиторами реорганизуемого юридического лица — должника обеспечены залогом, такие кредиторы не вправе требовать предоставления дополнительного обеспечения (п. 5 ст. 60 ГК).

В случае если требования о досрочном исполнении или прекращении обязательств и возмещении убытков удовлетворены после завершения реорганизации, вновь созданные в результате реорганизации (продолжающие деятельность) юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица (п. 4 ст. 60 ГК).

Утверждение учредительных документов (изменений в учредительных документах) и формирование органов управления реорганизованных (вновь возникших) юридических лиц производится участниками реорганизованного (вновь возникшего) юридического лица в порядке, установленном для утверждения учредительных документов и формирования органов вновь создаваемого юридического лица.

Государственная регистрация результатов реорганизации осуществляется в порядке, аналогичном порядку государственной регистрации вновь создаваемых юридических лиц.

Государственная регистрация осуществляется на основании заявления и других обязательных документов, исчерпывающий перечень которых содержится в ФЗ о государственной регистрации лиц. Производится она по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц, а в случаях, когда место нахождение создаваемого юридического лица отличается от места нахождения реорганизуемого юридического лица, — органом, определяемым по особым правилам (см.: постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. № 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

В случае преобразования реорганизация юридического лица считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо — прекратившим свою деятельность.

В случае слияния реорганизация юридических лиц считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а юридические лица, реорганизованные в форме слияния, считаются прекратившими свою деятельность.

В случае разделения реорганизация юридического лица с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц считается завершенной, а юридическое лицо, реорганизованное в форме разделения, считается прекратившим свою деятельность.

В случае выделения реорганизация юридического лица с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц считается завершенной.

В случае присоединения реорганизация юридического лица с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц считается завершенной.

Ликвидация юридического лица

II. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК). Этим ликвидация отличается от прекращения юридических лиц в результате реорганизации. При ликвидации, правда, не исключается переход отдельных прав и обязанностей ликвидируемого юридического лица (сингулярное правопреемство), но только в случаях и в пределах, прямо предусмотренных законом.

Ликвидация юридического лица представляет собой основной способ его прекращения, завершения всех дел и прекращения всех прав и обязанностей без перехода к другим юридическим лицам (универсального правопреемства). Кроме ликвидации в последние годы появились еще два способа прекращения юридического лица без правопреемства — исключение из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа и исключение из ЕГРЮЛ вследствие отчуждения имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения. Оба они здесь рассматриваться не будут.

Ликвидация может осуществлять добровольно и принудительно.

Добровольная ликвидация может в любое время осуществляться по решению учредителей либо уполномоченного на то органа юридического лица, в частности, по истечении срока или с достижением целей, для которых оно создавалось. В случаях, предусмотренных в законе, добровольная ликвидация не допускается (к числу таких лиц относится, например, фонд, который может быть ликвидирован только в принудительном порядке, — п. 2 ст. 119). Добровольная ликвидация может быть исключена также особыми условиями приватизации государственного имущества (условиями конкурса).

Принудительная ликвидация производится по решению суда. Основаниями принудительной ликвидации являются:

  1. допущенные при его создании грубые нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо
  2. осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо
  3. запрещенной законом, либо
  4. с нарушением Конституции Российской Федерации, либо
  5. с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо
  6. при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также
  7. в иных случаях, предусмотренных ГК.

Вышеназванные основания носят публичный характер, а потому право требовать ликвидации в таких случаях принадлежит государственным или муниципальным органам в случаях, прямо указанных в законе (п. 3 ст. 61 ГК). Примером такой ликвидации может служить уже упоминавшийся выше случай признания государственной регистрации юридического лица недействительной из-за допущенных при создании юридического лица нарушений неустранимого характера. Решение суда в этом случае должно содержать приказ о ликвидации возникшего юридического лица, а не аннулирование (объявление недействительными) всех действий, совершенных им с момента государственной регистрации.

Наряду с ними есть еще одно универсальное основание принудительной ликвидации юридического лица — признание его несостоятельным или банкротом.

Банкротом не могут быть признаны казенное предприятие, учреждение, политическая партия и религиозная организация.

Государственная корпорация или государственная компания может быть ликвидирована вследствие признания ее несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание.

Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.

Во всех случаях, когда стоимость имущества ликвидируемого юридического лица оказывается недостаточной для удовлетворения требований кредиторов, оно подлежит ликвидации в порядке, предусмотренном для лиц, признаваемых несостоятельными (банкротами).

Ликвидация юридического лица одновременно затрагивает интересы многих лиц: кредиторов, включая кредиторов по требованиям об уплате обязательных платежей, работников, участников, публичных образований. Данное обстоятельство заставило законодателя обратить внимание на необходимость обеспечения баланса защиты интересов указанных лиц, поскольку в подавляющем большинстве случаев защитить их полностью оказывается невозможным. Гражданское законодательство особое внимание уделяет защите интересов кредиторов, предусматривая гарантии разумной и добросовестной ликвидации.

Процедура ликвидации в общем и целом может быть представлена следующими этапами.

Решение о ликвидации принимается либо учредителями (участниками) юридического лица, либо лицом, наделенным законом правом принятия такого решения, либо судом.

Государственная регистрация решения о ликвидации осуществляется по заявлению лица, принявшего решение о ликвидации. Последний обязан незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С момента внесения данных сведений к наименованию (фирменному наименованию) юридического лица обязательно добавляются слова «в ликвидации».

Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) производят лица, принявшие решение о ликвидации. Они же устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с требованиями законодательства. О назначении ликвидационной комиссии уведомляется регистрирующий орган. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

Выявление кредиторов и составление промежуточного ликвидационного баланса.

Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (ст. 23 ФЗ о банках, ст. 50.42 ФЗ о банкротстве кредитных организаций, ст. 14 ФЗ о ЖНК).

Если выясниться, что стоимость имущества юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, установленном для ликвидации несостоятельных должников (абз. 2 п. 4 ст. 61, ст. 65 ГК).

Расчеты с кредиторами. Требования кредиторов удовлетворяются за счет денежных средств ликвидируемого юридического лица. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Гражданский кодекс делит всех кредиторов ликвидируемого юридического лица на четыре очереди.

Первая очередь: требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда. При ликвидации банков перечень требований первой очереди увеличивается за счет трех категорий: а) требований физических лиц, являющихся вкладчиками по договорам банковского вклада либо банковского счета (за исключением требований по возмещению убытков в форме упущенной выгоды и по уплате сумм финансовых санкций и требований физических лиц, отрывающих счета в банках для занятия профессиональной деятельностью — индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов); б) требований организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, в связи с выплатой возмещения по вкладам в соответствии с законом о страховании вкладов физических лиц в банках; в) требований Банка России в связи с осуществлением выплат по вкладам физических лиц в банках в соответствии с законом.

Вторая очередь: расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.

Третья очередь: расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.

Четвертая очередь: расчеты с другими кредиторами.

Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.

Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.

Не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются в составе требований кредиторов четвертой очереди (п. 2 ст. 64 ГК).

При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом (п. 3 ст. 64 ГК).

В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица (п. 4 ст. 64 ГК).

Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок (п. 5 ст. 64 ГК).

Утверждение окончательного ликвидационного баланса. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (п. 5 ст. 63 ГК).

При недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения — денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения (п. 6 ст. 63 ГК).

Требования кредиторов, не удовлетворенные изза недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано (п. 6 ст. 64).

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица (п. 7 ст. 63 ГК).

Государственная регистрация ликвидации юридического лица. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК).

Ликвидация юридического лица при банкротстве. Ликвидация при банкротстве осуществляется в порядке, установленном специальным законодательством о банкротстве. Гражданский кодекс предусматривает, что юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом).

Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию. Ликвидация юридического лица при банкротстве регулируется Федеральным законом о банкротстве и Федеральным законом о банкротстве кредитных организаций.

Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Суть ликвидации юридического лица при банкротстве заключается в признании его арбитражным судом несостоятельным (банкротом) и открытии особой процедуры конкурсного производства, в ходе которой имущество юридического лица распродается в порядке, установленном законом, а вырученные суммы распределяются между кредиторами в порядке установленной законом очередности пропорционально размеру их требований.

Такое признание осуществляется по требованию заинтересованных лиц при условии установления признаков банкротства, указанных в законе (ст. 3 ФЗ о банкротстве).

Признаками несостоятельности являются наличие просроченной задолженности по денежным обязательствам и приравненным к ним обязанностям по уплате обязательных платежей. Если просрочка в уплате составляет более трех месяцев, то юридическое лицо уже считается неспособным удовлетворить требования кредиторов.

С заявлением о несостоятельности могут обратиться в арбитражный суд сам должник, его кредиторы, уполномоченные органы (ст. 7 ФЗ о банкротстве). При этом сумма денежных требований, дающая право на возбуждение в суде дела о банкротстве, должна быть по отношению к юридическому лицу не менее 100 000 руб.

Возбуждение дела о несостоятельности юридического лица в суде в подавляющем большинстве случаев приводит к открытию особой процедуры, именуемой наблюдением. Цель ее — установить наличие у должника признаков несостоятельности и обеспечить сохранность имущества должника для проведения иных процедур банкротства. Разбирательство по делу о несостоятельности необязательно должно завершаться признанием должника несостоятельным (банкротом), открытием конкурсного производства и государственной регистрацией ликвидации юридического лица. Законодательство предусматривает возможность проведения в отношении должника специальных процедур, направленных на восстановление платежеспособности должника (финансовое оздоровление, внешнее управление). Дело может быть также прекращено без признания должника несостоятельным путем заключения сторонами мирового соглашения.

В случае если будет признано нецелесообразным проведение восстановительных процедур или же их проведение запрещено законом, арбитражный суд выносит решение о признании должника банкротом. Это решение влечет за собой открытие конкурсного производства (ст. 124 ФЗ о банкротстве). Руководит конкурсным производством специальное лицо — конкурсный управляющий, назначаемый арбитражным судом.

Все имущество должника, за исключением отдельных видов, указанных в законе, составляет конкурсную массу. Оно продается в порядке, установленном законом, и из вырученных сумм производятся расчеты с кредиторами (ст. 142 ФЗ о банкротстве) в порядке очередности, установленной ФЗ о банкротстве (ст. 134— 138). После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства. На основании этого отчета суд выносит определение о завершении конкурсного производства. Это определение является основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника. Заявление об этом представляется конкурсным управляющим (п. 2—3 ст. 149 ФЗ о банкротстве).

Принудительная реорганизация

Принудительная реорганизация встречается довольно редко, обычно она применяется

антимонопольными органами в целях развития конкуренции на отечественных рынках и

недопущения установления монопольного положения хозяйствующих субъектов.

Представляется возможным выделить следующие случаи принудительной реорганизации

хозяйственных обществ, инициированной антимонопольными органами.

В случае нарушения порядка получения предварительного согласия антимонопольного

органа на осуществление сделок и иных предусмотренных законом действий.

В рамках осуществления государственного контроля за экономической концентрацией

антимонопольный орган выдает предварительное согласие на осуществление целого ряда

действий, связанных со слиянием, присоединением и созданием коммерческих организаций (ст. 27

Закона о защите конкуренции). В том случае, если коммерческая организация была создана без

получения указанного предварительного согласия, антимонопольный орган вправе обратиться в

суд с требованием о ее реорганизации в форме выделения или разделения (п. 1 ст. 34 Закона о

защите конкуренции). Исковое заявление направляется в судебные органы только в том случае,

если создание организации привело или может привести к ограничению конкуренции, в том числе

в результате возникновения или усиления доминирующего положения.

Следует отметить одну недоработку упомянутого законодательного положения. Пункт 1 ст.

34 Закона о защите конкуренции предусматривает разделение или выделение коммерческой

организации, созданной без получения предварительного согласия антимонопольного органа. При

этом в качестве способов создания указываются такие разновидности реорганизации, как слияние

и присоединение. Если в случае со слиянием вопросов не возникает, то указание на то, что в

результате присоединения одной коммерческой организации к другой создается новое

юридическое лицо, вряд ли можно принять как правильное. В данном случае происходит

прекращение присоединяемого лица с передачей его прав и обязанностей организации, к которой

осуществляется присоединение. Создания нового субъекта права здесь не происходит. Понятна

мысль законодателя, который предусматривает разделение или выделение коммерческой

организации, приобретающей права и обязанности присоединяемого к ней юридического лица.

Однако указанное положение Закона требует изменений и корректировки в соответствии с

положениями действующего законодательства о создании и реорганизации юридических лиц.

При условии, когда хозяйственное общество, на которое возложена обязанность уведомлять

антимонопольный орган об осуществлении действий, указанных в Законе, нарушило

установленный порядок уведомления.

Порядок разделения и выделения компаний аналогичен изложенному в предыдущем пункте.

Следует только добавить, что случаи, когда коммерческая организация обязана уведомлять

антимонопольные органы о своих действиях, подробно изложены в ст. 30 Закона о защите

конкуренции.

В случае систематического осуществления монополистической деятельности хозяйственным

обществом, занимающим доминирующее положение <1>.

О понятиях антимонопольного законодательства «монополистическая деятельность», «доминирующее положение» см. в гл. VII. Согласно п. 1 ст. 38 Закона о защите конкуренции в рассматриваемой ситуации

антимонопольный орган вправе обратиться в суд с иском о принудительном разделении

нарушающего закон хозяйственного общества или выделении из его состава одной или нескольких

организаций. При этом в отношении кредитной организации антимонопольный орган вправе

подать иск только по предварительному согласованию с ЦБ РФ.

Статья 16. Слияние обществ1. Слиянием обществ признается возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением последних. 2. Общества, участвующие в слиянии, заключают договор о слиянии. Совет директоров (наблюдательный совет) каждого общества, участвующего в слиянии, выносит для решения общим собранием акционеров каждого такого общества вопрос о реорганизации в форме слияния, а также вопрос об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, создаваемого в результате слияния.

Общее собрание акционеров каждого общества, участвующего в слиянии, принимает решение по вопросу о реорганизации каждого такого общества в форме слияния, включающее в себя утверждение договора о слиянии, передаточного акта общества, участвующего в слиянии, и устава общества, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, а также принимает решение по вопросу об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) создаваемого общества в количестве, установленном проектом договора о слиянии для каждого общества, участвующего в слиянии, если уставом создаваемого общества в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусматривается осуществление функций совета директоров (наблюдательного совета) создаваемого общества общим собранием акционеров этого общества. Отношение количества членов совета директоров (наблюдательного совета) создаваемого общества, избираемых каждым обществом, участвующим в слиянии, к общему количеству членов совета директоров (наблюдательного совета) создаваемого общества должно быть пропорционально отношению количества акций создаваемого общества, подлежащих размещению среди акционеров соответствующего общества, участвующего в слиянии, к общему количеству подлежащих размещению акций создаваемого общества. Рассчитанное в соответствии с настоящим пунктом количество членов совета директоров (наблюдательного совета) создаваемого общества, избираемых каждым обществом, участвующим в слиянии, округляется до целого числа в соответствии с действующим порядком округления. (п. 2 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 146-ФЗ) 3. Договор о слиянии должен содержать:

1) наименование, сведения о месте нахождения каждого общества, участвующего в слиянии, а также наименование, сведения о месте нахождения общества, создаваемого путем реорганизации в форме слияния; 2) порядок и условия слияния; 3) порядок конвертации акций каждого общества, участвующего в слиянии, в акции создаваемого общества и соотношение (коэффициент) конвертации акций таких обществ; 4) указание о количестве членов совета директоров (наблюдательного совета) создаваемого общества, избираемых каждым обществом, участвующим в слиянии, если уставом создаваемого общества в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусматривается осуществление функций совета директоров (наблюдательного совета) создаваемого общества общим собранием акционеров этого общества; 5) список членов ревизионной комиссии или указание о ревизоре создаваемого общества; 6) список членов коллегиального исполнительного органа создаваемого общества, если уставом создаваемого общества предусмотрено наличие коллегиального исполнительного органа и его образование отнесено к компетенции общего собрания акционеров; 7) указание о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа создаваемого общества; 3.1. Договор о слиянии может содержать указание об аудиторе общества, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, о регистраторе создаваемого общества, указание о передаче полномочий единоличного исполнительного органа создаваемого общества управляющей организации или управляющему, иные данные о лицах, указанных в подпунктах 5 — 7 пункта 3 настоящей статьи, другие положения о реорганизации, не противоречащие федеральным законам.4. При слиянии обществ акции общества, принадлежащие другому обществу, участвующему в слиянии, а также собственные акции, принадлежащие участвующему в слиянии обществу, погашаются. 5. При слиянии обществ все права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему обществу в соответствии с передаточным актом.

Статья 17. Присоединение общества1. Присоединением общества признается прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу 2. Присоединяемое общество и общество, к которому осуществляется присоединение, заключают договор о присоединении. Совет директоров (наблюдательный совет) каждого общества, участвующего в присоединении, выносит для решения общим собранием акционеров каждого такого общества вопрос о реорганизации в форме присоединения. Совет директоров (наблюдательный совет) общества, к которому осуществляется присоединение, выносит также для решения общим собранием акционеров такого общества иные вопросы, если это предусмотрено договором о присоединении.

Общее собрание акционеров общества, к которому осуществляется присоединение, принимает решение по вопросу о реорганизации в форме присоединения, включающее в себя утверждение договора о присоединении, а также принимает решения по иным вопросам (в том числе решение о внесении изменений и дополнений в устав такого общества), если это предусмотрено договором о присоединении. \

3.Договор о присоединении должен содержать: 1) наименование, сведения о месте нахождения каждого общества, участвующего в присоединении; 2) порядок и условия присоединения; 3) порядок конвертации акций присоединяемого общества в акции общества, к которому осуществляется присоединение, и соотношение (коэффициент) конвертации акций таких обществ.

4. При присоединении общества погашаются: 1) собственные акции, принадлежащие присоединяемому обществу; 2) акции присоединяемого общества, принадлежащие обществу, к которому осуществляется присоединение; 3) принадлежащие присоединяемому обществу акции общества, к которому осуществляется присоединение, если это предусмотрено договором о присоединении.

4.1. В случае, если собственные акции, принадлежащие обществу, к которому было осуществлено присоединение, не подлежат погашению в соответствии с подпунктом 3 пункта 4 настоящей статьи, такие акции не предоставляют право голоса, не учитываются при подсчете голосов, по ним не начисляются дивиденды. Такие акции должны быть реализованы обществом по цене не ниже их рыночной стоимости и не позднее одного года после их приобретения обществом, в ином случае общество обязано принять решение об уменьшении своего уставного капитала путем погашения таких акций.

Статья 18. Разделение общества

1. Разделением общества признается прекращение общества с передачей всех его прав и обязанностей вновь создаваемым обществам. 2. Совет директоров (наблюдательный совет) реорганизуемого в форме разделения общества выносит для решения общим собранием акционеров такого общества вопрос о реорганизации общества в форме разделения, а также вопрос об избрании совета директоров (наблюдательного совета) каждого общества, создаваемого в результате разделения, если уставом соответствующего создаваемого общества в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусматривается осуществление функций совета директоров (наблюдательного совета) этого общества общим собранием акционеров этого общества.(п. 2 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 146-ФЗ) 3. Общее собрание акционеров реорганизуемого в форме разделения общества по вопросу о реорганизации общества в форме разделения принимает решение о реорганизации общества, которое должно содержать: 1) наименование, сведения о месте нахождения каждого общества, создаваемого путем реорганизации в форме разделения; 2) порядок и условия разделения; 3) порядок конвертации акций реорганизуемого общества в акции каждого создаваемого общества и соотношение (коэффициент) конвертации акций таких обществ; 4) список членов ревизионной комиссии или указание о ревизоре каждого создаваемого общества; 5) список членов коллегиального исполнительного органа каждого создаваемого общества, 6) указание о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа каждого создаваемого общества; 7) указание об утверждении разделительного баланса с приложением разделительного баланса; 8) указание об утверждении устава каждого создаваемого общества с приложением устава каждого создаваемого общества; 9) наименование, сведения о месте нахождения регистратора каждого создаваемого общества, если в соответствии с федеральным законом ведение реестра акционеров этого общества должно осуществляться регистратором 3.2. Избрание совета директоров (наблюдательного совета) каждого общества, создаваемого путем реорганизации в форме разделения, осуществляется акционерами реорганизуемого общества, среди которых в соответствии с решением о реорганизации общества должны быть размещены обыкновенные акции соответствующего создаваемого общества, а также акционерами — владельцами привилегированных акций реорганизуемого общества (являющихся на момент принятия решения о реорганизации общества голосующими акциями в соответствии с пунктом 5 статьи 32 настоящего Федерального закона), среди которых в соответствии с решением о реорганизации общества должны быть размещены привилегированные акции соответствующего создаваемого общества.

3.3. Каждый акционер реорганизуемого общества, голосовавший против принятия решения о реорганизации общества или не принимавший участия в голосовании по вопросу о реорганизации общества, должен получить акции каждого создаваемого путем реорганизации в форме разделения общества, предоставляющие те же права, что и принадлежащие ему акции реорганизуемого общества, пропорционально их числу. 4. При разделении общества все его права и обязанности переходят к двум или нескольким вновь создаваемым обществам в соответствии с разделительным балансом.