Права участкового уполномоченного полиции

Приказ МВД РФ от 31 декабря 2012 г. N 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» (с изменениями и дополнениями)

  • Приложение. Наставление по организации деятельности участковых уполномоченных полиции
    • Приложение N 1. Требования, предъявляемые к участковому пункту полиции
    • Приложение N 2. Акт приема-передачи служебной документации на административный участок
    • Приложение N 3. Паспорт на административный участок
    • Приложение N 4. Журнал учета приема граждан, их обращений и заявлений
    • Приложение N 5. Визитная карточка участкового уполномоченного полиции
    • Приложение N 6. Паспорт на жилой дом (жилые дома) участкового уполномоченного полиции (утратило силу)
    • Приложение N 7. Рапорт о проверке лица, состоящего на профилактическом учете
    • Приложение N 8. Рапорт о проверке условий хранения оружия и боеприпасов
    • Приложение N 9. График отчетов перед населением участковых уполномоченных полиции участкового пункта полиции о проделанной работе
    • Приложение N 10. Примерное содержание объявления о предстоящем отчете перед населением участковых уполномоченных полиции о проделанной работе
    • Приложение N 11. Протокол проведения собрания по вопросу отчета участкового уполномоченного полиции перед жителями административного участка
    • Приложение N 12. Книга отзывов и предложений граждан
    • Приложение N 13. Книга замечаний и предложений проверяющих
    • Приложение N 14. Рапорт о проверке несения службы участковым уполномоченным полиции

Приказ МВД РФ от 31 декабря 2012 г. N 1166
«Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции»

С изменениями и дополнениями от:

8 сентября 2016 г.

В целях совершенствования организации деятельности участковых уполномоченных полиции по профилактике преступлений и иных правонарушений, повышения их роли в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности — приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Наставление по организации деятельности участковых уполномоченных полиции*(1).

Информация об изменениях:

Приказом МВД РФ от 8 сентября 2016 г. N 526 пункт 2 изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

2. Участковый уполномоченный (старший участковый уполномоченный) полиции может привлекаться к выполнению служебных обязанностей, не предусмотренных должностным регламентом (должностной инструкцией), в порядке, установленном частью 8 статьи 31 и статьей 35 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».*(7) При этом возложение на участкового уполномоченного (старшего участкового уполномоченного) полиции обязанностей, не связанных с обслуживанием административного участка, допускается только на основании письменного поручения начальника территориального органа МВД России на районном уровне либо лица, его замещающего.

3. Утратил силу.

См. текст пункта 3

4. Утратил силу.

См. текст пункта 4

5. Начальникам территориальных органов МВД России на региональном уровне:

5.1. Осуществить организационно-практические меры по изготовлению бланков служебной документации и визитных карточек, предусмотренных Наставлением.

5.2. Обеспечить в первоочередном порядке: участковых уполномоченных полиции — автомототранспортом, средствами связи и другими материально-техническими ресурсами в соответствии с утвержденными нормами положенности, служебной документацией и визитными карточками в пределах выделенных бюджетных ассигнований; участковые пункты полиции — мебелью, оргтехникой, информационными стендами, нормативными правовыми актами, бытовыми принадлежностями (согласно требованиям санитарных норм и правил, а также норм положенности).

5.3. Обеспечить в системе профессиональной служебной и физической подготовки изучение и выполнение личным составом подразделений органов внутренних дел Российской Федерации*(2) настоящего приказа и Наставления.

5.4. Исключить привлечение участковых уполномоченных (старших участковых уполномоченных) полиции к выполнению функций, связанных с осуществлением проверок по заявлениям и сообщениям о преступлениях либо административных правонарушениях, не относящихся к компетенции полиции.

6. Считать утратившими силу приказы МВД России от 16 сентября 2002 г. N 900*(3), от 3 мая 2003 г. N 300*(4), от 30 марта 2006 г. N 217*(5), от 12 апреля 2007 г. N 356*(6).

7. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра, которые несут ответственность за соответствующие направления деятельности.

Министр
генерал-лейтенант полиции

В. Колокольцев

______________________________

*(1) Далее — «Наставление».

*(2) Далее — «органы внутренних дел».

*(3) Зарегистрирован в Минюсте России 20 ноября 2002 г., регистрационный N 3936.

*(4) Зарегистрирован в Минюсте России 15 мая 2003 г., регистрационный N 4538.

*(5) Зарегистрирован в Минюсте России 18 мая 2006 г., регистрационный N 7849.

*(6) Зарегистрирован в Минюсте России 10 мая 2007 г., регистрационный N 9437.

*(7) Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7020; 2012, N 50, ст. 6954; 2013, N 19, ст. 2329; N 27, ст. 3477; N 48, ст. 6165; 2014, N 13, ст. 1528; N 47, ст. 6633; N 49, ст. 6928; N 52, ст. 7542; 2015, N 7, ст. 1022; N 29, ст. 4356; N 41, ст. 5639; 2016, N 27, ст. ст. 4160, 4233, 4238. Далее — «Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Примерный образец рапорта, составляемого сотрудником полиции по факту обнаружения и разбирательства с административными правонарушениями

Начальнику УМВД России по г. Орлу

полковнику полиции

В.П. Иванову

Рапорт.

Докладываю Вам о том, что 12 декабря 2014 года в 17 часов 30 минут при несении службы по охране общественного порядка на территории улицы Ленина города Орла в районе дома № 8 мною, совместно со старшим сержантом полиции Петровым С.Н., был установлен факт совершения административного правонарушения гражданином Сидоровым Е.А., который, находясь в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения, приставал к окружающим гражданам с просьбой выпить с ним, при получении отказа громко выражался в их адрес нецензурной бранью.

С целью прекращения совершения административного правонарушения и для составления протокола об административном правонарушении гражданин Сидоров Е.А. был доставлен в УМВД России по г. Орлу. При доставлении физическая сила и специальные средства не применялись. В отношении Сидорова Е.А. составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.1 КоАП РФ. После составления протокола Сидоров Е.А. отпущен домой.

12 декабря 2014 года УУП УМВД России по г. Орлу

капитан полиции

Андреев С.Н.

В случае, когда данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, сообщены физическими или юридическими лицами, то полученная информация, как правило, оформляется заявлением.

Заявление — Письменная просьба о чем-нибудь или официальное сообщение в устной или письменной форме (Словарь русского языка С.И. Ожегова).

Заявление об административном правонарушении принимается и регистрируется сотрудниками полиции в соответствии с требованиями приказа МВД России № 736 от 29.08.2014 года «Об утверждении инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях». В соответствии с данной инструкцией заявления и сообщения об административных правонарушениях подлежат обязательному приему во всех территориальных органах МВД России вне зависимости от места и времени совершения административного правонарушения, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления.

Обычно прием заявлений и сообщений об административных правонарушениях осуществляется оперативным дежурным (помощником оперативного дежурного) дежурной части территориального органа МВД России (отдела, отделения, пункта полиции, линейного отдела, линейного отделения, линейного пункта полиции). Однако вне пределов административных зданий территориальных органов МВД России или в административных зданиях территориальных органов МВД России, в которых дежурные части не предусмотрены, заявления и сообщения об административных правонарушениях принимаются уполномоченными сотрудниками органов внутренних дел. В этом случае на принятом заявлении об административном правонарушении сотрудник органов внутренних дел в обязательном порядке указывает дату и время его получения, свои должность, инициалы, фамилию и заверяет эти сведения своей подписью.

Хотя, как было указано ранее, заявления и сообщения об административных правонарушениях подлежат обязательному приему вне зависимости от полноты содержащихся в них сведений и формы представления, желательно, чтобы заявление среди прочего содержало в себе следующие данные:

· Фамилия, имя и отчество заявителя;

· Адрес места жительства (пребывания), номер телефона заявителя.

· Дата и время подачи заявления (сообщения).

Это связано с тем, что указанные данные подлежат занесению в КУСП и могут понадобиться для направления ответа о результатах рассмотрения заявления.

Тема 20. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ

  1. II. Политико-правовое учение Петра Алексеевича Кропоткина
  2. III. Правовое положение военнообязанных
  3. IV. Среди форм осуществления государственной власти видное место занимают правовое регулирование и государственный контроль.
  4. Melior condicio nostra per servos fieri potest, deterior fieri поп potest (D. 50.17.133). — Наше положение может становиться лучше при помощи рабов, но не может становиться хуже.
  5. А. Положение основных слоев российского общества в пореформенное время
  6. Административно-правовое воздействие в сфере экономики
  7. Административно-правовое принуждение
  8. Административно-правовое регулирование . прохождения государственной службы
  9. Административно-правовое регулирование агропромышленным комплексом.
  10. Административно-правовое регулирование в административно-политической сфере.

20.1. Правовая основа деятельности участкового уполномоченного полиции

Участковый уполномоченный полиции — представитель полиции, вы­полняющий свои служебные обязанности по защите личности от преступлений и других противоправных посягательств, охране об­щественного порядка, обеспечению общественной безопасности на своем административном участке, закрепленной за ним в установ­ленном порядке части территории, обслуживаемой территориаль­ным органом МВД России на районном уровне.

Правовой статус участкового уполномоченного как совокуп­ность его обязанностей, прав, компетенции и ответственности оп­ределен большим числом законодательных и подзаконных правовых актов. Основу правового регулирования деятельности участкового уполномоченного в настоящее время составляют Федеральный за­кон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», Федеральный за­кон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные за­конодательные акты Российской Федерации».

Следует уточнить, что приведенные законодательные акты оп­ределяют основы правового статуса всех сотрудников полиции, включая участковых уполномоченных. Эти законодательные акты являются правовой основой прохождения государственной службы в ОВД и содержащиеся в них правовые нормы регламентируют пра­вовое положение любого сотрудника полиции независимо от зани­маемой должности. В то же время правовая регламентация деятель­ности отдельных отраслевых служб полиции осуществляется подза­конными правовыми актами, как правило, ведомственными. И та­ким нормативным правовым актом, конкретизирующим в данном случае обязанности, права, ответственность участковых уполномо­ченных, а также регламентирующим организацию их деятельности является Наставление по организации деятельности участковых упол­номоченных полиции, утвержденное приказом МВД России от 31 де­кабря 2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участко­вых уполномоченных полиции», заменившее ранее действующую Инструкцию по организации деятельности участкового уполномо­ченного милиции, утвержденную приказом МВД России от 16 сен­тября 2002 г. № 900.

Приказом МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166, помимо утверждения указанного Наставления по организации деятельности участковых уполномоченных полиции, на начальников территори­альных органов МВД России на районном уровне возложена пер­сональная ответственность за организацию оперативно-служебной деятельности участковых уполномоченных, а также закреплено пра­во привлекать участковых уполномоченных к выполнению служеб­ных обязанностей:

по проведению проверок по заявлениям и сообщениям о про­исшествиях, которые могут привести к наступлению страхового случая, фактах совершения дорожно-транспортных происшест­вий, а также содержащим признаки преступлений в сфере эко­номики, экологических преступлений;

по участию в охране общественного порядка и обеспечении об­щественной безопасности, проведению следственных мероприя­тий вне территории закрепленных административных участков;

по осуществлению дежурств в следственно-оперативных груп­пах, группах немедленного реагирования, дежурных частях тер­риториальных органов МВД России, а также в резерве для вы­полнения задач по охране и конвоированию задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста. Указанные обязанности могут быть возложены на участкового уполномоченно­го при невозможности их выполнения другими сотрудниками полиции.

Следует особо отметить, что перечень законодательных и иных нормативных правовых актов, нормами которых руководствуются в своей деятельности участковые уполномоченные, и которые возлага­ют на них какие-либо обязанности и наделяют соответствующими правами, учитывая широту компетенции участкового уполномочен­ного, также очень широк. Так, например, рассматривая обращения граждан и принимая по ним установленные решения, участковые уполномоченные руководствуются нормами УПК РФ или Федераль­ного закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения об­ращений граждан Российской Федерации» и соответствующими нормами подзаконных нормативных правовых актов, пресекая адми­нистративные правонарушения на территории административного — руководствуются нормами КоАП РФ, участвуя в осуществлении кон­троля за соблюдением законодательства в области оборота оружия — используют в своей деятельности нормы Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» и т.п. Кроме того, участко­вые уполномоченные в своей деятельности руководствуются норма­ми законодательных актов субъектов Российской Федерации.

Более детальная регламентация служебных обязанностей участко­вого уполномоченного с учетом особенностей обслуживаемой им тер­ритории указана в его должностной инструкции (должностном регла­менте), разрабатываемой и утверждаемой в установленном порядке.

Нормы законодательных и иных нормативных правовых актов, действующих в разных сферах государственного управления, при­меняются в деятельности участковых уполномоченных значительно более часто, чем в деятельности сотрудников других отраслевых служб полиции, и связано это, прежде всего, с разносторонним ха­рактером деятельности участкового уполномоченного и широким кругом его обязанностей по обеспечению личной безопасности граждан, охране общественного порядка и обеспечению обществен­ной безопасности.

20.2. Особенности оперативно-служебной деятельности участкового уполномоченного полиции

Как уже отмечалось, один из организационных принципов админи­стративной деятельности полиции — отраслевой. В соответствии с ним деятельность полиции, так или иначе связанная с охраной об­щественного порядка и обеспечением общественной безопасности, осуществляется специально созданными отраслевыми службами, обла­дающими компетенциями, позволяющими воздействовать на те или иные элементы общественной безопасности.

Так, например, строевые подразделения ППСП специально соз­даны для непосредственной охраны правопорядка в общественных местах, и ее сотрудники непосредственно обеспечивают обществен­ную безопасность, т.е. создают необходимые условия для свободной реализации гражданами своих прав на отдых, труд и т.п. Сотрудники подразделений лицензионно-разрешительной работы обеспечивают общественную безопасность опосредованно, осуществляя в преде­лах своей компетенции контроль за соблюдением законодательства в области оборота оружия и осуществления частной детективной и охранной деятельности, а сотрудники дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России участвуют в обеспечении общественной безо­пасности, воздействуя на такой ее элемент, как безопасность дорож­ного движения.

Особенность правового статуса участкового уполномоченного состоит в том, что он будучи ответственным за охрану обществен­ного порядка и состояние общественной безопасности на своем административном участке, в той или иной мере реализует на этом участке практически все отраслевые разновидности административ­ной деятельности полиции. Так, на своем административном участ­ке участковый уполномоченный:

(1) охраняет общественный поря­док, осуществляя общий и специальный административный надзор;

(2) обеспечивает на участке безопасность дорожного движения;

(3) осуществляет контрольно-надзорную деятельность в сфере обо-
рота оружия и частной детективной и охранной деятельности, а
также осуществляет другие мероприятия в сферах, так или иначе
связанных с обеспечением личной безопасности граждан, прожи-
вающих или работающих на административном участке, охраной
общественного порядка и собственности на административном уча-
стке, обеспечением общественной безопасности.

Участковые уполномоченные полиции участвуют в выявлении, пресече­нии и раскрытии различных преступлений, участвуют в розыске лиц, подозреваемых в совершении преступлений, реализуют широ­кие административно-юрисдикционные полномочия по борьбе с административными правонарушениями, осуществляют профилак­тическую работу с различными категориями граждан, направлен­ную на предупреждение преступлений, рассматривают обращения граждан и принимают по ним установленные законом решения. Необходимо отметить, что охрана общественного порядка и обеспе­чение общественной безопасности, противодействие преступности в местах проживания граждан, осуществляемые участковыми уполно­моченными, учитывают различные факторы социального, экономи­ческого, демографического, географического и иного характера, что обусловливает особое место службы участковых уполномоченных в числе других полицейских подразделений, обеспечивающих охрану общественного порядка.

Общепринятым считается что полиция, являясь частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, реализует уголовно-процессуальную, оперативно-розыскную и административную виды деятельности, не­посредственно направленные на выполнение задач по защите лич­ности от преступлений и иных противоправных посягательств, про­тиводействию преступности, охране общественного порядка и соб­ственности и обеспечению общественной безопасности.

Рассматривая вопросы сущности и содержания административ­ной деятельности полиции, ее характерные черты и отличия от дру­гих видов деятельности, мы отмечали то обстоятельство, что раз­личные виды деятельности полиции, направленные на реализацию ее предназначения, тем не менее, имеют свои обособленные цели, реализуются различными субъектами из числа сотрудников поли­ции, проходящих службу в специализированных отраслевых служ­бах и обладают рядом специфических отличительных черт. Так, на­пример, уголовно-процессуальная деятельность полиции направле­на, прежде всего, на расследование уголовных дел и обеспечение ответственности лиц, совершивших уголовные преступления, ос­новными целями оперативно-розыскной деятельность являются получение оперативной информации о готовящихся и совершенных преступлениях, о лицах их замышляющих или совершивших, а так­же розыск лиц, подозреваемых в совершении преступлений, а ос­новными целями административной деятельности является защита личности от противоправных посягательств, охрана общественного порядка и собственности и обеспечение общественной безопасности.

В то же время участковый уполномоченный в силу своего слу­жебного положения активно участвует во всех перечисленных видах деятельности.

В уголовно-процессуальной деятельности участковый уполно­моченный участвует, проводя предварительные проверки материа­лов, зарегистрированных в КУСП и принимая по ним процессуаль­ные решения в порядке ст.ст. 144, 145 УПК РФ. Нужно отметить, что в силу сложившихся в настоящее время условий именно этот вид деятельности занимает большую часть служебного времени уча­стковых уполномоченных полиции. Также участковый уполномо­ченный осуществляет уголовно-процессуальную деятельность, вы­полняя отдельные поручения следователя или дознавателя, а также участвуя в проведении различных следственных действий.

В своей практической деятельности участковый уполномоченный зачастую сталкивается с необходимостью проведения различных опе­ративно-розыскных мероприятий, например таких, как наведение справок, наблюдение или обследование помещений, зданий, соору­жений, участков местности и транспортных средств. Здесь однако необходимо отметить то, что участковый уполномоченный в соответ­ствии с действующей в настоящее время нормативно-правовой базой не является субъектом оперативно-розыскной деятельности и может осуществлять только те оперативно-розыскные мероприятия, резуль­таты которых не требуют документального оформления в соответст­вии с требованиями Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Итак, участковые уполномоченные участвуют в осуществлении и уголовно-процессуальной, и оперативно-розыскной деятельности, однако наиболее широко и разносторонне участковые уполномо­ченные участвую в осуществлении административной деятельности.

Как уже отмечалось, традиционно в административной деятельно­сти полиции выделяют такие виды деятельности, как: (1) контрольно-надзорная деятельность, связанная с осуществлением общего и специального административного надзора и реализацией различных контрольных мероприятий в пределах компетенции полиции; (2) учетно-регистрационная деятельность, связанная с учетом и реги­страцией лиц, средств транспорта, различных происшествий, веде­нием банков данных и т.п.; (3) лицензионно-разрешительная дея­тельность, связанная с реализацией полномочий полиции в сфере оборота оружия и боеприпасов и в сфере осуществления частной детективной и охранной деятельности; (4) административно-юрисдикционная деятельность, связанная с разрешением должностными лицами полиции различных административно-правовых споров и наложением в административном (внесудебном) порядке установ­ленных санкций за нарушения норм административного права.

Участковый уполномоченный активно участвует в осуществле­нии всех указанных видов административной деятельности полиции и наделен соответствующими полномочиями.

Итак, отметим следующие особенности деятельности участково­го уполномоченного полиции:

непосредственная и постоянная работа с населением;

нацеленность на взаимодействие и сотрудничество с жителями административного участка, представителями органов местного самоуправления, общественностью, предприятиями, учрежде­ниями и организациями в вопросах защиты личности, охраны общественного порядка и собственности, обеспечения общест­венной безопасности;

профилактическая направленность деятельности, основной за­дачей которого является предупреждение преступлений и пра­вонарушений;

активное участие во всех видах деятельности полиции — уголов­но-процессуальной, оперативно-розыскной и административной;

широкая и разносторонняя административная деятельность поли­ции, включая контрольно-надзорную, учетно-регистрационную, лицензионно-разрешительную и административно-юрисдикционную.

20.3. Основные направления деятельности участкового уполномоченного полиции

Широта и разносторонность обязанностей и полномочий статуса участкового уполномоченного, его близость к населению дают ос­нование утверждать, что участковый уполномоченный, являясь представителем полиции, олицетворяет ее на административном участке. Данный тезис находит подтверждение также и в том, что, выполняя свои служебные обязанности, участковый уполномочен­ный реализует практически все, за редкими исключениями, на­правления деятельности полиции, обозначенные в ст. 2 Федераль­ного закона «О полиции».

Основными направлениями деятельности участкового уполномо­ченного являются:

защита личности, общества, государства от противоправных по­сягательств;

предупреждение и пресечение преступлений и административ­ных правонарушений;

выявление и раскрытие преступлений;

производство по делам об административных правонарушениях.

Кроме того, в пределах своей компетенции участковый уполномо-
ченный при несении службы на административном участке участвует:

в обеспечении правопорядка в общественных местах;

розыске лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда, а также пропавших без вести;

идентификации лиц, которые по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могут сообщить сведения о себе, и в идентификации неопознанных трупов;

розыске несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуж­дающихся в социальной реабилитации, несовершеннолетних, са­мовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учре­ждений закрытого типа органа управления образованием, а также уклоняющихся от недобровольной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства;

контроле за соблюдением законодательства Российской Федера­ции в области оборота оружия;

обеспечении безопасности дорожного движения на администра­тивном участке.

Участковый уполномоченный анализирует оперативную обста­новку на территории своего административного участка, отслеживает ее изменения и принимает меры к ее нормализации. Необходимо отметить важную роль профилактики преступлений и правонару­шений, поскольку совершение преступлений и правонарушений на обслуживаемом участке означает осложнение оперативной обста­новки и требует выработки и реализации дополнительных мер по ее нормализации. В то же время качественная профилактическая ра­бота не только способствует снижению числа преступлений и пра­вонарушений, но и создает необходимые условия для соблюдения прав и свобод граждан и обеспечения общественной безопасности.

Одна из отмеченных особенностей правового статуса участково­го уполномоченного характера — профилактический характер его деятельности. Выполняя свои служебные обязанности, участковый уполномоченный осуществляет различные профилактические меро­приятия как общей, так и индивидуальной направленности.

Основ­ные формы несения службы участковым уполномоченным:

1) проведение профилактического обхода административного уча-
стка, включающего в себя, прежде всего, посещение квартир
граждан и проведение с ними бесед, направленных на преду-
преждение преступлений (квартирных краж, угонов и др.) и
правонарушений, в т.ч. в семейно-бытовой сфере, а также на
получение о лицах, склонных к нарушениям общественного по-
рядка, для проведения дальнейшей профилактической работы с
этими лицами;

(2) проведение индивидуальной профилактической работы с граж-
данами, состоящими на профилактических учетах, включающей
в себя:

проведение с ними профилактических бесед;

наблюдение за их поведением, образом жизни, кругом общения;

опросы их родственников, соседей и других лиц;

применение мер административного принуждения к лицам, состоящим на профилактических учетах и нарушающим установленные правила поведения.

Необходимо отметить, что проведение участковым уполномо-
ченным индивидуальной профилактической работы с лицами, со-
стоящими на профилактических учетах, — это часть осуществляе-
мых им специальных надзорных мероприятий в отношении опреде-
ленных категорий лиц, т.е. часть специального административного
надзора, осуществляемого им.

20.4. Взаимодействия в работе участкового уполномоченного полиции: направления, формы и группы лиц

Участковый уполномоченный при выполнении возложенных обязан­ностей и с учетом имеющихся прав и полномочий обладает доста­точной самостоятельностью при принятии решений по различным вопросам своей оперативно-служебной деятельности, связанной с обслуживанием административного участка. Так, он самостоятельно принимает решения по материалам, зарегистрированным в КУСП, в порядке ст. 144—145 УПК РФ по заявлениям и обращениям граждан в органы внутренних дел, а при осуществлении производства по де­лам об административных правонарушениях он не только вправе са­мостоятельно возбуждать эти дела и применять меры обеспечения производства по делу, но и в ряде случаев уполномочен самостоя­тельно принимать решения о наложении на правонарушителей ад­министративных наказаний в виде предупреждения или штрафа.

В своей деятельности участковый уполномоченный постоянно взаимодействует как с представителями других служб полиции и представителями других органов государственной власти, так и с гражданами, представителями различных общественных объедине­ний, представителями органов местного самоуправления и админи­страциями предприятий, учреждений и организаций, расположен­ных на территории обслуживаемого административного участка.

Эти взаимодействия участкового уполномоченного предопреде­лен самим содержанием его оперативно-служебной деятельности. Без взаимодействия с представителями других служб, представителями органов государственной власти и органов местного самоуправления, представителями иных федеральных органов исполнительной власти и в особенности с представителями различных объединений граждан, осуществляющих свою деятельность на административном участке, а также без взаимодействия с жителями административного участка (основанного на налаживании доверительных отношений с гражда­нами) невозможна эффективная профилактика правонарушений и создание условий для общественного спокойствия.

Следует отметит, что проводимое в настоящее время реформи­рование системы МВД России нацелено также на переориентацию деятельности ОВД по взаимодействию и сотрудничеству с общест­вом в вопросах профилактики преступлений, охраны общественно­го порядка и обеспечения общественной безопасности, что нашло отражение в закреплении в Федеральном законе «О полиции» принципов открытости и публичности, общественного доверия и поддержки граждан, взаимодействия и сотрудничества.

Как уже отмечалось, в ходе решения вопросов организации ад­министративной деятельности полиции по защите жизни, здоровья, прав и свобод человека, охраны общественного порядка и обеспе­чения общественной безопасности должностные лица органов госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, должностные лица других федеральных органов исполнительной власти, представители различных пред приятий, учреждений и организаций, различные общественные объединения и граждане рассматриваются в качестве взаимодействующих сил охраны общественного порядка.

Основными формами взаимодействия являются обмен информаци­ей и совместное участие в проведении каких-либо мероприятий, что в полной мере относится и к деятельности участковых уполномоченных.

В деятельности участкового уполномоченного можно выделить группы лиц, с которыми взаимодействует участковый уполномочен­ный полиции.

Сотрудники других служб полиции, в том числе:

сотрудники подразделений следствия и дознания, с которыми участковый уполномоченный взаимодействует по вопросам осу­ществления уголовно-процессуальной деятельности;

сотрудники подразделений полиции по оперативной работе, прежде всего, сотрудников уголовного розыска, с которыми уча­стковый уполномоченный взаимодействует, участвуя в проведе­нии оперативно-розыскных мероприятий, связанных с раскры­тием преступлений и установлением лиц их совершивших, а также связанных с розыском лиц;

сотрудники подразделений полиции по охране общественного порядка, прежде всего, сотрудников ППСП, сотрудников ПДН, сотрудников ЛРР, по направлениям их деятельности в связи с осуществлением участковым уполномоченным всех разновидно­стей административной деятельности полиции и проведением профилактической работы как общей, так и индивидуальной.

Должностные лица органов государственной власти субъектов
Российской Федерации и представители органов местного само-
управления, а также должностные лица других федеральных орга-
нов исполнительной власти. Оказание содействия этим должност-
ным лицам в реализации их обязанностей — обязанность участко-
вого уполномоченного в пределах его компетенции. Порядок такого
взаимодействия, как правило, регламентирован в нормативных пра-
вовых актах, в т.ч. межведомственных.

Взаимодействие участковых уполномоченных с должностными лицами органов государственной власти и представителями органов местного самоуправления осуществляется по вопросам проведения различных мероприятий профилактической направленности на ос­нове взаимного обмена информации о состоянии правопорядка на обслуживаемой территории и анализа причин и условий, способст­вующих совершению правонарушений. Это взаимодействие осу­ществляется не только в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, но и в других сферах государственного управления, например, таких, как защита от правонарушений, посягающих на права граждан, на здоровье населения, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, общественную нравственность и др. Также взаимодействие участ­ковых уполномоченных с данной категорией должностных лиц осуществляется при подготовке и проведении ежеквартальных от­четов перед населением.

С представителями других федеральных органов исполнительной власти участковый уполномоченный взаимодействует, учитывая спе­цифические особенности их деятельности. Наиболее тесное взаимо­действие осуществляется с сотрудниками территориальных органов и уголовно-исполнительньгх инспекций ФСИН России в целях преду­преждения совершения преступлений и других правонарушений осуж­денными, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или в виде лишения свободы при условном осуждении, со­стоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, а также лиц: находящихся под административным надзором; условно-досрочно ос­вобожденных из мест лишения свободы; отбывших уголовное наказа­ние и имеющих непогашенную или неснятую судимость.

Достаточно часто участковый уполномоченный взаимодействует с должностными лицами территориальных органов ФМС России по вопросам контроля за соблюдением паспортно-регистрационных правил и режима пребывания на территории Российской Федера­ции иностранных граждан и лиц без гражданства.

Также нельзя не отметить взаимодействие участкового уполно­моченного с должностными лицами рассматриваемой категории при возникновении каких-либо чрезвычайных ситуаций.

Граждане — жители административного участка, различные формальные и неформальные объединения граждан, представители администраций предприятий, учреждений и организаций, располо­женных на административном участке, в т.ч. осуществляющих дея­тельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Граждане могут участвовать в охране общественного порядка и обеспечении общественной во взаимодействии с полицией как инди­видуально, так и в различных коллективных формах. Форма участия граждан в охране общественного порядка и обеспечении обществен­ной безопасности предопределяет особенности взаимодействия с по­лицией, поэтому целесообразно выделить следующие группы долж­ностных лиц и граждан, с которыми при выполнении возложенных обязанностей взаимодействует участковый уполномоченный:

граждане, назначенные приказом территориального органа МВД России внештатными сотрудниками полиции, закрепленные за участковым уполномоченным и выполняющие на добровольной безвозмездной основе его поручения;

доверенные лица из числа жителей административного участка, взаимодействие с которыми состоит в предоставлении участковому уполномоченному информации, необходимой для решения различных вопросов оперативно-служебной деятельности. Также доверенные лица по просьбе участкового уполномоченного мо­гут оказывать содействие в проведении каких-либо мероприя­тий, например, при совместном с участковым уполномоченным посещении неблагополучной семьи в качестве представителей общественности, или участвовать в проведении каких-либо про­цессуальных действий в качестве понятых;

старшие по домам и подъездам, важность взаимодействия с кото­рыми подчеркивается тем, что они, как правило, составляют наи­более социально активную часть населения, иными словами — являются активом населения, и выражают заинтересованность в обеспечении должного порядка в их домах и подъездах, при этом особое значение для эффективного взаимодействия имеет наличие доверительных отношений между ними и участковым уполномоченным;

советы общественности, работающие на участковых пунктах по­лиции, и добровольные народные дружины, создаваемые именно для участия в охране общественного порядка и оказания содейст­вия сотрудникам полиции в выполнении их задач и функций;

социально-этнические образования, прежде всего, объединения казачества, участвующие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности в местах своего ком­пактного проживания;

должностные лица и работники управляющих компаний, ДЕЗов, РЭУ, предприятий ЖКХ, представители товариществ собственни­ков жилья, взаимодействие с которыми осуществляется и в форме обмена информацией, и в форме проведения совместных меро­приятий, например, совместной проверки нежилых помещений, чердаков и подвалов или проверки мест проживания граждан;

работники и представители администраций предприятий, учрежде­ний и организаций, расположенных на административном участке, включая частные охранные предприятия и детективные агентства;

иные формальные и неформальные общественные объединения граждан, в т.ч. правоохранительной направленности. Взаимодействие участкового уполномоченного с гражданами, их

неформальными и формальными объединениями, представителями предприятий, учреждений и организаций, расположенных и осуще­ствляющих свою деятельность на обслуживаемом участковым упол­номоченным административном участке, носит в большей степени неформальный характер и его эффективность во многом зависит от умения участкового налаживать доверительные отношения и заин­тересовывать других людей в участии в проведении общей и инди­видуальной профилактической работе, охране общественного по­рядка и обеспечении общественной безопасности.