Понятие ребенок по российскому законодательству

§ 1. Понятие ребенка в праве

Ювенальная юстиция и понятие ребенка в праве.

Как уже говорилось в предыдущей главе, ювенальная юстиция тесно связана с возрастными особенностями человека, и эти возрастные особенности укладываются в понятие «ребенок».

Термин «ребенок» широко распространен в бытовой и научной речи, а понятия, которые стоят за указанным термином, могут различаться и различаются на деле в быту и в различных сферах человеческого знания — в медицине, педагогике, демографии, социологии и т. д. Для данного курса интерес представляет юридическое понимание того, кого же следует считать ребенком.

Понятие ребенка в праве чрезвычайно важно, поскольку ребенок является субъектом права, более того, он обладает особым правовым статусом, о чем еще пойдет речь. Понятие ребенка принципиально важно еще и потому, что отношения, связанные с ребенком с момента его появления на свет, регулируются нормами различных отраслей права. Это относится практически ко всем странам, в том числе и к Российской Федерации. Действительно, вопросы жизнеобеспечения ребенка, такие как жилище, питание и др., признание возникновения его правоспособности с момента рождения ребенка (часть 2 статьи 17 Гражданского кодекса РФ), а также вопросы воспитания и образования регулируются нормами ряда отраслей права, в частности конституционного, гражданского, административного, уголовного, жилищного права.

Естественно, что, прежде всего, надо обратиться к конституционным положениям, относящимся к ребенку. Так, закрепленный в части 2 статьи 17 Конституции России принцип, согласно которому «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения», безусловно, относится к человеку в любом возрасте, в том числе и к ребенку. Надо признать, что в Конституции РФ сами понятия ребенка, детей используется нечасто. Так, часть 2 статьи 7 Основного Закона зафиксировала, что в нашей стране «обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства», а в части 1 статьи 38, — что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства». Кроме того, понятие «дети» встречается в статьях 39, 43, а также в других статьях Конституции нашей страны. Однако сама российская Конституция не дает четкого определения того, что подразумевается под понятием ребенка.

В этой связи не может ни обнадеживать, впрочем, и ни разочаровывать тот факт, что в ряде справочных неюридических изданиях отсутствует четкое определение понятия «ребенок»: обращение к такому авторитетному изданию, как Словарь русского языка Ожегова, не дает возможности выяснить, что кроется за этим понятием, поскольку содержащееся там определение детства как «детский возраст, детские годы» 1 явно страдает расплывчатостью. Задачи, стоящие перед законодательным определением того или иного понятия и перед определением этого же понятия в справочном (тем более неюридическом) издании, совершенно разные. Даже если в справочном издании дано хорошее определение понятия, оно не может заменить законодательного определения. Ввиду того, что законодательно установлен определенный статус ребенка, то только в том случае, когда правовым актом закреплено понятие ребенка, ясно, кто же обладает соответствующим статусом.

Понятие ребенка во внутригосударственных правовых актах.

Хотя Конституция РФ не содержит определения понятия «ребенок», текущее российское законодательство содержит необходимые положения, позволяющие установить, кто же с точки зрения закона является ребенком. Особым этапом жизни человека называет детство Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», что также недостаточно проясняет суть термина.

Так, в его преамбуле записано: «Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания у них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности» . Но, прежде всего, при определении детства российский законодатель исходит главным образом из возрастных ограничений: в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 31 мая 2002 года «О гражданстве Российской Федерации» и статьей 54 Семейного кодекса РФ от 29 декабря 1995 года ребенком признается «лицо, не достигшее возраста 18 лет».

Однако и возрастные рамки не являются универсальным определением ребенка в праве. Именно поэтому в российской специальной литературе и источниках встречаются помимо ребенка такие термины, как несовершеннолетний, малолетний, подросток и пр. Впрочем, не только в России применяются в праве, например, такие термины, как «ребенок» и «несовершеннолетний». В частности, Конституция Швейцарии содержит эти понятия, тем самым, закрепляя правовое положение ребенка в зависимости от его возраста. Разные термины, относящиеся к ребенку, чаще всего используются в различных отраслях права и в России и за рубежом: например, в конституционном и семейном законодательстве обычно используют термин «ребенок», а в уголовном и уголовно-процессуальном праве, как правило, применяют термин «несовершеннолетний». Причем, как считают некоторые отечественные исследователи, имеются принципиально разные подходы к вопросам возраста ребенка у российского законодателя и международного сообщества: первый — недостижение ребенком определенного возраста — использует как средство ограничения его прав, второе — как средство установления дополнительных гарантий для их реализации . Хотя с этим трудно согласиться; причем истина, как всегда, где-то посередине, поскольку зачастую некоторые ограничители выступают как раз возможностью для получения некоторых преференций ребенком, что уж никак не может считаться ограничением его прав. Если, конечно, не считать таким ограничением запрет работы ребенка на тяжелых видах труда, ночной труд и пр. Напротив, как представляется, такие ограничения служат расширению и укреплению прав ребенка, поскольку тем самым усиливают нормы, сберегающие здоровье детей, что в свою очередь позволит тем в дальнейшем воспользоваться другими имеющимися в их распоряжении правами, в том числе на труд, образование и т. д. И это лишь один пример.

Понятие ребенка в международном праве.

Несомненно, возраст, определяющий границы детства в конкретной стране, является очень важным вопросом, так как ребенку уделяется повышенное внимание со стороны государства и общества. И в этом плане Российская Федерация в соответствии со своими международными обязательствами идет вслед за определением, данным ребенку в Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 года , закрепляющей в статье 1 положение, согласно которому «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее». А в преамбуле этого важного международного документа указывается, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения».

Последнее упоминание в указанной Конвенции вопроса о защите детства еще до рождения ребенка некоторые исследователи считают закрепляющим «постулат распространения правовой охраны на еще не родившихся детей» . Но этот вопрос неоднозначен ввиду возможности по-разному его интерпретировать. Собственно, отсюда и продолжающийся спор по поводу абортов, о том, что важнее — жизнь не родившегося ребенка или женщины, что может быть основанием для аборта, каковы сроки и пр. Однако это должно оставаться на усмотрении конкретного государства, принимающего те или иные решения, исходя из понимания гуманизма, имеющихся традиций, а также норм международного права.

Тем не менее, нельзя не признать, что вышеприведенное положение Конвенции не может перечеркивать права женщины, принимающей решение о нерождении ребенка, что не означает безучастное отношение к этому того же государства, не создавшего тех условий, что могли бы привести такую женщину к иному, но опять же свободному решению. Обратим внимание на то, что здесь находит выражение диалектическая взаимосвязь прав каждого человека и обязанности соблюдать права другого человека при их реализации: прирожденное право на жизнь ребенка не должно нарушать права и свободы его матери. Иными словами, вопрос о начале жизни ребенка хотя и решается различными государствами по-разному, но должен быть увязан с правами и свободами человека, в частности, конкретной женщины, конкретной семьи, что соответствует духу статьи 17 Конституции РФ.

В РФ в соответствии со статьей 36 Основ законодательства об охране здоровья граждан 1993 года «каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве» . Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям — до 22 недель, по медицинским показаниям и согласии женщины — независимо от срока беременности. О возникновении правоспособности с момента рождения, закрепленной Гражданском кодексе (ГК) РФ, уже говорилось, хотя и здесь законодатель учитывает интересы и права еще не рожденного ребенка. В частности, наследственное право признает право зачатого при жизни наследодателя и родившегося после открытия наследства ребенка-наследника (статья 1116 ГК РФ). В этом же контексте можно упомянуть проблемы, связанные с установлением отцовства, охраны репродуктивных прав человека и пр., которые связаны с вопросом возрастных рамок детства.

Что касается вопроса о том, до какого возраста человек признается ребенком, то в основном подразумевается предельная возрастная граница — моложе 18 лет, т. е. до момента наступления полной дееспособности по гражданскому праву. Но это не означает, что термины «ребенок», «дети» не применяются в нормативно-правовых актах к лицам, перешагнувшим этот возрастной рубеж. Так, в семейном праве это понятие широко употребляется для обозначения юридически признаваемой связи между родителями либо лицами, заменяющими их, и детьми вне зависимости от возраста последних. Это вполне закономерно, поскольку дети остаются для своих родителей детьми на протяжении всей жизни. К тому же статья 41 Конвенции о правах ребенка устанавливает, что ее нормы не могут служить преградой для применения к ребенку любых положений, в большей степени способствующих осуществлению его прав.

При ратификации Конвенции о правах ребенка, в частности, еще на стадии обсуждения проекта Конвенции не все были согласны со статьей 1 Конвенции, устанавливающей верхний предел возраста ребенка — 18 лет. Так, представитель Непала выступал за верхнюю границу в 16 лет, Кувейта — за снятие конкретного возрастного предела для ребенка, объясняя трудностями беднейших государств в обеспечении принимаемых обязательств перед ребенком . Однако с этими доводами не согласились, объяснив это тем, что предел в 18 лет был продиктован стремлением как можно долго обеспечивать особую правовую защиту детства. Поэтому это положение и вошло в Конвенцию, а в последующих ее статьях возраст ребенка моложе 18 лет упоминается в качестве препятствия для установления запрета смертной казни и пожизненного заключения (статья 37), а в случае запрета на участие в военных действиях и призыва на военную службу предлагается возрастную планку снизить до 15 лет (статья 38). На этом ограничения заканчиваются, так как, согласно части 1 статьи 2 Конвенции, «государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или иных законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств».

Несовершеннолетие — основной юридический признак ребенка и база для ювенальной юстиции.

Итак, несмотря на множественность подходов в разных отраслях права к юридическому понятию ребенка, в качестве основного признака ребенка, как мы видим, в различных правовых актах, как внутригосударственных, так и международных, выступает несовершеннолетие. Важно отметить, что несовершеннолетие представляет собой именно юридическое понятие. В его основе лежат научно обоснованные и подтвержденные практическими наблюдениями представления о возрастных особенностях человека, проходящего процессы физического и психического взросления, а также социализации. В итоге была найдена приемлемая для всех (хотя у представителей тех или иных народов скорость протекания указанных процессов может несколько различаться) примерная возрастная граница, после прохождения которой человек юридически перестает быть ребенком. При этом скорость протекания упомянутых процессов связана не только с особенностями, присущими тому или иному народу, но имеет также индивидуальную специфику. Как справедливо отмечает Э. Б. Мельникова, «личность конкретного человека может не соответствовать заложенному в законе представлению о моменте наступления юридической зрелости» . И все же юридически требуется установить возраст, по достижении которого человек уже не считается ребенком, иначе сохранялась бы правовая неопределенность в отношении того, кого считать ребенком, вследствие чего было бы невозможно обеспечить соблюдение соответствующего правового статуса. В итоге и мировое сообщество в целом (свидетельством чего служит Конвенция о правах ребенка) и многие государства (в том числе и Россия) определили возраст прекращения несовершеннолетия (и, соответственно, наступления совершеннолетия) в 18 лет.

Таким образом, как представляется, понятие ребенка должно включать молодого человека как носителя большинства прав и свобод человека, исключая те, что связаны с полной дееспособностью по гражданскому праву, наступающей с 18-летнего возраста, но дополненные особыми условиями по их обеспечению государством, ратифицировавшим Конвенцию о правах ребенка и/или признающим важность заботы и повышенного внимания к подрастающему поколению своих граждан, а также апатридов и лиц без гражданства. Именно особенности несовершеннолетия как некоего качества, присущего определенному периоду жизни человека, и наличие носителя этого качества — несовершеннолетних — и предопределяют необходимость ювенальной юстиции. Как пишет Г. И. Забрянский, «несовершеннолетние — особая группа населения, по отношению к которой уголовное право должно решать двуединую задачу: определение особенностей и пределов уголовноправовой защиты, особенностей и пределов уголовно-правовой ответственности. При этом важно подчеркнуть следующий принцип: защита должна включать в себя элементы ответственности, а ответственность — элементы защиты» 11. Вместе с тем важно обратить внимание на то, что ювенальная юстиция не должна и не может замыкаться исключительно на уголовном праве. Несовершеннолетние являются участниками разнообразных общественных отношений при сохранении своей специфики, что, впрочем, находит отражение и в законодательстве. Поэтому ювенальная юстиция опирается на нормы всех отраслей права.

Понятие «ребенок» («дети»), «подросток», «несовершеннолетние», «молодежь» в системе наук о человеке. Становление и развитие института защиты прав детей в России

Для конкретизации правового статуса ребенка в отраслевом законодательстве необходимо комплексное использование достижений различных общественных наук, относящихся к сфере человековедения: демографии, семьеведения, педагогики, культурологии, социологии, психологии, педиатрии и других. Причем в контексте определенного конкретно-исторического периода, обусловленного социально-экономическим развитием, определяющим духовно-культурное состояние общества. Ребёнок первоначально становится объектом медицинских исследований и только потом личностью, заслуживающей внимания. Поэтому для получения искомой информации требуется привлечение данных комплекса наук о человеке, тем более что представители большинства из них свидетельствуют о критическом состоянии детей современной России.

Понятия «ребенок», «дети», «подростки», «несовершеннолетние» широко употребляются в научной литературе. «Дети» — это множественное число от слова ребенок. Этимологически это слово имеет несколько значений. Для данного исследования интерес представляют мальчики, девочки в раннем возрасте, до отрочества. Иногда детьми называют младшее, подрастающее поколение людей. В определении понятия «дети» разночтений у ряда специалистов (педиатров, психологов, психоневрологов, психиатров, социологов, педагогов, экспертов медико-социальной экспертизы и других) не отмечается.

Например, в социологии понятие «дети» означает социально-демографическую группу населения в возрасте до 18 лет, имеющую специфические потребности и интересы, социально-психологические особенности. Предваряя определение правового понятия «дети», отметим, что с юридической точки зрения, речь идет о детях, не достигших совершеннолетия, т.е. восемнадцатилетнего возраста. Об этом говорится в международном праве и национальном законодательстве: Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции РФ, Семейном кодексе РФ, Гражданском кодексе РФ и др.

«Подростки» — это дети подросткового (отроческого) возраста. В определении понятия «подростки» существенных разночтений также не отмечается. Однако хронологические границы этих возрастов нередко определяются по-разному. В отечественной психиатрии возраст от 14-ти до 18-ти лет называется подростковым, а в психологии подростковый возраст – от 10-11 до 14-15 лет.

В педагогической литературе встречается следующая возрастная периодизация: младенчество – до 1 года жизни; дошкольники – от 3 до 6 лет; младший школьный возраст от 6 до 10 лет как бы завершает непосредственно детский период; далее следует подростковый возраст – 11-14 лет и отдельно исследуется старший школьный подростковый период, куда относятся дети 15-18 лет, причем у девочек подростковый возраст заканчивается примерно на 2 года раньше, чем у мальчиков.

Международными экспертами Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) подростковым возрастом считаются два чрезвычайно важных периода: пубертатный период (от 10 до 15 лет) и этап социального созревания (от 16 до 20 лет)

Нормами международного и российского права термин «подросток» объективно не определен. Содержание данного понятия латентно раскрывает правоприменительная практика в социальной сфере и сфере труда. Правоприменительные органы (структуры) характеризуют подростка как лицо в возрасте от 14 до 18 лет, способное трудиться на законных основаниях.

В основе данной периодизации возрастного развития детей лежит предложенный А.Н. Леонтьевым психологический принцип: каждая стадия психического развития характеризуется определенным ведущим типом его деятельности, которая тесно связана с местом, занимаемым ребенком в системе общественных отношений.

В филологии возрастная терминология никогда не была однозначной. В толковом словаре В. Даля «подростки» определяются как «дети на подросте, почти на возрасте, около 14-ти, 15-ти лет». В древнерусском языке слово «отрок» — подросток обозначало и дитя, и подростка, и юношу.

Говоря о разнообразии в определении возрастных категорий детей, необходимо отметить важную для юриста деталь: возрастные категории во многих, если не во всех, языках первоначально обозначали не столько хронологический возраст человека, сколько его общественное положение, социальный статус. Древнерусское слово «отрок» (буквально – «не имеющий права говорить») означало: «раб», «слуга», «работник», «княжеский воин». Связь возрастных категорий с социальным статусом сохраняется и в современных языках. Умаление возрастного статуса человека, обращение к нему как к младшему нередко содержит в себе оттенок пренебрежения или снисходительности.

Периодизация развития и представления о свойствах и возможностях индивидов разного возраста тесно связаны с существующей в обществе возрастной стратификацией, т.е. системой организации взаимодействия возрастных слоев (страт).

В целом период взросления определяется совокупностью различных факторов: социально-экономических, биологических, психофизиологических, национальных, этнокультурных и др. И в разных правовых сферах он разный, что во многом предопределяется особенностями регулируемых правом отношений.

Понятие «несовершеннолетний» имеет отношение только к праву и в других отраслях знаний как научное понятие не употребляется. «Несовершеннолетние» с юридической точки зрения – это лица, не достигшие возраста, установленного законом для достижения полной дееспособности. Например, в словаре В. Даля несовершеннолетним считается лицо, не достигшее 21 года. По законодательству Российской Федерации несовершеннолетние — это лица, не достигшие 18 лет.

Анализ положений, содержащихся в научной литературе, показал: в настоящее время существуют дифференцированный и интегрированный способы определения понятия «ребенок». Дифференцированное определение базируется на перечне основных эмпирических характеристик искомого понятия и признает, что «ребенок» — это развивающееся человеческое существо от рождения до возраста 10-ти лет. Это определение вытекает из данных медико-социально-психологических исследований. Далее следует понятие «подросток», хотя многие ученые отмечают, что возрастные границы детства увеличились с 11 до 18 лет, как в медицинском, так и в социальном плане.

Интегрированное же определение, будучи попыткой обобщенного подхода к понятию «ребенок», предполагает, что «ребенок» — лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). Впервые это определение появилось в Конвенции о правах ребенка, а потом в Семейном кодексе РФ (статья 54). Далее в 1998 г. это же определение употребляется в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Таким образом, в отличие от правоведения, в большинстве общественных наук имеет место дифференциация детского возраста, основанная на учете особенностей его психофизиологического состояния.

Молодежь в широком смысле – обширная совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними социально-психологических характеристик и основных видов деятельности. В более узком (социологическом) смысле молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей.

Под термином молодежь понимается социальный статус, определяемый возрастом; он непосредственно связан с основными видами деятельности молодых людей (учебой, работой, вторичной занятостью), с ролевыми структурами личности, а также с представлениями и стереотипами, которые сложились в обществе по отношению к представителям молодого поколения. Социальная сущность молодежи определяется с точки зрения ее роли в общественном воспроизводстве.

С точки зрения ювенологии, молодежь — это социально-демографическая группа общества, сознание и поведение которой может быть исследовано и объяснено только с учетом диалектической взаимосвязи биологических свойств и качеств молодого поколения и социально-экономических условий жизни в конкретном обществе. Главная особенность молодежи в том, что она находится в стадии «активной социализации». Называются следующие возрастные характеристики: подростки («дети подросткового возраста») – 14-17 лет включительно, собственно молодежь – 18-29 лет включительно. Основной группой риска является молодежь от 15 до 24 лет.

В 90-е годы прошлого столетия началась работа по разработке основ законодательства, регулирующего правовое положение молодежи. «Прорывом» в отечественном законодательстве стал первый специальный закон, посвященный только молодежи – Закон СССР от 16 апреля 1991 г. «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР». В результате в 1999 году Государственной Думой ФС РФ был принят Федеральный закон «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации» и одобрен Советом Федерации. До принятия данного закона, продекларировавшего основные права молодежи и обязанности перед ней государства, работа с молодыми людьми чаще всего строилась на основе законодательств субъектов Российской Федерации с учетом социальных потребностей молодежи, национальных традиций, особенностей территорий. Однако Закон был отклонен Президентом РФ и позднее снят с дальнейшего рассмотрения.

С позиции социализации, воспитания гражданско-ответственной личности, профилактики правонарушений несовершеннолетних наибольший интерес представляет подростковый период (отрочество), который часто называют «трудным» возрастом, или, по словам Ж.-Ж. Руссо, «вторым рождением». С одной стороны, это классический трудный возраст, сопровождаемый наибольшими расхождениями между поведением подростка и его самооценкой; с другой стороны, этот возраст особенно «пластичен». Поэтому он благоприятен для различных воздействий, главное, чтобы эти воздействия не были асоциальными.

Подход к восприятию ребенка как субъекта права предполагает исследование процесса воспитания ребенка, становления его как личности.

Вследствие того, что долгое время личность заслонялась семьей, общиной, государством и не получила своего правового определения, правовое регулирование положения детей осуществлялось через институт семьи. Специалисты в области семьеведения и демографии отмечают: несмотря на широкий круг формальных структур, участвующих в социализации личности, приоритет в этой сфере до сих пор принадлежит особому институту общества — семье. Семья — это социальный институт и одновременно общественный механизм репродукции человека. Взаимодействуя со всеми сферами общественной жизнедеятельности (прежде всего с экономикой, политикой, правом, идеологией, культурой), семья постоянно изменяется. В то же время ее развитие обладает относительно самостоятельным характером.

По российскому законодательству семья находится под защитой государства. Российское законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

По мере изменения социального статуса семьи существенно деформировались и ее функции: социально-экономическая, репродуктивная, социокультурная, социально-психологическая и другие. В период преобладания натурального хозяйства дети были экономически выгодны семье сначала как участники производства, затем как основные работники и наследники, обеспечивающие родителей в старости, т.е. преобладала экономическая мотивация рождения детей.

Современное внимание к проблемам защиты прав ребенка, своеобразный «культ детства» имеют свой генезис, свою историю, исходным пунктом которой была ситуация, в точности до наоборот. Это видно из эволюции отношения к детской смертности. Умерщвление ребенка в древних обществах (инфантицид) было естественной нормой и диктовалось экономической необходимостью выживания семьи в условиях малопроизводительного труда. Ребенок в силу физической и умственной беспомощности часто становился объектом ритуального убийства – жертвоприношения. В качестве примера можно привести «идеальное» государство Платона, в котором уничтожали младенцев не только с телесными недостатками, но и рожденных от «худших родителей».

Обычаи Спарты оправдывали смерть такого ребенка тем, что «жизнь не нужна ни ему самому, ни государству». Исследования русского фольклора позволяют обнаружить так называемые «смертные колыбельные». Можно предположить, что они были эффективным средством «демографической политики» древних, а именно: либо приговором больному, слабому, лишнему ребенку, либо средством испытания его на «живучесть», на волю к жизни. Общеизвестно, что в России в медицинской науке до ХVIII в. бытовало убеждение о ненужности лечить ребенка до 2-х лет, поскольку им еще распоряжается бог или природа.

Все это отражает реальную ситуацию, когда веками традиционно дети считались низшими существами, безраздельно, как другие виды собственности, принадлежащие взрослым. За детьми не признавалось право на автономное существование, им отводилось сугубо зависимое, подчиненное положение.

Историческое развитие культуры привело к коренному перевороту в восприятии самого ребенка. На основе гуманистического мировоззрения ребенок становится символом жизни, творчества, спасения, владеющим преимуществом времени; воплощением ангельской чистоты, простоты и целомудрия. Здесь возникают решающие предпосылки обращения к проблемам детского развития, воспитания нового человека. Показателен факт связанности начала истории борьбы с детской смертностью с началом истории развития капитализма.

Развитие национального законодательства о детях нельзя рассматривать в отрыве от правового регулирования брачно-семейных отношений, которое на Руси основывалось на нормах обычного права, подвергавшемуся сильному воздействию канонического права. Выделим наиболее важные «вехи» в развитии положений, касающихся несовершеннолетних.

Продолжая поддерживать принципы домостроя, Соборное уложение 1649 г. обязывало родителей обучать своих детей. Эти обязанности распространялись на представителей дворянства и купечества. Нововведения Петра I в сфере регулирования семейно-брачных отношений, безусловно, носили позитивный характер, их целью было не только экономическое укрепление института семьи, но и забота о физическом и нравственном здоровье будущих детей. Петр I пытался покончить с ранними браками и специальным указом повысил брачный возраст: для мужчин — до 20 лет, для женщин — до 17 лет.

Следующий этап государственно-правового регулирования семейно-брачных отношений наступил после введения в 1832 г. Свода Законов Российской империи, а именно, книги первой Свода «О правах и обязанностях семейственных». Устанавливался брачный возраст для мужчин — 18 лет, для женщин — 16 лет.

Реформы в 60-70-х гг. XIX в. при всей их важности и значении для преобразования феодального права в буржуазное, по сути, сохранили существовавшее своеобразное разграничение функций церкви и государства в регулировании брачно-семейных отношений. Церковные правила о семье и браке почти полностью совпадали с государственными законами. Так, церковь осуждала браки без согласия родителей; государство не только запрещало такие браки, но по жалобе родителей подвергало непослушных детей тюремному заключению, лишало их права наследования и т.д.

До конца ХIХ в. особенно тяжелым, почти бесправным, было положение «незаконнорожденных» детей. Что касается опеки, то она осуществлялась на сословных принципах и сословными органами. Дворянская опека обладала значительными средствами и использовала их для поддержания ослабевших дворянских семей.

В конце XIX-начале XX вв. изменилось законодательство об усыновлении. Усыновителю необходимо было получить согласие не только супруга, родителей усыновляемого, но и самого усыновляемого, если он был старше 14 лет. С 1902 г. разрешено усыновлять своих незаконнорожденных детей. Усыновленные приобретали права родных детей, за исключением права наследовать родовое имущество, которое переходило только к кровным родственникам.

Победа Октябрьской революции 1917 г. ознаменовала начало коренных реформ института семьи. Декреты «О расторжении брака» и «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» от 18 декабря 1917 г., носившие учредительный, конституционный характер, принципиально по-новому решали наиболее существенные вопросы правового регулирования отношений, связанных с браком и семьей. Российская республика впредь признавала лишь гражданские браки. Тем самым закреплено одно из принципиальных положений советского брачно-семейного законодательства. Советское государство провозгласило важным принципом равноправие мужчины и женщины; было провозглашено равенство внебрачных детей, что также являлось одним из основных положений советского брачно-семейного законодательства.

В принятом в 1918 г. Кодексе законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве впервые воспитание детей рассматривалось не как «частное дело» родителей, а как их долг и обязанность перед обществом и государством. Имущественные отношения между родителями и детьми строились на принципе раздельности: дети не имели права на имущество родителей, родители не имели права на имущество детей. Кодекс обязывал родителей предоставлять нетрудоспособным и нуждающимся детям пропитание и содержание. Совершеннолетние и трудоспособные дети в свою очередь были обязаны доставлять содержание своим нетрудоспособным и нуждающимся родителям. Усыновление временно запрещалось из-за опасности использования этого института для эксплуатации сирот, беспризорных, детей батраков и т.д.

Семейный кодекс РСФСР 1927 г. в отличие от Кодекса 1918 г. признавал фактический брак наравне с зарегистрированным при условии его судебного установления. Существенных изменений в правовое положение несовершеннолетних Кодекс не привнес.

Можно заключить, что до второй половины 30-х гг. Россия не имела четко выраженной семейной политики. Затем начинается период, ориентированный на поощрение высокой рождаемости и многодетности. Так, 1 ноября 1969 г. был введен в действие новый Кодекс о браке и семье РСФСР, одной из основных целей которого являлось способствование охране интересов матери и детей.

В Конституции СССР 1977 года (статья 53) впервые конституционное закрепление получило положение о том, что семья находится под защитой государства. Большое место отводилось также установлению прав и обязанностей родителей в отношении детей и обязанностей детей по содержанию родителей; подчеркивалось, что граждане СССР обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистического общества (статья 66). Дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь. Но Конституция СССР не содержала конкретно сформулированного понятия защиты семьи, хотя в ней и были представлены составляющие элементы семьи (статьи 53, 35, 66), а также признавалась необходимость защиты семьи как важнейшей социальной ячейки.

Выводы

В отличие от правоведения, для большинства общественных наук характерна дифференциация детского возраста, основанная на учете особенностей его психофизиологического состояния. Интегрированное определение, в котором делается попытка обобщенного подхода к искомому понятию: «ребенок» — гражданин (человек), не достигший совершеннолетия (18-ти лет) – впервые применяется в российском законодательстве, а именно в Семейном кодексе РФ, как аналог термина «несовершеннолетние».

Предполагаемый хронологическим возрастом уровень развития индивида прямо или косвенно определяет его социальный статус. Но в любом случае имеет место как бы «уменьшение» социального статуса ребенка по сравнению с взрослым индивидом, тогда как в соответствии с международно-правовыми актами и Конституцией РФ они равны, более того, социальный и правовой статус ребенка должен быть большим в плане повышенной, особой защиты.

Возрастная дифференциация детского периода заметно варьируется в зависимости от уровня развития общества. Подростковая возрастная группа — наиболее важный возрастной слой (страт) в процессе социализации.

Сопоставление части 1 статьи 54 Семейного кодекса РФ, в соответствии с которой «ребенком признается лицо, не достигшее восемнадцати лет (совершеннолетия)», и статьи 21 Гражданского кодекса РФ, в которой дается понятие дееспособности гражданина, позволяет сделать вывод: понятие «ребенок» и «несовершеннолетний» используются в российском законодательстве как равнозначные.

При исследовании проблем правового положения, защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и молодежи необходимо учитывать следующие принципиальные положения:

— единство и взаимосвязь правового положения несовершеннолетних и молодежи;

— необходимость учета специфики каждой из возрастных категорий;

— в отсутствие правового понятия молодежи решение заданной научно-практической задачи может быть осуществлено через призму исследования правового положения несовершеннолетних, так как основные черты молодежи с точки зрения их творческого потенциала, участия в жизни общества совпадают с основными характеристиками несовершеннолетних как будущего любого государства и общества.

В любом случае молодежь выступает как социальный наследник проблем периода несовершеннолетия.

Вопросы и задания для самопроверки и самостоятельной работы:

1. Характеристика современной социально-экономической ситуации в России, и ее влияние на развитие молодого поколения.

2. Теоретические предпосылки формирования правового положения несовершеннолетних в Российской Федерации.

3. Сущность критического состояния детей современной России.

4. Понятия «ребенок», «подросток», «несовершеннолетние», «молодежь» в гуманитарных науках.

5. Дифференцированный и интегрированный способы определения понятия «ребенок».

6. Роль социализации в формировании статуса (правового и социального) личности.

7. Статус детства. Его основные характеристики.

8. Значение семьи как социального института для становления личности несовершеннолетнего.

9. Эволюция отношения к ребенку. Анализ историко-культурологической литературы

10. Понятие «молодежь». Его основные характеристики.

11. Понятие института защиты прав ребенка. Социальный и правовой механизмы защиты.

12. Трактовка правового положения несовершеннолетних в историко-правовых памятниках.

13. Положение детей в условиях Древней Руси.

14. Положение детей в период Московского государства.

15. Новации в правовом и социальном статусе детей России времен Петра I и Екатерины II.

16. Защита прав ребенка в СССР: основные характеристики.

17. Особенности правового положения несовершеннолетних в современной России.

Понятие дееспособности малолетних и несовершеннолетних

Несовершеннолетним признается человек, не достигший 18 летнего возраста, с достижением которого наступает полная дееспособность, т.е. реализация в полном объеме субъективных прав и юридических обязанностей. В соответствии со ст. 60 Конституции Российской Федерации «гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет».

Малолетние — в гражданском и ряде других отраслей российского законодательства (уголовном, административном, уголовно-процессуальном, семейном и др.) лица, не достигшие возраста 14 лет, обладающие неполной дееспособностью (ст.28 ГК РФ).

Дееспособность гражданина — это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.

С момента рождения до 6-летнего возраста ребенок признается полностью недееспособным.

Гражданско-правовая дееспособность малолетних (до 14 лет) заключается в том, что сделки за них и от их имени могут совершать только их законные представители.

Малолетний, достигший 6-летнего возраста, вправе самостоятельно распоряжаться средствами, предоставленными ему для определенной цели или свободного распоряжения законным представителем. Самостоятельное распоряжение малолетним предоставленными ему средствами ограничено сделками, не требующими нотариального удостоверения или государственной регистрации.

Малолетние с 6 до 14 лет (ст.28 ГК РФ) считаются частично дееспособными и вправе самостоятельно совершать:

  • мелкие бытовые сделки;
  • сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации;
  • сделки по распоряжению средствами, предоставленными законными представителями (родителями, опекунами, попечителями) или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения;
  • малолетний вправе самостоятельно принимать имущество в дар или соглашаться на заключение другой сделки, направленной к его выгоде.

Это сделки, заключаемые на небольшую сумму за наличный расчет, исполняемые при их заключении и имеющие целью удовлетворить личные потребности (покупка продуктов, канцелярских товаров и т.п.), направленные на удовлетворение элементарных бытовых потребностей гражданина (оплата обеда в столовой школы, проезда в городском транспорте, покупка канцелярских товаров и книг, необходимых для обучения, и проч.), незначительная по сумме (очевидно, что сумма не может быть более месячного дохода), в которой момент заключения и исполнения, как правило, совпадают.

Все другие сделки, совершаемые малолетними до 14 лет, ничтожны и не порождают для них правовых последствий.

Однако в соответствии со ст. 172 ГК заключенная малолетним сделка может быть в его интересах признана судом действительной, если она совершена к его выгоде.

Признание сделки действительной возможно только по требованию его законного представителя.

Гражданско-правовая дееспособность несовершеннолетних (в возрасте от 14 до 18 лет) заключается в следующем.

Несовершеннолетние совершают с письменного согласия своих законных представителей, за исключением ряда правомочий, которые несовершеннолетние вправе самостоятельно осуществлять:

  1. распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами (например, доходы от предпринимательской деятельности, дивиденды по ценным бумагам, гонорары за использование произведений и т.п.);
  2. осуществлять права автора результата интеллектуальной деятельности (заключать авторские договоры, требовать выдачи патента на изобретение и т.п.);
  3. в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
  4. заключать все сделки, которые вправе самостоятельно совершать малолетние;
  5. по достижении возраста 16 лет быть членом кооператива (ст. 26 ГК РФ).

Разнообразие жизни диктует необходимость для законодателя определять возраст зрелости субъектов конкретных правоотношений по-разному.

В гражданском праве существует понятие «эмансипация». Эмансипация является основанием для признания несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным.