Принимаемые обязательства

Действующие и принимаемые расходные обязательства.

Расходные обязательства можно разделить на действующие и принимаемые. К действующим обязательствам относятся те, которые существуют в настоящее время и будут действовать в плановом периоде в соответствии с уже принятыми нормативными актами и заключенными договорами.

Данные обязательства являются достаточно устойчивыми.

Совсем другой характер носят обязательства, которые не действуют на настоящий момент и собираются вводиться в действие лишь в плановом периоде, т.е. принимаемые обязательства. Принимая решение о расходных обязательствах на плановый период, необходимо исходить из следующих подходов:

— первоочередному финансированию подлежать действующие обязательства;

— новые обязательства принимаются в объеме разницы между бюджетом действующих обязательств и реалистично прогнозируемым объемом доходов;

— в части принимаемых обязательств в первую очередь необходимо профинансировать обязательства, общие для всех бюджетных учреждений и органов власти — повышение тарифов на коммунальные услуги, рост оплаты труда, а затем уже принимать решение о финансировании капитальных расходов и различных программ;

— если обязательство носит долгосрочный характер, на следующий год оно из принимаемого превращается в действующее: например, если в этом году принята трехлетняя программа благоустройства и озеленения территории,, на следующий год она из принимаемого обязательства становится действующим;

— если принимаются новые обязательства капитального характера (строительство либо реконструкция какого-либо объекта), в дальнейшем потребуются средства на текущую эксплуатацию данного объекта, что должно быть предусмотрено в финансовых планах: так, принимая обязательство по строительству новой дороги, необходимо оценивать не только расходы на само строительство, но и прогнозировать, будут ли средства на содержание и ремонт этой дороги.

Расходные обязательства, исполнение которых предусмотрено законом (решением) о бюджете на соответствующий год, называются бюджетными обязательствами.

С точки зрения требований повышения эффективности и результативности бюджетных расходов, одна из существенных новаций — раздельное планирование действующих и принимаемых обязательств (таблица 2).

Таблица 2 — Структура бюджетных обязательств

Бюджет

действующих обязательств

Бюджет принимаемых обязательств
Ассигнования для исполнения в плановом периоде расходных обязательств, обусловленных действующими нормативами, правовыми актами, договорами, за исключением обязательств, действие которых истекает, приостановлено или предполагается отмене в плановом периоде (трансферты населению, обязательства по предоставлению государственных услуг, обслуживание государственного долга и пр.) Ассигнования для исполнения в плановом периоде расходных обязательств, предусмотренных новыми нормативными актами, договорами, соглашениями, которые предполагаются к вступлению в силу в плановом периоде (увеличение действующих или введение новых трансфертов, увеличение заработной платы, новые бюджетные инвестиции и пр.)

  • Справочник по 1С:БГУ 8 для бюджетных и автономных учреждений
    • Новое в справочнике
    • Планирование и санкционирование
      • Учет плановых назначений
        • Формирование плана финансово-хозяйственной деятельности
      • Учет обязательств
        • Заключение контракта с единственным поставщиком
        • Заключение контракта по результатам конкурентной процедуры
        • Отказ победителя от заключения контракта
        • Заключение контракта, предусматривающего авансовый платеж
        • Изменение условий контракта в ходе его исполнения
        • Расторжение контракта в связи с нарушением его условий
        • Принятие обязательств по заработной плате на текущий финансовый год
        • Учет резервов на оплату отпусков
    • Учет основных средств
      • Поступление и внутреннее перемещение
        • Формирование стоимости объекта основных средств на основании нескольких договоров
        • Безвозмездное поступление имущества от учредителя
        • Безвозмездное получение особо ценного имущества от учредителя
        • Покупка полностью самортизированного объекта основных средств
        • Приобретение основного средства по КФО 2 (с НДС)
        • Внутреннее перемещение объектов основных средств между МОЛ
        • Перевод основного средства с КФО 5 на КФО 4
        • Приобретение объекта основных средств стоимостью до 3000 руб.
        • Перевод объекта основных средств из одной группы в другую
        • Получение основных средств из казны
        • Сборка основного средства из комплектующих
        • Перевод объекта из материальных запасов в основные средства (исправление ошибки прошлых лет)
        • Оприходование излишков основных средств стоимостью до 10 000 руб., выявленных при инвентаризации
        • Принятие к учету объекта недвижимости, построенного подрядным способом
        • Оприходование излишков основных средств, выявленных при инвентаризации
        • Приобретение объекта основных средств за счет нескольких источников финансирования
      • Амортизация
        • Амортизация основных средств, бывших в эксплуатации
        • Начисление амортизации по основным средствам, которые числились на начало года
        • Амортизация объектов основных средств
        • Корректировка амортизации основных средств
      • Движение библиотечного фонда
        • Формирование стоимости объекта библиотечного фонда на основании нескольких договоров
        • Выбытие объектов библиотечного фонда
        • Учет амортизации объектов библиотечного фонда стоимостью свыше 100 000 руб.
      • Аренда
        • Начисление и перечисление НДС с арендной платы
        • Передача в аренду помещения (части здания)
        • Начисление амортизации права пользования активом по договору операционной аренды
        • Принятие к учету права пользования активом по договору операционной аренды
        • Прекращение права пользования активом по завершении операционной аренды
        • Расчеты по условным арендным платежам в учете арендатора
        • Сдача в аренду недвижимого имущества
        • Расчеты по арендным платежам в учете арендатора
      • Текущий ремонт и содержание
        • Ремонт автомобиля за счет страховой выплаты по договору ОСАГО
        • Учет услуг по техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации
        • Текущий ремонт здания
      • Выбытие
        • Передача основных средств в казну
        • Перевод объекта из основных средств в материальные запасы (исправление ошибки текущего отчетного периода)
        • Выбытие объектов основных средств в связи технической неисправностью
        • Продажа основных средств (КФО 2)
        • Продажа основных средств (КФО 4)
        • Списание недостачи основных средств стоимостью до 3000 руб. по результатам инвентаризации
        • Частичная ликвидация основных средств
        • Формирование Извещения (ф. 0504805) при передаче основных средств
        • Списание основных средств, пришедших в негодность
    • Учет земельных участков
      • Объединение земельных участков
      • Получение земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование
      • Увеличение кадастровой стоимости земельного участка
      • Изъятие земельного участка в казну
      • Безвозмездная передача земельного участка другому учреждению
      • Разделение земельного участка на два
    • Учет нематериальных активов
      • Поступление и принятие к учету
        • Разработка сайта сторонней организацией
        • Получение права пользования программой по лицензионному договору
      • Амортизация
        • Амортизация нематериальных активов
    • Учет материальных запасов
      • Приобретение и принятие к учету
        • Приобретение материалов на условиях частичной предоплаты
        • Приобретение материалов через подотчетное лицо
        • Поступление материалов с доставкой по отдельному договору
      • Безвозмездное получение
        • Безвозмездное получение материалов по договору дарения
        • Безвозмездное получение материалов в порядке внутриведомственных расчетов
        • Оприходование излишков материалов, выявленных при инвентаризации
        • Оприходование ветоши
        • Возврат спецодежды на склад из личного пользования при увольнении сотрудника
      • Выбытие
        • Безвозмездная передача материалов государственной (муниципальной) организации
        • Безвозмездная передача материалов организациям (за исключением государственных и муниципальных организаций)
        • Безвозмездная передача материалов организациям (за исключением государственных и муниципальных организаций), облагаемая НДС
        • Безвозмездная передача материалов в рамках внутриведомственного перемещения
        • Списание продуктов питания для приготовления блюд
        • Списание материалов на собственные нужды
        • Списание недостачи материалов по результатам инвентаризации
        • Реализация металлолома, полученного от ликвидации основных средств
    • Учет денежных средств
      • Движение денежных средств на лицевых счетах
        • Обеспечение заявок на участие в торгах (залоговых сумм) в учете участника закупки
        • Учет средств, поступивших в обеспечение исполнения контракта
        • Учет операций внутреннего заимствования на счете 304 06
      • Кассовые операции
        • Получение наличных денег с использованием банковской карты
        • Поступление денег в кассу с лицевого счета, открытого в органе казначейства
        • Возврат наличных денег на лицевой счет с использованием банковской карты
        • Возврат денег из кассы на лицевой счет
      • Денежные документы
        • Приобретение маркированных конвертов и их списание в связи с порчей
    • Расчеты
      • Расчеты с подотчетными лицами
        • Расчеты по командировочным расходам (перечисление денег на корпоративную банковскую карту)
        • Расчеты при перечислении командировочных на банковскую карту сотрудника
        • Закупка услуг для направления сотрудника в командировку (оплата проезда, проживания)
        • Оплата услуг через подотчетное лицо (без НДС)
        • Оплата услуг через подотчетное лицо (с НДС)
      • Расчеты с покупателями и заказчиками
        • Оказание услуг на условиях предоплаты
        • Оказание услуг с последующей оплатой в кассу учреждения
        • Оказание услуг на условиях частичной предоплаты (не облагаются НДС)
        • Оплата услуг платежными картами (эквайринг)
        • Учет родительской платы в детском дошкольном учреждении
      • Расчеты с исполнителями за оказанные услуги
        • Расчеты по договору на информационно-технологическое сопровождение «1С:ИТС»
        • Возврат дебиторской задолженности прошлых лет по авансам выданным
      • Расчеты по субсидиям
        • Получение целевой субсидии в порядке авансирования
        • Расходы за счет целевой субсидии
        • Возврат в бюджет остатка субсидии на выполнение задания
        • Начисление и поступление субсидии на выполнение задания (соглашение на очередной год)
        • Изменение объема субсидии на выполнение задания в текущем году
        • Возврат в бюджет остатка целевой субсидии текущего года
        • Возврат в бюджет остатка целевой субсидии прошлых лет
      • Расчеты по заработной плате, пособиям, прочим выплатам
        • Выплата заработной платы на банковские карты сотрудников
        • Переплата заработной платы в текущем году, удержание у получателя выплаты (КФО 4)
        • Переплата заработной платы в текущем году, удержание у получателя выплаты (КФО 2)
        • Переплата заработной платы в текущем году, возврат в кассу (КФО 4)
        • Переплата заработной платы в текущем году, возврат в кассу (КФО 2)
        • Переплата пособия в текущем году, возврат в кассу (КФО 4)
        • Переплата пособия в текущем году, возврат в кассу (КФО 2)
        • Переплата пособия в текущем году, удержание из заработной платы (КФО 4)
        • Переплата пособия в текущем году, удержание из заработной платы (КФО 2)
        • Начисление вознаграждения по договору гражданско-правового характера (выплата из кассы)
        • Начисление больничного с оплатой на банковскую карту
        • Начисление заработной платы, НДФЛ, страховых взносов
        • Учет расчетов с депонентами по заработной плате
        • Удержание за неотработанные дни отпуска при увольнении
        • Начисление стипендий с выплатой на банковские карты
        • Компенсация за использование личного автомобиля в служебных целях (выплата на банковскую карту сотрудника)
        • Переплата заработной платы прошлых лет, возврат в кассу
        • Заключение договора аренды автомобиля с сотрудником учреждения
        • Переплата заработной платы, возмещение виновным лицом (бухгалтером)
        • Учет пособия на погребение
        • Выплата материальной помощи в связи со смертью сотрудника
      • Расчеты с бюджетами по налогам и прочим платежам
        • Отражение обязательств по налогу на имущество по итогам года (обязательство принято в году, следующем за отчетным)
        • Отражение обязательств по налогу на имущество по итогам года (обязательство принято в отчетном году)
        • Учет расчетов по НДС по авансам выданным на счете 210 13
        • Учет авансовых платежей по налогу на прибыль
        • Расчеты по НДС при аренде государственного имущества (позиция арендатора — налогового агента, КФО 2)
        • Расчеты по НДС при аренде государственного имущества (позиция арендатора — налогового агента, КФО 4)
        • Расчет, удержание и уплата НДФЛ
        • Расчеты по взносам на обязательное пенсионное страхование (ОПС)
        • Расчеты по взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ОСС)
        • Расчеты по взносам на обязательное медицинское страхование (ОМС)
        • Расчеты по взносам на травматизм (ОСС НС и ПЗ)
        • Возврат из ФСС РФ дебиторской задолженности прошлых лет
        • Уплата штрафа по налогу (на примере НДФЛ)
        • Уплата штрафа по страховым взносам (на примере взносов в ФФОМС)
      • Расчеты по ущербу и иным доходам
        • Возмещение стоимости сверхлимитных телефонных переговоров по сотовой связи
        • Возмещение ущерба от недостачи виновным лицом в кассу учреждения
        • Начисление неустойки по договору, поступление ее на лицевой счет
        • Погашение долга подотчетным лицом по решению суда
    • Учет на забалансовых счетах
      • Счет 03 Бланки строгой отчетности
        • Приобретение бланков строгой отчетности (трудовых книжек)
        • Реализация трудовой книжки сотруднику
      • Счет 07 Награды, призы, кубки, ценные подарки, сувениры
        • Приобретение наград, призов, кубков, ценных подарков и сувениров
        • Выдача призов и подарков
      • Счет 09 Запчасти к транспортным средствам, выданные взамен изношенных
        • Учет шин
        • Списание автомобильных шин, пришедших в негодность
      • Счет 27 Материальные ценности в личном пользовании работников
        • Выдача спецодежды и прочего имущества в личное пользование (учет на счете 27)
    • Завершение финансового года
      • Закрытие балансовых счетов в конце финансового года
      • Закрытие счетов санкционирования завершаемого финансового года
      • Закрытие забалансовых счетов поступлений и выбытий денежных средств в конце финансового года
      • Перенос показателей санкционирования расходов на следующий год (до заключения контракта)
      • Перерегистрация неисполненных обязательств прошлых лет
      • Перенос показателей санкционирования расходов на следующий год (заключен контракт по итогам торгов)
    • О Справочнике по 1С:БГУ 8 для бюджетных и автономных учреждений

Учет бюджетных и денежных обязательств

Все бухгалтеры при подготовке квартального отчета сталкиваются с проблемой, как заполнить форму 0503128. Что такое бюджетные обязательства? Чем же они отличаются от денежных обязательств? Как и с чем сверить данную форму отчетности? Предлагаю в настоящей статье рассмотреть эти вопросы более подробно.

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса бюджетные обязательства — расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. Денежные обязательства — обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

А согласно п. 308 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее — Инструкция N 157н), денежные обязательства — это соответствующая обязанность уже не получателя бюджетных средств, а обязанность учреждения (казенного, бюджетного, автономного) уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации, иного правового акта, условиями договора или соглашения. Можно сделать вывод, что бюджетные и денежные обязательства должны приниматься как участниками бюджетного процесса (казенными учреждениями), так и бюджетными и автономными учреждениями. В первом случае — в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных на текущий год, а во втором и третьем случаях — в пределах доведенной субсидии на государственное задание в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности или субсидии на иные цели.

Итак, согласно ст. 219 Бюджетного кодекса исполнение бюджета по расходам состоит из нескольких этапов.

На первом этапе учреждения принимают бюджетные обязательства в сумме доведенных до них лимитов (для казенных) или прав на принятие обязательств (для бюджетных и автономных). Именно этот этап соответствует формированию учетных данных по кредиту счета 0 502 01 000 «Принятые обязательства» в корреспонденции со счетом 0 501 03 000 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств» (для казенных) или со счетом 0 506 00 000 «Право на принятие обязательств». Поскольку порядок ведения учета и формирования учетных данных по принятию бюджетных обязательств не раскрывается в Инструкции N 157н, он подлежит самостоятельной разработке учреждением и закреплению в учетной политике.

Основания для принятия бюджетных обязательств

Основаниями для принятия бюджетных обязательств являются заключенный договор (контракт), который должен быть подписан и скреплен печатью обеими сторонами, расчеты с подотчетными лицами — на основании утвержденных руководителем учреждения письменных заявлений получателя аванса с дальнейшей корректировкой на суммы произведенных расходов по принятому и утвержденному руководителем авансовому отчету, начисление заработной платы и социальных взносов за определенный период (месяц).

Какие документы подтверждают данный факт?

Данный факт подтверждается следующими документами: заключенным договором, расходным кассовым ордером на выдачу подотчетной суммы, авансовым отчетом, ведомостью начисленной заработной платы.

Когда необходимо в учете отражать данную операцию?

На основании указанных документов происходит факт принятия бюджетных обязательств и оформляется бухгалтерская запись:

  • датой договора на полную стоимость по договору;
  • одновременно с проведением расходного кассового ордера на выдачу денежных средств под отчет;
  • датой принятия к учету авансового отчета (необходима корректировка с учетом выданного аванса);
  • последним числом месяца, за который начислена заработная плата.

На следующем этапе исполнения бюджета по расходам происходит подтверждение принятых денежных обязательств. Согласно п. 4 ст. 219 Бюджетного кодекса получатель бюджетных средств (учреждение) подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами. Именно данный этап соответствует формированию в бухгалтерском учете информации по счету 0 502 02 000 «Принятые денежные обязательства».

Основания для принятия денежных обязательств

Основаниями для принятия денежных обязательств являются оплата аванса поставщику, акт выполненных работ (услуг), товарная накладная, подтверждающая факт получения товара, расходный кассовый ордер на выдачу подотчетной суммы, авансовый отчет, начисление заработной платы за определенный период (месяц).

Когда необходимо в учете отражать данную операцию?

На основании указанных документов необходимо принять денежные обязательства и оформить бухгалтерскую запись:

  • датой подписанных акта выполненных работ (услуг), товарной накладной; датой выписки органа казначейства, где перечислен аванс поставщикам;
  • одновременно с проведением расходного кассового ордера на выдачу денежных средств под отчет;
  • одновременно с принятием к учету авансового отчета (корректировка на сумму выданного аванса);
  • последним числом месяца, за который начислена заработная плата.

Рассмотрим на примерах принятие бюджетных и денежных обязательств.

Пример 1. Казенное учреждение 28 января 2013 г. заключило договор на информационные услуги на сумму 55 000 руб. Согласно условиям договора учреждение обязуется в течение 10 рабочих дней после его подписания перечислить поставщику услуг аванс в размере 30% от суммы договора, то есть 16 500 руб. Договор заключен до 30 июня 2013 г. 4 февраля 2013 г. учреждение перечислило поставщику аванс в размере 16 500 руб. 27 июня 2013 г. учреждением был подписан акт выполненных работ, а 28 июня 2013 г. поставщику были перечислены денежные средства в счет окончательного расчета в сумме 38 500 руб.

В бухгалтерском учете казенного учреждения хозяйственные операции по подписанию договора с поставщиком и выполнению договорных условий были отражены следующим образом:

28 января 2013 г. приняты учреждением бюджетные обязательства текущего финансового года согласно заключенному с поставщиком договору на сумму 55 000 руб.:

Дебет 1 501 13 226

«Лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года получателей бюджетных средств по прочим работам и услугам»

Кредит 1 502 11 226

«Принятые обязательства текущего финансового года по прочим работам и услугам».

4 февраля 2013 г. приняты учреждением денежные обязательства текущего финансового года по уплате аванса поставщику согласно условию заключенного договора на сумму 16 500 руб.:

Дебет 1 502 11 226

«Принятые обязательства текущего финансового года по прочим работам и услугам»

Кредит 1 502 12 226

«Принятые денежные обязательства текущего финансового года по прочим работам и услугам».

27 июня 2013 г. приняты учреждением денежные обязательства текущего финансового года на сумму 38 500 руб. по окончательному расчету с поставщиком согласно акту выполненных работ (заметим, что полная сумма по акту выполненных работ составляет 55 000 руб. минус аванс в сумме 16 500 руб., принимаем денежное обязательство в сумме 38 500 руб.):

Дебет 1 502 11 226

«Принятые обязательства текущего финансового года по прочим работам и услугам»

Кредит 1 502 12 226

«Принятые денежные обязательства текущего финансового года по прочим работам и услугам».

Денежные обязательства возникают в результате принятия учреждением бюджетных обязательств, поэтому в бухгалтерском учете, как правило, хронологически сначала отражаются операции с бюджетными обязательствами, а затем — операции с денежными обязательствами.

Положения локальных актов, принятых в учреждении, могут влиять на порядок возникновения денежных обязательств учреждения. И это тот редкий случай, когда денежное обязательство может быть принято раньше бюджетного. Но такой порядок должен быть предусмотрен учетной политикой учреждения.

Пример 2. Согласно коллективному договору, действующему в казенном учреждении, заработная плата работникам выплачивается два раза в месяц: аванс за первую половину месяца — каждое 20-е число текущего месяца, заработная плата за вторую половину месяца (окончательный расчет) — не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным. 20 июня 2013 г. работникам учреждения был выплачен аванс за первую половину месяца на общую сумму 47 800 руб. 30 июня 2013 г. учреждением начислена заработная плата за июнь в размере 110 200 руб., а 5 июня выплачена заработная плата за вторую половину месяца.

В бухгалтерском учете были сделаны такие записи:

20 июня 2013 г. приняты учреждением денежные обязательства по выплате заработной платы (аванса за 1-ю половину месяца) на сумму 47 800 руб.:

Дебет 1 502 11 211

«Принятые обязательства текущего финансового года по заработной плате»

Кредит 1 502 12 211

«Принятые денежные обязательства текущего финансового года по заработной плате».

30 июня 2013 г.:

а) приняты учреждением бюджетные обязательства текущего финансового года по заработной плате за июнь на сумму 110 200 руб.:

Дебет 1 501 13 211

«Лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года получателей бюджетных средств по заработной плате»

Кредит 1 502 11 211

«Принятые обязательства текущего финансового года по заработной плате»;

б) приняты учреждением денежные обязательства по выплате заработной платы на сумму 62 400 руб.:

Дебет 1 502 11 211

«Принятые обязательства текущего финансового года по заработной плате»

Кредит 1 502 12 211

«Принятые денежные обязательства текущего финансового года по заработной плате».

Однако чаще всего возникновение денежного обязательства совпадает с принятием учреждением соответствующего бюджетного обязательства. Правда, еще раз отметим, что различия в порядке принятия к бухгалтерскому учету бюджетных и денежных обязательств прежде всего зависят от сформированной в учреждении учетной политики.

Завершающий этап исполнения бюджета

На следующем этапе исполнения бюджета по расходам учреждение предъявляет платежные и иные документы в казначейство или финансовый орган либо в банк. Далее согласно п. 5 ст. 219 Бюджетного кодекса производится оплата денежных обязательств в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов или ассигнований.

Отметим, что денежное обязательство не может быть исполнено без соответствующей разрешительной надписи (акцепта) соответствующего финансового органа. Нанесение такой разрешительной надписи называется санкционированием расходов и в учете учреждений не отражается.

Факт исполнения денежных обязательств, как правило, подтверждается платежными документами, на основании которых было произведено списание денежных средств со счета бюджета в пользу физических или юридических лиц.

Из ст. 219 Бюджетного кодекса следует, что операции, отражаемые на таких счетах Единого плана счетов, как 206 00 «Расчеты по выданным авансам», 208 00 «Расчеты с подотчетными лицами», 302 00 «Расчеты по принятым обязательствам», 303 00 «Расчеты по платежам в бюджет», в корреспонденции с кредитом счетов 201 00 «Денежные средства учреждения», 304 05 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом» как раз и свидетельствуют об исполнении денежных обязательств.

Отражение операций в учете

Как самостоятельный объект учета денежные обязательства в учете государственных (муниципальных) учреждений независимо от типа возникли только с 1 января 2011 г.

И если порядок ведения учета бюджетных обязательств относительно прост, поскольку принятие такого обязательства подтверждается документом-основанием (договор, контракт и т.п.), нетрудно установить и момент отражения таких операций в учете. Однако при отражении в учете денежных обязательств возникают определенные особенности.

Как отмечалось выше, необходимость принятия денежных обязательств чаще всего возникает в результате наступления соответствующих условий договоров с поставщиками (подрядчиками) или на основании локальных актов. Однако особенностью принятия денежного обязательства является именно наступление (возникновение) определенного условия, которое не связано с изменением активов или расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Представляется, что порядок ведения учета денежных обязательств прежде всего будет зависеть от того, какую информацию бухгалтер и руководитель учреждения хотят получить.

Очевидно, что учет операций, отражаемых на 500-х счетах Единого плана счетов, позволяет получать оперативную информацию о ходе исполнения бюджета по расходам в данном учреждении в целом. А ведение учета с учетом соответствующих кодов бюджетной классификации позволяет получать сведения об исполнении бюджета по расходам в разрезе разделов (подразделов), целевых статей, программ вплоть до КОСГУ.

Обратите внимание, что сумма оборотов по кредиту счета 502 01 «Принятые обязательства» отражает объем принятых бюджетных обязательств, или, другими словами, объем заключенных учреждением договоров. На соответствующую отчетную дату учреждение как бы «резервирует», планирует произвести расходы в пределах доведенных лимитов.

В то же время сумма оборотов по кредиту счета 502 02 «Принятые денежные обязательства» характеризует объем отраженных в бухгалтерском учете учреждения своих денежных обязательств перед контрагентами (поставщиками, подрядчиками, работниками). Или, другими словами, обороты по кредиту счета 502 02 соответствуют объему денежных средств, которые учреждение готово уплатить за счет средств бюджета на соответствующую отчетную дату.

Таким образом, разница между кредитовыми оборотами по счетам 502 01 и 502 02, соответствующая кредитовому сальдо по счету 502 01, свидетельствует о том, какая сумма должна быть уплачена из бюджета для исполнения договоров, контрактов и других обязательств, принятых учреждением на соответствующую отчетную дату.

В то же время кредитовое сальдо по счету 501 03 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств» соответствует «невостребованному» объему лимитов, под которые учреждением еще не заключены договоры и не приняты обязательства перед юридическими и физическими лицами.

Отметим также, что соотношение кредитовых оборотов по соответствующему КОСГУ аналитических счетов по счету 502 02 и аналитических счетов по счетам 201 00 и 304 05 позволит получить информацию о суммах ожидающих исполнения принятых денежных обязательств и уже исполненных денежных обязательств.

Имея указанную аналитическую информацию об исполнении бюджета по расходам, руководитель учреждения, бухгалтер и другие заинтересованные лица могут контролировать порядок принятия решений на определенных этапах хозяйственной деятельности учреждения.

Напомним, что Инструкция N 157н не содержит жестких установок по порядку отражения в учете операций по принятию денежных обязательств. Поэтому учреждению необходимо самостоятельно разработать такой порядок. При этом очевидно, что порядок отражения денежных обязательств следует увязать с принятым в учреждении порядком учета бюджетных обязательств. Такая увязка между учетом бюджетных и денежных обязательств необходима для получения объективной и корректной информации об исполнении бюджета.

Например, если учетной политикой учреждения принято отражать бюджетные обязательства в момент подписания договора, то денежные обязательства по расчетам с поставщиком (подрядчиком) целесообразно принимать к учету согласно условиям договора об уплате аванса и окончательного расчета, но не позднее даты перечисления средств.

Другой пример — если учетной политикой учреждения бюджетные обязательства принимаются в момент образования кредиторской задолженности (например, при расчетах с бюджетом и внебюджетными фондами по налогам, взносам и иным платежам), то денежные обязательства могут отражаться в учете также в момент образования кредиторской задолженности (то есть одновременно с принятием бюджетных обязательств) либо на дату уплаты соответствующих сумм в бюджет.

На наш взгляд, нецелесообразно для осуществления проводок по принятию денежных обязательств еще раз использовать договоры (копии договоров) или иные документы. Для отражения в регистрах учета рекомендуем использовать справку (ф. 0504833).

Напомним, что в соответствии с Инструкцией от 15 декабря 2010 г. N 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению» справка (ф. 0504833) предназначена для отражения учреждением операций, совершаемых в ходе ведения хозяйственной деятельности, не требующих документов от плательщиков, субъектов учета. На основании справки (ф. 0504833) производятся записи в журнал регистрации обязательств (ф. 0504064). В соответствии с п. 320 Инструкции N 157н учет принимаемых обязательств ведется в разрезе видов расходов (выплат), предусмотренных сметой (планом финансово-хозяйственной деятельности) учреждения.

Корректировка принятых бюджетных обязательств

При выполнении договорных обязательств принятые бюджетные обязательства должны быть скорректированы с учетом фактически выполненных работ (услуг), поставленной продукции и т.д.

Пример 3. 11 января 2013 г. казенному учреждению были выделены годовые лимиты бюджетных обязательств на подстатью 223 «Коммунальные услуги» в размере 200 000 руб.

21 января 2013 г. руководитель учреждения подписал договор с поставщиком на оказание коммунальных услуг по теплоснабжению на сумму 78 000 руб.

Однако сумма фактически оказанных учреждению услуг за 2012 г., согласно актам приема-передачи, составила 76 420 руб.

В конце отчетного периода (в декабре 2012 г.) бухгалтером делается исправительная проводка на уменьшение суммы принятых бюджетных обязательств по данному договору:

  • уменьшены бюджетные обязательства в соответствии с фактическим объемом оказанных услуг на 1580 руб. (78 000 руб. — 76 420 руб.) (сторно):

Дебет 1 501 13 223

«Лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года получателей бюджетных средств по коммунальным услугам»

Кредит 1 502 11 223

«Принятые обязательства текущего финансового года по коммунальным услугам».

Обратите внимание, что на неиспользованную сумму (1580 руб.) необходимо оформить дополнительное соглашение к договору.

Если же сумма оказанных услуг по договору оказалась больше и учреждение подтвердило получение услуг актами приема-передачи или другими документами, то необходимо доначислить сумму бюджетных обязательств по данному договору. Однако это возможно только в случае, если лимиты бюджетных обязательств по соответствующей подстатье КОСГУ не выбраны полностью. Заметим, что принятие бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов не допускается.

Заполнение формы 0503128 «Отчет о принятых бюджетных обязательствах» (раздел 1)

В соответствии с Приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (с изм. и доп.) форма 0503128 входит в состав полугодовой и годовой отчетности (главный распорядитель вправе устанавливать свои периоды для текущего контроля) для казенных, бюджетных и автономных учреждений. Много вопросов возникает при заполнении данной формы, попробуем разобраться. Во-первых, начнем с того, что данная форма заполняется до операций по закрытию года. В графе 4 заполняются показатели по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 503 15 000 «Полученные бюджетные ассигнования текущего финансового года» (для казенных учреждений), для бюджетных и автономных учреждений учитываются показатели по счету 0 506 00 000 «Право на принятие обязательств» в соответствии с утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Графа 5 заполняется на основании дебета счета 0 501 05 000 «Полученные лимиты бюджетных обязательств». Для бюджетных и автономных учреждений графы 4 и 5 совпадают. Сверить можно с графой 5 формы 0503127. Графа 6 заполняется на основании кредита счета 0 502 01 000 «Принятые обязательства». Графа 8 заполняется на основании счета 0 502 02 000 «Принятые денежные обязательства». Рассмотрим момент, когда на начало года была кредиторская и дебиторская задолженность: на сумму кредиторской задолженности необходимо увеличить бюджетные и денежные обязательства, а на сумму дебиторской задолженности соответственно уменьшить бюджетные и денежные обязательства. Это важно, так как повлияет на правильность заполнения данного отчета. В учете в начале года необходимо также отразить — принять бюджетные и денежные обязательства за счет выделенных средств на сумму кредиторской задолженности и уменьшить бюджетные и денежные обязательства на сумму дебиторской задолженности. В графе 10 кассовое исполнение необходимо сверить с графой формы 0503127. Графа 11 заполняется как разница между графами 6 и 10. Графа 12 заполняется как разница между графами 8 и 10. Показатели графы 12 — это и есть сумма кредиторской задолженности учреждения.

В завершение отметим, что все спорные вопросы, возникающие в учреждении по учету принятия бюджетных и денежных обязательств, необходимо отразить в учетной политике, чтобы у проверяющих органов появлялось меньше вопросов.

Т.В.Швыткина

Консультант по бюджетному учету

Новая классификация видов расходов бюджета
Снабжение сотрудников уис вещевым имуществом

Реестры расходных обязательств

используемый при составлении проекта бюджета свод (перечень)законов, иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, обуславливающих публичныенормативные обязательства и (или) правовые основания для иных расходных обязательств с указаниемсоответствующих положений (статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) законов и иных нормативныхправовых актов, муниципальных правовых актов с оценкой объёмов бюджетных ассигнований, необходимыхдля исполнения включённых в реестр обязательств статья 87 пункта 2 .

Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:

  • 1. Расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местногосамоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытиядефицита соответствующего местного бюджета.
  • 2. Расходные обязательства муниципального образования, возникшие в результате принятия нормативно-правового акта при осуществлении отдельных государственных полномочий в соответствии с законами, исполняются за счет субвенций из регионального фонда компенсаций.
  • 3. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты трудадепутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия напостоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных унитарных предприятий иучреждений. В муниципальном образовании, которому предоставляются дотации из бюджета субъекта РФили дотации из бюджета муниципального района, размер оплаты труда депутатов, выборных должностныхлиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальныхслужащих, работников муниципальных унитарных предприятий и учреждений устанавливается не вышепредельных значений, установленных законом субъекта РФ.
  • 4. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства,связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти,органов государственной власти субъектов РФ.

Учет бюджетных обязательств

Финансовая деятельность бюджетных учреждений осуществляется в соответствии с Планом финансово-хозяйственной деятельности, который утверждается учредителем.

Для обобщения информации о ходе исполнения бюджетным учреждением утвержденных Планом финансово-хозяйственной деятельности сметных (плановых) назначений, в том числе по принятию и (или) исполнению принятых учреждением обязательств (денежных обязательств) на текущий (очередной, первый год, следующий за очередным, второй год, следующий за очередным) финансовый год, применяются счета разд. 5 «Санкционирование расходов» (п. 161 Инструкции N 174н)

Для учета принятых бюджетным учреждением обязательств (денежных обязательств) используются следующие термины и понятия (п.308 Инструкции 157н):

  • обязательства учреждения — обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности бюджетного учреждения, автономного учреждения предоставить в соответствующем году физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права денежные средства учреждения;
  • денежные обязательства — обязанность учреждения уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями законодательства РФ, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

Согласно абз. 2 п. 318 Инструкции N 157н учет принятых обязательств и денежных обязательств бюджетным учреждением осуществляется на основании документов, подтверждающих их принятие.

Перечень документов, подтверждающих принятие обязательств (денежных обязательств) и момент их принятия устанавливается учреждением в Учетной политике.

Счета, используемые для учета принятых бюджетным учреждением обязательств

Учет показателей по принятию обязательств (денежных обязательств) бюджетным учреждением ведется: 1. на счете 0 502 01 000 «Принятые обязательства», который предназначен для обобщения информации принятых обязательствах на текущий (очередной, первый год, следующий за очередным, второй год, следующий за очередным) финансовый год. На указанном счете отражаются т (п. 311 Инструкции N 157н). акже суммы внесенных изменений в принятые обязательства
2. на счете 0 502 02 000 «Принятые денежные обязательства», который предназначен для обобщения информации о принятых денежных обязательствах на текущий (очередной, первый год, следующий за очередным, второй год, следующий за очередным) финансовый год. На указанном счете отражаются также суммы внесенных изменений в принятые денежные обязательства (п. 311 Инструкции N 157н).

Операции на этих счетах группируются в разрезе кодов КОСГУ, предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности.

Аналитический учет принятых бюджетным учреждением обязательств (денежных обязательств) ведется в журнале регистрации обязательств (ф. 0504064). В журнале указываются наименование, номер и дата документа-основания для принятия обязательств, номер счета бухгалтерского учета и сумма, дата постановки обязательства на учет и дата снятия с бухгалтерского учета.

По окончании текущего финансового года при наличии неисполненных обязательств в следующем финансовом году они должны быть приняты к учету на очередной финансовый год в объеме, запланированном к исполнению. Перенос показателей осуществляется в первый рабочий день текущего года на основании справки ф. 0504833.

Согласно п. 167 Инструкции N 174н принятие обязательств бюджетным учреждением отражается следующей корреспонденцией счетов:

Дебет Кредит
Принятие обязательств в соответствии с договором, соглашением, законом, иным нормативным правовым актом на текущий финансовый год 0 506 10 XXX 0 502 11 XXX
Принятие денежных обязательств в текущем году 0 502 11 XXX 0 502 12 XXX

Принятые обязательства бюджетного учреждения

В показатели принятых бюджетных обязательств бюджетного учреждения включаются:

  • обязательства по контрактам (договорам), которые приняты в прошлые годы и не исполненны по состоянию на начало текущего финансового года, и подлежат исполнению в текущем финансовом году;
  • обязательства по выплате заработной платы работникам;
  • обязательства по выплате работникам иных выплат в соответствии с трудовыми договорами и законодательством РФ, которые предусмотренны к исполнению в текущем финансовом году;
  • обязательства по уплате обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (налогов, пошлин, взносов, сборов и иных выплат), которые предусмотренны к исполнению в текущем финансовом году;
  • обязательства по возмещению вреда, причиненного учреждением при осуществлении им хозяйственной деятельности, по иным выплатам, которые вступили в законную силу по решению суда, и предусмотренны к исполнению в текущем финансовом году;
  • иные расходные обязательства.

Основаниями для принятия бюджетным учреждением обязательств являются:

  • заключенный договор (контракт), который должен быть подписан и скреплен печатью обеими сторонами;
  • по расчетам с подотчетными лицами — утвержденные руководителем учреждения письменные заявления подотчетных лиц с дальнейшей корректировкой на суммы произведенных расходов по принятому и утвержденному руководителем авансовому отчету;
  • начисление заработной платы и социальных взносов за определенный период (месяц).

Принятие обязательств бюджетным учреждением подтверждается следующими документами: заключенным договором, расходным кассовым ордером на выдачу подотчетной суммы, авансовым отчетом, ведомостью начисленной заработной платы.

На основании указанных документов оформляется бухгалтерская запись по принятию обязательств:

  • датой договора на полную стоимость по договору;
  • одновременно с проведением расходного кассового ордера на выдачу денежных средств под отчет;
  • датой принятия к учету авансового отчета;
  • последним числом месяца, за который начислена заработная плата.

Принятые бюджетным учреждением денежных обязательств

Принятые бюджетным учреждением денежные обязательства отражаются, когда по условиям договора или в соответствии с законами, иными нормативными актами у учреждения возникла обязанность уплатить денежные средства по принятым обязательствам.

В показатели принятых денежных обязательств включаются:
1) в части расчетов с контрагентами в разрезе получателей авансовых платежей (контрагенты):
а) на основании данных счетов а 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам» (разница дебетовых оборотов, отражающих получение контрагентами денежных средств, и кредитовых оборотов, отражающих возвраты выданных в текущем периоде авансовых платежей и (или) зачеты авансовых платежей в оплату начисленных (принятых) в текущем периоде обязательств) — предоставленные в текущем периоде авансовые платежи по принятым обязательствам за минусом произведенных возвратов указанных авансовых платежей. Остатки выданных авансовых платежей, числящиеся на начало текущего периода по счетам 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам», а также кредитовые обороты, которые изменяют указанные расчеты, в показатели принятых денежных обязательств за текущий период не включаются;
б) на основании кредитовых оборотов счетов 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам» — начисленные денежные обязательства,котроые подлежат исполнению в текущем финансовом году. Кредитовые и дебетовые обороты, которые отражают увеличение (уменьшение) кредиторской задолженности по принятым денежным обязательствам в счет авансовых платежей прошлых лет, в показатели принятых денежных обязательств за текущий период не включаются;
в) на основании дебетовых оборотов 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам», 0 304 02 000 «Расчеты с депонентами», 0 304 03 000 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда» — принятые денежные обязательства прошлых лет, исполненные в текущем периоде;
2) в части расчетов с подотчетными лицами в разрезе подотчетных лиц:
а) на основании дебетовых оборотов по счетам 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами» за минусом кредитовых оборотов по счетам 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами» — полученные подотчетными лицами денежные средства за минусом возврата выданных в текущем периоде авансовых платежей;
б) на основании дебетовых оборотов по счетам 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами» — полученные в текущем периоде подотчетными лицами денежные средства в возмещение перерасходов прошлых лет.
Остатки выданных авансовых платежей подотчетным лицам, которые числятся на начало отчетного года по счетам 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами», а также кредитовые обороты, которые изменяют указанные расчеты, в показатели принятых денежных обязательств текущего периода не включаются;
в) в части расчетов по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ на основании аналитических данных в разрезе платежей в бюджеты бюджетной системы РФ:
— на основании кредитовых оборотов счетов 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты» (0 303 02 730 — 0 303 13 730) — начисленные в текущем периоде платежи (налоги, пошлины, сборы, взносы и иные обязательные платежи);
— на основании дебетовых оборотов счетов 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты» (0 303 02 830 — 0 303 13 830) — обязательства по уплате платежей прошлых лет, которые числятся на начало текущего года и исполненные в текущем периоде.
Показатели расчетов по излишне уплаченным платеж, которые числятся на начало текущего периода по счетам 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты», а также кредитовые обороты, которые изменяют указанные расчеты, в принятых денежных обязательствах текущего периода не учитываются.
Документами-основаниями для принятия бюджетным учреждением денежных обязательств являются:
— оплата аванса поставщику;
— акт выполненных работ (услуг);
— товарная накладная, подтверждающая факт получения товара;
— расходный кассовый ордер на выдачу подотчетных сумм;
— авансовый отчет;
— начисление заработной платы за определенный период (месяц).
На основании указанных документов оформляется бухгалтерскую запись по принятию денежных обязательств:
— датой подписанных акта выполненных работ (услуг), товарной накладной; датой перечисленного аванса поставщикам;
— одновременно с проведением расходного кассового ордера на выдачу денежных средств под отчет;
— одновременно с принятием к учету авансового отчета;
— последним числом месяца, за который начислена заработная плата.