Предоставление результатов орд

Новеллы Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Противодействие преступности: вопросы теории и практики

2. Головко, Л. В. Казахстан: десоветизация уголовного процесса. Статья 3. В стиле новых тенденций / Л. В. Головко // Уголов. судопроизводство. — 2012. — № 2. — С. 19-20.

3. Калиновский, К. Б. Onus proferendi возлагается на суд / К. Б. Калиновский // Уголов. процесс. — 2013. — № 8. — С. 9.

4. Калиновский, К. Б. Обоснованность уголовно-процессуальных решений в свете учения о бремени доказывания / К. Б. Калиновский // Доказывание и принятие решений в соврем. уголов. судопроизводстве. Материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. памяти д-ра юрид. наук, проф. Полины Абрамовны Лупинской : сб. науч. тр. — М. : Элит, 2011. — С. 59-65.

5. По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 237 УПК РФ в связи с жалобой гражданина Республики Узбекистан Б. Т Гадаева и запросом Курганского областного суда : постановление Конституц. Суда Рос. Федерации от 2 июля 2013 г. № 16-П // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». — Режим доступа: локальный.

6. Проект федерального закона о внесении изменений в часть 1 статьи 237 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации . — Режим доступа: http://regulation.gov.ru/project/6357 (дата обращения: 12.10.2013).

УДК 343.1 НОВЕЛЛЫ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНУ ДОЗНАНИЯ, СЛЕДОВАТЕЛЮ ИЛИ В СУД Instruction Novelties in Presentation Procedure of Operational Research Activities Results towards Agency of Inquiry, Investigator or Court I.

И. П. Пилюшин — доцент кафедры уголовного процесса Омской академии МВД России, кандидат юридических наук, доцент;

А. В. Павлов — старший преподаватель кафедры уголовного процесса Омской академии МВД России, кандидат юридических наук

Аннотация. В статье анализируются положения новой Инструкции от 27 сентября 2013 г., регламентирующей порядок представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд.

Ключевые слова: порядок представления, результаты оперативно-розыскной деятельности, орган дознания, следователь, прокурор, суд.

Presentation procedure, the results of the operational-search activity, inquiry body, investigator, prosecutor, court.

Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» устанавливает, что представление результатов оперативно-розыскной деятельно-

сти органу дознания, следователю, налоговому органу или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную дея-

Вестник Омской юридической академии. 2014. № 1 (22)

тельность (далее — ОРД), в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами (ч. 3 ст. 11) .

Во исполнение требований данного Федерального закона приказами Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной таможенной службы, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Следственного комитета Российской Федерации от 27 сентября 2013 г. утверждена новая Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд (далее — Инструкция 2013 г.) .

Данная инструкция является третьей по счету. Первая инструкция вступила в силу 13 мая 1998 г. , следующая «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд» (далее — Инструкция 2007 г.) утверждена приказами МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России и Минобороны России от 17 апреля 2007 г.

Структура и содержание Инструкции 2013 г. существенных изменений не претерпели. Традиционно предусмотрены направления использования результатов ОРД. Так, согласно п. 4 Инструкции 2013 г. результаты ОРД могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела; быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, предусмотренных Уголовнопроцессуальным кодексом Российской Федерации (далее — УПК РФ); использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

Результаты ОРД представляются в виде рапорта об обнаружении признаков преступления или сообщения о результатах оперативнорозыскной деятельности. Процедура представления результатов ОРД, как и прежде, включает в себя рассмотрение вопроса о необходимости рассекречивания сведений, составляющих госу-

дарственную тайну, содержащихся в представляемых результатах ОРД, и их носителей; оформление необходимых документов и фактическую передачу результатов ОРД.

Следует обратить внимание на то, что, в отличие от прежней Инструкции 2007 г., постановление о рассекречивании выносится в двух экземплярах. В соответствии с п. 14 Инструкции 2013 г. при необходимости рассекречивания сведений, содержащихся в материалах, отражающих результаты ОРД, руководителем органа, осуществляющего ОРД (начальником или его заместителем), выносится постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей. Указанное постановление составляется в двух экземплярах, первый из которых направляется уполномоченному должностному лицу (органу), второй приобщается к материалам дела оперативного учета или, в случае его отсутствия — к материалам номенклатурного или литерного дела.

В зависимости от волеизъявления субъекта, определяющего необходимость представления результатов ОРД, можно выделить две ситуации: 1) результаты представляются по инициативе органов, осуществляющих ОРД; 2) результаты представляются по инициативе органов, ведущих судопроизводство (орган дознания, следователь, суд (судья): на основании поручения следователя, органа дознания, исполнения требования суда (судьи).

Следует обратить внимание на то, что наличие поручения или требования является самодостаточным способом получения и приобщения результатов ОРД к уголовному делу. На первый взгляд представление в данном случае выступает лишь технологическим способом передачи истребуемых сведений. Однако с учетом специфики получения результатов ОРД и их использования в уголовном процессе данное представление придает правовую сущность результатам ОРД, которая позволяет на их основе сформировать доказательства. К примеру, передача одной лишь видеокассеты без соответствующего сообщения о результатах оперативно-розыскной деятельности (в котором указывается время, место и иные обстоятельства получения записи) ставит под сомнение правомерность получения такого вида доказательства как вещественное доказательство. Это обусловлено тем, что известность и возможность проверки происхождения информации выступает одним из условий допустимо-

Противодействие преступности: вопросы теории и практики

сти полученных в ходе оперативно-розыскной деятельности фактических сведений.

В числе принципиальных новелл в Инструкции 2013 г. следует отметить изменения перечня должностных лиц (органов), которым представляются результаты оперативно-розыскной деятельности. В отличие от ранее действовавшей Инструкции 2007 г. к субъектам, которым оперативные подразделения вправе представлять результаты оперативно-розыскной деятельности, не отнесен прокурор. С большой долей вероятности можно утверждать, что исключение прокурора из данного перечня объясняется изменениями в УПК РФ. Так, Федеральным законом от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» введена в действие новая редакция ст. 37 УПК РФ, которая определяет основные права прокурора в уголовном процессе . В действующем до этого п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурору предоставлялось право лично производить отдельные следственные и иные процессуальные действия. В новой редакции данное право отсутствует. Указанное обстоятельство вполне может привести правоприменителя к мнению, что в настоящее время прокурор лишен права собирать доказательства, а значит, и получать результаты оперативнорозыскной деятельности от оперативных подразделений .

Несомненно, сокращение объема властных полномочий прокурора повлияло на изменение его роли в уголовном преследовании на досудебном производстве. Вместе с тем прокурор в ходе судебного производства по уголовному делу поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность (ч. 3 ст. 37 УПК РФ). Активная роль прокурора по поддержанию обвинения предполагает необходимость использования в ряде случаев возможностей не органов дознания (в традиционном их понимании), а оперативных подразделений в целях получения содействия, оперативного участия (сопровождения) уголовного преследования, осуществляемого стороной обвинения в ходе судебного следствия .

В свою очередь, с учетом роли и места суда в состязательном процессе ставится под сомнение правомерность представления материалов ОРД по требованию суда (судьи) по уголовным делам, находящимся в его производстве. С дру-

гой стороны, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в решении от 2 июля 2013 г. № 16-П, активность суда не связывается с нарушением принципа состязательности, обусловлена правом на самостоятельный и независимый выбор судом подлежащих применению норм уголовного закона . Не исключая потенциальную возможность инициативного представления оперативными подразделениями результатов ОРД в суд, мы ставим под сомнение правомерность инициативы в этом вопросе суда.

В Инструкции 2013 г. расширен перечень случаев представления результатов ОРД. Дополнительно предусмотрено представление оперативными подразделениями результатов ОРД:

— в порядке исполнения требования суда (судьи) о представлении документов по находящейся у него на рассмотрении жалобе лица, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, о непредставлении или представлении не в полном объеме органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведений о полученной об этом лице информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны;

— по судебным искам, указанным в ст. 15 Федерального закона от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Следует обратить внимание, что правом рассмотрения жалоб наделяется и прокурор, однако он, как ранее было отмечено, не является субъектом, которому могут быть представлены результаты ОРД. Возникает вопрос, как быть прокурору, если к нему обратились с подобной жалобой. В соответствии со ст. 21 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по требованию прокуроров руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, представляют им оперативнослужебные документы, включающие дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также

Вестник Омской юридической академии. 2014. № 1 (22)

учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативнорозыскных мероприятий. Однако следует учитывать, что доступ к оперативно-розыскным сведениям имеют не все прокуроры. Согласно приказу Генерального прокурора Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. № 33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности», по надзору за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» назначаются уполномоченные прокуроры, которые и несут персональную ответственность за организацию надзора . На наш взгляд, включение прокурора в перечень субъектов, которым могли быть представлены результаты ОРД, позволило бы рассматривать жалобы более широкому кругу должностных лиц органа прокуратуры.

Введение второй новеллы связано с тем, что в случае если сделка, в результате совершения которой установлен контроль иностранного инвестора или группы лиц над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, совершена без учета требований Федерального закона от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» , она признает-

ся ничтожной. В соответствии с п. 6 ст. 13 в целях определения факта установления иностранным инвестором или группой лиц контроля над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, а также факта наличия между иностранным инвестором и третьими лицами соглашения и (или) их согласованных действий, направленных на установление контроля над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, оперативные подразделения органов федеральной службы безопасности вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об оперативно-розыскной деятельности. Результаты оперативно-розыскной деятельности оперативных подразделений органов федеральной службы безопасности могут использоваться в доказывании по указанным в ст. 15 настоящего Федерального закона судебным искам, если они представлены в соответствии с Инструкцией 2013 г.

В заключение следует отметить, что новая Инструкция позволит эффективно организовать передачу оперативно-розыскных сведений уполномоченным должностным лицам (органам) с созданием необходимых условий для их последующей трансформации в процессуальную форму. Расширение сферы использования результатов ОРД как дополнительного источника сведений позитивно скажется на справедливом разрешении правовых споров.

Библиографический список

1. Бажанов, С. В. Оперативно-розыскное сопровождение уголовного преследования в стадии судебного разбирательства / С. В. Бажанов, В. Н. Сбитнева // Рос. следователь. — 2007. — № 23.

2. О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» : федер. закон от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ // Рос. газ. — 2007. — 8 июня.

3. О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства : федер. закон от 29 апр. 2008 г. № 57-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2008. — № 18. — Ст. 1940.

4. Об оперативно-розыскной деятельности : федер. закон от 12 авг. 1995 г. № 144-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1995. — № 33. — Ст. 3349.

5. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности : приказ Генер. прокуратуры Рос. Федерации от 15 февр. 2011 г. № 33 // Законность. — 2011. — № 5.

6. Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд : приказ М-ва внутр. дел Рос. Федерации № 776, М-ва обороны Рос. Федерации № 703, Федер. службы безопасности Рос. Федерации № 509, Федер. службы охраны Рос. Федерации № 507, Федер. тамож. службы Рос. Федерации № 1820, Службы внеш. разведки Рос. Федерации № 42, Федер. службы исполнения наказаний Рос. Федерации № 535, Федер. службы Рос. Федерации по контролю за оборотом наркотиков № 398, Следств. комитета Рос. Федерации № 68 от 27 сент. 2013 г. // Рос. газ. — 2013. — 13 дек.

7. Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд : приказ Федер. службы налог, полиции Рос. Федерации № 175, Федер. службы безопасности Рос. Федерации № 226, М-ва внутр. дел Рос. Федерации № 336, Федер. службы охраны Рос. Федерации № 201, Федер. погранич. службы Рос. Федерации № 286, Гос. тамож. комитета Рос. Федерации № 410, Службы внеш. разведки Рос. Федерации № 56 от 13 мая 1998 г. // Бюл. норматив. актов федер. органов исполн. власти. — 1998. — № 23.

8. Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд : приказ М-ва внутр. дел Рос. Федерации № 368, Федер. службы

Противодействие преступности: вопросы теории и практики

безопасности Рос. Федерации № 185, Федер. службы охраны Рос. Федерации № 164, Федер. тамож. службы Рос. Федерации № 481, Службы внеш. разведки Рос. Федерации № 32, Федеральной службы исполнения наказаний Рос. Федерации № 184, Федер. службы Рос. Федерации по контролю за оборотом наркотиков № 97, М-ва обороны Рос. Федерации № 147 от 17 июля 2007 г. // Рос. газ. — 2007. — 16 мая.

9. По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 237 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Республики Узбекистан Б. Т. Г адаева и запросом Курганского областного суда : постановление Конституц. Суда Рос. Федерации от 2 июля 2013 г. № 16-П // Рос. газ. — 2013. — 12 июля.

10. Рыжаков, А. П. Комментарий к Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд / А. П. Рыжаков // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». — Режим доступа: локальный.

УДК 343.14 ПРЕДЕЛЫ ДОКАЗЫВАНИЯ

ПО СЛОЖНОМУ УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ Limits of Proof in Complicated Criminal Case * I.

И. С. Смирнова — доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики Омской юридической академии, кандидат юридических наук

Аннотация. В отличие от уголовно-процессуальной деятельности по простому (однопредметному) уголовному делу расследование сложного дела (вне зависимости от его вида) и доказывание обстоятельств, подлежащих установлению, имеют как качественное, так и количественное увеличение объема применительно к каждому лицу и (или) каждому преступлению.

Ключевые слова: пределы доказывания, сложное уголовное дело.

Proof limits, complicated criminal case.

Стремление органов уголовного преследования к всеобъемлющему исследованию обстоятельств любого уголовного дела можно признать в определенной степени оправданным, несмотря на то что в действующем Уголовнопроцессуальном кодексе Российской Федерации (далее — УПК РФ) напрямую не содержится упо-

минание о полноте и всесторонности раскрытия преступления. Такой вывод вытекает из понимания полноты исследования обстоятельств дела как достоверного установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, а также всех юридических признаков, которыми уголовный закон характеризует каждое кон-

ОРПТО ОП

русский => английский Change language

  • английский => испанский
  • испанский => английский
  • английский => французский
  • немецкий => английский
  • английский => итальянский
  • французский => английский
  • английский => немецкий
  • английский => португальский
  • итальянский => английский
  • английский => польский
  • английский => русский
  • немецкий => итальянский
  • польский => английский
  • немецкий => французский
  • немецкий => испанский
  • португальский => английский
  • английский => шведский
  • английский => китайский
  • английский => арабский
  • французский => немецкий
  • английский => голландский
  • французский => испанский
  • итальянский => французский
  • английский => румынский
  • голландский => английский
  • английский
  • китайский => английский
  • английский => греческий (новогреческий)
  • итальянский => немецкий
  • шведский => английский
  • испанский => французский
  • немецкий => польский
  • французский => итальянский
  • немецкий => русский
  • испанский => немецкий
  • итальянский => испанский
  • английский => венгерский
  • японский => английский
  • румынский => английский
  • немецкий => шведский
  • греческий (новогреческий) => английский
  • арабский => английский
  • английский => хорватский
  • английский => датский
  • немецкий => португальский
  • датский => английский
  • английский => японский
  • польский => немецкий
  • английский => турецкий
  • французский => голландский
  • испанский => итальянский
  • голландский => немецкий
  • испанский => португальский
  • норвежский => английский
  • голландский => французский
  • английский => болгарский
  • английский => малайский
  • немецкий => голландский
  • английский => индонезийский
  • английский => норвежский
  • хорватский => английский
  • французский => португальский
  • португальский => испанский
  • русский => немецкий
  • венгерский => английский
  • английский => литовский
  • турецкий => английский
  • голландский => итальянский
  • португальский => французский
  • английский => чешский
  • английский => сербскохорватский
  • испанский => русский
  • английский => фарси (персидский)
  • английский => сербский
  • немецкий => румынский
  • английский => иврит
  • индонезийский => английский
  • латинский => английский
  • английский => хинди
  • немецкий => хорватский
  • немецкий => датский
  • английский => латышский
  • португальский => немецкий
  • немецкий => греческий (новогреческий)
  • русский => испанский
  • английский => финский
  • французский => польский
  • французский => русский
  • болгарский => английский
  • немецкий => венгерский
  • французский => греческий (новогреческий)
  • английский => украинский
  • английский => боснийский
  • голландский => испанский
  • датский => шведский
  • сербский => английский
  • французский => румынский
  • каталанский (каталонский) => английский
  • чешский => английский
  • английский => словацкий
  • немецкий
  • английский => албанский
  • английский => латинский
  • румынский => немецкий
  • иврит => английский
  • испанский => голландский
  • сербскохорватский => английский
  • испанский => польский
  • французский
  • русский => итальянский
  • итальянский => португальский
  • финский => английский
  • итальянский => румынский
  • итальянский => голландский
  • русский => французский
  • итальянский => русский
  • немецкий => турецкий
  • боснийский => английский
  • малайский => английский
  • английский => урду
  • фарси (персидский) => английский
  • фламандский => английский
  • шведский => датский
  • польский => русский
  • литовский => английский
  • хинди => английский
  • итальянский => шведский
  • португальский => итальянский
  • французский => шведский

Всё об уголовных делах

Все материалы по ОРД

Инструкция

«О порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд» (утверждена Приказом МВД от 27.03.13г.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Раздел I. Общие положения

Раздел II. Представление результатов ОРД

— п.6 Инструкции результаты ОРМ — передаются рапортом или сообщением

— п.7 Инструкции рапорт — об обнаружении преступления

— п.9 Инструкции постановление начальника — о передаче результатов ОРМ

— п.10 Инструкции прилагается — постановление (ст.8 N 144-ФЗ) о проведении ОРМ

— п.11 Инструкции результаты неудачной попытки — приобщаются к повторным материалам

— п.14 Инструкции постановление — о рассекречивании

Передача — вещественных доказательств

— п.16 Инструкции указываются — обстоятельства получения и описание

— п.17 Инструкции копии и оригиналы материалов

Раздел III. Требования, предъявляемые к результатам ОРД

— п.18 Инструкции результаты ОРД — для возбуждения дела

— п.19 Инструкции результаты ОРД — для процессуальных действий

— п.20 Инструкции результаты ОРД — для использования в доказывании

Применяемые сокращения: ОРД — «оперативно-розыскная деятельность», ОРМ — «оперативно-розыскные мероприятия».

I). Общие положения

1) Настоящая Инструкция определяет порядок представления оперативными подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд при наличии в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления, а также в порядке:

— выполнения поручения дознавателя, органа дознания, следователя, судебного решения о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлениях, находящимся в их производстве;

— исполнения требования суда (судьи) о представлении документов по находящейся у него на рассмотрении жалобе лица, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, о непредставлении или представлении не в полном объеме органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведений о полученной об этом лице информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны;

2) Установленный настоящей Инструкцией порядок представления результатов ОРД применяется при представлении результатов ОРД в соответствии с запросами международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов иностранных государств.

3) Правовой основой представления результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд (судье) являются Конституция, Уголовно-процессуальный кодекс (прим. — прежде всего 89 УПК), Закон об ОРД от 05.07.1995г. N 144-ФЗ, иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности, а также настоящая Инструкция.

4) Уполномоченным должностным лицам (органам) представляются результаты ОРД, которые соответствуют установленным настоящей Инструкцией требованиям и могут:

— служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела;

— быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом;

— использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

5) В случаях необходимости привлечения к участию в производстве процессуальных действий лиц, внедренных (внедрявшихся) в организованные преступные группы, преступные сообщества (преступные организации), штатных негласных сотрудников органов, осуществляющих ОРД, а также лиц, оказывающих или оказывавших этим органам содействие на конфиденциальной основе, обеспечение их безопасности в условиях конспирации и конфиденциальности осуществляется в порядке, определяемом законодательными и иными нормативными правовыми актами, нормативными правовыми актами органов, осуществляющих ОРД.

Url Дополнительная информация:

ПРАКТИЧЕСКИЕ аспекты

— Ошибки — при передаче результатов оперативно — розыскной деятельности

II). Представление результатов ОРД уполномоченным должностным лицам (органам)

6) Результаты ОРД представляются в виде:

а) рапорта об обнаружении признаков преступления;

б) или сообщения о результатах оперативно-розыскной деятельности.

7) Рапорт об обнаружении признаков преступления составляется должностным лицом органа, осуществляющего ОРД, в соответствии со статьей 143 УПК и регистрируется в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов, осуществляющих ОРД.

8) Процедура представления результатов ОРД в виде сообщения (рапорта) осуществляется в соответствии с правилами, установленными пунктами 8 — 14 настоящей Инструкции, и включает в себя:

— рассмотрение вопроса о необходимости рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, содержащихся в представляемых результатах ОРД, и их носителей;

— оформление необходимых документов и фактическую передачу результатов ОРД.

9) Представление результатов ОРД уполномоченным должностным лицам (органам) для осуществления проверки и принятия процессуального решения в порядке статей 144 и 145 УПК, а также для приобщения к уголовному делу осуществляется на основании постановления руководителя органа (подразделения), осуществляющего ОРД (начальника или его заместителя).

Указанное постановление составляется в 2-х экземплярах, первый из которых направляется уполномоченным должностным лицам (органам), второй — приобщается к материалам дела оперативного учета или, в случае его отсутствия, к материалам номенклатурного (литерного) дела.

10) При представлении уполномоченным должностным лицам (органам) результатов ОРД, полученных при проведении:

— проверочной закупки или контролируемой поставки предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен,

— а также оперативного эксперимента или оперативного внедрения,

Url Дополнительная информация:

— ст.8 N 144-ФЗ перечень ОРМ требующих — только постановления руководителя

к ним прилагается постановление руководителя органа, осуществляющего ОРД (начальника или его заместителя), о проведении данного ОРМ.

Копии указанных постановлений органа, осуществляющего ОРД, подлежат хранению в материалах дела оперативного учета, материалах оперативной проверки либо, в случае их отсутствия, приобщаются к материалам номенклатурного (литерного) дела.

11) Если в результате проведения проверочной закупки не удалось задокументировать подготавливаемое, совершаемое или совершенное противоправное деяние, то ее результаты приобщаются к материалам повторной проверочной закупки или к другим материалам ОРМ, содержащим признаки преступления, которые представляются уполномоченным должностным лицам (органам) в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

12) В случае представления уполномоченным должностным лицам (органам) результатов ОРД, полученных при проведении ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на:

— тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи,

-а также право на неприкосновенность жилища,

к ним прилагаются копии судебных решений о проведении ОРМ.

13) Представление результатов ОРД, содержащих сведения:

— об организации и тактике проведения оперативно-поисковых и оперативно-технических мероприятий,

— используемых при их проведении технических средствах,

— о штатных негласных сотрудниках оперативно-технических и оперативно-поисковых подразделений, должно в обязательном порядке согласовываться с исполнителями соответствующих мероприятий и осуществляться в соответствии с требованиями, предъявляемыми к обращению со сведениями, составляющими государственную тайну.

14) При необходимости рассекречивания сведений, содержащихся в материалах, отражающих результаты ОРД, руководителем органа, осуществляющего ОРД (начальником или его заместителем), выносится постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей.

Указанное постановление составляется в 2-х экземплярах, первый из которых направляется уполномоченному должностному лицу (органу), второй приобщается к материалам дела оперативного учета или, в случае его отсутствия, — к материалам номенклатурного дела.

В иных случаях результаты ОРД, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, представляются в соответствии с установленным порядком ведения секретного делопроизводства.

15) Способ фактической передачи результатов ОРД уполномоченному должностному лицу (органу) (пересылка по почте, передача нарочным и другие способы) избираются органом, осуществляющим ОРД, в каждом конкретном случае с учетом требований нормативных правовых актов, регулирующих организацию делопроизводства.

16) К документам, указанным в п.6 Инструкции прилагаются (при наличии) полученные (выполненные) при проведении ОРМ:

— материалы фото- и киносъемки, аудио- и видеозаписи;

— и иные носители информации, а также материальные объекты, которые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством могут быть признаны вещественными доказательствами.

При в сообщении (рапорте) должна быть отражена информация о:

— времени,

— месте,

— и обстоятельствах получения прилагаемых материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ.

В случае необходимости описание индивидуальных признаков указанных материалов, документов и иных объектов может быть изложено в отдельном приложении к сообщению (рапорту).

17) Органом, осуществляющим ОРД, при подготовке и оформлении для передачи уполномоченным должностным лицам (органам) материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ, должны быть приняты необходимые меры по их сохранности и целостности (защита от деформации, размагничивания, обесцвечивания, стирания и другие). При представлении фонограммы к ней прилагается бумажный носитель записи переговоров.

Допускается представление материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ, в копиях (выписках), в том числе с переносом наиболее важных частей (разговоров, сюжетов) на единый носитель, о чем обязательно указывается в сообщении (рапорте), и на бумажном носителе записи переговоров. В этом случае оригиналы материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ, если они не были в дальнейшем истребованы уполномоченным должностным лицом (органом), хранятся в органе, осуществившем ОРМ, до завершения судебного разбирательства и вступления приговора в законную силу либо до прекращения уголовного дела (уголовного преследования).

III). Требования, предъявляемые к результатам ОРД, представляемым уполномоченным должностным лицам (органам)

18) Результаты ОРД, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а именно:

— сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены;

— при каких обстоятельствах имело место их обнаружение;

— сведения о лице (лицах), его совершившем (если они известны), и очевидцах преступления (если они известны);

— о местонахождении предметов и документов, которые могут быть признаны вещественными доказательствами по уголовному делу;

— о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

19) Результаты ОРД, представляемые для подготовки и осуществления процессуальных действий, должны содержать сведения (при установлении таковых) о:

— местонахождении лиц, скрывающихся от органов предварительного расследования и суда;

— о лицах, которым известны обстоятельства и факты, имеющие значение для уголовного дела;

— о возможных источниках доказательств;

— о местонахождении предметов и документов, которые могут быть признаны вещественными доказательствами по уголовному делу;

— о других фактах и обстоятельствах, позволяющих определить объем и последовательность проведения процессуальных действий, выбрать наиболее эффективную тактику их производства, выработать оптимальную методику расследования по конкретному уголовному делу.

20) Результаты оперативно-розыскной деятельности, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны:

— позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств; — содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу,

— указания на оперативно-розыскные мероприятия, при проведении которых получены предполагаемые доказательства,

— а также данные, позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства, сформированные на их основе.

Процедура предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности

Должностное лицо органа, осуществляющего ОРД, предоставляет результаты ОРД в целях их последующего использования в уголовном процессе в соответствии с Инструкцией о порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утв. приказом МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, Минобороны России от 17 апреля 2007 г. № 368/185/164/481/32/184/97/147 (далее — Инструкция). Данный межведомственный подзаконный нормативный акт предусматривает передачу материалов в сопровождении следующего комплекса документов.

1. Постановления о предоставлении результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору и в суд, наличие которого предусмотрено ч. 3 ст. 11 Закона об ОРД и п. 10, 11 приложения 2 к Инструкции.

Постановление составляется в двух экземплярах и утверждается руководителем органа, осуществляющего ОРД (начальником или его заместителем). Первый экземпляр постановления направляется дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, второй приобщается к материалам дела оперативного учета, а в случае его отсутствия — к материалам специального номенклатурного дела. Данное постановление позволяет представить результаты ОРД для их проверки дознавателем, органом дознания, следователем и судом и принятия ими процессуального решения в порядке ст. 144 и 145 УПК РФ, а также для приобщения к материалам уголовного дела.

Указанное постановление состоит из трех частей: вводной, описательной и результативной.

Вводная часть включает в себя наименование документа, место и время его вынесения, фамилию, имя, отчество, должность и звание (воинское, специальное) руководителя органа, осуществляющего ОРД, основания вынесения постановления.

Описательная часть базируется на требованиях закона и подзаконных ведомственных актов (ст. 11 Закона об ОРД, п. 10 Инструкции). В ней отражаются следующие данные: в результате каких ОРМ получены материалы, какие конкретно, для каких целей они предоставляются, когда и кем санкционировалось конкретное ОРМ, наличие судебного решения на его проведение.

В результативной части постановления формулируется решение руководителя о направлении результатов ОРД и перечисляются оперативно-служебные документы, подлежащие направлению.

Принятию решения о вынесении такого постановления должен предшествовать тщательный анализ имеющихся материалов. Он должен показать, что результаты ОРД вполне надежны и достаточны для обеспечения быстрого и полного раскрытия преступления способами уголовного судопроизводства и их использования в гласном уголовном процессе.

К предоставляемым результатам ОРД могут прилагаться копии постановлений о проведении отдельных ОРМ: а) проверочной закупки или контролируемой поставки предметов, веществ, свободная реализация которых запрещена либо оборот ограничен: б) оперативного эксперимента (п. 11 Инструкции). Кроме того, при проведении ОРМ, ограничивающих конституционные права человека и гражданина, должны прилагаться копии решений об их проведении (п. 13 Инструкции).

Пленум Верховного Суда РФ, проанализировав судебную практику в части оценки и использования результатов ОРД при расследовании уголовных дел, констатировал, что результаты ОРМ, связанные с ограничением конституционного права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также с проникновением в жилище против воли проживающих в нем лиц (кроме случаев, предусмотренных федеральным законом), могут быть использованы в качестве доказательств по делам лишь в том случае, если на их проведение получено разрешение суда и они проведены следственными органами в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

2. Рапорты об обнаружении признаков преступления или сообщении о результатах ОРД (п. 7 Инструкции)1В соответствии с ч. 2 ст. 474 УИК РФ процессуальные документы могут быть выполнены типографским, электронным или иным способом, а также в рукописном виде.. К указанным документам могут прилагаться полученные в ходе ОРМ фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, фонограммы, кассеты, видеозаписи, носители компьютерной информации, чертежи, планы, схемы, акты, справки, другие документы, которые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством могут быть признаны вещественным доказательством.

Рапорт об обнаружении признаков преступления составляется оперативным сотрудником и регистрируется в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов, осуществляющих ОРД.

Процедура предоставления результатов ОРД в виде сообщения включает в себя: 1) рассмотрение вопроса о необходимости рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей; 2) оформление необходимых документов на фактическую передачу результатов ОРД.

Поскольку предоставляемые материалы в последующем приобщаются к уголовному делу, к ним предъявляются особые требования с точки зрения сохранения в тайне источников и методов их получения. Такие материалы могут быть несекретными, либо рассекреченными, либо передаваться с соблюдением правил обращения с соответствующими документами.

3. Постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД (начальника или его заместителя), о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей (п. 15 Инструкции), на основании которых рассекречиваются сведения, содержащиеся в материалах, отражающих результаты ОРД. В иных случаях данные результаты пред оставляются в соответствии с правилами ведения секретного делопроизводства.

В соответствии со ст. 16 Закона РФ «О государственной тайне» обязательным условием для передачи сведений, составляющих государственную тайну, органам власти, предприятиям, учреждениям, организациям (ст. 27) является наличие у них допуска или лицензии на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

Сопроводительные документы на фактическую передачу результатов (пересылку по почте, передачу нарочным и т.п.) оформляются в каждом конкретном случае с учетом требований нормативных правовых актов, регулирующих организацию делопроизводства.

При пересылке и передаче материалов оперативными сотрудниками должны приниматься необходимые меры по их сохранности (защита от деформации, размагничивания, обесцвечивания, стирания и др.).

Порядок предоставления результатов ОРД упрощается, если предметы и документы подучены в ходе ОРМ, проводимых по поручению следователя, прокурора (суда). Уголовно-процессуальные права следователя на дачу поручений закреплены в п. 11 ч. 2 ст. 37, п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ.

При предоставлении результатов ОРД достаточно остро стоит вопрос об обязательности и пределах сообщения следователю сведений о технических характеристиках средств, использующихся при проведении ОРМ. Следует отметить, что без этих сведений обойтись трудно, поскольку применение при осмотре в рамках уголовного дела технических средств с иными характеристиками может привести к искажению фактов и обстоятельств, запечатленных на соответствующих носителях, и, как следствие, возникнут затруднения в определении их значимости для уголовного дела.

Полученные из оперативного подразделения материалы в течение 10 дней, а в неотложных случаях незамедлительно изучаются, анализируются и оцениваются следователем с точки зрения достаточности имеющихся в них данных для возбуждения уголовного дела. Критерием оценки готовности оперативных материалов для возбуждения уголовного дела является наличие в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления, в том числе время, способ совершения, ущерб, конкретные обстоятельства, сведения о лицах, причастных к преступлению.

Для принятия решения о возможности их дальнейшего использования следователем также учитываются следующие обстоятельства:

  • наличие данных о том, от кого документ исходит и каким образом он приобщен к материалам уголовного дела (сопроводительное письмо, рапорт, протокол и т.п.);
  • наличие в документах обязательных реквизитов и подписей уполномоченных лиц;
  • указание на источник и обстоятельства получения зафиксированных данных;
  • насколько полно задокументированы отдельные эпизоды преступления; особенное внимание обращается на наличие основания к возбуждению уголовного дела;
  • достаточно ли собранных материалов для проведения расследования.

Материалы передаются для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в различные следственные территориальные органы с учетом требований к подследственности, предусмотренных

ч. 2 ст. 151 УПК РФ. Существенная роль в расследовании преступлений отводится следователям Следственного комитета РФ.

Дальнейшее использование результатов ОРД для возбуждения уголовного дела и производства предварительного следствия осуществляется по совместному плану, утвержденному руководителями органа дознания и всесторонне оценивают собранные материалы и определяют порядок и направления их использования.

В системе МВД России взаимодействие оперативного сотрудника со следователем в процессе раскрытия и расследования преступлений регламентируется ведомственными подзаконными актами.

В случае невозможности использования результатов ОРД следователь возвращает материалы с подробным обоснованием причин такого решения, которые могут излагаться письменно в виде справки. При этом он указывает факты, обстоятельства, которые необходимо дополнительно проверить, и документы, которые нужно истребовать. Если начальник оперативного аппарата не согласен с решением следователя, все материалы с его возражениями в письменном виде направляются начальнику вышестоящего органа предварительного следствия.

Если решение об использовании результатов ОРД принимается, то решаются также вопросы недопустимости разглашения сведений о времени и месте проведения ОРМ, силах и средствах, задействованных при их проведении, и т.п. В ряде случаев на стадии возбуждения уголовного дела с частью оперативной информации могут быть ознакомлены руководители следственных подразделений, следователи, которым непосредственно предстоит расследовать преступление.

Главная задача оперативного сотрудника, получившего указанные результаты ОРД, не только в их своевременном и качественном оформлении, а прежде всего в создании предпосылок для их надлежащей легализации или трансформации в доказательства, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством.