Правовое регулирование землеустройства

Землеустройство — комплекс мероприятий по

    • изучению состояния земель,
    • планированию и организации рационального использования земель и их охраны,
    • описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства,
    • организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также
    • по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации ( ЗК РФ).

Объекты землеустройства — территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, а также части указанных территорий и зон.

Землеустроительная документация — документы, полученные в результате проведения землеустройства.

Документы, подготовленные в результате проведения землеустройства, используются при осуществлении мониторинга земель.

Согласно ст. 69 ЗК РФ землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, , , или по решению суда.

В соответствии со ФЗ основаниями проведения землеустройства являются:

    1. решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о проведении землеустройства;
    2. договоры о проведении землеустройства;
    3. судебные решения.

Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, (например: изменение границ земельных участков; выявление нарушенных или подверженных эрозии земель; рекультивация и консервация нарушенных земель и др.).

Сведения о землеустройстве носят открытый характер, за исключением сведений:

    1. составляющих государственную тайну;
    2. относящихся к личности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или арендаторов земельных участков.

Юридические лица или индивидуальные предприниматели могут проводить любые виды работ по землеустройству без специальных разрешений, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ «О землеустройстве»), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Организация и порядок проведения землеустройства

ФЗ устанавливает полномочия Российской Федерации в области регулирования проведения землеустройства:

    • установление порядка проведения землеустройства;
    • координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления при проведении землеустройства;
    • принятие нормативных правовых актов о землеустройстве;
    • установление порядка государственной экспертизы ;
    • организация и осуществление федерального государственного надзора в области землеустройства;
    • и др. полномочия.

Основные землеустроительные действия:

Изучение состояния земель включает:

    • ;
    • ;
    • .

Геодезические и картографические работы выполняются в соответствии с от 26 декабря 1995 г. N 209-ФЗ «О геодезии и картографии». Материалы геодезических и картографических работ являются основой для проведения всех других землеустроительных действий.

См. также Правительства РФ от 21.10.2016 N 1084 «О федеральном государственном надзоре в области геодезии и картографии»

Планирование и организация рационального использования земель и их охраны как виды землеустроительной деятельности установлены ФЗ «О землеустройстве». Данные землеустроительные действия проводятся в целях распределения земель в соответствии с перспективами развития экономики, улучшения организации территорий и определения направлений наиболее рационального и эффективного использования земель и их охраны. Планирование и организация рационального использования земель и их охраны в городских и сельских поселениях проводятся в соответствии с градостроительной документацией.

Установление на местности границ объектов землеустройства — основной вид землеустроительной деятельности.

описания местоположения границ объектов землеустройства определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (Минэкономразвития).

установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации

См. по межеванию земель, утвержденную Роскомземом 8 апреля 1996 г.

См. также по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденные Росземкадастром 17 февраля 2003 г.

Внутрихозяйственное проводится в целях организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны, а также земель, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни.

При проведении внутрихозяйственного землеустройства выполняются следующие виды работ:

    • организация рационального использования земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также организация территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для обеспечения их традиционного образа жизни;
    • разработка мероприятий по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

Для осуществления землеустройства и других функций, связан­ных с управлением земельными ресурсами, государство создает специальные землеустроительные органы (государственную зем­леустроительную службу).

Государственные землеустроительные органы (службы) — это си­стема федеральных и территориальных органов исполнительной власти, а также подведомственных или федеральных государ­ственных унитарных предприятий, учреждений и иных организа­ций, обеспечивающих выполнение всего объема землеустроитель­ных, земельно-кадастровых, земельно-оценочных, съемочных и изыскательских работ, контроль за использованием и охраной зе­мель (включая мониторинг земель), а также организацию работ по планированию и прогнозированию использования земель и их ох­ране, разработке государственных и региональных программ, свя­занных с использованием и охраной земель. В их составе землеус­троительная служба, проектные и научно-исследовательские ин­ституты по землеустройству и их филиалы (предприятия), науч­ные, информационные и другие учреждения.

Землеустроительная служба — это административно-управлен­ческая структура землеустройства. Ее возглавляет федеральный орган исполнительной власти по государственному управлению зе­мельными ресурсами. На 1 сентября 2001 г. таким органом являлась Федеральная служба земельного кадастра России (Росземкадастр).

Эта служба осуществляет в соответствии с положением, утвер­жденным 29 декабря 2000 г., специальные (исполнительные, конт­рольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции по веде­нию государственного земельного кадастра и государственного учета расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, землеустройству, госу­дарственной кадастровой оценке земель, мониторингу и государ­ственному контролю за использованием и охраной земель.

Федеральный орган исполнительной власти (Росземкадастр) осуществляет полномочия как непосредственно, так и через свои территориальные органы в регионах, которые в совокупности ох­ватывают всю территорию страны. К территориальным органам на конец 2000 г. относились 89 комитетов в субъектах Российской Федерации, 1697 и 455 районных и городских комитетов по зе­мельным ресурсам и землеустройству, 86 федеральных государ­ственных учреждений — земельно-кадастровых палат. В структу­ре Росземкадастра сосредоточено 100 научно-исследовательских, проектных и проектно-изыскательских организаций. Всего в сис­теме работают 19 тыс. специалистов, не считая 2 тыс. зарегистри­рованных частных землеустроительных организаций.

Непосредственное проведение проектно-изыскательских работ по землеустройству возложено на подведомственный Росземкадастру Российский научно-исследовательский и проектно-изыскательский институт по земельным ресурсам (РосНИИземпроект), распо­лагающийся в Москве и являющийся головным институтом в об­ласти землеустройства. В экономических районах имеются зо­нальные научно-исследовательские и проектно-изыскательские институты по землеустройству:

Волго-Вятский, Нижний Новгород;

Волжский, Самара;

Восточно-Сибирский, Красноярск;

Дальневосточный, Хабаровск;

Западно-Сибирский, Новосибирск;

Кубанский, Краснодар;

Северо-Западный, Санкт-Петербург;

Северо-Кавказский, Нальчик;

Уральский, Екатеринбург;

Центрально-Черноземный, Воронеж;

Южный, Ростов-на-Дону.

Во всех остальных субъектах Российский Федерации (кроме авто­номных округов) расположены государственные унитарные пред­приятия по землеустройству. Всего в Российской Федерации функ­ционирует 78 таких государственных унитарных предприятий.

Значительные работы по землеустройству (аэрофотогеодезические, топографические и другие съемки) выполняют Российский проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок (Госземкадастрсъемка), располагающийся в Москве, и его пред­приятия в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Пер­ми, Омске, Ростове-на-Дону.

Кроме того, в системе Росземкадастра действуют Российский институт мониторинга земель и экосистем (РосИМЗ), проводящий работы по мониторингу земель и контролю за состоянием природ­ной среды с использованием методов дистанционного зондирова­ния земли и других современных технологий и технических средств; Федеральный земельно-кадастровый центр (ФКЦ), коорди­нирующий научные и методические работы по землеустройству и земельному кадастру и внедряющий в землеустроительное произ­водство автоматизированную систему земельного кадастра. В на­стоящее время РосИМЗ переходит в состав ФКЦ.

При Росземкадастре действуют также государственное пред­приятие — центр по разработке и производству приборов и техно­логий для целей земельного кадастра, мониторинга земель и зем­леустройства — Росцентр «Землемер» и Центральный вычислитель­ный центр.

Для подготовки предложений по проведению, осуществлению и финансированию работ по землеустройству, оказанию помощи в разрешении спорных вопросов, возникающих при проведении землеустроительных действий, органы государственной исполни­тельной власти и местного самоуправления могут создавать на время проведения работ по землеустройству республиканские, краевые, областные, районные, городские, сельские общественные землеустроительные комиссии, возглавляемые работниками терри­ториальных органов (комитетов) Росземкадастра, с включением в состав ответственных представителей заинтересованных государ­ственных и общественных организаций, предприятий и учреждений республики, края, области, автономного образования, райо­на, города, села, основных заказчиков и разработчиков землеуст­роительной документации.

Общественные землеустроительные комиссии контролируют разработку и внедрение утвержденных проектом землеустройства мероприятий по рациональному использованию и охране земель, оказывают необходимую консультативную, методическую и тех­ническую помощь по осуществлению различных мероприятий, выявляют необходимость и вносят предложения по корректировке утвержденной землеустроительной документации.

Тема 11. Система землеустройства в Российской Федерации

  1. Понятие и составные части системы землеустройства.
  2. Нормативно-правовое регулирование землеустройства. Землеустроительные действия.
  3. Землеустроительный процесс.
  4. Землеустроительная документация.
  5. Государственные землеустроительные органы.
  6. Участники землеустройства.
  7. Организация землеустройства.
  8. Финансирование проектно-изыскательских работ.
  9. Государственный контроль за землеустройством.

Система землеустройства – составная часть единой системы государственного управления земельными ресурсам, главное звено государственного управления земельными отношениями и организации рационального использования земли.

Система землеустройства в Российской Федерации включает:

— нормативно-правовое регулирование землеустройства и законодательное определенные землеустроительные действия;

— установленный законом землеустроительный процесс с соответствующей процедурой;

— утвержденный перечень землеустроительной документации;

— специально созданные органы, осуществляющие землеустроительную деятельность и действия;

— участников землеустройства;

— организацию и финансирование землеустройства;

— отлаженную систему управления и государственного контроля за землеустройством;

— подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров;

— организацию научных исследований в области землеустройства, лицензирования и государственной экспертизы землеустроительной документации.

Правовое регулирование землеустройства осуществляется на основе Конституции РФ, Земельного кодекса РФ, Закона «О землеустройстве», других нормативных правовых актов РФ и органов местного самоуправления.

Нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Землеустроительные действия – это законодательно определенные виды землеустроительных работ, которые выполняются в целях реализации земельной политики государства и отражаются в землеустроительной документации.

В законе «О землеустройстве» предусматриваются следующие землеустроительные действия:

1. Изучение состояния земель.

2. Планирование и организация рационального использования земель и их охраны.

3. Территориальное землеустройство.

4. Внутрихозяйственное землеустройство.

Землеустроительная документация – это документы (прогнозы, схемы, проекты, технико-экономические обоснования), полученные в результате проведения землеустройства и отражающие выполнение различных землеустроительных действий, а также обеспечивающие организацию рационального использования и охраны земли на территории страны, субъектов РФ, муниципальных и иных административно-территориальных образований конкретных землевладений и земельных участков.

В соответствии с Законом «О землеустройстве» к видам землеустроительной документации относятся:

1. проекты территориального землеустройства;

2. материалы межевания объектов землеустройства;

3. карты (планы) объектов землеустройства;

4. проекты внутрихозяйственного землеустройства;

5. проекты улучшения с/х угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенный, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных последствий.

Землеустроительный процесс – это определенный правообразующий акт, законодательно закрепленный порядок производства землеустроительного дела. Данный процесс включает следующие основные этапы:

1. возбуждение землеустроительного дела.

2. подготовку землеустроительной документации;

3. утверждение проекта и приведение его в исполнение (утверждение на местности межевых знаков, перенесение проектных решений в натуру);

4. оформление землеустроительного дела, составление и выдача участника землеустройства документации;

5. авторский надзор за выполнением проектов землеустройства.

Для осуществления землеустройства государство создает землеустроительные органы (государственную землеустроительную службу).

Государственные землеустроительные органы (службы) – это система федеральных и территориальных органов исполнительной власти, а также подведомственных или федеральных государственных унитарных предприятий, учреждений и иных организаций, обеспечивающих выполнение всего объема землеустроительных, земельно-кадастровых, земельно-оценочных, съемочных и изыскательских работ, а также организацию работ по планированию и прогнозированию использования земель и их охране.

Землеустроительная служба – это административно-управленческая структура землеустройства. На 1 сентября 2001 г. таким органом являлась Федеральная служба земельного кадастра России (Росземкадастр)

.Эта служба осуществляет специальные функции по ведению государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимого имущества, землеустройству, мониторингу и государственному контролю за использованием и охраной земель. Этот орган осуществляет свои полномочия как непосредственно, так и через свои территориальные органы в регионах.

Участники землеустройства – это субъекты земельных отношений (физические и юридические лица), участвующие в проведении землеустройства, имеющие законные интересы в осуществлении земельных преобразований.

Участниками землеустройства являются:

— заказчики землеустроительной документации;

— подрядчики землеустроительных работ;

— органы государственной власти и управления, а также органы местного самоуправления;

— собственники и пользователи земли, земельные участки которых примыкают к землеустраиваемой территории или находятся в ее пределах;

— граждане, общественные и другие предприятия, учреждения и организации, не имеющие земли, чьи интересы затрагивает землеустройство.

Участники землеустройства имеют право:

— представительствовать в землеустроительных комиссиях или иных органах при обсуждении вопросов землеустройства;

— получать безвозмездно информацию о ходе и результатах проведения землеустройства;

— обжаловать неправомерные действия, нарушающие их законные интересы;

Участники землеустройства обязаны:

— соблюдать земельное законодательство РФ;

— выполнять требования государственных органов контроля за использованием и охраной земель;

— обеспечивать соблюдение решений государственных органов исполнительной власти;

— предоставлять доступ ко всем земельным участкам, находящимся на землеустраиваемой территории.

Проектно-изыскательские работы по землеустройству выполняются за счет следующих основных источников финансирования: средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов, средств заказчиков.

Основными задачами государственного контроля являются:

1. обеспечение соблюдения установленных норм, правил и технических требований при проведении землеустройства;

2. предупреждение и устранение недостатков при разработке документации;

3. обеспечение выполнения мероприятий, предусмотренных землеустроительной документацией.

Государственный контроль в области землеустройства возлагается на федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы. В состав этих органов входит Росземкадастр, а также министерства, ведомства и учреждения, в ведении которых находятся вопросы окружающей среды и природных ресурсов, архитектуры и строительства, санитарно-эпидемиологического надзора и др.

Основаниями проведения землеустройства, как правило, являются: решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления о проведении землеустройства; договоры о проведении землеустройства; судебные решения.

Споры, возникающие при проведении землеустройства, разрешаются в соответствии с законодательством РФ.

Землеустройство осуществляют на всех землях независимо от их целевого назначения и форм собственности.

Проектно-изыскательные работы по землеустройству выполняются за счет следующих основных источников финансирования: средств федерального бюджета; средств бюджета субъектов РФ; средств местных бюджетов; средств заказчика, имеются и другие средства для финансирования землеустройства, поступающие от международных проектов, коммерческой деятельности, помощи общественных организаций и фондов.

Государственный контроль в области землеустройства возлагается на федеральный орган исполнительной власти по управлению земельными ресурсами и его территориальные органы, а также другие федеральные органы исполнительной власти в пределах их компетенций. В состав этих органов входит Росземкадастр, а также министерства, ведомства и учреждения, в ведении которых находятся вопросы окружающей среды и природных ресурсов, архитектуры и строительства, санитарно-эпидемиологического надзора санитарно-эпидемиологической службы РФ и др.

Вопросы для самоконтроля.

1. Назовите составные части системы землеустройства?

2. Какие виды землеустроительной документации существуют?

3. Что такое организация землеустройства?

4. Как осуществляют организацию землеустройства?

5. Что такое землеустроительный процесс?