Постановление 1224 об импортозамещении

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 декабря 2013 г. N 1224

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.12.2015 N 1470, от 18.07.2016 N 684)

В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить запрет на допуск товаров (за исключением товаров по перечню согласно приложению), происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории Российской Федерации отсутствуют. (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2015 N 1470)

1(1). Установить запрет на допуск товаров, указанных в приложении к настоящему постановлению, происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок товаров для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров на территории государств — членов Евразийского экономического союза отсутствует. (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2015 N 1470)

Пункты 1 и 1(1) действовали до 01.01.2018 (пункт 2 Постановления Правительства РФ от 29.12.2015 N 1470).

2. Установить, что подтверждением отсутствия производства на территории Российской Федерации товаров обрабатывающих отраслей промышленности, относящихся к сфере ведения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, является заключение Министерства промышленности и торговли Российской Федерации об отсутствии производства на территории Российской Федерации товаров обрабатывающих отраслей промышленности, выдаваемое в соответствии с пунктом 3(1) настоящего постановления с учетом положений пунктов 2(1) — 2(4) настоящего постановления, в случае отсутствия продукции, производимой на территории Российской Федерации и имеющей схожие технические и эксплуатационные характеристики с соответствующими товарами, позволяющей ей выполнять те же функции и быть коммерчески взаимозаменяемой. (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2015 N 1470)

2(1). Установить, что продукция признается продукцией, произведенной на территории Российской Федерации, в случаях: (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2015 N 1470)

а) создания или модернизации и (или) освоения производства такой продукции в рамках специального инвестиционного контракта, заключенного Российской Федерацией или Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации. При этом для целей настоящего постановления такая продукция приравнивается к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, в течение не более 5 лет со дня заключения специального инвестиционного контракта и не более 3 лет со дня начала ее производства стороной — инвестором специального инвестиционного контракта; (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2015 N 1470)

б) соответствия требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной в Российской Федерации, согласно приложению к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 «О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации» (в случае отсутствия специального инвестиционного контракта); (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2015 N 1470)

в) подтверждения Российской Федерации как страны происхождения товаров в соответствии с Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (в случае отсутствия такой продукции в приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 «О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации» и отсутствия специального инвестиционного контракта). (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2015 N 1470)

2(2). Подтверждением соответствия товаров требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной в Российской Федерации, установленным приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 «О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации», является акт экспертизы, выдаваемый в порядке, определяемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2015 N 1470)

2(3). Подтверждением страны происхождения товаров в соответствии с Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства — участника этого Соглашения по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2015 N 1470)

2(4). В целях реализации настоящего постановления при отнесении продукции к продукции, произведенной в Российской Федерации, допускается осуществление на территории государств — членов Евразийского экономического союза операций, указанных в требованиях к промышленной продукции, предъявляемых в целях ее отнесения к продукции, произведенной в Российской Федерации, установленных приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 «О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации». (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2015 N 1470)

3. Пункт утратил силу. (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2015 N 1470)

3(1). Министерству промышленности и торговли Российской Федерации разработать и утвердить до 1 января 2016 г. порядок выдачи заключения, указанного в пункте 2 настоящего постановления. (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2015 N 1470)

3(2). Министерству промышленности и торговли Российской Федерации провести в срок не позднее III квартала 2016 г. консультации с заинтересованными органами исполнительной власти государств — членов Евразийского экономического союза по вопросу определения механизма отнесения товаров к товарам, произведенным на территории государств — членов Евразийского экономического союза. (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2015 N 1470)

4. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 56 «Об установлении запретов и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, в рамках размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 987).

5. Пункты 1, 2 и 4 настоящего постановления вступают в силу с 1 января 2014 г.

6. Действие настоящего постановления не распространяется на осуществление закупок Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой охраны Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службой по техническому и экспортному контролю и Управлением делами Президента Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.07.2016 N 684)

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ

Приложение
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 24 декабря 2013 г. N 1224

ПЕРЕЧЕНЬ ТОВАРОВ

(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2015 N 1470)

Машины литейные, используемые в металлургии или литейном производстве

Станки для обработки любых материалов путем удаления материала с помощью лазерного или другого светового или фотонного луча, ультразвуковых, электроразрядных, электрохимических, электроннолучевых, ионно-лучевых или плазменно-дуговых процессов, водоструйные резательные машины

Центры обрабатывающие, станки агрегатные однопозиционные и многопозиционные для обработки металла

Станки токарные (включая станки токарные многоцелевые) металлорежущие

Станки металлорежущие (включая агрегатные станки линейного построения) для сверления, растачивания, фрезерования, нарезания наружной или внутренней резьбы посредством удаления металла

Станки обдирочно-шлифовальные, заточные, шлифовальные, хонинговальные, притирочные, полировальные и для выполнения других операций чистовой обработки металлов или металлокерамики при помощи шлифовальных камней, абразивов или полирующих средств

Станки продольно-строгальные, поперечно-строгальные, долбежные, протяжные, зуборезные, зубошлифовальные или зубоотделочные, пильные, отрезные и другие станки для обработки металлов или металлокерамики посредством удаления материала

Станки (включая прессы) для обработки металлов объемной штамповкой, ковкой или штамповкой, станки для обработки металлов (включая прессы) гибочные, кромкогибочные, правильные, отрезные, пробивные или вырубные, прессы для обработки металлов или карбидов металлов

Станки для обработки металлов или металлокерамики без удаления материала, прочие

Станки (включая машины для сборки с помощью гвоздей, скоб, клея или другими способами) для обработки дерева, пробки, кости, эбонита, твердых пластмасс или аналогичных твердых материалов

Измерительные или контрольные приборы, устройства и машины для измерения или контроля геометрических величин

Примечание. В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации» под промышленной продукцией в настоящем постановлении понимаются товары, произведенные в результате осуществления деятельности в сфере промышленности. (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2015 N 1470)

Документы в заявке

Заявка на участие в конкурсе

(подп. «з» п.1 ч.2 ст.51)

Должна содержать

документы (либо их копии), предусмотренные нормативными правовыми актами по статьей 14 закона, подтверждающие соответствие

предлагаемых участником товаров, работ или услуг

условиям, запретам и ограничениям, установленным
на основании ст. 14 ФЗ-44

Вторая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме

(п.5 ч.6 ст.54.4 )

Вторая часть заявки на участие в аукционе (п.6 ч.5 ст.66 )
Заявка на участие в запросе котировок

(п.6 ч.3 ст.73 )

Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме

(под. «а» п.2 ч.9 ст.73 )

Должна содержать

документы (либо их копии), предусмотренные нормативными правовыми актами по статьей 14 закона, подтверждающие соответствие

предлагаемых участником товаров, работ или услуг

условиям, запретам и ограничениям, установленным на основании ст. 14 ФЗ-44

В случае, если НПА предусмотрено предоставление декларации о стране происхождения товара или о стране происхождения и производителе товара, такая декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки.

При отсутствии в заявке документов (копий таких документов) — заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работы, услуги, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами
Заявка на участие в запросе предложений

(п.3 ч.6 ст.83)

Заявка должна соответствовать

требованиям к содержанию, в том числе составу, форме заявок на участие в запросе предложений.

Не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников запроса предложений или доступа к участию в запросе предложений

Не подлежит отстранению участник закупки в связи с отсутствием в его заявке документов (копий таких документов), предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона, в случае закупки ТРУ, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, за исключением случая закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет.

Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме

(п.5 ч.9 ст.83.1)

Должна содержать

документы (либо их копии), предусмотренные нормативными правовыми актами по статьей 14 закона, подтверждающие соответствие

предлагаемых участником товаров, работ или услуг

условиям, запретам и ограничениям, установленным на основании ст. 14 ФЗ-44

При отсутствии в заявке документов (копий таких документов) — заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работы, услуги, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Преференции отечественным производителям в рамках национального режима

Перечень отечественной продукции, при закупке которой следует применять преференции, очень широк. Они включены в приказ Минэкономразвития от 25.03.2014 № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств». Этим приказом не предусмотрен запрет на участие в такой закупке иностранных поставщиков, однако при одинаковом качестве продукции закупку будет проще выиграть производителю из ЕАЭС, даже если его товар дороже. Эти преференции касаются в том числе поставщиков овощей и фруктов, посуды, металлопроката, лекарственных средств, компьютеров и периферии, литейных машин и прессов, труб, ядерных реакторов, а также иных товаров, включенных в Приказ № 155.

В случае, когда в закупке принимают участие как поставщики российских товаров (либо из стран ЕАЭС), так и поставщики, у которых товары иностранного производства, действуют следующие преференции:

  1. Конкурс запрос предложений или запрос котировок. При рассмотрении и оценке заявок по критерию «цена контракта» на поставку товаров, указанных в Приказе № 155, произведенных на территории ЕАЭС, применяется понижающий коэффициент равный 15%. Т.е. при оценке заявок цена будет уменьшена на 15%, но, в случае победы, контракт всё равно будет заключен по цене контракта, указанной в заявке на участие.
  2. Аукцион. В случае если победителем аукциона представлена заявка на участие, которая содержит предложение о поставке иностранных товаров, указанных в Приказе № 155, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником, сниженной на 15%.

Согласно п. 6 этого же Приказа в случае, если несколькими участниками закупки представлены одинаковые условия исполнения контракта с учетом предоставления преференции, контракт заключается именно с участником закупки, имеющим право на предоставление преференции.

Иностранные продукты могут быть приобретены за бюджетные деньги только в случае, если они не уступают по качеству отечественным, но при этом дешевле более чем на 15%, либо если в соответствии с условиями закупочной документации, они намного выгоднее, чем у поставщиков ЕАЭС.

Запреты на закупки иностранных товаров

В настоящее время установлены запреты и ограничения при закупке следующих категорий товаров:

  1. оборудование для нужд обороны и безопасности;
  2. продукты питания;
  3. товары машиностроения;
  4. товары лёгкой промышленности;
  5. медицинские изделия и лекарственные средства;
  6. программное обеспечение.

Минэкономразвития рекомендует заказчикам в закупках с нацрежимом:

  • Требовать у поставщиков декларацию о том, что товар произведен в РФ;
  • Отклонять заявки, в которых не указана страна происхождения товара;
  • Указывать в документации, что участники несут ответственность за достоверность сведений о стране происхождения товара.

Запрет на закупки медицинских изделий и лекарств

В случае закупки медицинских изделий — например, медицинской одежды, электрокардиографов, томографов, некоторых хирургических инструментов, а также реагентов, установлен запрет на закупку, если из стран ЕАЭС поступили по крайней мере два предложения о поставке такой продукции. Полный перечень такой продукции установлен Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Таким образом заказчик должен отклонить все заявки, содержащие предложения о поставке медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, за исключением Республики Армения, Республики Белоруссия и Республики Казахстан, при условии, что на участие подано не менее двух удовлетворяющих требованиям документации о закупке заявок, которые одновременно:

  • содержат предложения о поставке медицинских изделий, включенных в перечень, страной происхождения которых является РФ или вышеуказанные республики;
  • не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя.

Аналогичные правила установлены Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 № 1289 для закупки лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

Запрет на закупки товаров легкой промышленности

На закупки товаров лёгкой промышленности из стран, не входящих в ЕАЭС, Постановлением Правительства РФ от 11.08.2014 № 791 установлен полный запрет. В перечень запрещенных к импорту товаров, утверждённый этим постановлением, попали:

  • Ткани, изделия текстильные, полотна трикотажные или вязаные
  • Ковры и ковровые изделия
  • Канаты, веревки, шпагат и сети
  • Кожа и изделия из неё, меха
  • Любая одежда, спецодежда, бельё, аксессуары
  • Изделия чулочно-носочные трикотажные или вязаные
  • Чемоданы, сумки дамские и аналогичные изделия; изделия шорно-седельные и упряжь
  • Обувь
  • Изделия из вулканизированной резины прочие, не включенные в другие группировки; твердая резина во всех формах и изделия из нее; напольные покрытия и коврики из вулканизированной пористой резины
  • Изделия пластмассовые прочие
  • Услуги по прокату бытовых бельевых изделий
  • Услуги по прокату текстильных изделий, одежды и обуви

Данный запрет не применяется лишь в том случае, если производство этих товаров на территории ЕАЭС отсутствует.

Запрет на закупки товаров машиностроения

Этот запрет касается импортных бульдозеров, автобусов, троллейбусов, вагонов, грузовиков, экскаваторов, тракторов снегоочистителей и других машин, включенных в перечень Постановления Правительства РФ от 14.07.2014 № 656. Подтверждением страны происхождения является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров.

Запрет на закупки товаров, работ и услуг для нужд обороны страны и безопасности государства

Постановлением Правительства РФ от 24.12.2013 № 1224 запрещён допуск продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории Российской Федерации отсутствуют.

Для поставщиков из стран ЕАЭС существует исключение, но лишь в отношении некоторых категорий продукции.

Запрет на закупки программного обеспечения

Схожий тотальный запрет установлен на закупки иностранного софта Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236.

Исключение из этого запрета предусмотрено в следующих случаях:

  • в реестре российского ПО отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу, что и ПО, планируемое к закупке;
  • ПО, сведения о котором включены в реестр, по своим функциональным, техническим или эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к закупаемому ПО.

Запрет на участие турецких организаций в закупках на оказание услуг

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 № 1457 установлен запрет с 1 января 2016 года на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд для юридических лиц из Турецкой Республики:

  • для организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики;
  • для организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики;
  • для организаций, контролируемых организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.

Внимание! Запрета на закупку турецких товаров нет.

В феврале появились первые решения ФАС по жалобам на заказчиков, не указавших в документации, что к торгам не допускаются турецкие участники.

Подробнее смотрите видео с Юлией Межниковой, ведущей вебинара «Ответственность и штрафы заказчиков по 44-ФЗ в 2016 году»