Правовая неопределенность

test_ot_Nemytinoy

М.В. Немытина,

д.ю.н., профессор

Тестирование

по дисциплине «История и методология юридической науки»

для обучающихся по магистерской программе

«Теория и история права и государства,

сравнительно-правовые исследования»

в Сочинском Институте РУДН

Рекомендации по подготовке к Интернет-тестированию

Уважаемые магистранты!

1. Для предварительной подготовки к Интернет-тестированию Вам предлагаются 30 тестовых заданий. 20 из этих заданий (путем случайной выборки) потом войдут в Интернет-тестирование. Следует заранее ознакомиться с тестами и попытаться дать правильные ответы на них. Особенность данных тестов состоит в том, что на один вопрос может быть несколько правильных ответов.

2. По взаимной договоренности преподавателя и студентов тесты будут открыты в Интернете 20 января с 19 до 22 часов. Убедительная просьба к студентам! Тестироваться можно только один! Повторное прохождение тестов студентами затрудняет снятие их результатов преподавателем.

3. Максимальный балл за прохождение тестов – 40. За каждый правильный ответ студент получает по 2 балла.

Тесты

  1. Что такое методология юридической науки?

а) Это учение о методах, применяемых в правоведении, теоретическое обоснование методов познания правовой действительности, правовых процессов и явлений.

б) Это практика проведения правовых исследований на основе осмысленного и рационального применения методов познания правовой действительности, правовых процессов и явлений.

в) Это совокупность методов, применяемых при проведении правовых исследований.

г) Это совокупность принципов, подходов и методов, используемых при проведении правовых исследований.

  1. Какова цель учебного курса «История и методология юридической науки»?

а) Формирование у магистрантов теоретических знаний о методах проведения исследований в области права, истории их становления и развития, а также навыков проведения исследований в области права.

б) Формирование у магистрантов теоретических представлений о праве в разные исторические периоды его развития.

в) Формирование у магистрантов первичных навыков правотворческой деятельности.

г) Формирование у магистрантов знаний о правотворческой и правоприменительной деятельности.

  1. Какова связь юриспруденции с философией?

а) Каждая из них является самостоятельной областью научного знания, имеет свои методы познания.

б) Созданные в юриспруденции методы познания правовой действительности (частнонаучные методы) применяются в философии.

в) Созданные в философии методы познания действительности (философские или общенаучные) позволяют разрабатывать системы методов отдельных областей научного знания, в том числе юриспруденции.

г) Юриспруденция не связана с философией.

  1. Какова связь методологии юридической науки с теорией права?

а) Обе дисциплины изучают правовую реальность, так что их предметы совпадают.

б) Предметы изучаемых дисциплин не совпадают, поскольку предметом методологии юридической науки является не право как таковое, а формы и способы его познания.

в) Методология юридической науки является частью теории государства и права.

г) Теория государства и права является частью методологии права.

  1. Какова связь истории юридической науки с историей государства и права?

а) История государства и права шире, чем история юридической науки.

б) История государства и права уже, чем история юридической науки.

в) Предмет изучения истории государства и права и истории юридической науки совпадает.

г) Предметы изучения истории государства и права и истории юридической науки не совпадают.

  1. Выберите дефиницию, которая, на Ваш взгляд, верно объясняет, что такое юридическая наука.

а) Юридическая наука – это систематическое воспроизводство знаний о праве.

б) Юридическая наука – это социальный институт, аккумулирующий потребности общества в знаниях о праве, систему учреждений, научное юридическое сообщество.

в) Юридическая наука – это совокупность представлений о закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права.

г) Юридическая наука – это совокупность представлений о тенденциях правового развития общества.

  1. К философским, или общенаучным, методам относятся:

а) Диалектический, анализ и синтез, индукция и дедукция.

б) Сравнительно-исторический, сравнительно-правовой, статистический.

в) Социологический, математическое моделирование, кибернетический.

г) Синергетический, логический, герменевтический, системный.

  1. К специально-юридическим методам относятся:

а) Диалектический, системный, структурно-функциональный.

б) Анализ и синтез, индукция и дедукция, логический.

в) Сравнительно-правовой, формально-юридический, догматический.

г) Правового моделирования, правовой герменевтики, правового прогнозирования.

  1. Интегративная юриспруденция предполагает, что:

а) Не следует противопоставлять различные подходы к праву (позитивистский, естественно-правовой, социологический).

б) Понятие «право» может соединять в себе различные объяснения правовой реальности.

в) Возможно соединение различных сущностных составляющих права в одной дефиниции.

г) Можно дать определение права, которое будет отражать правотворческие функции государства и общества.

  1. Социологический подход в правоведении означает:

а) Признание наряду с регулятивной системой, производной от государства, и других публично-правовых систем.

б) Признание только государственного регулирования в обществе.

в) Признание регулирующих функций как государства, так и общества.

г) Признание регулирующих функций институтов гражданского общества.

  1. Социокультурный подход в правоведении предполагает:

а) Восприятие права как части культуры общества.

б) Изучение всевозможных предписаний, норм, идеалов, образцов деятельности и поведения, идей, верований, ценностей, имеющих правовую природу.

в) Изучение правовых обычаев и традиций, хранящихся в памяти человечества.

г) Определение возможностей трансляции в общество не только знаний о праве, но и правового опыта.

  1. Антропологический подход в правоведении предполагает:

а) Постижение права в «человеческом измерении», через правопонимание и правочувствование конкретного человека.

б) Изучение примеров из «правовой жизни» конкретных людей.

в) Изучение формирования представлений о праве в аборигенных обществах.

г) Исследование природы человека, его мировоззрения.

  1. Что может быть объектом исследования в праве?

а) То, что подлежит изучению с помощью познавательных средств и методов, присущих юриспруденции.

б) Совокупность предмета и методов правового исследований.

в) Правовая реальность.

г) Фрагмент правовой реальности.

  1. Как соотносятся объект и предмет исследования?

а) Совпадают.

б) Объект исследования шире, чем его предмет.

в) Предмет исследования шире, чем объект.

г) Самостоятельные категории, не связанные между собой.

  1. Какое из определений предмета исследования Вам представляется верным?

а) Предмет исследования представляет собой совокупность искомых сущностных свойства объекта исследования.

б) Предмет исследования есть совокупность методов исследования.

в) Предмет исследования есть совокупность функций исследования.

г) Предмет исследования – это научная гипотеза.

  1. Качество правового исследования определяется:

а) Гармоничным соединением в его рамках юридической доктрины, догмы и правоприменительной практики.

б) Определением его актуальности, правильной постановкой цели и задач;

в) Применением принципов проведения исследований.

г) Правильным построением гипотез.

  1. Что следует понимать под доктринальной юриспруденцией?

а) Концепции, разработанные правовой наукой.

б) Доктрины, разработанные правовой наукой.

в) Юридические доктрины и догмы.

г) Юридические доктрины, догмы и принципы.

  1. Что следует понимать под догматической юриспруденцией?

а) Детализированное строение права, источники права во всем их многообразии, приемы обобщения и толкования права, акты применения права.

б) Концептуальные подходы к праву, научные объяснения его сущности,

происхождения, тенденций развития.

в) Основные направления правовых исследований.

г) Правовые доктрины, догмы, правоприменительную практику.

  1. Функциями юридической науки являются:

а) Юридико-догматическая, диалектическая, синергетическая.

б) Доктринальная, догматическая, практическая.

в) Формально-юридическая, нормативная, конфликтологическая.

г) Гносеологическая, онтологическая, прогностическая.

  1. Что такое научная гипотеза?

а) Научное суждение, высказанное исследователем.

б) Научная задача, поставленная исследователем.

в) Предположение, нуждающееся в проверке на основе получения новых научных данных.

г) Положение, выносимое исследователем на защиту.

  1. Какое из суждений Вы считаете верным?

а) Возникновение юридической науки мы связываем со странами древнего Востока.

б) Юридическая наука возникла в древней Греции.

в) Юридическая наука берет свое начало в древнем Риме.

г) Юридическая наука впервые появилась в феодальной Франции.

  1. Когда возникло юридическое образование?

а) Когда занятие правом находилось в ведении коллегии жрецов – понтификов.

б) Когда римские юристы в присутствии учеников стали публично разбирать правовые ситуации.

в) Когда римские юристы в своих суждениях стали различать право и справедливость.

г) Когда были созданы первые европейские университеты.

  1. Положение о делении права на частное и публичное, не утратившее актуальности до настоящего времени, было выдвинуто:

а) Римским юристом Ульпианом.

б) Римским юристом Гаем.

в) Римским юристом Папинианом.

г) Римским юристом Юстинианом.

  1. Возникновение школы глоссаторов как знаменательного этапа в развитии юридической науки и образования было связано с деятельностью юристов:

а) В Московском университете.

б) В Болонском университете.

г) В Парижском университете.

в) В Краковском университете.

  1. Научным методом, разработанным Гегелем, является:

а) Метафизика.

б) Формальная логика.

в) Диалектика.

г) Материализм.

  1. Что такое парадигма?

а) Система фундаментальных ценностей и убеждений, понятий и принципов, образцов и норм исследовательской деятельности, признаваемая данным научным сообществом.

б) Объединение ученых вокруг одной идеи.

в) Приращение научных знаний.

г) Совокупность принципов проведения исследований.

  1. Т.Куном в работе «Структура научных революций» изложена точка зрения, согласно которой наука – это:

а) Непрерывный рост знания с накоплением истин.

б) Дискретный процесс, связанный с этапами научных революций.

в) Совокупность научных принципов и аксиом.

г) Система методологических подходов.

  1. К. Поппером в работе «Логика исследований» было обосновано, что:

а) Прогресс науки состоит в последовательности сменяющих друг друга теорий путем их опровержения и выдвижения новых проблем.

б) Прогресс науки состоит в непрерывном накоплении знаний.

в) Прогресс науки состоит в разработке методов исследований.

г) Прогресс науки состоит в частой смене методологических подходов.

  1. Что такое «категория»?

а) Наиболее общее логическое понятие, выражающее сущностные свойства объекта или явления.

б) Теоретическая установка.

в) Научное определение.

г) Рефлексивный анализ понятия.

  1. Что такое синергетика?

а) Теория толкования смыслов.

б) Теория логического построения.

в) Теория правового регулирования.

г) Теория самоорганизации сложных систем.

>Принцип правовой определённости

Принцип правовой определённости требует ясности и постоянства в правовом положении субъектов и содержании правовых норм.

Определение

Правовая система, в основе которой лежит этот принцип, защищает тех, кто подчиняется закону, в том числе и от произвола государственной власти. Это одна из задач этого принципа, или одна из задач правовой системы, в основе которой лежит этот принцип. Из этого принципа вытекает требование, чтобы решения, в том числе органов государственной власти, принимались в соответствии с правовыми нормами, то есть, были законными. Концепция правовой определенности может быть сильно связана с суверенитетом личности в национальном праве. Степень влияния принципа правовой определённости на закон варьируется в разных странах. Тем не менее, принцип правовой определенности часто служит центральным принципом для разработки правовых методов, на основании которых закон должен разрабатываться, толковаться и применяться.

Принцип правовой определённости является общепризнанной правовой концепцией как в Романо-германской правовой системе, так и в Общем праве. В романо-германской правовой системе принцип правовой определённости понимается как максимальная предсказуемость правовых действий чиновников. В правовых системах, основанных на общем праве, принцип правовой определённости часто объясняется с точки зрения способности граждан организовать свои дела таким образом, чтобы не нарушать закон. При этом в рамках обеих этих правовых систем принцип правовой определённости рассматривается в качестве базового мерила законности законодательных актов и административных мер, исходящих от органов государственной власти.

Действие принципа в процессуальном праве

Принцип правовой определённости в процессуальном праве ограничивает возможность пересмотра вступившего в законную силу решения суда для предотвращения злоупотребления правом лицами, участвующими в деле (как правило, проигравшей стороной), а также устанавливает невозможность инициирования пересмотра вступившего в законную силу решения суда органами государственной власти, а также лицами, чьи права не были затронуты судебным разбирательством.

История практического применения принципа в России

Социалистическое право, изначально унаследованное Россией от СССР, не предусматривало временных ограничений на подачу надзорных жалоб по гражданским и уголовным делам. Пересекательный срок подачи надзорных жалоб по уголовным делам не установлен и в действующем уголовно-процессуальном кодексе РФ, предоставляя таким образом возможность для пересмотра приговоров по уголовным делам, вынесенных в СССР в течение всего периода его существования. Эта возможность используется для пересмотра уголовных дел жертв политических репрессий в СССР.

Изначально гражданско-процессуальный кодекс РФ, вступивший в действие с 1 февраля 2003 года, в этом отношении наследовал нормы ГПК РСФСР, который не устанавливал пресекательных сроков для подачи надзорных жалоб. После ратификации Россией ЕКПЧ, лица, проигравшие судебные споры из-за пересмотра в надзорной инстанции вступивших в законную силу решений суда, стали обращаться в ЕСПЧ с жалобами на применение в их делах норм ГПК РФ и ГПК РСФСР, касающихся производства в надзорной инстанции. ЕСПЧ, руководствуясь прецедентным подходом к толкованию ЕКПЧ, в целом ряде своих решений установил, что принцип правовой определённости вытекает из права на справедливый суд, установленного статьёй 6 ЕКПЧ. Исходя из этого толкования ЕСПЧ неоднократно признавал власти России виновными в нарушении конвенционных прав заявителей, по делам которых были пересмотрены в порядке надзора решения суда, вступившие в законную силу. Опираясь на эти решения ЕСПЧ ряд заявителей обратился в Конституционный Суд РФ, прося признать неконституционными соответствующие положения ГПК РФ. Конституционный Суд РФ по этим жалобам вынес Постановление, в котором признал не соответствующими Конституции РФ нормы ГПК РФ, не устанавливающие пресекательный срок на подачу надзорных жалоб, а также позволяющие подавать надзорные жалобы лицам, не принимавшим участия в деле, в том числе прокурору. В дальнейшем в ГПК РФ были внесены изменения, установившие пресекательный срок на подачу надзорной жалобы равный 6 месяцам, и лишившие права надзорную инстанцию Верховного Суда РФ передавать в порядке надзора надзорную жалобу на рассмотрение в надзорную инстанцию суда субъекта Российской Федерации.

В арбитражном процессуальном кодексе РФ аналогичные изменения появились гораздо раньше, так как для их внесения не потребовалось вмешательства Конституционного Суда РФ. Изменения, учитывающие последние тенденции решений ЕСПЧ, оперативно инициировались председателями ВАС РФ, что получило и соответствующую оценку: группой европейских юристов АПК РФ был признан лучшим процессуальным кодексом Европы.