Представление счетной палаты

на № от

Для исполнения

Председателю

комитета по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации Белоярского района

Для информации (контроля)

Заместителю главы Белоярского района по социальным вопросам

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

для принятия мер по устранению выявленных нарушений при проведении

контрольного мероприятия

В соответствии с Положением о контрольно-счетной палате Белоярского района, утвержденным решением Думы Белоярского района от 04 марта 2010 года № 15 «Об утверждении Положения о контрольно-счетной палате Белоярского района», Регламентом контрольно-счетной палаты Белоярского района, утвержденным распоряжением контрольно-счетной палаты Белоярского района от 17 мая 2010 года № 42, приказом контрольно-счетной палаты Белоярского района от 26 октября 2010 года № 29 проведено контрольное мероприятие:

Комплексная камеральная ревизия целевого и эффективного использования средств бюджета Белоярского района в комитете по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации Белоярского района за период с «01» января 2008 года по «31» декабря 2009 года.__________________________________________________

Контрольное мероприятие проведено с 29 октября 2010 года по 17 декабря 2010 года.

По результатам контрольного мероприятия оформлен акт от «17» декабря 2010 года.

В результате контрольного мероприятия выявлены следующие замечания и нарушения:

1. в положении об учетной политике не утверждены формы первичных документов;

2. денежные средства в кассу принимались по приходным кассовым ордерам и выдавались по расходным кассовым ордерам, не подписанным главным бухгалтером;

3. кассиром допускались случаи передоверия выполнения порученной ему работы другим лицам;

4. денежные средства выдавались без отметки работника бухгалтерии (на служебной записке) об отсутствии задолженности за подотчетным лицом по предыдущим авансам;

5. денежные средства, выданные в подотчет материально ответственному лицу, передавались третьим лицам;

6. комитетом по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации Белоярского района (далее – Комитет по делам молодежи) направлялись в командировку лица, не состоящие в трудовых отношениях с Комитетом по делам молодежи;

7. в проверяемом периоде выявлены случаи награждения участников спортивно – массовых мероприятий, участников различных конкурсов без утвержденного Положения о награждении участников соревнований и конкурсов;

8. выявлены случаи отсутствия протоколов заседания жюри (судьей) по определению победителей при проведении соревнований и конкурсов;

9. в ряде случаев нарушен утвержденный порядок сдачи авансовых отчетов;

10. акты на списание материальных запасов (в случаях награждения при проведении мероприятий) прикладываются к авансовым отчетам;

11. часть денежных средств, выданных подотчетным лицам на награждение участников спортивных мероприятий, использовалась на приобретение хозяйственных товаров;

12. принимались к оплате расходы, связанные с добровольным страхованием пассажиров от несчастного случая;

13. в ряде случаев расходы по оплате труда судьям при проведении различных мероприятий не соответствовали норме расходов, утвержденных распоряжением главы муниципального образования город Белоярский от 01.01.01 года «О нормах расходов на фармацевтическое обеспечение, питание, денежное вознаграждение спортсменов, тренеров и оплату труда судей и других специалистов при организации и проведении учебно-тренировочных сборов и спортивных мероприятий»;

14. к учету принимались товарные чеки (при отсутствии кассового чека), в которых не был указан порядковый номер документа;

15. в проверяемом периоде направление работника в командировку оформлялось командировочными удостоверениями, не соответствующими унифицированной форме;

16. одноименные товары у одного и того же продавца в рамках одного проведенного мероприятия приобретались в разные дни;

17. в ряде случаев при направлении работника в служебную командировку не оформлялось командировочное удостоверение;

18. к учету принимались проездные документы к месту использования отпуска и обратно на сотрудника и неработающих членов его семьи без документов, подтверждающих степень родства (свидетельство о рождении);

19. необоснованно возмещались расходы проезда к месту лечения и обратно, а также расходы, связанные с нахождением работника в санатории (пансионате), при отсутствии документов, подтверждающих фактическое лечение работника (отрывной талон к путевке по форме № 1, санаторно-курортная книжка, справка из санатория (пансионата) о прохождении лечения);

20. работники Комитета по делам молодежи выезжали в отпуск в рабочее время;

21. аналитический учет расчетов по возмещению расходов проезда детей к месту отдыха, представляемых в объеме 70% компенсации стоимости проезда работникам бюджетной сферы, ведется в журнале операций расчетов с подотчетными лицами;

22. в ряде случаев в командировочных удостоверениях отсутствуют проставленные даты нахождения работника в командировке;

23. в журнале операций по расчету с поставщиками и подрядчиками (далее – Журнал операций № 4) на основании актов о списании ведется списание основных средств и материальных засов;

24. в случаях награждения участников мероприятий отсутствуют ведомости (другие документы), подтверждающие фактическое вручение призов;

25. транспортные расходы, уплаченные за доставку материальных запасов, не были включены в формирование фактической стоимости материальных запасов;

26. расходы, связанные с приобретением имущества и материальных запасов, а также расходы, связанные с изготовлением печатной и сувенирной продукции для дальнейшего вручения в качестве призов (при проведении различных спортивных и других мероприятий), отраженные в журнале операций № 4, списываются на «Расходы учреждения» и не относятся для дальнейшего контроля на соответствующие забалансовые счета;

27. отсутствует контроль за движением бланков строгой отчетности; сумма расходов, связанная с приобретением бланков строгой отчетности, списывается на расходы учреждения без дальнейшей постановки бланков строгой отчетности на бухгалтерский учет;

28. обнаружено несоответствие суммы, отраженной в первичном учетном документе, и суммы, отраженной в Журнале операций № 4;

29. в ряде случаев принятые к учету акты выполненных работ (оказанных услуг) не содержат четко сформулированного предмета выполненных работ и оказанных услуг;

30. к журналу операций № 4 регулярно подшиваются накладные, счета – фактуры, которые не отражены в журнале операций № 4 за отчетный месяц;

31. оплачивались междугородние переговоры, совершенные в нерабочее время и нерабочие дни;

32. в 2008 году оплачивались международные переговоры (Украина);

33. списание продуктов питания производилось без первичных учетных документов;

34. в ряде случаев акты на списание материальных запасов не соответствуют формам, утвержденным Инструкцией по бюджетному учету 148н;

35. в большинстве актов на списание материальных запасов показатель «Направление расхода» не содержит четко сформулированную причину списания материальных запасов;

36. в большинстве случаев в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов отсутствуют первичные учетные документы, которые являются основанием для перемещения, выбытия материальных запасов;

37. в преамбуле приказов об утверждении норм расходов топлива указывалась ссылка на документ, утративший силу с 01 января 2008 года;

38. не утверждены нормы расхода масел;

39. путевые листы не содержат в составе своих реквизитов информацию о месте следования транспортного средства;

40. для водителя автомашины ГАЗ-2217 не организованы предрейсовые медицинские осмотры;

41. отсутствуют документы, подтверждающие необходимость проведения ремонтных работ, замены запасных частей;

42. отсутствует контроль за использованием запасных частей установленных на транспортное средство;

43. в ряде случаев, расчет оплаты труда (при нахождении работника в командировке в выходные дни, праздничные дни) производился не в соответствии со статьей 153 Трудового Кодекса Российской Федерации и пунктом 8 Инструкции № 62 от 01.01.01 года «О служебных командировках в пределах СССР», утвержденной Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам Всесоюзного Центрального Совета профессиональных союзов;

44. в проверяемом периоде табель учета рабочего времени не соответствовал форме утвержденной Инструкцией 148н;

45. не ведется карточка-справка формы 0 в которой подлежат регистрации справочные сведения о заработной плате работника – ежемесячные начисления по всем источникам финансирования, удержанные суммы, суммы, причитающиеся к выдаче.

По результатам контрольного мероприятия предлагается принять следующие меры:

1. внести изменения в Положение об учетной политике и утвердить формы первичных учетных документов, используемых в хозяйственно-финансовой деятельности Комитета по делам молодежи и не утвержденных Инструкцией № 000н;

2. оформлять приходные и расходные кассовые ордера в соответствии с пунктами 13, 14 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета Директоров Центрального Банка Российской Федерации № 40 от 01.01.01 года;

3. не допускать кассиром случаев передоверия выполнения порученной ему работы другим лицам;

4. в соответствии с пунктом 166 Инструкции 148н, при выдаче наличных денежных средств в подотчет, работникам бухгалтерии проставлять отметку об отсутствии задолженности за подотчетным лицом по предыдущим авансам;

5. исключить из практики передачу наличных денежных средств подотчетным лицом третьим лицам;

6. при направлении в командировку (оформлении приказа на командировку) руководствоваться пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации № 000 от 01.01.01 года «Об особенностях направления работников в служебные командировки» (далее – Постановление № 000);

7. в случаях проведения спортивно — массовых мероприятий, конкурсов необходимо разрабатывать Порядок награждении участников мероприятий, конкурсов; в Порядке необходимо указывать суммы вознаграждения, состав жюри (судьей);

8. при награждении участников конкурсов и спортивно – массовых мероприятий оформлять протоколы заседания членов жюри (судьей) за подписью всех членов жюри (судьей);

9. осуществлять контроль за своевременной сдачей подотчетными лицами авансовых отчетов;

10. списание основных средств и материальных запасов проводить только в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов;

11. обращать внимание на целевое использование денежных средств, выданных на проведение различных мероприятий подотчетным лицам;

12. не принимать к учету расходы, связанные с добровольным страхованием пассажиров от несчастных случаев;

13. при оплате труда судьей, при проведении соревнований руководствоваться распоряжением главы муниципального образования город Белоярский от 01.01.01 года «О нормах расходов на фармацевтическое обеспечение, питание, денежное вознаграждение спортсменов, тренеров и оплату труда судей и других специалистов при организации и проведении учебно-тренировочных сборов и спортивных мероприятий»;

14. товарные чеки при отсутствии кассовых чеков принимать оформленными в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 01.01.01 года «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»;

15. при направлении работника в служебную командировку командировочное удостоверение оформлять в соответствии с унифицированной формой, утвержденной Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 01.01.01 года № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»;

16. в соответствии с пунктом 7 Постановления № 000 при направлении работников Комитета по делам молодежи в служебную командировку оформлять командировочное удостоверение;

17. принять меры по устранению следующих нарушений:

— по факту возмещения расходов, связанных с санаторно-курортным лечением и проездом к месту санаторно-курортного лечения (подпункт 1 пункта 2 постановления главы Белоярского района № 000 от 01.01.01 года «О порядке и размерах и условиях предоставлении гарантий лицам, замещающим должности муниципальной службы в администрации Белоярского района»);

— по факту возмещения расходов, связанных с оплатой добровольного страхования пассажиров от несчастного случая (подпункт «в» пункта 3 постановления главы Белоярского района № 000 от 01.01.01 года «О предельных нормах возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам организаций, финансируемых за счет средств бюджета Белоярского района»);

— по факту возмещения командировочных расходов, выплаченных с нарушением подпункта «б» пункта 18 распоряжения администрации Белоярского района № 000–р от 01.01.01 года «О порядке и условиях командирования лиц, замещающих муниципальные должности Белоярского района, лиц, замещающих должности муниципальной службы в администрации Белоярского района, лиц не замещающих должности муниципальной службы, и исполняющих обязанности по техническому обеспечению деятельности администрации Белоярского района, рабочих, работающих в администрации Белоярского района»;

18. исключить из практики отъезд в отпуск работников Комитета по делам молодежи в рабочее время;

19. аналитический учет расчетов по возмещению расходов проезда детей к месту отдыха, представляемых в объеме 70% компенсации стоимости проезда работникам бюджетной сферы, вести в Журнале по прочим операциям;

20. принимать к учету командировочные удостоверения, оформленные в соответствии с требованиями подпункта 3 пункта 7 Постановления № 000;

21. выдачу призов (подарков) при награждении участников мероприятий производить с обязательным оформлением ведомости;

22. в соответствии с п.52 Инструкции, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.01.01 года № 000н «Об утверждении инструкции по бюджетному учету» (далее – Инструкция 148н), транспортные расходы, уплаченные за доставку материальных запасов, включать в формирование фактической стоимости материальных запасов;

23. расходы, связанные с приобретением имущества и материальных запасов, а также расходы связанные с изготовлением печатной и сувенирной продукции для дальнейшего вручения в качестве призов (при проведении различных спортивных и других мероприятий), для дальнейшего контроля относить на соответствующие забалансовые счета;

24. организовать учет и контроль за движением бланков строгой отчетности;

25. дать разъяснения по вопросу расхождения в суммах при поступлении основных средств (банкетки полумягкие) в журнале операций № 4 за февраль 2009 года. (Сумма, отраженная в журнале операций № 4 – 39,0 тысяч рублей, сумма, указанная в накладной № 15 от 01.01.01 года, счет – фактуре № 15 от 01.01.01 года предпринимателя , в размере 32,00 тысячи рублей);

26. принимать к учету акты выполненных работ с четко сформулированным предметом выполненных работ (оказанных услуг);

27. организовать контроль за международными и междугородними телефонными переговорами;

28. списание продуктов питания оформлять первичными документами, утвержденными Инструкцией 148 н;

29. принимать к учету акты о списании материальных запасов по формам, утвержденным Инструкцией 148 н;

30. акты о списании материальных запасов должны содержать четко сформулированную причину списания материальных запасов;

31. при оформлении журналов операций, Комитету по делам молодежи, следует руководствоваться приложением № 3 к Инструкции 148 н «Перечень рекомендуемых регистров бюджетного учета с указанием обязательных реквизитов и показателей»;

32. утвердить нормы расхода масел для автотранспорта в соответствии с распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 01.01.01 года № АМ-23-р «О введение в действие методических рекомендаций «нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»»;

33. оформлять путевые листы в соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 01.01.01 года № /1/129;

34. в соответствии с Письмом Минздрава РФ и Минтранса РФ от 01.01.01 года № 000/ «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств», статьи 20 Федерального закона от 01.01.01 года «О безопасности дорожного движения» для водителя автомашины ГАЗ-2217 организовать предрейсовые медицинские осмотры;

35. проведение ремонтных работ автотранспорта проводить согласно разработанной и утвержденной формы дефектной ведомости;

36. в соответствии с Инструкцией 148 н организовать контроль за запасными частями, установленными на транспортное средство;

37. расчет оплаты труда (при нахождении работника в командировке в выходные дни, праздничные дни) производить в соответствии со статьей 153 Трудового Кодекса Российской Федерации и пунктом 8 Инструкции № 62 от 01.01.01 года «О служебных командировках в пределах СССР», утвержденной Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам Всесоюзного Центрального Совета профессиональных союзов;

38. принимать к учету табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы по форме, утвержденной Инструкцией 148 н;

39. в соответствии с приложением № 2 к Инструкции 148 н «Унифицированные формы первичных учетных документов» регистрацию справочных сведений о заработной плате работника – ежемесячные начисления по всем источникам финансирования, удержанные суммы, суммы, причитающиеся к выдаче вести в карточке-справке, утвержденной Инструкцией 148н.

О результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах необходимо проинформировать контрольно-счетную палату Белоярского района в срок до «31» января 2011 года.

Исполняющий обязанности председателя

контрольно-счетной палаты Белоярского района

Вопрос: …По результатам проверки бюджетного учреждения, проведенной территориальными органами Росфиннадзора, вынесено представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса. С данной формулировкой организация не согласна, поскольку перечисленные в нем нарушения не подпадают под привлечение учреждения и его руководителя к административной ответственности. Можно ли его оспорить в судебном порядке? (Консультация эксперта, 2010)

Вопрос: По результатам проверки бюджетного учреждения, проведенной территориальными органами Росфиннадзора, вынесено представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса. С данной формулировкой организация не согласна, поскольку перечисленные в нем нарушения не подпадают под привлечение учреждения и его руководителя к административной ответственности и в нем содержатся только меры по их устранению. Можно ли его оспорить в судебном порядке?
Ответ: В соответствии с п. 5 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного Приказом Минфина России от 11.07.2005 N 89н, территориальное управление осуществляет полномочия по контролю и надзору за использованием, в частности, средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета.
Согласно п. 121 Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утвержденного Приказом Минфина России от 04.09.2007 N 75н (далее — Административный регламент), руководитель Росфиннадзора по результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения требований бюджетного законодательства, применяет меры, предусмотренные Бюджетным кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях, положениями о Росфиннадзоре и его территориальных органах, в рамках административных процедур, предусмотренных Регламентом.
Представление о ненадлежащем исполнении бюджета выносится по результатам ревизии (проверки) в соответствии с п. 123 Административного регламента, в нем перечисляются факты выявленных нарушений требований бюджетного законодательства, предложение о рассмотрении представления и предложение о применении мер по недопущению в дальнейшем совершения указанных в представлении нарушений.
Из вопроса следует, что вынесенное в адрес бюджетной организации представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса не содержит в себе признаков ненормативного правового акта, не носит характера административно-властного принуждения, влекущего какие-либо правовые последствия. Представление носит информационный характер, фиксирует выявленные нарушения законодательных актов Российской Федерации и содержит предложение рассмотреть его, принять меры по недопущению в дальнейшем совершения нарушений бюджетного законодательства.
Как указали арбитры в Постановлении ФАС Поволжского округа от 17.04.2009 N А72-6676/2008, если представление Росфиннадзора носит информационный и разъяснительный характер, не свидетельствует о принятии мер принуждения, предусмотренных бюджетным законодательством, то оно не может рассматриваться как нарушающее права и законные интересы лица, в отношении которого оно вынесено. Следовательно, представление не является ненормативным правовым актом, оспаривание которого подведомственно арбитражному суду. Под ненормативным правовым актом государственного органа, который в силу ст. 13 Гражданского кодекса РФ может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом и содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущий неблагоприятные юридические последствия.
Таким образом, указанное представление, вынесенное в адрес проверяемой организации, не может быть оспорено в арбитражном суде, поскольку не является ненормативным правовым актом.
С.Р.Валова
Консалтинговая группа «Аюдар»
27.05.2010