Принцип самостоятельности бюджетов

Принципы бюджетной системы РФ

Бюджетная система в РФ основывается на следующих принципах:

· единства бюджетной системы РФ;

· разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;

· самостоятельности бюджетов;

· равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;

· Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов

· сбалансированности бюджета;

· Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств;

· общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

· Принцип прозрачности (открытости);

· Принцип подведомственности расходов бюджетов

· достоверности бюджета;

· Принцип единства кассы

· адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип единства бюджетной системы РФ означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, единство форм и правил ведения бухгалтерского учета, применение единых санкций за бюджетные правонарушения, ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений.. Однако анализ бюджетной практики свидетельствует о том, что данный принцип не всегда был реализован в полной мере. Так вплоть до 1999 года, органы, занимающиеся сбором и учетом доходов федерального бюджета, а именно казначейство и налоговые органы, руководствовались в своей работе разной бюджетной классификацией, что не могло не сказаться на качестве выполняемой работы. С введением, приказом МФ РФ от 25 мая 1999г. № 38н, указаний о порядке применения Бюджетной классификации РФ, установленной Федеральным законом от 15 августа 1996г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» это противоречие разрешилось.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ означает закрепление доходов и полномочий по расходам за соответствующими уровнями власти. На самом деле, до сих пор не решен на практике этот основополагающий вопрос бюджетного устройства. Как справедливо отмечают В.Б. Христенко и А.М. Лавров: «региональные и особенно местные бюджеты перегружены финансовыми обязательствами, возложенными на них решениями вышестоящих властей без определения источников финансирования (в международной терминологии такие обязательства называют «нефинансируемые мандаты»).» Нарушение соответствия доходов и расходов особенно наглядно иллюстрирует ситуация с передачей объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы на балансы местных органов власти без соответствующего финансового обеспечения и наделения доходными источниками, которая получила широкое распространение в 1993-1996гг. По нашему мнению, необходимо предусмотреть в законодательстве механизм ответственности за возникновение «нефинансируемых мандатов».

Принцип самостоятельности бюджетов, регламентированный в ст.31 Бюджетного кодекса предусматривает:

· право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

·право и обязанность органов власти на каждом уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев определенных БК РФ;

· право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, устанавливать налоги и сборы, подлежащие зачислению в бюджеты соответствующего уровня бюджетной системы РФ;

· право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направление расходования средств бюджета ( за исключением расходов которые осуществляются за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней);

· недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств бюджетов двух и более уровней, или без определения бюджета;

· недопустимость непосредственного исполнения расходных обязательств за счет средств бюджетов других уровней;

· недопустимость введения в действие в течение финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления решений и изменений бюджетного законодательства или законодательства о налогах и сборах, приводящих к увеличению расходов или снижению доходов;

· недопустимость изъятия дополнительно полученных доходов, сумм превышения доходов над расходами и сумм экономии по расходам;

· недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней дополнительных расходов и потерь в доходах.

Однако зависимость большинства бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов от размеров дотации, получаемой из федерального бюджета, позволяет центру «диктовать» свои условия.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями установленными БК РФ,

Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицита бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в бюджетах.;

В целях достижения указанных целей в качестве первоочередных задач следует выделить мероприятия по осуществлению централизации всех государственных ресурсов на счетах органов казначейства.

Принцип прозрачности (открытости) означает:

обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;

обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные) органы муниципальных образований, процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);

стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации дефицита бюджета.

Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств в соответствии со статьей 158 настоящего Кодекса.

Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств.

Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:

субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;

расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации;

расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации.

Принцип достоверности означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета показателей бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направленности их на финансирование конкретных целей.

Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

3. Принцип самостоятельности бюджетов означает:

— право и обязанность органов государственной власти и органов местного управления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

— право и обязанность органов государственной власти и органов местного управления на соответствующем уровне бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением предусмотренных настоящим Кодексом;

— право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации сборах налоги и сборы, подлежащие зачислению в бюджеты соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации;

— право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов уровней);

— недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств бюджетов двух и более уровней бюджетной системы Российской Федерации, или за счет средств консолидированных бюджетов без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;

— недопустимость непосредственного исполнения расходных обязательств органов государственной власти и органов местного самоуправления за счет бюджетов других уровней;

— недопустимость введения в действие в течение финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления решений из бюджетного законодательства и (или) законодательства о налогах и сборах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов бюджетов других без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;

— недопустимость изъятия в течение финансового года дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.

4. Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными настоящим Кодексом.

Договоры и соглашения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие настоящему Кодексу, являются недействительными.

5. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюд­жетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством Российской Федерации, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюдже­тах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финанси­рованию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фон­дов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязатель­ных платежей полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов, бюджетов го­сударственных внебюджетных фондов и по расходам бюджетов, бюджетов государ­ственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего фи­нансового года.

6. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

7. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств оз­начает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и полу­чатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения задан­ных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

8. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из ис­точников финансирования его дефицита.

Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением дохо­дов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Рос­сийской Федерации.

>Статья 31. Принцип самостоятельности бюджетов

Комментарии к статье:

Третьим принципом бюджетной системы Российской Федерации, включающим в себя множество сущностных черт, является принцип самостоятельности бюджетов. Данный принцип установлен ст. 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Самостоятельность бюджетов проявляется в бюджетной компетенции государственной власти и органов местного самоуправления, которая закрепляется Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации отмечает, что обязанностью федерального законодателя является обеспечение в процессе финансового регулирования такой регламентации финансовых отношений, при которой достижение конституционной цели — экономического обеспечения государственного единства и государственной целостности Российской Федерации — не должно приводить к умалению финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Самостоятельность в сфере бюджетной деятельности гарантируется запретом на установление подчиненности одного субъекта Российской Федерации другому и одного муниципального образования другому. Каждый субъект Российской Федерации и муниципальное образование в бюджетной сфере обладают равными правами и самостоятельны в осуществлении своих бюджетных прав.

Принцип самостоятельности бюджетов означает право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств.

Таким образом, полномочия по обеспечению сбалансированности бюджетов и эффективности использования бюджетных средств имеют двойственную природу, а именно: одновременно являются и правом, и обязанностью органов государственной власти и органов местного самоуправления. Это дает определенную свободу органам власти в осуществлении их полномочий, но в пределах, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Вместе с тем данный принцип означает запрет на возможность произвольно отказаться от выполнения функций, возложенных на соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления.

Право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств означает их право самостоятельно определять общий объем доходов и общий объем расходов соответствующего бюджета, а также размер дефицита или профицита бюджета, источники финансирования дефицита бюджета, в случае его наличия. Однако размер дефицита не должен превышать предельных размеров, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации в ст. 92. При этом органы государственной власти одного уровня не вправе вмешиваться в деятельность органов власти другого уровня по формированию статей бюджета. Соответствующие органы государственной власти (местного самоуправления) вправе самостоятельно определять приоритетные направления расходования средств соответствующего бюджета. Вместе с тем органы государственной власти (местного самоуправления) обязаны обеспечить сбалансированность бюджетов: соответствие доходов и расходов бюджета при составлении и утверждении бюджета, а в ходе исполнения бюджета исходить из задачи достижения эффективности расходования бюджетных средств.

Принцип самостоятельности бюджетов обусловливает право и обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных действующим Бюджетным кодексом Российской Федерации. Данная норма также предусматривает и право, и обязанность органов государственной власти, местного самоуправления.

Право самостоятельно осуществлять бюджетный процесс предполагает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления на основе норм Бюджетного кодекса Российской Федерации на практике осуществляют полномочия по составлению, рассмотрению и утверждению, исполнению бюджета соответствующего уровня, а также полномочия по составлению, рассмотрению и утверждению отчета об исполнении бюджета. Это право включает в себя установление порядка составления, рассмотрения и утверждения, исполнения бюджета, порядка составления, рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета.

На федеральном уровне порядок осуществления бюджетного процесса урегулирован Бюджетным кодексом Российской Федерации. Большинством субъектов Российской Федерации и муниципальных образований также приняты законы и (или) подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетный процесс.

Но право самостоятельно осуществлять бюджетный процесс не является абсолютным. Бюджетным кодексом Российской Федерации могут быть установлены определенные ограничения. Примером такого ограничения является норма ст. 241.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой кассовое обслуживание бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляет только Федеральное казначейство. Таким образом, субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе самостоятельно определять порядок и осуществлять кассовое обслуживание бюджетов.

Поскольку стадии составления и исполнения бюджетов достаточно подробно урегулированы в Бюджетном кодексе Российской Федерации, принцип самостоятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по осуществлению бюджетного процесса проявляется наиболее полно на стадии рассмотрения и утверждения проектов бюджетов.

Вместе с тем органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе отказаться от своих полномочий по осуществлению бюджетного процесса, они обязаны обеспечить своевременное и эффективное прохождение процедуры составления, рассмотрения и утверждения проекта бюджета к началу очередного финансового года, исполнения данного бюджета, а также контроль за исполнением бюджета.

Принцип самостоятельности бюджетов предусматривает право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Полномочия органов государственной власти и местного самоуправления по установлению налогов и сборов, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, имеют свои пределы.

В Бюджетном кодексе Российской Федерации установлены исчерпывающие перечни налоговых доходов <1>. Следовательно, федеральные органы государственной власти вправе устанавливать иное перераспределение налоговых доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации путем внесения изменений в указанные статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации.

<1> Бюджетный кодекс РФ // СЗ РФ. 03.08.1998. N 31. Ст. 3823. Ст. 50, 56, 61, 61.1, 61.2.

Субъекты Российской Федерации вправе действовать только в пределах, установленных ст. 50, 56, 61, 61.1, 61.2.

Самостоятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации проявляется в том, что они вправе передавать полностью или частично налоговые доходы, подлежащие зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в соответствующие местные бюджеты, а также устанавливать нормативы отчислений в местные бюджеты от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах.

Таким образом, самостоятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по установлению налогов и сборов, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, имеет свои пределы.

Принцип самостоятельности бюджетов означает также право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов.

На основе конституционных норм о разграничении предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 71, 72 Конституции Российской Федерации), норм Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно определяют приоритетные направления расходования средств, которые наиболее нуждаются в финансировании на этот год, также они определяют объем средств, направляемый на те или иные мероприятия. При этом обязательному финансированию подлежат все направления функционирования соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления. Согласно ст. 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами.

Расходные обязательства — это обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета. Расходные обязательства могут быть предусмотрены законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением.

Например, если Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (ст. 23) предусмотрено, что социальное обслуживание населения, осуществляемое в соответствии с нормами, устанавливаемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и финансовое обеспечение учреждений социального обслуживания являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, то субъекты Российской Федерации обязаны предусматривать в своих бюджетах средства на реализацию таких полномочий, однако объем таких средств и формы их расходования субъект Российской Федерации определяет самостоятельно.

Исключение из указанного правила, которое позволяет органам государственной власти и органам местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов, составляют расходы, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В данном случае направления расходования средств определяют органы власти, которые выделяют из своего бюджета соответствующие межбюджетные субсидии и субвенции.

Вместе с тем самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов тесно взаимосвязано с запретом, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации на установление расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Запрещено также исполнение расходных обязательств одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств.

Поскольку в настоящее время все расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации формируются на основании расходных обязательств, то каждое расходное обязательство должно быть закреплено за соответствующим бюджетом бюджетной системы Российской Федерации. Действующее законодательство Российской Федерации строго разграничивает расходные обязательства на три категории: расходные обязательства Российской Федерации, расходные обязательства субъектов Российской Федерации и расходные обязательства муниципальных образований.

При этом не предусматриваются совместные расходные обязательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что обусловлено требованием принципа самостоятельности бюджетов о недопустимости финансирования расходных обязательств за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за счет средств консолидированных бюджетов. Кроме того, финансирование одних и тех же расходных обязательств за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации может расцениваться как вмешательство одного публично-правового образования в деятельность другого публично-правового образования, что недопустимо.

Расходные обязательства устанавливаются в отраслевых законах, регулирующих конкретную сферу правоотношений, в которых должен быть определен бюджет, за счет которого подлежат исполнению соответствующие расходные обязательства.

Вместе с тем органы государственной власти и органы местного самоуправления обладают правом передавать свои полномочия. Однако в этом случае под реализацию передаваемых полномочий обязательно должны также быть предоставлены средства. Средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, могут передаваться исключительно в форме межбюджетных трансфертов.

Принцип самостоятельности бюджетов предполагает также недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства Российской Федерации и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, которые могут привести к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсационные меры.

Внесение изменений в бюджетное законодательство и законодательство о налогах и сборах, которое повлечет за собой увеличение расходов и (или) уменьшение доходов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, приведет к разбалансированности соответствующего бюджета, последствием которого может быть невыполнение органами государственной власти или местного самоуправления своих полномочий и функций. Во избежание этого органы государственной власти или местного самоуправления, решение которых приведет к изменению доходных или расходных статей бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, должны предусмотреть средства в своем бюджете для компенсации возможных потерь бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации. В случае если такая компенсация не может быть предоставлена, изменения, влекущие увеличение расходов и (или) снижение доходов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, должны вступать в силу только с начала очередного финансового года.

Экономия бюджетных средств, использование их на эффективной основе при достижении максимальных результатов являются главной целью деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. В случае если дополнительные доходы либо экономия по расходам бюджетов будет изыматься из бюджета соответствующего уровня, то основной целью органов государственной власти и местного самоуправления будет потратить запланированные средства в полном объеме и не прикладывать усилий к получению дополнительных доходов, что, безусловно, приведет к неэффективному, механическому и формальному использованию бюджетных средств.

Таким образом, принцип самостоятельности бюджетов неразрывно связан с принципом результативности и эффективности использования бюджетных средств <1>.