Правовое положение пенсионного фонда РФ

Особенности правового режима Пенсионного фонда Российской Федерации

В.А. УСКОВА,

адъюнкт Московского университета МВД России

Особенности правового режима функционирования Пенсионного фонда Российской Федерации установлены Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» (в ред. от 05.08.2000) и Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России).

В ходе пенсионной реформы, которая призвана обеспечить надлежащую реализацию конституционного права на государственную пенсию на основе обязательного (государственного) пенсионного страхования в условиях свободы экономической деятельности, в субъектах Российской Федерации создаются единые пенсионные службы на базе региональных отделений ПФР. Эти службы осуществляют страховые выплаты (финансируют, назначают и выплачивают государственные пенсии) в рамках обязательного (государственного) пенсионного страхования как составной части общей системы обязательного социального страхования, закрепленной Федеральным законом от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (в ред. от 05.03.2004; далее — Закон об основах соцстрахования), а также назначение и выплату социальных пенсий.

Первоначально единая пенсионная служба была создана в порядке эксперимента на базе отделения ПФР по Московской области с передачей в его состав подразделений Главного управления социальной защиты населения Московской области и подведомственных ему служб в городах и районах Московской области, занимавшихся назначением (перерасчетом) и выплатой пенсий и пособий (Постановление Президиума ВС РФ от 06.07.1992 № 3209-1). В 1993 году результаты эксперимента были одобрены и было решено подготовить предложения об организации в Российской Федерации единой федеральной службы пенсионного обеспечения и внести их на рассмотрение ВС РФ. К моменту издания Указа Президента РФ от 27.09.2000 № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» единые пенсионные службы были образованы в 24 субъектах Российской Федерации.

Образование и деятельность единых региональных пенсионных служб и ПФР в качестве организационной системы единой пенсионной службы легитимированы как на уровне субъектов Российской Федерации, принявших соответствующие нормативные акты, так и на федеральном уровне.

С 1993 года в федеральных законах об исполнении бюджета ПФР за соответствующий год и о бюджете ПФР отдельной строкой указывались расходы на содержание органов ПФР из средств его бюджета, а также расходы на содержание единых пенсионных служб, финансируемых за счет средств субъектов Российской Федерации. Из норм указанных законов, статей 7, 10, 13 и 31 Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования» (в ред. от 09.05.2005; далее — Закон об учете) и статей 3—6, п. 2 ст. 11, статей 13 и 16, п. 3 ст. 19, ст. 22 и п. 1 ст. 27 Закона об основах соцстрахования, распространяющегося и на обязательное (государственное) пенсионное страхование, следует, что в отношении трудовых пенсий, которые назначаются и выплачиваются в рамках такой важнейшей организационно-правовой формы социального обеспечения, как обязательное (государственное) пенсионное страхование, ПФР в силу положений федерального законодательства и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, по сути, выполняет функции страховщика, осуществляющего оперативное управление средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования, и обеспечивает назначение и своевременную выплату государственных пенсий.

Следовательно, ПФР наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий, именно законом. Такие полномочия, по смыслу ч. 2 ст. 7, ст. 10, ч. 1 ст. 11, ч. 2 ст. 15, ст. 39, ч. 1 ст. 45, пунктов «в» и «ж» ст. 71, пункта «ж» ч. 1 ст. 72, ч. 1 ст. 78, ст. 110, пунктов «в», «г», «е» ч. 1 ст. 114 и ст. 115 Конституции РФ, относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.

Основными функциями ПФР как государственного финансово-кредитного учреждения являются:

1) осуществление государственного управления финансами пенсионного обеспечения;

2) обеспечение формирования и функционирования системы (государственного и частного) пенсионного страхования в Российской Федерации.

ПФР является юридическим лицом (самостоятельным финансово-кредитным учреждением), имеет печать с изображением Государственного герба РФ и наименованием учреждения и выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории Российской Федерации законодательством о банках и банковской деятельности.

Денежные средства ПФР находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 27.03.2006) координация деятельности ПФР возложена на Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

ПФР обеспечивает:

· организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

· целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование соответствующих расходов;

· участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;

· капитализацию средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

· организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Законом об учете, а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов;

· изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в ПФР страховых взносов и внесение предложений по ее совершенствованию;

· межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ПФР;

· проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;

· разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.

Кроме того, ПФР может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

Средства ПФР формируются за счет:

1) поступлений в рамках единого социального налога;

2) ассигнований из бюджетов Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;

3) средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;

4) добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

5) доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.

Собранные средства ПФР направляются, в частности, на следующие цели:

1) на выплату государственных пенсий в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;

2) на выплату пособий по уходу за ребенком;

3) на оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

4) на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов.

Отчеты об исполнении бюджета ПФР утверждаются в виде федеральных законов

ежегодно, хотя и с некоторым запаздыванием. Например, итоги исполнения бюджета ПФР за 2002 год были утверждены только в 2004 году.

Необходимо сказать об органах управления ПФР. Руководство осуществляется правлением фонда и его постоянно действующим исполнительным органом — исполнительной дирекцией. В состав правления ПФР входят председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор ПФР, управляющие 12 отделениями ПФР, а также могут входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей. В работе правления могут принимать участие с правом совещательного голоса управляющие отделениями ПФР по республикам в составе Российской Федерации, руководители министерств и ведомств Российской Федерации, Банка России.

Правление ПФР несет ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции фонда; определяет перспективные и текущие задачи ПФР; утверждает бюджет, сметы расходов (включая фонд оплаты труда) ПФР и его органов, отчеты об их исполнении, а также его структуру и штаты; назначает и освобождает от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии ПФР и руководителей его отделений; утверждает положения об исполнительной дирекции, ревизионной комиссии и региональных органах ПФР; издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности ПФР, и др.

Для осуществления контроля деятельности исполнительной дирекции ПФР и его региональных органов образуется ревизионная комиссия ПФР. Порядок проведения аудита ПФР установлен Постановлением Правительства РФ от 04.06.1997 № 667.

Предприятия, организации и учреждения, в том числе банки, обязаны представлять уполномоченным ПФР в районах и городах, а также ревизионной комиссии ПФР необходимые документы и сведения, относящиеся к деятельности ПФР, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну. Работники системы ПФР приравниваются по условиям медицинского и бытового обслуживания к работникам аппарата соответствующих органов исполнительной власти.

Правовое положение, задачи и функции Пенсионного фонда РФ

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

До 1991 г. в России практически не существовало самостоятель­ного бюджета пенсионной системы и средства на выплату пенсий выделялись из государственного бюджета.

Пенсионный фонд РФ (далее сокращенно — ПФР) был образо­ван постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. в связи с принятием Закона РФ от 20 ноября 1990 г. «О госу­дарственных пенсиях в Российской Федерации» (с 1 января 2002 г. утратил силу), которым предусматривалось, что финансирование выплаты пенсии осуществляется ПФР. Положение о нем утвержде­но постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г.

Поскольку обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется при непосредственном участии ПФР, то . правовой основой его деятельности является Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

ПФР образован в целях государственного управления финанса­ми пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Он являет­ся самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осущест­вляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации. Фонд выполняет отдельные банковские операции в порядке, уста­новленном действующим на территории Российской Федерации за­конодательством о банках и банковской деятельности.

Его денежные средства находятся в государственной собствен­ности Российской Федерации. Они не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

ПФР обеспечивает:

· целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов, предусмотренных Положением;

· организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

· капитализацию средств фонда, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

· контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

· организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в фонд;

· межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции фонда;

· участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;

· проведение научно-исследовательской работы в области обязательного пенсионного страхования;

· разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.

ПФР может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан. Средства ПФР формируются за счет:

· страховых взносов;

· средств федерального бюджета;

· сумм пеней и иных финансовых санкций;

· доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

· добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;

• иных источников, не запрещенных законодательством РФ. Средства ПФР направляются на:

· выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственны­ми и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;

· оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

· финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности фонда и его органов;

• другие мероприятия, связанные с деятельностью фонда. Руководство ПФР осуществляется правлением фонда и его постоянно действующим исполнительным органом — исполнительной дирекцией.

В состав правления ПФР входят по должности председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и испол­нительный директор ПФР, а также управляющие отделений ПФР. В состав правления ПФР могут входить представители обществен­ных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защи­той интересов пенсионеров, инвалидов и детей.

В работе правления ПФР могут принимать участие с правом со­вещательного голоса управляющие отделениями ПФР по республи­кам в составе Российской Федерации, руководители министерств и ведомств РФ, Центрального банка РФ.

Правление ПФР:

· несет ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции фонда;

· определяет перспективные и текущие задачи фонда;

· утверждает бюджет, сметы расходов (включая фонд оплаты труда) фонда и его органов, отчеты об их исполнении, а также его структуру и штаты;

· назначает и освобождает от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии фонда и руководителей его отделений;

· утверждает положения об исполнительной дирекции, ревизионной комиссии и региональных органах фонда;

· издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности фонда;

• решает другие вопросы, отнесенные к его компетенции. Правление ПФР возглавляет председатель, который назначается и освобождается от должности Президентом РФ.

Для осуществления контроля деятельности исполнительной ди­рекции ПФР и его региональных органов образуется ревизионная комиссия.

Предприятия, организации, учреждения, в том числе банки, обязаны представлять управлениям ПФР в районах и городах, реви­зионной комиссии необходимые документы и сведения, относя­щиеся к деятельности фонда, за исключением сведений, составляю­щих коммерческую тайну, перечень которых устанавливается зако­нодательством.

Работники системы ПФР приравниваются по условиям меди­цинского и бытового обслуживания к работникам аппарата соответ­ствующих органов исполнительной власти.

Работники ПФР в районах и городах подлежат обязательному государственному личному страхованию и имеют право на возмеще­ние причиненного им ущерба в порядке и на условиях, установлен­ных для сотрудников Государственной налоговой службы РФ.

ПФР является юридическим лицом, имеет печать с изображени­ем Государственного герба РФ и своим наименованием.

Местонахождение ПФР — город Москва.

Недвижимость, ее правовой статус

Статья 130 ГК содержит деление всех вещей на недвижимые и движимые. К недвижимым вещам (недвижимости) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. К этой же группе объектов недвижимости закон относит жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений, при условии, что границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательстве о государственном кадастровом учете порядке. Кроме того, ГК отнес к недвижимости другую группу объектов, которым заведомо не присущ указанный выше признак. Это подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Более того, ГК допускает возможность отнесения законом к недвижимости иного имущества. Главная характерная черта правового режима недвижимого имущества — государственная регистрация прав на недвижимость и сделок с ней (ст. 131 ГК).

Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в Законе (п. 2 ст. 130 ГК).

Составной частью более строгого режима недвижимого имущества является обязательная его государственная регистрация. В ст. 8.1 ГК, посвященной государственной регистрации прав на имущество, установлены основополагающие для этого института положения, среди которых можно назвать следующие:

  • • права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации лишь в случаях, предусмотренных законом;
  • • государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра;
  • • в государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения;
  • • права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом;
  • • в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон, сделка, влекущая возникновение, изменение или прекращение прав на имущество, которые подлежат государственной регистрации, должна быть нотариально удостоверена;
  • • запись в государственный реестр вносится при наличии заявлений об этом всех лиц, совершивших сделку, если иное не установлено законом. Если сделка совершена в нотариальной форме, запись в государственный реестр может быть внесена по заявлению любой стороны сделки, в том числе через нотариуса;
  • • зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. Лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином;
  • • при возникновении спора в отношении зарегистрированного права лицо, которое знало или должно было знать о недостоверности данных государственного реестра, не вправе ссылаться па соответствующие данные.

Основной нормативный документ, посвященный государственной регистрации перехода права на недвижимость, — Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». В соответствии с ч. 3 сг. 1 указанного Закона государственная регистрация нрав на недвижимое имущество — юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества.

Предприятие как объект недвижимости означает определенный имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая:

  • • земельные участки;
  • • здания, сооружения;
  • • оборудование, инвентарь;
  • • сырье, продукцию;
  • • права требования;
  • • долги;
  • • права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором.

Предприятие как объект гражданских прав может быть предметом разного рода сделок (купли-продажи, аренды). Оно может быть передано по наследству. Предприятие может быть предметом залога (ипотеки).

Самым значимым объектом недвижимости безусловно является земля. Земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Центральное место в системе земельного законодательства занимает ЗК. Земельные отношения регулируются также Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ, федеральными законами, законами субъектов РФ, подзаконными актами. Но ключевую роль в определении и закреплении вещных прав на землю играют нормы ГК (гл. 17).

Земля может рассматриваться как природный объект, природный ресурс, но если речь идет об имущественных правах на землю, то объектом таких прав выступает конкретный земельный участок или его часть.

Определение земельного участка как объекта земельных отношений приведено в ст. 6 ЗК, согласно которой земельный участок представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Установление границ земельного участка на местности производится в процессе землеустройства, описание и индивидуализация земельного участка — в порядке ведения кадастра недвижимости.

Правовой статус земли в целом и правовой статус конкретного земельного участка в частности определяются несколькими факторами, среди которых важнейшими являются:

  • • оборотоспособпость земли;
  • • категория земли;
  • • вещное право (собственность, аренда, иное), на основании которого участок принадлежит конкретному владельцу.

Остановимся на первых двух факторах. Земельные участки (так же как иные объекты) могут быть свободно обращающимися, ограниченными в обороте, исключенными (изъятыми) из оборота (п. 4, 5 ст. 27 ЗК). Так, например, из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 ЗК). Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, например, из состава земель лесного фонда.

Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Что касается второго фактора, то следует учесть, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

  • 1) земли сельскохозяйственного назначения;
  • 2) земли населенных пунктов;
  • 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  • 4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • 5) земли лесного фонда;
  • 6) земли водного фонда;
  • 7) земли запаса.

Земли сельскохозяйственного назначения используются лишь в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами.

  • Данная группа объектов недвижимости зачастую определяется как недвижимостьв силу закона, а первая группа —недвижимость в силу природных свойств. См.: Постановление Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положенийраздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Тайна пенсионного фонда РФ

На запросы Граждан в отделения Государственного учреждения управления пенсионного фонда РФ (далее по тексту ПФР) приходят ответы, что пенсионерам выплачивается страховая пенсия по старости.

ПФР осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.:

установление и выплата страховых пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), накопительной пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальных пенсий, пенсии госслужащих;

выдача государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал;

назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, Героям Российской Федерации и др.;

назначение и реализация федеральной социальной доплаты к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе;

ведение системы персонифицированного учета прав участников системы обязательного пенсионного страхования;

формирование, инвестирование и выплата средств пенсионных накоплений;

адресная помощь пенсионерам и софинансирование социальных программ субъектов РФ;

реализация Программы государственного софинансирования пенсии;

реализация международных соглашений.

Обращаем внимание, нигде не упоминается государственная пенсия.

В связи с этим возникают вопросы, требующие разъяснений.

20 ноября 1990 года был принят федеральный закон № 340-1 «О государственных

пенсиях в Российской Федерации», действующий по настоящее время. О страховых пенсиях может идти речь, когда следует говорить как о дополнительных пенсиях к трудовым государственным пенсиям. Возникла необходимость выяснить является ли Государственное учреждение управления пенсионного фонда РФ государственным предприятием.

Почему учреждение ПФР называется государственным учреждением? Расшифровка в ЕГРЮЛ говорит, что ПФР имеет ОКВЭД 75.30. Код 75 — Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование.. Получается, что ПФР должен быть государственным органом . Но регистрация в ФНС говорит о том, что, конкретно ПФР , не является государственным учреждением. Он является юридическим лицом или коммерческой структурой. Почему?

Существует расшифровка ОГРН. Код начинается с цифры 1, которая является признаком отнесения и свидетельствует, что номер присвоен юридическому лицу. 2 – атрибут государственного учреждения. Цифра 3 в начале номера – принадлежности И П. Коды ПФР и всех отделений ПФР начинаются с цифры 1: ЕГРЮЛ Государственного учреждения Пенсионного фонда РФ – 1027700220624.

История ПФР, изложенная на сайте http://www.pfrf.ru/about/isp_dir/history, говорит «/Для выполнения социальных обязательств государства требовался поиск более совершенных финансовых механизмов, отвечающих новым экономическим реалиям. Эти задачи были возложены на новую кредитно-финансовую организацию — Пенсионный фонд России (ПФР), который был основан 22 декабря 1990 г.», это подтверждает, то, что ПФР не является государственной структурой.

Дальнейший анализ деятельности ПФР показал, что она, как коммерческая компания, зарегистрирована на сайте Министерства труда США, что подтверждается данными сайта www.upik.de. И еще неизвестно кому принадлежит эта структура.

Таким образом, Государственное учреждение управления пенсионного фонда РФ не является государственным учреждением и, соответственно, не имеет государственных фондов и не имеет прав платить государственные пенсии. Возникает закономерный вопрос, куда обращаться Гражданам России, честно заработавшим государственную пенсию, за получением государственных пенсий?

Из сети Интернет известно, что депутаты и чиновники получают государственные пенсии по закону РСФСР № 340-1 от 20 ноября 1990 г. пенсии Граждан России в 20…30 раз меньше и получают они социальные пенсии из коммерческой компании «Кредитно-финансовая организация — Пенсионный фонд России.

Правовой статус Пенсионного фонда Российской Федерации

Законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страховщиком по обязательному пенсионному страхованию определён Пенсионный фонд Российской Федерации. Согласно норме закона ПФР является государственным учреждением, имеет территориальные органы совместно с которым и он составляет единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчётны вышестоящим.

Пенсионный фонд Российской Федерации является организацией, управляющей внебюджетным фондом финансовых средств социального назначения, призванным обеспечить реализацию одной из важнейших социальных гарантий — государственного пенсионного обеспечения, т.е. материального обеспечения граждан при наличии соответствующих социальных страховых рисков и наступлении соответствующих страховых случаев.

Статус ПФР за время, прошедшее с момента его создания, эволюционировал от финансово-кредитного учреждения до государственного учреждения (страховщика по обязательному пенсионному страхованию).

При этом в последние годы имеет место тенденция увеличения количества выполняемых Фондом функций, которые не относятся к его полномочиям страховщика по обязательному пенсионному страхованию (установление и выплата ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, дополнительного ежемесячного обеспечения отдельных категорий граждан, ведение федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и другие).

В связи с проводимой в настоящее время административной реформой изменилось в том числе управление государственными внебюджетными фондами. Как говорилось выше, Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» закреплено положение о том, что федеральное министерство здравоохранения и социального развития осуществляет координацию деятельности государственных внебюджетных фондов, а также установлен перечень функций, которые осуществляет федеральный министр в отношении государственных внебюджетных фондов.

Вместе с тем Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. N 30, определил круг полномочий федерального министра, реализуемых им в отношении государственных внебюджетных фондов и их должностных лиц.

Проводимые в современный период преобразования финансовых основ Пенсионного фонда Российской Федерации с одновременным изменением вертикали власти в государстве неизбежно актуализируют вопрос определения правового статуса Фонда и выработку путей повышения эффективности правовых норм, регулирующих статусные полномочия Пенсионного фонда Российской Федерации.

С точки зрения организации деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации его характеризуют следующие элементы: нормативное регулирование порядка образования, реорганизации, ликвидации Фонда; подконтрольность государственных внебюджетных фондов; внутренняя организационная структура, органы администрации; процедуры деятельности; право на официальные символы.

Несмотря на значительное сходство, каждый фонд имеет существенные отличия в организационной структуре управления и в региональном построении своих отделений. Указанные особенности определяются в положениях и уставе о каждом из государственных внебюджетных фондов.

В соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации руководство Фондом осуществляется Правлением Пенсионного фонда Российской Федерации и его постоянно действующим исполнительным органом — исполнительной дирекцией.

Рис. 1 Структура Пенсионного Фонда РФ

В состав Правления входят Председатель, первый заместитель, заместители председателя, исполнительный директор Фонда а также управляющие двенадцатью региональными отделениями Фонда. В состав Правления могут также входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей. В работе Правления Пенсионного фонда Российской Федерации могут принимать участие с правом совещательного голоса управляющие отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, руководители министерств и ведомств Российской Федерации, Банка России.

Правление Пенсионного фонда Российской Федерации:

— несет всю полноту ответственности за своевременное и полное финансирование расходов на выплату пенсий и пособий из средств Фонда;

— определяет перспективные и текущие задачи Фонда;

— утверждает бюджет и сметы расходов Фонда, его отделений и отчеты об их исполнении;

— назначает и освобождает от должности исполнительного директора Фонда и его заместителей, Председателя ревизионной комиссии, руководителей отделений Фонда;

— утверждает структуру, штаты и смету расходов, включая фонд оплаты труда, центральных и региональных исполнительных органов, ревизионной комиссии;

— утверждает положения об исполнительной дирекции Фонда и ревизионной комиссии;

— издает в пределах своей компетенции положения, инструкции и другие нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности Фонда;

— решает другие вопросы, отнесенные к компетенции Фонда.

Для осуществления контроля деятельности исполнительной дирекции ПФР и его региональных органов образуется ревизионная комиссия Пенсионного фонда Российской Федерации.

Образованный в целях государственного управления денежным фондом, ПФР был наделен государственно-властными полномочиями, многие из которых свойственны государственным органам исполнительной власти. Как указывалось выше в соответствии с действовавшим до 1 января 2001 г. специальным законодательством государственные внебюджетные социальные фонды обладали административно-властными полномочиями в области сбора страховых взносов, аналогичными полномочиям налоговых органов. Это прежде всего относилось к полномочиям, связанным с осуществлением контроля за уплатой взносов, взысканием недоимки и пени, наложением финансовых санкций, обращением взыскания на имущество плательщиков.

Изменения были введены после вступления в силу с 1 января 2001 г. части второй Налогового кодекса РФ. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» полномочия по осуществлению контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, а также взысканию сумм недоимки, пеней и штрафов были делегированы налоговым органам.

В соответствии со статьями 145 и 149 Бюджетного кодекса Российской Федерации на фонды возлагается составление проекта бюджета, а также отчета о его исполнении, представление которых на рассмотрение законодательных органов производится государственными органами исполнительной власти Российской Федерации.

Государственные внебюджетные социальные фонды официально не входят в систему федеральных органов исполнительной власти России, которая в настоящее время определяется Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и состоит из федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств. Несмотря на то, что официально они не признаны как органы государственного управления, тем не менее, не являясь таковыми официально, фактически фонды исполняют функции государственного управления в финансовой сфере. Правовой статус ПФР включает в себя некоторые элементы, характерные для правового статуса органов государственного управления.

Так, деятельность, осуществляемая фондами, характеризуется специальной целью учреждения фондов, их задачами и функциями, закрепленными в законодательстве, направленными на финансирование социальных программ; реализацией публичного интереса, т.е. потребностью общества в обеспечении социальной защищенности; компетенцией как совокупностью прав и обязанностей, властных полномочий; возможностью управления государственной собственностью в пределах предоставленных прав; возможностью применения мер принудительного воздействия для выполнения правовых предписаний. Кроме того, фонды обладают определенными организационно-структурными характеристиками: законодательно определенным порядком образования, реорганизации, ликвидации фондов; внутренней структурой фондов; территориальными пределами деятельности.

С другой стороны, ПФР обладает свойствами, порожденными двойственностью его правового статуса и не позволяющими однозначно отнести его к органам государственного управления:

1) ПФР не является автономной частью государственного аппарата;

2) ПФР — самостоятельное юридическое лицо, действующее не от имени государства, а по его поручению от собственного имени;

3) ПФР несет самостоятельную ответственность, при этом ответственность государства за действия Фонда ограничена рамками гражданского законодательства;

4) ПФР самостоятельно в процессе своей деятельности создает финансовые ресурсы, являющиеся государственной собственностью, для осуществления своих задач, а не наделяется ими в процессе его организации;

Реализация Фондом полномочий в отношении финансовых средств опосредуется отношениями с государственными органами, осуществляющими от имени Российской Федерации ее права собственника. Такие отношения возникают в связи с необходимостью получения согласия собственника на распоряжение имуществом в определенных случаях, осуществлением контроля уполномоченными государственными органами за деятельностью ПФР и других случаях. В отношении фондов как государственных учреждений, основанных на праве оперативного управления, уполномоченные государственные органы наделены решающей властью по широкому кругу вопросов.

Это объясняется тем, что ПФР реализуют свои полномочия в отношении финансовых средств:

1) в пределах, установленных законом;

2) в соответствии с целями своей деятельности;

3) заданиями собственника;

4) назначением финансовых средств.

При этом собственник вправе перераспределить финансовые средства ПФР путем принятия федеральных законов. В отношении ПФР предусмотрен режим финансового планирования, основными плановыми документами которого являются бюджеты и отчеты об исполнении бюджетов ПФР, принимаемые Федеральным Собранием РФ в виде федеральных законов.

Органы государственной власти России наделены значительными полномочиями по контролю за деятельностью фондов, которые во многом определяются правовым режимом финансовых средств ПФР, являющихся государственной собственностью Российской Федерации.

Основными из этих полномочий являются:

1) создание, реорганизация и ликвидация ПФР;

2) утверждение Положения о Фонде (учредительных документов);

3) определение целей, задач и функций Фонда;

4) составление и утверждение бюджетов Фонда;

5) назначение на должность и освобождение от должности руководителей ПФР;

6) перераспределение финансовых средств Фонда;

7) установление целевого расходования денежных средств, аккумулированных Фондом;

8) контроль за сбором, использованием и распределением финансовых средств Фонда.

Цели, задачи и функции, закрепленные в нормативных актах, во многом определяют организационно-структурное построение ПФР, сферу его деятельности и компетенцию. Анализ нормативных актов, определяющих основы деятельности ПФР, показывает, что главными целями его создания и деятельности являются: создание государственных гарантий в системе пенсионного обеспечения и управление средствами пенсионного фонда. Эти цели достигаются в ходе решения таких задач, как: поддержание финансовой стабильности и обеспеченности пенсионной сферы, обеспечение прав граждан на социальные выплаты, своевременное и полное финансирование социальных выплат (пенсий, пособий и др.), участие в разработке и реализации государственных программ в социальной сфере, финансирование целевых программ и т.д.

Компетенция, являясь совокупностью прав и обязанностей (полномочий) по определенному кругу вопросов, выражает сущность правового статуса и сама представляет собой систему элементов. В соответствии с этим подходом компетенцию ПФР можно определить как совокупность полномочий Фонда по вопросам сбора, использования и распределения финансовых средств, являющихся государственной собственностью, а также полномочий по проведению государственной политики в области пенсионного обеспечения граждан страны. Компетенция ПФР закрепляется в законах и нормативных актах, определяющих правовой статус и регулирующих деятельность фондов. Закрепление компетенции ПФР осуществляется разными технико-юридическими способами.

Весьма специфическим способом наделения фондов государственными полномочиями является их делегирование органами государственной власти. Делегирование означает возложение на фонды прав и обязанностей по осуществлению определенных действий, отнесенных к компетенции государственных органов, от имени этих государственных органов. По сравнению с органами государственной власти, которым делегирование полномочий вышестоящих органов осуществляется в административно-правовом порядке, делегирование полномочий органов государственной власти фондам, являющимся государственными учреждениями, может осуществляться только в гражданско-правовом порядке, поскольку фонды не имеют вышестоящих государственных органов в порядке подчиненности.

Делегирование государственных полномочий фондам может осуществляться в соответствии со статьёй 125 ГК РФ на основании принятых федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных актов субъектов РФ и муниципальных образований. При этом фонды выступают от имени органов государственной власти по их специальному поручению. Такой механизм делегирования полномочий государственных органов является одним из способов «вступления» государства в гражданские правоотношения и опосредованное приобретение им гражданских прав и обязанностей через действия государственных внебюджетных фондов. В то же время делегирование полномочий центрального аппарата фонда региональному отделению осуществляется в административно-правовом порядке путем принятия соответствующего правового акта самого фонда.

Ответственность является неотъемлемой частью правового статуса любого субъекта права, в том числе ПФР и его должностных лиц, которые несут правовую ответственность в случае нарушения прав и законных интересов граждан и юридических лиц в процессе осуществления своей деятельности. Из всех видов ответственности наиболее урегулированной в правовом плане является гражданско-правовая ответственность ПФР, которая наступает и реализуется в соответствии с действующим гражданским законодательством. Остальные виды ответственности ПФР и его должностных лиц также регулируются в общем порядке, предусмотренном административным, трудовым и уголовным законодательством.