Приказ ФСИН 787

О качестве продукции, выпускаемой предприятиями уголовно-исполнительной системы

Панова А.С., кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры юридических дисциплин КазФ ВЮИ ФСИН России, старший лейтенант внутренней службы.

Проводимые экономические преобразования в стране оказывают огромное влияние на все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и на уголовно-исполнительную систему (далее — УИС).

В интересах развития социальной сферы УИС, а также привлечения осужденных к труду созданы и функционируют предприятия УИС, располагающие серьезным производственным потенциалом (далее — предприятия УИС).

Согласно ст. 18 Закона РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» <1> предприятия УИС наделены самостоятельной производственной инициативой, самостоятельно выбирают поставщиков материально-технических ресурсов и покупателей выпускаемой продукции, распоряжаются произведенной продукцией, за исключением продукции, изготовленной по заказу для государственных нужд, и всей полученной прибылью, оставшейся после уплаты обязательных платежей в соответствующие бюджеты.

<1> ВСНД и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1316; СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2964; СЗ РФ. 1998. N 16. Ст. 1796; СЗ РФ. 1998. N 30. Ст. 3613; СЗ РФ. 2000. N 26. Ст. 2730; СЗ РФ. 2001. N 11. Ст. 1002; СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5132; СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4847; СЗ РФ. 2003. N 52 (ч. 1). Ст. 5038; СЗ РФ. 2004. N 10. Ст. 832; СЗ РФ. 2004. N 27. Ст. 2711; СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607.

На сегодняшний день номенклатура продукции, выпускаемой предприятиями УИС, включает более ста наименований. В том числе: фланцы стальные, люки чугунные, гантели стальные, шкафы бытовые металлические, сейфы для бумаг, спортивные городки для детских площадок и т.д. Для обеспечения функционирования УИС изготавливается вещевое имущество для личного состава и спецконтингента, бытовое оборудование для камерных помещений и помещений отрядов учреждений (тумбочки, кровати, табуреты, стеллажи, бытовые шкафы и т.п.).

Стоимость общего объема производства продукции ежегодно составляет миллионы рублей. К примеру, за 2005 г. предприятиями Управления исполнения наказаний Министерства юстиции России по Республике Татарстан было произведено продукции на сумму более 636 млн. рублей <2>. При этом удельный вес сертифицированной продукции в общем объеме продукции, подлежащей обязательной сертификации, составил 100%. Подготовлены и направлены в Татарстанский центр стандартизации, метрологии и сертификации <3> документы с целью добровольного подтверждения соответствия костюма рабочего для защиты от общих производственных загрязнений.

<2> Сведения о производстве товаров и услуг подразделениями УИС Татарстана за январь — декабрь 2005 г.
<3> Татарстанский центр стандартизации, метрологии и сертификации являлся структурным подразделением Государственного комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации, который на основании Указов Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и от 20 мая 2004 г. N 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» был преобразован в Федеральное агентство по техническому урегулированию и метрологии // СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945; СЗ РФ. 2004. N 21. Ст. 2023; СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3234; СЗ РФ. 2004. N 38. Ст. 3775; СЗ РФ. 2004. N 42. Ст. 4107; СЗ РФ. 2004. N 47. Ст. 4635; СЗ РФ. 2004. N 49. Ст. 4889; СЗ РФ. 2005. N 12. Ст. 1023; Российская газета. 2005. 27 июля.

В государственном унитарном предприятии (далее — ГУП) учреждения ИК-4 (г. Нижнекамск) проведена сертификация задвижки стальной клиновой 30с41 нж. С этой целью подготовлены конструкторская документация, технические условия, технологический процесс, установлено 10 единиц оборудования, изготовлен и аттестован гидравлический стенд для испытания задвижек <4>.

<4> Пояснительная записка к ежемесячному отчету Управления исполнения наказаний по Республике Татарстан 1-П (качество) за декабрь 2005 г.

Большую работу по разработке технических условий на выпускаемую в УИС продукцию выполняет Государственное учреждение «Научно-исследовательский институт информационных и производственных технологий Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации».

За период с 2003 по 2005 гг. прошли обязательную сертификацию в Системе сертификации ГОСТ Р задвижки клиновые с выдвижным шпинделем, задвижки чугунные клиновые с выдвижным шпинделем, фильтры чугунные магнитные фланцевые, выпускаемые предприятиями УИС по Республике Татарстан.

Прибыль, получаемая предприятиями УИС от производства и реализации продукции, в современных условиях зависит от качества выпускаемой продукции.

По справедливому утверждению Е.В. Емельяновой, в настоящее время одной из главных проблем предприятий УИС является выпуск продукции со слабой конкурентной способностью. Это вызвано в первую очередь низким качеством выпускаемой продукции, на что влияют следующие факторы: недостаточная квалификация рабочих-осужденных, незаинтересованность их в ряде случаев в результатах своего труда, устаревшее и изношенное оборудование и др. <5> К этому следует добавить, что контроль за качеством выпускаемой на предприятиях УИС продукции осуществляют органы УИС, что свидетельствует о наличии лишь внутрисистемного ведомственного контроля (надзора).

<5> Емельянова Е.В. Основы экономики предприятий учреждений УИС Минюста России: Краткий курс лекций / Под общ. ред. О.Г. Царькова. Владимир: ВЮИ Минюста России, 2001. С. 60.

Основными руководителями производственной деятельности исправительного учреждения (далее — ИУ) являются: начальник ИУ, директор предприятия, главный инженер, начальники служб, начальники цехов и мастера производственных участков. В составе управленческого аппарата на предприятиях ИУ действуют следующие функциональные службы: производственно-технический отдел, экономический отдел, отдел труда и заработной платы, отдел главного механика, отдел маркетинга и материально-технического снабжения и другие <6>.

<6> Емельянова Е.В. Указ. соч. С. 44.

При этом особое внимание необходимо уделять деятельности такого звена в системе контроля качества выпускаемой предприятием УИС продукции, как отдел технического контроля (далее — ОТК).

Правовое положение ОТК регулируется Типовыми положениями об отделах технического контроля, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 13 июля 1962 г. <7>, а также Типовым положением об отделе (управлении) технического контроля промышленного предприятия (объединения), которое было утверждено Постановлением Совета Министров СССР от 11 декабря 1979 г. <8>

<7> СП СССР. 1962. N 14. Ст. 114.
<8> СП СССР. 1980. N 2. Ст. 11.

ОТК является структурным подразделением промышленного предприятия (объединения). Главные задачи ОТК заключаются в предотвращении выпуска (поставки) предприятием (объединением) продукции, не соответствующей требованиям стандартов и технических условий, утвержденным образцам (эталонам), проектно-конструкторской и технологической документации, условиям поставки, или некомплектной продукции. Предприятие может реализовывать лишь продукцию, принятую ОТК. Кроме того, на продукцию должны быть оформлены сертификат, паспорт, формуляр или другой документ, удостоверяющий соответствие этой продукции установленным требованиям. Иными словами, деятельность ОТК сводится главным образом к разбраковке продукции.

В настоящее время многие коммерческие организации, занимающиеся изготовлением продукции, самостоятельно решают вопрос о форме внутреннего контроля качества выпускаемой продукции. Внутренний контроль может осуществляться посредством функционирования ОТК либо с помощью специальных электронных систем, устанавливаемых на предприятии <9>. К сожалению, не все предприятия УИС имеют в качестве структурных подразделений отделы технического контроля. Последние существуют на некоторых крупных предприятиях УИС, на отдельных предприятиях функционируют пункты технического контроля.

<9> Панова А.С. Правовое регулирование отношений по подтверждению соответствия продукции. Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2005. С. 43 — 44.

В мировой практике многие предприятия перешли к взаимоотношениям со своими поставщиками на основе систем качества. Предприятие-покупатель либо само оценивает систему качества поставщика, либо, что становится всеобщей практикой, запрашивает у поставщика сертификат на систему качества <10>.

<10> Сертификат, качество товара и безопасность покупателя / Г.П. Воронин, В.Г. Версан, В.И. Седов и др. М.: ВНИИС, 1998. С. 146.

Наиболее известными нормативными документами, регулирующими деятельность по сертификации систем качества изготовителей, являются стандарты Международной организации по стандартизации (ИСО) серии 9000.

Разрабатывая программу повышения конкурентоспособности продукции, предприятиям УИС следует иметь в виду, что в мировой практике конкурентоспособность продукции определяется следующими факторами:

  • соответствием качества продукции требованиям рынка и конкретного потребителя;
  • совокупными затратами на закупку, доставку и эксплуатацию продукции;
  • способностью предприятия выполнять поставки в сроки, удобные для потребителя;
  • репутацией предприятия на рынке, наличием аргументов, подтверждающих надежность предприятия как партнера, и способностью представить эти аргументы.

Исторически сложилось, что все это интегрируется в понятие «система управления качеством» или «система качества». Поэтому можно сказать, что сегодня конкуренция предприятий на рынке — это, по существу, борьба действующих на них систем качества <11>.

<11> Там же. С. 149.

Кроме того, необходимо принятие мер по дальнейшему расширению номенклатуры выпускаемой на предприятиях УИС продукции, с учетом требований рынка и спроса потребителей. Для этого нужно использовать такой инструмент обеспечения качества выпускаемой продукции, как подтверждение соответствия, понимаемое как документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров <12>.

<12> Статья 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании» // СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5140; СЗ РФ. 2005. N 19. Ст. 1752. Термин «подтверждение соответствия» является сравнительно новым для юридической науки. Впервые он был введен в действие Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Госстандарта России от 10 мая 2000 г. // БНА РФ. 2000. N 28; БНА РФ. 2002. N 33.

Объектом обязательного подтверждения соответствия является продукция, которая выпускается в обращение на территории РФ и представляет потенциальную опасность для жизни, здоровья и имущества граждан, для окружающей природной среды.

Обязательное подтверждение соответствия конкретной продукции проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Требования последнего не подлежат расширительному толкованию.

Добровольное подтверждение соответствия не может заменить обязательного подтверждения соответствия и осуществляется в целях повышения качества и конкурентоспособности продукции, увеличения размеров прибыли предпринимателей от реализации добровольно сертифицированных товаров, а также в целях ускорения товарооборота.

Если обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, предусмотренных техническими регламентами, то добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и ОС.

Объекты добровольного подтверждения соответствия — продукция, в отношении которой национальными стандартами, стандартами организаций, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются определенные требования и которая не подлежит обязательному подтверждению соответствия.

Следует обратить внимание на установление требований к продукции в гражданско-правовом договоре. При заключении договора купли-продажи (поставки) условия о качестве товара имеют важное значение. Продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи (п. 1 ст. 469 ГК РФ). В договоре требования к качеству продукции, не подлежащей обязательному подтверждению соответствия, нужно определять путем указания на стандарты, которым должно соответствовать качество товара.

Определение качества товара путем отсылки к соответствующему стандарту — наиболее распространенный способ как в национальном, так и в международном торговом обороте. Стандартизация товаров позволяет четко определять их качество на высоком профессиональном уровне, избегая при этом чрезмерной описательности <13>.

<13> Гражданское право: Учебник: В 3 т. Т. 2 / А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой, Е.Ю. Валявина и др. М.: ПБОЮЛ Л.В. Рожников, 2001. С. 23.

По-иному обстоит дело в отношении продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия. При заключении договора купли-продажи (поставки) сторонам не обязательно достигать соглашения по поводу требований, которым должна соответствовать продаваемая (поставляемая) продукция, так как помимо воли сторон в отношении такой продукции действуют императивные нормы законодательства об обязательном подтверждении соответствия, а именно — данная продукция должна соответствовать требованиям конкретного технического регламента. Последний действует независимо от желания сторон договора, поэтому наличие или отсутствие такого условия в договоре не имеет юридического значения.

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в таких формах, как обязательная сертификация и декларирование соответствия.

Добровольное подтверждение соответствия реализуется в форме добровольной сертификации.

Заслуживает внимания позиция Н.Е. Карягина и З.Ф. Сафина, которые указывают, что «широкому развитию и внедрению сертификации способствуют две ее основные возможности — она является средством информации потребителей и может стать одним из наиболее эффективных средств правового регулирования торговых отношений, поскольку опирается на четко сформулированные и доступные для контроля нормативные документы» <14>.

<14> Карягин Н.Е. Практикум по российскому предпринимательскому праву: Учебно-методическое пособие / Н.Е. Карягин, З.Ф. Сафин. М.: Статут, 2001. С. 154.

Сертификация осуществляется в рамках системы и по выбранной схеме. Порядок ее проведения детализируется правилами конкретной системы сертификации, но основные этапы данной деятельности одинаковы независимо от вида сертификации, заявителей на ее проведение, разновидности продукции. Как правило, сертификация продукции состоит из следующих основных этапов:

  • подачи заявки на сертификацию;
  • принятия решения по заявке, в том числе выбора схемы сертификации;
  • отбора, идентификации образцов продукции и их испытаний;
  • оценки производства (если это предусмотрено схемой сертификации);
  • анализа полученных результатов и принятия решения о возможности выдачи сертификата соответствия;
  • выдачи сертификата соответствия;
  • осуществления инспекционного контроля за сертифицированной продукцией в соответствии со схемой сертификации.

Декларирование соответствия, как уже говорилось, является формой обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. Осуществляют декларирование соответствия, как правило, изготовители и продавцы с использованием определенных схем декларирования соответствия. Принятая декларация о соответствии подлежит регистрации.

Исследование хозяйственной деятельности предприятий УИС свидетельствует о недостаточном использовании декларирования соответствия и добровольной сертификации при подтверждении качества выпускаемой продукции. Это связано главным образом с отсутствием в рамках УИС собственных испытательных лабораторий (центров).

Таким образом, развитие качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции является одним из главных направлений развития УИС. Для этого необходимо, чтобы вся продукция, производимая предприятиями УИС, проходила сертификацию в известных системах обязательной и добровольной сертификации, следует активно использовать декларирование соответствия продукции, задавать требования к качеству продукции с учетом требований международных и региональных стандартов.

При этом следует помнить положения Уголовно-исполнительного кодекса РФ, в соответствии с которым производственная деятельность осужденных не должна препятствовать выполнению основной задачи ИУ — исправлению осужденных (ч. 5 ст. 103) <15>. Интересы исправления осужденных не должны подчиняться цели получения прибыли от их труда. Учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать привлечение осужденных к труду, осуществлять их общее и профессиональное образование и профессиональное обучение, обеспечивать охрану здоровья осужденных. За счет заработанных средств осужденные должны обеспечиваться дополнительным питанием и им должны быть улучшены условия содержания.

<15> СЗ РФ. 1997. N 2. Ст. 198; СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 227; СЗ РФ. 1998. N 30. Ст. 3613; СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3803; СЗ РФ. 1999. N 12. Ст. 1406; СЗ РФ. 2001. N 11. Ст. 1002; СЗ РФ. 2001. N 13. Ст. 1140; СЗ РФ. 2001. N 26. Ст. 2589; СЗ РФ. 2003. N 24. Ст. 2250; СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4847; СЗ РФ. 2004. N 27. Ст. 2711; СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607; СЗ РФ. 2004. N 45. Ст. 4379; СЗ РФ. 2005. N 6. Ст. 431; СЗ РФ. 2005. N 14. Ст. 1213, 1214; СЗ РФ. 2005. N 19. Ст. 1753, 1754.

Общественная опасность проникновения мобильных телефонов в учреждения, исполняющие наказания в виде лишения свободы
О мерах по повышению эффективности оказания медицинской помощи вич-инфицированным в уголовно-исполнительной системе

Шевроны и их расположение

Для работников ФСИН обязательно присутствие на форме 2-х различительных знаков:

  • общего, подходящего для всей Службы Исполнения Наказаний;
  • и указывающего на определенное ее подразделение.

Форма у всех одинаковая — это овальная эмблема 80×90 мм. Размеры одежды сотрудников, а также половая принадлежность при этом не играют роли. Во всех случаях: будь это женский китель, или требуется нашить на мужскую куртку либо рубашку символ Службы Исполнения Наказаний, он будет иметь тот же вид. По принадлежности данные эмблемы отличаются содержанием, которое символизирует конкретное подразделение ФСИН. Общий для всех сотрудников знак различия должен иметь расположение на наружной стороне правого рукава.

  • Общий шеврон ФСИН

На наружной стороне левого рукава формы людей, работающих в уголовно-исполнительной системе, размещаются шевроны, которые определяют следующие службы:

  • Центральный аппарат ФСИН
  • Территориальные органы ФСИН
  • Учреждения, исполняющие наказания
  • Учебные заведения ФСИН

Каждое подразделение Федеральной службы исполнения наказаний имеет свои камуфлированные различительные знаки. Изображение эмблемы идентичное, однако она отличается цветом фона (сине-белым) и ниток (серым). Подобные изделия предназначаются для того, чтобы носить их в полевых условиях, на маскировочной форме.

Мы знаем, на каком расстоянии пришиваются шевроны ФСИН и можем выполнить подобный заказ в соответствии со всеми требованиями. Если мы берем как пример китель или жакет, то расстояние от наивысшей точки плеча до начала шеврона должно составлять 8 сантиметров. Если говорить о полевой форменной одежде, на которой есть карман на плече, эмблема в таком случае пришивается по центру кармана (клапан не учитывается).

Нашивки и их расположение

Если говорить о нашивке УФСИН, то она может быть также в двух вариантах. Первый представляет собой дугообразную надпись «Спецназ» на черном фоне желтого цвета. Такие нашивки носят сотрудники подразделения специального назначения. Расположение нашивки: над шевроном, соответствующим данному подразделению. Место — левый рукав уставной формы. Нарукавные нашивные знаки различия должны находиться на расстоянии 10 мм от верхней части шеврона.

  • Нарукавная нашивка спецназа ФСИН

Второй вариант — прямая нашивка с надписью «Спецназ», имеет размер 27 на 7 см. Расположение: центр спины формы или на расстоянии 10 мм от отражающей линии при наличии.

Как пришивать знаки различия Федеральной службы исполнения наказаний

О том, как правильно пришить шеврон ФСИН России, мы знаем не понаслышке, так как часто сталкиваемся с этим в своей работе, изготавливая знаки различия. Процесс этот одинаков для всех служб (далее шевроны и нашивки мы будем называть одним словом «изделие»):

  • Сначала необходимо хорошенько погладить форменную одежду и распрямить (можно пропарить) изделие.
  • Расположение изделия — согласно указанному ранее расстоянию. Далее нужно убедиться в том, что столп закона, изображенный на нем, находится параллельно вертикальному шву кармана или рукава. Затем можно закрепить нашивку или шеврон булавками, чтобы предотвратить смещение правильного расположения.
  • Нить следует подбирать под цвет окантовки. Чаще всего это черный цвет.
  • Пришивают изделие обычно стежком «через край» или потайным стежком, чтобы нитки были незаметными. Стандартная длина стежка 1-3 мм, расстояние между стежками — 8-10 мм.
  • Удобнее начинать пришивание с верхнего угла изделия.
  • После окончания работы нужно убедиться, что расположение изделия верно относительно элементов рукава, на нем нет складок и загибов, ткань под ним не топорщится.

Внешний вид каждого сотрудника Федеральной Службы Исполнения Наказаний имеет большое значение. Необходимо тщательно следить за своей форменной одеждой, с честью и достоинством носить ее. При этом не стоит забывать, что неотъемлемый компонент любой формы — различительные знаки: нашивки и шевроны. И презентабельно нужно оформлять все: от носка ботинка до лычек на погонах. У нас вы можете заказать изготовление любых нашивок в любом объеме. Оставьте заявку на сайте прямо сейчас!