Правила оказания платных образовательных услуг

Порядок оказания платных образовательных услуг

В 2001 году появился документ, который упорядочил оказание платных образовательных услуг в учреждениях дошкольного и общего образования. Он утвержден постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 505 и называется «Правила оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования».

Нельзя сказать, что до июля 2001 года у нас не было документов, регламентирующих оказание таких услуг. Во-первых, об этом говорилось, хотя и вкратце, в самом Законе РФ «Об образовании». Во-вторых, этому вопросу посвящались и некоторые документы Минобразования России. Так, в письме этого ведомства от 21 июля 1995 г. N 52-М содержался перечень дополнительных услуг государственных и муниципальных образовательных учреждений, за которые они могут брать плату. А в письме от 16 декабря 1998 г. N 01-50-205 ин/32-03 говорилось о том, что государственные и муниципальные учебные заведения не вправе устанавливать плату за образовательные услуги, которые они оказывают по основным образовательным программам.

Однако новые Правила более подробно рассматривают этот вопрос. В основу Правил положены нормы Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании», а также Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей». И надо сказать, что многие нормы последнего закона вошли в Правила без существенных изменений.

Правила, как и закон, оперируют понятиями «потребитель» и «исполнитель». Но понятие «потребитель» они трактуют более широко. Закон называет потребителем лишь гражданина, который заказывает, приобретает, использует услуги (или намеревается это сделать) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд. То есть потребитель — это тот, кто не ведет предпринимательскую деятельность. А вот Правила относят к потребителям еще и организации. Например, школа, которая с домом детского творчества заключает договор на обучение школьников прикладному мастерству или техническим дисциплинам, будет потребителем.

Исполнителем Правила называют государственные и муниципальные образовательные учреждения, а также негосударственные образовательные организации, которые оказывают платные образовательные услуги по программам основного и дополнительного дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Кроме того, это граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью.

Уточним, что Правила, во-первых, распространяются на те государственные и муниципальные учреждения, которые оказывают потребителям платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные образовательными программами и государственными образовательными стандартами. Во-вторых — на негосударственные организации, которые осуществляют платную образовательную деятельность, в том числе и в пределах государственных стандартов. А в третьих — на индивидуальных предпринимателей, оказывающих платные услуги по программам основного и дополнительного образования. Подчеркнем, что в уставах организаций должны перечисляться платные образовательные услуги, которые они оказывают.

Надо сказать, что в Правилах приводится довольно лаконичный перечень образовательных услуг, за которые допускается взимать плату. В государственных и муниципальных учреждениях, согласно пункту 4 Правил, к таким услугам причислено обучение по дополнительным образовательным программам, специальным курсам и циклам дисциплин, репетиторство, занятия по углубленному изучению предметов и другие услуги. Значительно больше внимания этот документ уделяет услугам, которые не могут быть платными. В государственных и муниципальных учреждениях это:

  • — обучение по основным образовательным программам в классах (группах) с меньшим количеством учеников, чем это установлено;
  • — обучение по основным общеобразовательным программам и по программам повышенного уровня в общеобразовательных школах (классах) с углубленным изучением отдельных предметов, в гимназиях, лицеях, дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с их статусом;
  • — факультативные, индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору за счет часов, отведенных на основные общеобразовательные программы. Кроме того, Правила прямо указывают на то, что государственные и муниципальные образовательные учреждения не могут оказывать платные услуги взамен или в рамках основных образовательных и государственных образовательных стандартов, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета.

Целый раздел Правил посвящен информации, которые исполнители обязаны доводить до потребителей.

В пункте 7 этого раздела сказано, что информация об исполнителе и образовательных услугах, которые он оказывает, дает потребителю возможность выбора. Поэтому такая информация должна предоставляться потребителю до того, как он заключил договор с исполнителем. Какая же это информация?

В пункте 8 Правил приводится ее перечень:

  • — наименование и местонахождение исполнителя, сведения о лицензии на право вести образовательную деятельность и свидетельстве о государственной аккредитации (регистрационный номер, срок действия и орган, выдавший документ). Индивидуальные предприниматели, которые занимаются педагогической деятельностью, указывают свою фамилию, имя, отчество, а также когда и какие органы зарегистрировали их в качестве индивидуального предпринимателя;
  • — уровень и направленность основных и дополнительных образовательных программ, которые реализует исполнитель, формы и сроки их освоения;
  • — перечень образовательных услуг, стоимость которых включена в основную плату по договору, а также и перечень дополнительных образовательных услуг, оказываемых за дополнительную плату, и порядок их оплаты;
  • — стоимость образовательных услуг, оказываемых за основную плату по договору, а также стоимость образовательных услуг, оказываемых за дополнительную плату, и порядок их оплаты;
  • — порядок приема и требования к поступающим;
  • — форма документа, выдаваемого по окончании обучения.

Если образовательные услуги оказывает филиал, отделение или другое территориально обособленное структурное подразделение образовательной организации, то оно должно сообщить потребителю, что у него есть доверенность на осуществление полных или частичных правомочий этой организации.

По требованию потребителя дополнительно к перечисленной информации исполнитель должен предоставить следующие документы или сведения:

  • — устав государственного или муниципального образовательного учреждения, негосударственной образовательной организации, положение о филиале, отделении, другом территориально обособленном структурном подразделении организации;
  • — лицензию на образовательную деятельность и другие документы, регламентирующие организацию образовательного процесса;
  • — адрес и телефон учредителя (учредителей) и органа управления образованием;
  • — образцы договоров, в том числе на оказание платных дополнительных образовательных услуг;
  • — описание основных и дополнительных образовательных программ, стоимость образовательных услуг по которым включается в основную плату по договору;
  • — описание дополнительных образовательных программ, специальных курсов, циклов дисциплин и других образовательных услуг, оказываемых за плату только с согласия потребителя;
  • — перечень категорий потребителей, имеющих право на льготы, а также перечень льгот, предоставляемых в соответствии с законодательством РФ при оказании платных образовательных услуг, в том числе дополнительных.

Интересно, что перечень всей этой информации не является исчерпывающим. В пункте 10 Правил специально оговаривается, что исполнитель сообщает потребителю по его просьбе любые сведения, касающиеся договора и образовательной услуги. В некоторых случаях такие просьбы могут основываться на нормах Закона «О защите прав потребителей». Так, например, в пункте 2 статьи 10 названного Закона говорится о том, что исполнитель в обязательном порядке должен назвать конкретное лицо, которое будет оказывать услугу, дать информацию о нем, если это имеет значение для качества услуги. Данная норма имеет непосредственное отношение к образовательным организациям, поскольку качество образования и воспитания во многом определяется личностью педагога. Поэтому образовательные учреждения должны сообщать потребителям своих услуг, прежде всего родителям, сведения о педагогах, которые будут учить и воспитывать их детей.

Пункт 13 Правил устанавливает, что договор на оказание платных образовательных услуг заключается только в том случае, когда есть реальная возможность их оказать. Причем потребители имеют равное право заключить такой договор (за исключением случаев, установленных законодательством РФ).

Согласно пункту 14 Правил, заключить договор можно только в письменной форме. В нем требуется указать:

  • — название исполнителя и его местонахождение либо фамилию, имя, отчество индивидуального предпринимателя и сведения о его государственной регистрации;
  • — фамилию, имя, отчество потребителя услуги, его адрес и телефон;
  • — сроки оказания образовательных услуг;
  • — уровень и направленность основных и дополнительных образовательных программ, перечень (виды) образовательных услуг, их стоимость и порядок оплаты;
  • — другие необходимые сведения об оказываемых образовательных услугах;
  • — должность, фамилию, имя, отчество лица, подписывающего договор от имени исполнителя;
  • — подпись потребителя.

Стоимость образовательных услуг определяется по соглашению между исполнителем и потребителем. На эту стоимость может составляться твердая или приблизительная смета. Смета включается в договор по требованию потребителя или исполнителя.

Об оплате образовательных услуг говорится в пункте 17 Правил. Там сказано, что потребитель обязан оплатить образовательные услуги в том порядке и в те сроки, которые указаны в договоре. При этом исполнитель должен выдать потребителю документ, подтверждающий оплату. Заметим, что действующим законодательством предусмотрены различные варианты оплаты. Так, статья 37 Закона РФ «О защите прав потребителей» по желанию позволяет потребителю вносить плату за обучение либо сразу целиком, либо авансом.

Правила регламентируют ответственность исполнителя и потребителя. Тем не менее в разделе, посвященном этому вопросу, говорится в основном об ответственности исполнителя. О потребителе в нем сказано только, что если он не исполняет условия договора, то несет ответственность, предусмотренную договором и законодательством РФ.

Ответственность исполнителя Правила разъясняют более подробно. В частности, пункт 22 устанавливает, что если образовательные услуги оказаны не в полном объеме или с недостатками, то потребитель вправе требовать:

  • — безвозмездно оказать ему образовательные услуги в полном объеме в соответствии с образовательными программами, учебными планами и договором;
  • — уменьшить стоимость образовательных услуг;
  • — возместить ему понесенные расходы, если он устранял недостатки самостоятельно или с помощью третьих лиц.

Потребитель имеет право расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков, если недостатки устранены были не в срок, установленный договором, и по-прежнему существенны.

Кроме того, в некоторых частных случаях у потребителя могут быть и особые права. Например, когда исполнитель несвоевременно начал оказывать услуги и уже ясно, что они будут оказаны с опозданием, а также когда пропущен срок окончания договора. Тогда потребитель может потребовать:

  • — назначить новый срок, в течение которого исполнитель начнет и (или) закончит свою работу;
  • — поручить третьим лицам оказание образовательных услуг за разумную цену и возместить понесенные расходы;
  • — уменьшить стоимость этих услуг;
  • — расторгнуть договор.

Потребитель может также потребовать полностью возместить убытки, причиненные ему из-за того, что были нарушены сроки начала и (или) окончания договора, и из-за недостатков оказанных услуг. Эта норма перенесена в Правила из Закона «О защите прав потребителей». Заметим, однако, что в интересах самих потребителей не доводить дело до конфликта с образовательными учреждениями.

И наконец то, что касается примерной формы договора на оказание платных образовательных услуг. Правила устанавливают, что она утверждается федеральным органом управления образованием. В настоящее время — Министерством образования Российской Федерации.

Вокруг принятия нового закона о платном образовании ходит немало слухов и домыслов. Многие считают, что он уже принят, некоторые говорят, что только обсуждается. Однако решение Государственной Думы о введении платы за обучение воспринимается негативно с обеих сторон.

Описание нового закона о платном образовании в школе

Многочисленные слухи о том, что Госдума приняла закон о платном образовании, не подтверждаются. Отдельного такого документа на июль 2017 года не имеется. Продолжает действовать Федеральный закон 273 «Об образовании в Российской Федерации», принятый 21 декабря 2012 года.

Положения ФЗ 273 регламентируют все вопросы, связанные с получением образования, в том числе и платного. Структурно документ подразделяется на следующие главы:

  • общие положения, определяющие основные аспекты законодательства;
  • действующая система образования;
  • юридические лица, осуществляющие образовательную деятельность;
  • обучающиеся и их законные представители – родители;
  • работники образовательных учреждений;
  • основания возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений;
  • общее, профессиональное и дополнительное обучение;
  • особенности и порядок организации некоторых образовательных программ;
  • управление системой обучения, государственный регламент;
  • экономическая деятельность и финансирование образовательных учреждений;
  • международное сотрудничество и заключительные положения.

Для рассмотрения вопроса о введении платного образования и самообеспечения школ следует обратиться к главе о финансировании. Она включает в себя статьи, регулирующие следующие вопросы:

  • особенности финансового обеспечения образовательных услуг со стороны государства и муниципальных властей;
  • контрольные цифры, рассчитанные на бюджетное содержание;
  • осуществление образовательной деятельности за счет средств физических и юридических лиц;
  • имущество учреждений;
  • создание организациями, обеспечивающими высшее образование, хозяйственных обществ и партнерств для практического применения навыков;
  • система образовательного кредитования.

Отдельно следует выделить статью 101 ФЗ 273, определяющую оплату образовательной деятельности физическими лицами. Положения статьи рассматриваются в контексте общих предписаний, изложенных в первой главе:

  • предмет регулирования закона и основные понятия и принципы, на которых он базируется;
  • правовое регулирование отношений, право на обучение и государственные гарантии его реализации;
  • полномочия Российской Федерации, федеральных и региональных органов власти.

Статья 5 ФЗ 273 предписывает общедоступность и бесплатность дошкольного, начального, основного и среднего общего образования, среднего профессионального и высшего в том случае, если гражданин получает его впервые и поступает на бюджет по конкурсной основе. Введение платного обучения противоречит данным принципам, основанным на Конституции РФ.

Вновь обращаясь к статье 101 ФЗ 273 о вариантах платного обучения можно выявить ее аспекты:

  • учреждению допускается взимать плату с физических и юридических лиц согласно заключенному договору;
  • платное образование не может заменять бюджетное;
  • плату допускается брать за те образовательные услуги, которые не предусмотрены государственным или муниципальным заданием.

Проанализировав указанные положения можно сделать вывод, что платное образование не затрагивает общее. На основании данного принципа и разрабатываются нововведения, о которых столько говорят.

Обсуждаемый закон о платном образовании подразумевает переход школ на самообеспечение. Родителям не придется платить за базовые уроки или их часы. В систему платного обучения включаются:

  • дополнительные уроки, факультативы, а также мероприятия, посещаемые по желанию учащихся;
  • система продленки – присмотр за детьми в рамках обучения;
  • дополнительные кружки, нацеленные на всестороннее развитие обучающихся;
  • предполагается введение платных профессиональных предметов, ориентированных на будущую подготовку специалистов.

Сложность в том, что введение платных уроков и факультативов повысят приоритет тех учеников, которые на них обучались. Таким будет не только проще сдавать выпускные экзамены, но и проходить конкурс в высшие учебные заведения, а затем и находить профильную работу.

То есть, поправки о платном образовании сохраняют конституционное право граждан на бесплатность обучения. Но за качественное и углубленное преподавание родителям придется платить. И несмотря на отсутствие специального закона о платном образовании или самообеспечении школ, создаваемая система функционирует уже сейчас.