Предпринимательская деятельность образовательного учреждения

Предпринимательская деятельность образовательных учреждений

Успешное функционирование учебных заведений во многом зависит не только от профессионализма сотрудников. Хорошее финансирование значительно улучшает материально-техническую базу любого образовательного учреждения. Может ли образовательное учреждение вести предпринимательскую деятельность? И какие виды предпринимательской деятельности образовательного учреждения предусматривает законодательство? В статье 47 «Предпринимательская деятельность образовательного учреждения» прописаны все нюансы данного вопроса, что помогает получить четкое представление о правилах ведения данной деятельности.

Образовательные учреждения часто испытывают острую нехватку финансирования со стороны государства. Это приводит к ухудшению качества образования, дефициту необходимого инвентаря и учебных пособий, сложностям в процессе работы с учащимися. Чтобы решить подобный вопрос, учебное заведение может начать вести предпринимательскую деятельность. Выполнять все манипуляции без ошибок и нарушений законодательства можно, ознакомившись с соответствующими нормативно-правовыми актами.

Понятие предпринимательской деятельности в учебных учреждениях

Когда за учебным заведением закрепляется определенное имущество, необходимо вносить средства в его финансирование для нормального функционирования. Из-за нехватки финансов со стороны государства есть риск заметного ухудшения работы учебного заведения. Предпринимательская деятельность способна быстро улучшить финансовое положение любого учреждения.

Как запланировать приносящую доход деятельность?

Отвечает Маргарита Смирнова, начальник отдела внутреннего контроля и аудита средней общеобразовательной школы № 170 им. А.П. Чехова г. Москвы

Многие руководители школ и других заведений не знаю, может ли образовательное учреждение вести предпринимательскую деятельность. В статье 47 предпринимательская деятельность образовательного учреждения прописаны все нюансы данной деятельности.

Данные манипуляции выполняются с целью получения дохода, который можно использовать для финансирования учреждения.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

— Антикоррупционная политика образовательной организации: от разработки до реализации (важно)

Требования, которые предъявляются к ведению деятельности предпринимательского характера, следующие.

Скачать таблицу требований к ведению предпринимательской деятельности в образовательной организации
Скачать в .docx

Требование

1. Деятельность, которую ведет образовательное заведение, обязана полностью способствовать главной цели данной сферы. Например, в образовательных заведениях доход, полученных от предпринимательства, может распределяться на финансирование основного и оборотного фондов учреждения. Также данные финансы могут быть использованы для выплаты заработной платы сотрудникам заведения, для оплаты расходов в служебных командировках, обучающих курсах.

2. Предпринимательская деятельность, которую ведет учебное заведение, должна всецело соответствовать целям, для которых она ведется. Деятельность должна быть подобна основным и дополнительным целям данных манипуляций. Поскольку в Законе об образовании сказано о праве заниматься образовательной деятельностью в виде реализации программ по образованию, этой деятельности соответствует только образование на платной основе. Однако с ней нельзя соотносить, например, посредничество или торговлю основными средствами.

Статья 47 о ведении предпринимательской деятельности

Статья 47 предпринимательская деятельность образовательного учреждения содержит основные критерии, по которым оценивается законность проведения данных манипуляций.

Образовательное заведение имеет право заниматься предпринимательской деятельностью, если соблюдает предусмотренный устав.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! Учебная программа «Менеджмент общего образования (экспресс-курс)». За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Занимаясь одним из видов предпринимательской деятельности образовательного учреждения, стоит учитывать некоторые правила.

  1. Предпринимательская деятельность учебного заведения является таковой только в той части, полученные финансы от которой не вносятся в это заведение на потребности обеспечения и улучшения качества функционирования учреждения, выплаты заработной платы сотрудникам.
  2. Во время занятия предпринимательством учебное заведение становится равным предприятию и должно подчиняться законодательным актам, созданным специально для предпринимателей.
  3. Если данная деятельность начинает ухудшать качество образовательной сферы в заведении, директор либо органы местного управления имеют право прекратить эту деятельность, пока суд не примет соответствующее решение.

Касательно вопроса налогообложения предпринимательства в учебных заведениях, статья предусматривает следующий выход. Если образовательное учреждение не является государственным и предоставляет платные услуги образования в качестве предпринимательской деятельности, эти услуги не будут рассмотрены как предпринимательство. Это происходит только при условии использование дохода, который получает учреждение, на покрытие затрат, необходимых для полноценного образовательного процесса. К этому пункту относится и выплата зарплаты сотрудникам образовательного заведения.

Если директор учреждения либо органы управления фиксируют, что ведение предпринимательской деятельности негативно влияет на учебный процесс, они имеют право ее приостановить. Однако приостановка этих действий не предусматривается действующим законодательством страны, поскольку в нем прописаны другие гарантии соблюдения ограничений деятельности, которые влияют на работу некоммерческих заведений. Если сделка, которую заключает некоммерческое заведение, выходит за границы ее прав, она будет признана ничтожной. Если предпринимательство ведется на постоянной основе и противоречит действующему законодательству и целям некоммерческого учреждения, ее принудительно остановят на заседании суда.

Соблюдение всех правил и предписаний, которые содержатся в законодательных документах, гарантирует ведение правомерной предпринимательской деятельности с учетом всех требований к данной сфере. При этом занятие различными видами предпринимательства гарантирует возможность быстро и эффективно наполнить основной либо дополнительный фонд любого образовательного заведения. Это позволяет обеспечить качественное образование в комфортных для учащихся заведения и преподавателей условиях.

>Предпринимательская деятельность школ

Сущность предпринимательской деятельности

Определение 1

Предпринимательская деятельность представляет собой зарегистрированную в установленном законом порядке самостоятельную, осуществляемую на свой страх и риск деятельность экономических субъектов, направленную на систематическое извлечение прибыли от продажи товаров, оказания услуг, выполнения работ и пользования имуществом.

Предпринимательство выступает важнейшим драйвером развития рыночной экономики, а ее осуществление регулируется действующим законодательством. Основные признаки, характеризующие сущность предпринимательской деятельности, представлены на рисунке 1.


Рисунок 1. Признаки предпринимательской деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Признаки предпринимательской деятельности отражают ее сущность. Все они тесно взаимосвязаны между собой.

Замечание 1

Основополагающей целью предпринимательской деятельности выступает получение прибыли посредством максимального удовлетворения общественных потребностей.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Основными функциями предпринимательской деятельности принято считать:

  • новаторскую функцию;
  • организационную функцию;
  • ресурсную функцию;
  • социальную функцию;
  • личностную функцию.

Комплексное сочетание признаков и функций предпринимательской деятельности обуславливает особенности ее осуществления.

Особенности функционирования школьных образовательных учреждений

Образовательная среда выступает необходимым элементом становления личности и развития общества. В современном мире функционирует многоступенчатая система образования, начиная от дошкольного и заканчивая академическим. Особая роль отводится общеобразовательной ступени развития, которая закладывает фундамент для последующего обучения и профессионального становления подрастающего поколения.

Согласно Конституции все граждане Российской Федерации имеют право на получение образования. Общее образование осуществляется в стенах школьных учебных заведений.

Школа представляет собой основной тип общеобразовательных учреждений, способствующий укреплению физического и психического здоровья детей. Основные виды общеобразовательных учреждений представлены на рисунке 2.


Рисунок 2. Основные виды общеобразовательных учреждений в России. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Несмотря на различия в специфике образовательных учреждений, все они имеют общую цель — воспитать полноценного человека и гражданина.Одним из важнейших условий ее достижения выступает создание воспитательной системы. При этом каждоеобщеобразовательное учреждение имеет свои отличительные особенности.

Замечание 2

Хотя основной целью деятельности школ является не извлечение прибыли, а воспитание и обучение детей, она, также как и многие некоммерческие организации, вправе осуществлять коммерческую и предпринимательскую деятельность. В современном мире школы этим правом активно пользуются.

Предпринимательская деятельность образовательных учреждений

Согласно действующему законодательству образовательные учреждения, в том числе школы, имеют право на привлечение дополнительных финансовых средств посредством оказания на коммерческой основе дополнительных и иных, предусмотренных в уставе образовательного учреждения, услуг.

Государственные и муниципальные школы могут оказывать на платной основе дополнительные образовательные услуги населению, предпринимателям, организациям и учреждениям. При этом эти услуги могут быть не предусмотрены государственными образовательными стандартами и соответствующими образовательными программами. В качестве примера таких услуг можно привести занятия с обучающимися углубленным изучением предметов,репетиторство, преподавание специальных курсов и циклом дисциплин и т.п.

Негосударственные образовательные учреждения могут взимать плату с воспитанников и обучающихся за оказание образовательных услуг, включая обучение в пределах государственного образовательного стандарта. При этом коммерческая образовательная деятельность такого образовательного учреждения не считается предпринимательской в том случае, если полученный от нее доход всецело направляется на покрытие затрат, связанных с обеспечением образовательного процесса (оплату труда сотрудников школ), его развитием и совершенствованием.

Взаимоотношения негосударственных образовательных учреждений, а также государственных образовательных учреждений в рамках оказания платных услуг, и обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) регулируются договором, который определяет уровень образования, сроки и стоимость обучения, а также иные условия.

Основными целями осуществления предпринимательской деятельности школ являются:

  • извлечение дополнительных доходов, необходимых для успешного проведения учебной деятельности;
  • содействие материальному обеспечению образовательного учреждения в условиях неполного финансирования.

Непосредственно организацией и осуществлением предпринимательской детальности школы, как правило, занимается ее директор. Именно ему предоставлено право на заключение договоров с физическими и юридическими лицами, открытие расчетных счетов и совершение прочих операций.

Одной из особенностей ведения предпринимательской деятельности школ выступает тот факт, что доходы, полученные от ее осуществления, учитываются на отдельном балансе и за вычетом налогов реинвестируются в деятельность школы.

Статья 47. Предпринимательская деятельность образовательного учреждения. 1. Образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом.

2. К предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся:
реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения;
торговля покупными товарами, оборудованием;
оказание посреднических услуг;
долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;
приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;
ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.
3. Деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных уставом этого образовательного учреждения производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении.
4. В своей предпринимательской деятельности образовательное учреждение приравнивается к предприятию и подпадает под действие законодательства Российской Федерации в области предпринимательской деятельности.
5. Учредитель или органы местного самоуправления вправе приостановить предпринимательскую деятельность образовательного учреждения, если она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной уставом, до решения суда по этому вопросу.
Комментарий к статье 47
§ 1. Статья устанавливает право на предпринимательскую деятельность образовательного учреждения, а также правила реализации этого права, конкретизирует право образовательного учреждения, установленное в ст. 32 настоящего Закона.
Предпринимательская деятельность, в отличие от платных образовательных услуг, осуществляется образовательным учреждением с одной целью — получить дополнительный доход.
§ 2. Разрешение на реализацию своего права на предпринимательскую деятельность образовательному учреждению не требуется. Виды деятельности обязательно должны быть указаны в уставе. Этот перечень можно изменять, изменяя устав.
Предпринимательская деятельность образовательного учреждения — это самостоятельная деятельность, осуществляемая на свой риск. Она направлена на систематическое получение прибыли (ст. 2 ГК РФ).
§ 3. Виды предпринимательской деятельности названы в ст. 2 ГК. Это: пользование имуществом, продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Согласно ст. 2 ГК РФ предприниматель должен быть зарегистрирован в этом качестве.
Регистрация образовательного учреждения дает ему право заниматься предпринимательской деятельностью.
Виды предпринимательской деятельности образовательного учреждения перечислены в ст. 47 Закона.
§ 4. Нередко органы управления образованием, общественность с осуждением оценивают предпринимательскую деятельность образовательного учреждения, что является большой ошибкой. Закон наделил образовательное учреждение таким правом в целях восполнения им недостатка финансовых средств для реализации различных педагогических проектов.
§ 5. Образовательное учреждение может использовать для осуществления предпринимательской деятельности свои помещения, а также арендовать другие помещения. Например, в школе открыли три магазина, а также арендовали еще пять помещений для осуществления торговли в разных районах города.
§ 6. Реализацию своего права на предпринимательскую деятельность образовательному учреждению целесообразно самоурегулировать, разработав положение о предпринимательской деятельности. В положении можно дать определение предпринимательской деятельности, перечислить их цели, порядок распределения полученных доходов.
§ 7. Предпринимательская деятельность требует определенной подготовки и способностей, поэтому нередко во многих образовательных учреждениях принимают на работу заместителя руководителя по предпринимательской или коммерческой деятельности. Такое право есть у образовательного учреждения, согласно ст. 32 настоящего Закона оно самостоятельно устанавливает штатное расписание. Оплата работы этого заместителя осуществляется из полученных доходов. Таких заместителей может быть несколько, по разным направлениям коммерческой деятельности. Нередко на эту должность принимаются профессионалы, имеющие опыт и успехи в этой деятельности. В этом случае педагогический персонал не участвует в предпринимательской деятельности.
§ 8. Учредитель или органы местного самоуправления имеют право приостанавливать предпринимательскую деятельность образовательного учреждения своим предписанием при условии, что она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной уставом. Например, образовательное учреждение сдало в аренду столько помещений, что в результате ухудшились условия обучения.
Приостанавливая деятельность образовательного учреждения, следует учитывать его обязательства и имущественную ответственность по договорам.
Образовательное учреждение имеет право обжаловать предписание о приостановлении его деятельности в суд.

Правовой режим предпринимательской деятельности, осуществляемой образовательными организациями (Сюбарева И.Ф.)

Прежде чем сказать об актуальности темы, следует сделать ремарку и сказать о том, что название статьи, возможно, у кого-либо вызовет вопросы. Тем не менее выбранное название продуманно, так как в рамках статьи будет рассматриваться предпринимательская деятельность исходя из ее определения гражданским законодательством и допустимых пределов ее осуществления, также очерченных гражданским законодательством (п. 1 ст. 2; абзац 2 п. 3 ст. 50).
В настоящее время Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» является основополагающим нормативно-правовым актом в сфере образования , положения которого создают правовую основу для обеспечения поставленных задач в сфере образования. Большое значение имеет создание необходимых правовых условий для расширения автономии образовательных организаций, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации (п. 1 ст. 28). Закон закрепляет основы осуществления образовательной и экономической деятельности в сфере образования, определяет особенности участия субъектов образовательного права в различных правоотношениях, механизм финансового обеспечения системы образования и др. В статье после общих положений о правовом статусе образовательных организаций рассмотрим две проблемы, связанные с заявленной темой: необходимости унификации понятий в законодательстве в части правового регулирования различных видов деятельности, осуществляемой образовательными организациями, и чрезмерного расширения видов деятельности, связанной с получением доходов.

Согласно ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация — некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. Гражданским законодательством закреплены правовые формы учреждений, в которых могут создаваться образовательные организации: казенная, бюджетная, автономная, частная. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» носит специальный характер и вправе устанавливать особенности правового положения образовательных учреждений (п. 3 ст. 120 ГК РФ ). Правоспособность образовательных учреждений является специальной, что предполагает наличие у них таких прав и обязанностей, которые соответствуют конкретным целям деятельности и закреплены в учредительных документах. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (ст. 50 ГК РФ).

Анализируя гражданское и образовательное законодательство в части использования понятий, затрагивающих сферу экономической деятельности в образовании, обращает на себя внимание употребление различных понятий — экономической, предпринимательской, приносящей доход деятельности. Так, в гражданском законодательстве используются понятия предпринимательской деятельности и приносящей доход деятельности. ГК РФ в ст. 50 о коммерческих и некоммерческих организациях исходит из того, что некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (абзац 2 п. 3). В ст. 120 об учреждениях в части ответственности бюджетных учреждений говорится о доходах, полученных от приносящей доход деятельности (абзац 6 п. 2 ст. 120). В ст. 298 о распоряжении имуществом учреждения говорится в том числе о приносящей доход деятельности частного учреждения (абзац 2 п. 1 ст. 298), автономного учреждения (абзац 2 п. 2 ст. 298), бюджетного учреждения (абзац 2 п. 3 ст. 298), казенного учреждения (абзац 2 п. 4 ст. 298). Можно сказать, что в ГК РФ используется понятие предпринимательской деятельности, когда речь идет в целом о деятельности учреждений, и используется понятие приносящей доход деятельности, когда речь идет о распоряжении имуществом учреждения.

Федеральный закон «Об автономных учреждениях» использует понятие приносящей доход деятельности. Так, в п. 3.7 ст. 2 говорится о средствах, получаемых автономным учреждением от приносящей доход деятельности. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» использует понятия предпринимательской деятельности и приносящей доход деятельность. В ст. 10 «Автономная некоммерческая организация» говорится о праве осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация. В п. 2 ст. 24 говорится о том, что некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Как видим, ГК РФ использует понятия предпринимательской и приносящей доход деятельности (в части распоряжения имуществом учреждения), Федеральный закон «О некоммерческих организациях» — предпринимательской деятельности и приносящей доход деятельности, Федеральный закон «Об автономных учреждениях» — приносящей доход деятельности.
Что касается использования понятий в образовательном законодательстве, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» используется более широкое понятие экономической деятельности по сравнению с используемыми понятиями предпринимательской деятельности и приносящей доход деятельности в ГК РФ, Федеральных законах «Об автономных учреждениях», «О некоммерческих организациях»; применяется понятие приносящей доход деятельности (п. 16 ст. 36: п. 5 ст. 54), а понятие предпринимательской деятельности вовсе отсутствует. Все вышеуказанные понятия имеют различный смысловой объем. Понятие приносящей доход деятельности включает понятие предпринимательской деятельности, которое, несомненно, является более узким по содержанию, а понятие экономической деятельности включает их обоих. Безусловно, из всех вышеназванных понятий понятие экономической деятельности сегодня соответствует сложившимся экономическим отношениям в сфере образования, так как позволяет учитывать многогранность деятельности образовательных организаций и осуществление ее многочисленных видов, связанных или не связанных с получением дохода.
Подчеркнем абсолютно новый подход, выстроенный в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», к сфере образования в части осуществления различных видов деятельности. До недавнего времени в законодательстве об образовании последовательно в разных редакциях использовались понятия «предпринимательская деятельность» и «приносящая доход деятельность». Статья 47 утратившего силу Закона РФ «Об образовании» называлась «Предпринимательская и иная приносящая доход деятельность образовательного учреждения», перечень видов деятельности определялся в этой же статье (торговля покупными товарами, оборудованием; оказание посреднических услуг; долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций и др.) . Последняя действовавшая редакция ст. 47 предопределяла широкий подход к самим видам деятельности, которыми могли заниматься образовательные учреждения. К ним относились выполнение работ, оказание услуг, производство и реализация некоторых видов продукции и другие виды. Образовательное учреждение осуществляло перечисленные в своем уставе виды приносящей доход деятельности по договорам с юридическими и физическими лицами на возмездной основе. Учредитель был вправе приостановить приносящую доход деятельность образовательного учреждения, если она шла в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной уставом, до решения суда по этому вопросу. Законодатель выделял не только приносящую доход деятельность (ст. 47 Закона РФ «Об образовании»), но и платные дополнительные услуги государственных и муниципальных образовательных учреждений (ст. 45), платную образовательную деятельность негосударственных образовательных учреждений (ст. 46). Можно было говорить об особом режиме осуществления предпринимательской деятельности, в силу которого предпринимательская деятельность должна была соответствовать основной (образовательной деятельности), имела вспомогательный характер по отношению к основной (образовательной) деятельности и должна была обязательно закрепляться в учредительных документах учреждения. В разное время учеными обращалось внимание на разброс в научной литературе экономических и юридических терминов (бюджетная/внебюджетная, доходная/внебюджетная, платная, коммерческая); смешение понятий «приносящая доход» и «предпринимательская» деятельность; использование в гражданском законодательстве понятий «приносящая доход» и «предпринимательская» деятельность, в бюджетном и налоговом — «коммерческая», «основная уставная» деятельность. Неоднократно указывалось на необходимость унификации терминологии.
Как видим, законодатель идет по пути унификации понятий в образовательном законодательстве и использует понятие «экономическая деятельность», исключая ранее использовавшиеся «приносящая доход деятельность», «предпринимательская деятельность». Термин «экономическая деятельность» используется лишь в названии главы и не повторяется, тем более не раскрывается в статьях Закона. В главе 13 (ст. ст. 99 — 104) «Экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере образования» речь идет о видах экономической деятельности, затрагивающей разные направления хозяйствования: по управлению имуществом собственника, по распоряжению результатами интеллектуальной деятельности образовательных организаций, по осуществлению образовательной деятельности на основе договоров. В образовательном законодательстве не названы (не обозначены) сами виды предпринимательской или приносящей доход деятельности, которые могут сегодня осуществляться в сфере образования, никак не очерчивается сфера предпринимательства. Если ранее в п. 1 ст. 47 Закона РФ «Об образовании» говорилось, что образовательные учреждения имеют право на ведение приносящей доход деятельности, предусмотренной уставом постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых созданы образовательные учреждения, и соответствует указанным целям, то сегодня четкие границы предпринимательства в сфере образования образовательным законодательством не определены. Сегодня дозволительный подход в образовательном законодательстве позволяет образовательным организациям включать в уставы необоснованные виды предпринимательской и приносящей доход деятельности, которые не запрещены законом, но, тем не менее, с большой долей условности относятся к основной (образовательной) деятельности. При этом забывается, что гражданским законодательством предъявляются требования к предпринимательской деятельности некоммерческой организации — соответствие ее целям, ради которых она создана (ст. 50 ГК РФ). Никак к ней нельзя отнести с учетом данного критерия те виды деятельности, которые сегодня включены в уставы образовательных организаций, например, приобретение акций, облигаций и иных ценных бумаг, деятельность по предупреждению и тушению пожаров, осуществление посреднических услуг и другие виды. Этот перечень можно продолжить: для этого надо зайти на официальные сайты образовательных организаций и посмотреть их уставы.
Сегодня, очевидно, возможности осуществления образовательными организациями деятельности, связанной с получением дохода, стали значительно шире. Право на осуществление экономической деятельности предоставляет образовательным организациям возможность расширенного участия в экономическом обороте, в гражданских, предпринимательских и других правоотношениях. Экономическая деятельность важна в современных условиях для самих образовательных организаций: с ней связан поиск дополнительных финансовых источников, которые обеспечивают поддержание их финансовой устойчивости в жестких условиях конкуренции. С учетом активно развивающихся экономических отношений очевидно, что понятие экономической деятельности должно быть определено в образовательном законодательстве или введены критерии осуществления такой деятельности. Безусловно, предпринимательская деятельность должна соответствовать профилю образовательной организации, ограничиваться установлением соответствующих норм, сочетаться с контролем за ней со стороны учредителей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ // СЗ РФ. 2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7598.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
3. Об автономных учреждениях: Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ // СЗ РФ. 2006. N 45. Ст. 4626.
4. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.
5. Об образовании: Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 12.11.2012) // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 150 (утратил силу).