Помощь заключенным в местах лишения свободы

Юридическая помощь заключенным

Желание руководства колонии не выносить сор из избы, сделать человека послушным орудием в своих интересах, наказать за обращение за помощью к сильным защитникам не всегда достигает результата. Можно добиться поддержки с помощью родственников, обратившихся за юридической помощью, или самому постараться добиться встреч с адвокатом, написать жалобу, ходатайство или другой процессуальный документ.

В законе не указаны ограничения на способы и методы юридической помощи осужденным. Если существует хотя бы малейшая возможность помочь себе, то следует обратиться к адвокату. Без профессионала невозможно отстоять свои интересы, особенно за решеткой. Уголовно-исполнительный кодекс РФ устанавливает список лиц, которым разрешены свидания с заключенным, в их число входит адвокат.

По закону, количество встреч с адвокатом не ограничено, не входит в общие свидания и может продолжаться до 4 часов каждый раз. Свидания должны проходить без свидетелей и прочих ограничений. Следует учесть, что администрация колонии не имеет права запретить встречи с адвокатом, если сделано своевременное уведомление о визите. Переписка не должна подвергаться перлюстрации, вскрытие почты допустимо в особых случаях, указанных в УИК РФ.

За юридической помощью осужденным могут обратиться родственники. Опытные и квалифицированные адвокаты разберутся в правовой подоплеке проблемы, дадут однозначный совет. Предотвратить возможность гибели осужденного, тяжелого заболевания или получения увечья возможно, обратившись к юристам, занимающимися вопросами содержания граждан в колониях. Юрист может ходатайствовать перед вышестоящими организациями о переводе в другую колонию, пересмотре приговора или обязательном медицинском освидетельствовании заключенного.

Если граждане сомневаются в том, что обладают достоверной информацией о состоянии и материальном содержании родственника, то им лучше всего не начинать самостоятельно конфликтовать с администрацией. Прежде всего следует узнать о мерах возможной помощи и выбрать для дальнейшего сотрудничества опытного адвоката. Предложенные пути решения проблемы родственника, находящегося в местах лишения свободы, всегда помогут облегчить его содержание.

Адвокат может написать или встретиться с руководством колонии, затребовать информацию о клиенте, добиться законного перевода в другое место или лечения в медицинском учреждении закрытого типа. УИК РФ, ст. 12, указывает на допустимость оповещения самого заключенного руководством об изменениях в его положении, возможных перемещениях и досрочном освобождении. Все возможные варианты нахождения за решеткой может согласовать адвокат, к словам которого прислушаются с большим вниманием.

Всем известно, что жалобы доходят до официальных адресатов крайне редко, поскольку являются свидетельством непорядков и нарушений в колонии. Именно помощь защитника, от которого не получится отмахнуться, доводит дело о притеснениях и самоуправстве до логического завершения. В одиночку родственникам и самому осужденному практически невозможно противостоять лагерному начальству.

Консультации для заключенных и их родственников

Подобная правовая поддержка спасла уже немало граждан, потому что консультации оперативны и дают шанс на скорейшую защиту интересов. Посредством обращения по интернету, в режиме онлайн, можно задать важный для вас вопрос. Ответ дается сразу же, юрист подскажет, какие законы работают в вашем конкретном случае, куда обращаться и с каким заявлением.

Бывает, что от скорости контакта клиента и адвоката зависит жизнь человека. Если консультации не достаточно и потребуется реальная защита, то можно согласовать с юристом дальнейшие совместные действия. Защитник предложит оптимальную схему действий, опираясь на свои знания и практический опыт. Воспользоваться рекомендациями или нет — зависит от желания обратившегося, но помощь профессионала еще никому не повредила.

Не стоит забывать, что консультация доступна в любое удобное для вас время и не требует оплаты. Для помощи осужденным достаточно выйти в интернет и задать на сайте вопрос, дождаться отклика и далее действовать по предложенным рекомендациям.

Около 59 тыс. женщин в России находятся в местах лишения свободы. В 13 домах матери и ребенка при женских колониях растут более 700 детей в возрасте до трех лет. И мамы-осужденные и их дети часто сталкиваются с отторжением общества, не получают помощи в решении социальных проблем. Восстановить нарушенные права и адаптироваться к свободной жизни людям с таким опытом помогает Межрегиональный благотворительный фонд помощи заключенным.

>Где

Москва, ул. Анатолия Живова, д. 1

Как работает

Оказывает помощь осужденным женщинам. Сотрудники фонда регулярно посещают российские колонии и следственные изоляторы, выявляют случаи жестокого обращения с осужденными и плохого содержания, собирают жалобы. Проводятся акции по сбору теплой одежды и средств для покупки необходимых вещей. Фонд помогает осужденным получить образование через дистанционные курсы Современной гуманитарной академии, а также наладить связь с родственниками – проводит фотосессии осужденных мам с детьми и отправляет фотографии их бабушкам и дедушкам.

Организует реабилитацию женщин после освобождения из заключения. При фонде создан социально-реабилитационный центр «Аврора» для женщин московского региона, освободившихся из мест лишения свободы или получивших условное наказание. Здесь им оказывают психологическую и юридическую поддержку, помощь в трудоустройстве и адаптации. Женщины могут пройти курс компьютерной грамотности, изучать английский, получить профессию парикмахера.

Повышает квалификацию сотрудников колоний и общественных организаций, помогающих осужденным. Фонд проводит семинары, круглые столы, видеоконференции, выпускает методические пособия для общественных организаций и сотрудников мест лишения свободы о правилах контроля мест принудительного содержания, проблемах работы с замещающими родителями и психолого-педагогической помощи женщинам, отбывающим наказание в исправительных учреждениях.

Содействует совершенствованию законодательства. По мнению экспертов фонда, Федеральный закон «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания» не слишком четко очерчивает круг полномочий общественной наблюдательной комиссии. Представители фонда инициировали внесение поправок в закон и повлияли на формирование этики общественного наблюдателя.

Лица

Мария Каннабих, руководитель Фонда помощи заключенным, 64 года

Образование, специальность: Российский университет кооперации (Московский кооперативный институт), экономист.

Кредо: Дорогу осилит идущий.

Любимые писатели: Валентин Пикуль, Людмила Улицкая, Борис Пастернак.

Зачем вам это нужно: Я поняла, что могу принести определенную пользу. Если я хочу делать добро, то в том направлении, которое действительно необходимо. Просто так делать добрые вещи неинтересно, а помогать самой уязвимой части населения очень важно.

Юлия Петрова, руководитель социально-реабилитационного центра «Аврора»

У меня экономическое образование, но я всегда хотела заниматься значимым делом с высокой социальной миссией, хотела быть нужной. Участие в работе центра дает мне ощущение осмысленности моих усилий и опыт общения с довольно сложной категорией людей, от которых отвернулось все общество, от которых отворачиваются даже близкие. Я учусь принимать их и относиться к ним милосердно. Мне приходится соприкасаться с непростыми судьбами, и бывает очень сложно. К сожалению, в настоящий момент отношение к осужденным и вернувшимся из мест лишения свободы резко негативное. Прежде всего, люди с судимостью испытывают большие сложности с трудоустройством. Помогать больным и старикам считается куда более благородным и перспективным делом, нежели помогать бывшим заключенным.

Проблемы соблюдения конституционного права осужденных на получение квалифицированной юридической помощи

Проблемы соблюдения конституционного права осужденных на получение квалифицированной юридической помощи
Трунов И.Л. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина соответствующие общепринятым принципам и нормам международного права и Конституции. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Неотчуждаемость прав и свобод человека предполагает строгую их охрану всей системой норм внутреннего (национального) и международного права . Соблюдение, охрана прав свобод и законных интересов осужденных означает, что права и свободы граждан могут быть ограниченны лишь приговором суда и только в той мере, в какой это предусмотрено уголовным и уголовно-исполнительным законодательством. Остальные права и свободы данных граждан подлежат охране и защите наравне со всеми другими гражданами России. В основу правового положения осужденных закладываются как бы три фундаментальных положения: 1) права и правила обращения с осужденными, содержащиеся в международных актах 2) права человека и гражданина, закрепленные в Конституции и других конституционных законах РФ; 2) права и ограничения, содержащиеся в уголовно-исполнительном законодательстве и иных нормативных правовых актах, касающихся исполнения уголовных наказаний. В ч. 1 ст. 10 УИК закреплен принцип один из фундаментальных основ конституционного строя. Конституция понятие «высшая ценность» относит к человеку признанию и охране его прав и свобод. В правовом государстве значение прав человека таково, что они, с одной стороны, лишают государственные органы возможности их отменить или запретить, с другой стороны – определяют смысл, содержание и применение законов . Принципы правового государства являются фундаментом современного цивилизованного общества. Без соблюдения этих принципов невозможен ни экономический прогресс государства, ни гармоничное существование людей в нем. Попадая в сферу регулировании отношений, возникающих при исполнении наказания лицо приобретает определенное правовое положение (статус). Осужденный – лицо, в отношении которого вынесенный судом обвинительный приговор вступил в законную силу и которому назначено наказание, предусмотренное уголовным законом. К данной категории лиц, обладающих специальным статусом, относятся лица, отбывающие уголовное наказание. Под правовым статусом осужденного понимается совокупность прав и обязанностей, которыми он наделен на период отбывания определенного вида уголовного наказания и на срок судимости. Правовой статус осужденного зависит от конкретного вида уголовного наказания, назначенного ему приговором суда. В науке уголовно-исполнительного права правовое положение лиц, отбывающих наказание, принято делить на два вида: правовой статус осужденных, отбывающих наказания, связанные с лишением или ограничением свободы, и правовой статус осужденных, отбывающих наказания, не связанные с изоляцией от общества. Ограничения прав и свобод осужденных устанавливаются уголовным законодательством. Согласно ч. 1 ст. 43 УК наказание является мерой принуждения и заключается в предусмотренных УК лишении или ограничении прав и свобод этого лица. В соответствии с этим определением в нормах УК РФ, устанавливающих конкретные виды наказаний, закрепляются их содержание, представляющие из себя ни что иное как комплекс ограничений прав и свобод гражданина. Ограничения общегражданских прав и свобод осужденных устанавливаются также уголовно-исполнительным законодательством, поскольку последнее конкретизирует уголовно-правовое содержание наказания, и устанавливает принудительный порядок его исполнения (отбывания), в процессе которых дополнительно ограничиваются права и свободы гражданина (например, установление цензуры корреспонденции и обыска в исправительных учреждениях). Важным направлением развития защиты прав осужденных, исходя из положений Конституции РФ, является усиление средств охраны и защиты, к которым относятся средства, предусмотренные ст. 46 Конституции РФ, такие, как судебная защита нарушенных прав и обращение в международные органы по защите прав и свобод человека. В зависимости от характера нарушаемого права защита может осуществляться в порядке уголовного, административного, гражданского и конституционного судопроизводства. Именно эти виды судопроизводства, через которые реализуется судебная власть в России, закреплены в ст. 118 Конституции. Расширение сферы судебной деятельности, в том числе судебного контроля за законностью решений и действий должностных лиц, государственных органов, общественных объединений. И это не случайно, ибо применение судебного, а не административного порядка обжалования действий и решений должностных лиц и государственных органов в большей степени гарантирует соблюдение интересов, а в особенности если дело касается осужденных к лишению свободы как одной из наименее защищенных на сегодняшний день категорий населения. Вместе с тем каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (п. 2 ст. 45 Конституции России) ч. 1 ст. 45 Конституции России, гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Поэтому выбор способов защиты, например, обращение в прокуратуру, в суд, либо в правозащитные объединения, является правом осужденного. Исключение установлено для обращения в Европейски суд по правам человека в Страсбурге: оно возможно, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, в том числе должностных лиц администрации исправительных учреждений могут быть обжалованы в суд (ФЗ №19 от27.04.1993г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»). Часть 3 статьи 46 Конституции РФ гласит «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты». «1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. 2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения». Конституция Российской Федерации Статья 48. Право на оказание юридической помощи относится к основным правам и свободам человека гражданина. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 25 октября 2001 г. № 14-П, федеральный законодатель при регулировании права на помощь адвоката (защитника), относящегося к основным правам и свободам человека и гражданина, обязан установить в уголовно-процессуальном законе все важнейшие элементы данного права, включая условия и порядок его реализации, в частности условия и порядок предоставления адвокату свиданий с обвиняемым (подозреваемым), поскольку такое регулирование непосредственно затрагивает само существо уголовно-процессуальных отношений, в том числе в части реализации функции защиты обвиняемым и его адвокатом. УИК РФ гарантирует получение юридической помощи адвоката ч. 8 ст. 12 «Для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи». Продолжительность свиданий с осужденного защитником регламентируют Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России № 205 от 3 ноября 2005 года, ограничивая 4 часами (п.83). Норма установленная п.15, части 2, ст.16 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», предусматривающая возможность ведомственного регулирования порядка проведения свиданий с защитником «по предъявлении защитником документа о допуске к участию в уголовном деле, выданным лицом или органом, в производстве которого находится уголовное дело» Конституционным Судом РФ признана не соответствующей Конституции РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 25 октября 2001 г. № 14-П / Вестник Конституционного Суда РФ, № 2001). Везде кроме одного региона России Москвы, где данное решение Конституционного суда не действует, в остальных регионах России основанием для предоставления свиданий с адвокатом является ордер, а также удостоверение адвоката. Требовать иные документы с адвоката для предоставления свидания запрещено. Эти правила действуют для адвокатов, когда последние выполняют функции защиты по уголовным делам. Какие необходимы документы для предоставления подозреваемому, обвиняемому или осужденному свидания с адвокатом, если последний является не защитником, а представителем, например, в гражданском процессе? Прямого ответа на данный вопрос в нормах закона нет. Ст.29 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемые и обвиняемые имеют права с разрешения лица, или органа, в производстве которых находится уголовное дело, и в порядке, установленном Правилами внутреннего распорядка, участвовать в гражданско-правовых сделках через своих представителей или непосредственно, за исключением случаев, предусмотренных УПК РФ. Гражданско-правовая сделка носит разрешительный характер, и для предоставления свидания с адвокатом-представителем подозреваемого или обвиняемого – необходимо разрешение лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело. предоставления свидания осужденного с адвокатом является заявление осужденного о необходимости предоставления ему свидания с адвокатом, ордер (соглашение) и удостоверение адвоката (ч.4 ст.89 УИК РФ). Наиболее квалифицированную юридическую помощь оказывают адвокаты. Адвокат – лицо, получившее в установленном Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым советником по правовым вопросам. Право на оказание юридической помощи, с помощью адвоката имеет универсальный характер. Конституция Российской Федерации определяет начальный, но не конечный момент осуществления обвиняемым права на помощь адвоката, в Постановлении от 26 декабря 2003 г. № 20-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений частей первой и второй статьи 118 Уголовно-исполнительного кодекса РФ..» Конституционный Суд России указал, что данное право должно обеспечиваться ему на всех стадиях уголовного процесса, в том числе при производстве в надзорной инстанции, а также при исполнении приговора. Постановлением Правительства РФ от 22.08.2005 г. N 534 «О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам», Постановление Правительства РФ от 13.11.2006 г. N 676 г. Москва «О продлении на 2007 год срока проведения эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам» согласно которому с 2006 г. в 10 субъектах РФ (Республике Карелия, Чеченской Республике, Волгоградской, Иркутской, Магаданской, Московской, Самарской, Свердловской, Томской и Ульяновской областях) проводится эксперимент по созданию государственных юридических бюро. В целях выработки оптимального механизма по реализации государственной политики в области оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам. Юридические бюро дают консультации по правовым вопросам в устной и письменной форме; составляют заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера; обеспечивают участие работников государственных юридических бюро в качестве представителей граждан в гражданском судопроизводстве, исполнительном производстве по гражданским делам, а также представляют интересы граждан в органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях. Ответственность за формирование и регулирование деятельности государственных юридических бюро возложена на Федеральную регистрационную службу. Само по себе осуждение лица за совершенное преступление и назначение ему в качестве наказания лишения свободы не могут признаваться достаточным основанием для ограничения его в праве на защиту своих прав и законных интересов путем обжалования приговора и других решений по уголовному делу, заявления ходатайств о смягчении назначенного по приговору суда наказания, возражения против представления администрации учреждения, исполняющего наказание, об изменении назначенного судом наказания на более тяжкое или об изменении режима отбывания наказания. А также юридическая помощь на стадии исполнения наказания может оказываться, например, по вопросам: отбывания уголовного наказания, его порядка и условий, применения мер поощрения и взыскания; дальнейшего исполнения приговора и возможности условно-досрочного освобождения, помилования или амнистии; участия в Европейском Суде по правам человека, в Конституционном Суде Российской Федерации, в Верховном Суде Российской Федерации, в судах общей юрисдикции по делам, вытекающим из административных, налоговых, наследственных, семейных, трудовых и других видов правоотношений, реализации гражданских, семейных и трудовых прав и законных интересов осужденного, например распоряжения имуществом лица, отбывающего пожизненное лишение свободы, расторжения или заключения брака и т.д. Осужденный, утративший трудоспособность в местах лишения свободы, может выступать в качестве истца в гражданском деле о возмещении ущерба (ч.4 ст.98 УИК РФ), в качестве ответчика – при возмещении ущерба и дополнительных затрат, возникших при пресечении его побега из исправительного учреждения, а также в связи с его лечением в случае умышленного причинения вреда своему здоровью (ч.2 ст.102 УИК РФ). При этом адвокат совершает все процессуальные действия в гражданском судопроизводстве только от имени доверителя-осужденного. Последний же находится в местах лишения свободы и в большинстве случаев не имеет возможности лично принимать участие в гражданском процессе. Ведомственные нормативные акты не предусматривают возможность конвоирования осужденного для участия в судебных заседаниях по гражданским делам. Поэтому важно правильно оформить доверенность на совершение процессуальных действий и в частности предусмотреть в ней все полномочия адвоката на совершение процессуальных действий. Непроцессуальная форма оказания юридической помощи адвокатом своему доверителю-осужденному также имеет место, хотя она носит вспомогательный характер. В нее входят встречи и консультации доверителя, сбор сведений, необходимых для оказания юридической помощи, запрашивание необходимых документов, опрос лиц, владеющих необходимой информацией (с их согласия), и т.д. Применительно к лицам, находящимся в местах лишения свободы, эта деятельность должна проходить с учетом режимных требований, предъявляемых к осужденным. Юридическая помощь при обвинительном уклоне суда и большом проценте невиновно осужденных имеет большое значение. Понятно что это не проблема ФСИН. Но отсутствие доступа к бесплатной юридической помощи лицам отбывающим наказание загоняет проблему в тупик, так как основная масса осужденных не имеет возможности оплатить услуги адвоката, плюс сложности доступа к юридической помощи связанные с законными ограничениями осужденных. То обстоятельство, что осужденный, отбывающий наказание в виде лишения свободы, находится в подчиненном, зависимом от администрации исполняющего наказание учреждения положении и ограничен в правомочиях лично защищать свои права и законные интересы, предопределяет особую значимость безотлагательного обеспечения ему права пригласить для оказания юридической помощи адвоката и реальной возможности воспользоваться ею. Имеется существенный разрыв между востребованностью адвокатов и их реальным участием. Наиболее остро стоит вопрос с несовершеннолетними. Усугубляется проблема Противоречивостью и пробельностью законодательства, регламентирующего участие адвоката в защите прав осужденных. Материальное положение осужденного во многом определяет бедующую социальную адаптацию и процент рецидива. Не является секретом большой процент разводов и высокая смертность в России, все это порождает комплекс имущественных гражданско-правовых вопросов, судебных разбирательств требующих как непосредственного участия, так и надлежащей юридической помощи. Трудности, испытываемые лицом, отбывшим наказание, особенно в трудовом и бытовом устройстве, зачастую подталкивают его к совершению новых преступлений. Особое беспокойство вызывает будущее молодых людей, освободившихся из воспитательных колоний. Причины рецидива часто связаны с отсутствием у освобождённых жилья, работы, средств к существованию. Одной из основных целей и задач уголовно-исполнительного законодательства (ст.1 УИК РФ) имеет исправление и предупреждение совер¬шения новых преступлений, оказание осужденным помощи в соци¬альной адаптации. Уголовно-исполнительное законодательство лишь в самой общей форме закрепляет право на социальную помощь освобождаемых осужденных лиц (ст. 182 УИК РФ), как правило вопросы материального характера требующие юридического разрешения возникают не на момент освобождения. Уголовно-исполнительное законодательство в части ресоциализации должно быть дополнено, неотъемлемой частью должно быть прописана реализация Конституционного права на профессиональную юридическую помощь. Необходимо тесное взаимодействие службы исполнения наказания с адвокатскими образованиями. Проведение эксперимента по созданию государственных бюро юридической помощи малоимущим гражданам должно затрагивать в том числе малоимущих граждан отбывающих наказание либо содержащихся в следственных изоляторах. Проводить дни правовой консультации по всему спектру правовой помощи. Изыскивая средства из общественных фондов помощи осужденным, создаваемых в учреждениях, исполняющих наказания, за счет финансовых поступлений от благотворительных организаций. Необходимо упростить систему доступа лиц оказывающих профессиональную юридическую помощь по всему спектру, устранив ведомственное регулирования порядка проведения свиданий.

Оказание правовой помощи осужденным консультантами юридической клиники Псковского филиала Академии ФСИН России

Библиографическое описание:

Щербаков А. В., Сидорова М. М. Оказание правовой помощи осужденным консультантами юридической клиники Псковского филиала Академии ФСИН России // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 70-73. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/181/10259/ (дата обращения: 17.01.2019).



В статье рассматриваются правовые вопросы оказания квалифицированной юридической помощи осужденным, отбывающим наказания в виде лишения свободы в пенитенциарных исправительных учреждениях.

Ключевые слова: юридическая клиника, оказание бесплатной юридической помощи, юридические консультации, курсант-консультант, осужденный.

Профессор А.И. Люблинский в 1901 году в статье «О юридических клиниках» в журнале Министерства Юстиции писал: «учреждение юридических клиник в России является особенно желательным в виду чересчур уже теоретического характера преподавания на наших юридических факультетах, разнообразия и многочисленности у нас судов с присущей каждому из них специальной компетенцией, а также вследствие бедности и малограмотности большей части нашего простонародья» . Слова А.И. Люблинского актуальны в настоящей России.

Сегодня в России много внимания уделяется проблеме приведения правового положения граждан в соответствие с общепризнанными международными правовыми стандартами, возможности получения ими юридической помощи.

Не являются исключением граждане, отбывающие уголовные наказания в исправительных учреждениях. Осужденные, находящиеся в местах лишения свободы, нуждаются в охране и защите своих прав и законных интересов.

Согласно ст. 48 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи . Основные права и свободы неотчуждаемыи принадлежат каждому от рождения. Неотчуждаемость прав и свобод человека предполагает их строгую охрану системой норм внутреннего (национального) и международного права.

Соблюдение, охрана прав свобод и законных интересов осужденных означает, что права и свободы граждан могут быть ограничены лишь приговором суда и только в той мере, в какой это предусмотрено уголовным и уголовно-исполнительным законодательством. Остальные права и свободы данных граждан подлежат охране и защите наравне со всеми другими гражданами России. Это положение закреплено в пп. 1,2 ст. 45 Конституции Российской Федерации, в которых гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации .

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» по своим целям становится одним из средств построения социально-правового государства, так как целями этого Федерального закона являются создание условий для реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, оказываемой бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее — бесплатная юридическая помощь); формирование и развитие государственной системы бесплатной юридической помощи, а также содействие развитию негосударственной системы бесплатной юридической помощи и ее поддержка со стороны государства; создание условий для осуществления прав и свобод граждан, защиты их законных интересов, повышения уровня социальной защищенности, а также обеспечение их доступа к правосудию .

В настоящее время в России наблюдается непрерывный процесс модернизации юридического образования. Самой главной причиной этому послужил западный опыт, в частности, была заимствована системы подготовки будущих юристов. Юридические клиники сегодня пользуются популярностью во всех субъектах Российской Федерации.

Клиническое образование дает неоценимый практический опыт курсантам и студентам образовательных организаций. Курсанты-клиницисты работают юристами: самостоятельно консультируют граждан, составляют юридические документы, обращаются в административные органы. Это не сухая теория на учебных занятиях с обсуждением чужого опыта, не наблюдение за работой профессионалов (как в ходе ознакомительной практики), не помощь в работе (как на производственной практике).

Это полноценная самостоятельная работа, но под руководством преподавателей.

С учетом специфики ведомственного образования, основное внимание уделяется оказанию юридической помощи осужденным.

Оказывая правовую помощь осужденным, разъясняя им основные требования законодательства по интересующим их вопросам, курсанты-клиницисты не только получают профессиональный опыт, но и способствуют внедрению Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года , согласно которой одной из основных целей является сокращение рецидивной преступности, совершенных лицами, отбывающими наказания в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы помощи таким лицам.

В Псковской области с 2008 года курсанты-клиницисты оказывают правовую помощь осужденным исправительных учреждений по наиболее интересующим их вопросам.

Нами было проведено анкетирование 350 осужденных находящихся в учреждениях ИК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, ИК-6 УФСИН России по Псковской области. Проведя статистический анализ деятельности нашей юридической клиники, по работе с осужденными, находящимися в местах лишения свободы УФСИН России по Псковской области, были выявлены правовые проблемы, касающиеся: трудоустройства, алиментных обязательств, условно-досрочного освобождения, административного надзора, получения гражданства, искового обязательства, жилищно-коммунального хозяйства, утерянных социальных связей и др. Указанные причины в первую очередь влияют на повторное совершение преступлений осужденными после освобождения из мест лишения свободы.

Возвращение в места лишения свободы после освобождения осужденных — это фактор, отражающий неготовность общества принять данную категорию граждан как полноценных членов социума. Это свидетельствует о том, что на сегодняшний день в Псковской области не урегулирована система мер, направленная на адаптацию осужденных.

С учетом изложенного можно выделить следующие проблемы в предоставлении юридической клиникой правовых консультаций осужденным, отбывающим наказания в исправительных учреждениях УФСИН России по Псковской области:

 для проведения консультаций осужденным в исправительных учреждениях необходимо получение разрешений и согласований с различными органами и учреждениями, что требует определенных временных затрат. Такие разрешения и согласования необходимо получать каждый раз при организации выездного консультирования либо при проведении консультирования при помощи видео-конференц-связи;

 зачастую оказание полноценной юридической помощи на месте не представляется возможным. Спектр задаваемых вопросов осужденными охватывает практически все сферы жизнедеятельности. Заблаговременно юридическая клиника получает примерный перечень вопросов из исправительного учреждения от осужденных, по которым необходимо предоставить правовую помощь. Данные вопросы просматриваются администрацией исправительных учреждений, в связи с этим часть вопросов не всегда поступает заранее;

 как правило, разовое посещение исправительных учреждений и отсутствие практического опыта в решении правовых вопросов особой категории граждан вызывает затруднение, а также выявляет некомпетентность в некоторых вопросах, задаваемых осужденными;

 из-за неточности, не полностью обоснованных вопросов возникает необходимость посетить осужденного несколько раз, для того чтобы полностью решить его проблему;

 низкий уровень авторитета сотрудников исправительных учреждений у осужденных; недоверие осужденных администрации учреждения; ориентация большинства осужденных на соблюдение норм и правил субкультурной морали, в том числе вызванная угрозой применения расправы со стороны «авторитетов», и др.

Подводя итоги, необходимо подчеркнуть, что в настоящее время для того, чтобы деятельность юридических клиник образовательных организаций ФСИН России развивалась, целесообразно придать клиникам определенный нормативный статус.

Над этим должны поработать не только Минобрнауки России, введя юридическую клинику в образовательный стандарт по юриспруденции как практическую форму образования, но и Минюста России, ФСИН России, а также ряд других федеральных структур, профессиональных ассоциаций и иных общественных формирований .

Сегодня мы должны признать ценность клинического образования и способствовать тому, чтобы юридические клиники более эффективно реализовывали все направления своей деятельности.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. М., 2014.
  2. О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации : федер. Закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ // Рос. Газ. 2011. 23 нояб.
  3. О бесплатной юридической помощи в Псковской области: закон Псковской области от 11.03.2013 № 1263-ОЗ // Псков. правда. 2013. 15 марта.
  4. Люблинский А.И. «О «юридических клиниках». Российское понимание термина «юридическая клиника» // Журн. Министерства Юстиции. 1901. янв.
  5. Доброхотова Е.Н. Клиника — учеба через практику // Реформа Российского юридического образования. СПб., 2002. С. 109–113.
  6. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р. Официальный сайт Правительства Российской Федерации. М. 2010.
  7. Щербаков А.В. Об актуальных вопросах юридической клиники // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2015. № 11.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, юридическая клиника, Российская Федерация, Псковская область, осужденный, место лишения свободы, учреждение, правовая помощь, клиническое образование, квалифицированная юридическая помощь.