Преамбула конституции РФ

В Госдуме задумались над изменением преамбулы Конституции

Депутаты Госдумы Евгений Федоров и Антон Романов (оба — «Единая Россия») подготовили проект закона о внесении изменений в ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ». Поправка направлена на устранение правового пробела, касательно процедуры внесения изменений в преамбулу Конституции, которая на сегодняшний день не определена. Законодатели указывают, что вводная часть нормативного акта несет в себе не только моральный смысл, но и является юридическим ориентиром, которому должны соответствовать другие правовые положения в стране.

Преамбула Конституции РФ сегодня гласит: «Мы, многонациональный народ РФ, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию РФ».

Для возможности изменения преамбулы парламентарии предлагают внести поправки, которые распространят процедуру внесения изменений в главы 3–8 Конституции РФ на ее вступительную часть. Сегодня в соответствии со ст. 136 Конституции поправки к главам 3–8 принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.

Таким образом в последние годы были приняты правки, касающиеся присоединения Крыма и Севастополя к РФ, а также повышения сроков полномочий Государственной думы и президента России.

Положения глав 1, 2 и 9 Конституции в соответствии с п. 1 ст. 135 Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным собранием. Изменение данных глав требует получения 3/5 голосов Федерального собрания, после чего должно будет созываться Конституционное собрание из преставителей трех ветвей власти как федерального, так и регионального уровня. Окончательно данная процедура предусматривает проведение референдума и принятие новой Конституции. При всех сложностях изменений 1, 2 и 9 глав Конституции самой большой проблемой остается то, что в РФ до сих пор не принят закон о Конституционном собрании.

— Конституция носит для нас высший статус, а преамбула представляет собой надконституционный посыл, некую идеологему, которая стоит над Конституцией. Пусть она не носит прямого характера, но она определяет общую логику всей Конституции, всего законодательства. Поэтому корректировка преамбулы — это корректировка курса страны, — считает депутат Федоров. — Наш закон позволяет поменять эту преамбулу. Это в дальнейшем поможет поменять и курс страны, потому что на сегодняшний день это необходимо. Например, в части, которая касается взаимоотношений России с миром. У нас в преамбуле заключена уникальная формулировка, что российский народ является частью какого-то большего сообщества.

Подобного положения, как отметил депутат, нет в Конституции ни одной страны мира. Евгений Федоров ранее предлагал внести изменения в российскую Конституцию — удалить из нее положения о приоритете норм международного права над национальным законодательством, а также запрет на государственную идеологию.

Специалист в области конституционного законодательства, профессор юрфака РАНХиГС Сергей Комаров считает, что разговоры о том, что преамбула Конституции на сегодня как-то обязывает Россию при принятии решений учитывать мнение или нормы других стран, безосновательны. При этом эксперт заметил, что преамбула является конституционным положением и обладает той же юридической силой, как и остальные главы Основного закона.

— Если законодатели захотят менять преамбулу, то при этом необязательно менять отдельные статьи. Должно быть внутреннее согласование соотвествующих норм. Что касается суверенности, то у нас и так много там говорится об этом. В Конституции четко сказано, что мы — многонациональный народ РФ, соединенный общей судьбой на своей земле, — сказал профессор. — На сегодняшний день в преамбуле ничего не говорится о необходимости совещаться с другими государствами по каким-то вопросам вопреки нашему суверенитету. Только о единстве в рамках нашего многонационального государства.

Заместитель завкафедры конституционного и муниципального права ВШЭ Илья Шаблинский считает, что изменения в преамбуле, направленные против приоритета международного права, никак не повлияют на статьи из неприкосновенных на сегодня глав, которые отражают эту тему.

— Сама по себе норма о том, что РФ в полной мере опирается на нормы международного права, если говорить о практической стороне дела, никак не влияет на внутреннюю и внешнюю политику РФ. Все государства в своей практике учитывают общепризнанные нормы международного права: например, что все договоры должны исполняться. Есть и принцип неагрессии. Это надо оговаривать. Но в любом случае изменения в преамбуле здесь ни на что не повлияют, — полагает Илья Шаблинский.

При составлении любого договора необходимо следовать многочисленным правилам и требованиям, позволяющим получить действительно документ, обладающий юридической силой. Договор может содержать разные разделы и пункты, выбираемые в соответствии с его назначением и предназначением.

Многих предпринимателей и частных лиц интересует вопрос о том, для чего нужна преамбула договора, когда она используется и как правильно ее оформлять.

Где применяется преамбула

Используется данный элемент во многих документах и сферах деятельности, но часто он применяется:

  • В политической сфере. Политики в процессе выступления используют преамбулу в качестве вводного вступления, где описываются его основные цели, а также назначение законов или актов. Авторы закона в преамбуле вовсе могут описывать разные понятия, которыми апеллируют политики.
  • В международном сотрудничестве. В документах, составляемых между разными странами, непременно формируется специальная вступительная часть, где перечисляются все государства, принимающие участие в подписании документа. Здесь же обычно указываются представители стран и иные официальные лица, участвующие в процессе создания и подписания соглашения.
  • Юриспруденция. Практически любой законодательный документ начинается именно с преамбулы, а здесь указываются принципы, выступающие объектом определенного акта. Имеется список лиц, на которых распространяется закон, или организации, на которые перекладывается ответственность за контролем над исполнением акта.
  • Бизнес. В этой среде так же применяется преамбула, причем обычно она называется «шапкой» определенной документации. В ней указывается, кто является участником той или иной сделки, поэтому прописываются компании, ИП или частные лица, а также государственные организации.

Таким образом, преамбула считается востребованным элементом, используемым в разных сферах деятельности. При этом она может содержать разные сведения, но в любом случае в нее вносится только конкретная и краткая информация.

Что такое преамбула?

Предназначение преамбулы договора

Наиболее часто преамбула указывается в разных видах договоров. Нередко она состоит всего из одного слова – «Договор», однако допускается вносить сюда и множество других данных.

Важно! В правилах документооборота не указывается о том, что указание какой-либо информации в преамбуле является обязательным процессом, поэтому она может состоять из одного слова или вовсе отсутствовать.

Для удобства использования документов желательно указывать в этой части документа несколько важных сведений. К ним относится:

  • наименование данного документа, а также его порядковый номер;
  • имена всех участников сделки;
  • место подписания документа, а также дата совершения данного процесса;
  • иные данные, считающиеся важными в процессе создания разных договоров.

Важно! Обычно данная часть пишется непосредственно человеком, занимающимся созданием документа, а это может быть делопроизводитель или юрист, так как именно специалисты знают, каким требованиям должен отвечать договор.

Обязательно ли включается в договор преамбула

Преамбула считается значимым элементом любого контракта, но не обязательным, поэтому допускается делать договор без него. Причем не имеет значения, в какой сфере деятельности используется данный документ.

Если не создается водная часть, то в документе непременно прописываются сведения о том, что все люди, участвующие в сделке, осведомлены о содержании договора, а также согласны с этими сведениями, поэтому договоренность подписывается при согласии всех сторон.

Хотя преамбула не считается обязательной, она используется в большинстве случаев, причем это является инициативой многих людей, подписывающих соглашение. Это обусловлено многими факторами:

  • при наличии информации о номере документа, можно будет впоследствии легко находить договор в архиве или учитывать его в разных документах компании, а это особенно актуально, если организация за короткий промежуток времени подписывает множество документов;
  • договоры, обладающие вступлением, считаются удобными для постоянного применения, так как после изучения данной краткой информации можно сразу определить, в чем смысл документа, поэтому не требуется детально изучать содержимое контракта;
  • при изучении преамбулы сразу будет получена информация о том, какие люди подписывали договор, в результате чего между ними была достигнута оптимальная договоренность.

Что такое преамбула, смотрите в этом видео:

Таким образом, хотя преамбула не является обязательной частью договора, она считается полезной и нужной, так как содержит множество важной информации.

Какие разделы имеются в договоре

При составлении договора необходимо учитывать его специфику, в соответствии с которой выбираются его основные пункты. Однако часто встречающимися разделами считаются:

  • преамбула, выступающая вводной частью, причем здесь не должно быть данных, считающихся коммерческой тайной или секретной информацией;
  • предмет договора, который должен определяться четко и ясно, а при этом предметом могут быть работы, результат определенных действий, товары, услуги, недвижимость или иные элементы;
  • права и обязанности, которыми наделяется каждая сторона сделки, а при этом оба участника должны быть согласны с этими пунктами;
  • цена сделки и порядок проведения расчетов;
  • ответственность сторон, для чего учитываются все сведения из гражданского законодательства;
  • сроки, в течение которых должны выполняться обязательства обеих сторон, а также указывается период времени, когда данный договор считается действительным;
  • закрепление договора, для чего ставятся подписи участников, печати при их наличии, а также указываются их реквизиты.

Важно! Изменения или дополнения в подписанный договор допускается вносить только при заверении данных сведений обеими сторонами.

Состав преамбулы

В преамбулу могут вноситься разные сведения, которые читаются важными и значимыми для каждой стороны, принимающей участие в сделке. Наиболее часто сюда вносятся данные:

  • название договора, так как он может предполагать продажу определенного имущества, аренду квартиры или техники, а также может быть представлен в виде соглашения о выполнении разных работ или оказания услуг;
  • номер договора, причем именно данная информация может значительно упростить работу бухгалтера в процессе нахождения, хранения и использования документа;
  • дата заключения соглашения, а эта информация позволяет быстро определить срок действия договора, а также точно узнать, когда заканчивается этот период;
  • место подписания договора, а этот момент считается важным для решения различных споров и определения иных юридических аспектов, так как в зависимости от региона применяются различные региональные акты и законы в процессе регулирования отношений между сторонами;
  • название каждого участника, которое должно быть полным, а также описывается кратко их роль в данном соглашении, так как стороны могут выступать в качестве арендаторов или арендодателей, продавцов и покупателей, исполнителей и заказчиков, а также могут обладать другими ролями.

Таким образом, информация в преамбуле может быть различной, но обычно она представлена вышеуказанными сведениями, что позволяет при прочтении данной вводной части получить максимум информации о сделке.

Ошибки в преамбуле и их последствия

Существует несколько популярных ошибок, которые допускаются в процессе составления преамбулы. Данные ошибки могут приводить к определенным последствиям, некоторые из которых считаются достаточно значительными. К таким ошибкам относится:

  • указание ИП, как физ лица, так как в такой ситуации непременно используется в процессе расчета иная ставка налога, а также возникает необходимость нести дополнительные расходы, поэтому непременно в шапке должна иметься информация о том, что в качестве одной стороны выступает ИП, а для подтверждения применяются сведения из документов предпринимателя;
  • отсутствие данных о полномочиях двух участников, позволяющих им участвовать в подписании соглашений, так как без такой информации документы могут быть легко судом признаны недействительными;
  • нередко нет данных о том месте, где заключается договор, а эти сведения считаются значимыми, так как в зависимости от региона определяются законодательные акты, с помощью регулируются отношения между сторонами.

Какая информация может быть включена в преамбулу? Фото:myshared.ru

Таким образом, чтобы получить действительно официальный документ, который будет сложно оспорить в судебном порядке, важно учитывать основные правила данного процесса, а также помнить о возможных ошибках.

Предназначение преамбулы

Данная часть договора используется для нескольких целей:

  • описывает краткое содержание документа;
  • содержит наиболее важные сведения о договоре и участниках сделки;
  • позволяет легко архивировать и хранить документы.

Если отсутствует данная часть договора, то у компаний могут возникать даже сложности с определением места его составления, его содержания и других факторов, понять которые возможно будет исключительно после тщательного изучения всего контракта, что гарантирует существенную трату времени.

Допускается ли вносить изменения

Непременно при составлении данной части документа должны вноситься исключительно достоверные и проверенные сведения. Если допускаются ошибки, то требуется вносить корректировки, однако это считается не слишком подходящим.

Лучшим решением считается создание дополнительного соглашения, с помощью которого изменяется преамбула. Соглашения применяются для изменения разных сведений, содержащихся в действующем и подписанном договоре. Образец соглашения, можно скачать ниже.

Какими особенностями обладает преамбула договора, составленного с ИП

Разные контакты могут составляться между компаниями или индивидуальными предпринимателями. Непременно при составлении преамбулы указывается информация о том, кто выступает в качестве участников данной сделки.

Если в качестве одной стороны выступает ИП, то непременно должны иметься сведения:

  • ФИО предпринимателя;
  • обязательно прописывается, что данный человек не является просто физ лицом, а выступает в качестве официально зарегистрированного предпринимателя, выбравшего в качестве хозяйственной формы ИП;
  • пишутся его контактные данные, сведения из паспорта, а также информация из свидетельства о регистрации и ИНН.

Каждая компания, составляющая договор с ИП, должна предварительно изучить его документацию, чтобы убедиться, что он действительно работает официально. Это позволит определить, какая система налогообложения им используется в процессе работы, а также рекомендуется взять выписку из ЕГРИП.

Важно! Тщательное изучение документации, принадлежащей каждому участнику соглашения, считается важным моментом, позволяющим избежать мошенничества.

Что такое договор и что он включает, расскажет это видео:

Таким образом, преамбула различных договоров не считается обязательной частью данных документов. Но она используется довольно часто, так как ее применение обладает многими положительными параметрами. Она значительно упрощает процесс хранения и поиска документов.

В ней содержится только краткая, достоверная и наиболее важная информация, при изучении которой имеется возможность получить максимум сведений о совершенной сделке и ее участниках.

Преамбула

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая cуверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации.

Вступительная часть Конституции обычно называется преамбулой. В Конституции РФ этот термин не употреблён, преамбула не озаглавлена, как и в конституциях США, Японии, Италии и др. В некоторых конституциях вступление (или его главная часть) прямо названо преамбулой (Германия, Франция, Бразилия и др.).

Преамбула Конституции играет существенную роль в конституционном праве, хотя она, за редкими исключениями (США, Франция и др.), не содержит нормативных положений. В ней, как правило, отмечаются:

  • носитель власти, принявший данную Конституцию;
  • условия и цели её принятия;
  • важнейшие правовые, политические, социально-экономические и культурные задачи общества и государства.

Эти положения следует принимать во внимание при изучении, толковании и применении всех положений Конституции. Таким образом, преамбула, в особенности её структура, юридическая сила и содержание, сохраняет и определённое нормативное значение. Преамбула Конституции РФ содержит три частично совпадающие группы элементов.

Во-первых, это указание на народ, своей коллективной волей принимающий Конституцию («Мы… народ Российской Федерации»), и на его характерные свойства, выражаемые в ней (он многонационален, соединён общей судьбой на своей земле, исходит из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями).

Во-вторых, здесь названо несколько предпосылок и условий этого народного решения:

  • исторически сложившееся государственное единство;
  • общепризнанные принципы равноправия и самоопределения народов;
  • почитание памяти предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость.

В-третьих, преамбула определяет цели, для осуществления которых принимается новая Конституция РФ. Конечно, такие цели содержатся и в ряде названных характеристик народа и условий принятия Конституции, которые она должна сохранить и развить. Но в преамбуле сформулирован ещё ряд целей, к осуществлению которых стремится народ-законодатель. Он принимает Конституцию, «утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие», «возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы», «стремясь обеспечить благополучие и процветание России».

В последующих частях Конституции о целях её принятия, как правило, не говорится. О них свидетельствует содержание конституционных положений (защита основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, нравственности, обороны страны и др.), ради достижения которых допускаются временные ограничения этих прав и свобод, запрещение антиконституционных целей и действий.

Преамбула заканчивается заявлением о принятии Конституции без указаний на его процедуру.

Некоторые свойства преамбулы Конституции РФ становятся яснее при сравнении её структуры со структурами преамбул конституций других демократических правовых государств.

Некоторые из них имеют аналогичную структуру. Преамбула Конституции США 1787 определяет, кто устанавливает эту Конституцию («Мы, народ США») и зачем это делается («в целях образования более совершенного Союза, установления Справедливости, обеспечения внутреннего Спокойствия, способствования совместной Обороне, содействия общему Благосостоянию и обеспечению благ Свободы нам и нашему Потомству»), констатируя без подробностей факт её создания.

Преамбулы некоторых конституций не указывают на их цели. Цели Конституции Италии 1947 выражает все её содержание и отдельные статьи. Так, в ч. 2 ст. 3 сформулирована «задача Республики» (устранять экономические и социальные препятствия, ограничивающие свободу, равноправие граждан и т. д.), а статья 44 начинается словами: «В целях достижения рационального использования земли и установления справедливых социальных отношений…»

Назвав мотивы, определяющие содержание Конституции РФ, её преамбула тем самым подчёркивает, что преамбула является органической частью Конституции, ибо без этого было бы труднее однозначно понимать её смысл и реализовывать её должным образом.

Юридическое значение преамбулы Конституции РФ определяется двумя её свойствами. С одной стороны, преамбула — введение в Конституцию и не содержит непосредственно действующих нормативных положений. Из-за этого нередко при ссылках на Конституцию РФ и при толковании её положений преамбулу не упоминают. Но, с другой стороны, это составная часть единого официального текста Конституции, определяющая мотивы её принятия и цели, для осуществления которых Конституция наделена высшей юридической силой и прямым действием. Поэтому игнорировать преамбулу не следует.

При толковании и реализации как Конституции РФ в целом, так и её отдельных частей следует исходить из содержания преамбулы: ничто в тексте Конституции не следует понимать в противоположном ей смысле.

Кроме того, надо учесть и мировой опыт. Преамбулы ряда конституций содержат не только общие соображения, полезные при толковании их нормативных предписаний, но и положения, являющиеся такими предписаниями. В Конституции Франции 1958 преамбула подтверждает приверженность народа «правам человека и принципам национального суверенитета, как они были определены Декларацией 1789 года, подтверждённой и дополненной преамбулой Конституции 1946 года». Эти права и принципы больше не упоминаются в этой Конституции. Они действуют как её составная часть. Преамбула Основного закона Германии определяет перечень субъектов федерации. Преамбула Конституции Японии провозглашает принципы мирного международного сотрудничества, народовластия и др.

Преамбула Конституции РФ даёт юридически обязательные ориентиры, помогающие пониманию, толкованию и реализации всего её содержания в соответствии с мотивами её создания и её подлинным смыслом.

Содержание преамбулы Конституции РФ характеризуется выраженными в ней идеями, которые должны быть правильно поняты.

Когда в ней говорится «мы, многонациональный народ», «мы… соединённые общей судьбой на своей земле» и выражается стремление сохранить «исторически сложившееся государственное единство», речь идёт о совокупности всех граждан, всех этносов («наций»), всех народов, всех субъектов РФ, всех этнических, социальных, территориальных и других общностей, выразивших в принятии ими этой Конституции (а также в заключение подтверждаемого в ней Федеративного договора, в участии в выборах органов государственной власти и т. д.) своё добровольное желание сохранить и развить положительные результаты исторического процесса, приведшего к установлению прочных и многообразных политических, экономических, социальных и культурных связей между всеми частями государства и общества. Совокупность этих связей, основанных на взаимном доверии, уважении и равноправии граждан и народов России, выражена и закреплена Конституцией, предусматривающей устранение всего, что могло бы ослабить их взаимное доверие, уважение и единство.

Положение введения «утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие» подводит к ряду важнейших принципов Конституции: к определению человека, его прав и свобод как высшей конституционной ценности; к признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина как к обязанности государства, к запрещению пропаганды превосходства и разжигания розни, ненависти и вражды по социальным, расовым, национальным, религиозным или языковым признакам и т. д.

Положение «исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов» очень важно. Общепризнанность этих правовых принципов состоит в том, что их разделяет теоретически почти все мировое сообщество и более или менее последовательно осуществляет на практике его цивилизованное, демократическое и прогрессивное большинство. Эти два принципа закреплены в Уставе ООН, а право народов на самоопределение — и в Международных пактах о гражданских и политических правах (1966) и об экономических, социальных и культурных правах (1966), а также в конституциях десятков государств. В частности, оба пакта содержат идентичный текст ст. 1:

«1. Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают своё экономическое, социальное и культурное развитие.

2. Все народы для достижения своих целей могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды, и из международного права. Ни один народ, ни в коем случае не может быть лишён принадлежащих ему средств существования».

Этот текст вступил в силу для СССР в 1976, он действует и для РФ. Он никогда не был отменен и в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ является частью российского права.

Тем не менее некоторые исследователи игнорируют этот документ, ссылаясь, в частности, на Заключительный акт Совещания по безопасности в Европе (1975), гласящий:

«Государства-участники будут уважать равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, действуя постоянно в соответствии с целями и принципами Устава ООН и соответствующими нормами международного права, включая те, которые относятся к территориальной целостности государств.

Исходя из принципа равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой, все народы всегда имеют право в условиях полной свободы определять, когда и как они желают, свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне:

Государства-участники подтверждают всеобщее значение уважения и эффективного осуществления равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой: они напоминают также о важности исключения любой формы нарушения этого принципа».

Ясно, что нормы международного права, относящиеся к территориальной целостности государств, не отменяют ни равноправия, ни права народов на самоопределение. А ссылки на такие нормы не могут вести к нарушению принципа равноправия народов и их права распоряжаться своей судьбой, ибо любая форма нарушения этого принципа должна быть исключена.

В связи с этим возникает вопрос о соотношении двух принципов: территориальной целостности государства и права его народов на самоопределение, при котором могут возникать новые государства, а территориальная целостность государств, на территории которых самоопределяющиеся народы проживают, может оказаться нарушенной.

Представляется очевидным, что, если данный народ, проживающий на территории определённого государства, желает демократически самоопределиться, оставаясь в его составе и избирая для этого тот или иной вид автономии, самоуправления и т. п., проблема может решаться демократически, мирно и правомерно. Этому вполне соответствуют положения Конституции РФ о том, что равноправные народы России, имеющие право на самоопределение и желающие сохранить свою соединенность общей судьбой и исторически сложившееся государственное единство, осуществляют своё самоопределение в составе РФ (см. комм. к ч. 3 ст. 5). Для этого они избирают, сохраняют или изменяют форму этого самоопределения. Например, ряд автономных областей (Адыгея, Алтай) стали республиками в составе РФ, Ингушская и Чеченская республики образовались из прежней Чечено-Ингушетии, Чукотский автономный округ вышел из состава Магаданской области и т. д. Несколько автономных округов объединились со смежными областями или краями, образовав новые единые субъекты РФ (например, Коми-Пермяцкий автономный округ и Пермская область слились в Пермский край). При этом территориальная целостность РФ сохраняется.

Гораздо сложнее согласовать и соблюсти принципы самоопределения и территориальной целостности при решении вопроса о самоопределении народа с отделением его территории от прежнего и образованием нового государства. В этом случае, по-видимому, является наиболее убедительным мнение, выраженное 24 октября 1970 Генеральной Ассамблеей ООН в её Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, иногда толкуемой произвольно. Эта Декларация, касающаяся только отношений между государствами, а не их внутренних проблем, в разделе о равноправии и самоопределении народов не санкционирует и не поощряет любые действия государств, ведущие к нарушению территориальной целостности тех других «государств, которые соблюдают в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов… и вследствие этого имеют органы власти (англ. ‘governments’), представляющие без различия расы, вероисповедания или цвета кожи все народы, проживающие на данной территории». Таким образом, здесь речь идёт о территориальной целостности не всех государств, а только тех, которые соблюдают названные принципы. В данной рекомендации не содержится отрицания права народов на самоопределение с нарушением территориальной целостности тех государств, которые не соблюдают в своих действиях принципы равноправия и самоопределения народов, имеют власти, не представляющие весь народ и подвергающие дискриминации отдельные его этнотерриториальные и иные части.

Проблемы этого рода нередко успешно решаются демократическим волеизъявлением самоопределяющегося народа (чаще всего референдумом) с согласия государства, в составе которого он находится. Именно так было решено, отделяется ли данный народ с его территорией (как Норвегия от Швеции в 1905, Исландия от Дании в 1944, Словакия и Чехия от Чехословакии в 1992, Словения, Хорватия, Черногория и др. от Югославии, Сингапур от Малайской федерации в 1980 и др.) или не отделяется (Квебек от Канады в 1989 и 1995 годах и др.).

Поэтому право народов на самоопределение прямо зафиксировано во многих десятках конституций современных государств. Оно было выражено в конституциях СССР и Югославии как право их союзных республик на свободный выход из состава этих федераций. Оно зафиксировано в конституциях всех бывших союзных республик СССР или Югославии, бывших колоний (в связи с почти полной ликвидацией колониальных империй, как правило, с согласия бывших метрополий) и т. д. В результате осуществления этого права общее количество государств — членов Организации Объединённых Наций только за последние 60 лет увеличилось с 52 до почти 200.

Но некоторые государства, отстояв это полное право для себя, не признают его для народов, находящихся в их составе, и говорят об этом в своих конституциях.

В ХХ и XXI столетиях в мире продолжается закономерный процесс перехода от многонациональных государств, в том числе фиктивных федераций, основанных на насильственном присоединении и удержании во имя их территориальной или государственной целостности их недовольных этим частей, к добровольным интеграционным союзам равноправных самоопределившихся народов (и их государств), часто новым по содержанию и нередко по составу. В частности, это происходит и путём постепенного компромиссного преобразования государств уходящего типа в современные сообщества и союзы разного уровня. Таковы, например, соглашения 2005—2006 годов между Испанией и Каталонией, между Францией и Корсикой о существенном повышении статуса этих автономий в составе названных государств; преобразование унитарной Бельгии в федерацию и т. п. Таковы же создание и развитие Европейского союза, Содружества Независимых Государств, других интеграционных союзов в Америке, Азиатско-Тихоокеанском регионе и др.

Если же такое преобразование не происходит и не создаёт между равноправными и свободными народами новых отношений, укрепляющих их независимость, взаимное уважение, доверие и единство, если этому процессу препятствуют острые противоречия реальных интересов (в особенности между государственным терроризмом слабеющих макро- или микроимперий и фанатичным терроризмом сепаратистских сил), то путь к демократическому, правовому компромиссному решению этой проблемы может надолго оказаться весьма затруднительным.

Положение «чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость»указывает на две стороны в гражданских и нравственных установках большинства россиян, помнящих о жизни, труде и борьбе своих предков, об истории своей Родины, и сохраняет связь поколений. В прямой форме здесь говорится о том, что народы России наследуют лучшие стороны своего исторического опыта — патриотизм, выражаемый в мирном труде и в ратном подвиге ради процветания Отечества и свободы народов, в вере в добро и в заботе о торжестве справедливости. Вместе с тем призыв означает и стремление преодолеть противоположные им худшие традиции и привычки части общества, проявления зла и несправедливости. В Конституции прямо и много говорится о запрещении насильственных изменений конституционного строя, разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, пропаганды языкового или иного превосходства (ст. 13, 19, 29 и др.), о недопущении попыток устанавливать государственную или обязательную религию (ст. 14), нарушений Конституции и основанных на ней законов (ст. 15 и др.), прав и свобод граждан (ст. 2, 17—63 и многие другие). Таким образом, столь необходимая стабильность означает как развитие достижений и достоинств, свойственных обществу и государству РФ и закреплённых в их Конституции, так и упорный труд по преодолению присущих им пороков (правового нигилизма, бюрократизма, коррупции и иных нежелательных явлений).

Слова «возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы» выражают стремление восстановить независимость России, покончить с лишением России основных черт демократической суверенной государственности. Узурпация государственной власти бюрократическим централизованным аппаратом унитарной Российской компартии (большевиков), в 1925 переименованной в КПСС, и его номенклатурой, поддержание имперского единства СССР за счёт сил и ресурсов России ставили её в экономически и социально невыгодное, неравное положение с другими республиками. Суверенитет России, как и других союзных республик, был вопреки Договору об образовании СССР 1922 и Конституции СССР 1924 вскоре резко ограничен передачей ряда отраслей союзно-республиканского подчинения (промышленность, спецслужбы) в союзное ведение, а отраслей республиканского ведения (просвещение, культура, сельское хозяйство) — в формально союзно-республиканское, а фактически союзное подчинение и т. д. Многое могло казаться привилегиями для РСФСР: пропагандистское отождествление СССР с Россией, вытеснение русским языком языков других народов, обострение борьбы против «местного буржуазного национализма», сталинская лживая лесть русскому народу как «руководящему народу» СССР, «московское» происхождение решений о красном терроре, коллективизации, репрессиях, депортациях народов, а затем о неполных, непоследовательных реабилитациях их жертв и т. п.

Двоякое впечатление производило отсутствие у России, в отличие от других союзных республик, некоторых органов власти (российской компартии с её ЦК, Академии наук, КГБ, МВД, важнейших хозяйственных ведомств), функции которых в РСФСР выполняли непосредственно соответствующие органы Союза ССР. С одной стороны, это воспринималось как явное нарушение конституционного равноправия союзных республик к ущербу для РСФСР. Но, с другой стороны, иным республикам организационное единство важных органов союзной и российской власти могло представляться привилегией для России.

Утверждение незыблемости демократической основы российской государственности означает намерение установить демократический строй и последовательно провести этот принцип через все содержание Конституции.

Стремление «обеспечить благополучие и процветание России» означает, что Конституция должна благоприятствовать достижению высокого и растущего уровня удовлетворения материальных и духовных потребностей людей.

В словах «исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями» выражена решимость осуществить закрепляемые в Конституции высокие цели. Разумеется, об ответственности здесь говорится не только в правовом, но и в моральном смысле. Народ, не осуществивший провозглашённые им благородные цели, может нести такую ответственность в форме сожаления о допущенных ошибках и их исправления, даже в форме покаяния, если они очень тяжелы, в форме частичного осуждения прежних поколений будущими и т. п. Избежать этого можно лишь путём упорного труда, перестраивающего жизнь, сознание и деятельность народа в соответствии с задачами и целями, закреплёнными в преамбуле и во всем тексте Конституции РФ.

Положение «сознавая себя частью мирового сообщества» означает следующее: принадлежность России к мировой семье народов, готовность сохранять и повышать уровень международного сотрудничества и взаимопомощи, развивать его двусторонние и многосторонние формы, включая региональную интеграцию и нарастающую глобализацию, участвовать в сближении правовых систем, в обеспечении всеобщего справедливого мира, совершенствовать своё внутреннее положение с учётом опыта цивилизованных народов и международных правовых стандартов прав человека и гражданина, обязанностей государства и т. д. В этом смысле Конституция РФ установила:

  • примат международного права, прежде всего, в области прав и свобод человека и гражданина и обязанностей государства;
  • принятую в большинстве государств высшую юридическую силу и прямое действие конституционного права;
  • господство права, выражаемого также законами, соответствующими требованиям международного и конституционного права;
  • полное осуществление положений о демократическом, федеративном, правовом, социальном и светском государстве с республиканской формой правления.

Конституция РФ предусмотрела преодоление пороков, запрещаемых Конституцией, и её дальнейшее совершенствование в предусмотренном ею порядке.

Успешное развитие РФ по пути, намеченному преамбулой этой Конституции, требует, во-первых, соблюдения высшей юридической силы и прямого действия Конституции РФ как единой основы всей правовой системы РФ всеми органами публичной власти, должностными лицами, гражданами и их объединениями (ч. 2 ст. 15). Во-вторых, необходима строгая защита Конституции от любых попыток ослабить или умалить её авторитет и власть принятием не всегда соответствующих ей нормативных актов, подменой понятием «политическая целесообразность» конституционной — правовых положений, нарушениями требований Конституции и закона под предлогами «исключений», «согласований» и т. п., безосновательным выдвижением некоторых нормативных актов в качестве особых «конституций» для экономики, вооружённых сил и т. п. Ключевую роль в обеспечении соблюдения Конституции и в её защите должны играть гражданское общество, высшие органы публичной власти, в том числе. Президент РФ как гарант Конституции (ч. 2 ст. 80) и Конституционный Суд РФ (ст. 125).

Руководство проекта

Главная страница