Принципы предоставления государственных услуг

Версия для слабовидящих

В сфере предоставления государственных услуг существуют следующие основные принципы:
1. Правомерность — соблюдение органами, должностными лицами и организациями, предоставляющими государственные услуги, требований действующего законодательства.
Нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных услуг, согласно статье 3 Закона осуществляется в соответствии с данным Законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
2. Заявительный порядок обращения за предоставлением государственных услуг. Это означает, что лицам, нуждающимся в предоставлении государственных услуг, достаточно обратиться в соответствующие органы или организации и нет необходимости получать для этого какие-либо разрешения.
3. Правомерность взимания с заявителей оплаты предоставления государственных услуг:

— государственной пошлины за предоставление государственных услуг;

— платы за предоставление государственных услуг;

— платы за предоставление услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг и предоставляются соответствующими организациями.

Содержание данного принципа определено в статьях 8, 9 Закона, устанавливающих соответственно требования к взиманию с заявителя платы за предоставление государственных услуг и требования к взиманию с заявителя платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг.
4. Открытость — означает доступность для заявителя полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных услуг и о деятельности органов, предоставляющих государственные услуги и организаций, участвующих в предоставлении данных услуг.
Отношения, связанные с обеспечением доступа заявителей к информации о деятельности органов государственного управления, также регламентируются Федеральным законом от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
5. Доступность — означает территориальную близость и открытость органов государственного управления, предоставляющих государственные услуги, для всех категорий граждан.
Принцип доступности также предполагает организацию предоставления государственных услуг в многофункциональных центрах.
6. Возможность получения государственных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
Для реализации данного принципа Закон предусматривает:

— право заявителей на получение государственных услуг в электронной форме (статья 5 Закона);

— обязанность органов, предоставляющих государственные услуги, обеспечивать возможность получения заявителем государственной услуги в электронной форме (статья 6 Закона);

— установление требований к организации предоставления государственных услуг в электронной форме (статья 10 Закона).

Федеральным законом от 27 июля 2006 года N149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» устанавливается, что доступ к информации о предоставлении государственных услуг должен быть обеспечен органами государственного управления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет.

Все принципы тесно связаны между собой и направлены на повышение доступности и качества предоставления государственных услуг.

Материал подготовлен
заведующим сектора хранения и выдачи
документов отдела ЗАГС по городу Кургану
Управления ЗАГС Курганской области
О.Л. Калининой

24.12.2012

> Теоретические аспекты понятия государственных услуг

Понятие и принципы предоставления государственных услуг

Многие авторы отмечают, что понятие «государственная услуга» появилось в России в процессе проведения административной реформы. В то время как во многих зарубежных странах государственные услуги — одна из основных форм отношений гражданина, юридического лица и власти, где государство рассматривается как «поставщик услуг».

Расшифровку понятия «государственная услуга» можно найти в проекте Федерального закона «О стандартах государственных услуг». В качестве госуслуги предлагается считать деятельность по исполнению запроса или требования граждан или организаций о признании, установлении, изменении или прекращении их прав, а также получении материальных и финансовых средств для их реализации в случае и в порядке, предусмотренных законодательством, установлении юридических фактов, или предоставлении информации по вопросам, входящим в компетенцию исполнительного органа государственной власти и включенным в реестр государственных услуг. Барциц И.Н. Показатели эффективности государственного управления (субъективный взгляд на международные стандарты) // Представительная власть XXI век. 2008.

Государственная услуга — деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее — органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги; Федеральный закон от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

При получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на:

1) получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги;

2) получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме;

3) получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя;

4) досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб (претензий) в процессе получения государственных и муниципальных услуг;

5) получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре в соответствии с соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими государственные услуги, и соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими муниципальные услуги (далее — соглашения о взаимодействии), с момента вступления в силу соответствующего соглашения о взаимодействии.

Основными принципами предоставления государственных и муниципальных услуг являются:

1) правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, а также предоставления услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, указанными в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона;

2) заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг;

3) правомерность взимания с заявителей государственной пошлины за предоставление государственных и муниципальных услуг, платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, платы за предоставление услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, указанными в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона;

4) открытость деятельности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, а также организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг;

5) доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг и предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

6) возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя. Федеральный закон от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».