Понятие уголовно исполнительной системы

См. также Правительства РФ от 23.12.2016 N 2808-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2017 — 2025 годы)»

Понятие и структура уголовно-исполнительной системы

Впервые в нормативный оборот термин «уголовно-исполнительная система» был введен Законом РФ

Ст. 5 Закона устанавливает, что уголовно-исполнительная система включает:

    1. учреждения, исполняющие наказания;
    2. территориальные органы уголовно-исполнительной системы;
    3. федеральный орган уголовно-исполнительной системы (федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных — РФ).

В уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить:

    • ,
    • предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы,
    • научно-исследовательские, проектные, медицинские, образовательные и иные организации.

См. видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему, утвержденный Правительства РФ от 1 февраля 2000 г. N 89

Закона устанавливает, что виды учреждений, исполняющих наказания, определяются Российской Федерации. Учреждения, исполняющие наказания, являются юридическими лицами. Решения о и ликвидации учреждений, исполняющих наказания, принимаются Правительством Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Территориальные органы уголовно-исполнительной системы создаются федеральным органом уголовно-исполнительной системы на территориях субъектов Российской Федерации. Территориальные органы уголовно-исполнительной системы осуществляют руководство

    1. подведомственными учреждениями, исполняющими наказания, а также
    2. специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию.

Они являются юридическими лицами и в порядке, предусмотренном настоящего Закона, владеют, распоряжаются и пользуются закрепленным за ними имуществом.

о федеральном органе уголовно-исполнительной системы, его структура и предельная численность утверждаются Президентом Российской Федерации.

Задачи уголовно-исполнительной системы

Согласно Положению основными задачами ФСИН России являются:

Разъясняет Магнитогорский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Филимонов Владимир Владимирович

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.05.2013 № 72 утверждена Инструкция по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях» уголовно-исполнительной системы (далее – Инструкция), которая регламентирует порядок организации и проведения мероприятий по профилактике правонарушений среди осужденных, подозреваемых и обвиняемых, отбывающих наказание и содержащихся в ИУ и СИЗО уголовно-исполнительной системы, определяет подробный порядок проведения индивидуальной профилактики правонарушений среди заключенных, которая включает в себя работу с лицами, поставленными на профилактический учет.

Предотвращение правонарушений связано с выявлением лиц, намеревающихся совершить правонарушение, и принятием к ним мер превентивного характера с целью не допустить реализацию таких планов (на стадии обнаружения умысла).

При пресечении правонарушений устанавливаются лица, подготавливающие правонарушение, с принятием к ним превентивных мер в целях не допустить перерастание подготовительных действий в оконченное правонарушение (на стадии покушения).

Профилактика может быть общей и индивидуальной. Первая обеспечивается путем охраны, изоляции указанных субъектов и надзора за ними, их размещения в соответствии с законом. Также выявляются причины и условия, способствующие совершению правонарушений, разрабатываются и осуществляются меры по их устранению.

Вторая предполагает установление лиц, от которых можно ожидать совершения правонарушений, и принятие мер по оказанию на них необходимого воздействия.

Лицо ставится на профилактический учет при наличии достоверных и проверенных сведений о его намерениях совершить правонарушение или о негативном влиянии на других лиц, а также по медицинским и психологическим показаниям.

За лицами, состоящими на профилактическом учете, приказом начальника учреждения УИС закрепляются сотрудники учреждения. Инициатором постановки на профилактический учет может быть любой сотрудник учреждения. Вопрос же о постановки на учет решается на административной комиссии учреждения УИС с участием заключенного.

При поступлении в учреждение УИС обвиняемых или осужденных из воспитательных колоний либо из следственных изоляторов (тюрем), к личным делам которых приобщены учетные карточки лиц, поставленных на профилактический учет, такие осужденные (обвиняемые) автоматически ставятся на профилактический учет по основаниям, указанным в учетных карточках.

Лицо, поставленное на профилактический учет, снимается с профилактического учета в случае:

— освобождения из учреждения УИС;

— решения административной комиссии, вынесенного на основании положительного результата психологической диагностики и мотивированного рапорта сотрудника оперативного подразделения учреждения УИС;

— решения административной комиссии по представленным положительно характеризующим лица, поставленного на профилактический учет, материалам не ранее чем по истечении трех месяцев пребывания в учреждении УИС — в отношении обвиняемых или осужденных, поступивших в учреждения УИС из воспитательных колоний либо из следственных изоляторов (тюрем);

— смерти лица, состоявшего на профилактическом учете.

В соответствии с требованиями пункта 24 Инструкции на профилактический учет берутся подозреваемые, обвиняемые и осужденные:

— склонные к совершению побега;

— лидеры и активные участники группировок отрицательной направленности, а также лица, оказывающие негативное влияние на других подозреваемых, обвиняемых и осужденных;

— организующие и провоцирующие групповое противодействие законным требованиям администрации;

— склонные к употреблению и приобретению наркотических веществ, психотропных средств, сильнодействующих медицинских препаратов и алкогольных напитков;

— признанные судом нуждающимися в лечении от наркомании и алкоголизма;

— склонные к совершению суицида и членовредительству;

— организующие или активно участвующие в азартных играх с целью извлечения материальной или иной выгоды;

— склонные к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка;

— изучающие, пропагандирующие, исповедующие либо распространяющие экстремистскую идеологию;

— отбывающие наказание за дезорганизацию нормальной деятельности исправительных учреждений, массовые беспорядки;

— склонные к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов;

— склонные к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 02.11.2018 № 229 (регистрационный № 52681 от 14.11.2018) «О внесении изменений в Инструкцию по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утверждённую приказом Минюста России от 20.05.2013 № 72» перечень дополнен лицами, склонными к совершению преступлений террористического характера и экстремистской направленности; к совершению преступлений с использованием технических средств связи; к захвату заложников; к совершению поджогов.

Архив материалов