Предпринимательская деятельность в интернете

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СЕТИ

Предпринимательская сеть (ПС) представляет собой разновидность экономической сети, участниками которой являются самостоятельные производственные (промышленные, сельскохозяйственные и др.) и коммерческие (торговые и посреднические) субъекты предпринимательской деятельности.

Их объединение позволяет решать основные вопросы в процессе создания, производства, продвижения и продажи товаров и услуг на рынке. Главной целью формирования ПС является достижение максимально возможной экономической эффективности на основе рационального использования ресурсов объединившихся предпринимательских структур и снижения транзакционных издержек.

ПС как форма организации хозяйственной деятельности базируется на глобальной электронной среде (например, сети Интернет) с преобладанием в качестве важнейших факторов производства знаний и информации, а также на управлении спросом и предложением на рынке.

Под сетевой организацией понимается такой тип организации, который свободно связывает в сети (группы) равноправных и независимых хозяйственных партнеров.

Источниками, обеспечивающими максимально возможную эффективную работу предпринимательской сети, являются: •

самостоятельность деятельности каждого участника сети при сохранении ее единства, что позволяет рационально использовать разные источники ресурсов, расположенные в различных звеньях цепи от производства до продажи товаров, и существенно сократить транзакционные издержки, возникающие в процессе заключения и исполнения договоров; •

организационная структура управления, основанная на партнерских отношениях между участниками сети, что позволяет формировать такое равновесие, в котором улучшение положения одного участника не ухудшает положения остальных; •

плоская (горизонтальная) форма организации управления сетью, открытая структура, что обеспечивает экономической сети динамичность в управляемость.

Кроме партнерского контракта, плоской организационной структуры управления в ПС внимание уделяется созданию внутреннего конкурентного рынка, обеспечению права каждого участника иметь свободный доступ к внешней среде.

Классификация предпринимательских сетей

Особенности ПС, общие принципы ее формирования и управления, преимущества этой формы организации бизнеса, ее мобильность, гибкость и эффективность могут быть соответствующим образом классифицированы. Представленная в табл. 4.1 классификация учитывает многообразие внешних условий, весь спектр действий внутри сети и результаты совместных хозяйственных действий.

Таблица 4.1 Классификационный признак Вид сети Вид экономической системы открытая, закрытая Вид экономической модели стабильная, динамичная,внутренняя, комбинированная Тип организационной структуры управления программно-целевая, бригадная, линейно-функциональная, матричная, дивизиональная Формы собственности частная, коллективная, муниципальная, государственная, иностранная, смешанная Степень самостоятельности участников юридическая, экономическая, административная Принципы управления централизация, децентрализация, смешанные Время существования временная, постоянная Размер предприятия сети крупное, среднее, малое Специализация предпринимательской деятельности специализированное, многопрофильное, комбинированное Географическое положение местное, региональное, межрегиональное, национальное, международное Организационно-правовая форма входящих в сеть участников товарищества, кооперативы, акционерные общества

(полное, смешанное, закрытое, открытое), холдинг Уровень и направления интеграции сети отраслевая, межотраслевая, региональная, национальная, международная Кроме того, по признаку отношений между участниками выделяют пять типов сетей: поставщиков, производителей, потребителей; организованные по стандартам; сети, построенные на основе технологической кооперации.

Преимущества сетевой организации предпринимательства проявляются на каждом уровне управления ПС, поскольку при этой форме организации: •

стратегический уровень ориентирован на новые идеи интегрирования потенциала сети; •

структурный уровень обеспечивает равноправное сотрудничество предприятий в использовании факторов производства; •

организационный уровень ориентирован на построение отношений и связей, основанных на совместных идеях, компетентности и партнерстве, участников сетевой организации; •

технологический уровень характеризует бизнес-процессы, технологию и процессы создания товара или услуги.

Сетевая форма является важным этапом в решении возникающих проблем в рыночной экономике совместными усилиями.

Для каждого участника сетевой организации цель находится во внешней среде, которой прежде всего является сама сеть, а для сетевой организации — внутри, и это — решение проблем участников, входящих в сетевую организацию.

В мировой практике сформировались две модели ПС.

Первая модель — вокруг холдинга собираются фирмы меньшего размера. Им поручают выполнение различных специальных задач хозяйственной деятельности холдинга. Фирмы в свою очередь могут иметь собственные подразделения, необходимые для производства, требующие высокой степени специализации. Сеть является иерархической, и крупное предприятие занимает доминирующее положение в деловых операциях. Малые предприятия, оставаясь юридически независимыми, попадают в технологическую зависимость от более мощного партнера. Преимущества крупного предприятия позволяют ему осуществлять контроль не за счет участия в капитале, а через рыночный механизм, выступая в роли заказчика. Таким образом крупное предприятие или холдинг подбирает партнеров на добровольной основе, отличающихся большой гибкостью, готовностью адаптироваться к меняющимся условиям, высоким инновационным потенциалом.

Вторая модель представляет собой совокупности (сети) близких по размеру, самостоятельных предприятий, которые поддерживают хозяйственные связи друг с другом. Подобное содружество, действующее часто в пределах одного региона, отрасли или вида деятельности, повышает конкурентоспособность производимой продукции. Постоянство связей, которыми управляют несколько ключевых фирм, стимулирует инновационный и коммерческий процессы, упрощает управленческие задачи мелких и средних предприятий, являющих членами сети.

Перевод бизнеса на сетевую организационно-управленческую форму требует системного использованияч следующих приемов: 1)

переосмысление концепции фирмы с коррективами стратегических приоритетов; 2)

реинжиниринг механизма управления предприятиями сети; 3)

структурная перестройка.

В зоне пересечения трех указанных приемов следует искать решения, обеспечивающие эффективность ПС и входящих в ее структуру предпринимательских организаций. 4.2.