Прибыль и ликвидационный остаток распределяется между работниками

Каков порядок ликвидации ООО и распределения имущества ликвидируемого ООО в пользу единственного участника?

16 августа 2018

1. В соответствии с п. 1 ст. 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон N 14-ФЗ) общество с ограниченной ответственностью (далее — ООО, общество) может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ, с учетом требований Закона N 14-ФЗ и устава общества. Порядок ликвидации общества определяется Гражданским кодексом РФ и другими федеральными законами (п. 5 ст. 57 Закона N 14-ФЗ).
В Гражданском кодексе РФ основания и порядок ликвидации юридического лица установлен ст.ст. 61-64.1.
В процедуре ликвидации юридического лица, в том числе ООО, можно выделить следующие этапы:
— принятие уполномоченным органом решения о ликвидации, назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора);
— сообщение о принятом решении в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (регистрирующий орган) для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ);
— публикация сообщения о ликвидации, порядке и сроке заявления требований кредиторами;
— составление промежуточного ликвидационного баланса;
— осуществление расчетов с кредиторами;
— составление ликвидационного баланса;
— государственная регистрация ликвидации юридического лица.
Остановимся на каждом этапе более подробно.

1. Принятие решения о ликвидации, назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора)

Ликвидация ООО в добровольном порядке начинается с принятия решения о его ликвидации. Решение о ликвидации общества принимает общее собрание участников ООО. Поскольку в рассматриваемой ситуации в обществе имеется один участник, решение о ликвидации принимается этим участником единолично и оформляется письменно. Кроме того, единственный участник формирует состав ликвидационной комиссии или назначает ликвидатора общества (ст. 39, п. 2 ст. 57 Закона N 14-ФЗ).
Законодательство не ограничивает круг лиц, которые могут войти в состав ликвидационной комиссии или могут быть назначенными на должность ликвидатора общества. Членами ликвидационной комиссии или ликвидатором могут быть участники общества, его руководитель (генеральный директор и т.д.), другие работники общества, а также лица, не являющиеся работниками этого юридического лица.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (п. 4 ст. 62 ГК РФ, п. 3 ст. 57 Закона N 14-ФЗ). Следовательно, с момента принятия единственным участником ООО соответствующего решения полномочия единоличного исполнительного органа ООО (руководителя) по руководству деятельностью общества переходят к ликвидационной комиссии (ликвидатору). Руководитель (председатель) ликвидационной комиссии или ликвидатор приобретает право действовать от имени ООО без доверенности.

2. Уведомление о принятых решениях регистрирующего органа

Согласно п. 1 ст. 62 ГК РФ, п.п. 1, 3 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ) учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, обязан в течение трех рабочих дней с момента принятия решения о ликвидации в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица. Регистрирующий орган должен быть также уведомлен о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора).
Для этого общество должно представить в регистрирующий орган уведомление о ликвидации юридического лица по форме N Р15001, утвержденной приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (далее — Приказ N ММВ-7-6/25@). К уведомлению прилагается решение единственного участника ООО о ликвидации общества.
Запись о том, что общество находится в процессе ликвидации, вносится регистрирующим органом в ЕГРЮЛ. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в устав общества, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает общество, или внесение в ЕГРЮЛ записей в связи с реорганизацией юридических лиц, участником которой является общество, находящееся в процессе ликвидации (п. 2 ст. 20 Закона N 129-ФЗ).
При заполнении уведомления по форме N Р15001, как и иных форм документов, представляемых в регистрирующий орган в связи с ликвидацией, необходимо учитывать Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (далее — Требования), которые содержатся в Приложении N 20 к Приказу N ММВ-7-6/25@. В частности, согласно п. 1.11 Требований в состав представляемого в регистрирующий орган заявления, уведомления или сообщения (далее также — заявление) не включаются незаполненные листы, а также полностью не заполненные страницы многостраничных листов формы заявления.
В разделе 2 «Уведомление представлено в связи с» формы N P15001 знаком «V» отмечается пункт, соответствующий основанию представления уведомления — принятие решения о ликвидации юридического лица или формирование ликвидационной комиссии, назначение ликвидатора (п. 9.3 Требований). Если единственный участник ООО принимает решения о ликвидации ООО и о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора) одновременно (до подачи в регистрирующий орган формы N P15001 в связи с принятием решения о ликвидации ООО), в указанном разделе формы N P15001 знаком «V» отмечаются оба названных пункта. В этом случае в уведомлении формы N P15001, помимо первого листа и листа Б, содержащего сведения о заявителе, заполняется лист А «Сведения о формировании ликвидационной комиссии/назначении ликвидатора» (п. 9.5 Требований).
Уведомление удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Если к моменту представления в регистрирующий орган уведомления формы N Р15001 в связи с принятием решения о ликвидации ликвидационная комиссия уже сформирована (ликвидатор назначен), заявителем в этом случае выступает, соответственно, руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор (п. 1.2, пп. «г» п. 1.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, п. 14.2.05.18 правовых позиций в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, размещенных 30.01.2014 в федеральном разделе информационного ресурса «База данных «Вопрос-Ответ» и направленных письмом ФНС России от 31.01.2014 N СА-4-14/1645 (далее — Правовые позиции)).

3. Публикация сообщения о ликвидации, порядке и сроке заявления требований кредиторами. Составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса

На ликвидационную комиссию (ликвидатора) возлагается обязанность опубликовать в органах печати (в журнале «Вестник государственной регистрации» — смотрите приказ ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@) сведения о ликвидации юридического лица, а также о порядке и сроке заявления требований кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Кроме того, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомить кредиторов о ликвидации юридического лица (п. 1 ст. 63 ГК РФ).
После окончания срока для предъявления кредиторами своих требований ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается участником (участниками) ООО (п. 2 ст. 63 ГК РФ, пп. 12 п. 2 ст. 33 Закона N 14-ФЗ).
Регистрирующий орган уведомляется о составлении промежуточного ликвидационного баланса (п. 3 ст. 20 Закона N 129-ФЗ) по форме N P15001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@. При этом в п. 2.3 раздела 2 названного уведомления проставляется знак «V», указывающий на то, что уведомление представлено в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса (п. 9.3 Требований). Заявителем при подаче уведомления формы N P15001 по данному основанию также является руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор (п. 14.2.05.35 Правовых позиций).
В связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса в регистрирующий орган должна быть представлена только форма N Р15001 «Уведомление о ликвидации юридического лица» с соответствующей отметкой (п. 14.2.05.70 Правовых позиций). Представлять сам промежуточный ликвидационный баланс законодательство не требует.
Обратим внимание, что законодательство не связывает необходимость публикации сообщения о ликвидации, о порядке и сроке заявления требований кредиторами, а также составления ликвидационных балансов с наличием у юридического лица кредиторской задолженности. Даже при отсутствии задолженности перед кредиторами общество должно выполнить все требования, установленные законом в рамках процедуры ликвидации юридического лица. Это означает, в частности, что и в том случае, когда кредиторская задолженность у общества отсутствует, промежуточный ликвидационный баланс может быть составлен и утвержден не ранее чем через два месяца после того, как в журнале «Вестник государственной регистрации» будет опубликовано сообщение о ликвидации общества.

4. Составление и утверждение ликвидационного баланса

Со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия (ликвидатор) начинает производить расчеты с кредиторами в порядке, установленном ст. 64 ГК РФ. После осуществления расчетов с кредиторами ликвидационной комиссией (ликвидатором) составляется ликвидационный баланс, который также утверждается единственным участником общества (п. 6 ст. 63 ГК РФ, ст. 39 Закона об ООО).
Безусловно, при отсутствии кредиторской задолженности необходимость производить расчеты с кредиторами у общества отсутствует. Поэтому мы полагаем, что при таких обстоятельствах выдерживать какой-либо промежуток времени нет необходимости, и оба ликвидационных баланса (промежуточный и «итоговый») могут быть составлены и утверждены одновременно.
Поскольку законодательством специальные формы ликвидационных балансов не утверждены, промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс могут быть составлены на основе действующей формы бухгалтерского баланса, утвержденной приказом Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н, с указанием соответствующего наименования «промежуточный ликвидационный баланс» и «ликвидационный баланс» (смотрите в связи с этим письмо ФНС России от 07.08.2012 N СА-4-7/13101).
Утверждение ликвидационного баланса может быть оформлено путем проставления учредителями (единственным участником) соответствующих отметок на самом документе или в виде решения об утверждении ликвидационного баланса, прилагаемого к самому балансу (п. 14.2.05.49 Правовых позиций).
Отметим также, что налоговый орган обязан заявить свои требования по уплате организацией всех обязательных платежей в бюджет в период с момента представления в регистрирующий орган уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица (в трехдневный срок со дня принятия решения о ликвидации) и до представления документов для государственной регистрации ликвидации юридического лица, предусмотренных ст. 21 Закона N 129-ФЗ (не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати публикации о ликвидации юридического лица — п. 2 ст. 22 Закона N 129-ФЗ) (Методические указания для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета в налоговом органе юридического лица в связи с ликвидацией, утвержденные приказом ФНС России от 25.04.2006 N САЭ-3-09/257@).

5. Государственная регистрация ликвидации общества

После утверждения ликвидационного баланса для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган в соответствии со ст. 21 Закона N 129-ФЗ представляются следующие документы:
— заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме N Р16001 утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@, подписанное заявителем (руководителем ликвидационной комиссии или ликвидатором), подлинность подписи которого удостоверяется нотариально;
— ликвидационный баланс;
— документ об уплате государственной пошлины (в настоящий момент государственная пошлина за регистрацию ликвидации юридического лица на основании пп.пп. 1, 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ составляет 800 руб.);
— документ, подтверждающий представление в территориальный орган ПФР сведений в соответствии с пп. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (представление данного документа не обязательно; в случае, если он не представлен заявителем, этот документ представляется органом ПФР по межведомственному запросу регистрирующего органа).
При заполнении заявления формы N Р16001 необходимо учитывать положения раздела Х Требований.
Ликвидация ООО считается завершенной, а общество — прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (п. 9 ст. 63 ГК РФ).
Обратим внимание, что во всех случаях, требующих внесения записей в ЕГРЮЛ, в том числе при ликвидации юридического лица, документы представляются в регистрирующий орган одним из способов, указанных в п. 1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.
2. Имущество ООО, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, передается его учредителям (участникам). Порядок и очередность распределения имущества ликвидируемого ООО между его учредителями (участниками) установлены ст. 58 Закона N 14-ФЗ.
Передача имущества учредителям (участникам) осуществляется ликвидационной комиссией (ликвидатором) общества на основании утвержденного ликвидационного баланса (смотрите постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2017 N 18АП-6767/17). Поскольку полномочия ликвидационной комиссии (ликвидатора) прекращаются с момента государственной регистрации ликвидации общества (п. 1 ст. 53, п. 4 ст. 62, п. 9 ст. 63 ГК РФ), принять решение о распределении имущества ликвидационная комиссия (ликвидатор) должна до внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Отметим, что нормативных требований к оформлению решения ликвидационной комиссии (ликвидатора) не установлено. Представляется, что решение ликвидационной комиссии может быть оформлено, например, в виде протокола заседания комиссии (ст. 181.1, ст. 181.2 ГК РФ). Ликвидатор принимает такое решение единолично и оформляет его в письменном виде.
Имущество ликвидируемого общества распределяется между участниками ООО в следующей очередности:
— в первую очередь осуществляется выплата участникам общества распределенной, но невыплаченной части прибыли (абзац второй п. 1 ст. 58 Закона N 14-ФЗ);
— во вторую очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого ООО между участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества. Доли, принадлежащие обществу, при таком распределении имущества не учитываются (п. 1 ст. 24, абзац третий п. 1 ст. 58 Закона N 14-ФЗ).
Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди (п. 2 ст. 58 Закона N 14-ФЗ).
Передача имущества участникам ООО оформляется актом приема-передачи.
Таким образом, если ликвидируемое ООО состоит из единственного участника, оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество общества в любом случае должно перейти к единственному участнику (смотрите также постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 04.06.2015 N Ф08-2778/15).

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Ликвидация ООО;
— Энциклопедия решений. Порядок ликвидации юридического лица;
— Энциклопедия решений. ООО с одним участником;
— Энциклопедия решений. Формирование промежуточного ликвидационного и ликвидационного баланса;
— Энциклопедия решений. Распределение имущества ликвидируемого ООО между его участниками.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Иванов Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Уставный капитал при ликвидации ООО

При организации товарищества учредители на добровольной основе соединяют собственные средства с целью ведения общего бизнеса. Однако при ликвидации предприятия уставной капитал может стать камнем преткновения. Общее дело

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – хозяйственное общество, являющееся коммерческой организацией, которой присущи все признаки юр лица: Наличие устава — главного документа ООО, индивидуализирующего статус компании в качестве субъекта правоотношений. Имущественная ответственность – учредители не отвечают по его обязательствам, равно как оно не отвечает за деяния участников.

Адрес редакции: 127015, г.

Москва, ул. Б. Новодмитровская, д. 14, стр. 2 Контактный телефон: (495) 648-61-85 «Российский бухгалтер» — портал для бухгалтеров, налоговых специалистов, кадровиков, юристов, предпринимателей. Авторитетные эксперты постоянно публикуют актуальные материалы по темам: бухгалтерский учет, налогообложение, НДС, НДФЛ, страховые взносы, кадровое делопроизвоство, начисление отпускных и больничных, компенсации за неиспользованный отпуск, тарифная сетка, прием и увольнение работников, регистрация юридических лиц и их ликвидация, упрощенка (УСН), вмененка (ЕНВД), заработная плата и сотням других. Детально рассматриваются вопросы налоговой отчетности, как для организаций и предпринимателей на общей системе налогообложения, так и для применяющих специальные режимы налогообложения.

Списание кредиторской задолженности при ликвидации кредитора

Списание кредиторской задолженности при ликвидациикредитора — ситуация, скоторой в кризисный период российской экономики придется столкнуться многим предприятиям. Помимо очевидного позитивного последствия (контрагента больше нет, выплачивать долг не надо),для организации существует и неприятный —налоговый — момент:база по налогу на прибыль увеличится.

Поэтому компании важно знать, как правильно действовать в случае, если кредитор прекратил свое существование.

Порядок списания задолженности при ликвидации кредитора По общему правилу компания вправе списать кредиторскую задолженность (далее — КЗ) по прошествии установленного законом срока давности в 3 года (ст.

Бухгалтерская отчетность при ликвидации ООО По тем или иным причинам собственники решили ликвидировать ООО.

195, 196 ГК РФ). Кроме того, существуют и другие события, с наступлением которых законодатель связывает возникновение у должника возможности списать КЗ.

Предположим, участники общества с ограниченной ответственностью (ООО) вознамерились его ликвидировать, не прибегая к банкротству.

Как бухгалтеру спланировать предстоящий объем работ? А самое главное – что представляет собой бухгалтерская отчетность такой компании? Узнайте об этом из нашей статьи.

Но и без него бухгалтер столкнется с множеством специфических задач.

Уставный капитал ООО

(Общество с Ограниченной Ответственностью) – это сумма денежных или иных средств, которая была инвестирована в проект на момент создания структуры.

Среди них – подготовка двух необычных балансов — промежуточного ликвидационного и ликвидационного. Общая программа действий Штатный юрист имеется далеко не в каждой компании, а привлекать специалистов со стороны руководство, по обыкновению, не спешит. Он гарантирует интересы кредиторов, служит обеспечением уставной деятельности Общества. ООО – это учреждение, где уставный капитал ООО разделен на доли. О чем свидетельствует Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 N 14-ФЗ (статья 2. п.1). Возможно учреждение ООО и одним участником, Закон разрешает. Рассмотрим процедуру создания ООО на примере. На практике формирование уставного капитала происходит следующим образом: собрание двух учредителей принимает решение – открыть Общество, имеющее уставный капитал ООО 10 тысяч рублей; уставный капитал по решению собрания учредителей формируется в равных долях – по 5 тыс.руб.

Ликвидационный балан

Расчеты с учредителями при ликвидации организации Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» На основании пункта 5 статьи 63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом. Это последний баланс организации.

с может быть как прибыльным для учредителей, которые получают дополнительный доход от ликвидации активов, так и убыточным, когда убытки покрываются за счет уставного капитала. Окончательный ликвидационный баланс отражает активы, оставшиеся после всех расчетов ликвидируемого юридического лица, которые ликвидационная комиссия должна передать учредителям организации.

Как правильно составить и какие должны быть бухгалтерские проводки при ликвидации ООО и составлении ликвидационного баланса

Скачайте формы по теме При ликвидации организации участники (учредители) вправе получить часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами (абз. 7 п. 1 ст. 8 Закона от 8 февраля 1998 г.

№ 14-ФЗ). Важно обратить внимание на то, что ликвидационная комиссия должна составить ликвидационный баланс после завершения расчетов с кредиторами (п.

6 ст. 63 ГК РФ). Ликвидационный баланс утверждается, но его показатели должны быть нулевыми.

При передаче участнику ликвидируемого ООО имущества, оставшегося после завершения расчетов с кредиторами, в первую очередь осуществляется выплата распределенной, но невыплаченной части прибыли, а во вторую — передача оставшейся части имущества (п.

Бухгалтерский учет операций ликвидации предприятия

После завершения расчетов с кредиторами, в соответствии с п. 5 ст. 63 ГК РФ, ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В ликвидационном балансе находят отражение все данные об оставшемся имуществе ликвидируемой организации.

При ликвидации предприятия средства, оставшиеся после погашения обязательств, зачисляются в уставный капитал следующей проводкой:

Дебет 84

Кредит 80

Имущество, оставшееся у организации после расчетов с кредиторами, распределяется между ее участниками пропорционально их доле в уставном капитале организации. Распределение имущества между учредителями производится на основании акта. В нем указываются, кому и что передается. Акт подписывают все участники организации.

Затем в порядке, указанном в учредительных документах предприятия, производится распределение имущества между участниками (учредителями), что оформляется корреспонденцией:

Дебет 80

Кредит 75

При выдаче денежных средств делается проводка:

Дебет 75

Кредит счетов учета имущества (денежные средства, основные средства, материалы и др.).

Следует отметить, что в случае отсутствия денежных средств при ликвидации предприятия возможно распределение оставшегося имущества между его участниками (учредителями). В соответствии с Налоговым кодексом РФ передача имущества в данном случае не признается реализацией. Следовательно, в бухгалтерском учете передачу имущества участникам (учредителям) следует отражать напрямую, минуя счета 90 и 91.

В случае недостаточности у ликвидируемого юридического лица имущества и других ликвидных активов на покрытие убытков направляется уставный капитал. При этом производится запись:

Дебет 80

Кредит 84

После проведения всех взаиморасчетов ликвидационная комиссия закрывает банковские счета организации. В налоговую инспекцию не позднее десяти дней со дня закрытия счета подается сообщение (форма N С-09-1 «Сообщение об открытии (закрытии) счета (лицевого счета)», утвержденная приказом ФНС России от 21.04.2009 N ММ-7-6/252@).

Ликвидационная комиссия направляет в регистрирующий орган (ФНС России) следующий пакет документов:

— заявление о государственной регистрации по форме Р16001 (приложение N 5 к постановлению Правительства РФ от 19.06.2002 N 439) с подписью заявителя, заверенной нотариально. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законодательством порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

— подлинник платежного поручения об уплате государственной пошлины в размере 2000 руб.;

— два экземпляра расписки в получении документов;

— ликвидационный баланс.

В течение пяти дней с даты подачи указанного комплекта документов орган ФНС России обязан внести в ЕГРЮЛ запись о ликвидации организации и выдать свидетельство о прекращении деятельности юридического лица и уведомление о снятии с налогового учета.

Предприятие прекращает свое существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

После получения свидетельства о прекращении деятельности необходимо уничтожить печать и сдать документы в архив.

Внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Фонд социального страхования РФ) снимают с учета ликвидируемую организацию только после снятия ее с учета в налоговом органе. Для этого необходимо предоставить следующие документы:

— заявление;

— протокол о ликвидации (копию);

— свидетельство о прекращении деятельности (нотариально заверенную копию);

— уведомление о снятии с налогового учета (нотариально заверенную копию).

Отдельные вопросы составления промежуточного ликвидационного баланса

Вопрос: На основании каких документов составляется промежуточный ликвидационный баланс?

Ответ: Согласно п. 2 ст. 63 Гражданского кодекса РФ после окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который должен содержать:

•сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица;

•перечень требований, предъявленных кредиторами, и результаты их рассмотрения;

•перечень требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Согласно разъяснению, данному Постановлением Президиума ВАС РФ от 08.04.2014 № 18558/13 по делу № А78–7322/2011, в промежуточный ликвидационный баланс не включается непризнанная или оспариваемая кредиторская задолженность, которая является предметом судебных разбирательств.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.

Форма, по которой должен составляться промежуточный баланс, законодательством не установлена.

Анализ судебной практики свидетельствует, что промежуточный ликвидационный баланс организации должен формироваться в общем порядке и содержать все сведения, предусмотренные Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)».

Вопрос: Уставный капитал показываем в нем или мы его на этот момент уже выплатили учредителям?

Ответ: Согласно п. 6 ПБУ 4/99 бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Бухгалтерский баланс (в том числе промежуточный ликвидационный баланс) должен характеризовать финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату (п. 18 ПБУ 4/99).

На момент утверждения промежуточного ликвидационного баланса уставной капитал в полном объеме указывается в соответствующей строке бухгалтерского баланса. До утверждения промежуточного баланса уставной капитал не расформировывается и не направляется на осуществление выплат учредителям общества или иным кредиторам.

Так, согласно п. 3 ст. 62 Гражданского кодекса РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.

В соответствии со ст. 63 Гражданского кодекса РФ ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации (в «Вестнике государственной регистрации») сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс.

При этом общество осуществляет выплаты денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица (в том числе учредителям Общества) на основании данных промежуточного ликвидационного баланса в порядке, предусмотренном ст. 64 Гражданского кодекса РФ (п. 5 ст. 63 Гражданского кодекса РФ).

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется.

Согласно п. 8 ст. 63 Гражданского кодекса РФ оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица. При наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (п. 6 ст. 63 гражданского кодекса РФ).

Вопрос: В какие сроки подается промежуточный ликвидационный баланс в ИФНС?

Ответ: Руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса. Уведомление должно быть направлено по форме № Р15001, утвержденной Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7–6/25@. Промежуточный ликвидационный баланс прилагается к уведомлению.

Уведомление не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока (п. 4 ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»):

•предъявления требований кредиторами (ст. 63 Гражданского кодекса РФ);

•вступления в законную силу решения суда или арбитражного суда по делу (иного судебного акта, которым завершается производство по делу), по которому судом или арбитражным судом принято к производству исковое заявление, содержащее требования к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации;

•окончания выездной налоговой проверки, оформления ее результатов (в том числе рассмотрения ее материалов) и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах в случае ее проведения в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации.

По общему правилу (при отсутствии специальных оснований) уведомление об утверждении промежуточного ликвидационного баланса не может быть подано ранее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации в «Вестнике государственной регистрации», если иной, более длительный срок, не предусмотрен порядком и сроками ликвидации, утвержденными решением участников о ликвидации юридического лица.

Вопрос: Организация, применяющая УСН, промежуточный баланс сдает по упрощенной форме?

Ответ: По общему правилу организация на УСН должна заполнять те же формы бухгалтерской отчетности, что и компании на ОСН.

Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе применять, если иное не установлено законом, следующие экономические субъекты:

•субъекты малого предпринимательства;

•некоммерческие организации;

•организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» (п. 4 ст. 6 ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Исключения из общего правила предусмотрены п. 5 ст. 6 ФЗ «О бухгалтерском учете».

Применение упрощенной бухгалтерской отчетности должно быть предусмотрено в учетной политике (п. 4 ПБУ 1 /2008).

В состав упрощенной бухгалтерской отчетности включаются две формы:

•бухгалтерский баланс;

•отчет о финансовых результатах (ОФР).

Оба документа составляются по упрощенным формам, утвержденным Приказом Минфина №66н (п.п. 6, 6.1 Приказа Минфина от 02.07.2010 № 66н, п. 27 Информации Минфина №ПЗ-3 /2016).

На основании изложенного выше можно сделать вывод о том, что субъекты малого предпринимательства, не поименованные в п. 5 ст. 6 ФЗ «О бухгалтерском учете», могут заполнять промежуточный ликвидационный баланс с использованием упрощенных форм, утвержденных законом.

АЛЕКСАНДРА МЕДВЕДЕВА, ЮРИСКОНСУЛЬТ ООО «ЦЕНТР ЮРИДИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ»

Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 12 (170) дата выхода от 26.12.2016.

Статья размещена на основании соглашения от 20.10.2016, заключенного с учредителем и издателем информационного ежемесячника «Верное решение» ООО «Фирма «НЭТ-ДВ».

>Статья 63 ГК РФ. Порядок ликвидации юридического лица

Вправе ли находящаяся в процессе добровольной ликвидации фирма вести хозяйственную деятельность?

Согласно п 9 ст 63 ГК РФ ликвидация фирмы будет считаться завершенной, а значит и юрлицо перестанет существовать, только после внесения записи в единый реестр (ЕГРЮЛ). Правоспособность юрлица возникает в момент занесения сведений о нем в реестр и заканчивается в момент занесения туда же сведений об окончании деятельности (ст 49 ГК РФ). Поэтому можно посчитать, что в процессе ликвидации фирма не лишена правоспособности, а значит может исполнять гражданские права и обязанности, ведя хозяйственную деятельность. Однако, после принятия решения о ликвидации, фирма лишается прежнего руководства, и управление делами берет на себя ликвидационная комиссия. Полномочия ликвидатора подробно отражены в ст 63 ГК РФ. К этим полномочиям отнесены: выплаты кредиторам, продажа имущества фирмы для погашения долгов, составление ликвидационного баланса, передача имущества фирмы её учредителям и др. В ст 63 ГК РФ не отражено, что ликвидатор занимается хозяйственной деятельностью. Поэтому ряд судов считает, что в период ликвидации хозяйственная деятельность ликвидационной комиссией осуществляться не может. Но есть другая точка зрения. Некоторые судьи считают, что в при назначении ликвидатора, к нему переходят все функции по управлению делами фирмы, в том числе и по осуществлению хозяйственной деятельности. А значит такая комиссия имеет полномочия и для выполнения функций юрлица по его прежним договорам. В частности, может исполнять договоры, подписывать документы и акты выполненных работ. Таким образом единообразной позиции у судей по этому вопросу нет.

Может ли налоговый орган производить бесспорное списание средств со счёта фирмы, находящейся в стадии ликвидации?

Важно понять, что такое бесспорное списание средств со счёта. Бесспорно — это значит принудительно, но без обращения в суд. Налоговый кодекс дает право налоговым органам в определенных случаях списывать деньги в счёт налога в таком порядке. Обязательное условие для применения такого способа — ограничение срока, в который налоговая служба вправе этот налог взыскать внесудебном порядке.

НК РФ устанавливает, что при ликвидации обязанность уплаты налогов и сборов ложится на ликвидационную комиссию. Производит она эту уплату за счёт средств организации, в том числе и за счёт продажи её имущества.

С одной стороны, процесс ликвидации организации ограничивает срок взыскания с неё налога, но, с другой стороны, по вопросам, касающимся ликвидации, налоговое законодательство частично отсылает к нормам гражданского права. П 3 ст 49 НК РФ указывает, что очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и штрафов наряду с другими расчётами, которые необходимо сделать организации при ликвидации, устанавливается ГК РФ.

Орган, решивший ликвидировать фирму, или учредители ликвидируемого юрлица (если они сами приняли такое решение) назначают ликвидационную комиссию и устанавливают срок и порядок ликвидации согласно ГК РФ.

В силу п 2 ст 63 ГК РФ после того, как всё кредиторы предъявили к организации свои требования, комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. Он включает информацию об имуществе и средствах ликвидируемой организации и весь перечень предъявленных к фирме требований. Баланс утверждается лицами его составившими, иногда по закону требуется его дополнительное согласование с уполномоченными гос органами.

Исходя из п 4 ст 63 ГК РФ при ликвидации деньги кредиторам, выдвинувшим к организации свои требования, выплачиваются в порядке очередности согласно промежуточному балансу. Порядок очередности предусматривает ст 64 ГК РФ . В ст 63 ГК РФ также указано, что кредиторы третьей и четвертой очереди получают выплаты по своим требованиям только по прошествии месяца со дня утверждения ликвидационного баланса.

Налоговая служба — кредитор третьей очереди (так, согласно ГК РФ, производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет).

А значит НС не имеет право бесспорно взимать недоимки по налогам ликвидируемой фирмы, так как сначала фирма должна расплатиться с кредиторами первой и второй очереди.

Получается, что в период нахождения налогоплательщика в процессе ликвидации, налоговые службы не вправе принудительно взыскивать с него налоги, пени и штрафы.