Повышение квалификации сотрудников

Положение о повышении квалификации и развитии компетенций сотрудников

1. Общие положения

1.1. Положение о повышении квалификации и развитии компетенций сотрудников федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта» (далее – Положение) определяет порядок организации повышения квалификации и развития компетенций научно-педагогических работников, административного и управленческого персонала Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта (далее – университет, БФУ им. И. Канта) по приоритетным направлениям научно-образовательной и инновационной деятельности университета, зафиксированным в Программе развития БФУ им. И. Канта на 2011-2020 годы (далее – ПР).

1.2. Настоящее положение разработано в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным Законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, Типовым положением о структурных подразделениях дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, организуемых в высших и средних специальных учебных заведениях Российской Федерации, Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, а также локальными актами БФУ им. И. Канта.

1.3. Повышение квалификации и развитие компетенций сотрудников университета осуществляется в целях:

1.3.1. обновления и углубления практических и теоретических знаний, а также приобретения новых знаний, способствующих выполнению профессиональных задач на более высоком уровне;

1.3.2. освоения современных и наиболее оптимальных методов обучения и работы;

1.3.3. наиболее эффективной организации научно-образовательного, инновационного и иных рабочих процессов;

1.3.4. обеспечения полного и эффективного выполнения задач Программы развития всеми категориями сотрудников университета, принимающими участие в ее реализации;

1.3.5. реализации подготовки кадров по полному спектру стратегических приоритетов развития БФУ им. И. Канта и региона.

1.4. Повышение квалификации и развитие компетенций сотрудников БФУ им. И. Канта должно соответствовать Приоритетным направлениям научно-образовательной и инновационной деятельности университета, обозначенным в Программе развития:

1.4.1. энергосбережение и энергетическая безопасность;

1.4.2. материаловедение и наносистемы;

1.4.3. информационно-телекоммуникационные системы;

1.4.4. транспортно-логистические и рекреационные технологии;

1.4.5. медицинские биотехнологии;

1.4.6. социальные изменения и социально-гуманитарные технологии;

1.4.7. рациональное природопользование;

1.4.8. технологии развития урбанизированной среды.

1.5. Настоящее положение регламентирует повышение квалификации, профессиональную переподготовку и иные формы развития компетенций сотрудников БФУ им. И. Канта в целях реализации подготовки кадров по полному спектру стратегических приоритетов развития БФУ им. И. Канта и региона.

1.6. Повышение квалификации и развитие компетенций сотрудников БФУ им. И. Канта могут реализовываться на базе:

1.6.1. БФУ им. И. Канта с приглашением ведущих отечественных и зарубежных специалистов;

1.6.2. российских вузов и других организаций, имеющих лицензию Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки на ведение образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования, а также иных организаций;

1.6.3. зарубежных вузов и иных организаций.

1.7. Услуги по повышению квалификации и развитию компетенций сотрудников БФУ им. И. Канта могут осуществляться внешними и внутренними провайдерами-организаторами.

1.8. К внешним провайдерам-организаторам относятся сторонние организации, предоставляющие услугу по реализации программ повышения квалификации и развития компетенций как в российских, так и в зарубежных организациях.

1.9. К внутренним провайдерам-организаторам относятся структурные подразделения БФУ им. И. Канта, в функциональные обязанности которых входит реализация деятельности по организации и проведению повышения квалификации или иного вида развития компетенций сотрудников (Управление персонала, Центр инновационных образовательных программ, Центр международного сотрудничества и молодежного туризма, Институт современных образовательных технологий и др.).

1.10. Финансирование повышения квалификации сотрудников БФУ им. И. Канта производится за счет средств Программы развития БФУ им. И. Канта на 2011-2015 годы. Финансирование включает в себя: оплату проезда до пункта повышения квалификации и обратно, стоимость обучения, оплату проживания сотрудника, направленного на повышение квалификации, выплату суточных.

2. Формы, виды и направления повышения квалификации и развития компетенций сотрудников

2.1. Повышение квалификации и развитие компетенций сотрудников БФУ им. И. Канта может осуществляться в следующих формах:

2.1.1. краткосрочные курсы повышения квалификации объемом до 72 аудиторных часов с выдачей документа установленного образца (свидетельства, удостоверения, сертификата, справки) о повышении квалификации;

2.1.2. курсы повышения квалификации объемом от 72 до 100 аудиторных часов с выдачей удостоверения государственного образца о повышении квалификации;

2.1.3. курсы повышения квалификации объемом от 100 до 500 аудиторных часов с выдачей свидетельства государственного образца о повышении квалификации;

2.1.4. курсы профессиональной переподготовки объемом не менее 500 аудиторных часов с выдачей диплома государственного образца о профессиональной переподготовке.

2.2. Кроме того, возможны иные формы повышения квалификации и развития компетенций по теме и содержанию соответствующие цели и задачам Программы развития и предполагающие достижение конкретного результата по окончании (публикация, разработка новой или обновление рабочей программы учебной дисциплины, разработка части УМК, заявка на конкурс УМК, подготовка перечня и/или пакета документов на открытие новой образовательной программы, возможность эксплуатации оборудования, апробация результатов исследований и пр.), а именно:

2.2.1. стажировки разной продолжительности в вузах и иных организациях, в том числе зарубежных, с выдачей документа (свидетельства, справки, сертификата) установленного образца о прохождении стажировке с указанием общего направления стажировки, выполненных видов работ и их объемов;

2.2.2. семинары (научно-практические, научно-методические) продолжительностью более одного дня, с выдачей сертификата (свидетельства) установленного образца об участии в семинаре с обязательным приложением календарно-тематического плана семинара;

2.2.3. конференции научного, практического и методического характера, с выдачей сертификата (свидетельства) установленного образца об участии в конференции с обязательным приложением программы, отражающей методические и практические, прикладные аспекты.

2.3. Решение о соответствии формы повышения квалификации требованиям настоящего положения принимается Комиссией, созданной в соответствии с п. 3.2 настоящего положения, и оформляется в виде заключения Комиссии.

2.4. Повышение квалификации может состоять из нескольких модулей, реализуемых в разные сроки.

2.5. Повышение квалификации сотрудников может осуществляться с отрывом, с частичным отрывом или без отрыва от основной работы, а также с использованием возможностей дистанционных форм обучения, в том числе с применением телекоммуникационных технологий в зависимости от специфики должностных обязанностей сотрудников и программы повышений квалификации.

2.6. Повышение квалификации и развитие компетенций сотрудников БФУ им. И. Канта осуществляются по следующим направлениям, определенными Программой развития:

2.6.1. модернизация содержания и организации образовательного процесса;

2.6.2. модернизация содержания и организации научно-исследовательского процесса;

2.6.3. модернизация содержания и организации инновационной деятельности;

2.6.4. модернизация инфраструктуры Университета;

2.6.5. совершенствование организационной структуры Университета и повышение эффективности управления.

3. Планирование и организация повышения квалификации и развития компетенций сотрудников

3.1. Повышение квалификации и иные формы развития компетенций сотрудников университета в рамках выполнения Программы развития осуществляются в соответствии с Планом повышения квалификации и развития компетенций сотрудников БФУ им. И. Канта (далее по тексту – План), утверждаемым ректором на календарный год. (Приложение 1).

3.2. Для организации работы и контроля за ее результатами создается Комиссия по повышению квалификации и развитию компетенций сотрудников БФУ им. И. Канта (далее по тексту – Комиссия) под председательством первого проректора-проректора по учебной работе.

В состав комиссии также входят проректор по научной работе, проректор по экономическим вопросам, проректор по инновационному развитию, проректор по международным связям, начальник управления образовательных программ, начальник управления международных связей, начальник управления научно-исследовательских работ, начальник управления инновационной деятельности (или директор инновационного парка), начальник управления персонала — ответственный секретарь комиссии. Каждый из проректоров, входящих в состав Комиссии, курирует и несет ответственность за определенное направление повышения квалификации и развития компетенций:

Модернизация содержания и организации образовательного процесса и совершенствование организационной структуры университета и повышение эффективности управления

Первый проректор-проректор по учебной работе

Модернизация содержания и организации научно-исследовательского процесса

Проректор по научной работе

Модернизация содержания и организации инновационной деятельности

Проректор по инновационному развитию

Модернизация инфраструктуры университета

Проректор по экономическим вопросам, проректор по информатизации

Повышение квалификации и развития компетенций в зарубежных вузах и организациях

Проректор по международным связям во взаимодействии с другими проректорами

3.3. Вопрос о целесообразности включения в План по конкретному виду, форме и тематике программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки и иных форм развития компетенций сотрудников БФУ им. И. Канта решается Комиссией. Основные критерии при решении вопроса о включении в План:

3.3.1. соответствие тематики и программы повышения квалификации и иных форм развития компетенций сотрудников БФУ им. И. Канта Приоритетным направлениям 5 научно-образовательной и инновационной деятельности университета, обозначенным в ПР;

3.3.2. необходимость повышения квалификации в связи с приобретением инновационного и иного оборудования в рамках реализации Программы развития и его дальнейшей эксплуатации;

3.3.3. необходимость повышения квалификации и развития компетенций в связи с разработкой стандартов, новых образовательных программ и профилей, УМК, новых учебных курсов, тестовых материалов; апробацией новых образовательных технологий и независимых систем оценивания; внедрением электронных учебных ресурсов и технологий обучения;

3.3.4. необходимость разработки новых научно-исследовательских направлений; апробации результатов научных исследований; развития патентной деятельности и работы по коммерциализации результатов научных исследований;

3.3.5. необходимость приобретения дополнительных знаний, навыков и компетенций по приоритетным направлениям научно-образовательной и инновационной деятельности университета, зафиксированным в Программе развития БФУ им. И. Канта на 2011-2020 годы;

3.3.6. возможность достижения результатов Программы развитияпо окончании повышения квалификации (разработка новых стандартов и программ, УМК, создание научных разработок, подготовка публикаций в реферируемых журналах и пр.);

3.3.7. возможность достижения Целевых показателей эффективности деятельности БФУ им. И. Канта, обозначенных в Программе развития по окончании повышения квалификации;

3.3.8. необходимость эффективного обеспечения образовательного, научно-исследовательского, инновационного и управленческого процессов;

3.3.9. соответствие объему финансирования мероприятий по повышению квалификации в рамках Программы развития;

3.3.10. наличие документов, определенных п. 3.4 – 3.6 настоящего Положения

3.4. При этом преимущественное право повышения квалификации имеют:

3.4.1. лица из числа ППС, для которых подошел срок планового повышения квалификации (1 раз в пять лет);

3.4.2. лица из числа АУП и УВП, не проходившие повышение квалификации за последние 5 лет.

3.5. Для включения в План руководители структурных подразделений оформляют на каждого сотрудника или группу сотрудников (в случае направления группы на одну программу повышения квалификации), заявку по Форме “А”. Сотрудники БФУ им. И. Канта имеют также право подать заявку на повышение квалификации и развитие компетенций в инициативном порядке.

3.6. Заявка заполняется в электронном виде на внутреннем портале документооборота (http://parrot, раздел «Университет:Повышение квалификации») и поступает в Комиссию по повышению квалификации. Комиссия на первом этапе осуществляет согласование заявки с проректором, курирующим соответствующее направление повышения квалификации.

3.7. Заявки подаются в срок до 10 октября текущего года – на первое полугодие следующего календарного года и следующий календарный год; в срок до 20 мая текущего года – на второе полугодие текущего календарного года.

3.8. Для решения вопроса о включении в План видов и форм повышения квалификации и развития компетенций, перечисленных в п. 2.1.4, Комиссия вправе дополнительно потребовать представления следующих документов:

3.8.1. справка об опыте работы организации (фирмы и пр.) в той сфере, по которой предполагается повышение квалификации;

3.8.2. календарно-тематический план (программа) повышения квалификации, составленный направляемым и согласованный с руководителем повышения квалификации / календарно-тематический план семинара / развернутая программа конференции / развернутый план стажировки с указанием предполагаемых работ;

3.8.3. перечень конкретных результатов, которые предполагается получить по окончании программы повышения квалификации и развития компетенций, связанных с достижением Целевых показателей программы развития. Запрос на предоставление дополнительных сведений направляется Комиссией в электронном виде на указанный в заявке адрес электронной почты заявителя (обязательный электронный адрес в домене kantiana.ru). При принятии решения учитывается, существуют ли другие возможности организации повышения квалификации по данному направлению в других организациях и учреждениях, в том числе вузах.

3.9. На основании годового плана повышения квалификации Управление персонала готовит ежемесячные графики повышения квалификации и развития компетенций сотрудников БФУ им. И. Канта.

3.10. Внесение изменений и уточнений в годовой План (перенос сроков, замена одного сотрудника другим, корректировка задания) возможно при формировании ежемесячных графиков на основании служебной записки-обоснования руководителя структурного подразделения или заявления сотрудника (направляются на адрес qualification@kantiana.ru в электронном виде) , представленных в Управление персонала не позднее чем за месяц начала повышения квалификации.

3.11. План, графики, заявки на повышения квалификации и развития компетенций сотрудников БФУ им. И. Канта размещается во внутреннем портале документооборота университета.

3.12. В целях реализации Плана Комиссия может определять также Руководителя работ по организации конкретной программы/группы программ повышения квалификации и развития компетенций (далее по тексту – Руководитель работ) из числа членов Комиссии, а также из числа руководителей структурных подразделений и менеджеров образовательных программ в соответствии с профилем программы.

3.13. Координацию деятельности Руководителей работ и контроль за ней осуществляют проректоры, курирующие определенное направление повышения квалификации и развития компетенций.

3.14. Основные обязанности Руководителя программы/группы программ:

3.14.1. участие в составлении ежемесячного графика повышения квалификации и развития компетенций сотрудников БФУ им. И. Канта;

3.14.2. внесение изменений, уточнений в План на основании служебных записок;

3.14.3. участие в определении внутренних и внешних провайдеров-организаторов;

3.14.4. контроль за реализацией конкретных программ;

3.14.5. контроль за своевременной отчетностью по программе по ее окончанию;

3.14.6. контроль за достижением результатов.

3.15. Руководитель программы или направляемый на повышение квалификации сотрудник не позднее двух недель до начала конкретного вида обучения заполняет на внутреннем портале проект Задания на повышение квалификации (Форма «В»), кроме того, предоставляет в Управление персонала оригиналы:

3.15.1. подтверждения готовности принять на стажировку или повышение квалификации со стороны организации, оказывающей услугу по повышению квалификации (письмо-приглашение на официальном бланке принимающей организации, с печатью и подписью руководителя);

3.15.2. проекта договора на повышение квалификации;

3.15.3. документы, подтверждающие стоимость услуги по повышению квалификации.

3.16. Проект приказа о командировании и командировочное удостоверение участникам повышения квалификации оформляется Управлением персонала в установленном в университете порядке.

3.17. Участник повышения квалификации не позднее 5 дней до начала конкретного вида обучения предоставляет в Управление персонала заявление с просьбой о командировании с приложением приглашения принимающей стороны и/или регистрационной формы участника мероприятия с подтверждением регистрации.

3.18. Прохождение повышения квалификации на базе БФУ им. И. Канта оформляется приказом ректора о зачислении на курсы.

4. Отчетность по программам повышения квалификации и развития компетенций

4.1. Сотрудник, завершивший обучение по программам повышения квалификации и развития компетенций, в срок не позднее двух недель после окончания программы обязан представить в Комиссию путем заполнения на внутреннем портале отчет о повышении квалификации (Форма «С»). К отчету прилагаются:

4.1.1. сканированная копия документа, подтверждающего завершение обучения (свидетельство, диплом, сертификат, справка и т.д.), если документ выдан на иностранном языке, то — заверенный перевод документа;

4.1.2. сканированные копии или тексты подготовленных к публикации или опубликованных статей;

4.1.3. ссылки на конкретные результаты, размещенные во внутренней сети университета (проект заявки на разработку новых образовательных программ и стандартов, на конкурс УМК, часть разработанного УМК, подготовленная к публикации/опубликованная статья, программа нового курса, модернизированная программа существующего курса, разработанные тестовые материалы и пр.). Комиссия проводит внутреннее, а в случае необходимости – внешнее рецензирование предоставленных материалов

4.2. По окончании повышения квалификации в формах и видах, перечисленных в п. 2.1.4., в Комиссия вправе дополнительно потребовать представления следующих документов:

4.2.1. уточненный календарно-тематический план семинара или уточненная программа стажировки/конференции с основными реквизитами принимающей стороны (подпись ответственного/уполномоченного лица, печать, дата выдачи);

4.2.2. иные документы, подтверждающие возможность получения внутренних и внешних эффектов в рамках Программы развития (например, справка принимающей организации, подтверждающая какие конкретно виды работ освоил направленный на повышение квалификации, какие навыки работы на каком виде инновационного оборудования получил, с оценкой — достаточны ли приобретенные компетенции, знания, умения, навыки для самостоятельной эксплуатации оборудования и пр.).

4.3. В течение 3-х рабочих дней после возвращения участник повышения квалификации обязан представить финансовую отчетность (отчет по форме, авансовый отчет, командировочное удостоверение, копии виз, страховки; авиа и ж/д билеты и/или посадочные талоны; документы, подтверждающие проживание; билеты по внутреннему трансферу; договор об оказании образовательных услуг, акт выполненных работ, счет-фактура) либо бухгалтерии БФУ им. И. Канта (в случае организации повышения квалификации внутренним организатором-провайдером), либо компании-исполнителю (внешнему организатору-провайдеру). Оригиналы документов предоставляются в бухгалтерию университета.

4.4. Сотрудники, направленные для обучения по программам повышения квалификации, профессиональной переподготовки и развития компетенций, несут персональную ответственность за получение соответствующего документа, подтверждающего прохождение обучения, а также за своевременную сдачу отчетных документов.

4.5. В случае нарушения этих требований, сотрудник возмещает все расходы, понесенные университетом на повышение его квалификации, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4.6. По итогам календарного года Управление персонала оформляет сводные отчеты (по типам стажировок, по повышению квалификации в рамках приоритетных направлений развития, по странам, где проходило повышение квалификации и т.д.) о повышении квалификации.

Приложение 1

НЕ ЗАБЫТЬ!

Запланировать в бюджете на следующий календарный год расходы на повышение квалификации сотрудников

Если в вашем случае с заместителем главного бухгалтера соблюдаются все три условия, то организация обязана предоставить ей все гарантии и компенсации, предусмотренные ст. 187 ТК РФ, а именно:
а) сохранить место работы (должность);
б) сохранить среднюю заработную плату;
в) оплатить командировочные расходы в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Оформление обучения заместителя главного бухгалтера на курсах повышения квалификации необходимо начать с заключения договора между образовательным учреждением повышения квалификации (Исполнитель) и работодателем (Заказчик) на выполнение работ (оказание платных образовательных услуг). При подготовке такого договора можно воспользоваться Примерной формой договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования (утв. приказом Минобразования России от 28.07.2003 № 3177 «Об утверждении примерной формы договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования»).

Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом. Размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории РФ, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, установлены постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 № 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета»

Предметом такого договора будут отношения сторон, складывающиеся между работодателем и образовательным учреждением в связи с обучением работника на курсах повышения квалификации по определенной договором образовательной программе с указанием конкретного срока обучения работника. Сроки и формы повышения квалификации устанавливаются образовательным учреждением повышения квалификации в соответствии с потребностями заказчика на основании заключенного с ним договора.

НАШ СОВЕТ

Используйте в качестве основы для разработки дополнительного соглашения с сотрудником форму Типового контракта со специалистом, направленным на подготовку управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 44)

После того как вы определитесь с образовательным учреждением и программой обучения, необходимо заключить с работником дополнительное соглашение к трудовому договору на повышение квалификации (ст. 197 ТК РФ). Унифицированной формы такого договора, как и подробных требований к нему, в настоящее время не существует.

Предметом договора будут отношения, складывающиеся между работодателем и работником в связи с направлением работника на курсы повышения квалификации. В период обучения в образовательном учреждении, которое указывается в договоре, работодатель обязуется оплатить стоимость обучения (полностью или частично), командировочные расходы, включая проживание и проезд к месту прохождения обучения и обратно, сохранить на время обучения работника его среднюю заработную плату по основному месту работы. Кроме того, иногда в такой договор включают обязательство работодателя предоставить работнику по завершении обучения другую должность в соответствии с полученной квалификацией.

Наша справка

Повышение квалификации в соответствии с Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее — Закон об образовании) относится к дополнительному образованию одного (каждого) уровня профессионального образования (начального, среднего, высшего) и имеет целью обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.

Повышение квалификации не повышает уровень профессионального образования.

В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утв. постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 № 610 (далее — Типовое положение), повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников.

Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем.

Формы повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (ст. 196 ТК РФ).

Основные виды обучения при повышении квалификации

Вид обучения Продолжительность, ч
Краткосрочное Не менее 72 Тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачёта или защитой реферата
Тематические и проблемные семинары От 72 до 100 Обучение по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения
Длительное Свыше 100 Обучение специалистиов в образовательном учреждении повышения квалификации для углублённого изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности

В свою очередь работник обязуется освоить программу курса повышения квалификации и приступить к работе не позднее согласованного сторонами срока. Целесообразно в договоре закрепить условие об обязанности работника возместить работодателю затраты, связанные с повышением его квалификации, если работник решит расторгнуть трудовой договор без уважительной причины (в течение установленного в договоре срока), будет отчислен из образовательного учреждения, откажется приступить к работе по новой должности, если такое условие было записано в договоре. Могут быть и другие обязательства работника.

На основании заключенного дополнительного соглашения к трудовому договору издается приказ по личному составу о направлении работника на курсы повышения квалификации. Унифицированной формы такого приказа нет, поэтому издают его в произвольной форме.

Приказ о направлении работника на курсы повышения квалификации

Увеличить изображение

Периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от работы включаются в стаж работы, дающий право на ежегодный оплачиваемый отпуск (абз. 3 ч. 1 ст. 121 ТК РФ)

В табеле учета рабочего времени сотрудников компании за все дни (включая выходные и нерабочие праздничные дни) нахождения работника на курсах повышения квалификации ему проставляется буквенный код «ПМ» или цифровой код — 08 (постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 «Обутверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»).

Табель учета рабочего времени (унифицированная форма № Т-13) (фрагмент)

Увеличить изображение

После возвращения заместителя главного бухгалтера с курсов повышения квалификации очень важно кадровому работнику правильно и в полном объеме произвести необходимые записи в различные кадровые документы. Информацию для записей необходимо брать из двух источников. Во-первых, заместитель главного бухгалтера должна привезти и предъявить документ о прохождении курсов повышения квалификации. В вашем случае, когда обучение производилось по программе в объеме 80 ч, это будет удостоверение о краткосрочном повышении квалификации. Кроме того, образовательное учреждение обязано направить в кадровую службу по месту основной работы работника сведения о результатах повышения квалификации (ст. 28 Типового положенияem.).

На основании перечисленных документов вы должны внести запись в раздел V «Повышение квалификации» личной карточки работника (форма № Т-2).

Личная карточка работника (унифицированная форма № Т-2) (фрагмент)

Увеличить изображение

Кроме того, информацию о времени обучения на курсах повышения квалификации необходимо внести в трудовую книжку работника (подп. «б» п. 21 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках»). Форма и срок внесения такой записи нормативными актами не определены.

Трудовая книжка работника

Увеличить изображение

Повышение уровня квалификации работников в организации

Повышение квалификации работников позволяет обеспечить рост производительности труда, снизить уровень брака и уменьшить количество ошибок, возникающих в ходе выполнения ими трудовых обязанностей. В нашей статье вы найдете информацию как о видах и способах повышения квалификации, так и об обязанностях работодателя по внедрению мероприятий, направленных на повышение профессионального уровня работников, которые вменяются ему действующим трудовым законодательством.

Трудовой кодекс о профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников

Что относится к повышению квалификации?

Зачем работнику повышать квалификацию?

Формы и виды повышения квалификации работников

Обязательное повышение квалификации, периодичность его осуществления по ТК РФ, значение характеристики работника для повышения квалификации при направлении работодателем

Повышение квалификации кадровых работников

Читайте нас в Яндекс.Дзен Яндекс.Дзен

Характеристика квалификации (величина, отражающая сложность труда, количество продукции, которое работник определенной квалификации должен произвести)

Положение о повышении квалификации работников

Трудовой кодекс о профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников

Профессиональная подготовка будущих работников предусматривает следующие формы получения знаний, навыков и т. п.:

  1. Профессиональное образование (глава 8 федерального закона «Об образовании…» от 29.12.2012 № 273) — совокупность мероприятий, направленных на прохождение физическим лицом обучения на основании образовательной программы, разрабатываемой в соответствии с федеральными образовательными стандартами.
  2. Профессиональное обучение (глава 9 закона № 273) — совокупность мероприятий, направленных на приобретение физическими лицами определенных навыков, позволяющих им выполнять какую-либо работу. При этом имеющийся у них уровень образования не изменяется, т. е. гражданин, имеющий среднее профессиональное образование и прошедший профессиональное обучение, не может на этом основании стать обладателем диплома о высшем образовании.

Основные понятия и определения, используемые в сфере дополнительного профессионального образования, устанавливает ст. 76 закона № 273. Согласно положениям п. 4 указанной статьи, повышение квалификации работника предполагает получение им новой компетенции или совершенствование уже имеющихся профессиональных знаний и умений. При этом п. 5 той же статьи указывает на то, что профессиональная переподготовка позволяет работнику получить знания, необходимые для осуществления принципиально нового вида деятельности, т. е. приобрести совершенно иную квалификацию.

Что относится к повышению квалификации?

Трудовой кодекс РФ в ст. 195.1 устанавливает понятие «квалификация работника», которое обозначает уровень его профессиональных умений, знаний и навыков. Для того чтобы определить квалификацию, которая необходима работнику для надлежащего выполнения должностных обязанностей, разрабатывается специальный документ — профессиональный стандарт. Порядок и правила его создания определены положениями постановления Правительства РФ «О правилах…» от 22.01.2013 № 23. Показателем квалификации, согласно п. 10 ст. 60 закона № 273, может выступать удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке.

Однако далеко не всегда прохождение работником образовательных программ или курсов можно назвать повышением квалификации. Особенностью такого способа получения знаний является обновление уже имеющихся у специалиста профессиональных навыков и умений, что позволяет ему находить новые способы разрешения ранее возникавших проблем и решать поставленные перед ним профессиональные задачи наиболее эффективно.

Зачем работнику повышать квалификацию?

Основными причинами, по которым работникам приходится повышать свою квалификацию, являются:

  1. Стремление к получению повышения по службе и карьерному росту. Ведь для того, чтобы занять руководящую должность, нужно иметь не только практические, но и определенные теоретические знания, наличие которых подтверждено документально.
  2. Потребность в изучении принципов работы нового оборудования и программных продуктов, ознакомлении с особенностями современных технологий, а также других новшеств, применение которых в практической деятельности позволит увеличить производительность труда и увеличить результативность функционирования предприятия.
  3. Повышение конкурентоспособности на рынке труда (высококвалифицированный специалист представляет больший интерес для потенциального работодателя).

Направлять трудящегося на дополнительное обучение по собственной инициативе, в соответствии с ч. 4 ст. 196 Трудового кодекса РФ, работодатель может в том случае, если получение работником определенных знаний является обязательным условием полноценного выполнения им своих должностных обязанностей. При этом наличие потребности в профессиональной подготовке работников, согласно положениям ч. 1 этой же статьи, работодатель определяет самостоятельно.

Обязательное повышение квалификации, периодичность его осуществления по ТК РФ, значение характеристики работника для повышения квалификации при направлении работодателем

Согласно положениям ст. 196 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан обеспечить получение работниками дополнительного профессионального образования лишь в некоторых случаях, предусмотренных определенными нормативными актами, действующими на территории страны.

В частности, повышение квалификации обязательно:

  • для аудиторов (п. 9 ст. 11 ФЗ «Об аудиторской деятельности…» от 30.12.2008 № 307) — 1 раз в год;
  • лиц, выполняющих работы в сфере капитального строительства (п. 3 ч. 8 ст. 55.5 Градостроительного кодекса РФ), — 1 раз в 5 лет;
  • прокурорских работников (п. 1 ст. 43.4 ФЗ «О прокуратуре…» от 17.01.1992) — 1 раз в 5 лет.

Если непосредственный начальник подразделения, в котором трудится работник, принял решение о необходимости повышения его квалификации, он может ходатайствовать перед вышестоящим руководством о включении последнего в план обучения по предприятию. Законодатель не регламентирует точный порядок действий, которые необходимо выполнить руководителю подразделения в этом случае, однако ему стоит помнить о том, что успех мероприятия напрямую зависит от наличия фактов, подтверждающих потребность в повышении уровня профессиональных знаний именно этого работника. Составление характеристики в этом случае позволяет максимально четко и лаконично описать сильные стороны личности сотрудника и изложить причины, по которым его необходимо направить на дополнительное обучение.

Характеристика квалификации (величина, отражающая сложность труда, количество продукции, которое работник определенной квалификации должен произвести)

Согласно положениям ст. 143 Трудового кодекса РФ, для тарифной системы оплаты труда основным показателем, отражающим сложность работ, выполняемых трудящимся, является его тарифный разряд. Присвоение работнику тарифного разряда осуществляется на основании информации, содержащейся в ЕТКС, ЕКС, с учетом сведений, изложенных в профессиональных стандартах. Этот показатель является важнейшей составляющей тарифной сетки, используемой на предприятии, и оказывает непосредственное влияние на размер заработка трудящегося.

Еще одним показателем, отражающим квалификацию работника, является норма выработки, т. е. количество продукции, которое он должен произвести за единицу времени. В практической деятельности предприятия расчет соотношения нормы выработки и фактически выполненных работ позволяет дать оценку степени выполнения плана, составить необходимые корректировки и в итоге принять решение о дополнительном материальном поощрении или наказании работника.

Положение о повышении квалификации работников

В перечень внутренних документов, используемых на предприятии, может входить положение о повышении квалификации работников. Как правило, в нем находят отражение следующие сведения:

  • цели разработки и внедрения документа;
  • приоритетные направления развития организации, для реализации которых требуется повысить уровень профессиональной подготовки сотрудников;
  • перечень образовательных учреждений, на базе которых может осуществляться обучение;
  • источник финансирования, позволяющий реализовать намеченную программу;
  • формы, виды и перечень направлений повышения квалификации;
  • порядок составления плана обучения;
  • порядок осуществления обучения и проведения контроля его результативности;
  • иные существенные условия проведения мероприятий, направленных на повышение квалификации сотрудников.

Итак, повышение квалификации работников направлено на совершенствование имеющихся у них профессиональных знаний и навыков для достижения наилучших результатов в трудовой деятельности. При этом законодатель не устанавливает для работодателя обязанности по проведению подобных мероприятий (за некоторыми исключениями, указанными в федеральных нормативных актах), поэтому выделение средств на оплату услуг образовательных учреждений, как правило, является инициативой владельца предприятия или организации.