Правовая ситуация

Практические ситуации в гражданском праве и способы их разрешения (стр. 1 из 3)

Алтайская академия экономики и права

Регистрационный № __________

» ____» _______________ 2009 г.

Контрольная работа

По дисциплине: Гражданское процессуальное право

Вариант №3

Выполнила студентка

Группы Юc-61

Макарова Анастасия Алексеевна

Преподаватель:

ОЦЕНКА ________________________

» _____» ________________________ 2009 г.

Барнаул 2009

Задача 1

Задача 2

Задача 3

Список используемой литературы

Задача 1

Иванов предъявил иск о возмещении ущерба к водителю автокомбината Сидорову. Свое требование Иванов обосновал тем, что автомашина, принадлежащая автокомбинату, столкнулась с управляемым им мотоциклом, в результате чего мотоцикл был поврежден.

К участию в деле был привлечен автокомбинат. При рассмотрении дела выяснилось, что мотоцикл принадлежит Петрову.

Определите процессуальное положение названных в задаче лиц.

Ответ:

Владельцем транспортного средства – является собственник транспортного средства — Петров, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством), в данной ситуации это Иванов.

Таким образом, процессуальное положение гражданина Иванова, обратившегося в суд с исковым заявлением, следует определить, как истец, то есть лицо, в интересах которого возбуждено гражданское дело. Исходя из того, что собственником мотоцикла является Петров и поврежденный мотоцикл принадлежит не Иванову, следует, что права последнего нарушены не были, поэтому он будет являться ненадлежащим истцом, а в качестве надлежащего истца будет выступать собственник мотоцикла Петров. Гражданский процессуальный кодекс не предусматривает замену ненадлежащего истца, поэтому Петров в случае обращения с исковым заявлением до вынесения судебного решения, может быть признан судом в соответствии со ст. 42 ГПК РФ, третьим лицом, заявляющим самостоятельные требования относительно предмете спора.

Водитель Сидоров не является владельцем транспортного средства, т.к. он управлял транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства.

При этом обязанность по возмещению вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда, например, в случае, когда водитель, управляющий транспортным средством по доверенности или при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей (ст. 1068 ГК РФ).

Cогласно ст. 1068 ГК РФ юридическое лицо или гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Таким образом, в качестве ответчика будет выступать автокомбинат.

В случае причинения вреда работником при использовании служебного транспортного средства, но не при исполнении служебных обязанностей (использование транспортного средства в нерабочее время или в личных целях) ответственность также возлагается на собственника транспортного средства (работодателя), если тот не докажет, что транспортное средство выбыло из его владения в результате противоправных действий работника (п. 2 ст. 1079 ГК РФ). В последнем случае при наличии вины работодателя в противоправном изъятии транспортного средства из его владения ответственность может быть возложена как на работодателя, так и на его работника — в долевом порядке.

Если вред причинен работником при использовании собственного (личного) транспортного средства, хотя бы и при исполнении трудовых обязанностей, вред возмещается самим работником, поэтому водитель Сидоров может быть привлечен у имущественной ответственности автокомбинатом в регрессном порядке.

Задача 2

В районном суде слушалось гражданское дело по иску Марковой к Шевелеву о признании недействительным завещания. Обосновывая свое требование, Маркова утверждала, что наследодатель в момент составления завещания находился в состоянии невменяемости. Этот факт она подтверждала записью показаний Попкова, соседа наследодателя по палате, который присутствовал в момент составления завещания. Показания Попкова были записаны лечащим врачом по просьбе истца, так как Попков был тяжело болен и за три дня до слушания дела в суде умер.

Будут ли признаны доказательством записанные врачом показания Попкова?

Ответ:

Завещание является важным средством индивидуального регулирования общественных отношений, оно может быть признано недействительными лишь решением суда.

Как односторонняя сделка завещание действительно при наличии одновременно условий, в соответствии с которыми содержание сделки не должно противоречить закону, завещатель должен обладать дееспособностью, понимать значение своих действий и ими руководить, воля и волеизъявление должны совпадать, требования о форме сделок должны быть соблюдены. Несоблюдение этих условий влечет признание завещания как сделки недействительным, т.е. такая сделка не порождает правовых последствий.

Представленные Марковой показания Попкова, записанные лечащим врачом по просьбе истца не будут признаны судом в качестве доказательства.

Достижение тех правовых результатов, ради которых каждая из сторон участвует в гражданском судопроизводстве, во многом обеспечивается их деятельностью в процессе доказывания. Судебное доказывание — разновидность познания, протекающая в специфической процессуальной форме и охватывающая мыслительную, процессуальную деятельность субъектов, обосновывающих те или иные положения и выводящих на основе этого новые знания в суде. Доказывание, как и любая деятельность, складывается из последовательно совершаемых действий, которые можно разделить на стадии (этапы): 1) определение круга обстоятельств, подлежащих доказыванию; 2) выявление и собирание доказательств; 3) исследование доказательств; 4) оценка доказательств. Следует отметить, что выявление, собирание, исследование и оценка доказательств по делам о признании завещания недействительным осуществляется по общим правилам, закрепленным в гл. 6, 15 ГПК РФ.

Сложность установления данных фактов заключается в том, что суд должен установить их в отношении гражданина, который на момент рассмотрения дела умер. В связи с этим при установлении указанных фактов лица, участвующие в деле, могут представлять следующие средства доказывания: объяснения сторон, показания свидетелей (соседей, друзей, коллег по работе, врача-завещателя), например, об эмоциональном состоянии завещателя, его характере, о состоянии здоровья, о событиях, предшествовавших составлению завещания. Письменные доказательства, например, медицинские документы, содержащие сведения о заболеваниях завещателя. Также установление данных фактов возможно с помощью заключения эксперта.

Более того, согласно ст. 64. ГПК РФ oбеспечение доказательств необходимо в тех случаях, когда доказательства могут быть скрыты, уничтожены, изменены и т.п. В отношении личных доказательств так же может быть угроза невозможности их получения вследствие плохого самочувствия свидетеля, угрозы его жизни, отъезда в длительную командировку и т.п.

При получении заявления об обеспечении доказательств от лиц, участвующих в деле, суд может удовлетворить либо отказать в его удовлетворении.

Принятие мер по обеспечению доказательств возможно только после возбуждения дела в суде. Одновременно с исковым заявлением истец может подать заявление об обеспечении доказательств либо указать это требование в исковом заявлении.

До возбуждения дела в суде обеспечение доказательств может осуществляться нотариусами. Эти вопросы не входят в сферу действия ГПК РФ. В соответствии со ст. ст. 102, 103 Основ законодательства о нотариате по просьбе заинтересованных лиц нотариус обеспечивает доказательства, необходимые в случае возникновения дела в суде или административном органе, если имеются основания полагать, что представление доказательств впоследствии станет невозможным или затруднительным.

Следовательно, для того чтобы показания Попкова были признаны судом в качестве доказательств, Марковой необходимо было одновременно с подачей искового заявления в суд подать заявление об обеспечении доказательств или обратиться к нотариусу до подачи иска в суд с данным заявлением. В таком случае на основании ГПК РФ Попков был бы допрошен в установленном порядке и его показания были бы признаны судом – доказательством.

На основании ст. 67 ГПК РФ суд вправе оценивать доказательства исходя из своего внутреннего убеждения, основанного на всестороннем, полном и объективном исследовании представленных ему доказательств, а также суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (ст.195 ГПК РФ).

Задача 3

Несовершеннолетняя Карасева родила 12 февраля 2002 года дочь. Сославшись на сложившиеся тяжелые обстоятельства в личной жизни, Карасева оставила дочь Ирину в родильном доме и написала заявление, что она не возражает против удочерения ее ребенка другими людьми. Это заявление Карасевой было поддержано ее матерью. 4 апреля 2002 года было вынесено решение об удочерении ребенка Карасевой супругами Кирсановыми. Девочке усыновителями было дано имя Кристина.

В декабре 2003 Карасева обратилась в суд с иском об отменен усыновления и передаче ребенка ей на воспитание. Истица указала в заявлении, что, оставив ребенка в родильном доме, она поступила неправильно; теперь она достигла совершеннолетия, вступила в брак и имеет возможность лично воспитывать свою дочь; муж с ее исковыми требованиями согласен, он намерен удочерить ребенка.

Решение правовых задач как средство развития универсальных учебных действий учащихся

Библиографическое описание:

Белянкова Е. И. Решение правовых задач как средство развития универсальных учебных действий учащихся // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 47-50. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/205/10908/ (дата обращения: 17.01.2019).



Статья посвящена проблеме формирования универсальных учебных действий учащихся посредством решения правовых задач-ситуаций. Автор определяет принципы использования задач в учебно-воспитательном процессе, обращает внимание на методические аспекты организации работы с ними. В статье приводятся примеры правовых ситуаций, которые можно использовать в процессе обучения школьников праву.

Ключевые слова: методика обучения, право, правовые задачи, универсальные учебные действия, case-study

Современное образовательное пространство, в том числе в области правового обучения и воспитания, развивается очень динамично. Принятые федеральные государственные образовательные стандарты среднего общего образования устанавливают, что выпускник школы — это человек «осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством» . Поэтому главной задачей учителя права и обществознания является формирование правового сознания, повышение уровня правовой культуры подрастающего поколения.

Перед современной школой возникает вопрос об использовании эффективных методических способов реализации государственного и социального заказа, достижению планируемых результатов обучения. Учитывая, что ФГОС определяет переход к системно-деятельностному обучению, то особую актуальность приобретают активные и интерактивные формы работы. Одним из них может являться использование правовых ситуаций-задач (case-study) в подготовке школьников. Данный метод уже давно и успешно используется в профессиональной подготовке юристов, педагогов и др. В системе общего образования он не получил широкого распространения, однако используется в современной практике. Как правило, решение правовых ситуаций применяется на уроках права, если данный предмет входит в учебный план образовательной организации, что бывает далеко не всегда. В рамках изучения правового блока интегрированного обществоведческого курса данный метод практически не используется в связи с тем, что выделяемого количества часов, отводимого на изучение юридических проблем в рамках обществознания, бывает просто недостаточно. Однако примеры правовых ситуаций широко распространены в олимпиадных заданиях, а также представлены на едином государственном экзамене (вопрос 27 согласно кодификатору 2016 года).

В чем особенности использования метода case-study в правовой подготовке школьников? Правовая задача — это проблемная ситуация, решение которой необходимо найти или спроектировать. Работа над правовой задачей способствует формированию правовой компетентности, развивает аналитическое мышление учащихся, повышает мотивацию к изучению права.

Кроме того, с помощью использования данного метода развиваются личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия. Так как правовые задачи ориентированы на реальную (или почти реальную) жизненную ситуацию, то проектирование ее решения способствует в определенной мере самоопределению ученика, формирует основы правомерного поведения и гражданской идентичности учащихся, что относится к личностным универсальным учебным действиям. Поиск необходимой информации в ходе решения кейса, ее анализ, логическое построение решения и его обоснование с помощью нормативно-правовых актов представляет собой познавательные результаты обучения. Коммуникативные универсальные учебные действия формируются при формулировании решения правовой ситуации, обсуждения в группе в процессе проектирования ответов. Овладевая алгоритмом решения правовой задачи, ученики учатся действовать в соответствии с предложенным планом, оценивать результаты проделанной работы, что представляет собой регулятивные универсальные учебные действия.

Необходимо учесть тот факт, что для решения правовых ситуаций-задач от учеников потребуется знание определенных нормативно-правовых актов. Но данные виды документов создаются не для школьников, поэтому большинство из них сложны для понимания даже старшеклассниками вследствие сложности самого юридического языка. При решении правовых задач ученикам следует предлагать конкретный фрагмент документа, доступный по содержанию и объему, которым необходимо воспользоваться для выполнения задания. Как правило, данная форма работы позитивно воспринимается учениками, так как некоторая связь с реальными жизненными ситуациями повышает эффективность учебно-воспитательного процесса.

При отборе и моделировании правовых задач следует учитывать основные принципы обучения. В частности, предлагаемая ситуация должна соответствовать следующим принципам:

  1. Принцип научности. Учитель должен помнить, что право — это динамично развивающаяся сфера, законодатель постоянно вносит изменения и дополнения в действующие нормативно-правовые акты, поэтому даже если фрагменты документов представлены в учебниках, следует обращаться к актуальным редакциям НПА, которые можно найти в интернет-версиях СПС «Гарант» и «Консультант плюс».
  2. Принцип последовательности. Решение правовых задач не может предшествовать изучению нового материала, а должно быть направлено на формирование навыка практического использования полученных теоретических знаний, если только предлагаемый кейс не является проблемной ситуацией, которую необходимо решить ученикам в течение урока.
  3. Принцип систематичности. Для того чтобы ученики овладели требуемыми навыками необходимо использовать решение правовых ситуаций в ходе изучения всех основных отраслей права, прежде всего семейного, гражданского, трудового, административного и уголовного. В этом случае требуемые умения могут достигнуть необходимого уровня развития.
  4. Принцип активности. При использовании данного метода ученики занимаются самостоятельным поиском необходимой информации, требуемой для решения предложенной задачи на основе материалов, предоставленных учителем. В результате происходит активизация познавательной деятельности обучающихся.
  5. Принцип доступности. В современном интернет-пространстве можно найти большое количество правовых задач по различным темам, однако большинство из них ориентировано на профессиональную юридическую подготовку бакалавров, специалистов, магистрантов. Поэтому далеко не все из них подходят для правовой подготовки школьников. Правовая ситуация в системе общего образования должна быть понятна по содержанию и доступна уровню подготовки школьников.

В ходе выполнения заданий этого типа ученик должен знать алгоритм своих действий, понимать какие аспекты ситуации необходимо выделить, чтобы сформулировать выводы.

В целом алгоритм решения правовой задачи может иметь следующую последовательность:

а) анализ условий задачи, определение отрасли права к которой относится задача, оценка имеющихся возможностей и перспектив решения в соответствии с нормами соответствующей отрасли права,

б) изучение нормативно-правовых актов, в соответствии с которыми построена проблемная ситуация правовой задачи, получение всей необходимой информации, которой можно воспользоваться в предложенной ситуации,

в) осуществление решения задачи, которое специфично и зависит от характера решаемой задачи,

г) формулирование решения правовой задачи, его проверка и оценка.

Приведем примеры ситуаций, которые можно предложить школьникам в процессе изучения отдельных отраслей права.

  1. Трудовое право.

– 15-летний Сидоров, получивший основное общее образование, устроился учеником токаря в ООО «Азотреммаш». К директору ООО обратился отец Сидорова с просьбой уволить его сына, так как тот устроился на работу вопреки запрету родителей, однако сам подросток пояснил, что хочет получить рабочую специальность, и не намерен выполнять требования отца. Как в данном случае должен поступить директор ООО «Азотреммаш»? С какого возраста гражданин может стать субъектом трудового права? Для решения ученикам предлагается воспользоваться статьей 63 Трудового кодекса РФ.

– 18-летний Кириллов В. подал заявление о приеме на работу в ресторан «Пряник» в качестве кухонного работника. Администрация потребовала у него предоставление трудовой книжки, паспорта, характеристики с предыдущего места работы и справок о состоянии здоровья, наличии жилплощади и семейном положении. Установив, что трудовой книжки у него нет, поскольку ранее Кириллов В. нигде не работал, а также не представил остальные требуемые документы, в приеме на работу ему было отказано. Права ли администрация ресторана? Как следует разрешить данный спор? Для ознакомления ученикам предлагается статья 65 Трудового кодекса РФ.

– Кукушкина работала в детских яслях в должности медсестры. Приказом администрации она была уволена с работы по п. 5 ст. 81 ТК РФ. Поводом для увольнения послужили отказы Кукушкиной выполнить распоряжение заведующей — принять участие в уборке помещения детского сада. Считая увольнение неправильным, Кукушкина обратилась в суд с иском о восстановлении ее на работе. Какое решение должен принять суд? Решить данную ситуацию ученики должны на основе статьи 60 и 81 Трудового кодекса РФ.

  1. Семейное право.

– Вступающие в брак Роман и Екатерина решили заключить брачный договор. Роман настаивал на включении в договор пункта, запрещающего жене уезжать из города, страны без сопровождения мужа. А Екатерина хотела включить положение о том, что она не должна работать, а обеспечивать ее и детей обязан муж. Нотариус отказался удостоверять брачный договор. Правомерны ли действия нотариуса? С какого момента брачный договор может вступить в силу, если будет оформлен в соответствии с требованиями законодательства? Для решения ученики должны воспользоваться статьями 40–42 Семейного кодекса РФ.

– В органы ЗАГСа обратились супруги Тюленевы, у которых не было детей, с просьбой расторгнуть их брак. Совместно нажитое имущество ими было разделено по взаимному согласию. Однако сотрудники ЗАГСа отказали им в регистрации развода, мотивировав свои действия тем, что супруги не предоставили веских доказательств невозможности сохранения семьи. Правомерны ли действия сотрудников ЗАГСа? Обосновать решение данной задачи можно с помощью статьи 19 Семейного кодекса РФ.

  1. Гражданское право.

– 12-летний Василий получил вподарокот деда велосипед. Поскольку Василию срочно понадобились скейтборд, он продал велосипед Николаю, которому было 16 лет, а на вырученные деньги купил скейтборд. Отец Василия, узнав об этом, расценил поступок сына как неуважение к деду, пошел к Николаю с намерением вернуть деньги и забрать велосипед. Однако купивший велосипед подросток взять деньги и вернуть велосипед отказался, заявив, что цену он дал за покупку нормальную, а Василий продал велосипед, принадлежащий не отцу, а самому Василию, что каждый может сам распоряжаться принадлежащим ему имуществом, и оснований для расторжения договора нет. Прав ли покупатель велосипеда? Для решения необходимо воспользоваться статьей 28 Гражданского кодекса РФ.

  1. Административное право.

– Кириллу исполнилось 15 лет, и он вместе с друзьями пошел в парк, чтобы отметить свой день рождения. Втайне от родителей он взял из дома крепкие спиртные напитки, которые были распиты в парке. После этого друзья стали приставать к гражданам, гуляющим в парке, сопровождая свои действия нецензурной бранью, разбили несколько фонарей с криком: «Темнота — друг молодежи!». Их действия были замечены сотрудниками полиции. Друзья были задержаны и доставлены в отделение. Один из сотрудников органов охраны правопорядка сказал, что теперь они будут отвечать по всей строгости в соответствии с нормами Уголовного кодекса.Как можно квалифицировать действия несовершеннолетних? На основании каких ном права они понесут наказание? Будет ли привлечен к ответственности Кирилл и его друзья, если ему только исполнилось 15 лет, а друзья на 1 год старше? Прав ли сотрудник полиции? Для решения следует обратиться к статьям 2.3, 20.1, 20.22 Кодекса об административных правонарушениях, и статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Таким образом, решение правовых ситуаций-задач на уроках права способствует не только развитию необходимых умений школьников, но и помогает реализовывать государственный и социальный заказ — формирование законопослушного гражданина, уважающего право и обладающего высоким уровнем правовой культуры.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки России от 6 октября 2009 года № 413 . — Режим доступа: URL: http://минобрнауки.рф/документы/543. (дата обращения: 16.07.2016).
  2. Белянкова Е. И. Некоторые методические аспекты организации семинарских занятий по дисциплине «Право в сфере образования» в системе подготовки будущего учителя. / Проблемы и перспективы развития образования в России. — 2016. — № 40, — С.66–70.

Основные термины (генерируются автоматически): правовая задача, решение, ученик, брачный договор, общее образование, задача, действие, Трудовой кодекс РФ, проблемная ситуация, необходимая информация.