Принципы правового регулирования предпринимательства

Конституционные принципы правового регулирования предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

УДК 34

М. А. Дербин

магистрант

Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье проанализирован ряд основополагающих принципов регулирования предпринимательской деятельности, закрепленных в Конституции Российской Федерации. Помимо правовой основы, были исследованы теоретические аспекты «свободы экономической деятельности» и «свободного перемещения товаров», на основании которых был произведен сравнительный анализ и сделан ряд выводов о перемещении товара как части экономической деятельности и об установлении правового режима. Обобщение основных выводов конституционно-правового регулирования предпринимательства и результатов проведенного исследования представляет возможным сформулировать некоторые предложения и рекомендации. Конституция Российской Федерации гарантирует свободу экономической деятельности, под которой понимается широкий круг действий граждан и их объединения. На основе правовых норм, а также позиций теоретиков дан ответ на вопрос, гарантирует ли Конституция в настоящее время правовую свободу экономической деятельности в Российской Федерации.

Ключевые слова: принципы конституционного регулирования, предпринимательская деятельность, свобода экономической деятельности.

M. A. Derbin

Master student

Penza State University, Penza, the Russian Federation

CONSTITUTIONAL PRINCIPLES OF LEGAL REGULATION OF BUSINESS ACTIVITIES

Key words: principles of constitutional regulation, business activity, freedom of economic activity.

В соответствии с общепринятым подходом разнообразие конституционных прав и конституционных обязанностей граждан Российской Федерации является основой правового статуса личности в российской правовой системе. Эти права и обязанности четко обозначены в Конституции РФ и действующем законодательстве. Права человека и гражданина традиционно подразделяются на личные, политические, социальные и экономические . Под личными правами и свободами понимается совокупность прав, реализация которых призвана обеспечить личную

безопасность человека. Специфическими особенностями личных прав и свобод, отличающими их от политических, экономических и иных прав, являются следующие: эти права неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения; они являются правами каждого независимо от гражданства; они необходимы для охраны жизни, свободы и достоинства личности. Политические права человека и гражданина обеспечивают юридическую возможность участия граждан в принятии решений государственными органами и должностными лицами. Социальные права обеспечивают построение в Российской Федерации социального государства.

Формирование и развитие законодательства о предпринимательской деятельности происходит по пути объединения норм, закрепленных в различных по своей правовой природе нормативных актах, но образующих в итоге единое целое. В правовой литературе подчеркивается, что такое развитие должно проходить на основе соблюдения определенных принципов . Ряд основополагающих принципов регулирования предпринимательской деятельности закрепляет Конституция Российской Федерации.

Первым следует назвать принцип свободы осуществления предпринимательской деятельности. Нужно отметить, что данный принцип провозглашается в ст. 8 и 34 Основного закона.

Согласно п. 1 ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Этот тезис анализируется первым, поскольку он единственный называет субъекта предпринимательской деятельности посредством использования категории «каждый» .

Некоторые авторы полагают, что данный термин используется в анализируемой статье в широком значении, включая в себя граждан России, иностранных граждан, лиц с двойным гражданством, юридических лиц, предпринимателей .

Второй нормой, закрепляющей принцип свободы предпринимательской деятельности, является правило п. 1 ст. 8, посвященное общим принципам экономической деятельности.

Принцип многообразия и юридического равенства форм собственности закрепляется в ряде статей Конституции РФ (ст. 9, 34, 35, 36), прежде всего, в ст. 8, согласно которой в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

В одном из комментариев к Основному закону отмечается, что Конституция фактически говорит о двух типах собственности: 1) частной, т. е. индивидуальной и коллективной (ч. 2 ст. 35); 2) публичной, т. е. государственной (федеральной и принадлежащей субъектам РФ) и муниципальной. Кроме того, признаются и защищаются иные формы собственности, например, церковная собственность .

Как представляется, понятия частной и публичной собственности явились результатом их закрепления в Конституции и Гражданском кодексе РФ в качестве основополагающих принципов в период возвращения в юриспруденцию категорий частного и публичного права.

Принцип единства экономического пространства раскрывается как «свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств» на всей территории Российской Федерации (ст. 8 Конституции РФ).

Следующие анализируемые принципы-гарантии Основного закона направлены на обеспечение свободы экономической деятельности и перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Сравнительный анализ «свободы экономической деятельности» и «свободного перемещения товаров» приводит к ряду выводов. Во-первых, перемещение товаров является частью экономической (предпринимательской) деятельности ее субъектов, т. е. эти действия соотносятся определенным образом. В связи с этим интерес представляет анализ особенностей правового регулирования этих взаимосвязанных действий, выявление общего и отличительных черт. Во-вторых, термин «свобода»

свидетельствует об установлении правового режима осуществления соответствующих действий — о закреплении правомочности субъекта и обязанности другого лица.

Закрепление свободы перемещения товаров, действительно, свидетельствует об установлении правового режима осуществления экономической деятельности. Это обстоятельство прослеживается в уже названных международных договорах РФ. Вспомним основы создания единого экономического пространства: механизмы регулирования экономики должны базироваться на единых принципах, обеспечивающих свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы — в Соглашении о формировании Единого экономического пространства; механизмы регулирования экономики, инфраструктура и налоговая, денежно-кредитная, ва-лютно-финансовая, торговая и таможенная политика должны обеспечивать свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы — в Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве.

Закрепление свободы экономической деятельности свидетельствует об установлении правового режима осуществления всей деятельности, а не только ее отдельной составляющей, связанной с перемещением товаров. Свобода перемещения товаров составляет только часть этого правового режима.

Конституция Российской Федерации гарантирует свободу экономической деятельности, под которой понимается широкий круг действий граждан и их объединений. Важно подчеркнуть, что Конституция признает и гарантирует права и свободы граждан и объединений, а не регулирует общественные отношения с их участием. Тем самым исходной является самостоятельная позиция гражданина и объединения для осуществления экономической деятельности. «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности» (ст. 34 Конституции). В упомянутой конституционной норме дается более широкое понятие своих способностей, чем в ст. 37 Конституции, где говорится о свободном распоряжении своими способностями к труду. Предпринимательская и иная экономическая деятельность предполагает использование не только своих способностей, но и имущества. Имущество может находиться в частной, государственной, муниципальной и иной форме собственности, что означает возможность существования не только частного, но и государственного, муниципального предпринимательства. Главное, чтобы предпринимательская деятельность, равно как и иная экономическая деятельность, не была направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Основные начала современного российского гражданского законодательства закрепляют приоритет свободы участников частноправовых отношений в осуществлении деятельности, направленной на удовлетворение своих частных интересов. Наиболее ярким проявлением этого принципа является возможность каждого систематически получать прибыль посредством осуществления предпринимательской деятельности тем законным способом и в той форме, которые он посчитал для себя наиболее подходящими. Именно свобода предпринимательства, а точнее ее провозглашение, явилось одним из базовых векторов построения экономических основ Российского государства, участие которого в управлении этой сферой сводилось бы к разумному минимуму.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ / Правовой Сервер КонсультантПлюс . — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 29.04.2018).

2. Губин Е.П. Законодательство о предпринимательской деятельности: состояние и направления совершенствования / Е.П. Губин // Предпринимательское право. Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом». — 2017. — № 3. — С. 18-25.

3. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под общ. ред. Л.В. Лазарева. — М. : ООО «Новая правовая культура», 2009 / Сайт Конституции Российской

Федерации . — Режим доступа: http://constitution.garant.ru/science-work/comment/5366634/ (дата обращения: 30.04.2018).

4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) / Правовой Сервер КонсультантПлюс . — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 27.04.2018).

5. Кретов Б.И. Предпринимательство. Социологический аспект // Законодательство и экономика. — 2017. — № 8. — С. 12-23.

6. Хоскинг А. Курс предпринимательства: пер. с англ. / А. Хоскинг; общ. ред. и предисл. В. Рыбалкина. — М. : Междунар. отношения, 1993. — 349 с.

6. Khosking A., Rybalkina V. (ed.) Kurs predprinimatel’stva . Moscow, Mezhdunar. Otnosheniia Publ., 1993, 349 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Дербин Михаил Александрович — магистрант, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: acdcacdca12@ mail.ru.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Дербин М.А. Конституционные принципы правового регулирования предпринимательской деятельности / М.А. Дербин // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2018 — Т. 6, № 2 . — Режим доступа: http: //esj.pnzgu.ru.

Основные принципы регулирования предпринимательской деятельности

Принципы предпринимательского права — это правила общего характера, определяющие основу построения и развития предпринимательских правоотношений. Они сформулированы на основе познания объективных законов (закономерностей) развития и функционирования предпринимательства как вида социальной деятельности.

Хозяйственно-правовые отношения регулируются как часть имущественных отношений на основе принципов, закрепленных ГК РФ (равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты). Ряд принципов предпринимательского права закреплен в Конституции РФ.

Таким образом, к принципам предпринимательского права относятся:

  1. принцип законности;
  2. принцип свободы предпринимательской деятельности (ст. 8 и ст. 34 Конституции РФ);
  3. принцип признания многообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности и равной их защиты (п. 2 ст. 8 Конституции РФ);
  4. принцип единого экономического пространства (п. 1 ст. 8 Конституции РФ);
  5. принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 1 ст. 8, ст. 34 Конституции РФ);
  6. принцип баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом;
  7. принцип свободы договора.

Принцип свободы предпринимательской деятельности закреплен в ст. 8 и ст. 34 Конституции РФ, которая устанавливает: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Следовательно, каждый гражданин решает самостоятельно, заниматься предпринимательской деятельностью или нет, какую организационно-правовую форму и вид предпринимательской деятельности избрать и т. д. Данный принцип развивается в ГК РФ и иных нормативных правовых актах.

Принцип признания многообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности и равной их защиты основывается на положениях п. 2 ст. 8 Конституции РФ: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии или ограничения для субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности.

Принцип единого экономического пространства, который выражается в том, что согласно п. 1 ст. 8 Конституции РФ: «В Российской Федерации гарантируется свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств». Ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В соответствии с п. 1 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Ст. 34 Конституции РФ устанавливает также запрет на осуществление экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Данный принцип получил развитие в законодательстве о конкуренции, о естественных монополиях.

Принцип баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом. Стремясь получить максимальную прибыль, предприниматели в некоторых случаях могут не учитывать интересы государства и общества в целом. Согласовать интересы предпринимателей и общества позволяют различные меры государственного регулирования предпринимательства. Они могут быть прямыми (директивными) и косвенными (экономическими).

Прямое государственное регулирование выражается:

    • в установлении требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности;
    • установлении запретов;
    • применении мер ответственности.

Косвенное государственное регулирование выражается:

    • в предоставлении льгот при налогообложении, кредитовании.

Принцип законности. С одной стороны, сама предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении законодательства. С другой стороны, государством должна быть обеспечена законность в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по отношению к субъектам предпринимательской деятельности.

Метод правового регулирования предпринимательского права

Под методом правового регулирования принято понимать совокупность приемов и способов воздействия на участников правоотношений для обеспечения их правомерного поведения.

Исходя из специфики предмета предпринимательского права, можно отметить, что здесь используется метод, сочетающий в себе черты нескольких методов правового регулирования:

  • метод рекомендаций (диспозитивный метод), при котором субъекты предпринимательства регулируют свои отношения при помощи правовых норм, выбирая наиболее приемлемые для себя варианты поведения;
  • метод обязательных предписаний (императивный метод), при котором устанавливаются однозначные требования к процессу осуществления предпринимательской деятельности, права и обязанности ее участников;
  • метод автономных решений (метод согласования), который характеризуется исходящими от одной из сторон правоотношения предложениями установить такую модель взаимных прав, обязанностей и ответственности, которая будет наиболее полно соответствовать интересам обеих сторон и будет реализована только в случае согласия на это другой стороны.

Перечисленные выше методы правового регулирования, как правило, применяются при регулировании конкретных правоотношений, возникающих при осуществлении предпринимательской деятельности, в тесном взаимодействии (например, обязательное требование для любого юридического лица вести бухгалтерский учет сочетается с возможностью выбора удобной для организации учетной политики).

Таким образом, метод предпринимательского права является комплексным и сочетает в себе черты методов: обязательных предписаний, автономных решений и рекомендаций.

> Правовое регулирование предпринимательской деятельности

Понятие предпринимательской деятельности. Признаки и принципы предпринимательства

Понятие предпринимательской деятельности содержится в ст. 2 ГК РФ.

Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке.

Выделяют некоторые признаки предпринимательской деятельности.

  • 1. Систематичность, то есть осуществление предпринимательской деятельности в течение определенного периода. Однако законодатель не определяет четких критериев систематичности. Поэтому для квалификации деятельности как предпринимательской применяют такие критерии, как:
    • — доля прибыли от осуществления предпринимательской деятельности в общих доходах лица;
    • — размеры прибыли;
    • — получение ее определенное количество раз за какой-либо отчетный период и др.
  • 2. Самостоятельность, которая включает в себя две составляющие:
    • а) организационная самостоятельность — возможность самостоятельно принимать решения в процессе предпринимательской деятельности (волевой характер);
    • б) имущественная самостоятельность — наличие у предпринимателя обособленного имущества для осуществления предпринимательской деятельности. Рисковый характер предпринимательской деятельности. Риск (от лат. risco — «отвесная скала») — вероятность неполучения запланированного или ожидаемого положительного результата.
  • 3. Самостоятельная имущественная ответственность предпринимателя. Пределы такой ответственности зависят от организационно-правовой формы осуществления предпринимательской деятельности.
  • 4. Легализованный характер. Наличие специального субъекта (предпринимателя) т.е. лица, зарегистрированного в этом качестве в установленном законом порядке. Предпринимательская деятельность может осуществляться только лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации является правонарушением (ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ); ст. 171 Уголовного кодекса РФ (далее — УК РФ)).
  • 5. Направленность на систематическое получение прибыли. Под прибылью понимают доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом важна именно цель деятельности лица, а не факт получения прибыли. Деятельность, направленная на получение прибыли, но приносящая убытки, также является предпринимательской.
  • 6. Извлечение дохода от определённой деятельности: продажи товаров, оказание услуг, выполнение работ, получения доходов от использования имущества (например сдача помещения в аренду) и объектов интеллектуальной собственности предпринимателя.
  • 7. Профессионализм — признак, предполагающий наличие у предпринимателя определенных знаний и навыков. В настоящее время такое требование закреплено в отношении далеко не всех видов предпринимательской деятельности (в основном наличие определенного образования требуется при осуществлении лицензируемых видов деятельности). Однако в качестве обязательного он указан в законодательстве Германии, Франции и др.

Виды предпринимательской деятельности классифицируются:

  • — по форме собственности, на базе которой осуществляется предпринимательская деятельность: частная, государственная, муниципальная;
  • — по количеству участников: индивидуальная, коллективная;
  • — по характеру деятельности: производство товаров, оказание услуг, выполнение работ и др. (Производственное предпринимательство, коммерческое, суть которого составляют торгово-обменные операции, финансовое предпринимательство, посредническое, страховое).

Предпринимательское право, как и любая другая отрасль российского права, основывается на определённых принципах, которые характеризуют и определяют правовое регулирование в сфере предпринимательского права.

Принципы российского предпринимательского права — основополагающие начала, на которых строится предпринимательское право. Выделяют ряд принципов предпринимательского права.

  • 1. Принцип свободы предпринимательской деятельности закреплен в ст. ст. 8, 34 Конституции РФ, которая устанавливает: «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Следовательно, каждый гражданин решает самостоятельно, заниматься предпринимательской деятельностью или нет, какую организационно-правовую форму и вид предпринимательской деятельности избрать и т.д. Данный принцип развивается в ГК РФ и иных нормативных правовых актах.
  • 2. Принцип признания многообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности и равной их защиты основывается на положениях п. 2 ст. 8 Конституции РФ: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии или ограничения для субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности.
  • 3. Принцип единого экономического пространства, который выражается в том, что согласно п. 1 ст. 8 Конституции РФ «в Российской Федерации гарантируются свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств». Ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
  • 4. Принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В соответствии с п. 1 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Статья 34 Конституции РФ устанавливает также запрет на осуществление экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Данный принцип получил развитие в законодательстве о конкуренции, о естественных монополиях.
  • 5. Принцип баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом. Стремясь получить максимальную прибыль, предприниматели в некоторых случаях могут не учитывать интересы государства и общества в целом. Согласовать интересы предпринимателей и общества позволяют различные меры государственного регулирования предпринимательства. Они могут быть прямыми (директивными) и косвенными (экономическими). Прямое государственное регулирование выражается в установлении требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности; установлении запретов; применении мер ответственности, а косвенное — в предоставлении льгот при налогообложении, кредитовании.
  • 6. Принцип законности. С одной стороны, сама предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении законодательства. С другой стороны, государством должна быть обеспечена законность в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по отношению к субъектам предпринимательской деятельности. Законность обеспечивает стабильность экономики и её финансовой системы.
  • 7. Принцип систематического получения прибыли как цели предпринимательской деятельности. Внедрение данного принципа является необходимым атрибутом рыночной экономики. Основная цель занятия предпринимательской