Послерейсовый осмотр водителей отменен

Содержание

Порядок проведения

В соответствии со ст. 23 ФЗ “О безопасности дорожного движения” одной из превентивных медицинских мер, по обеспечению безопасности на дороге, является прохождение предрейсовых, предсменных, послерейсовых и послесменных осмотров. Все они должны проводиться в соответствии с правилами, утвержденными Приказом Минздрава № 835н от 15.12.2014.

Целью данных мероприятий является проверка состояния здоровья, водителя, садящегося за руль ТС на наличие заболеваний, которые препятствуют возможности водить автомобиль, на наличие алкоголя или токсических веществ, в том числе и остаточных явлений, после злоупотребления ими.

Проводить осмотр обязательно перед и после каждого рейса, если водитель осуществляет перевозку пассажиров или опасных грузов. Исключение касается лишь водителей, которые управляют ТС оперативных служб.

Как проводится предрейсовый медицинский осмотр водителей? При проведении осмотра осуществляется сбор данных состояния здоровья: осматриваются слизистые, кожные покровы, измеряется давление, пульс, опрашивается проверяемый.

По результату медицинского осмотра на руки водителю может быть выдано заключение либо об отсутствии оснований для отстранения его от работы, либо об их наличии.

В документе в первом случае, прописывается, что работник допущен к выполнению своих обязанностей, обязательно проставляются координаты лица, проводившего исследование.

Если исследование проводил работник, имеющий среднее медицинское образование, и выявил наличие заболеваний, препятствующих продолжению профессиональной деятельности, то он обязан отстранить водителя от работы и отправить его в медицинскую организацию для получения помощи.

Проверка на состояние опьянения

Для целей проверки наличия состояния опьянения проводится сначала визуальный осмотр, если есть основания полагать, что в поведении водителя есть признаки опьянения или остаточных явлений, проводится проверка на количество алкоголя в выдыхаемом воздухе.

Если исследование будет отрицательным, то медицинский работник должен обеспечить исследование мочи, для определения наличия или отсутствия в организме психотропных веществ.

Данный анализ должен проводиться точно в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития № 40 от 27.01.2006.

В этом документе утверждены рекомендации по отбору мочи. Предусмотрена необходимость контролировать процесс таким образом, чтобы исключить вероятность подмены исследуемого материала. Объем тары для сбора не должен быть менее 200 мл., а объем исследуемого материала, не более 100 мл, но не менее 30 мл.

Медицинский работник должен сначала провести первичное исследование, в первые 5 минут: замерить температуру, провести иммунохроматографический тест, определить плотность. Если показатели будут отклоняться от нормы, тогда моча отправляется на химико-токсикологическую экспертизу. Пересылка должна произойти в течение 2 суток, при условии, что в это время материал хранится в холодильнике.

Требования к медицинскому работнику

Осуществлять процедуру прохождения предрейсового медосмотра водителей могут люди, имеющие среднее или высшее медицинское образование.

Такие сотрудники могут включаться в штрат по правилам ч.4 ст 24 ФЗ № 323 от 21.11.2011. Либо для осуществления данной деятельности могут привлекаться сторонние медицинские организации. Оплата их работы должна производиться за счет работодателя.

В соответствии с п. 46 ст. 12 ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” работа в медицинской сфере подлежит лицензированию, однако, по правилам ст. 3 этого же документа, получателем лицензии может быть только юридическое лицо или предприниматель.

Если обратиться к ст. 100 ФЗ № 323 от 21.11.2011, то можно узнать, что до 2026 года установлена возможность для специалистов заниматься медицинской деятельностью, если у них есть соответствующий сертификат.

Иными словами, если фирма взяла на работу медработника для осуществления осмотров, то ему получать лицензию не нужно. Но по правилам п.3 Постановления Правительства № 291 “О лицензировании медицинской деятельности” предрейсовые осмотры подпадают под определение медицинской деятельности, соответственно должны лицензироваться.

С другой стороны, получать лицензию должны фирмы, которые нанимают таких сотрудников. Но так как эта деятельность не является для них основной, то данное условие не является обязательным. На данный момент нет четкой регламентации данного вопроса, нет единой позиции и у судов.

Ответственность

Ответственность за нарушение правил прохождения предрейсового медицинского осмотра наступает по ст. 11.32 КоАП.

В соответствии с нормой назначается наказание в виде административного штрафа.

Гражданам придется отдать 1-1,5 тыс. рублей, должностным лицам 2-3 тыс. руб., юридическим лицам — 30-50 тыс. ИП будут отвечать в данном случае, как юридические лица.

Описанное выше наказание предусмотрено за невыполнение осмотра, а вот если в результате такого упущения на рейс был выпущен водитель, который находился в состоянии опьянения, тогда это правонарушение будет квалифицироваться по ст. 12.32 КоАП. Размер штрафа в этом случае будет существенно больше.

На должностных лиц, которые должны были освидетельствовать водителя может быть наложено взыскание в размере 20 тыс., а на фирмы — 100 тыс. рублей.

Проведение медицинских осмотров водителей, как перед работой, так и после ее завершения, — это обязанность, которая закреплена за их работодателями. Выполнять данные действия могут только люди имеющие медицинское образование.

Их можно нанять в штат фирмы или воспользоваться услугами сторонней организации, предварительно проверив у нее наличие лицензии. За нарушение правил КоАП предусматривает штраф. Относительно не большой — за невыполнение данных действий, и более существенный — за допуск к ТС водителя в состоянии опьянения.

Какой срок может храниться путевой лист

На данный момент, сроки хранения путевых листов прописаны в таких документах:

  1. Приказ Министерства транспорта РФ № 152 от 18. 09. 2008 года.
  2. Приказ Министерства культуры РФ № 558 от 25. 08. 2010 года.

В соответствии с первым приказом, ПЛ может храниться не меньше 5 лет. Это значит, что при желании, любая организация вправе увеличить этот срок.

В приказе Минкультуры уточняется, что хранение ПЛ допускается сроком на 5 лет, но при условии контроля или проверки регулирующим органом в течение этого времени.

Из вышеизложенного становится ясно, что если на протяжении 5 лет проверки не было, то использовать путевые листы фирма не имеет права.

ПЛ относится к первичному документу, поэтому срок его хранения также устанавливают:

  1. Налоговый кодекс РФ.
  2. Закон о бухучете № 402 от 04. 11. 14.

В Налоговом кодексе говорится, что сохранять путевой лист можно не меньше 4 лет, а в законе о бухучете — 5 лет.

Если деятельность организаций не имеет отношения к автотранспортным услугам, они вправе выдавать путевой лист сроком от 1 дня до 1 месяца.

Что касается транспортных организаций, то они обязаны выдавать путевой лист ежедневно, исключением является командирование сотрудника — тогда путевой лист выдается на весь срок командировки.

Кому необходим ПЛ при работе

В соответствии с законодательством, использовать автомобильное средство без оформления путевого листа запрещается в таких случаях:

  • если водитель занимается перевозкой пассажиров;
  • при перевозке багажа, груза, товаров;
  • при использовании такого наземного транспорта, как трамвай, автобус, троллейбус.

В некоторых случаях, работник фирмы не является водителем, не перевозит пассажиров и грузы, а просто использует автомобиль по работе для передвижения.

При этом сразу возникает вопрос, грозит ли штраф за езду без путевого листа. Однозначного ответа пока нет, встречались случаи, когда судом было разрешено не меть при себе ПЛ.

Но стоит учитывать, что сотрудники Госавтоинспекции требуют предъявить путевой лист, если машина зарегистрирована на фирму или физическое лицо, а водитель эксплуатирует ее в собственных целях. Поэтому существует возможность, что свою позицию придется отстаивать в суде.

Для предотвращения таких проблем и судебных разбирательств, лучше всего выдавать водителю путевой лист. Это сэкономит время и избавит от споров с сотрудниками ДПС.

Путевой лист рекомендуется иметь при себе даже частным предпринимателям, что используют свои авто в работе, сами осуществляют пассажирские или грузовые перевозки.

Стать исключением может только тот случай, когда физическое лицо пользуется машиной для собственных потребностей или оформляет доверенность на другого человека.

Штраф за отсутствие путевого листа

На данный момент штраф за отсутствие путевого листа прописан в КоАП РФ. Его размер составляет от 500 рублей.

В некоторых случаях можно просто получить предупреждение. Кроме того, штрафные санкции накладываются за неправильно оформленный путевой лист, а не только за его отсутствие.

Законом предусмотрены такие суммы штрафов:

  1. Если за автомобиль несет ответственность водитель, ему выпишут штраф в размере 500 рублей или сделают предупреждение.
  2. Если к ответственности привлекается должностное лицо организации — сумма штрафа составит 20000 рублей.
  3. Для юридического лица размер штрафа может достигать и 100000 рублей.

В некоторых случаях могут быть исполнены все три позиции одновременно. Частный предприниматель несет полную ответственность, даже когда он не является юридическим лицом.

Если организация не считает целесообразным заполнять путевые листы ежедневно, то им рекомендуется оформлять доверенности.

Важно учитывать такой момент, что с точки зрения экономии средств, путевочный лист является более надежным подтверждением, чем чеки с заправок.

Штраф за езду без ПЛ для ИП

Штраф за отсутствие путевого листа для ИП, может быть выписан, не зависимо от того, одно это лицо или разные. Максимальная сумма штрафа достигает 100000 рублей.

Таким образом, размер наказания за езду без ПЛ может быть довольно внушительным. Поэтому лучше проследить за его наличием и корректностью заполнения.

Штрафные санкции за отсутствие ПЛ для юридических лиц

Кроме общих моментов, при которых необходимо наличие ПЛ, оформление путевки должно сопровождаться и передвижение на служебном авто сотрудников организации.

Штраф за отсутствие путевого листа на юридическое лицо грозит вне зависимости от целевого назначения автомобиля. При выезде он должен быть снабжен путевым листом.

Наказание за некорректно оформленный ПЛ

Штраф за неправильно оформленный путевой лист может составлять от 3000 до 30000 рублей, в зависимости от субъекта. Разработан определенный порядок заполнения путевого листа:

  1. Заполняется на каждый авто, что используется индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом для наземного транспорта.
  2. Оформляется на срок от 1 дня до месяца, но не больше.
  3. Если применяется посменный режим, оформлять следует отдельный бланк на каждого водителя.
  4. Путевочный лист должен содержать информацию об авто, номер документа.
  5. Штамп ИП или юридического лица обязательный.
  6. Указываются дата и время выезда.
  7. Отражается дата медицинского осмотра водителя и данные медицинского работника.
  8. Бланки путевых листов вносят в журнал регистрации.
  9. Хранятся документы 5 лет и более.

Если данный порядок не соблюдается, сотрудник ГИБДД вправе оформить взыскание.

Отсутствие штампа медосмотра

Штраф за отсутствие медосмотра в путевом листе может составлять от 30000 рублей — для организаций, а для должностных лиц — 5000 рублей.

В случае, когда поездка оформляется удаленно, и поставить штамп невозможно — этот факт не снимает ответственности.

Вышеуказанные штрафы по-прежнему грозят за несоблюдение правил. Медицинский осмотр водителя — это обязательный момент в организации перевозок.

Штрафные санкции за отсутствие ПЛ грузового авто

Для грузового автомобиля наличие путевого листа в поездке обязательно. За несоответствие этой норме законодательства, грозит штраф в размерах 500, 20000, 100000 рублей, в зависимости от субъекта.

Отсутствие путевого листа на легковой авто

Если физическое лицо является собственником машины и использует ее в личных целях, то в путевом листе нет необходимости. Не нужен ПЛ на легковой автомобиль юридическому лицу, собственнику машины.

При потребности, он может сделать доверенность на водителя, которая исключает необходимость ПЛ. В таких случаях штраф не грозит ни водителю, ни собственнику.

Документ для легковых авто требуется в том случае, когда осуществляется перевозка пассажиров, багажей, грузов. Эта норма распространяется и на легковое такси. В противном случае возможен штраф до 100000 рублей.

По закону в 2019 году, юридические лица и ИП, что занимаются перевозками, обязаны проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей, а также контролировать техническое состояние транспортного средства. Отсутствие подписи механика считается нарушением.

Таким образом, за отсутствие путевого листа, как водителю, так и организации либо индивидуальному предпринимателю, грозит штраф. Его размер напрямую зависит от того, на какую статью сошлется инспектор ГИБДД, составляя протокол.

Сумма может быть довольно ощутимой, поэтому лучше заранее позаботится о наличии путевых листов и корректности их заполнения.

>Послерейсовый медицинский осмотр водителей – изменения 2017

Послерейсовый медосмотр – разберем, кто обязан его проходить

Управление любым транспортом требует усиленного внимания, готовности к повышенным физическим и психологическим нагрузкам, и, как следствие, крепкого здоровья. Именно по этим причинам законодательство РФ предъявляет усиленные требования к контролю состояния организма водителя, который обязан проходить различные виды осмотров, включая предварительные, периодические, после- и предрейсовые.

Основные нормативно-правовые документы, регулирующие выполнение медосмотров для водителей:

  1. Закон по безопасности ДД (дорожного движения) № 196-ФЗ от 10.12.95 г.
  2. Статьи 212-213 ТК РФ.
  3. Приказ Минздрава РФ № 835н от 15.12.14 г., утверждающий Порядок осуществления медосмотров различного назначения – предрейсовых, предсменных, послерейсовых, послесменных.

Организацией медосмотров на соответствие персонала норме занимается предприятие-работодатель, а если освидетельствуемое лицо уклоняется от участия в таких мероприятиях, допуск на работу закрывается. Порядок действий при проведении осмотров регламентируется Законом № 196-ФЗ от 10.12.95 г. с актуальными изменениями. Согласно п. 2 стат. 23 обязательный послерейсовый медосмотр осуществляется в течение всей продолжительности занятости водителя, вне зависимости от его стажа работы, если деятельность по перевозке связана с транспортировкой пассажиров или грузов, признанных опасными.

Список работников на медосмотр по приказу 302н

В данном случае под перевозкой людей-пассажиров подразумевается перевозка других граждан помимо водителя, включая сотрудников организации-перевозчика. Таким образом, на прочих водителей, не занимающихся транспортировкой людей или опасных грузов, подобное требование о выполнении регулярных послерейсовых осмотров не распространяется. Оказанием услуг по осмотрам занимаются специальные аккредитованные медучтреждения, получившие лицензию на этот вид деятельности. Предварительно необходимо заключить договор с ЛПУ на услуги по медосмотру.

Обратите внимание! Помимо обязанности спланировать, организовать выполнение и последующий контроль работодатель должен оплатить сотрудникам дни, потраченные на прохождение осмотров в размере среднего заработка и по принятой в компании системе оплаты труда.

Согласно разъяснениям Минздрава в Письме № 2510/9468-03-32 от 21.08.03 г. организовать прохождение медосмотров можно различными способами по выбору работодателя. Это прием по трудовому договору в штат предприятия медицинского работника. Или заключение договора на услуги с медучреждением (обязательно приложите копию лицензии для экономического обоснования расходов компании). Либо по п. 8 Приказа № 835н перевозчик может самостоятельно оформить соответствующий код ОКВЭД на выполнение осмотров, получить разрешительную лицензию и проводить освидетельствование водителей собственными силами (также требуется наличие медицинской единицы в штате предприятия).

Какие действия выполняет медработник во время осмотра водителей:

  1. Проводит сбор анамнеза – собирает данные о текущем самочувствии, жалобах и недомоганиях, проверяет состояние здоровья на момент осмотра. Для этого измеряется давление, температура тела, выполняется визуальный осмотр внешнего вида, кожных покровов и т.д.
  2. Особое внимание уделяется измерению артериального давления. Если показатели оказываются вне пределов нормы, исследование повторяется: только полученный дважды результат (с промежуточным интервалом в 20 мин.) может служить основанием для отказа в выходе на работу.
  3. Выявляются признаки алкогольного, наркотического и токсикологического опьянения. При необходимости используется лабораторная и/или инструментальная диагностика с замером количества выдыхаемого человеком алкоголя. Если же выявляются признаки опьянения, а результат оказывается отрицательным, возможно дополнительное исследование мочи на содержание соответствующих веществ.

По полученным результатам медсотрудник выносит заключение о наличии/отсутствии противопоказаний и дальнейшем допуске/отстранении от выполнения рабочих обязанностей.

Важно! Норма о необходимости выполнения послерейсовых осмотров касается и предпринимателей при управлении ими транспортом (п. 3 Приказа № 835н).

Послерейсовый медицинский осмотр водителей – изменения 2017

С введением в действие Приказа № 835н послерейсовый медосмотр водителей обязателен, как и ранее, в случае управления транспортным средством отдельными категориями работников, утвержденных законодательством РФ. При этом участие в такой процедуре обязательно для всех лиц, самостоятельно эксплуатирующих автомобили, включая ИП (п. 4 стат. 23 Закона 196-ФЗ). Регулярные медосмотры перед сменой, рейсом обязательны для всех водителей, а систематическое участие в осмотрах после смены/рейса требуется только для граждан, перевозящих людей (опасные грузы).

Окончательно определена и конечная цель медицинских мероприятий – установление факта опьянения или заболевания, который служит основанием для отстранения сотрудника от работы. Алгоритм действий медработника во время осмотра не поменялся. Но отстранить водителя от работы при выявлении противопоказаний вправе только медработник с высшим образованием. Если же уровень образования соответствует средне-профессиональному, такой специалист должен направить пациента в медучреждение, где решается вопрос об оказании помощи и оформляется заключение с оценкой состояния водителя (п. 13 Приказа 835н).

Журнал послерейсового медицинского осмотра водителей – образец

Полученные результаты заносятся в журнал послерейсового медицинского осмотра водителей – скачать бланк можно здесь. Этот документ является обязательным (п. 14 Приказа 835н) и составляется в бумажном или электронном формате. Если регистр ведется по старинке «на бумаге» требуется прошивка и нумерация всех страниц с последующим заверением печатью компании и подписью руководителя. Если документ формируется в электронном виде, следует заверить его с помощью ЭЦП.

Что за данные отражаются в журнале? Это информация о месте и времени выполнения осмотра; ФИО, пол, дата рождения пациента; результаты проведенных обследований и исследований; итоговое заключение; подписи ответственного медсотрудника и работника-пациента. При успешном прохождении послерейсового осмотра в путевом листе делается соответствующая отметка, означающая допуск на работу. Если в допуске отказано, водитель получает справку для обращения в медучреждение.

журнал медосмотра водителей бланк

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.