Престиж службы в уис

Престиж специальной службы

ЛИЧНОЕ ДЕЛО
ШАМСУНОВ Салих Хабибович


Фото Артема ТРОИЦКОГО

Родился 17 июня 1946 года в деревне Чуракаево Актанышского района Татарской АССР. Окончил Казанский авиационный институт им. А.Н. Туполева (1974 г.), Академию МВД СССР (1980 г.). В уголовно-исполнительной системе с 1975 года. Прошел путь от начальника отделения управления до заместителя начальника управления воспитательной работы и кадров Главного управления исполнения наказаний МВД России. В 1998-2005 годах занимал должность заместителя начальника Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации, присвоено специальное звание «генерал-майор внутренней службы». В августе 2005 года назначен на должность федеральной государственной гражданской службы — заместителя директора Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России). Награжден орденом Почета, медалями «Ветеран труда», «В память 850-летия Москвы», «В память 300-летия Санкт-Петербурга», «В память 1000-летия Казани», другими ведомственными наградами.

— Салих Хабибович, сначала, если можно, несколько слов о службе исполнения наказаний: что она собой представляет, каковы ее структура и задачи?
— Напомню, что в сентябре 2008 года исполнилось 10 лет с момента передачи уголовно-исполнительной системы (УИС) из МВД России в ведение Минюста России. В связи с этим сразу возникла необходимость самостоятельно решать вопросы кадрового обеспечения учреждений и органов УИС: прием на службу, зачисление в кадры, присвоение первых и очередных специальных званий, а также другие организационно-правовые вопросы прохождения службы, профессиональной подготовки, воспитательной и социально-правовой работы с сотрудниками УИС. Соответственно в ГУИН Минюста России были созданы управление кадров, управление по работе с личным составом и управление профессионального образования.
В 2004 году была образована Федеральная служба исполнения наказаний (как правопреемник ГУИН Минюста России). А поскольку на сегодняшний день прохождение службы, кадровый рост и профессиональное образование сотрудников неразрывно связаны, то управление кадров и управление профессионального образования были объединены. Управление по работе с личным составом осталось самостоятельным структурным подразделением службы.
На уровне территориальных органов ФСИН России кадровая служба представлена, как правило, управлением или отделом кадров и отделом по работе с личным составом, которые подчиняются одному из заместителей руководителя территориального органа. В учреждениях уголовно-исполнительной системы имеется также подразделение кадровой службы — отдел кадров, в составе которого имеется группа по работе с личным составом.
Сейчас одним из основных направлений деятельности кадровых подразделений является формирование высокопрофессионального, стабильного и оптимально сбалансированного кадрового состава учреждений и органов УИС, наиболее полно соответствующего современным требованиям и способного эффективно решать задачи, поставленные перед ФСИН.

Вопросы комплектования, сокращения текучести кадров, служебной подготовки, работы с резервом отнесены к приоритетным вопросам работы кадровых служб.
— Насколько кадровый состав ФСИН России сегодня соответствует решению поставленных перед службой задач? Какие проблемы в кадровой работе обозначились в последние годы?
— Эффективность деятельности учреждений и органов зависит от кадрового потенциала. Однако анализ профессиональной деятельности сотрудников показывает, что далеко не все успешно адаптируются к специфическим условиям пенитенциарных учреждений. Процесс становления сотрудника УИС сопряжен с необходимостью приобретения существенного и специфического практического опыта, что требует значительного времени и усилий.
Для решения этой проблемы разработана Концепция развития кадрового обеспечения уголовно-исполнительной системы на период до 2011 года, которая направлена на реализацию задач административной реформы, определенных президентом и правительством Российской Федерации, государственной кадровой политики в сфере деятельности органов и учреждений службы.
По мере развития уголовно-исполнительной системы возросли требования к уровню профессионализма ее сотрудников. Обязанности персонала выходят за рамки обязанностей обычных постовых и учитывают необходимость содействия возвращению осужденных в общество по отбытию срока заключения, включающего программу воспитательного воздействия и помощи. Персонал должен отвечать высоким профессиональным и личностным требованиям, таким как педагогические наклонности, способность к административной работе, честность, гуманность, физическая пригодность и наличие душевного здоровья.
Предстоит серьезная работа по созданию сотрудника пенитенциарных учреждений новой формации с учетом условий работы в коллективе осужденных, имеющих твердые преступные установки, с конечной целью их ресоциализации, и готовых к возвращению в общество по завершению отбытия уголовного наказания.
Постоянное напряжение труда, обусловленное наличием угрозы для жизни и здоровья, диктует необходимость оказания персоналу исправительных учреждений психологической и иных видов помощи, которую мы уже оказываем частично и планируем ее предоставлять всему личному составу в условиях социально-реабилитационных центров территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний.
Негативное влияние на обеспечение кадрами учреждений и органов УИС, их отток, ослабление профессионального ядра вызваны рядом таких причин:
— жесткие ресурсные, в том числе финансовые, ограничения проводимого реформирования учреждений и органов УИС;
— сложная криминогенная обстановка и изменение качественных и количественных характеристик преступности в сторону повышения криминогенности;
— невысокий престиж службы в учреждениях и органах УИС;
— недостаточный уровень денежного довольствия и социальных гарантий сотрудников, гражданского персонала, а также лиц, уволенных со службы, и членов их семей;
— ухудшение качественного состава кандидатов на службу;
— затянувшийся процесс формирования новой нормативно-правовой базы, регулирующей службу в учреждениях и органах УИС.

Анализ сложившейся кадровой ситуации за последние три года показывает, что состояние демографической ситуации, конкуренция на рынке труда, складывающиеся в обществе, негативно отражаются на комплектовании кадрами.
Вместе с тем, несмотря на существующие проблемы, положение с кадровым обеспечением УИС позволяет решать оперативно-служебные задачи, стоящие перед ФСИН России.
— Как осуществляется подготовка молодых сотрудников, довольны ли вы ею? Что надо сделать, чтобы она стала более качественной?
— В настоящее время подготовка квалифицированных кадров УИС осуществляется по следующим уровням профессионального образования:
— профессиональная подготовка сотрудников, впервые принятых на службу, и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка и повышение квалификации руководящего состава и сотрудников УИС);
— среднее профессиональное образование;
— высшее профессиональное образование;
— послевузовское профессиональное образование (подготовка научно-педагогических кадров).
Система учреждений профессиональной подготовки кадров УИС в настоящее время включает в себя 7 образовательных учреждений высшего профессионального образования с 7 филиалами, образовательное учреждение среднего профессионального образования, институт повышения квалификации работников УИС, межрегиональный учебный центр, 73 учебных центра (пункта) при территориальных органах ФСИН России, научно-исследовательский институт. Особое место в подготовке специалистов занимают высшие академические курсы и факультет управления Академии права и управления, осуществляющие подготовку высшего руководящего состава ФСИН России.
Ежегодный набор в образовательные учреждения ФСИН России составляет около четырех тысяч курсантов и слушателей. Всего за счет средств федерального бюджета в них обучается более 16 тысяч человек. Специальности, по которым осуществляется обучение кадров в образовательных учреждениях (а их всего 12), ориентированы на потребности учреждений и органов УИС в специалистах соответствующего профиля: государственное и муниципальное управление, юриспруденция, правоохранительная деятельность, психология, социальная работа, кинология, экономика и другие.
В образовательных учреждениях работают более 600 кандидатов наук, доцентов и 112 докторов наук, профессоров.
К сожалению, выпуск в год ведомственными образовательными учреждениями квалифицированных специалистов обеспечивает потребность системы в кадрах менее чем наполовину.
В связи с этим предполагается создать в уголовно-исполнительной системе дополнительно четыре образовательных учреждения высшего профессионального образования в Южном, Сибирском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах.
В целом существующая система профессиональной подготовки кадров УИС, несмотря на отдельные недостатки и трудности в организации работы, решает поставленные перед ней задачи подготовки специалистов на высоком профессиональном уровне.
Что касается профессиональной подготовки на внебюджетной (платной) основе, то в некоторых образовательных учреждениях есть такие отделения. На сегодняшний день это один из источников денежных средств на расширение материально-технической базы образовательных учреждений и закрепление квалифицированных преподавательских кадров.

— Что делается для закрепления молодых сотрудников на службе? Как решаются медицинские, социально-бытовые проблемы, вопросы денежного довольствия и отдыха?
— С целью привлечения молодых людей на службу в учреждения, исполняющие наказания, ФСИН России вышло с инициативой в правительство Российской Федерации об установлении им единовременных выплат. Наши предложения нашли поддержку, и с 1 января 2005 года вступило в силу решение правительства Российской Федерации, в соответствии с которым сотрудникам учреждений, исполняющих наказания, за счет средств федерального бюджета производится выплата единовременного пособия в размере до 12 окладов месячного денежного содержания в одном из следующих случаев:
— в течение 3 месяцев со дня назначения на должность прибывших после окончания учебного заведения МВД России, Минюста России, ФСИН России либо прибывших по распределению выпускников гражданских учебных заведений;
— в течение 3 месяцев с момента заключения первого брака.
В целях обеспечения социальной защиты молодых сотрудников, имеющих право на получение единовременного пособия, недопущения снижения размера единовременного пособия ФСИН России осуществляется контроль за проведением этих выплат.
Решены проблемы и оказания сотрудникам УИС высокотехнологичной медицинской помощи, беспрепятственно оказывается медицинская помощь в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения. При этом по-прежнему наши сотрудники имеют право на бесплатное медицинское обслуживание в медицинских учреждениях системы МВД России.
Для организации отдыха и оздоровления детей сотрудникам ежегодно выплачиваются денежные средства для оплаты стоимости путевок детей школьного возраста, причем в течение ряда лет сумма этих выплат неуклонно растет.
Летний отдых детей организуется и на собственных базах отдыха либо в детских оздоровительных центрах в территориальных органах ФСИН России.
Дети сотрудников, погибших, ставших инвалидами при исполнении служебных задач, ежегодно в летний период обеспечиваются бесплатными путевками во всероссийские детские центры «Орленок» и «Океан» с оплатой проезда к месту отдыха и обратно. Независимо от предоставления путевок этой категории детей ежегодно выплачивается пособие на проведение летнего оздоровительного отдыха по месту получения пенсии по потере кормильца.
Для оказания помощи в оздоровлении детей сотрудников используются все возможности, в том числе работа с благотворительными организациями.
Правительством Российской Федерации производится регулярная индексация размеров денежного довольствия сотрудников УИС на уровне денежных выплат сотрудникам иных правоохранительных органов.
Не меньше внимания уделяется строительству служебного жилья для персонала УИС, которое строится вблизи охраняемых объектов. Изыскиваются на эти цели денежные средства из федерального бюджета.
Считаем необходимым совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, в которых предусматривается правоохранительная служба, проработать и внести на рассмотрение правительства Российской Федерации вопрос, касающийся социальных гарантий и мер поддержки сотрудников в зависимости от выслуги лет. Прежде всего это должно затрагивать порядок погашения выделенных из федерального бюджета средств на оплату жилья, что заинтересует молодежь, так как при существующем денежном довольствии приобретение жилья становится проблематичным.
— Раньше призывники, пришедшие на службу в УИС, освобождались от службы в армии, между тем многие юноши хотели бы в качестве альтернативной службы пойти служить во ФСИН России. Что можно сказать этим молодым людям?
— В соответствии с ранее действовавшим законодательством призывникам, пришедшим на службу в УИС, предоставлялась отсрочка на период прохождения службы.
С 1 января 2008 года отсрочка от призыва на военную службу в связи со службой в УИС предоставляется только гражданам, поступившим на службу в учреждения и органы УИС непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования ФСИН России, МВД России и МЧС России, при наличии у них специальных званий — на время службы в учреждениях и органах пенитенциарной системы.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 6 июля 2006 года №104-ФЗ граждане, которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии со статьями 23 и 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» до 1 января 2008 года, пользуются указанной отсрочкой до истечения срока ее действия или до исчезновения ее оснований.
В то же время служба в учреждениях и органах УИС не является альтернативной по отношению к военной службе.
Согласно Федеральному закону от 21.07.1998 г. №117-ФЗ на сотрудников учреждений и органов УИС распространяется действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
Прохождение альтернативной гражданской службы регулируется специальным Федеральным законом от 25.07.2002 г. №113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» и осуществляется на должностях работников организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
ФСИН России наряду с другими органами исполнительной власти участвует в организации альтернативной гражданской службы, однако в уголовно-исполнительной системе прохождение этого вида службы осуществляется на должностях гражданского персонала исправительных учреждений, следственных изоляторов и иных учреждений. Комплектование учреждений УИС гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, носит единичный характер.
Для направления на альтернативную гражданскую службу гражданам необходимо обратиться в военные комиссариаты по месту жительства с соответствующими заявлениями в сроки, установленные Федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе». При этом граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать призывной комиссии, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию.
При комплектовании должностей сотрудников, наоборот, предпочтение отдается гражданам, прошедшим военную службу по призыву, поскольку им, как правило, проще адаптироваться к несению службы в учреждениях и органах УИС.
— Позади пора летних отпусков. Были ли проблемы у сотрудников УИС и членов их семей, в том числе из отдаленных районов страны, с отправкой в отпуск в другие регионы России, страны СНГ, где у многих остались родственники, на отдых и лечение за границу?

— Проблемы с отправкой сотрудников УИС и членов их семей к месту проведения очередного отпуска независимо от избранного места отдыха, будь то Россия, ближнее или дальнее зарубежье, мы решаем.
Осуществляется компенсация расходов при проезде к месту проведения отпуска и обратно железнодорожным, воздушным, водным и междугородным автомобильным транспортом. Также производится оплата проезда при следовании сотрудников и членов их семей к местам использования отпусков по туристическим путевкам, в том числе чартерными рейсами в иностранные государства.
С июля 2008 года производится возмещение затрат, связанных с проездом сотрудников на личном автотранспорте, исходя из стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно по кратчайшему пути в плацкартном вагоне пассажирского поезда, а при отсутствии железнодорожного сообщения — по кратчайшему пути автомобильного транспорта на основании справок транспортных организаций о стоимости проезда.
Необходимо обратить внимание, что ФСИН России практикует выдачу аванса на проезд в отпуск, а окончательное возмещение расходов по проезду в отпуск производится после проведения отпуска на основании проездных документов, что иногда является решающим фактором для проведения отпуска с выездом из своего региона или за границу.
Выплата аванса или возмещение расходов производится и при следовании на лечение по путевке в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения. Сотрудникам, которым предоставлен отпуск по болезни, если имеются медицинские показания к перемене места пребывания, возмещение расходов на проезд в указанный отпуск и обратно осуществляется независимо от использования очередного ежегодного отпуска.
Гражданам, уволенным со службы из УИС с правом выхода на пенсию и имеющим выслугу 20 лет и более, в том числе и в льготном исчислении, а также членам их семей один раз в год возмещаются расходы для проезда на лечение в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно.
— В ряде силовых ведомств предполагается произвести разаттестацию некоторых категорий сотрудников: бухгалтеров, врачей, хозяйственников. Может ли это коснуться сотрудников ФСИН России? В каком направлении может проходить оптимизация кадрового состава УИС?
— Сегодня уголовно-исполнительная система является многофункциональным комплексом органов, учреждений и организаций различного профиля, выполняющих задачи по исполнению уголовных наказаний, обеспечению безопасности, законности и правопорядка в местах лишения свободы, а также иные функции, возложенные на них законодательством Российской Федерации, указами президента Российской Федерации, постановлениями правительства РФ.
Что касается вопросов дальнейшего развития УИС в кадровом аспекте, то одним из основных документов планирования строительства УИС является Федеральная целевая программа «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007 — 2016 годы)». Расчеты показывают, что для ее реализации потребуется дальнейшее поэтапное увеличение численности персонала.
Кроме того, в СМИ уже упоминалось о подготовке проекта федерального закона о домашнем аресте подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, которым предполагается наделить уголовно-исполнительную систему функциями по осуществлению контроля за поведением этой категории арестованных и надзора за соблюдением ими установленных судом ограничений и запретов. В случае принятия названного законопроекта введение в действие меры пресечения в виде домашнего ареста также потребует увеличения численности персонала УИС.

С учетом этого могу сказать, что предпосылок к разаттестации сотрудников УИС не имеется.
— И в заключение вопрос о ветеранах. Работаете ли вы с этой категорией бывших сотрудников? И что делается для них?
— Да, конечно. Это одно из наиболее важных направлений деятельности нашей службы. В ноябре 2006 года в Москве по инициативе ветеранской организации ФСИН России создана Общероссийская общественная организация ветеранов Федеральной службы исполнения наказаний. Одно из важнейших направлений деятельности Советов ветеранов — забота о нуждах ветеранов, принятие вместе с руководством учреждений и органов УИС мер по оказанию им помощи, которая заключается не только в проведении акций благотворительного характера, но и в моральной поддержке в это трудное время (приглашение для участия в торжественных, культурных, спортивных мероприятиях). За плечами каждого из них большая школа, солидный опыт работы в пенитенциарных учреждениях.
Ветераны активно принимают участие в повышении профессионального мастерства личного состава; воспитании его на героических традициях УИС; сборе исторических материалов о деятельности службы для оформления экспозиций в музеях, комнатах боевой славы; пропаганде и разъяснении истории и современной деятельности УИС среди населения, правовом воспитании граждан.
Чтобы увековечить память ветеранов, закрепить лучшие традиции, ФСИН России совместно с Советом ветеранов издает сборник «Эхо Великой победы». В этом году в нем помещено 45 зарисовок и очерков о ветеранах Великой Отечественной войны. Можно без преувеличения сказать, что ветераны — это страстные патриоты службы, которые хотят активно работать, вносить свой вклад в решение задач, поставленных перед уголовно-исполнительной системой.

Сотрудники уголовно-исполнительной системы: экстремальные условия профессии и их следствия

И.Б. Королева (ж-л Прикладная юридическая психология)
Аннотация: в статье анализируют­ся экстремальные условия профессиональной деятельности сотрудников уго­ловно-исполнительной системы и следс­твие их влияния.
Ключевые слова: экстремальные ситуации, сотрудники уголовно-испол­нительной системы, профессиональная девиация, профессиональная деформа­ция, экстремальные условия, специфи­ческая среда.
Специалисты, работающие в уго­ловно-исполнительной системе, отве­чают насущной потребности общества в защите от преступников. Эта катего­рия людей — охранников, контролеров за исполнением наказания, воспитате­лей, социальных работников, психоло­гов, сама остро нуждается в психологи­ческой диагностике и сопровождении. Деятельность работников уголовно-исполнительной системы протекает в напряженных, конфликтных ситуациях, сносных для жизни обстоятельствах. Подобные условия оказывают сильные воздействия и именуются экстремаль ними. Жизнь сотрудников уголовно-исполнительной системы протекает в постоянном стрессе. Среди экстремальных ситуаций работы в УИС выделяют: хваты заложников, массовые беспорядки, неповиновение и т.д. Однако в большинстве исследований отмечают и сложности совершенно другого рода. Прежде всего, сама повседневная служба сотрудников УИС представляется как крайне напряженная . Один из основных факторов — скорее не сама вероятность конкретных экстремальных ситуаций, а контингент, с которым приходится работать. Еще — условия труда. «Кто бы что ни говорил, но в тюремной жизни нет никакой романтики — только жестокость, страдания, грязь, и к ним вольно или невольно вырабатывается привычка» .
Первый экстремальный фактор -контингент осужденных. Среди таких осужденных чаще всего встречаются психопаты, олигофрены, эпилептики. По мере ужесточения режима исправитель­но-трудовой колонии и концентрации в пей рецидивистов и лиц, совершивших гяжкие преступления, происходит «на­копление» осужденных с высокой кри­миногенной опасностью .
Второй экстремальный фактор — изоляция условий профессиональной деятельности. Сотрудники УИС являются невольными узниками своей работы . Территория их жизнедеятельности ог­раничена колонией и часто поселком, в котором они проживают.
Третий экстремальный фактор — низ­кая престижность профессии, клеймо сатрапа. Повсюду в мире люди, работающие в тюрьмах, чувствуют, что в глазах общества клеймо, лежащее на заклю ченных, ложится и на них . В глазах обывателя «тюремщик» обязательно является сатрапом, действующим са мовластно, деспотически, не считаясь с законом. Сотрудники УИС поставлены в условия, когда требуется непрерывно до казывать социальную значимость своей профессии.
Термин «девиация» применяется в ряде наук для обозначения отклонения от нормы или какой-то заданной вели­чины. Он может быть вполне применим и для обозначения тех изменений, ко­торые могут произойти с работником ИТУ под влиянием профессиональной деятельности.
Профессиональная девиация состо­ит в незначительных, не носящих ярко выраженного негативного характера из­менениях личностных качеств работника ИТУ. Как правило, это явление не приво­дит к отрицательным изменениям в основных личностных характеристиках, не влияет значительно на эффективность профессиональной деятельности.
Профессиональная деформация -это изменение профессиональных возможностей и личностных характеристик работника ИТУ в отрицательную сторону под влиянием условий и опыта профес­сиональной деятельности.
Рукоприкладство, грубость, примене­ние спецсредств без должной необходимости — это крайние формы проявления профессиональной деформации.
Профессиональная деградация может быть определена как крайняя степень профессиональной деформа­ции, когда встает вопрос о професси­ональной пригодности работника ИТУ вообще.
Причинами такой деформации явля­ются частое взаимодействие (по роду службы] с криминальной средой, лицами с аморальным поведением; испытание больших физических и эмоционально-психологических перегрузок. Личност­ная деградация возникает как результат долговременной деятельности в экстремальных условиях. В ряде случаев мож­но говорить уже о профессиональной де­формации и деградации, доходящей до деградации личности, когда происходит значительное сужение круга интересов, потребностей и снижение их уровня, «ог­рубление» личности в целом. Часто это проявляется в обычных межличностных отношениях .
Экстремальные условия объектив­но содержат в себе различные факто­ры, оказывающие психологическое воз­действие на сотрудников УИС. Выделяют следующие группы факторов:
— экстремально психологические;
— экстремальные морально-психо­логические;
— экстремальные профессиональ­но-психологические .
Деформирующее влияние на лич­ность сотрудников исправительных учреждений оказывает специфичес­кая среда, в которой осуществляется профессиональная деятельность. При этом следует учитывать сопутствующие факторы, такие, как закрытость испра­вительных учреждений; идентификация сотрудниками себя с «властью», а осуж­денных с «невольниками»; постоянный, неизбежный контакт с криминальной средой ; стрессо-вость профессиональной деятельности, связанной с постоянной угрозой эмоци­ональной и физической агрессии со стороны осужденных; высокий уровень эмоционального напряжения в общении.
Таким образом, деятельность работников уголовно-исполнительной системы протекает в напряженных, конфлик­тных ситуациях, в опасных для жизни обстоятельствах. Подобные условия со здают большие сложности в решении профессиональных задач, сказываются на успешности действий, требуют от персонала психологической устойчивости, особой подготовленности, умения адекватно действовать при любых экстре­мальных условиях.
Литература:
1. Белослудцев В. И., Козюля В. Г. 0рганизационно-управленческие и педагогические пробле­мы исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных с психическими аномалиями // Со­циально-психологические проблемы организации исполнения уголовных наказаний: Сборник статей / Под ред. А. В. Пилещко, В. А. Уткина. Домодедово, 1996. С. 56-57.
Беляева Л. И. Психологические особенности экстремальных ситуаций правоохранительной деятельности // Прикладная юридическая психоло­гия / Под ред. А. М. Столяренко. М„ 2001. С. 531-533.
Грибов В. В тюремном интерьере // Ветеран. 2003. №5 (718). С. 14.
Ильина Е. С. Экстремальная профессия — со­трудник УИС // Развитие личности. 2002. №4. С. 169-173.С. 171.
Лихачев Д. С. Черты первобытного примити­визма воровской речи // Словарь тюремно-лагерно-блатного жаргона. М., 1992. С. 359-364;
Мухина В. С. Стигматизация личности в под­ростковой среде // Развитие личности. 2000. № 3-4. С. 187-190.
Свинаренко И.Н. Русские сидят. М., 2002. С. 330.

283 ФЗ (Федеральный закон) «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти» описывает, на какие социальные гарантии могут рассчитывать сотрудники некоторых ведомств уголовно-исполнительной системы и порядок их предоставления. Трудовая деятельность работников уголовно-исполнительной системы, противопожарной и таможенной служб сопряжена с высоким уровнем ответственности и значимости в обществе и государстве. Именно поэтому законодательством предусмотрена гарантия безопасности сотрудников, их достойное финансовое обеспечение, предоставление медицинской помощи, различных льгот и субсидий.

Какие преимущества предоставляет закон работникам

ФЗ 283 «О социальных гарантиях» описывает размер и порядок начисления окладов, получения единовременной выплаты на строительство и приобретение жилья, выплату командировочных расходов и многое другое.

Сотрудники ведомств, попадающие под действие 283-ФЗ, по роду своей профессиональной деятельности неразрывно связаны с опасностью, рисками, ограничениями, поэтому долгом государства является предоставить им защиту, уверенность в завтрашнем дне.

Социальная защищенность служащих, с одной стороны, уберегает ведомства от текучести кадров, а с другой стороны, привлекает достойных кандидатов для прохождения службы.

Государственные служащие имеют право на следующие выплаты и гарантии в связи со своей трудовой деятельностью:

  • покрытие расходов, связанных со служебными командировками;
  • оказание ежегодной материальной помощи;
  • предоставление так называемых подъёмных;
  • покрытие расходов по использованию личного автотранспорта по службе;
  • бесплатное восстановительное лечение.

Ведомственные работники, которые служат на территориях Крайнего Севера, в отдалённых местностях, получают право на оплачиваемую дорогу к месту отдыха раз в год на себя и одного члена семьи в пределах нашей страны.

Разовая выплата на покупку или строительство недвижимости

283 ФЗ «О социальных гарантиях» закрепляет за работниками с трудовым стажем 10 и более лет возможность получения разовой выплаты на покупку или строительство жилья.

Для этого необходимо:

  • не иметь собственного жилья;
  • не арендовать квартиру по договору социального найма;
  • проживать в непригодных или аварийных условиях;
  • площадь арендуемого помещения должна быть меньше 15 кв.м. в расчёте на одного жильца;
  • проживать в коммуналке, общежитии, независимо от площади помещения;
  • проживать в помещении, состоящем из одной комнаты совместно с другой семьёй или в помещении с неизолированными комнатами;
  • проживать совместно с хронически тяжелобольным родственником в одном помещении, что запрещено санитарными нормами.

Для получения финансовой помощи работник ведомства должен собрать документы, подтверждающие его статус как нуждающегося в улучшении условий проживания, вместе с заявлением подать их в специальную комиссию для рассмотрения.

Комиссия в срок, не превышающий трёх месяцев, рассматривает кандидатуру и принимает решение, о котором уведомляет подавшего документы. В случае положительного решения кандидат ставится в очередь и ожидает выделения средств.

Сумма компенсации рассчитывается индивидуально и зависит от следующих факторов:

  1. Площади помещения, положенного нуждающемуся. Норматив на одного человека составляет 33 кв. м., супружеская пара может рассчитывать на 42 кв. м., семье, состоящей из трёх человек и более, положено 18 кв. м на каждого человека.
  2. Средней цены за квадратный метр.
  3. Поправочного коэффициента. Эта величина варьируется от стажа претендента, чем больше стаж, тем выше коэффициент. К примеру, сотрудник со стажем работы от 11 до 12 лет может рассчитывать на коэффициент 1,05% к цене за квадратный метр. Максимальный поправочный коэффициент составляет 1,25%.

Пособие выплачивается непосредственно на расчётный счёт заявителя исчитается исполненным с момента перечисления средств.

После получения денежных средств работник обязан отчитаться работодателю о приобретении недвижимости с предоставлением соответствующих документов.

Важные моменты

Если несколько членов семьи являются служащими ведомства, то только один на выбор может встать на учёт. При увольнении такого члена семьи другой сотрудник может встать в очередь на ту дату, когдабыл поставлен уволенный.

Кроме того, комиссия может принять решение о снятии гражданина с учёта без выплаты пособия в следующих случаях:

  • по заявлению работника;
  • в случае улучшения жилищных условий;
  • по причине увольнения, смерти;
  • если было установлено, что служащего поставили на учёт по ложным основаниям.

Если работник, ожидающий своей очереди на предоставление материальной помощи, переводится в другое территориальное подразделение, то он будет включён в очередь по новому месту той датой, когда был поставлен в очередь первоначально.

В случае гибели сотрудника при исполнении служебных обязанностей не позднее года с момента гибели его правопреемники должны получить выплату пропорционально количеству членов семьи, если этот работник состоял в очереди как нуждающийся.

Выплаты и гарантии при увольнении

Работник, общий стаж которого на момент увольнения составил двадцать лет и выше, ведомство гарантированно выплачивает ему семь окладов при увольнении, со стажем до двадцати лет – два оклада.

Один оклад получают при увольнении работники, удостоенные государственных наград и почётных званий.

Уволенные с правом на пенсию сотрудники имеют право:

  • на медицинское обслуживание, предусмотренное для работающих граждан;
  • на льготные путёвки в санатории и профилактории для себя и членов семьи;
  • на оплачиваемую государством реабилитацию.

Аналогичные социальные гарантии сохраняются за уволившимся работником, получившим в период службы увечья или инвалидность в связи с исполнением должностных обязанностей.

При увольнении со службы сотрудников, с трудовым стажем свыше 20 лет.Кроме того, если уволенный в период работы получил увечье, группу инвалидности, то за такими работниками сохраняется право на оплачиваемый проезд к месту отдыха один раз в год.

Перечисленные льготы не распространяются на служащих, уволенных по виновным основаниям, например, в связи с несоблюдением условий контракта, утратой доверия и др.

Особые положения Закона, касающиеся ФСИН России

ФЗ 283 «О социальных гарантиях» внёс изменения в некоторые ведомственные документы, определяющие социальные гарантии подведомственных сотрудников ФСИН (Федеральная служба исполнения наказания). Специфика работы ФСИН требует предоставления особых социальных гарантий с целью компенсации ограничений службы.

Ст. 36 Закона закрепляет за сотрудниками ФСИН России привилегию на покупку и бронирование проездных билетов без очереди, первоочередное право вселения в гостиницу при пребывании в служебных командировках или при переезде к новому месту работы.

Но также ст. 37 указывает, что следующие работники ФСИН по ходатайству имеют право получить разовую финансовую помощь в размере 3 окладов:

  • вступившие в брак в первый раз;
  • молодые специалисты, выпускники высших учебных заведений, приступившие к работе.

Закон о соц. гарантиях работников ФСИН должен мотивировать на добросовестное исполнение должностных обязанностей, предотвращать отток кадров, развитие коррупции.

Работа в службе исполнения наказаний очень специфична, обусловлена человеческим фактором. Места отбывания наказаний, а также СИЗО (следственный изолятор) изолированы от внешнего мира, что повышает требования к принятию мер по противодействию коррупции.

Но если служащий любого уровня не заинтересован в своей работе, не чувствует защиты со стороны государства, то как в таких условиях могут соблюдаться права лиц, отбывающих наказания.

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНОИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

О 2015 Н. В. Якубовская

Самарская государственная академия государственного и муниципального управления

Статья посвящена социальной защите сотрудников УИС. В статье рассмотрены социальные льготы и гарантии, предоставляемые сотрудникам уголовно-исполнительной системы.

Суть работы сотрудников различных органов и учреждений, исполняющих наказание, заключается соответственно в исполнении наказаний, отвечающих нормам закона. Так как сотрудники имеют дело с осужденными, то и работа их сопряжена со стрессами, эмоциональным напряжением, усталостью. Бывают и более экстремальные ситуации, например, групповое неповиновение осужденных или массовые беспорядки. Подобная работа — это не только эмоциональная нестабильность, но еще и угроза жизни и здоровью сотрудников, так как бывают случаи, когда осужденные ведут себя агрессивно. Поэтому, для привлечения и удержания сотрудников на данной работе законодательством устанавливается и закрепляется социальная поддержка сотрудников персонала уголовно-исполнительной системы. Прежде, чем говорить о социальной защите, необходимо отметить, кто же относится к сотрудникам УИС. В статье закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» сказано, что к данным лицам относятся сотрудники, имеющие специальные звания рядового и начальствующего состава (например, это сотрудники уголовно-исполнительных инспекций либо аттестованные сотрудники исправительных и воспитательных колоний, тюрем, следственных изоляторов), а также рабочие и служащие из числа вольнонаемных работников исправительных учреждений и государственных служащих (судебные приставы-исполнители).

Работники уголовно-исполнительной системы наделены широким кругом социальных льгот и гарантий, закрепленных в законах и правовых актах. Во-первых, законодательством гарантируется неприкосновенность сотрудников и персонала, работающих в сфере исполнения наказаний и членов их семей. Никто, кроме государственных органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то законом, не вправе вмешиваться в служебную деятельность персонала1. Сотрудники обеспечиваются оружием и специальными средствами индивидуальной защиты.

Не распространяются и не печатаются в средствах массовой информации сведения о месте прохождения службы и месте жительства сотрудников и членов их семей. Указанные данные предоставляются только с разрешения начальника учреждения, в котором работает сотрудник.

Перечень льгот, предоставляемых персоналу весьма многообразен. Их можно разделить на материальные льготы, льготы по охране здоровья, льготы, направленные на удовлетворение бытовых благ. Они различаются от должности, вида учреждения, исполняющего наказание, его местонахождения, принадлежности персонала к аттестованному или вольнонаемному составу уголовно-исполнительной системы и других оснований. Для сотрудников УИС установлена повышенная заработная плата, состоящая из месячного оклада по должности и оклада по присвоенному специальному званию, дополнительных надбавок к окладу по выслуге лет — от 10 до 70 %, премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей, поощрительных выплат за особые достижения в службе2.

Также сотрудникам уголовно-исполнительной системы предоставляются льготы в сфере охраны здоровья. К ним можно отнести удлиненный отпуск, продолжительность которого может достигать двух месяцев.

Сотрудники имеют право на оказание бесплатной медицинской помощи и бесплатное получение лекарств по рецептам, выдаваемым врачами медицинских учреждений. Работникам, проработавшим в учреждениях и органах, исполняющих наказания, более 20 лет предоставляется право на курортное лечение в санаториях и право на отдых в пансионатах, туристических базах и домах отдыха.

Помимо льгот по охране здоровья персонал уголовно-исполнительной системы обеспечивается и рядом социально-бытовых льгот. Сюда относится единовременная выплата для строения или покупки жилого помещения, которая предоставляется работникам, имеющим стаж работы в уголовно-исполнительной сфере не менее 10 лет.

Сотрудники также имеют право, при переезде на новое место жительства, в связи с переводом на новое место работы, на получение выплат в размере двух окладов на сотрудника и половины оклада денежного содержания на каждого члена семьи сотрудника, который переезжает вместе с ним. Они также обладают правом перевозку всеми видами транспорта, за исключением воздушного, до 20 тонн имущества с предыдущего места жительства.

Члены семьи погибшего сотрудника либо сотрудника, получившего вследствие исполнения обязанностей по службе, которые стали препятствием для дальнейшей работы в уголовно-исполнительных органах обладают правом на получение компенсаций расходов за оплату коммунальных услуг, независимо от жилищного фонда установки квартирных телефонов топлива, которое приобретается по нормам, установленным для его продажи населению и его доставки ремонта принадлежащего им жилого помещения.

Сотрудникам, направленным в командировку, предоставляется право на внеочередное приобретение проездных документов на все виды транспорта и на размещение в гостиницах по командировочному удостоверению.

Немаловажную роль играют и пенсионные льготы, предоставляемые персоналу уголовно-исполнительных учреждений. Сюда включается льготный порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии (например, в выслугу лет засчитывается время учебы на очном отделении высшего и среднего учебного заведения из расчета два месяца учебы за один месяц службы)3. Для сотрудников определен льготный зачет выслуги для назначения пенсии, а именно два дня службы в уголовноисполнительной системе — за три, а в учреждениях, предназначенных для содержания и лечения инфекционных больных и осужденных с пожизненным сроком, один день службы за два при сохранении за ними ранее установленных льгот. При этом за сотрудниками, уволенными из органов и с правом выхода на пенсию, которые имеют стаж работы в органах более 20 лет, обладают правом бесплатного проезда и на лечение в санаторно-курортных и оздоровительных учреждениях и обратно (1 раз в год)4.

Персоналу учреждений и органов, исполняющих наказания предоставляются и другие льготы. Так, должностные оклады персонала увеличиваются в зависимости от вида учреждения, исполняющего наказание, характера и сложности выполняемой работы — в размере от 15 до 50 %. В случае увеличения численности заключенных сверх лимита, установленного для данного вида учреждений, исполняющих наказание, с соответствующим режимом или следственного изолятора должностные оклады персоналу повышаются в размере 1 % за каждый процент превышения их численности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что объем льгот и гарантий, предоставляемых сотрудникам уголовно-исполнительной системы, достаточно широк. Однако реализовать их в полном объеме в настоящее время сложно из-за уменьшения финансирования УИС.

  • 1 См.: Ст. 32 ФЗ от 21.07.1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
  • 2 См.: ФЗ от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  • 3 См.: Уголовно-исполнительное право России: учебник 6-е изд., испр. и дополн. — М., 2013.
  • 4 См.: Уголовно-исполнительное право России / под ред. О. В. Филимонова. — М., 2000.-С. 361.