Предоставление земель сельскохозяйственного назначения

Виды наделов по целевому использованию

Любые земельные территории РФ имеют свои характерные особенности и разделены законом на определенные категории, которые имеют свое непосредственное предназначение для использования.

На основании установленных законодательных норм, по своему целевому предназначению территории разделены на семь видов, подразумевающие под собой земли:

  • Сельскохозяйственного значения.

    Территории характеризуются плодородными почвами и предназначаются для выращивания сельскохозяйственной продукции. Используются сельскохозяйственные угодья под размещение садоводческих культур, пастбища, участки на которых производится сенокос. Часть земель занимают дороги, часть коммуникации, а часть находится под водными объектами, защитными лесополосами, сельскохозяйственными сооружениями или хранилищами.

  • Специального и промышленного назначения.

    Используются земли промышленными предприятиями, организациями, учреждениями, военными объектами, а также объектами инфраструктуры самых различных направлений и сфер деятельности.

  • Населенных пунктов.

    Территория, находящаяся в пределах населенного пункта. Земли используются под строительство жилых зданий, организацию ЛПХ, социальное строительство.

  • Особо охраняемых земельных территорий.

    Земли, которые имеют природоохранное, оздоровительное и историческое значение.

    Используются для размещения парков, заповедников, природоохранных зон. На них строятся дома и базы отдыха, объекты санаторно-курортного типа, культурно-развлекательные сооружения.

  • Водного и лесного фонда.

    Земли, на которых расположены реки, озера, водные объекты и гидротехнические сооружения.

    А также территории, занятые лесами, а также предназначенные для выращивания зеленых насаждений. На таких территориях могут располагаться болота, лесные дороги, места вырубки, просеки.

  • Земли запаса.

    Эта категория земель принадлежит государственным органам власти и не предоставляется гражданским или юридическим лицам до перевода земельных угодий в другую категорию.

Внимание! Законодательство предусматривает предоставление практически всех видов земель в аренду, а также содержит определенную законодательную базу для желающих получить участок во владение. Выделение территорий зависит от определенных условий, оснований и целей использования земли. Узнайте, что означает термин «право постоянного бессрочного пользования землей» и есть ли возможность его получить!

Что говорит закон?

Предоставленные во владение территории могут использоваться субъектами согласно предназначению земель, которое оговаривается при заключении договора.

КоАП (Кодекс административных нарушений), в статье 8.8 отмечает, что нецелевое использование земельных территорий, не соблюдение условий предусмотренных законодательством, а также невыполнение обязанностей, в результате чего земля приходит непригодное состояние наказывается штрафами. Статья содержит перечень и обоснования предъявляемых штрафов за такие правонарушения.

ГК РФ в статье 284 говорит об изъятии земельных наделов, которые используются по нецелевому назначению, а статья 42 ЗК РФ постоянно напоминает пользователям земельных территорий об их непосредственных обязанностях связанных с содержанием и использованием выделенных им земельных наделов.

Использование предоставленных земельных территорий не по целевому назначению меняет привычный режим земли и нарушает созданные для каждого отдельного участка землеустроительные проекты, позволяющие предоставлять земельные наделы в собственность.

Нецелевое применение участков

Разделение земельных территорий на категории является главным и основным критерием их целевого предназначения.

Виды земель определяют целевое назначение каждой отдельной категории, которая предполагает использовать принадлежащую к ней территорию, согласно установленному режиму использования земли и утвержденного землеустроительного проекта.

Внимание! Нецелевое использование территорий – это разрушение государственного землеустройства, самостоятельный перевод земли в другую категорию использования и нарушение установленного законом порядка выделения земельных участков.

Согласно установленным нормам земельные территории разделены на несколько видов, имеющих свое целевое предназначение и запрещающих производить деятельность на этих землях не соответствующую указанным в законах требованиям, например:

  1. Земли, принадлежащие к категории сельскохозяйственных, не предусматривают строительство на своих территориях жилых зданий или организацию дачных хозяйств. На них нельзя строить предприятия или объекты инфраструктуры.
  2. Земли, относящиеся к населенным пунктам, не предоставляют право распахивать выделенные в пользование территории и заниматься на них организацией фермерских хозяйств.

    На этих территориях присутствуют приусадебные участки собственников и другие виды деятельности на выделенных в населенном пункте землях, кроме ИЖС и организации ЛПХ, недопустимы.

  3. Территории специального предназначения не могут использоваться для жилищного строительства, размещения парковых зон, санаториев, баз отдыха, а также использоваться для выращивания сельскохозяйственной продукции.
  4. Особо охраняемые территории не место для строительства жилых и промышленных объектов, объектов инфраструктуры, а также размещения сельскохозяйственных угодий.
  5. Земли, принадлежащие к водному фонду, также не могут быть использованы для строительства, кроме сооружения гидротехнических объектов.
  6. Лесной фонд является природоохранной территорией, аренда земель строго контролируется законами, которые определяют условия, особенности и основания для выделения таких земель.

    На территориях лесного фонда запрещено промышленное и жилое строительство.

  7. Земли запаса – это нетронутая собственность государственных органов власти и в пользование они не выделяются.

Подробнее об особенностях использования земель сельскохозяйственного назначения читайте Согласно законодательным актам, использование земель существующих категорий по другому целевому предназначению не допускается. Такая деятельность становится возможной только после процедуры переведения земли в другую категорию.

Штрафы и ответственность за это

Ответственность за нецелевое использование земель наступает после обнаружения местными административными органами фактов нарушения пользования землей, которые предусмотрены законодательством.

При нарушении законодательных норм и правил пользования земельной территорией местные администрации имеют право направить предписание, предполагающее ликвидировать недостатки, и наложить штраф. При неисполнении требований в назначенные сроки земля будет изъята.

Наложение штрафов на гражданских, должностных, а также юридических лиц за нецелевое использование территорий регулируется статьей 8.8 КоАП РФ, которая предусматривает определенные ситуации и налагает соответственно им такие виды материальных взысканий:

При наличии расчета кадастровой стоимости земли штраф взимается:

  • с граждан – в размере 0,5-1% оценки по кадастру, но минимальная сумма не может быть ниже 10000 рублей;
  • с должностных лиц – в размере 1-1,5%, минимальная сумма – 20000 рублей;
  • с юридических лиц – 1,5-2%, минимальная сумма – 100000 рублей.

При отсутствии расчета кадастровой стоимости земли предусматривается штраф:

  • с граждан – в сумме 10-20000 рублей;
  • с должностных лиц – в сумме 20-50000 рублей;
  • с юридических лиц – 100-200000 рублей.

За неиспользование выделенных земельных территорий при наличии кадастровой стоимости земли штраф составит:

  • для граждан – в размере 0,3-0.5% оценки по кадастру, но минимальная сумма не может быть ниже 3000 рублей;
  • для должностных лиц – в размере 0,5-1,5%, минимальная сумма – 50000 рублей;
  • для юридических лиц – 2-10%, минимальная сумма – 200000 рублей.

За использование земель из категории сельскохозяйственных и под строительство не по назначению при наличии кадастровой стоимости на землю штраф изымается:

  • с граждан – в размере 1-1,5% оценки по кадастру, но минимальная сумма не может быть ниже 20000 рублей;
  • с должностных лиц – в размере 1,5-2%, минимальная сумма 50000 рублей;
  • с юридических лиц – 3-5%, минимальная сумма 400000 рублей.

При отсутствии расчета кадастровой стоимости земли предусматривается штраф:

  • с граждан – в сумме 20-50000 рублей;
  • с должностных лиц – в сумме 100-200000 рублей;
  • с юридических лиц – 400-700000 рублей.

При несвоевременном выполнении или отсутствии работ по использованию земли, что повлекло за собой ее непригодность, штраф предусматривается:

  • с граждан – в размере 20-50000 рублей;
  • с должностных лиц – в размере 100-200000 рублей;
  • с юридических лиц – 200-400000 рублей.

Используемые собственниками и арендаторами земли являются природными территориями, которые контролируются и охраняются государством.

Пользование земельными ресурсами требует тщательного ухода и надлежащего правового процесса эксплуатации выделенных земель. Такое использование гарантирует успех и обезопасит от возможных нарушений законодательства.

Правовой режим использования и мониторинг земель, выведенных из сельскохозяйственного оборота

Земельный кодекс РФ подробно не регламентирует вопросы предоставления земель указанным в названии ст. 81 ЗК РФ категориям граждан. Действие Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» согласно норме, содержащейся в абз. 2 п. 1 ст. 1 этого Закона, не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества.

В соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11 июня 2003 г. № 74 (ред. от 25.12.2012) // Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 24. — Ст. 2249. для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства, могут предоставляться и приобретаться земельные участки и из земель иных категорий.

Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» подробно регламентирует особенности процедуры предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности.

Установлено, что граждане, которые заинтересованы в предоставлении таких участков, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:

1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);

2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);

3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);

4) срок аренды земельных участков;

5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);

6) предполагаемое местоположение земельных участков Боголюбов, С.А. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. С.А. Боголюбов. — М.: Проспект, 2011. — С. 276..

К заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со ст. 4 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании этого заявления или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение 14 дней принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду с приложением проекта его границ. В случае отказа это решение может быть оспорено в судебном порядке.

Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней после представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

Важные особенности установлены Федеральным законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в отношении минимальных размеров земельных участков, предоставляемых крестьянским хозяйствам. Минимальные размеры земельных участков не устанавливаются для фермерских хозяйств, основной деятельностью которых является садоводство, овощеводство защищенного грунта, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее минимальных размеров земельных участков, установленных законами субъектов РФ.

Если гражданин имеет в собственности земельную долю, полученную при приватизации сельскохозяйственных угодий, он имеет право требовать выдела в счет ее земельного участка для ведения крестьянского хозяйства в порядке, установленном Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Земельные участки для крестьянского хозяйства в счет земельной доли могут быть выделены в том случае, если они не внесены в уставный капитал (паевой фонд) сельскохозяйственной организации. Для ведения личного подсобного хозяйства земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в основном гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях. Тем гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земель. При включении земель сельских поселений в черту городских поселений граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, сохраняют право на ведение личного подсобного хозяйства на тех земельных участках, которые были им предоставлены или были ими приобретены для этих целей.

В соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ (ред. от 21.06.2011) // Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 28. — Ст. 2881. предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством.

Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ (ред. от 07.12.2011) // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 16. — Ст. 1801. достаточно подробно регламентирует вопросы предоставления земли таким объединениям.

Обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками возложено на органы местного самоуправления, которые ведут регистрацию и учет заявлений граждан, проживающих на данной территории и нуждающихся в получении указанных участков, определяют на основании этих заявлений потребности в садовых, огородных, дачных участках и ходатайствуют перед органами, в ведении которых находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.

На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

После государственной регистрации объединения ему бесплатно предоставляется земельный участок — первоначально в срочное пользование. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена объединения Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (учебно-практический) / Под ред. В.В. Круглова и С.А. Степанова. — М.: Проспект, 2012. — С. 98..

Среди земель садоводческого, огороднического, дачного некоммерческого объединения выделяются земли, относящиеся к общему пользованию. Они предоставляются объединению как юридическому лицу в собственность.

В отношении предоставления земельных участков гражданам для сенокошения и выпаса скота Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлено, что такие участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, передаются в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на право аренды, и при этом выкуп арендуемого участка в собственность не допускается.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что ЗК РФ устанавливает случаи предоставления земельных участков гражданам в зависимости от целей использования таких участков. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения могут предоставляться гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства.

1.2 Особенности правового режима использования земель сельскохозяйственного назначения

В правовом регулировании использования и охраны зе­мель сельскохозяйственного назначения традиционно име­ют место два основных аспекта. Во-первых, обеспечение оптимального использования и охраны земель в самом процессе сельскохозяйственного производства и, во-вторых, максимально возможное предотвращение сокращения их площадей. В первом случае существует зависимость пра­вового регулирования использования земли от уровня раз­вития сельскохозяйственного производства.

Проблема правового обеспечения охраны площади зе­мель, используемых как основное средство производства, от изъятия для строительства промышленных и иных объ­ектов в настоящее время является значительной пробле­мой для сельского хозяйства. Вторжение несельскохозяй­ственного использования земель в сферу земледелия явля­ется закономерным итогом процесса урбанизации и развития промышленности. В этой связи возникает про­блема соотношения сельскохозяйственного и несельскохо­зяйственного использования земель.

Все земли, которые пригодны для сельскохозяйственно­го производства, имеют приоритетный режим использова­ния. Это означает, что они, во-первых, должны в соответст­вии со ст. 20 ЗК предоставляться, прежде всего, для сель­скохозяйственных целей. Определение земель, пригодных для нужд сельского хозяйства, производится на основа­нии данных государственного земельного кадастра.

В этих целях земельным законодательством установ­лены определенные ограничения на сделки с земельными участками сельскохозяйственного назначения. Так, согласно ч. 2 ст. 17 ЗК крестьянские (фермерские) хозяйства, кото­рым предоставлены земельные участки соответствующим Советом, не вправе в течение шести лет со времени приоб­ретения права собственности продавать или иными спосо­бами отчуждать принадлежащий им земельный участок, кроме передачи его по наследству или Совету на тех же условиях, на которых он был им предоставлен. Тем не менее в соответствии с Декретом Кабинета Министров Ук­раины от 26 декабря 1992 года граждане имеют право продавать или иными способами отчуждать земельные уча­стки, предоставленные им для ведения личного подсобно­го хозяйства, приусадебного участка, садоводства и т.д. без изменения их целевого назначения2.

Хозяйственное использование земель сельскохозяйст­венного назначения не должно ухудшать состояние земель вследствие производственной деятельности. Наоборот, оно должно содействовать восстановлению и улучшению пло­дородия почв и их полезных свойств. В этой связи собст­венники земельных участков и землепользователи обяза­ны выполнять мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтоплений, заболачивания, вто­ричного засорения, иссушения, уплотнения, загрязнения от­ходами производства, химическими и радиоактивными ве­ществами и от других процессов разрушения, от зараста­ния сельскохозяйственных угодий кустарниками и мелколесьем, а также других процессов ухудшения культуро-технического состояния земель. Они также должны про­водить рекультивацию нарушенных земель, мероприятия по повышению их плодородия и улучшению других полез­ных свойств земли. Все предприятия и организации, которые проводят работы, влияющие на состояние сельскохо­зяйственных земель, обязаны снимать, использовать и со­хранять плодородный слой почвы.

Таким образом, правовое ре­гулирование использования земли в процессе сельскохо­зяйственного производства, а также установления оптимального соотношения в межотраслевом использова­нии земли ориентировано прежде всего на обеспечение ра­ционального использования земли в целях развития сель­скохозяйственного производства.

Действующее законодательство предусматривает несколь­ко правовых оснований, на которых может базироваться использование земель сельскохозяйственного назначения. Это право собственности, право постоянного и временного пользования и договор аренды. До недавнего времени един­ственным субъектом права собственности на землю, в том числе и на земли сельскохозяйственного назначения, было государство. В настоящее время приоритетной является ча­стная собственность на землю, к которой юридически отно­сится собственность отдельных граждан и фактически соб­ственность юридических лиц. Иными словами, любая зе­мельная собственность, которая не является государственной или муниципальной, относится к частной собственности, не­зависимо от того, кто является субъектом права собствен­ности — граждане или юридические лица.

Право собственности и право постоянного пользования земельным участком — это два основных титула, на которых основывается право владения и пользования земель­ными участками сельскохозяйственных предприятий. На праве временного пользования и договора аренды сельско­хозяйственные предприятия обычно используют дополни­тельные земельные участки для осуществления производ­ственно-хозяйственной деятельности. Последние исполь­зуются сельскохозяйственными предприятиями на основании договоров, в отличие от земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или посто­янного пользования, удостоверяемых государственными актами.