Предмет взятки

На сегодняшний день борьба с коррупцией в нашей стране, по-прежнему остается важной государственной задачей. В условиях продолжающегося финансового и экономического кризиса вполне прогнозируем рост коррупционных проявлений. В этой связи все большую актуальность приобретает деятельность по разъяснению антикоррупционного законодательства. Одной из наиболее распространённых форм повышения уровня антикоррупционных знаний, является курсы повышения квалификации. В настоящее время, на базе ставропольского филиала РАНХиГС проходит обучение очередная группа сотрудников правоохранительных органов.

— Каждый раз, заходя в аудиторию, вне зависимости от слушателей: будь то студенты, или более «солидная публика», имеется ввиду в зависимости от статуса и занимаемой должности, например, как у слушателей курсов повышения квалификации, проходящих на базе Ставропольского филиала РАНХиГС, вопросы касающиеся коррупции, всегда одни и те же. Видимо тема до сих пор животрепещущая и вызывает острую реакцию и интерес, — по мнению ведущего доцента кафедры уголовно-правовых дисциплин Дианы Берсей.

В этой связи, интересным на наш взгляд, являются наиболее часто задаваемые слушателями вопросы.

Что такое коррупция? Какие действия можно отнести к коррупционным правонарушениям?

Понятие коррупции раскрывается в части 1 ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ. Так установлено, что коррупция – это:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

Исходя из трактовки федерального закона, к коррупционным деяниям можно относить не только вымогательство или получение взятки должностным лицом, но его непосредственное злоупотребление своими должностными полномочиями, их использование в личных интересах, а также интересах близких или доверительных лиц.

К правонарушениям, обладающим коррупционными признаками, относятся следующие умышленные деяния:

— злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ);

— превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ);

— незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ);

— получение взятки (ст. 290 УК РФ);

— дача взятки (ст. 291 УК РФ);

— провокация взятки (ст. 304);

— служебный подлог и внесение заведомо ложных сведений (ст. 292 УК РФ и ст. 285.3 УК РФ);

— присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ);

— мошенничество с использованием своих служебных полномочий (ст. 159 УК РФ);

— воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ);

— неправомерное присвоение или иное нецелевое использование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ и ст. 285.2 УК РФ);

— регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ);

— халатность (ст. 293 УК РФ).

Что является предметом взятки?

Предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть, незаконное оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.).

Какие действия можно считать вымогательством взятки?

Под вымогательством взятки или предмета коммерческого подкупа следует понимать не только требование должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать взятку либо передать незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе, сопряженное с угрозой совершить действия (бездействие), которые могут причинить вред законным интересам лица, но и заведомое создание условий, при которых лицо вынуждено передать указанные предметы с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов (например, умышленное нарушение установленных законом сроков рассмотрения обращений граждан).

Может ли посредник во взяточничестве быть привлечён к уголовной ответственности?

Да, может. Взятка может быть получена и дана через посредника (третье лицо). Посредником во взяточничестве является лицо, которое непосредственно получает или передает определенные ценности, заменяя тем самым взяткополучателя или взяткодателя. Действия посредника могут характеризоваться отсутствием личной заинтересованности и личной инициативы. Уголовная ответственность посредника во взяточничестве (соучастника деяния) в зависимости от конкретных обстоятельств по делу и его роли в даче или получении взятки наступает лишь в случаях, предусмотренных ст. 33 Уголовного кодекса РФ.

Если же третье лицо (посредник) получает от кого-либо деньги или иные ценности якобы для передачи их должностному лицу в качестве взятки, но заведомо решает присвоить их, то содеянное им деяние квалифицируется как мошенничество. Действия владельца ценностей (взяткодателя) в таком случаи относятся к категории «покушение на дачу взятки».

Возвращаются ли взяткодателю денежные средства и иные ценности, ставшие предметом взятки?

Изъятые деньги и другие ценности, являющиеся предметом взятки или коммерческого подкупа и признанные вещественными доказательствами, подлежат обращению в доход государства на основании пункта 4 части третьей статьи 81 УПК РФ как нажитые преступным путем.

Освобождение взяткодателя либо лица, совершившего коммерческий подкуп, от уголовной ответственности по мотивам добровольного сообщения о совершении преступления не означает отсутствия в действиях этих лиц состава преступления. Поэтому они не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде взятки или предмета коммерческого подкупа.

Не могут быть обращены в доход государства деньги и другие ценности в случаях, когда в отношении лица были заявлены требования о даче взятки или о незаконной передаче денег, ценных бумаг, иного имущества в виде коммерческого подкупа, если до передачи этих ценностей лицо добровольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать уголовное дело, и передача денег, ценных бумаг, иного имущества проходила под их контролем с целью задержания с поличным лица, заявившего такие требования. В этих случаях деньги и другие ценности, явившиеся предметом взятки или коммерческого подкупа, подлежат возвращению их владельцу.

Содержание

Мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК РФ)

  • Мелкое взяточничество (ст. 2912 УК).

    Мелкое взяточничество отграничивается от иных видов взяточничества только размером предметом взятки, который не превышает 10 тыс. руб. Все остальные объективные и субъективные признаки совпадают с таковыми для составов получения и дачи взятки. Привлекая А. к уголовной ответственности но ч. 3 ст….
    (ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ)

  • Мелкое взяточничество отграничивается от иных видов взяточничества только размером предметом взятки, который не превышает 10 тыс. руб. Все остальные объективные и субъективные признаки совпадают с таковыми для составов получения и дачи взятки. Привлекая А. к уголовной ответственности но ч. 3 ст….
    (УГОЛОВНОЕ ПРАВО)
  • Регулярные закупки мелкими партиями

    В этом случае покупатель заказывает необходимое количество товаров, которое поставляется ему партиями в течение определенного периода. Преимущества таковы: ускоряется оборачиваемость капитала, так как товары оплачиваются по мере поступления отдельных партий; достигается экономия складских помещений;…
    (Маркетинг)

  • Взяточничество: понятие и юридическая характеристика

    Взяточничество — это предусмотренное ст. 290- 2911 УК умышленное общественно опасное активное поведение, подрывающее авторитет органов власти (управления), интересы государственной службы или службы в органах местного самоуправления. Указанные действия одновременно отражают как минимум два преступления:…
    (Уголовное право)

  • Институциональная структура предпринимательства: мелкий, средний, крупный бизнес

    США явно превосходят Европу, Японию, Германию и любую другую страну мира по уровню развития предпринимательства: устойчивости бизнес-структур, их конкурентоспособности. Этим в немалой мере объясняется более стабильное развитие американской экономики в два последние десятилетия по сравнению с другими…
    (Мировая экономика)

  • Специальные форматы — мелкие форматы

    Небольшие форматы дают большое количество дополнительных возможностей благодаря позиционированию, например: o последовательное размещение (размещение 1/3 справа па нескольких полосах подряд, справа на правой полосе и слева на левой на одном развороте, по 2 и по Уз по центру на развороте); o размещение…
    (Реклама и связи с общественностью)

  • Некапиталистическая мотивация и устойчивость мелкого крестьянского хозяйства

    Центральной в чаяновской концепции семейно-трудового хозяйства является категория трудопотребительного баланса — соразмерности напряжения годового труда со степенью удовлетворения потребностей хозяйствующей семьи. В отличие от капиталистического предприятия, не стремление к максимизации денежного дохода…
    (История экономических учений)

  • Мелкие фирмы

    В рыночной экономике наряду с крупными компаниями ежегодно появляются сотни тысяч мелких фирм (хотя тенденция к их укрупнению является достаточно долгосрочной). В развитых странах есть немало успешно работающих мелких компаний, среди которых как производственные фирмы, так и предприятия розничной торговли….
    (Микроэкономика в вопросах и ответах)

  • «Мелкий бес» (1907)

    Сегодня роман оценивают как «пограничное» произведение золотого и серебряного века русской литературы. Автор уходит от характерного для классики композиционного равновесия теневого и светлого, он отображает кризис сознания, гиперболизирует духовную аберрацию утратившего ценностные ориентиры…
    (История русской литературы)

Обстоятельства, подлежащие установлению по делам о взяточничестве

По делам о даче и получении взятки должно быть установлено: 3. Какова конкретная вина каждого субъекта взяточничества.

4. В чем заключались интересы субъектов взяточничества, каковы их цели и мотивы, за что была передана взятка. 5. Что явилось предметом взятки, какова его стоимость, размер, является ли размер крупным.

6. Совершалось ли взяточничество неоднократно.

8. Имело ли место вымогательство взятки. 9. Имеются ли смягчающие и отягчающие ответственность виновных лиц обстоятельства, предусмотренные ст.ст. 61, 63 УК РФ. 10. Имеются ли обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния.

Имелось ли добровольное заявление взяткодателя о совершенном или готовящемся преступлении.

11. Каковы причины и условия, способствовавшие взяточничеству. Как характеризуется обстановка совершения преступления. 12. Каковы характер и размер ущерба, причиненного взяточничеством. 13. Как характеризуются обвиняемые. Предмет взятки — это любые материальные ценности и услуги материального характера переданные (оказанные) должностному лицу за совершение служебных действий (бездействия) в интересах дающего. Предметом взятки могут служить также ценные бумаги, недвижимость, приобретенная для взяткополучателя и его семьи, в частности за рубежом, и др.

Таким образом, предмет взятки может быть самым различным, но независимо от его материальной сущности должно быть известно его стоимостное выражение.

В связи с этим считаем необходимым сделать акцент на следующих доводах. В-третьих, ни при каких обстоятельствах не может быть расценена как подарок передача должностному лицу вознаграждения в связи с должностным положением или исполнением служебных обязанностей в следующих случаях: 1) вознаграждение было заранее обещано и обуславливало дальнейшую деятельность должностного лица, т.

е. при наличии подкупа; 2) вознаграждение передавалось должностному лицу за незаконные действия или бездействие; 3) имело место вымогательство этого вознаграждения; 4) вознаграждения передавались систематически безотносительно к каким-либо поводам, хотя и в некрупном размере. Достаточно важным обстоятельством, подлежащим установлению, является источник средств на приобретение или оплату предмета взятки.

Доказывание предмета взятки может быть затруднено, если предмет в ходе совершении преступления преобразовывался.

Комплекс тестовых вопросов для определения уровня знаний при поступлении на государственную гражданскую службу (Версия №3)

Ему известно, что технический институт заинтересован в выполнении работ по планируемому государственному заказу и собирается принять участие в конкурсе. имеется конфликт интересов, поскольку государственный служащий может повлиять на содержание технического задания и обеспечить преимущество организации, от которой получает доход конфликт интересов отсутствует, поскольку нет информации, свидетельствующей о возможности извлечения материальной выгоды от принятого решения государственным служащим или членами его семьи

В соответствии с уголовным законодательством предметом взятки является

Дополнительно к данному наказанию будет установлен штраф в размере 40-кратной величины взятки.

Часть четвертая За деяния, установленные в ч.

1-3 настоящей статьи, совершенные лицами, занимающими гос. должности РФ или субъекта России, равно как и главами органов местного самоуправления, предусматривается:

  • Тюремное заключение на 5-10 лет.
  • Штраф в 60-80-кратной величине вознаграждения с лишением прав заниматься конкретной деятельностью или пребывать на определенных постах в течение 3-х лет.

1996. №7 С 12 2БВСРФ 1999. №7. С. 9.

2 См Российское уголовное право. Особенная часть Под ред ВЫ Кудрявцева и А В Наумова М , 1997 С 388. Состав рассматриваемого преступления не исключается и тогда, когда должностное лицо вовсе не собиралось совершать действия (бездействие), за которое взятка получена.

1БВСРФ 2001. №8 С 18 2 См. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 02 2000 № 6 п 20 БВС РФ. Понятие исполнения функций представителя власти, а также организационно-распорядительных функций и административно-хозяйственных функций дано во вступительном коммент.

Не являются предметом получения взятки услуги нематериального характера, не влекущие для взяткополучателя имущественной выгоды (например, предоставление возможности приобрести какой-либо редкий товар или услугу, выдача положительной рецензии на работу).

(п. «в» ч.5) 4. в особо крупном размере – более 1 млн. р. (ч.6). (минимальная сумма взятки?, ГК РФ подарок до 3т.р. Закон о гос.службе запрет на подарки.ч.2 ст. может быть получена должностным лицом лично или через посредника. должностным лицом взятки наступает лишь в случаях, предусмотренных ст. При совершении должностным лицом деяния за полученную взятку, предусмотренного как самостоятельное преступление, его действия подлежат квалификации по совокупности. Время передачи предмета взятки, т.е.

до или после совершения действия (бездействия) в интересах дающего, как отметил в названном Постановлении Пленум Верховного Суда РФ, на квалификацию содеянного не влияет. Содержание возможных действий (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также понятие взятки раскрыты в статье 291 УК РФ. КВАЛИФИЦИРУЮЩИЕ И ОСОБО КВАЛИФИЦИРУЮЩИЕ ПРИЗНАКИ ДАЧИ ВЗЯТКИ Дача взятки без отягчающих обстоятельств отнесена к числу преступлений средней тяжести, а при наличии квалифицирующих признаков (ч.2 ст.

В соответствии с уголовным законодательством российской федерации предметом взятки могут являться

Средний размер взятки, выявленной правоохранительными органами, составил 100,3 тыс.

рублей (+35,0%). Взяточничество – это умышленная преступная деятельность. Данное преступление характеризуется следующими признаками: 1.

Совершается специальным субъектом (должностным лицом или лицом, занимающим государственную должность); 2.

Совершение преступления возможно лишь благодаря занимаемому служебному положению лиц с использованием служебных полномочий; 3. Нарушает нормальную деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, функционирования государственного аппарата в целом.

1. Предмет взяточничества Предметом преступлений, предусмотренных статьями 290, 291, 291.1 УК РФ, является взятка. Предмет данной группы преступлений неоднороден.

1. Элементы материального мира (деньги, ценные бумаги, иное имущество); 2. Признаки взятки Пленум Верховного Суда Российской Федерации выделяет следующие признаки взятки: 1. Имущественный характер предоставляемого блага; 2. Незаконность его предоставления; 3. Предоставление такой выгоды за совершение действий (бездействия), связанных с использованием служебного положения должностного лица; 4. Получение ее должностным лицом. 3. Объект взяточничества 4. Объективная сторона взяточничества Объективная сторона посредничества во взяточничестве выражена в виде опосредованной передачи взятки от взяткодателя взяткополучателю через посредника. 5. Субъект взяточничества Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, также могут являться субъектом преступления, относящегося к взяточничеству.

Организационно-распорядительные функции включают в себя полномочия по управлению коллективом или отдельными работниками. Административно-хозяйственные функции содержат полномочия по управлению имуществом.

Субъектом преступления, предусмотренного ст.

291 УК РФ «Дача взятки» и ст. 291.1 УК РФ «Посредничество во взяточничестве», является любое физическое вменяемое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности (16 лет). б. Субъективная сторона взяточничества Взяткодатель осознает общественную опасность своих действий по даче взятки и выгоду от этих действий. Это значит, что его цель весьма ясна и конкретна, что говорит о наличии прямого умысла на совершение данного преступления. Посредник осознает общественную опасность своих действий по передаче взятки и личную выгоду от этих действий.

Это говорит о наличии прямого умысла.

Правовой отдел УМВД России по Ярославской области

Статья 290 УК РФ

до начала преступления, договорившиеся об этом. Преступление должно признаваться оконченным с момента принятия взятки хотя бы одним из должностных лиц. При этом не имеет значения, осознавал ли взяткодатель, что в получении взятки участвуют несколько должностных лиц.

При получении взятки по предварительному сговору группой лиц ее размер определяется общей стоимостью полученных ценностей и услуг. Не будет совокупности преступлений и в случаях, когда должностное лицо совершает за взятку действие в общих интересах нескольких взяткодателей . БВС РФ. 1997. N 4. С. 7; N 5.

С. 17, 18; 1998. N 11. С. 23; 1999. N 3. С. 20; N 6. С. 15, 16; N 7. С. 9; N 10. С. 9; N 11. С. 17, 18; 2003.

N 12. С. 17. 18. Ответственность за получение взятки дифференцирована в зависимости от ее размера.

В качестве квалифицирующего и особо квалифицирующего признаков в ст.

Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере — 3. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) — 4.

Деяния, предусмотренные частями первой — третьей настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, — 5.

Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой настоящей статьи, если они совершены: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) с вымогательством взятки; 6. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой, пунктами «а» и «б» части пятой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, —

Получение взятки

«Любые материальные ценности, обладающие нарицательной стоимостью (объекты недвижимости, предметы антиквариата, драгоценные металлы, ювелирные изделия и пр.».

Предоставление иных имущественных прав. Законодатель использует этот термин, который охватывает все случаи, не попадающие под термин «услуги имущественного характера».

1. Совершение действий (бездействие), которые входят в служебные полномочия должностного лица, т.е.

прямо предусмотрены его компетенцией и формально — в отрыве от факта получения за них взятки — являются правомерными; 3. Общее покровительство по службе — это действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением иных действий; 4.

Попустительство по службе — это непринятие должностным лицом мер при упущениях или нарушениях в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, подчиненных по службе взяткополучателю.

Предмет взятки – это любые материальные ценности и услуги материального характера переданные (оказанные) должностному лицу за совершение служебных действий (бездействия) в интересах дающего. Предметом взятки могут служить также ценные бумаги, недвижимость, приобретенная для взяткополучателя и его семьи, в частности за рубежом, и др.

Таким образом, предмет взятки может быть самым различным, но независимо от его материальной сущности должно быть известно его стоимостное выражение.

В связи с этим считаем необходимым сделать акцент на следующих доводах.

В-третьих, ни при каких обстоятельствах не может быть расценена как подарок передача должностному лицу вознаграждения в связи с должностным положением или исполнением служебных обязанностей в следующих случаях: 1) вознаграждение было заранее обещано и обуславливало дальнейшую деятельность должностного лица, т. е. при наличии подкупа; 2) вознаграждение передавалось должностному лицу за незаконные действия или бездействие; 3) имело место вымогательство этого вознаграждения; 4) вознаграждения передавались систематически безотносительно к каким-либо поводам, хотя и в некрупном размере.

Достаточно важным обстоятельством, подлежащим установлению, является источник средств на приобретение или оплату предмета взятки.

Предмет взятки и характеристика обстановки совершения взяточничества (статья)

27.03.2011 15791

Предмет взятки — это любые материальные ценности и услуги материального характера, переданные (оказанные) должностному лицу за совершение служебных действий (бездействия) в интересах дающего.

Предметом взятки, наряду с деньгами и иным имуществом могут быть услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате, и определенные материальные выгоды, под которыми следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами и т.д.

В материалах уголовного дела должны содержаться документально подтвержденные данные о денежной оценке таких выгод и услуг имущественного характера. При предоставлении выгод или услуг имущественного характера родным или близким должностного лица с его согласия, необходимы достаточные доказательства того, что взяткополучатель знал об этом, не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя.

Также в материалах дела должно быть максимально подробное описание индивидуальных свойств и характеристик предмета взятки. Если предмет взятки — деньги, должно быть установлено, какая сумма была передана, в какой валюте, какими купюрами, каковы индивидуальные признаки купюр, их номера, индивидуальные признаки упаковки.

Для товарно-материальных ценностей — их наименование, количество, форма, размер, цвет, объем, вес, материал, из которого они изготовлены, наличие клейм, маркировка, индивидуальные признаки, дефекты, характеристика упаковки, место и время приобретения, источник средств на приобретение предмета взятки.

При оказании услуг или выполнении работ, в том числе по договорам -объект услуги или работы, их документальное оформление, кем исполнялось, средства выполнения работ, оказания услуг, иные обстоятельства, связанные с исполнением. К числу услуг относятся не только предоставление путевок, организация зарубежных поездок, деловых визитов не только с оплатой поездки, но и с выдачей денег в валюте и др.

Таким образом, предмет взятки может быть различным, но, независимо от его материальной сущности, должно быть известно его стоимостное выражение.

К материалам уголовного дела должна быть приобщена справка о минимальном размере оплаты труда (МРОТ), на момент передачи предмета взятки, поскольку стоимость предмета взятки более 300 МРОТ образует квалифицирующий признак состава получения взятки в крупном размере. Следует отметить, что в соответствии с Федеральным Законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный Кодекс РФ» от 08.12.2003 г. крупным размером взятки признается сумма денег, стоимость имущества или выгод имущественного характера, превышающая 150 тысяч рублей.

Прокурором при изучении материалов дела или в ходе судебного заседания может быть установлено, что имеющиеся в материалах уголовного дела доказательства, относящиеся к определению вида и стоимости предмета взятки и (или) его индивидуальных свойств и характеристик, оспариваются защитой. Наиболее вероятно такое ходатайство при установлении факта получения взятки в крупном размере. Также может быть поставлен вопрос о том, что эти доказательства получены с нарушением требований закона, либо не в полной мере отражают истинную стоимость предмета взятки и (или) его особенности. В этих случаях государственному обвинителю следует решить вопрос о возможности истребования и представления в суде недостающих доказательств. В случае возникновения сомнений в истинной стоимости предмета взятки, особенно если в качестве последнего выступают услуги или имущество, необходимо заявить ходатайство о назначении товароведческой, бухгалтерской или иного рода экспертизы, позволяющей сделать однозначный вывод о денежной стоимости предмета взятки.

По результатам изучения дел о взяточничестве, в качестве предмета взятки выступали деньги (по 86% уголовных дел); имущество (по 9% уголовных дел); услуги имущественного характера (по 5% уголовных дел).

Характеристика обстановки совершения взяточничества.

Преступная деятельность субъекта определенным образом запрограммирована обстановкой, которая «вынуждает» его действовать или поступать единственно возможным в конкретной ситуации образом.. Н.П. Яблоков определяет обстановку совершения преступления как систему взаимосвязанных между собой объектов, явлений и процессов. Он пишет:. «Различные взаимодействующие между собой до и в момент преступления объекты, явления и процессы, характеризующие место, время, вещественные, природно-климатические, производственные, бытовые и иные условия окружающей среды, особенности поведения участников противоправного события, психологические связи между ними и другие факторы объективной реальности, определяющие возможность, условия и иные обстоятельства совершения преступления».»Субъекты взяточничества сами выбирают время, место, способ совершения преступления, но в то же время ограничены обстановкой, которая либо затрудняет, либо даже делает невозможной преступную деятельность. Между действиями виновных и обстановкой существует прямая и обратная связь: преломляясь через сознание виновного, обстановка влияет на его преступное поведение; действия виновного в свою очередь отображаются в обстановке в виде разного рода следов».Во взяточничестве обстановка приобретает особое значение и обязательно должна быть исследована как на следствии, так и в судебном заседании. Разрабатывая методику расследования преступлений, совершаемых должностными лицами, А.В. Дулов указывает на важность изучения системы, в которой осуществляет свою деятельность субъект должностного преступления. При этом он особо выделяет такие аспекты обстановки как организационная, технологическая структура, документооборот и др.Г.А. Густов обращает внимание и на такое важное обстоятельство, характерное для взяточничества, как влияние на поведение виновного обстановки не только в конкретной организации, где совершается преступление, но и в других, используемых виновным, а так же в целом в местности и в регионе. Для взяточничества существенное значение имеют экономическое положение взяткодателя, сложившаяся преступная практика в регионе, особенности регулирования экономических и других общественных отношений и пр.

Мы разделяем позицию С.Г. Евдокимова о том, что обстановка преступления — это система различного рода взаимодействующих между собой до совершения преступления, в момент совершения преступления и после совершения преступления объектов, явлений и процессов, определяющих возможность, условия и иные обстоятельства его совершения. Обстановка совершения взяточничества, влияющая на выбор достижения преступного результата, складывается из целого ряда объективных и субъективных условий, в которых действуют субъекты взяточничества..К субъективным условиям совершения взяточничества можно отнести уже рассмотренную ранее характеристику самих взяточников, их личностных и мотивационных характеристик.

Основываясь на исследованиях обстановки совершения хищений в сфере экономической деятельности, можно выделить следующие объективные условия, влияющие на выбор способа достижения преступного результата:

— Отрасль, профиль органа, учреждения, где находится на службе должностное лицо, структура органа и место в ней должностного лица.

— Полномочия должностного лица (какие блага может предоставить, какие неблагоприятные последствия может предотвратить).

— Система документооборота, сопровождающего деятельность органа или учреждения, а также принятие решений.

— Система учета и контроля, пробелы в них, бесконтрольность на определенных участках службы.

— Режим работы, процедура принятия решений (коллегиально или единолично, кто и каким образом готовит рассмотрение вопросов, очередность их решения и прочие особенности функционирования органа или учреждения).

— Производственные, договорные, деловые и иные связи с другими органами и организациями; подчиненность и подконтрольность, личные и иные внеслужебные связи должностного лица, прежние места работы.

— Недостатки деятельности органа (бюрократизм, волокита, преступные традиции, недостатки в учете, отсутствие контроля и т.п.).

Особенности законодательного регулирования деятельности должностного лица, в частности пробелы в нормативной регламентации.

— Возможность принятия решений по усмотрению должностного лица, отсутствие отчетности и контроля, в том числе морального в виде кодексов чести и поведения должностных лиц и пр.

Установление обстановки совершения взяточничества возможно путем: получения информации от лиц, работающих в указанном органе или учреждении, исследования нормативных документов, регулирующих эту деятельность, изъятия и изучения документов, отражающих функционирование органа или учреждения и принятие решений их должностными лицами.

Исходя из объективных и субъективных условий, в которых действуют субъекты взяточничества, применительно к обстановке в конкретной организации, где работает взяткополучатель, необходимо различать общие и частные условия, определяющие как поведение взяткополучателя, так и поведение взяткодателя.

С учетом объективных условий, в которых действуют субъекты преступления, можно выделить несколько групп условий, которые способствуют совершению взяточничества, например:

— отсутствие четко определенных должностных прав и обязанностей персонала организации;

отсутствие системы внутреннего контроля, законностью и целесообразностью действий, исполнительской дисциплиной сотрудников;

— работа на должностях, связанных с выполнением контрольно-ревизионных или иных функций лиц, без надлежащего контроля за их деловыми и моральными качествами;

— низкий уровень организации делопроизводства или бухгалтерского учета;

— отсутствие независимого последующего контроля финансовой или иной деятельности организации.

К частным условиям можно отнести, например:

— выполнение (невыполнение) в организации, учреждении определенных действий, в совершении которых может быть заинтересован взяткодатель (выдача разрешений, проведение проверок и т.д.);

— частота совершения определенных действий, в которых заинтересован взяткодатель должностным лицом указанной организации, учреждения;

— состояние контроля за действиями и решениями, принимаемыми должностным лицом, в том числе внутриорганизационного, так и внешнего;

— деловые и моральные качества непосредственного исполнителя, к которому надлежит со своей просьбой обратиться взяткодателю.

Таким образом, государственный обвинитель может почерпнуть необходимые ему сведения об обстановке совершения взяточничества, анализируя совокупность внутренних и внешних связей элементов криминалистической характеристики указанного преступления, поскольку «в характеристике элементов системы преступления описывается не как таковой объект действительности, а отображаются те его криминалистически значимые качества, свойства, признаки, которые, с одной стороны, определяют место данного субъекта в системе преступления (например, как он влияет на поведение субъекта посягательства и результаты его деятельности), а, с другой стороны, как информация об этом объекте может помочь надлежащей организации расследования (или поддержания государственного обвинения — прим. авт.), установлению истины (например, с какими другими объектами он связан, как отражается в обстановке, насколько его можно идентифицировать)». Между действиями виновных и обстановкой существует прямая и обратная связь: преломляясь через сознание виновного, обстановка влияет на его преступное поведение; действия виновного, в свою очередь, отображаются в обстановке в виде различного рода следов. Установление и анализ обстановки позволяет прокурору определить те отклонения от установленных правил осуществления деятельности государственного органа в целом и должностного лица в частности, которые могут указывать на превышение субъектом своих полномочий или использование их в интересах взяткодателя за вознаграждение.

Только при подробном анализе обстановки в материалах уголовного дела, государственный обвинитель может оценить собранные доказательства по каждому из обстоятельств, подлежащих доказыванию и спрогнозировать возможные версии защиты и способы их опровержения. Также, в случае установления государственным обвинителем в ходе ознакомления с материалами уголовного дела того факта, что в деле недостаточно сведений, характеризующих обстановку взяточничества, ему следует решить, каким образом он будет восполнять пробел следствия: дополнительно выясняя у свидетелей и подсудимого необходимые сведения, в том числе и ходатайствуя о вызове дополнительных свидетелей, и/или необходимо будет затребовать иные доказательства (документы, материалы проверок и т.п.). Знание обстановки совершения преступления позволит государственному обвинителю свободнее ориентироваться в материалах уголовного дела и облегчает возможность поиска дополнительных доказательств, в том числе и опровергающих надуманные версии защиты.

В связи с этим полагаем необходимым привести ряд примеров из практики рассмотрения дел о взяточничестве судами Ленинградской области.

Определением кассационной коллегии Верховного Суда РФ по кассационному протесту обвинителя был отменен приговор в отношении М., осужденного по ст.30 ч.3 и ст. 159 ч.3 п.Б УК РФ, поскольку суд не усмотрел в его действиях состава преступления, предусмотренного ч.4 ст. 290 УК РФ. Свое решение суд обосновал следующим образом: М., занимая должность специалиста 1 категории Тихвинского МО ФСНП, неоднократно требовал от К., генерального директора ООО «Сокил», деньги в сумме 6 ООО долларов США за общее покровительство, обещая не проводить налоговых проверок, в противном случае угрожая ход якобы имеющейся у него оперативной информацией о противоправной деятельности фирмы. Поскольку ООО «Сокил» был зарегистрирован в Новгороде, суд сослался на ст.83 Налогового Кодекса РФ, в соответствии с которой налогоплательщик подлежит постановке на налоговой учет по месту регистрации. Также суд указал, что филиалов на территории района ООО не регистрировало. Таким образом, законных оснований для проведения проверок в отношении фирмы М. не имел и, соответственно, проверок таких не проводил, о чем не мог не знать заявитель. Также М. в принципе не мог содействовать фирме, поэтому его действия носили характер мошенничества.

В определении кассационной коллегии было указано, что суд исходил из того, что М., как должностное лицо, не обладал правомочиями по проверке фирмы, но при этом оставил без внимания другую сторону его полномочий: деятельность и возможности М. при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий и их реализации и ту часть показаний М. и свидетеля К., где М. угрожал дать ход наработанному оперативному материалу, хотя эти вопросы имели существенное значение для решения вопроса о квалификации действий подсудимого, поэтому приговор в отношении М. подлежит отмене.

Однако по другому уголовному делу по обвинению в вымогательстве взятки оперуполномоченного уголовного розыска В., угрожавшего в противном случае свидетелю К., что с помощью служебного положения будет притеснять последнего, обещая негативные последствия, поскольку имел сведения, что К. производит водку на дому, суд не усмотрел признаков получения взятки.

Судом действия В. Были переквалифицированы по п. В ч.2 ст. 159 УК РФ, в том числе на основании отказа государственного обвинителя от поддержания обвинения по ст.290 УК РФ и квалификации им действий В. как мошенничества. Свое решение суд обосновал тем, что в обязанности В. не входило вмешательство в предпринимательскую деятельность К., а попустительства и покровительства, связанного со служебным положением В. оказывать не мог и намеренно создавал преувеличенное впечатление о своих полномочиях.

Вместе с тем суд так же оставил без внимания, что в правомочия В., как сотрудника милиции, входило пресечение любой преступной деятельности, независимо от того связана она с предпринимательской или любой иной деятельностью, в частности ст. 143 УПК РФ при выявлении признаков преступления требует от сотрудника милиции составления рапорта о выявленном правонарушении, и решение о порядке проведения проверки указанной в рапорте информации принимается начальником органа дознания соответствующего подразделения. Мы полагаем, что в обоих случаях подобное решение суда было, во многом обусловлено слабой или недостаточно активной позицией государственного обвинителя, не принявшего достаточных мер по доказыванию и обоснованию предъявленного органами следствия обвинения. Нам представляется, что обоснованный анализ обстановки совершения преступления в содержании обвинительной речи мог сделать позицию государственного обвинителя по данным делам более убедительной.

Проблема взяточничества как основного ядра коррупции в настоящее время стоит достаточно остро. Несмотря на то, что законодателем предпринимаются попытки усовершенствования правовых механизмов противодействия этому крайне негативному социальному явлению, оно проявляется все в более изощренных формах. Взяточничество является одним из самых распространенных преступлений коррупционной направленности, опаснейшим криминальным явлением, которое подтачивает основы государственной власти, дискредитируя и подрывая ее авторитет в глазах населения.

Базовыми актами, регулирующими вопросы квалификации взяточничества и противодействия ему, являются Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях».

Глава 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» предусматривает три состава преступления, связанные со взяточничеством: «Получение взятки» (ст.290 УК РФ), «Дача взятки» (ст.291 УК РФ), «Посредничество» (ст.291.1 УК РФ).

По данным ГИАЦ МВД России за 2013 год, из числа выявленных преступных деяний, предусмотренных главой 30 УК РФ, 11,5 тыс. (+18.1%) относятся к взяточничеству. На 44,6% больше выявлено таких фактов, совершенных в крупном или особо крупном размерах. Предварительно расследованы уголовные дела по 10,9 тыс. (+38,8%) преступлений, к уголовной ответственности привлечено 6,7 тыс. (+50,3%) лиц. Причастность организованных групп и преступных сообществ установлена по 365 (+18%) раскрытым фактам взяточничества.

Средний размер взятки, выявленной правоохранительными органами, составил 100,3 тыс. рублей (+35,0%).

Взяточничество – это умышленная преступная деятельность. Данное преступление характеризуется следующими признаками:

1. Совершается специальным субъектом (должностным лицом или лицом, занимающим государственную должность);

2. Совершение преступления возможно лишь благодаря занимаемому служебному положению лиц с использованием служебных полномочий;

3. Нарушает нормальную деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, функционирования государственного аппарата в целом.

1. Предмет взяточничества

Предметом преступлений, предусмотренных статьями 290, 291, 291.1 УК РФ, является взятка. Предмет данной группы преступлений неоднороден.

Взяткой могут являться:

1. Элементы материального мира (деньги, ценные бумаги, иное имущество);

2. Элементы, не относящиеся к материальной сфере, но имеющие имущественную природу (незаконное оказание услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или, попустительство по службе).

Также помимо денег, ценных бумаг, иного имущества к предмету взятки относится и предоставление имущественных прав – предоставление должностному лицу любых имущественных выгод в качестве взятки, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами). Предметом взятки также могут являться результаты интеллектуальной деятельности (п.9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 № 24).

2. Признаки взятки

Пленум Верховного Суда Российской Федерации выделяет следующие признаки взятки:

1. Имущественный характер предоставляемого блага;

2. Незаконность его предоставления;

3. Предоставление такой выгоды за совершение действий (бездействия), связанных с использованием служебного положения должностного лица;

4. Получение ее должностным лицом.

3. Объект взяточничества

Родовым объектом выступают общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование государственной власти, видовым – общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование органов государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

4. Объективная сторона взяточничества

Объективная сторона получения взятки выражается в получении должностным лицом взятки лично или через посредника за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Объективная сторона дачи взятки выражена в виде передачи взятки должностному лицу лично или через посредника за действия (бездействие) в пользу взяткодателя, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Объективная сторона посредничества во взяточничестве выражена в виде опосредованной передачи взятки от взяткодателя взяткополучателю через посредника.

Получение, дача взятки либо посредничество во взяточничестве считаются оконченными с момента принятия должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, хотя бы части передаваемых ему ценностей. При этом не имеет значения, получили ли указанные лица реальную возможность пользоваться и распоряжаться переданными им ценностями по своему усмотрению.

В тех случаях, когда предметом получения, дачи взятки или посредничества во взяточничестве является незаконное оказание услуг имущественного характера, преступление считается оконченным с начала выполнения с согласия взяткополучателя действий, непосредственно направленных на получение им имущественных выгод.

5. Субъект взяточничества

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ «Получение взятки», являются: должностное лицо, лицо, занимающие государственную должность Российской Федерации либо государственную должность субъекта Российской Федерации, а также лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Согласно примечанию 1 к статье 285 УК РФ должностные лица — это лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Согласно примечанию 2 к статье 285 УК РФ лица, занимающие государственные должности Российской Федерации — это лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, также могут являться субъектом преступления, относящегося к взяточничеству.

Организационно-распорядительные функции включают в себя полномочия по управлению коллективом или отдельными работниками.

Административно-хозяйственные функции содержат полномочия по управлению имуществом.

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 291 УК РФ «Дача взятки» и ст. 291.1 УК РФ «Посредничество во взяточничестве», является любое физическое вменяемое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности (16 лет).

б. Субъективная сторона взяточничества

Субъективная сторона получения, дачи взятки, а также посредничества во взяточничестве выражена в форме прямого умысла. Должностное лицо осознает общественную опасность своих действий по принятию взятки и тем не менее желает ее принять. Для квалификации содеянного в качестве взяточничества не имеет значения, было ли лицо намерено в момент получения взятки выполнить то действие, за которое дана взятка. Определяющим является то, что взяткополучатель желает получить предмет взятки и осознает, что получает взятку.

Взяткодатель осознает общественную опасность своих действий по даче взятки и выгоду от этих действий. Это значит, что его цель весьма ясна и конкретна, что говорит о наличии прямого умысла на совершение данного преступления.

Посредник осознает общественную опасность своих действий по передаче взятки и личную выгоду от этих действий. Это говорит о наличии прямого умысла.

Правовой отдел УМВД России по Ярославской области