Преступления коррупционной направленности

Коррупция — злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Существуют следующие формы ответственности за коррупционные правонарушения и преступления:

  • уголовная ответственность за преступления коррупционной направленности.
  • уголовная ответственность за преступления коррупционной направленности установлена Уголовным кодексом Российской Федерации (далее — УК РФ).

К преступлениям коррупционной направленности относятся противоправные деяния, связанные со злоупотреблением служебным положением, дачей взятки, получением взятки, злоупотреблением полномочиями, коммерческим подкупом либо иным незаконным использованием физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица (глава 23 и глава 30 УК РФ).

За преступления коррупционной направленности УК РФ предусмотрены следующие виды наказаний:

  • штраф;
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
  • обязательные работы;
  • исправительные работы;
  • принудительные работы;
  • ограничение свободы;
  • лишение свободы на определенный срок.

Административная ответственность за коррупционные правонарушения.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КРФобАП) устанавливает административную ответственность более чем за 20 правонарушений коррупционного характера (в том числе предусмотренных статьями 7.27, 7.29-7.32, 13.1 1, 13.14, 15.21, 19.28, 19 29 КРФобАП):

  • мелкое хищение (в случае совершения соответствующего действия путем присвоения или растраты),
  • нарушение порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков;
  • использование служебной информации на рынке ценных бумаг;
  • нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных);
  • разглашение информации с ограниченным доступом;
  • получение незаконного вознаграждения от имени юридического лица;
  • незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего) и другие.

За совершение административных правонарушений коррупционной направленности могут налагаться и применяться следующие административные наказания:

  • административный штраф;
  • административный арест;
  • дисквалификация.

Гражданско-правовая ответственность за коррупционные правонарушения

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, в том числе совершением коррупционного преступления (правонарушения), подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред

В соответствии с положениями статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда, выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.

Лицо, причинившее вред, может быть освобождено от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Согласно статье 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ:

  • злоупотребление должностными полномочиями — статья 285 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ);
  • незаконное участие в предпринимательской деятельности — статья 289 УК РФ (является типичным коррупционным преступлением должностных лиц. Состав данного преступления имеет место в том случае, если незаконное участие в предпринимательской деятельности было непосредственно связано с предоставлением этой организации льгот (например, налоговых, экспортных), преимуществ (например, в участии в аукционе) или иного покровительства);
  • получение взятки — статья 290 УК РФ;
  • дача взятки — статья 291 УК РФ;
  • служебный подлог — статья 292 УК РФ; провокация взятки либо коммерческого подкупа — статья 304 УК РФ;
  • подкуп свидетеля, потерпевшего, эксперта или переводчика — часть 1 статьи 309 УК РФ.

Получение взятки — одно из самых опасных должностных преступлений, особенно если оно совершается группой лиц или сопровождается вымогательством, которое заключается в получении должностным лицом преимуществ и выгод за законные или незаконные действия (бездействие).

Дача взятки — преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или незаконных действий (бездействия), либо предоставлению, получению каких-либо преимуществ в пользу дающего, в том числе за общее покровительство или попустительство по службе. Взятки можно условно разделить на явные и завуалированные.

Взятка явная — взятка, при вручении предмета которой должностному лицу взяткодателем, оговариваются те деяния, которые от него требуется выполнить немедленно или в будущем.

Взятка завуалированная — ситуация, при которой и взяткодатель и взяткополучатель маскируют совместную преступную деятельность под правомерные акты поведения. При этом прямые требования (просьбы) взяткодателем могут не выдвигаться. Например, за общее покровительство по службе.

ВЗЯТКОЙ МОГУТ БЫТЬ:

Предметы — деньги, в том числе валюта, банковские чеки и ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, автомашины, продукты питания, видеотехника, бытовые приборы и другие товары, квартиры, дачи, загородные дома, гаражи, земельные участки и другая недвижимость.

Как следует из норм ст. 290 УК РФ любой подарок независимо от стоимости подаренной вещи (в том числе и стоимостью менее 3000 руб.) будет признан взяткой, если в связи с его вручением государственному (муниципальному) служащему необходимо выполнить определенное действие с использованием служебного положения.

Услуги и выгоды — лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поездки за границу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости.

Завуалированная форма взятки — банковская ссуда в долг или под видом погашения несуществующего долга, банковский кредит под заниженный процент, оплата товаров, купленных по заниженной цене, покупка товаров по завышенной цене, заключение фиктивных трудовых договоров с выплатой зарплаты взяточнику, его родственникам, друзьям, завышенная оплата гражданскому служащему за выполнение им иной оплачиваемой работы, «случайный» выигрыш в казино, прощение долга, уменьшение арендной платы, и т.д.

НЕКОТОРЫЕ КОСВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВЗЯТКИ:

Разговор о возможной взятке носит иносказательный характер, речь взяткодателя состоит из односложных предложений, не содержащих открытых заявлений о том, что при положительном решении спорного вопроса он передаст ему деньги или окажет какие-либо услуги; никакие «опасные» выражения при этом не допускаются;

В ходе беседы взяткодатель, при наличии свидетелей или аудио, видеотехники, жестами или мимикой дает понять, что готов обсудить возможности решения этого вопроса в другой обстановке (в другое время, в другом месте);

Сумма или характер взятки не озвучиваются; вместе с тем соответствующие цифры могут быть написаны на листке бумаги, набраны на калькуляторе или компьютере и продемонстрированы потенциальному взяткополучателю;

Взяткодатель может переадресовать продолжение контакта другому человеку, напрямую не связанному с решением вопроса;

Взяткодатель может неожиданно прервать беседу и под благовидным предлогом покинуть помещение, оставив при этом папку с материалами, конверт, портфель, сверток.

ВЗЯТКА ЧЕРЕЗ ПОСРЕДНИКА

Взятка нередко дается и берется через посредников — подчиненных сотрудников, индивидуальных предпринимателей, работников посреднических фирм, которые рассматриваются УК РФ как пособники преступления.

Гражданин, давший взятку, может быть освобожден от ответственности, если:

— установлен факт вымогательства;

— гражданин добровольно сообщил в правоохранительные органы о содеянном.

Не может быть признано добровольным заявление о даче взятки, если правоохранительным органам стало известно об этом из других источников.

Заведомо ложный донос о вымогательстве взятки рассматривается Уголовным кодексом Российской Федерации как преступление и наказывается лишением свободы на срок до шести лет (статья 306 УК РФ).

Взятка может быть предложена как на прямую («если вопрос будет решен в нашу пользу, то получите…»), так и косвенным образом.

Понятие и виды коррупционных преступлений в нормативно-правовых актах Российской Федерации

Проблема включения в перечень коррупционных преступлений того или иного деяния, казалось бы, не должна вызывать сложностей. Однако на деле это выглядит иначе. Вопрос отнесения преступления к группе коррупционных имеет определенные сложности, связанные, во-первых, с наличием разночтений в перечнях коррупционных преступлений, содержащихся в различных нормативных правовых актах, во-вторых, с отсутствием дефиниции коррупционного преступления, анализ которой позволял бы вычленить признаки, характеризующие такое преступление. И одно, и другое позволяло бы как в отдельности, так и в совокупности определить то, что следует называть коррупционным преступлением. Таким образом, формулирование понятия и определение видового разнообразия самих коррупционных преступлений — взаимосвязанные между собой вопросы.

Принимая во внимание, что перечень коррупционных преступлений как таковой в уголовном законе отсутствует, целесообразно обратить внимание на положения ч. 1 ст. 1 федерального закона «О противодействии коррупции». В нем термин «коррупция» определяется путем перечисления общественно опасных деяний. Это позволяет выделить в тексте закона общественно опасные деяния и отнести их к группе коррупционных преступлений:

  • 1) злоупотребление служебным положением;
  • 2) получение взятки (ст. 290 УК РФ);
  • 3) дача взятки (ст. 291 УК РФ);
  • 4) злоупотребление полномочиями (ст. 201, 285 УК РФ);
  • 5) коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ).

Кроме этих пяти к коррупционным преступлениям законодатель также относит:

  • 6) иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц;
  • 7) незаконное предоставление другими физическими лицами такой выгоды лицу, использующему свое должностное положение;
  • 8) совершение в названных выше пунктах деяний от имени или в интересах юридического лица.

Как видим, список не исчерпывающий, при формулировании дефиниции коррупции законодатель использовал два различных способа:

  • а) перечисление некоторых составов преступлений (пункты 2-5);
  • б) описание признаков, свойственных всем деяниям такого социального явления, как коррупция, не исключая действий, которые не относятся к преступным (пункты 1, 6-8).

Таким образом, если пункты 2-5 не вызывают каких-либо серьезных нареканий кроме способа описания (перечисление), так как в них включены общеизвестные коррупционные преступления, то содержание ч. 1 ст. 1 федерального закона «О противодействии коррупции», выделенное нами в пункты 1, 6-8, несомненно, требует дополнительного анализа. В данных формулировках не конкретизируются составы преступлений, однако в них указывается на отдельные свойственные этим деяниям признаки:

  • — субъекта преступления (лицо, обладающее должностным, служебным положением, либо физическое лицо, незаконно предоставляющее выгоду такому должностному лицу);
  • — субъективной стороны преступления (получение выгоды для себя или третьих лиц (в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав));
  • — объективной стороны преступления (незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами).

Исходя из этого видно, что данное решение хоть и не выглядит безукоризненным, но названные в федеральном законе «О противодействии коррупции» составы преступлений подпадают под критерии, которые указаны в пунктах 1, 6-8. Более того, некоторые из названных в пунктах 2-5 составы преступлений несколько шире по своим признакам заявленных параметров в пунктах 1, 6-8. Например, мотив в ст. 285 УК РФ указывает не только на корыстную, но и еще на иную личную заинтересованность, а в ст. 201 УК РФ целью преступления является извлечение не только выгод, но и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам. Поэтому следует определиться с единым подходом относительно признаков цели и мотива коррупционных преступлений. Представляется, что коррупционное преступление может иметь альтернативный вариант мотива — корыстную или иную личную заинтересованность, а также альтернативный вариант цели — извлечение выгод и преимуществ для себя или других лиц.

Несколько иной подход использован в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях». Согласно положениям вводной части этого постановления к коррупционным преступлениям относятся деяния, предусмотренные ст. 290, 291,

291.1, 159, 160, 292, 304 УК РФ, хотя далее делаются ссылки и на другие статьи УК РФ, например, ст. 201 (содержится в федеральном законе «О противодействии коррупции»). Включение новых составов преступлений в большей части списка вполне обоснованно. Так, состав «Служебного подлога» (ст. 292 УК РФ) полностью соответствует тем признакам, которые упомянуты в федеральном законе «О противодействии коррупции». В квалифицирующих признаках ч. 3 ст. 159 УК РФ «Мошенничество», а также ч. 3 ст. 160 УК РФ «Присвоение или растрата» имеется указание на использование своего служебного положения, а также конститутивно предполагается наличие корыстной цели. Поэтому полагаем, что ч. 3 ст. 159, 160, а также ряд других (например, ст. 159.1, 159.2. 159.3, 159.5 и др.), где присутствует указание на использование служебного положения при наличии обозначенных выше признаков, следует относить к коррупционным преступлениям. В них в качестве не основного, но факультативного объекта выступают такие общественные отношения, как интересы нормального функционирования публичного аппарата управления (интересы государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления) либо интересы нормального функционирования коммерческих и иных организаций, не относящихся к государственным.

Однако представляется весьма спорным отнесение к этой группе преступлений деяния, содержащегося в ст. 304 УК РФ «Провокация взятки либо коммерческого подкупа». Данный состав преступления помещен в гл. 31 «Преступления против правосудия», где основной объект выглядит несколько иначе. Им являются общественные отношения в сфере осуществления правосудия, а именно нормальная деятельность органов предварительного расследования от осуждения и необоснованного обвинения невиновного. В качестве дополнительного объекта выступает авторитет потерпевшего лица, то есть должностного лица либо лица, выполняющего управленческие функции в коммерческих и иных организациях, его личная репутация. Представляется, что нельзя воспринимать попытку передачи должностному лицу или лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих или иных организациях, взятки или коммерческого подкупа именно как угрозу интересам государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления либо интересам нормального функционирования коммерческих и иных организаций. Это преступление посягает на другие интересы.

Еще одним нормативно-правовым актом, заслуживающим внимания с точки зрения определения круга деяний, можно назвать Указание Генпрокуратуры России № 387-11, МВД России № 2 от 11 сентября 2013 г. «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» (далее — указание).

Согласно данному документу к преступлениям коррупционной направленности относятся противоправные деяния, имеющие совокупность перечисленных ниже признаков:

  • 1) наличие надлежащих субъектов уголовно наказуемого деяния (должностные лица, указанные в примечаниях к ст. 285 УК РФ, лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, действующие от имени и в интересах юридического лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, указанные в примечаниях к ст. 201 УК РФ);
  • 2) связь деяния со служебным положением субъекта и отступлением от его прямых прав и обязанностей;
  • 3) обязательное наличие у субъекта корыстного мотива (деяние связано с получением имущественных прав и выгод для себя или третьих лиц);
  • 4) совершение преступления только с прямым умыслом.

Исключением являются преступления, хотя и не отвечающие указанным требованиям, но относящиеся к коррупционным в соответствии с ратифицированными Российской Федерацией международно-правовыми актами и национальным законодательством, а также связанные с подготовкой условий для получения должностным лицом, государственным и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуги имущественного характера, иных имущественных прав либо незаконного предоставления такой выгоды. Такие виды преступлений также внесены в этот перечень.

Таким образом, к перечню преступлений коррупционной направленности указание относит три группы деяний, запрещенных УК РФ:

  • 1. Преступления, относящиеся к перечню без дополнительных условий: ст. 141.1 «Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий», ст. 184 «Оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса», ст. 204 «Коммерческий подкуп», п. «а» ч. 2 ст. 226.1 «Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывчатых устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов», п. «б» ч. 2 ст. 229.1 «Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ», ст. 289 «Незаконное участие в предпринимательской деятельности», ст. 290 «Получение взятки», ст. 291 «Дача взятки», ст. 291.1 «Посредничество во взяточничестве».
  • 2. Преступления, относящиеся к перечню при наличии определенных условий:
  • 2.1. при наличии в статистической карточке основного преступления отметки о его коррупционной направленности: ст. 174 «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем», ст. 174.1 «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления», ст. 175 «Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем», ч. 3 ст. 210 «Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)»;
  • 2.2. в соответствии с международными актами при наличии в статистической карточке основного преступления отметки о его коррупционной направленности: ст. 294 «Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования», ст. 295 «Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование», ст. 296 «Угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования», ст. 302 «Принуждение к даче показаний», ст. 307 «Заведомо ложные показание, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод», ст. 309 «Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу»;
  • 2.3. при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления с корыстным мотивом: п. «а», «б» ч. 2 ст. 141 «Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий», ч. 2 ст. 142 «Фальсификация избирательных документов, документов референдума», ст. 170 «Регистрация незаконных сделок с землей», ст. 201 «Злоупотребление полномочиями», ст. 202 «Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами», ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями», ст. 285.1 «Нецелевое расходование бюджетных средств», ст. 285.2 «Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов», ст. 285.3 «Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений», ч. 1, 2 и п. «в» ч. 3 ст. 286 «Превышение должностных полномочий», ст. 292 «Служебный подлог», ч. 2, 4 ст. 303 «Фальсификация доказательств и результатов оперативно-розыскной деятельности», ст. 305 «Вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта»;
  • 2.4. при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления должностным лицом, государственным, муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации: п. «в» ч. 3 ст. 226 «Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств», ч. 3 ст. 226.1 «Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов», ч. 2 ст. 228.2 «Нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ», п. «в» ч. 2 ст. 229 «Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества», ч. 3, 4 ст. 229.1 «Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ»;
  • 2.5. при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации и с корыстным мотивом: ч. 3, 4 ст. 183 «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну», п. «б» ч. 4 ст. 228.1 «Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества», п. «б» ч. 2 ст. 228.4 «Незаконные производство, сбыт или пересылка прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ», ч. 1, 3 ст. 303 «Фальсификация доказательств и результатов оперативно-розыскной деятельности»;
  • 2.6. при наличии в статистической карточке отметок о коррупционной направленности преступления, о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, с использованием своего служебного положения: ч. 3, 4 ст. 159 «Мошенничество», ч. 3, 4 ст. 159.1 «Мошенничество в сфере кредитования», ч. 3, 4 ст. 159.2 «Мошенничество при получении выплат», ч. 3, 4 ст. 159.3 «Мошенничество с использованием платежных карт», ст. 159.4 «Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности», ч. 3, 4 ст. 159.5 «Мошенничество в сфере страхования», ч. 3, 4 ст. 159.6 «Мошенничество в сфере компьютерной информации», ч. 3, 4 ст. 160 «Присвоение или растрата», ч. 3, 4 ст. 229 «Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества»;
  • 2.7. при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления должностным лицом, государственным, муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, с использованием своего служебного положения и с корыстным мотивом: ч. 5 ст. 228.1 «Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества».
  • 3. Преступления, которые могут способствовать совершению преступлений коррупционной направленности должностным лицом, государственным, муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации:
  • 3.1. при наличии в статистической карточке сведений о совершении преступления, связанного с подготовкой, в том числе мнимой, условий для получения должностным лицом, государственным, муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества либо незаконного предоставления такой выгоды: ст. 159 «Мошенничество», ст. 159.1 «Мошенничество в сфере кредитования», ст. 159.2 «Мошенничество при получении выплат», ст. 159.3 «Мошенничество с использованием платежных карт», ст. 159.4 «Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности», ст. 159.5 «Мошенничество в сфере страхования», ст. 159.6 «Мошенничество в сфере компьютерной информации» (за исключением случаев, указанных в п. 2.6), ст. 169 «Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности», ст. 178 «Недопущение, ограничение или устранение конкуренции», ст. 179 «Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения».

Таким образом, в указании формулируется перечень преступлений коррупционной направленности:

  • — преступления, относящиеся к перечню без дополнительных условий;
  • — преступления, относящиеся к перечню при наличии определенных условий;
  • — преступления, которые могут способствовать совершению преступлений коррупционной направленности.

Подобная дифференциация позволяет подходить к оценке преступления как коррупционного не только на основании особенностей, закрепленных в уголовном законе, но и учитывать фактические признаки, указывающие в той или иной мере на коррупционную составляющую. Полагаем, что данная классификация довольно близка в настоящий момент к оптимальной. Однако есть и спорные моменты.

Так, в подгруппу 2.1 включены составы ст. 174 и 174.1 УК РФ при условии наличия в статистической карточке основного преступления отметки о его коррупционной направленности. Полагаем, что и без такого условия преступление, предусмотренное ст. 174 УК РФ, следовало бы относить к коррупционным, так как совершаемые финансовые операции и сделки с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем, направлены на придание правомерного вида владения, пользования и распоряжения денежными средствами или имуществом.

В подгруппу 2.3 включены преступления, предусмотренные ст. 170 «Регистрация незаконных сделок с землей», ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями» и ст. 292 «Служебный подлог», при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления с корыстным мотивом. Но данные составы преступлений предполагают совершение деяний не только из корыстной, ни и из иной личной заинтересованности. Вновь мы возвращаемся к ранее обозначенной проблеме признака, отражающего мотив коррупционного преступления: только «корыстный» или же дополнительно альтернативный вариант — «из иной личной заинтересованности». Следует, что при отсутствии корыстного мотива и наличии «иной личной заинтересованности» данное преступление нельзя относить к коррупционным. Представляется, что это неверное решение.

В подгруппу 2.6 включен состав преступления, предусмотренный ст. 159.4 «Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности», при наличии в статистической карточке отметок о коррупционной направленности преступления, совершении преступления должностным лицом, государственным и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, с использованием своего служебного положения. Полагаем, что данный состав внесен в перечень ошибочно, так как не содержит такого квалифицирующего признака, как «с использованием своего служебного положения».

Аналогичная ситуация с подгруппой 2.7, куда по непонятным причинам включен только один состав преступления, предусмотренный ч. 5 ст. 228.1 «Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества», при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления должностным лицом, государственным, муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, с использованием своего служебного положения и с корыстным мотивом. В п. «б» ч. 4 этой статьи содержится квалифицирующий признак «с использованием своего служебного положения», с учетом которого преступление, предусмотренное ст. 228.1 УК РФ, следует относить к группе коррупционных.

К третьей группе коррупционных преступлений также есть вопросы. В нее включены преступления, которые могут способствовать совершению деяний коррупционной направленности должностным лицом, государственным, муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации. Конечно, используемая в указании формулировка далека от совершенства. Вряд ли к перечню преступлений коррупционной направленности следует относить преступления, которые могут способствовать их совершению. Представляется, что их следует рассматривать самостоятельно. Поэтому классификацию преступлений в последней части следует сократить.

Несомненно, с положительной стороны следует оценить и те четыре признака, которые используются в указании при отнесении преступления к коррупционному. О них более подробно будет сказано ниже.

Таким образом, вопрос об отнесении преступления к коррупционным в нормативно-правовых актах Российской Федерации окончательно не решен и вызывает значительное количество вопросов, часть из которых была обозначена. Полагаем, что в ближайшее время в российском законодательстве может появиться формулировка коррупционного преступления, которая будет содержать указание на его точные признаки. Это позволит относить то или иное деяние к группе коррупционных преступлений независимо от политических, экономических и других взглядов на те или иные процессы и изменения в жизни общества, а также корректировки уголовного законодательства. В настоящее время такая формулировка отсутствует.

Статья опубликована в рамках:

XXXIV МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «Вопросы современной юриспруденции»(Россия, г. Новосибирск,(24 февраля 2014 г.)

Выходные данные сборника:

Вопросы современной юриспруденции»: сборник статей по материалам XXXIV международной научно-практической конференции. (24 февраля 2014 г.)

ДОЛЖНОСТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И КОРРУПЦИЯ

Андреева Любовь Александровна

канд. юрид. наук, доцент РГГУ, РФ, г. Великий Новгород

E-mail: andreeva56@mail.ru

MALFEASANCE AND CORRUPTION

Lybove Andreeva

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена проблемам квалификации должностных преступлений как коррупционных преступлений. Рискам, связанным с отдельными видами должествования, действиями должностного лица, направленными на совершение коррупционных преступлений. В результате анализа федерального законодательства, автор предлагает нормы и механизмы по предупреждению должностных преступлений.

ABSTRACT

Ключевые слова: преступление; коррупция; должностное положение; взятка; превышение должностного положения; злоупотребление служебным положением.

Keywords: crime; corruption; official; bribery; abuse of official position; malpractice.

В соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ, коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами . Совершение вышеуказанных деяний, от имени или в интересах юридического лица.

Злоупотребление может быть одной из форм коррупции (одним из преступных деяний должностного лица или группы лиц), но не исчерпывает всей полноты определения коррупции.

Из определения следует, что признаками коррупционного преступления являются:

1. непосредственное нанесение ущерба авторитету публичной службы (государственной службы, службы в органах местного самоуправления, непосредственному исполнению функций органов государственной власти), а также непубличной службы (службы в коммерческих и иных организациях). Опосредованно такой ущерб могут причинять любые преступления;

2. незаконный (противоправный) характер получаемых государственным (муниципальным) служащим или иным публичным служащим, либо служащим коммерческой или иной организации преимуществ (имущества, услуг или льгот);

3. использование виновным своего служебного положения вопреки интересам службы;

4. наличие у виновного умысла на совершение действий (акта бездействия), объективно причиняющих ущерб интересам — публичной или непубличной службы;

5. наличие у виновного корыстной или иной личной заинтересованности (последняя может носить и неимущественный характер).

6. специфичность субъектов совершения преступлений. Коррупционные преступления совершают не только должностные лица, но и иные государственные, муниципальные служащие, служащие коммерческих или иных негосударственных структур. В качестве же подкупающих выступают любые физические и юридические лица;

7. несводимость коррупционной преступности к совокупности лишь должностных преступлений;

8. повышенная общественная опасность .

К преступлениям коррупционной направленности относятся противоправные деяния только при наличии всех перечисленных ниже критериев:

1· наличие надлежащих субъектов уголовно наказуемого деяния, к которым относятся должностные лица, указанные в примечании к статье 285 Уголовного кодекса РФ (Должностными лицами в статьях главы 30 Уголовного кодекса РФ признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов РФ, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов), лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой и иной организации, действующие от имени и в интересах юридического лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, указанные в примечании к статье 201 Уголовного кодекса РФ;

· связь деяния со служебным положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей;

· обязательное наличие у субъекта корыстного мотива (деяние связано с получением им имущественных прав и выгод для себя или для третьих лиц);

· совершения преступления с только прямым умыслом.

Исключением являются преступления, хотя и не отвечающие указанным требованиям, но относящиеся к коррупционным в соответствии с ратифицированными международно-правовыми актами и национальным законодательством, а также связанные с подготовкой условий для получения должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуги имущественного характера, иных имущественных прав либо незаконного представления такой выгоды.

В настоящее временя на законодательном уровне не определено какие именно преступления могут быть отнесены к числу коррупционных.

Для устранения данного пробела, в целях оптимизации подготовки статистической отчетности в сфере противодействия коррупции совместным Указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30.04.2010 № 187/862 были внесены изменения в Перечни статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемые при формировании статистической отчетности. Указанием введен новый раздел, который закрепил перечень статей Уголовного кодекса РФ, относящихся к преступлениям коррупционной направленности. В связи с этим удалось выработать единый механизм формирования статистической отчетности в отношении преступлений коррупционной направленности.

Данный перечень был скорректирован Указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России «О введении в действие Перечней статей УК РФ, используемых при формировании статистической отчетности» от 15.02.2012 № 52-11/2. В настоящее время Указание от 15.02.2012 № 52-11/2 является основным межведомственным нормативным документом, определяющим какие именно составы преступлений могут быть отнесены к числу коррупционных, и могло быть принято за основу для квалификации преступлений в УК РФ.

Целесообразно для полноты рассмотрения исследуемого вопроса раскрыть перечень коррупционных преступлений, опираясь на ведомственные акты Генеральной прокуратуры РФ и Министерства Внутренних Дел РФ, в том числе на Указания Генеральной прокуратуры и МВД РФ от 15 февраля 2012 года № 52-11/2 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» и на Указание Генеральной прокуратуры РФ и МВД РФ от 30.04.2010 № 187/862 «О внесении изменений в Перечни статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемые при формировании статистической отчетности» .

Перечень коррупционных преступлений — это относительно полный список всех уголовно-наказуемых деяний, отнесенных законодательными или правоприменительными органами к коррупционным. Коррупционные преступления бывают двух видов: совершенные в форме подкупа и иные коррупционные преступления .

С учетом вышеизложенных Указаний Генеральной прокуратуры РФ и МВД РФ, к коррупционным преступлениям относятся те, ответственность за которые предусматривается Уголовным кодексом РФ:

1. Преступления, относящиеся к перечню без каких-либо условий: статья 141.1; статьи 184; статья 204; п. «а» части 2 статьи 226.1; п. «б» части 2 статьи 229.1; статья 289; статья 290; статья 291; статья 291.1 Уголовного кодекса РФ.

2. Преступления, относящиеся к перечню при наличии определенных условий:

2.1.Преступления, относящиеся к перечню при наличии отметки о его коррупционной направленности: статья 174; статья 174.1; статья 175; часть 3 статьи 210 Уголовного кодекса РФ.

2.2.Преступления, относящиеся к перечню в соответствии с международными актами: статья 294; статья 295; статья 296; статья 302; статья 307; статья 309 Уголовного кодекса РФ.

2.3.Преступления, относящиеся к перечню при наличии корыстных мотивов: пп. «а» и «б» части 2 статьи 141; часть 2 статьи 142; статья 170; статья 201; статья 202; статья 285; статья 285.1; статья 285.2; статья 285.3; статья 286 за исключением п.п. «а», «б» части 3; статья 292; статья 305 Уголовного кодекса РФ.

2.4.Преступления, относящиеся к перечню при наличии сведений о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации: п. «в» части 3 статьи 226; часть 3 статьи 226.1; п. «б» части 4 статьи 228.1; часть 2 статьи 228.2; п. «б» части 2 статьи 228.4; п. «в» части 2 статьи 229 УК РФ; п. «б» части 2 статьи 229.1 Уголовного кодекса РФ.

2.5.Преступления, относящиеся к перечню при наличии сведений о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации и с корыстным мотивом: части 3 и 4 статьи 183 Уголовного кодекса РФ.

2.6.Преступления, относящиеся к перечню при наличии сведений о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, с использованием своего служебного положения: части 3, 4 статьи 159; части 3,4 статьи 159.1; части 3,4 статьи 159.2; части 3,4 статьи 159.3; части 3,4 статьи 159.5; части 3,4 статьи 159.6; части 3,4 статьи 160 Уголовного кодекса РФ.

Преступлениями коррупционного характера являются предусмотренные уголовным законодательством общественно опасные деяния, которые непосредственно посягают на авторитет и законные интересы службы и выражаются в противоправном получении государственным, муниципальным служащим либо служащим коммерческой или иной организации каких-либо преимуществ (денег, имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении им таких преимуществ .

Основным отличительным признаком коррупционных преступлений является то, что они совершаются из корыстных побуждений вопреки интересам службы, с использованием при этом полномочий, которыми должностное лицо или служащий наделены в связи с занимаемой должностью.

Особенностью объективной стороны коррупционных преступлений является то, что они совершаются путем использования лицом имеющихся у него служебных полномочий или в связи с занимаемой им должностью .

Обязательным признаком объективной стороны большинства коррупционных преступлений являются активные действия. За исключением статей 285 и 286 Уголовного кодекса РФ, которые могут быть совершены, как путем совершения действия, так и путем бездействия .

Субъектами преступлений коррупционной направленности в большинстве случаев являются должностные лица, за исключением дачи взятки (статья 291 Уголовного кодекса РФ) и посредничества во взяточничестве (статья 2911 Уголовного кодекса РФ), где предусмотрен общий субъект преступления.

С субъективной стороны все коррупционные преступления характеризуются виной, которая выражается в форме умысла. Причем для формальных составов характерен лишь прямой умысел (статьи 2851, 289—292 Уголовного кодекса РФ), в материальных составах умысел может быть как прямым, так и косвенным (статьи 285, 286 Уголовного кодекса РФ).

В некоторых составах преступлений в качестве обязательных признаков закон предусматривает определенные мотивы и цели. Обязательным признаком злоупотребления должностными полномочиями (статья 285 Уголовного кодекса РФ) и служебного подлога (статья 292 Уголовного кодекса РФ) является мотив корыстной или иной личной заинтересованности.

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» превышение должностных полномочий и злоупотребление должностными полномочиями, отнесено к коррупции. Пленум обращает внимание на направленность уголовной ответственности за преступления против интересов государственной службы на обеспечение защиты граждан от коррупции и других общественно опасных деяний, совершенных должностными лицами по службе. Лица, злоупотребляющие должностными полномочиями либо превышающие свои должностные полномочия, посягают на регламентированную нормативными правовыми актами деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации, в результате чего существенно нарушаются права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества и государства .

В п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» , указывается:

корыстная заинтересованность – это стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т. п.);

иная личная заинтересованность — это стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т. п.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что в соответствии с совместным Указанием Генеральной прокуратуры РФ и МВД России от 15.02.2012 № 52-11/2 одним из обязательных условий отнесения преступления к числу коррупционных является наличие именно корыстной мотивации, а при совершении преступления (например, злоупотребление должностными полномочиями) из иной личной заинтересованности (карьерные устремления, дружеское расположение) – оно не относится к перечню коррупционных преступлений.

Таким образом, коррупционная преступность — это целостная, относительно массовая совокупность преступлений (и лиц, их совершивших), посягающих на авторитет государственной службы или службы в органах местного самоуправления, выражающихся в незаконном получении (и предоставлении) материальных или иных благ и преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных, муниципальных функций или служебных функций в коммерческих и иных негосударственных структурах .

Законодателем превышение должностных полномочий напрямую не включено в термин коррупция трактуемый в Федеральном законе «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ , и лишь косвенно затронуто в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. № 19 г. и Указаниях Генеральной прокураторы РФ и МВД РФ, а норма статьи 286 Уголовного кодекса РФ не предусматривает наличие корыстной и иной личной заинтересованности, все же учитывая общественную опасность совершенного деяния, последствия от совершенного деяния, субъект преступления, и опираясь на судебную практику, при наличии в действиях должностного лица корыстной и иной личной заинтересованности, превышение должностных полномочий можно отнести к коррупционным преступлениям.

Список литературы:

  1. Илий С.К. Коррупционные преступления / С.К. Илий. М.: Статус, 2012. — С. 2.
  2. Крюков В.В. К вопросу о криминалистической характеристике должностных преступлений коррупционной направленности // Теория и практика криминалистики и судебной экспертизы / В.В. Крюков. М.: Академия управления МВД России. 2010. — С. 10.
  3. Крюков В.В. Возбуждение уголовного дела о должностных преступлениях коррупционной направленности // Теория и практика криминалистики и судебной экспертизы / В.В. Крюков. М.: Академия управления МВД России. 2010. — С. 64.
  4. Малков В.Д. Криминология / В.Д. Малков. М.: Инфра-М Контракт, 2011. — С. 412.
  5. О противодействии коррупции: федер. закон от 25 дек. 2008 г. № 273-ФЗ (с изм. и доп. вступившими в силу с 30 сент. 2013 г.)// . — Режим доступа. — URL: http://www.consultant.ru Дата доступа: 18.02.2014.
  6. О внесении изменений в Перечни статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемые при формировании статистической отчетности : указание Ген. прокуратуры РФ и МВД РФ от 30 апр. 2010 г. № 187/862. . — Режим доступа. — URL: http://www.consultant.ru. Дата доступа: 18.02.2014.
  7. О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности : указание Ген. прокуратуры РФ и МВД РФ от 15 февр. 2012 г. № 52-11/2. — Режим доступа. — URL: http://www.consultant.ru. Дата доступа: 18.02.2014.
  8. О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 окт. 2009 г. № 19 // Российская газета. 2009. № 207.
  9. Чирков Д.К. Коррупция и антикоррупционная политика / Чирков Д.К. М. Академия экономической безопасности МВД РФ. 2010. — С. 65—67.