Представитель юридического лица

Вопрос 26. Представители юридических лиц

Деятельность юридического лица согласно ст. 53 ГК может осуществляться только людьми, являющимися органами юридического лица. Одни осуществляют взаимодействие с другими субъектами гражданского права, другие осуществляют его уставные функции.

К первым относятся представители организации — лица, представляющие интересы юридического лица в отношениях с другими субъектами права.

Органы управления организацией — лица, представляющие юридическое лицо на основании полномочий, установленных для них законом и учредительными документами без доверенности. Органы управления могут быть как коллегиальными такими как общее собрание участников, наблюдательный совет, так и единоличными — директор, президент;

Иные лица, представляющие юридическое лицо на основании переданных им органом управления организацией полномочий по доверенности.

Ко вторым относятся работники организации, осуществляющие деятельность в интересах юридического лица на основании трудового договора без выполнения функций представительства.

Действия как первой категории лиц в рамках предоставленных им полномочий, так и второй категории в рамках их служебных обязанностей рассматриваются правом как действия самого юридического лица, за которые оно несет ответственность.

Филиалы и представительства согласно ст. 55 ГК — территориально обособленные структурные подразделения юридических лиц, предназначенные для расширения сферы действия создавших их организаций. Их отличие от других структурных подразделений лишь в том, что они расположены вне места нахождения юридического лица.

Филиалы и представительства выполняют разные функции. Представительства призваны выполнять в гражданском обороте функцию представителя юридического лица, т. е. от его имени заключают сделки, контролируют их исполнение, обеспечивают защиту его интересов (претензионно-исковая работа).

Предмет деятельности филиалов шире: они не только представляют интересы юридического лица, но и ведут производственную и иную хозяйственную деятельность, осуществляемую юридическим лицом.

Филиалы и представительства, не имея прав юридического лица, не могут выступать в обороте от своего имени. Их руководители действуют от имени юридического лица на основании предоставленных им полномочий, выраженных в доверенности либо в положении о филиале или представительстве.

ГЛАВА 7. РАБОТОДАТЕЛЬ — ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО (ОРГАНИЗАЦИЯ)

С переходом страны к рыночной экономике, с развитием предпринимательства и ростом благосостояния отдельных представителей общества увеличивается число работодателей — физических лиц как участников рынка рабочей силы, стороны трудового договора.

Но большую часть работодателей, предоставляющих работу по трудовому договору наемным работникам, традиционно продолжают составлять юридические лица, т.е.

организации.

Трудовое право не дает определения, что следует понимать под юридическим лицом (организацией) как работодателем. Для выяснения этого вопроса целесообразно обратиться к категории юридического лица, выработанной гражданским правом, в котором юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ).

Все юридические лица в зависимости от цели их деятельности подразделяются на коммерческие организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, и неком

мерческие организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной уставной цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (ст. 50 ГК РФ).

Коммерческие организации создаются в форме хозяйственных товариществ и хозяйственных обществ, государственных и муниципальных унитарных предприятий, производственных кооперативов. Организационно-правовыми формами некоммерческих организаций являются потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды.

Каждая организация, как коммерческая, так и некоммерческая, может быть работодателем с момента ее создания, под которым понимается момент ее государственной регистрации в качестве юридического лица.

В настоящее время регистрация юридических лиц осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»1 (в ред. от 29 декабря 2004 г. № 204-ФЗ2).

На основании этого Закона образование юридического лица осуществляется в нормативно-явочном порядке, при котором регистрирующий орган только проверяет соответствие представленных документов перечню документов, требуемых законом, и не вправе запрашивать дополнительные документы, а тем более решать вопрос по существу: создавать или не создавать юридическое лицо. Решение об отказе в государственной регистрации юридического лица может быть обжаловано в суд.

Государственную регистрацию юридических лиц осуществляет федеральный орган исполнительной власти. Таким органом в настоящее время является Федеральная налоговая служба (ФНС России), которая находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации и вместе со своими территориальными органами (управления по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции, инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня) составляют единую централизованную систему налоговых органов3.

1 Собрание законодательства РФ. 2001. № 33. Ст. 3431.

2 Собрание законодательства РФ. 2005. № 1. Ст. 30.

3 См. постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе» (в ред. постановления от 1 октября 2005 г.).

Государственная регистрация юридического лица производится путем внесения соответствующим налоговым органом в единый государственный реестр юридических лиц необходимых сведений о юридическом лице, к числу которых в соответствии со ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» относятся:

¦ полное и сокращенное (если имеется) наименование юридического лица, в том числе его фирменное наименование на русском языке, а в случае если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, то в Едином государственном реестре юридических лиц указывается также наименование юридического лица на этих языках;

¦ организационно-правовая форма юридического лица;

¦ адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с ним;

¦ фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии;

¦ сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом, о его филиалах и представительствах, а также другие установленные сведения.

В Едином реестре также отражаются номер и дата регистрации юридического лица в качестве страхователя:

¦ в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации;

¦ в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации;

¦ в территориальном Фонде обязательного медицинского страхования.

Полномочия юридического лица как работодателя и стороны трудового договора осуществляет его руководитель как единоличный исполнительный орган, который в полном объеме исполняет функции органа управления юридического лица, реализует его права и обязанности, в том числе принимает на работу и увольняет с работы наемных работников, заключает и расторгает трудовые договоры с ними.

Для того чтобы упорядочить складывающуюся практику и закрепить правовое положение лица, осуществляющего функции едино

личного органа юридического лица и, соответственно, работодателя, Трудовой кодекс Российской Федерации ввел в обиход единый термин «руководитель организации».

Согласно ст. 273 ТК РФ руководитель организации — это «физическое лицо, которое в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа».

Это положение закона распространяется на руководителей всех организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, за исключением тех случаев, когда:

¦ руководитель организации является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества;

¦ управление организацией осуществляется по договору с другой организацией (управляющей организацией) или индивидуальным предпринимателем (управляющим) (ч. 2 ст. 273 ТК РФ).

Анализ приведенного в ст. 273 ТК РФ определения руководителя, а также содержания ряда других статей Трудового кодекса Российской Федерации показывает, что трудовое законодательство рассматривает руководителя организации в двух неразрывно связанных аспектах: как работодателя и как работника.

Как работодатель, руководитель организации — это высшее должностное лицо юридического лица, начальник всех без исключения работников данной организации. Он наделен правом приема и увольнения всех работников организации, а также дисциплинарной властью в отношении них. Кроме того, функция руководителя организации включает в себя реализацию всех прав и обязанностей юридического лица — и не только в сфере трудовых отношений, но и в области гражданского оборота. Поэтому его деятельность регулируется не только нормами трудового права, но и гражданским законодательством.

Но, занимая место работодателя в трудовом договоре с наемным работником, реализуя его функции по приему и увольнению работников, руководитель организации вместе с тем сам является наемным работником, работающим по трудовому договору. И в этом договоре, заключаемом руководителем организации с собственником ее имущества или с иным полномочным лицом, руководитель организации занимает сторону работника. Как работник, он выполняет предусмотренную за

ключенным с ним трудовым договором трудовую функцию, определяющую его права и обязанности, но уже не как руководителя организации, а как ее работника.

Именно эти две взаимосвязанные черты правового положения руководителя, организации (как работодателя и как работника) позволили законодателю установить специальный правовой режим регулирования труда данной категории работников в статьях главы 43 ТК РФ «Особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации».

Наличие руководителя организации как единоличного исполнительного органа юридического лица и как работодателя характерно практически для всех юридических лиц, осуществляющих коммерческую и некоммерческую деятельность. Например, в таком качестве руководитель организации назван в законах о хозяйственных обществах: в п. 4 ст. 32 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», в ст. 69 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», в других законах. Их анализ позволяет заключить, что руководитель хозяйственного общества может быть участником общества, но может и не быть им. А работодателем в трудовом договоре с ним будет выступать высший орган управления хозяйственным обществом — общее собрание участников общества, общее собрание акционеров, иной орган управления обществом, предусмотренный его уставом или законом.

Единоличный исполнительный орган (руководитель юридического лица) в производственном и потребительском кооперативах, в сельскохозяйственной, рыболовецкой и иной артели имеет заметные отличия от других руководителей организаций. Эти отличия обусловлены тем, что руководителем кооператива (артели), т.е. председателем кооператива или председателем его правления, может быть только член кооператива (артели), избираемый на эту должность общим собранием членов кооператива (артели). С лицом, избранным председателем (руководителем) производственного кооператива или его правления, трудовой договор не заключается, поскольку трудовые отношения членов кооператива с кооперативом регулируются не трудовым законодательством, а уставами кооперативов.

Единоличный исполнительный орган может создаваться и в некоммерческих организациях (ст. 30 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Конкретное название единоличного исполнительного органа юридического лица, его руководителя устанавливается учредительными документами юридического лица либо в законах. Нередко это зави

сит от организационно-правовой формы юридического лица. Например, Закон о потребительской кооперации руководителя потребительской кооперации называет председателем правления потребительского общества, Закон о сельскохозяйственной кооперации называет руководителя председателем кооператива.

Другие названия руководителя организации встречаются в законах, регламентирующих деятельность соответствующих организаций.

Так, в ст. 69 Федерального закона «Об акционерных обществах» сказано, что руководство текущей деятельностью общества осуществляется «единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором)» или единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) и коллегиальным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией). В Федеральном законе «Об обществах с ограниченной ответственностью» установлено сходное положение, согласно которому единоличным исполнительным органом общества назван «генеральный директор, президент и др.», который избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества (ст. 40).

В системе государственного высшего профессионального образования руководителем высшего учебного заведения является ректор, порядок избрания и назначения которого на должность определяется законодательством об образовании и уставом высшего учебного заведения.

В отдельных случаях вопрос о руководителе организации может быть решен в общих положениях о деятельности организации соответствующего типа, в примерных уставах или типовых положениях, утверждаемых полномочными органами. Так, Примерный устав федерального государственного унитарного предприятия, утвержденный распоряжением Минимущества России от 11 декабря 2003 г. № 6945-р, в разделе 5 «Управление предприятием» определяет, что федеральное государственное унитарное предприятие «возглавляет руководитель (директор, генеральный директор), назначаемый на эту должность органом исполнительной власти». В случае если предприятие имеет филиалы, представительства, руководители которых называются директорами, руководитель предприятия может именоваться «генеральный директор», а при отсутствии филиалов и представительств — «директор». Сами филиалы и представительства не являются юридическими лицами. Они действуют на основании утвержденных юридическим лицом положений, наделяются создавшим их юридическим лицом имуществом. Их руководители назначаются юридическим лицом, которое выдает им (руководителям представительств и филиалов)

доверенность, на основании которой они осуществляют свои полномочия.

У руководителя филиала и представительства может быть доверенность, предоставляющая ему право приема и увольнения работников. Однако ни филиал, ни представительство, ни их руководитель, действующий на основании доверенности юридического лица, работодателем не является. Работодателем по отношению к работникам филиала или представительства является само юридическое лицо, от имени которого руководитель филиала или представительства осуществляет полномочия по заключению трудового договора и по его расторжению1.

К кандидатам на должность руководителя организации при их назначении на должность и при заключении с ними как с работниками трудового договора предъявляются специальные требования, устанавливаемые законами или актами Правительства Российской Федерации. Например, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 марта 2000 г. № 234 «О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий» (в ред. от 4 октября 2002 г. № 738) к участию в конкурсе на должность руководителей федеральных государственных унитарных предприятий допускаются физические лица, имеющие высшее образование, опыт работы в сфере деятельности предприятия, опыт работы на руководящей должности, как правило, не менее года и отвечающие требованиям, предъявляемым к кандидатуре руководителя предприятия2.

Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»3 (в ред. от 8 декабря 2003 г. № 169-ФЗ)4 дополнительно устанавливает, что руководитель унитарного предприятия не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должност-

1 См.: Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / под ред. Ю.П. Орловского. М.: ИНФРА-М. 2004. С. 326.

2 Собрание законодательства РФ. 2000. № 13. Ст. 1373.

3 Собрание законодательства РФ. 2002. № 48. Ст. 4746.

4 Собрание законодательства РФ. 2003. № 50. Ст. 4855.

ные обязанности данного руководителя, а также принимать участие в забастовках. Руководитель унитарного предприятия, кроме исполнения своих обязанностей по занимаемой должности, может заниматься преподавательской, научной и иной творческой деятельностью.

Еще более жесткие требования предъявляются к руководителям кредитных организаций. Так, в соответствии с Законом Российской Федерации «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. № 395-1 (в ред. от 21 марта 2005 г. № 17-ФЗ)1, кандидаты на должность руководителя кредитной организации заполняют собственноручно анкеты, которые должны содержать сведения, установленные нормативными актами Банка России, а также сведения:

¦ о наличии у них высшего юридического или экономического образования (с представлением копии диплома или заменяющего его документа) и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии специального образования — опыта руководства таким подразделением не менее двух лет;

¦ о наличии (отсутствии) судимости.

Как сказано в ст. 16 названного Закона, основанием для отказа в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций является несоответствие кандидатов, предлагаемых на должности руководителя кредитной организации, квалификационным требованиям. Под несоответствием кандидатов квалификационным требованиям понимается:

¦ отсутствие у них высшего юридического или экономического образования и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, деятельность которых связана с осуществлением банковских операций, либо отсутствие двухлетнего опыта руководства таким отделом, подразделением;

¦ наличие судимости за совершение преступлений в сфере экономики;

¦ совершение в течение одного года, предшествовавшего дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации, административного правонарушения в области торговли и финансов, установленного вступившим в законную силу постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;

¦ наличие в течение двух лет, предшествовавших дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредит

1 Собрание законодательства РФ. 2005. № 1. Ст. 45.

ной организации, фактов расторжения с указанными лицами трудового договора (контракта) по инициативе администрации на основаниях, предусмотренных п. 7 ст. 81 ТК РФ (совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя);

¦ предъявление в течение трех лет, предшествовавших дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации, к кредитной организации, в которой каждый из указанных кандидатов находился на должности руководителя кредитной организации, требования о замене его в качестве руководителя кредитной организации в порядке, предусмотренном Федеральным законом 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

¦ несоответствие деловой репутации указанных кандидатов требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России;

¦ наличие иных оснований, установленных федеральными законами.

Отмеченные требования, предъявляемые к руководителям организаций как работодателям, не применяются в случаях, когда:

¦ руководитель организации является единственным участником (учредителем) или членом организации либо собственником ее имущества;

¦ управление организацией осуществляется по договору с другой организацией (управляющей организацией) или индивидуальным предпринимателем (управляющим) (ч. 2 ст. 273 ТК РФ).

С такими руководителями трудовой договор не может заключаться в связи с отсутствием других лиц, которые могли бы участвовать в нем в качестве стороны трудового договора. Например, это может быть в случае, когда руководитель организации является единственным участником (учредителем) организации и он, естественно, не может сам с собой заключить трудовой договор. Но если такой учредитель (участник) передаст свои полномочия по руководству своей организацией другому физическому лицу, то между ними возникнут отношения, подлежащие оформлению путем заключения трудового договора.

При управлении организацией по договору другой организацией (управляющей организацией) или индивидуальным предпринимателем (управляющим), возникает необходимость заключения гражданско-правового договора между двумя субъектами гражданского права, один из которых должен быть собственником организации, а другой

(управляющая организация, индивидуальный предприниматель) должен обладать лицензией на осуществление такого вида деятельности.

Во всех других наиболее распространенных случаях права и обязанности руководителя организации как полномочного представителя работодателя — юридического лица — в области трудовых отношений определяются Трудовым кодексом, другими законами и нормативными правовыми актами, а также учредительными документами юридического лица и трудовым договором, заключенным с руководителем организации.

Двойственность положения руководителя юридического лица (организации) позволяет все его права и обязанности разделить на две группы. Первую из них будут составлять права и обязанности руководителя организации как ее наемного работника. Вторую группу — его права и обязанности как единоличного органа управления юридического лица (организации) и его работодателя как лица, наделенного правом заключать и расторгать трудовые договоры со всеми работниками возглавляемой им организации, которые находятся в подчинении его дисциплинарной власти, предоставленной ему государством именно как работодателю.

И первая, и вторая группы прав и обязанностей руководителя организации взаимосвязаны. В своей совокупности они создают единый правовой статус руководителя организации (юридического лица).