Правительству государства т удалось сократить дефицит

Экономика

ЭКОНОМИКА

1.Выберите верные суждения о субъектах банковской деятельности и за­пишите цифры, под которыми они указаны.

1) Коммерческие банки могут заниматься производством материальных ценностей.

2) Центральный банк может принимать депозиты и выдавать кредиты.

3) Центральный банк может устанавливать определенные финансовые нормативы, которые обязаны соблюдать все кредитные организации.

4) Коммерческие банки могут заниматься торговлей и страхованием имущества.

5) Коммерческие банки могут заниматься кредитованием предприятий, государства и населения.

2.Установите соответствие между мерами государственного регулирования экономики и его методами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

МЕРЫ

МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ

А) государство оказывает влияние на экономику своей денежной политикой;

Б) государство помогает товаропроиз­водителям, вводя таможенные пошлины;

В) государство устанавливает пра­вила экономического поведения для фирм-производителей

Г) государство способствует развитию производства, увеличивая или уменьшая размер налогов

Д) государство устанавливает условия заключения хозяйственных дого­воров, порядок регистрации фирм

1) финансово-экономические

2) правовые методы

3.Финансовый консультант объясняет своему клиенту отличия привилеги­рованных акций от акций обыкновенных. Какие права, предоставляемые привилегированными акциями, должен осветить консультант? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Эти акции дают право на участие в управлении компанией.

2) Эти акции дают право на получение фиксированного дивиденда.

3) Размер дивиденда по этим акциям и ликвидационная стоимость опре­деляются в твердой денежной сумме или в процентах к номинальной стоимости привилегированных акций.

4) Эти акции дают первоочередное право на получение части имущества фирмы в случае ее банкротства.

5) Источником выплат дивидендов по привилегированным акциям явля­ется чистая прибыль акционерного общества за текущий год.

6) Эти акции дают право на безусловный возврат их номинальной стои­мости по истечении срока погашения.

Ответ: ___________ .

4. Выберите верные суждения о банковской системе и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Структурным элементом банковской системы являются страховые компании.

2) Прием вкладов у населения относится к активным операциям ком­мерческого банка.

3) Центральный банк — хранитель золотовалютных запасов страны.

4) Крупные предприятия открывают свои депозитные счета в Централь­ном банке.

5) К пассивным операциям коммерческого банка относится получение кредитов от других банков.

5.Установите соответствие между признаками и типами экономических систем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответ­ствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

A) конкуренция производителей

Б) централизованное распределение

B) директивное ценообразование

Г) свобода предпринимательства

Д) цикличность развития экономики

1) Рыночная

2) командная

6.Правительству государства Т удалось сократить дефицит государственно­го бюджета, уменьшив расходы на содержание государственного аппара­та. Какие еще расходные статьи могут содержаться в государственном бюджете?

1) продажа государственных облигаций

2) акцизные сборы

3) обслуживание госдолга

4) выплата пенсий

5) взносы на социальное страхование

6) содержание армии Ответ:

7.Выберите верные суждения об инфляции и запишите цифры, под кото­рыми они указаны.

1. Инфляция проявляется в снижении покупательной способности денег.

2. Различают микроинфляцию и гиперинфляцию.

3. Рост цен на ресурсы порождает инфляцию предложения.

4. Одна из причин инфляции — усиление конкуренции между произво­дителями.

5. К последствиям инфляции относится рост реальной заработной платы работников. Ответ:

8. Установите соответствие между видами издержек и конкретными приме­рами издержек: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПРИМЕРЫ ИЗДЕРЖЕК ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК

A) расходы на сырье и материалы 1) постоянные

Б) плата за аренду помещения 2) переменные

В)расходы на коммунальные услуги

Г) расходы на зарплату сотрудников

Д) страховые выплаты Ответ _______________

9. Надежде 40 лет, она — домохозяйка. Женщина поддерживает порядок в доме, заботится о муже, работающем на крупном предприятии. К каким категориям населения можно отнести Надежду? Выберите из предло­женного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) трудоспособные

2) частично занятые

3) не включаемые в численность рабочей силы

4) отчаявшиеся найти работу

5) временно безработные

6) занятые Ответ:

10.Выберите верные суждения о налогообложении и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Пропорциональное налогообложение означает, что налог зависит от величины дохода.

2) При пропорциональном налогообложении с высоких доходов взимает­ся больший процент, чем с низких.

3) При прогрессивной системе по мере возрастания дохода увеличивается ставка налога.

4) При регрессивном налогообложении семья с меньшими доходами пла­тит больший процент от своих доходов, чем семья с высокими дохо­дами.

5) При регрессивном налогообложении могут взиматься одинаковые суммы налога со всех налогоплательщиков

11.Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? За­пишите цифры, под которыми они указаны. Установите соответствие между особенностями безработицы и ее видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствую­щую позицию из второго столбца

ОСОБЕННОСТИ БЕЗРАБОТИЦЫ

ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ

А) связана с поиском работы специа­листом, впервые появившемся на рынке труда

Б)вызвана добровольным решением найти более интересное примене­ние профессиональных умений

В)возникает из-за увольнения

Г) вызвана экономическим спадом и закрытием предприятий

Д) проявляется в высвобождении части рабочей силы в период де­прессии

1) фрикционная

2) циклическая

12.У Надежды сын-дошкольник, и она по согласованию с руководством предприятия занята на производстве неполный рабочий день. Какие еще категории, помимо частично занятых, включаются в численность рабо­чей силы страны? Запишите цифры, под которыми указаны такие кате­гории.

1) домохозяйки

2) работающие по гибкому графику

3) не имеющие работы, но активно ее ищущие

4) отбывающие срок заключения в тюрьмах

5) студенты дневных отделений вузов

6) находящиеся в очередном отпуске Ответ:

13. Выберите верные суждения о потребителе в условиях рыночной эконо­мики и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Потребитель в условиях рыночной экономики заинтересован в цен­трализованном планировании производства.

2) В условиях рыночной экономики потребитель выигрывает при устра­нении монополизации экономики.

3) Потребителю в условиях рыночной экономики выгодно установление ввозных пошлин.

4) Потребитель заинтересован в сохранении рыночной конкуренции.

5) В условиях рыночной экономики потребителю выгодно повышение налогов на производителя.

14. Выберите верные суждения об экономическом росте и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Рост ВВП всегда свидетельствует об экономическом росте в стране.

2) Доступность природных ресурсов более высокого качества является и условием, и показателем экстенсивного экономического роста.

3) Необходимость привлечения дополнительных работников свидетельст­вует об экстенсивном экономическом росте.

4) Научная организация труда — показатель интенсивного экономиче­ского роста.

5) Об интенсивном экономическом росте можно судить по совершенство­ванию профессионального мастерства работников.

Ответ: .

15.Найдите в приведённом ниже списке примеры функционирования рынка капитала. Запишите цифры, под которыми они указаны

1) Исходя из объёма клиентских заказов, автомобильный рынок должен сохранить стабильность.

2) Пациенты готовы платить большую цену, чтобы получить медицин­скую помощь лучшего качества.

3) В условиях финансового кризиса произошло снижение курса акций крупных компаний.

4) За достаточно короткий промежуток времени сложился современный рынок образовательных услуг.

5) Пяти банкам запретили продажу облигаций в евро и выпуск акций в пользу европейских инвесторов.

6) Снижение рынка традиционной телефонной связи компенсируют до­ходы от услуг мобильной связи и передачи данных.

16.Гражданин А. купил привилегированную акцию одной из промышлен­ных компаний. Какие права он приобретает, становясь владельцем этой акции? Запишите цифры, под которыми указаны эти права.

1) на получение фиксированного дивиденда независимо от голосования акционеров

2) на получение суммы долга, удостоверенного ценной бумагой, в ука­занный срок

3) на получение части выручки после того, как будут выданы дивиденды по обычным акциям

4) на получение части прибыли, зависящей от её величины

5) на управление акционерным обществом через участие в собрании ак­ционеров

6) на получение определённой части имущества в случае ликвидации компании до того, как оно будет разделено между владельцами обык­новенных акций Ответ:

17. Япония, где земля — достаточно дефицитный ресурс, но зато имеется высококвалифицированная рабочая сила, производит и поставляет на мировой рынок видеокамеры, автомобили и электронику. В последние годы мировой рынок всё более явно ощущает воздействие растущей индустрии электроники в Корее и США. Какие явления иллюстрирует данная ситуация? Запишите цифры, под которыми эти явления указаны.

1) инфляцию

2) конкуренцию

3) монополизацию

4) специализацию

5) информатизацию

6) дифференциацию Ответ_____________

18. Выберите верные суждения об экономике и запишите цифры, под кото­рыми они указаны.

1) Причиной низкой эффективности экономики может быть использова­ние устаревших технологий, низкий уровень квалификации кадров, расточительное использование природных богатств.

2) Уровень экономического развития прямо влияет на уровень жизни на­селения страны.

3) Такие экономические факторы, как условия жизни, обеспеченность жильем, степень вовлеченности женщин в общественное производство, оказывают большое влияние на рождаемость.

4) Ускорение или замедление темпов экономического развития не связа­но с общей численностью населения, его плотностью, темпами его роста.

5) Уровень развития экономики страны не оказывает влияние на формиро­вание социальных общностей и процессы стратификации

19.Установите соответствие между частями экономической науки и изучае­мыми проблемами:

ИЗУЧАЕМЫЕ ПРОБЛЕМЫ

ЧАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
НАУКИ

А)безработица

Б) взаимодействие потребителей и производителей на рынке товаров и услуг

В)экономический рост

Г) роль государства в экономике

Д) экономические отношения между потребителями

1) Макроэкономика

2) микроэкономика

20.Что из перечисленного относится к источникам пополнения государст­венного бюджета? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) налоги с граждан и предприятий

2) прибыль от приватизации

3) государственные закупки товаров

4) государственные инвестиции

5) доходы от деятельности частных предприятий

6) доход от эмиссии денег

21. Выберите верные суждения об экономике и запишите цифры, под кото­рыми они указаны.

1) В рыночной экономике координация взаимосвязей между фирмами осуществляется посредством добровольных соглашений продавцов и покупателей на основе механизма спроса и предложения.

2) Координация взаимосвязей между фирмами требует определенных за­трат, связанных с осуществлением рыночных сделок, в частности за­трат по поиску информации о поставщиках и покупателях, товарах, ценах и т. д.

3) В условиях совершенной конкуренции фирма не в состоянии повлиять на цену и может выбирать только объем производства.

4) Фирме доступна полная и достоверная информация относительно по­ложения на рынках товаров и факторов производства.

5) Все действия фирмы как экономического субъекта являются рацио­нальными.

22.

ПРИЗНАКИ

ВИД БЕЗРАБОТИЦЫ

А) возникает при спаде производства

Б) охватывает все сферы производ­ства

В) вызывается изменениями в структуру спроса и технологии производства

Г) может приводить к сильным социальным потрясениям

Д) ведет к необходимости появления новых профессий

Г) может приводить к сильным соци­альным потрясениям

Д) ведет к необходимости появления новых профессий

1) циклическая

2) структурная

26.Выберите из перечня функции, присущие только Центральному банку..

1) проведение расчетов и платежей в хозяйстве

2) посредничество в кредите

3) аккумуляция и мобилизация денежного капитала

4) управление золотовалютными запасами страны

5) поддержание устойчивости курса рубля

6) осуществление денежной эмиссии

27.Выберите верные суждения о государстве в условиях рыночной экономики.

1) Государство в условиях рыночной экономики не должно заботиться о создании условий для экономического роста.

2) Одной из функций государства в условиях рыночной экономики явля­ется создание ее правовой базы.

3) Экономические функции государства в рыночной экономике опреде­ляются потребностями ее нормального функционирования, обеспече­ния конкуренции и частного предпринимательства.

4) В странах с рыночной экономикой не существует государственная соб­ственность.

5) Одной из функций государства в условиях рынка является компенса­ция негативных внешних эффектов.

Ответ:

28. Установите соответствие между видом экономической системы и ее при­знаками:

ПРИЗНАКИ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

A) производство определяют обычаи 1) рыночная

Б) примитивные технологии 2) традиционная

B) основная цель — получение прибыли

Г) свободное ценообразование

Д) товарное производство

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

29. Какие налоги уплачивает предприятие? Найдите в приведенном списке нужные позиции и запишите цифры, под которыми эти налоги указаны.

1) налог на прибыль

2) налог на добавленную стоимость

3) налог на доходы физических лиц

4) налог на наследство

5) государственная пошлина Ответ:

30. Установите соответствие между проявлениями развития и путями экономического роста.

ПРОЯВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

ПУТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

А)Месторождений полезных ископаемых

Б) научная организация труда

В)рост профессионального мастерства работников

Г) использование более

совершенного оборудования

Д) привлечение дополнительных ра­ботников

1) экстенсивный путь

2) интенсивный путь

31.Чтобы не уступить рынок японским производителям, американские ав­томобильные компании «Дженерал Моторе», «Форд» и «Крайслер» стали усиленно работать над повышением качества своих машин. Какие эко­номические явления могут быть проиллюстрированы данной ситуацией?

1) факторы производства

2) конкуренция

3) монополизация

4) специализация

5) инфляция

6) стагнация

32. Выберите верные суждения о роли государства в условиях рынка и за­пишите цифры.

1) Одной из функций государства в условиях рынка является борьба с монополизацией экономики.

2) Государство в рыночной экономике призвано поддерживать незащи­щенные слои населения.

3) Важнейшей функцией государства является создание общественных благ.

4) Государство в условиях рынка регулирует цены на товары первой не­обходимости.

5) Процесс приватизации означает передачу частной собственности в ру­ки государства.

Ответ:

33.Установите соответствие между видами рынков труда и их характери­стиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соот­ветствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИДЫ РЫНКОВ ТРУДА

A) предложение труда возрастает в со — 1) конкурентный

ответствии со спросом 2) монополизированный

Б) зарплату диктует фирма крупных нанимателей

B) на рынке труда действует несколько крупных компаний

Г) рабочие одной профессии независимо друг от друга предлагают свою рабо­чую силу

34. Владелец парикмахерской уплатил проценты по кредиту, взятому в бан­ке. Какие дополнительные постоянные издержки ему приходится нести в краткосрочном периоде? Выберите из приведенного ниже списка посто­янные издержки и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) арендные платежи

2) затраты на покупку фенов

3) зарплата парикмахерам

4) коммунальные платежи

5) расходы на приобретение средств по уходу за волосами

6) уплата страховых взносов ОТВЕТ_____________

35. Выберите верные суждения о факторах производства и факторных дохо­дах

1) К факторам производства относится организационно-правовая форма предприятия.

2) Доходом от капитала является рента.

3) Предпринимательская способность является одним из факторов про­изводства.

4) Значение труда как фактора производства в современных условиях снижается.

5) Капитал как фактор производства включает машины и оборудование. Ответ ___________

36. Гражданин А. является владельцем дачи. Ежегодно он уплачивает налог на этот имущественный объект. Что еще, помимо налога на имущество, относится к прямым налогам? Выберите нужные позиции из приведен­ного ниже списка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) налог на наследство

2) акцизный налог

3) личный подоходный налог

4) таможенная пошлина

5) налог на прибыль

6) налог с продаж Ответ:

37. Выберите верные суждения об условиях возникновения рыночной эконо­мики и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Регулярность обмена.

2) Переход к парламентской демократии.

3) Распространение научного мировоззрения.

4) Углубление общественного разделения труда.

5) Появление норм права. Ответ:

38. Установите соответствие между видами статей бюджета и конкретным их выражением: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите со­ответствующую позицию из второго столбца.

КОНКРЕТНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ВИДЫ СТАТЕЙ

СТАТЕЙ БЮДЖЕТА БЮДЖЕТА

A) акцизные сборы 1) расходные статьи

Б) обслуживание государственного долга 2) доходные статьи

B) личный подоходный налог Г) выплата пенсий

Д) продажа государственных облигаций

39. Сергей решил открыть своё дело и обратился в банк за предоставлением кредита на приобретение материалов. Какие ещё функции выполняют коммерческие банки?

1) осуществление расчётов и платежей

2) предоставление страховых услуг

3) приём вкладов

4) регулирование денежного обращения

5) денежная эмиссия

6) поддержка курса национальной валюты Ответ:

40. Установите соответствие между типами рынков и их признаками:

ПРИЗНАКИ

ТИПЫ РЫНКОВ

А) контроль за ценой отсутствует

Б) представлено множество фирм

В) производится уникальный продукт, не имеющий хороших заменителей

Г) существуют препятствия для вступления в рынок

Д) количество выпускаемой на рынок продукции контролируется

1) монопольный

2) конкурентный

41.Учащиеся социально-экономического профиля проводят семинар «Ак­ционерные общества в современной экономике». Одно из выступлений касается статуса обыкновенной акции. Что из перечисленного ниже должно быть отмечено в этом выступлении? Запишите цифры, под кото­рыми указаны верные положения.

1) дает право на участие в управлении фирмой

2) дает право на получение фиксированного дивиденда

3) дает первоочередное право на получение имущества фирмы в случае ее банкротства

4) дает право на безусловный возврат ее номинальной стоимости по ис­течении срока погашения

5) дает право на получение нефиксированных дивидендов в случае соот­ветствующих решений

6) является долевой ценной бумагой

42.Выберите верные суждения о характере рыночных отношений и видах рынков и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Конкуренция производителей способствует улучшению качества то­варов.

2) Монополизация рынка ведет к снижению цен на товары и услуги.

3) Рынок свободной конкуренции отличает легкий вход на него для предприятий и сложный выход.

4) Рыночной конкуренции свойственна конкуренция потребителей.

5) В условиях олигополии возможен контроль за ценой при тайном сго­воре.

Ответ:

43. Установите соответствие между фазами хозяйственного цикла и приве­денными примерами:

ПРИМЕРЫ

A) с заводского конвейера сошел пер­вый автомобиль новой модели

Б) в трудные военные годы люди не­сли на рынки одежду, посуду, чтобы приобрести немного про­дуктов

B) в хозяйствах области завершаются посевные работы

Г) заработало новое предприятие по выпуску товаров бытовой химии

Д) часть зерна нового урожая была отправлена в фонд государствен­ных резервов

44. Выберите верные суждения о сбережениях потребителя.

1)Росту сбережений потребителей способствует увеличение его доходов.

2)Увеличить сбережения помогает отсутствие дефицита товаров.

3)Сохранить сбережения потребителя позволяет улучшение качества то­варов и услуг.

4)Росту сбережений способствует увеличение подоходного налога.

5)К росту сбережений приводит рост потребительских расходов.

Ответ:

45.Установите соответствие между функциями и осуществляющими их бан­ками.

ФУНКЦИИ БАНКИ

A) осуществляют кредитование юри — 1) центральные банки

дических лиц 2) коммерческие банки

Б) проводят эмиссию банкнот и монет

B) проводят государственную валют­ную политику

Г) регулируют деятельность кредит­ных институтов

Д) осуществляют кредитование физи­ческих лиц

46.Два автопроизводителя объединились для создания нового суперкара. Что из перечисленного ниже относится к основному капиталу этого про­изводственного объединения?

1) сырье

2) оборудование

3) полуфабрикаты

4) топливо

5) здания

6) финансовые вложения

Ответ:

47.Выберите верные суждения о факторах, содействующих эффективности производства в условиях рынка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) На эффективность производства в условиях рынка влияет использова­ние выгод международного разделения труда.

2) К факторам, содействующим эффективности производства в условиях рынка, относится введение новых налогов.

3) Повышение эффективности производства в рыночной экономике опре­деляется государственным регулированием затрат производства.

4) Инвестиционная политика — один из факторов, содействующих эф­фективности производства в условиях рынка.

5) Эффективность производства в условиях рынка определяется общими тенденциями развития экономики.

Ответ:

48.Установите соответствие между особенностями заработной платы и ее видами

ОСОБЕННОСТИ ВИДЫ ЗАРАБОТНОЙ

ПЛАТЫ

A) начисляется работникам за отра — 1) номинальная

ботанное время 2) реальная

Б) выражается в материальных бла­гах и услугах

B) зависит от цен на приобретаемые товары

Г) начисляется работникам за сверх­урочные работы

Д) начисляется работникам за опре­деленное количество и качество выполненных работ

49.В Канаде и Австралии много земли, а население рассредоточено на больших пространствах. В связи с этими условиями здесь возникли фирмы, которые выращивают и поставляют на мировой рынок пшеницу, кормовые культуры и крупный рогатый скот. Они заботятся о заключе­нии наиболее выгодных сделок. О каких процессах, происходящих в на­званных странах, свидетельствует приведенный пример? Запишите циф­ры, под которыми указаны эти процессы.

1) инфляции

2) специализации

3) монополизации

4) конкуренции

5) информатизации

6) глобализации

50. Выберите верные суждения об условиях возникновения рыночной эконо­мики и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Регулярность обмена.

2) Переход к парламентской демократии.

3) Распространение научного мировоззрения.

4) Углубление общественного разделения труда.

5) Появление норм права.

Ответ:

51.Установите соответствие между видами статей бюджета и конкретным их выражением: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите со­ответствующую позицию из второго столбца.

КОНКРЕТНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ВИДЫ СТАТЕЙ

СТАТЕЙ БЮДЖЕТА БЮДЖЕТА

C) акцизные сборы 1) расходные статьи

Б) обслуживание государственного долга 2) доходные статьи

D) личный подоходный налог Г) выплата пенсий

Д) продажа государственных облигаций

52.Василий решил создать коммерческую организацию. Какие первые шаги он должен для этого предпринять? Выберите из списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) уплатить подоходный налог

2) оформить учредительные документы

3) подтвердить свою кредитоспособность

4) пройти государственную регистрацию

5) внести залоговую сумму

6) выбрать организационно-правовую форму предприятия

Ответы

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ (МУНИЦИПАЛЬНЫМ) ДОЛГОМ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

долг государственный политика финансовый

Управление внешним долгом является одним из элементов макроэкономической политики государства. С одной стороны, эффективное использование внешнего долга может стать мощным фактором экономического роста, позволяющим привлекать дополнительные финансовые ресурсы. Устойчивое положение страны на международном рынке капитала, своевременное выполнение долговых обязательств способствуют укреплению ее международного авторитета и обеспечивают дополнительный приток инвестиций на более выгодных условиях. Кроме того, повышается доверие к ее валюте, укрепляются внешнеторговые связи. С другой стороны, кризис внешней задолженности может стать серьезным негативным фактором не только экономического, но и политического значения.

Государственный долг — это общий размер задолженности федерального правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов (минус бюджетные излишки).

Государственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицит бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.

Внешняя задолженность Российской Федерации унаследована от СССР после его распада, в дальнейшем к этим обязательствам быстро стали прибавляться новые долги, сделанные Российской Федерацией уже в качестве независимого государства.

Как известно, осуществление заимствований в целях покрытия бюджетного дефицита влечет возникновение государственного долга. Государственный долг в той или иной степени затрагивает все страны: и промышленно развитые, и развивающиеся, и слаборазвитые.

Государственный долг является составляющей более широкого понятия «государственный кредит»

Современная кредитная деятельность Российской Федерации показывает усилившееся взаимодействие внешнего и внутреннего долга. Так, часть внутреннего долга по государственным краткосрочным облигациям была трансформирована в краткосрочный внешний долг, в то время как для погашения внешнего долга эмитируются новые государственные ценные бумаги, размещаемые на внутреннем фондовом рынке.

Однако справедливо отметить, что содержащиеся в БК РФ критерии разграничения государственного долга на внутренний и внешний требуют серьезной доработки.

Являясь следствием кредитной деятельности государства, имеющей юридическую форму, государственный долг также может существовать только в определенных формах, выработанных экономической практикой и зафиксированных законодательством (ст. 98 БК РФ) .

Вопросы управления государственным внешним долгом в последние годы стали одними из центральных в экономической и политической жизни Российской Федерации. Это было обусловлено как быстрым увеличением объема государственного внешнего долга Российской Федерации, так и значительным ростом уровня расходов по его погашению и обслуживанию .

В Бюджетном кодексе Российской Федерации отсутствует понятие управления государственным долгом, а из всего многообразия существующих методов управления государственным долгом в Бюджетном кодексе Российской Федерации получил определение только метод реструктуризации. Статья 101 Бюджетного кодекса «Управление государственным долгом» посвящена только организационному аспекту управления государственным долгом. Согласно статье 101 Бюджетного кодекса управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, а управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Организационно в настоящее время система управления государственным внешним долгом реализована на базе Министерства финансов Российской Федерации и Внешэкономбанка как агента Министерства финансов Российской Федерации . Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией. В свою очередь, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам Российской Федерации.

Государственная политика Российской Федерации, проводимая в последние годы, предусматривает снижение объемов государственного внешнего долга и постепенное замещение его внутренними заимствованиями.

Одним из элементов управления государственным долгом является регламентирование допустимых пределов роста долга в планируемом периоде, либо установление предельно допустимого уровня долга по отношению к валовому внутреннему продукту. Уровень задолженности в пределах 50-70% ВВП обычно не вызывает опасений. Однако у многих стран с достаточно устойчивым финансовым положением уровень государственного долга значительно выше. Например, в Бельгии и Италии он превышает 120% ВВП.

Следующая позиция — развитие национального рынка государственных ценных бумаг и сохранение консервативной политики в области государственных заимствований, позволяющей не только привлекать средства на рынке, но и использовать ресурсы стабилизационного фонда для погашения текущего внешнего долга. Одновременно с этим меняется структура долга. Правительство постепенно приближается к цели привести соотношение внутреннего и внешнего долга к значениям 50/50.

Сейчас очень трудно отказаться или в одностороннем порядке отсрочить погашение долгов. Это означало бы показать перед всем миром неплатежеспособность России, что негативно сказалось бы на импортных операциях.

Сложившаяся ситуация диктует необходимость обратить серьезное внимание на усиление работы по возрасту кредитов России, тех кредитов которые она предоставила зарубежным странам. По некоторым оценкам, зарубежные страны были должны России в 1996г. около 100 млрд. долларов.

Правительство Российской Федерации в своей Концепции единой системы управления государственным долгом Российской Федерации придерживается максимально общей формулировки основных целей управления государственным долгом, включая :

  • — сохранение объема государственного долга на экономически безопасном уровне;
  • — сокращение стоимости обслуживания государственного долга;
  • — обеспечение исполнения обязательств в полном объеме.

Таким образом, государственный долг представляет собой комплексное экономико-правовое образование, особый механизм финансовых отношений, требующий регулирования системой различных методов.

Система обслуживания государственного долга представляет собой мощный инструмент перераспределения доходов производственного сектора в пользу финансового сектора. Данный вывод относится как к добровольной, так и к принудительной формам заимствования. В первом случае используется опосредованный способ перераспределения через аномальный уровень доходности инструментов. Во втором — практикуется непосредственный способ перераспределения через неэквивалентные, монопольно низкие цены покупки инструментов государственного долга финансовыми посредниками у первичных владельцев, представляющих главным образом производственный сектор. Очевидным результатом такого перераспределения является относительное сокращение доходов у производственного сектора и рост доходов у финансового сектора. При этом часть сверхдоходов используется финансовым сектором откровенно непроизводительно. Часть сверхдоходов используется «производительно», т.е. вкладывается в развитие экономики, однако в те ее отрасли, которые не способны обеспечить формирование фундамента для сбалансированной и высокоорганизованной экономики (импорт потребительских товаров, экспорт сырья). Лишь несущественная часть таких доходов расходуется в целях действительного развития экономики через участие в капитале предприятий и предоставление средств на модернизацию технологии .

Недостаточная законодательная разработанность вопросов, связанных с управлением государственным долгом, в частности отсутствие определения управления государственным долгом, отсутствие четкого определения понятий погашения и обслуживания государственных долговых обязательств, создает теоретические и практические проблемы в сфере государственного внешнего долга и управления им.

59. Гос.Долг: определение, структура, основные параметры, модели.

Государственный долг-это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам. Он связан с использованием государственных займов в качество одной из форм привлечения денежных ресурсов с целью обеспечения экономического развития страны и решения назревших социальных проблем. Обязательства государства перед банками — кредиторами, физическими и юридическими лицами — владельцами государственных ценных бумаг (резидентами и нерезидентами), перед внебюджетными фондами, зарубежными правительствами или международными финансовыми институтами, накапливаясь, превращаются в государственный долг. Его приходиться выплачивать с процентами. Говорят, что сегодняшние государственные займы — это завтрашние налоги. Некоторые налогоплательщики являются владельцами государственных ценных бумаг. Они получают проценты по этим бумагам и одновременно платят налоги, которые частично идут на выплату государственных займов и процентов.

Если валюта государства не является конвертируемой, то различают два типа государственного долга:

Внутренний — задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте.

Внешний — задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счёт экспорта товаров или новых заимствований.

В случае конвертируемой валюты, все кредиторы (держатели облигаций), как внутренние, так и внешние, имеют равные права, и государственный долг на внутренний и внешний не разделяется.

Управление государственным долгом осуществляется с помощью следующих методов:

1. Рефинансирование. Представляет собой погашение основного долга и процентов по нему за счет средств, полученных от размещения новых займов;

2. Аннулирование. Это отказ государства от уплаты основного долга и процентов по всем ранее выпущенным займам;

3. Конверсия. Принятие государством решения об изменении доходности ранее выпущенных займов;

4. Новация. Соглашение между кредитором и заемщиком о прекращении действия обязательств и их замене другими обязательствами, предусматривающими другие условия погашения займов.

5. Унификация. Объединение нескольких ранее взятых на себя государством обязательств с заменой на новые ранее выпущенных финансовых инструментов;

6. Консолидация. Увеличение сроков действия ранее выпущенных обязательств.

60. Причины долгового кризиса и стратегия управления гос. Задолженностью.

Ухудшение конъюнктуры мирового хозяйства в 80-е годы, связанное с увеличением реальных ставок процента, замедлением темпов экономического роста и снижением цен на товары. Увеличение реальных процентных ставок привело к увеличению коэффициентов обслуживания долга. Снижение товарных цен и замедление темпов роста ВНП в странах-потребителях экспорта из стран-должников привели к снижению экспорта и доходов от экспорта, которые являются для стран-должников основным источником выплаты долга. В итоге бремя долга в странах-должниках увеличилось, так как одновременно упали доходы от экспорта и возросли суммы обслуживания долга.

Неудовлетворительное управление экономикой в странах-должниках. Общей практикой были бюджетный дефицит и завышенный курс национальной валюты. Практика завышения обменного курса сопровождается спекуляциями на грядущей девальвации валюты. Валютные спекуляции принимают форму резко растущего импорта или «бегства» капитала из страны, что ухудшает состояние платежного баланса, так как внешние займы используются не по назначению (не на инвестиционные цели, связанные с приростом совокупного дохода, а на финансирование «нежизнеспособных» проектов и на спекулятивные операции).

Ошибочная макроэкономическая политика финансировалась избыточными кредитами коммерческих банков. В случае предъявления требований на новые займы коммерческие банки предоставляли их, не обращая внимания на быстрорастущие масштабы долга. Такая активность кредиторов была обусловлена несколькими причинами:

а) нефтяные шоки 1973-74гг. и 1979-80гг. послужили инструментом перераспределения значительной доли мирового дохода в пользу стран-экспортеров нефти, где краткосрочная склонность к сбережениям велика;

б) эти новые финансовые средства в основном были предоставлены в виде дополнительных кредитов странам-должникам, так как инвестиционная ситуация в индустриальных странах была в это время весьма неопределенной. К тому же страны-должники ограничивали прямые иностранные инвестиции и широко использовали внешние займы под проценты без права контроля над собственностью, что стимулировало нарастание их внешнего долга;

в) крупнейшие коммерческие банки активно искали возможностей для таких операций в целях опережения конкурентов. В итоге активизации международного кредита к 1985 году общая сумма предоставляемых коммерческими банками кредитов стала меньше, чем суммы взимаемых ими платежей по обслуживанию и погашению долга. Это способствовало значительной «утечке» финансовых ресурсов из стран-должников. Более общей причиной периодического повторения кризиса внешней задолженности, которая непосредственно не связана с мировой конъюнктурой 80-х годов, является наличие сильных стимулов к отказу от платежей по долгу суверенными странами-должниками.

Одним из перспективных способов разрешения проблемы отказа от платежей является введение залогаили обеспечения, то есть активов того или иного вида, которые могут перейти в собственность кредитора в случае приостановки страной-должником выплат по долгу. Международный Валютный Фонд и Мировой Банк оказывают консультационную помощь и частично финансируют операции по сокращению размеров задолженности и созданию новых стимулов для увеличения внутренних инвестиции и роста иностранных капиталовложений в странах-должниках. 6. 2. Механизмы сокращения внешней задолженности:

Выкуп долга — предоставление стране должнику возможности выкупить свои долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг. Выкуп осуществляется за наличные средства со скидкой с номинальной цены в пользу должника. Иностранная валюта, необходимая для таких операций, может быть одолжена или предоставлена «в дар» данной стране.

Обмен долга на акционерный капитал(своп) — предоставление иностранным банкам возможности обменивать долговые обязательства данной страны на акции ее промышленных корпораций. При этом иностранные небанковские организации получают возможность перекупать эти долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг со скидкой при условии финансирования прямых инвестиций или покупки отечественных финансовых активов из этих средств. Во всех этих случаях иностранный инвестор получает «долю» в капитале данной страны, а ее внешняя задолженность при этом уменьшается.

Причины и следствия возникновения государственного долга

Но как же государство может тратить денег больше, чем само получает от граждан и фирм? Как оно справляется с дефицитом своего бюджета?

Мировая практика знает четыре основных способа решения этой проблемы:

  • 1) сокращение бюджетных расходов;
  • 2) изыскание источников дополнительных доходов;
  • 3) выпуск (эмиссия) необеспеченных денег, используемых для финансирования государственных расходов;
  • 4) одалживание денег у граждан, банков, хозяйственных организаций, других государств и иностранных финансовых организаций.

Сокращение бюджетных расходов. Этот путь преодоления бюджетного дефицита — внешне самый простой, а реально самый болезненный. Именно поэтому России никак не удается пойти по нему. А ведь возможности, в сущности, здесь огромные, так как отечественная экономика «обслуживается» государственным бюджетом в невероятно высокой степени. К началу 1990-х гг. доля государственных расходов в общей стоимости товаров и услуг, произведенных страной за год, составляла примерно 60%.

За прошедшие годы в России изменилось очень многое. Достаточно упомянуть о громадной кампании по приватизации государственных предприятий, многие из которых годами получали подачки от государства, поскольку носили уникальный для мировой экономической истории титул «планово-убыточные».

Тем не менее пока доля госрасходов в годовом продукте страны никак не опустится ниже 50% (против 40% в большинстве развитых стран мира). Причина того, почему до сих пор степень участия российского государства в экономической жизни столь грандиозна, достаточно проста. Государство обычно финансирует те нужды общества, которые больше никто финансировать не хочет или не может. Поэтому сокращение бюджетных расходов неизбежно влечет за собой весьма нежелательные последствия.

Скажем, «на шее» госбюджета сейчас висит почти вся сфера образования. В других странах значительная доля образовательных услуг оказывается за плату, и плату немалую. Например, обучение в наиболее престижных американских университетах обходится сейчас студенту в 20—30 тыс. долл, в год. Но в России для большинства граждан пока не по силам учить своих детей в школах и вузах за плату, хотя она и значительно ниже, чем в США.

Если государство в этой ситуации откажется поддерживать из госбюджета систему образования, то молодежь лишится шансов на образование, а школьные и вузовские педагоги окажутся на улице в толпе безработных.

Максимум того, что пока может себе позволить российское государство, — понемногу урезать различного рода социальные расходы и пособия. В результате такой финансовой политики государственные школы и больницы перестают получать деньги на ремонт своих помещений и приобретение учебных пособий, библиотеки и музеи лишаются возможности расширять свои фонды и ремонтировать залы, а многодетные семьи не могут купить малышам новую одежду. Нередко приходится сокращать расходы на армию, что ведет к досрочному увольнению в запас кадровых офицеров и закрытию военных заводов.

Очевидно, что урезание социальных программ, пособий и трансфертов обычно ведет к росту напряженности в обществе и подрывает его политическую стабильность, поэтому на такой шаг правительства всегда идут в самую последнюю очередь — если не удается реализовать остальные три способа преодоления дефицита бюджета.

Изыскание источников дополнительных доходов. Конечно, самый лучший способ покрытия дефицита бюджета — привлечение в бюджет дополнительных доходов.

Однако реально решить такую задачу крайне трудно. Конечно, можно пытаться повышать налоги или пошлины. Но это путь опасный. Экономическая наука давно обнаружила: чрезмерное повышение налогового бремени ведет не к росту, а к сокращению налоговых доходов государства.

Причин тому две:

  • • во-первых, люди теряют интерес к труду, если слишком большая доля их заработков отбирается государством;
  • • во-вторых, люди начинают прятать свои доходы от налогообложения, и тогда в стране быстро развивается «теневая экономика», а хозяйственные отношения сильно криминализируются.

Теневая экономика — сфера деятельности, доходы от которой укрываются от налогообложения.

Такую картину хорошо иллюстрирует график, предложенный американским экономистом Артуром Лаффером и получивший в его честь название кривой Лаффера (рис. 23.6).

Рис. 23.6. Кривая Лаффера — модель налоговой политики

На этом графике мы видим две линии. Первая — гипотетическая кривая сбора налогов — показывает, как росла бы абсолютная сумма налоговых поступлений в бюджет при увеличении ставок налогообложения, если бы людям и фирмам был безразличен их размер. Но поскольку на самом деле величина этой ставки крайне интересует всех налогоплательщиков, такого роста доходов бюджета в жизни никогда и не бывает. Напротив — и именно это показывает кривая Лаффера, — за определенной гранью рост ставки налогообложения приводит уже не к росту, а к снижению абсолютной величины поступлений средств в бюджет.

История полна примеров той поразительной изобретательности, которую люди издавна проявляли в поисках способов уклонения от налогов — законных или незаконных. Например, в XIX в. в Англии ввели налог на рабочих собак, исчислявшийся пропорционально числу собачьих хвостов в хозяйстве. И англичане немедленно начали купировать хвосты своим сторожевым собакам: дескать, «нет хвоста — нет налога!» Так возникла порода бесхвостых овчарок — бобтейлов, сохранившаяся и по сей день.

Немалую изобретательность в уклонении от налогов проявляют и граждане нашей страны. В последние годы Правительству РФ удавалось получить не более 50—60% причитающихся налогов. Остальное граждане и фирмы всевозможными способами прятали от глаз налоговой инспекции. И тогда Правительство РФ решило пойти иным путем: снизить налоговое бремя (перейдя от прогрессивного обложения личных доходов с максимальной ставкой в 32% к единой ставке в 13%).

Результат оказался именно таким, какого можно было ожидать, зная смысл кривой Лаффера. Тем не менее это поразило самих государственных чиновников.

Но если никакие меры в области налогообложения не приносят роста государственных доходов, тогда неослабевающие требования к государству дать деньги загоняют правительство в угол и оно в отчаянии часто выбирает самый опасный — эмиссионный — способ покрытия своих расходов.

Выпуск (эмиссия) необеспеченных денег. Самый легкий и самый опасный способ «затыкания дыр» в бюджете — выпуск (эмиссия) государством денег сверх реальных потребностей экономики. Конечно, государству, монополизировавшему право на эмиссию денег, нетрудно напечатать дополнительные денежные знаки и выплатить ими повышенную зарплату своим служащим, офицерам, учителям и врачам.

Однако такой способ покрытия бюджетного дефицита подобен финансовому наркотику — он на время снимает боль и тревогу, но затем порождает еще худшую экономическую ситуацию.

Причина проста — общенациональный рынок немедленно определяет истинную цену этим деньгам. На их появление он реагирует скачком цен или исчезновением товаров с прилавков (если государство попытается установить ограничения на рост цен). Поэтому выигрыш бюджета от избыточной эмиссии денег оказывается очень недолговечным.

Более того, весь мировой опыт свидетельствует: бюджет всегда проигрывает гонку с инфляцией. Ведь его расходы возрастают быстрее, чем суммы налоговых поступлений, зависящие от инфляционного роста доходов налогоплательщиков.

Дело в том, что расходы надо осуществлять сегодня и по нынешним ценам, а налоги всегда берутся с доходов вчерашних, сложившихся при старом уровне цен. В итоге дефицит не сокращается, а даже возрастает.

Правда, в России государство пытается брать налоги авансом, т.е. заранее, до того, как фирма реально получит тот доход, с которого эти налоги причитаются. Нетрудно понять, что такая практика крайне осложняет жизнь коммерческих фирм и еще больше стимулирует их изобретательность в деле сокрытия налогов.

Одалживание денег. Подобно гражданину или хозяйственной организации, государство при нехватке денег может их одолжить, чтобы превратить бюджетное неравенство снова в тождество, но уже несколько иного вида:

У кого же государство может взять деньги взаймы?

Прежде всего у собственного, т.е. государственного, банка. Этот путь использовала в 1992—1994 гг. и Россия. Например, ст. 18 Закона о государственном бюджете России на 1992 г. гласила: «Разрешить Центральному банку Российской Федерации предоставить во втором полугодии 1992 года кредит Министерству финансов Российской Федерации в сумме 544,8 млрд руб. на покрытие дефицита республиканского бюджета Российской Федерации сроком на 10 лет с погашением равными долями начиная с 1996 года и из расчета 10 процентов годовых…»

Но возможности кредитования государства национальным банком обычно довольно ограниченны. Кроме того, изымая деньги из центрального банка, государство теряет те доходы, которые оно как владелец этого банка могло бы получить. Поэтому, оказывается, выгоднее одолжить деньги у граждан и хозяйственных организаций страны. Формы такого одалживания могут быть самыми разными, но чаще это делается путем продажи государственных ценных бумаг.

Государственные ценные бумаги — обязательства государства вернуть одолженную сумму плюс процент за использование этих денег.

Например, в 1994—1998 гг. в России государство активно одалживало деньги путем продажи государственных краткосрочных обязательств (ГКО). Это были ценные бумаги со сроком погашения в три месяца и чрезвычайно высокой доходностью (на уровне, значительно превышавшем даже доходность сберегательных счетов в банках). Таким способом государству удалось получить в долг почти триллион рублей.

Понятно, что одалживание денег, решая одну проблему (а именно недостаток денег сегодня), немедленно рождает проблему иную — необходимость завтра добыть деньги для расплаты по долгам. Заимствование денег рождает таким образом государственный долг.

Государственный долг — сумма ссуд, взятых государственными органами и еще не возвращенных кредиторам.

Государственный долг бывает двух видов:

  • 1) внутренний — перед гражданами, банками и фирмами своей страны, а также иностранцами, купившими ценные бумаги внутренних займов;
  • 2) внешний — перед правительствами, международными банками и финансовыми организациями, предоставившими деньги взаем на основе правительственных соглашений.

Большинство стран мира сегодня живет с большим государственным долгом. Так, в США величина этого долга составляет сейчас 63% к стоимости годового производства товаров и услуг (против 45% 10 лет назад).

По тому же пути вынужденно пошла и Россия в 1990-е гг. После распада СССР в конце 1991 г. России пришлось взять на себя долговые обязательства перед иностранными кредиторами. В итоге внешний долг увеличился с 29 млрд долл, в 1985 г. до 98 млрд. долл, в 1992 г. и продолжал расти до 2000 г., достигнув к началу XXI в. суммы в 158,7 млрд долл. Значит, каждый гражданин России к этому моменту имел долг перед другими странами на сумму примерно 1110 долл, (ведь долги государства — это долги его граждан, так как именно из их доходов будут потом браться средства на погашение государственных долгов).

И все равно денег Правительству РФ на исходе XX в. не хватало, и оно начало их одалживать уже не только у иностранных финансовых организаций, но и у собственных граждан и фирм. В итоге к большому государственному внешнему долгу добавился немалый государственный внутренний долг. Суммарный объем государственного внутреннего долга на 1 января 1997 г. достиг 434 млрд руб. (в современных деноминированных рублях), или около 19% ВВП страны.

Впрочем, при разумном ведении дел большой государственный долг не разрушает экономику страны и не приводит к острым социальным конфликтам. Но если привлеченные в долг деньги используются неразумно, то обслуживание долга повисает на бюджете тяжким грузом. В конце 1998 г. этот груз стал для Российского государства столь тягостен, что правительство отказалось платить («заморозило») свои обязательства по ГКО. Это сразу же вызвало в стране тяжелый финансовый кризис и привело к разорению многих банков, которые когда-то купили у правительства эти ГКО на деньги своих вкладчиков. Соответственно потеряли деньги и эти вкладчики. Впоследствии Россия упорно гасила свои долги: в бюджете на 2001 г. на погашение долгов было направлено 231,104 млрд руб., или почти 18% всех расходов государства.

При большом долге государство оказывается перед выбором: либо прекратить погашение долга, «заморозить» его до лучших времен; либо сокращать расходы на социальные программы и поддержку национальной экономики; либо одолжить еще и за счет этого погасить обязательства по ранее взятым долгам.

Очевидно, что любой из этих путей не сулит радости ни руководству страны, ни гражданам. Например, первый вариант чреват объявлением России страной, допустившей дефолт, т. е. грубо обманувшей тех, кто одолжил ей деньги. А за дефолт принято жестко наказывать, вплоть до конфискации всего зарубежного имущества страны-обманщицы, а главное — выручки от продажи за рубеж продукции и сырья (нефти, газа, леса). Второй путь — именно его пыталось реализовать Правительство РФ в 2001 г., когда выплаты по внешнему долгу стали уж очень тяжелыми, — вызывает недовольство населения и жесткое сопротивление оппозиционных партий в Думе.

Предотвратить такую ситуацию можно только проведением очень тщательно продуманной и последовательной государственной финансовой политики.