Постановление КС РФ

Содержание

Юридическая сила решений конституционного суда

В каком нормативно-правовом акте указано: можно ли ссылаться на постановление Конституционного суда?

Сразу видно что лекции прогуливали

Исходя из необходимости обеспечения конституционной законности, верховенства Конституции и соблюдения законов, защиты прав и свобод человека и гражданина Закон о Конституционном Суде, определяя юридическую силу решений…

В конституции и записано. только тут есть одно но. если истцом выступал гражданин, то постановление кс относится только к конкретному делу. если толковался закон или положение конституции — для неограниченного числа лиц.

ФКЗ » О Конституционном Суде РФ» № 1-ФКЗ от 21.07.1994 года.
Статья 79. Юридическая сила решения
Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Решение Конституционного Суда Российской Федерации действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях. В случае, если признание нормативного акта неконституционным создало пробел в правовом регулировании, непосредственно применяется Конституция Российской Федерации.

Что имеет большую юридическую силу — Международная декларация или Конституция РФ?

Любой международный договор ратифицируется федеральным законом, и тогда становится частью правовой системы РФ. так что Конституция важнее

Конституционный суд юридический сила Осуществляятолкование Конституции Приднестровской Молдавской Республики, Конституционныйсуд принимает решения, без которых сам текст Основного Закона уже не можетсчитаться полным.

Верно, международный договор внутри страны ратифицируется и становится на уровень между ФКЗ и ФЗ, но на международном уровне, т. е. при взаимоотношении между государствами, приоритет имеет международный договор.

Международный договор. Согласно Конституции РФ. ст. 15 ч. 4.

Конституция РФ

На территории России — Конституция, в международных отношениях — международные договоры

Что обладает высшей юридической силой в РФ? УПК РФ или постановление (определение) конституционного суда РФ?

Если конституционный суд своим актам признает норму УПК РФ несоответствующее конституции, норма не будет подлежать применению. Следовательно, решения конституционного суда выше. Но это спорная точка зрения: многие теоретики вообще за решениями конст. Чуда никакой юр. Силы не признают.

Определить механизм принятия и юридическую силу решения Конституционного СудаПравовой основой являются Конституция Российской Федерации, Федеральные законы, Федеральные Конституционные законы, монографии и научные статьи, материалы судебной…

Кто больше откатит, тот и прав . !

ФКЗ О конституционном суде, вроде так называется

Международные акты при условии, что:
1. принципы МР общепризнаны
2. международные договоры — ратифицированы
3. международные акты общеприняты ( как Всеобщая декларация прав человека…)
регламентировано Конституцией РФ и находит свое подтверждение в актах КС РФ

УПК -закон никому не нужный, т. к специфический и работает он в правоохранительной системе. конституционный!!!!

Распределить данные нормативно-правовых актов по юридической силе начиная с наивысшего

Конституция имеет найвыший юридический статус.

Определить юридическую силу решений Конституционного Суда РФ Общее положение о юридической силе решений Конституционного Суда Российской Федерации установлено в основном законе государства Конституции.

Система Российского Законодательства:
Законодательство РФ представляет собой иерархическую систему законодательных актов, действующих на территории России. Формально Российское Законодательство возглавляет Конституция РФ — основной закон, имеющий наивысшую юридическую силу, соответствовать которому должны все принимаемые нормативно-правовые акты.
Нормативно-правовые акты имеют различную юридическую силу, которая определяется их положением в иерархической системе законодательства, и делятся на:
законы и подзаконные акты (по горизонтальным связям иерархии) ,
федеральные и принимаемые субъектами РФ (по вертикальным связям иерархии) .
Иерархия законов определяется Конституцией и выглядит следующим образом (по убыванию юридической силы) :
федеральные конституционные законы,
федеральные законы (включая кодексы) ,
законы субъектов РФ.
Например, в случае противоречия между каким-либо региональным правовым актом и федеральным законом будет действовать федеральный закон, как имеющий большую юридическую силу (за исключением случая, указанного в ч. 6 ст. 76 Конституции РФ) .
Кодексы РФ также относятся к Федеральным Законам. Они содержат правовые нормы, регулирующие целые отрасли права. По сути кодекс позволяет свести множество правовых актов в один.
На основе законов в целях их исполнения и конкретизации органами государственной власти издаются подзаконные акты, которые также имеют иерархическую структуру. К ним относятся акты:
Президента РФ (указы, распоряжения) ,
правительства (постановления, распоряжения) ,
федеральных органов исполнительной власти (приказы, инструкции) ,
субъектов Российской Федерации.

1конституция, конституционный закон о судах и статусе судей
2уголовный кодекс,, кодекс об администтративных правонарушениях, гражданский кодекс, семейный кодекс
3постановление правительства
4решение акима области

Какова сила решений конституционного суда РФ и имеет ли прецедентный характер.

Какой прецедентный характер? если какой то нормативный правовой акт противоречит Конституции — его суд признает утратившим силу, неконституционным, недействующим полностью или в части

Отмечая особое значение решений Конституционного Суда, юридические последствия которых прямо предусмотрены Конституцией, Л.ВНеопровержимость судебного решения означает, что оно не подлежит обжалованию в силу особого статуса Конституционного Суда.

Прецендент не практикуется в РФ, не путайте с англо-саксонской системой права. Решения КС вступает в силу немедленно и подлежит исполнению на территории всей РФ. Акт который КС признал не соответствующим Конституции далее утрачивает силу и не подлежит применению.

Каковы правовые последствия принятого Конституционным судом решения?

Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.
Решение Конституционного Суда Российской Федерации действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.
Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.
В случае, если решением Конституционного Суда Российской Федерации нормативный акт признан не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью или частично либо из решения Конституционного Суда Российской Федерации вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен, в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью, либо о внесении необходимых изменений и (или) дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. До принятия нового нормативного акта непосредственно применяется Конституция Российской Федерации.
В случае, если решением Конституционного Суда Российской Федерации нормативный акт признан не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью или частично либо из решения Конституционного Суда Российской Федерации вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании:
1.
Правительство Российской Федерации не позднее трех месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации вносит в Государственную Думу проект нового федерального конституционного закона, федерального закона или ряд взаимосвязанных проектов законов либо законопроект о внесении изменений и (или) дополнений в закон, признанный неконституционным в отдельной его части. Указанные законопроекты рассматриваются Государственной Думой во внеочередном порядке;
2.
Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации отменяют нормативный акт соответственно Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, принимают новый нормативный акт либо вносят изменения и (или) дополнения в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части;
3.
законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение шести месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации вносит необходимые изменения в конституцию (устав) субъекта Российской Федерации, отменяет признанный неконституционным закон субъекта Российской Федерации, принимает новый закон субъекта Российской Федерации или ряд взаимосвязанных законов либо вносит изменения и (или) дополнения в закон субъекта Российской Федерации, признанный неконституционным в отдельной его части. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вносит соответствующий законопроект в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации.

При этом, подчеркнем, для утраты юридической силы правовым актом не требуется решения какого-либо иного органа, кроме Конституционного Суда Российской Федерации. Таким образом, юридическая сила постановления Конституционного Суда о неконституционности…

Что имеет большую юридическую силу: Постановление Конституционного Суда или Федеральный закон?

Постановление Конституционного Суда

Вопрос о юридической силе определений Конституционного Суда в науке практически не разработан. Имеющиеся работы, как правило, касаются только итоговых решений Суда. Закон о Конституционном Суде не содержит статьи…

К. Суд главнее

Ваш вопрос задан в не совсем корректной форме.
Постановление КС РФ касается КОНКРЕТНОЙ НОРМЫ федерального закона, которую КС признаёт НЕ соответствующей Конституции РФ.
С момента провозглашения Постановления эта норма-недействующая. \
Поэтому сравнение этих нормативных актов бессмысленно.

Конституционного
потому что он изменяет закон
и уже давно спорят о включении его в источники права

Федеральный закон. Постановления и определения судов в иерархии нормативных актов стоят НИЖЕ ФКЗ И ФЗ

Можно ли использовать термин «презумпция невиновности» по отношению к юридическому лицу?

Уважаемая Елена. Данный термин нельзя использовать в России вообще. Презумпция действительно существует только в развитых странах. Поэтому у них ВВП высокий, сбор налогов даёт огромный доход государству и соответственно поэтому они развитые.
В нашем случае судебная система сама себя давно уже саботировала, все институты права существуют лишь номинально.

Нормативных актов либо отдельных их положений 9 . конституционный суд юридический сила. Осуществляя толкование Конституции Приднестровской Молдавской Республики, Конституционный суд принимает решения…

Можно:
Статья 1.5. Презумпция невиновности
(Кодекс РФ об административных правонарушениях Статья 1.5)
1. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Как можно заметить — разделения на физическое или юридическое нет. Просто ЛИЦО.

Уважаемая Елена! Данный термин нельзя использовать не только в указанном месте, но и в других странах, и ВВП (не путать с В. В. П) здесь абсолютно ни при чём и Россия не является каким-либо исключением… Ну а согласно букве законе, первый оратор абсолютно прав…

…адвокат — «презумпатор» невиновности…

Какой факт свидетельствует о том что конституция рф является документом вышей юридической силы

Создание конституционного суда

Решение Конституционного Суда Российской Федерации действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании акта…

Законы РФ ой-как противоречат конституции. Вопрос в принципе неверен.

Здесь — никакой

Помогите решить задачу!!! Организация власти в субъектах РФ и правовые позиции Конституционного суда РФ об этом?

Окей гугл: Организация власти в субъектах РФ и правовые позиции Конституционного суда РФ

При этом, подчеркнем, для утраты юридической силы правовым актом не требуется решения какого-либо иного органа, кроме Конституционного Суда Российской Федерации.Обратная сила постановлений Конституционного Суда.

Юридическая сила актов органов исполнительной власти

ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
(материалы подготовлены специалистами
АО «Консультант Плюс»)
http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=law;n=22473
Там есть. Изучайте

Исходя из необходимости обеспечения конституционной законности, верховенства Конституции и соблюдения законов, защиты прав и свобод человека и гражданина Закон о Конституционном Суде 1994 г., определяя юридическую силу решений…

Что будет за частые приводы в милицию, при условном сроке?

Да, условку могут перевести в реальный срок, со всеми «бонусами» которые накопятся за приводы.

При этом, подчеркнем, для утраты юридической силы правовым актом не требуется решения какого-либо иного органа, кроме Конституционного Суда Российской Федерации. Таким образом, юридическая сила постановления Конституционного Суда о неконституционнос…

Не могут, а точно дадут.

Вас будут узнавать там

Постановление Конституционного суда

КаТка, превед! Смотри Консультантъ!

Юридическая сила решений высшего органа конституционной юстиции определяется особым правовым статусом и местом этого органа как вВ Постановлении от 04.04.2002 8-П Суд установил, что в силу прямого указания Конституции РФ Суд выступает в качестве судебной…

По поводу продления приватизации Постановление Конституционного суда от 15 июня 2006 г. N 6-П.

Может ли условное наказание стать реальным и в каких случаях ?

В случае рецидива

Решение Конституционного Суда Российской Федерации действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании акта…

Если еще одно преступление совершишь, находясь на условном сроке.

Имеет ли право на реабилитацию подсудимый, если дело прекращено из-за декриминализации статьи?На оправдательный приговор

Декриминализация статьи, не означает, что вами не было совершено преступление

Решение Конституционного Суда Российской Федерации действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании акта…

Может ли военнослужащий прослуживший более 25 лет рассчитывать на пенсию если Министерство обороны разорвало с ним контр

Право на пенсионное обеспечение возникает после 20 лет общей выслуги

Формально эти решения обладают той же юридической силой, что и постановления о признании закона не соответствующим Конституции, но на практике суды их часто игнорируют. В отчете о выполнении решений Конституционного суд за прошлый год…

Предидущий оратор прав — право на пенсионное обеспечение ни коим образом не связано с причиной разрыва отношений. 20 лет выслуги есть — добро пожаловать на пенсию. Причём не обязательно календарных. Льготная выслуга тоже идёт в зачёт.

Полномочия, виды решений и юридическое значение решений конституционного суда?

Полномочия Конституционного суда Российской Федерации
Конституционный суд Российской Федерации:
1. По запросам Президента РФ, Совета Федерации или одной пятой его членов, Государственной думы или одной пятой её депутатов, Правительства РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам ведения РФ и совместного ведения, договоров между органами государственной власти, не вступивших в силу международных договоров РФ,
2. Разрешает споры о компетенции между органами государственной власти
3. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле
4. По запросам Президента РФ, Государственной думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ даёт толкование Конституции РФ
5. По запросу Совета Федерации даёт заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ
6. Выступает с законодательной инициативой по предметам своего ведения
7. Осуществляет иные полномочия, предоставленные ему федеральными конституционными законами (например, по запросу Президента РФ проверяет конституционность референдума РФ) .

Постановление Конституционного Суда РФ — итоговое решение по результатам разбирательства дел о соответствии Конституции РФЭто общее положение о юридической силе решений Конституционного Суда РФ уточняется и дополняется рядом других.

Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ
«О Конституционном Суде Российской Федерации»
Статья 3. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации (см. ссылку) .
Статья 71. Виды решений
Решение, принятое как в пленарном заседании, так и в заседании палаты Конституционного Суда Российской Федерации, является решением Конституционного Суда Российской Федерации.
Итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации по существу любого из вопросов, перечисленных в пунктах 1, 2, 3 и 4 части первой статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона, именуется постановлением. Постановления выносятся именем Российской Федерации.
Итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления именуется заключением.
Все иные решения Конституционного Суда Российской Федерации, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями.
В заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации принимаются также решения по вопросам организации его деятельности.
Статья 79. Юридическая сила решения
Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.
Решение Конституционного Суда Российской Федерации действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.
Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.
В случае, если решением Конституционного Суда Российской Федерации нормативный акт признан не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью или частично либо из решения Конституционного Суда Российской Федерации вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен, в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью, либо о внесении необходимых изменений и (или) дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. До принятия нового нормативного акта непосредственно применяется Конституция Российской Федерации. http://www.ksrf.ru/Docs/Pages/fkzrf.aspx

Итоговое решение Конституционного Суда РФ окончательно, оно не подлежит ни обжалованию, ни опротестованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

Оно действует непосредственно и не требует подтверждения другими актами, какими-либо государственными органами или должностными лицами. Акты либо их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают юридическую силу.

Признанные не соответствующими Конституции международные договоры нашего государства, не введенные в действие, не вступают в силу и не применяются (ст. 79 ФКЗ о КС).

По общему правилу постановления Конституционного Суда о признании акта или отдельных его положений неконституционными подлежат исполнению немедленно после опубликования или вручения их официальных текстов соответствующим государственным органам, если в самом решении не предусмотрены иные сроки его исполнения (ст. 80 ФКЗ о КС).

Исполнение решения Конституционного Суда в силу параграфа 44 Регламента обеспечивается аппаратом самого суда. Так, секретариат суда должен систематически анализировать состояние дел по исполнению его актов, исследовать причины их неисполнения, ненадлежащего исполнения или воспрепятствования исполнению и представлять судьям полугодовые и годовые информационно-аналитические отчеты, а, кроме того, по поручениям обязан готовить информацию об исполнении конкретных решений.

Акты конституционного правосудия исполняются тем государственным органом либо должностным лицом, которые обя-

заны были бы руководствоваться оспоренными правовыми нормами, не будь их действие фактически прекращено решением конституционного правосудия. Поэтому здесь роль адвоката чаще всего сводится лишь к направлению в компетентные органы заявления о восстановлении конституционных прав и свобод своего клиента, констатации того факта, что соответствующий орган или чиновник поступил в отношении его клиента в строгом соответствии с актом Конституционного Суда.

Совсем иначе обстоит дело в том случае, когда неконституционный закон был применен в судебном деле, затрагивающем интересы клиента. Здесь, как известно, процедура пересмотра состоявшихся решений строго формализована в рамках процесса и все документы должны соответствовать требованиям процессуального законодательства. В силу этого адвокату вместе с клиентом нужно будет пройти новый, правда, более короткий круг судебного разбирательства.

Хотя в юридической литературе высказывалось мнение, что признание Конституционным Судом оспариваемого акта неконституционным не является вновь открывшимся обстоятельством, а согласно ч. 2 ст. 100 ФКЗ о КС служит самостоятельным основанием для пересмотра дела судом в обычном порядке, сам суд подходит к решению этого вопроса более гибко. Так, в определении суда от 14 января 1998 г. № 4-О по жалобе гражданки И.В. Петровой на нарушение ее конституционных прав ч. 2 ст. 100 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» было указано, что пересмотр судебных решений в связи с признанием нормы неконституционной возможен, в частности, как в порядке судебного надзора, так и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Следует также учитывать, что никакие правоприменительные органы не вправе рассматривать вопрос, является ли постановление Конституционного Суда достаточным основанием для отмены состоявшихся актов по подлежащему пересмотру делу, иначе это было бы по существу вмешательством в компетенцию конституционной юстиции.

Дело должно быть пересмотрено даже при условии, что оно уже прошло через все судебные инстанции, включая высшие. В частности, в определении Конституционного Суда РФ о разъяснении постановления от 2 февраля 1996 г. № 4-П по делу о проверке конституционности п. 5 ч. 2 ст. 371, ч. 3 ст. 374 и п. 4 ч. 2 ст. 384 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан К.М. Кульнева, B.C. Лалуева, Ю.В. Лукашова и И.П. Серебрянникова было отмечено, что, хотя уголовные дела в отношении заявителей уже были рассмотрены Президиумом Верховного Суда РФ, являющегося

высшей надзорной инстанцией, они тем не менее подлежат пересмотру в этой же инстанции в связи с состоявшимся актом Конституционного Суда. При новом рассмотрении дела закон, признанный неконституционным, применяться не должен.

По мнению Конституционного Суда, подлежат пересмотру также дела, разрешенные путем применения нормы закона, хотя и признанной Судом не противоречащей Конституции России, но которой иные суды в ходе ее применения в конкретном деле придали истолкование, расходящееся с ее конституционно-правовым смыслом, выявленным в порядке конституционного судопроизводства17.

Необходимо отметить, что в практике адвокатской деятельности серьезные проблемы возникают в связи с не очень удачным, на наш взгляд, урегулированием в законе вопроса о последствиях признания Конституционным Судом акта или нормы не соответствующими Основному закону. Так, в ч. 6 ст. 125 Конституции России и в ст. 79 ФКЗ о КС установлено, что акты и их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Однако, остается открытым вопрос о том, теряют они свою правовую силу с момента их издания или с момента признания неконституционными.

Мнения специалистов здесь разделились. Одни, и мы присоединяемся к их позиции, считают, что акт, не соответствующий Конституции РФ, не может иметь силы с момента издания, так как в самом Основном законе черным по белому записано: федеральные и иные законы, другие правовые нормативные акты, исходя из верховенства Конституции, не могут противоречить ее положениям (ст. 15) . Действительно, с позиции теории права нельзя ставить действие или утрату силы неконституционного акта в зависимость от того, обратились ли в органы конституционной юстиции с жалобой или запросом о соответствии его Основному закону те или иные лица, ведь они изначально противоречат нормативному акту большей силы.

К сожалению, практика самого Конституционного Суда в этом вопросе не соответствует данным, по сути дела, общепризнанным правилам юридической техники. В резолютивных частях его постановлений о признании нормы или акта неконституционными нередко прямо указывается иная, значительно более поздняя дата, нежели дата издания, с какой они теряют

17 См. постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности положения п. 2 ст. 1070 Гражданского кодекса РФ в связи с жалобами граждан И.В. Богданова, А.Б. Зернова, С.И. Кальянова и Н.В. Труханова от 25 января 2001 г. № 1-П.

18 См., напр.: Дроздова Л., Коган Е. Хозяйство и право. 1999. № 8. — С. 82.

силу. Здесь налицо прямое, по нашему мнению, неконструктивное и чрезвычайно опасное для будущего нашей страны отступление от фундаментальных принципов законности.

Чаще всего подобный подход аргументируется тем, что в противном случае государство будет лишено стабильности своей правовой системы и, учитывая, что по целому ряду неконституционных законов оно производило сбор тех или иных средств с населения либо юридических лиц, то, будучи обязанным возвращать эти, подчеркнем, незаконно изъятые у граждан и организаций деньги, может быть поставлено на грань финансового краха19. Другими словами, государство, умышленно нарушая конституционные права и свободы граждан и организаций (ведь трудно поверить в то, что в государственном аппарате нет высококвалифицированных специалистов, способных сразу указать на несоответствие проекта акта Конституции), противоправно конфискует их собственность, а потом в лице Конституционного Суда, как бы спохватившись, стыдливо признает свою «ошибку», но деньги не возвращает.

Мы полагаем, что именно в приведенной позиции Конституционного Суда заложена причина того, что подобная ситуация будет воспроизводиться вновь и вновь. Единственный выход сегодня в том, чтобы широко освещать в СМИ тот факт, что конкретный вновь принятый акт не соответствует Конституции целиком или в какой-то части. Это, по нашему мнению, позволит уже по первому факту применения такого акта потерпевшим от узаконенного беззакония обращаться в Конституционный Суд с жалобой и ставить вопрос о приостановлении действия соответствующего закона.

Существует и еще один аспект проблемы. Согласно ч. 3 ст. 79 ФКЗ о КС решения судов и иных органов, основанные на нормах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях. Но такого закона до сих пор нет20. Поэтому высказывается мнение, что раз такого закона нет, то юридическая сила постановления Конституционного Суда распространяется лишь на правоотношения, возникшие после его принятия. Вот пример из судебной практики. Налогоплательщик платежным поручением от 20 февраля 1998 г. перечислил налог, который по вине обслуживающего банка в бюджет не поступил. По требованию налоговых органов он вновь перечислил сумму налога 16 марта того же года. После опубликования постановления Конституционного Суда, кото-

19 См., напр.: Анохин А., Ситникова Е. Что упало, то пропало? — С. 3.

20 Об этом, в частности, говорит и Председатель Конституционного Суда России М. Баглай. См.: И на «нет» суд есть. Конституционный. — С. 3.

рым норма закона, рассматривающая в качестве уплаты налога исключительно факт поступления денежных средств в бюджет, была признана неконституционной, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с иском о возврате второго платежа. Первая, инстанция иск удовлетворила, а кассационная — это решение отменила и в иске отказала, указав, что соответствующее постановление Конституционного Суда не распространяется на правоотношения, возникшие до его вступления в законную силу. Президиум ВАС РФ, к сожалению, поддержал позицию кассационной инстанции21.

Вместе с тем есть примеры в практике самого Конституционного Суда, когда он иначе решает эту проблему. Так, в определении по жалобе гражданки И.В. Петровой на нарушение ее конституционных прав ч. 2 ст. 100 ФКЗ о КС от 14 января 1999 г. № 4-О отмечается, что указанная норма сама по себе не может рассматриваться как затрагивающая и тем более ущемляющая конституционные права граждан, не являющихся участниками рассмотрения дела в Конституционном Суде, но чьи дела до вынесения постановления в конституционном судопроизводстве также были разрешены на основании актов, признанных неконституционными, так как не лишает их возможности использовать другие процедуры судебной защиты.

К сожалению, нередки случаи, когда акты Конституционного Суда не исполняются или исполняются ненадлежащим образом, либо адвокат и его клиент сталкиваются с фактами воспрепятствования исполнению решения суда.

Под неисполнением актов Конституционного Суда РФ закон (ст. 81 ФКЗ о КС) признает такое поведение государственного органа или должностного лица, когда они, вопреки принятому в рамках конституционного судопроизводства решению, продолжают применять признанный неконституционным закон или иной нормативный акт либо, напротив, отказываются от применения акта, который суд признал соответствующим Конституции. Ненадлежащее исполнение означает, что государственный орган или должностное лицо нарушают сроки или иные условия исполнения акта конституционного правосудия либо исполняют его лишь частично.

Сам Конституционный Суд должен реагировать на такие случаи. По фактам неисполнения, ненадлежащего исполнения или воспрепятствования исполнению судебного акта судья-секретарь может вносить на заседания суда предложения о мерах по обеспечению его надлежащего исполнения. В практике Конституционного Суда были случаи, когда суд по собственной

21 См., напр.: Интересы государства по-прежнему выше ценностей Конституции // Бизнес-адвокат.

2001. № 5. — С. 3.

инициативе выносил решения, в которых обращал внимание соответствующих государственных органов и должностных лиц на необходимость своевременного и в полном объеме исполнения своих решений22. Однако подобных примеров не очень много.

С сожалением приходится говорить, что ст. 81 данного конституционного закона не содержит прямых положений об ответственности за неисполнение, ненадлежащее исполнение или воспрепятствование исполнению акта Конституционного Суда РФ, а отсылает к федеральному законодательству. Однако мер административной ответственности за эти нарушения законодательством не предусмотрено. Применение же уголовного наказания ответственности (ст. 315 УК РФ) затруднено, так как субъектом такой ответственности может быть только физическое лицо (представитель власти, государственный служащий, служащий органа местного самоуправления, служащий государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации), а нарушения в области исполнения актов конституционного правосудия, как правило, допускают государственные органы в целом. Кроме того, уголовная ответственность может наступить только за злостное неисполнение или воспрепятствование исполнению решения суда. Признак же злостности, как известно, связан с тем, что деяние продолжается после предупреждения суда, сделанного в письменной форме. А Конституционный Суд загружен настолько, что практически не имеет возможности направлять подобные предупреждения, даже когда об этом просит заявитель или его адвокат.

К тому же наиболее распространенной формой неисполнения решений Конституционного Суда служит повторное принятие закона, признанного неконституционным, либо включение оспариваемых норм в другой законодательный акт23.

Отдельные ученые высказывают мнение, что в указанных случаях при наличии соответствующих оснований возможно привлечение виновных должностных лиц к ответственности по ст. 170-172 УК РФ за злоупотребление властью или служебным положением, превышение власти или служебных полномочий, халатность, а также имеется возможность возбуждения административного дела за проявление неуважения к суду в соответствии со ст. 165-1 Кодекса об административных пра-

22 См., напр.: Вест. Конституционного Суда. 1993. № 1. — С. 23-25, 56, 57; 1997. № 4. — С. 20-22.

23 Некоторые примеры такой практики приведены в книге: Витрук Н.В. Конституционное правосудие: Учебное пособие. — М.: ЮНИТИ, 1998. — С. 265, 266.

вонарушениях РСФСР24. На наш взгляд, хотя данная позиция не очень обоснована, адвокат в самых крайних случаях может все-таки предложить своему доверителю испробовать эти возможности на практике.

Адвокат от имени своего клиента вправе потребовать от государственного органа, принявшего индивидуальный акт на основании закона, признанного неконституционным, пересмотреть свое решение. Если этого не произойдет, то появляются основания для обжалования отказа или непринятия решения в порядке, предусмотренном Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. № 4866-1, и тогда уже суд должен обязать государственный орган пересмотреть свое решение.

Когда права и свободы клиента нарушаются нормативным правовым актом, базирующимся на признанном неконституционным законе, и компетентные органы при рассмотрении конкретного дела руководствуются данным актом, адвокат имеет возможность предложить своему доверителю обжаловать соответствующий нормативный акт в судебном порядке. Суд, в свою очередь, обязан признать этот акт недействующим либо обязать государственный орган устранить нарушения прав граждан или юридических лиц (ч. 1 ст. 132 АПК РФ, ч. 1 ст. 239-7 ГПК РСФСР). При этом адвокат может поставить вопрос о том, чтобы суд в соответствии с ч. 5 ст. 7 Закона от 27 апреля 1993 г. применил к виновному одну из мер ответственности, установленных ст. 14 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ.

Возможно также обращение с соответствующим заявлением в органы прокуратуры, которые согласно ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре в Российской Федерации» в ред. ФЗ от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ осуществляют надзор за соблюдением прав и свобод граждан государственными органами всех уровней, за исключением Президента РФ и Правительства РФ, и органами местного самоуправления. В данном случае по результатам проверки заявления прокурор обязан принести протест.

В качестве еще одного механизма воздействия на государственный орган или должностное лицо с целью побуждения их к выполнению решения Конституционного Суда и восстановлению нарушенных прав и свобод клиента может быть избрано предоставление информации о неисполнении, ненадлежащем

24 См.: Кряжков В.А., Лазарев Л.В. Конституционная юстиция в Российской Федерации. — С. 256.

исполнении или воспрепятствовании исполнению его акта средствам массовой информации, политическим партиям, общественным движения и организациям, отдельным депутатам и т.д.

В настоящее время у адвоката появились новые инструменты в борьбе за права и свободы своего клиента путем обеспечения исполнения решения Конституционного Суда, по крайней мере, на уровне субъектов Российской Федерации. Речь идет об использовании возможностей, заложенных в Федеральном законе «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 29 июля 2000 г. № 106-ФЗ. Этот законодательный акт ввел новый п. 4 в ст. 9, в котором указано, что в случае, если соответствующим судом установлено, что законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ приняты конституция (устав), закон субъекта Федерации или иной нормативный правовой акт, противоречащие Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам, а этот орган власти в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением срока не принял в пределах своих полномочий мер по его исполнению (в частности, не отменил признанный неконституционным акт) и после истечения данного срока судом выявлено, что в результате бездействия законодательного (представительного) органа государственной власти в данном вопросе были созданы препятствия для реализации закрепленных Основным законом страны и федеральным законодательством полномочий федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, нарушены права и свободы человека и гражданина, права и охраняемые законом интересы юридических лиц, Президент РФ издает указ о вынесении предупреждения законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации. Если в течение трех месяцев после издания такого указа решение суда по-прежнему не будет исполнено, Президент РФ вносит в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске соответствующего законодательного (представительного) органа. Государственная Дума обязана рассмотреть проект закона не позднее двух месяцев с момента его внесения. При этом срок, в течение которого Президент РФ выносит предупреждение или вносит в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске местного парламента, не может превышать один год со дня вступления решения суда в силу.

Следует иметь в виду и новую ст. 29-1, введенную указанным законом, об ответственности должностных лиц органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Согласно п. 2 указанной статьи Президент РФ вправе вносить предупреждение высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) в случае издания им нормативного правового акта, противоречащего Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а данное должностное лицо в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного этим решением срока не приняло в пределах своих полномочий мер по его исполнению, а также в случае уклонения высшего должностного лица субъекта РФ в течение двух месяцев со дня издания Указа Президента РФ о приостановлении действия нормативного правового акта высшего должностного лица субъекта РФ либо нормативного правового акта органа исполнительной власти этого административно-территориального образования от издания акта об отмене или внесении необходимых изменений в документ, действие которого приостановлено, и если данное лицо не обратилось в суд для разрешения спора.

Таким образом, адвокат получает возможность обращаться в Администрацию Президента РФ с заявлениями о том, что законодательный орган или высшее должностное лицо конкретного субъекта РФ не исполняют решение Конституционного Суда о признании неконституционными изданных ими соответственно Конституции или устава либо закона или иного нормативного правового акта, и добиваться, чтобы там оперативно отреагировали в соответствии с законом на эти нарушения.

4 августа 2000 г. был принят Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» № 107-ФЗ. Хотя данный законодательный акт сам не бесспорен с точки зрения соответствия Конституции РФ и не имеет прямого отношения к нашей теме, поскольку Конституционный Суд РФ не рассматривает вопрос о соответствии Конституции нормативных правовых актов органов местного самоуправления, тем не менее, адвокату целесообразно включить и его положения в арсенал своих способов борьбы за права и свободы клиента. Дело в том, что механизм привлечения к ответственности должностных лиц местного самоуправления или роспуска представительного органа муниципального образования в случае издания ими документов, противоречащих Конституции РФ, федеральному законодательству, конституции,

уставу, закону субъекта РФ, уставу муниципального образования, и отказа или уклонения от приведения их в соответствие с перечисленными актами, может быть использован в рамках работы по обеспечению исполнения решения конституционного (уставного) суда субъекта РФ.

Скажем кратко, что данным законом предусмотрен схожий с подробно описанным выше порядок обеспечения на практике конституционной и иной законности в стране на уровне местного самоуправления. Здесь соответствующие права предоставлены законодательным (представительным) органам и высшим должностным лицам субъектов РФ, которые могут соответственно распускать представительные органы муниципальных образований и отстранять от должности глав этих образований. Данным законом установлены более короткие сроки решения всех этих вопросов — роспуск представительного органа или отрешение от должности главы муниципального образования могут последовать в пределах шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения, являющегося основанием для названных санкций.

В том случае, когда органы государственной власти субъекта Федерации в течение трех месяцев после вступления в силу соответствующего решения суда мер не принимают, Президент РФ вправе внести в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске представительного органа местного самоуправления или издать указ об отстранении от должности главы муниципального образования.