Положение о музее образовательного учреждения

Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее)

В настоящее время значительно возрос интерес к созданию музеев в образовательных учреждениях, как особого уникальным социальным институтам, обладающим мощным образовательным и воспитательным потенциалом, в том числе в Государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Музеи в таких учреждениях организуются в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся. Собранные в результате поисково-исследовательской деятельности материалы по истории своих учебных заведений, встречи с очевидцами исторических событий, помогают ребятам ближе соприкоснуться с историей своей «малой» Родины, а музеям — стать настоящими центрами гражданско-патриотического и нравственного воспитания.

Сегодня в образовательных учреждениях Липецкой области функционируют 128 музеев различных профилей.

Предлагаемые методические рекомендации адресованы тем, кто интересуется музейной работой, основными нормативно-правовыми актами, необходимыми для создания и открытия музеев в образовательных учреждениях.

А необходимую методическую помощь по созданию музея Вам всегда окажут в Г(О)ОУ ДОД Детском оздоровительно-образовательном центре (спорта и туризма) по адресу:

ДООЦ (спорта и туризма);

.т. . ()

Приложение к письму

Минобразования России

от 01.01.2001г. №/16

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

о музее образовательного учреждения

(школьном музее)

Общие положения.

1.1.Школьный музей (далее — музей) – обобщающее название музеев, являющихся структурными подразделениями образовательных учреждений Российской Федерации независимо от формы собственности и действующих на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», а в части учёта и хранения фондов – Федерального закона «О музейном фонде и музеях Российской Федерации».

1.2. Музей организуется в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся.

1.3 Профиль и функции музея определяются задачами образовательного учреждения.

2. Основные понятия

2.1.Профиль музея – специализация музейного собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретной профильной дисциплиной, областью науки или искусства.

2.2.Музейный предмет – памятник материальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в музей и зафиксированный в инвентарной книге.

2.3.Музейное собрание – научно организованная совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.

2.4.Комплектование музейных фондов – деятельность музея по выявлению, сбору, учёту и описанию музейных предметов.

2.5.Книга поступлений – основной документ учёта музейных предметов.

2.6.Экспозиция – выставленные на обозрение в определенной системе музейные предметы (экспонаты).

Организация и деятельность школьного музея

3.1.Организация музея в образовательном учреждении является, как правило, результатом краеведческой работы обучающихся и педагогов. Создается музей по инициативе педагогов, обучающихся, родителей, общественности.

3.2.Учредителем школьного музея является образовательное учреждение, в котором организуется музей. Учредительным документом музея является Приказ о его организации, издаваемый руководителем образовательного учреждения, в котором находится музей.

3.3.Деятельность музея регламентируется Уставом (Положением), утверждаемым руководителем данного образовательного учреждения.

3.4.Обязательные условия для создания школьного музея:

— музейный актив из числа обучающихся и педагогов;

— собранные и зарегистрированные в книге поступлений музейные предметы;

— помещения и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов;

— музейная экспозиция;

-Устав (Положение) музея, утвержденный

руководителем образовательного учреждения.

3.5. Учёт и регистрация музеев осуществляется в соответствии с инструкцией о паспортизации музеев образовательных учреждений, утверждаемой Министерством образования Российской Федерации.

Функции музея

4.1.Основными функциями музея являются:

— документирование природы, истории и культуры родного края;

— осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающихся;

-организация культурно-просветительской, методической, информационной и иной деятельности, разрешённой законом;

— развитие детского самоуправления.

5. Учёт и обеспечение сохранности фондов школьного музея

5.1.Учёт музейных предметов собрания музея осуществляется раздельно по основному и научно-вспомогательному фондам;

— учёт музейных предметов основного фонда (подлинных памятников материальной и духовной культуры, объектов природы) осуществляется в книге поступлений музея;

— учёт научно-вспомогательных материалов (копий, макетов, диаграмм и т. д.) осуществляется в книге учёта научно-вспомогательного фонда.

5.2.Закрепление музейных предметов и музейных коллекций в собственность образовательного учреждения производится собственником в соответствии с законодательством Российской Федерации на праве оперативного управления.

5.3.Ответственность за сохранность фондов музея несёт руководитель образовательного учреждения.

5.4.Хранение в музеях взрывоопасных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.

5.5.Хранение огнестрельного и холодного оружия, предметов из драгоценных металлов и камней осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

5.6.Музейные предметы, сохранность которых не может быть обеспечена музеем, должны быть переданы на хранение в ближайший или профильный государственный музей, архив.

Руководство деятельностью школьного музея.

6.1.Общее руководство деятельностью музея осуществляет руководитель образовательного учреждения.

6.2.Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначенный приказом по образовательному учреждению.

6.3.Текущую работу музея осуществляет совет музея.

6.4.В целях оказания помощи школьному музею может быть организован совет содействия или попечительский совет.

Реорганизация (ликвидация) школьного музея.

Вопрос о реорганизации (ликвидации) музея, а также о судьбе его коллекций решается учредителем по согласованию с вышестоящим органом управления образованием.

ИНСТРУКЦИЯ

о паспортизации музеев образовательных учреждений

Паспортизация школьных музеев в Российской федерации проводится с 1974 года. В ходе паспортизации музеям образовательных учреждений вручают номерные свидетельства установленного образца.

Цели и задачи паспортизации:

— выявление сети музеев и присвоение им звания «Музей образовательного учреждения»;

— совершенствование деятельности музеев образовательных учреждений в деле воспитания и образования;

— выявление в музеях образовательных учреждений материалов, представляющих научную, историческую или иную ценность;

— укрепление контактов музеев образовательных учреждений с государственными музеями, архивами, библиотеками, другими учреждениями и организациями.

Для проведения паспортизации музеев образовательных учреждений создаются комиссии по паспортизации, в которые включаются представители органов образования, культуры, государственных музеев, научных и общественных организаций. Республиканские (краевые, областные) комиссии осуществляют общее руководство, оказывают методическую и иную помощь подведомственным регионам. Подобные комиссии создаются на местах. В их функции входит непосредственная практическая работа со всеми музеями и музейными формированиями на местах. Комиссии планомерно знакомятся с музеями образовательных учреждений с целью присвоения им звания «Музей образовательного учреждения». Одновременно комиссии оказывают музеям, краеведческим объединениям методическую и практическую помощь.

Звание «Музей образовательного учреждения» может быть присвоено в случае выполнения следующих условий:

— наличие собранных и зарегистрированных в инвентарной книге музея музейных предметов;

— наличие приспособленного помещения и оборудования для хранения и экспонирования музейной коллекции;

— наличие музейной экспозиции;

— наличие музейного актива из числа обучающихся и педагогов, а при необходимости общественности;

— наличие Устава (положения) музея, утвержденного учредителем данного музея.

После знакомства с музеем образовательного учреждения на основании вышеизложенных критериев комиссия решает в коллегиальном порядке вопрос о присвоении звания «Музей образовательного учреждения». Свое заключение комиссия фиксирует в акте обследования. В этом документе дается краткая характеристика музея, указываются конкретные замечания по устранению недостатков (если они обнаружены), принимается решение о присвоении данному музею звания.

В случае положительного заключения комиссии одновременно заполняется паспорт музея и два экземпляра учетной карточки. Паспорт и экземпляр акта обследования музея хранятся в образовательном учреждении. Один экземпляр учетной карточки и акт обследования направляются соответственно в Федеральный центр

детско — юношеского туризма и краеведения МО и Н РФ.

В ЦДЮТур и К РФ музей регистрируется, ему выдается номерное свидетельство установленного образца.

В случае отрицательного решения комиссии в акте обследования указывается аргументированная мотивировка этого решения. Процесс присвоения звания «Музей образовательного учреждения» в этом случае откладывается до ликвидации недостатков. При этом документы в федеральный центр не направляются. После ликвидации недостатков музей может вновь повторить процедуру и оформить получение свидетельства.

ФОРМА АКТА ПРИЁМА ПРЕДМЕТОВ

НА ПОСТОЯННОЕ ХРАНЕНИЕ

Министерство общего Утверждаю

и профессионального Директор

образования образовательного

учреждения

(Фамилия, И. О)

Печать, подпись

АКТ

ПРИЕМА ПРЕДМЕТОВ НА ПОСТОЯННОЕ

ХРАНЕНИЕ

Дата__________№

(Место составления)

Основание:заявление владельца предмета________

(его фамилия, инициалы)

от______ года о приёме предметов на хранение в

( название музе)_____________________________

В соответствии с заявлением __________________

(Фамилия, и. о. владельца)

Передаёт лично ему (ей) принадлежащие предметы, а_____

(название музея)

Принимает на хранение следующие предметы:___________

№№ Наименование, краткое Учётные Примечания

описание, техника, размер обозначения Сохранность

Всего по акту принято________________________________

(цифрами и прописью)

Фамилия, и. о. и подписи

Владельца предметов Представителя музея

В инвентарной книге произведена запись №(или с № по №)

Наименование должности, подпись, дата

Примерный план работы Совета музея образовательного учреждения

Общие задачи и направления в предстоящей работе музея в новом учебном году. Работа со школьным активом музея.

Организация и порядок обучения актива основам музееведения. Участие активистов в музейной работе в масштабах села, города, района. Плановые задания каждому активисту в рамках порученного участка работы.

3.Научно-исследовательская работа.

Какие темы и кем будут изучены и разработаны в текущем учебном году. Например: по истории учебного заведения, школы, села, улице или о конкретном человеке, боевых действиях подразделения, части или отдельном герое. Результатом научного исследования и описания станет проведение поисково-собирательской работы.

4.Научно-экспозиционная работа.

Какие экспонаты будут вводиться в экспозицию или заменяться, какие постоянные или временные выставки будут подготовлены и т. д.

5.Поисково-собирательская работа.

Конкретный план участия школьников и педагогов в туристско-краеведческих экспедициях по поиску и сбору музейных материалов в осеннее — зимние и весеннее — летние каникулы; какие музейные предметы предполагается разыскать в селе, городе, районе, где или у кого; с кем будет завязана переписка по поиску материалов, работа в архивах или в профильных музеях и т. д.

6. Работа с фондами.

Составление научной документации, заполнение инвентарной книги, порядок ведения полевого дневника, составление карточек на музейные предметы, изучение, исследование и описание каждого предмета; создание условий для хранения музейных коллекций, порядок обработки поступающих исторических памятников и т. д.

7.Методическая работа.

Составление или дополнение обзорных, выборных и тематических лекций. Обучение и подготовка активистов музея для проведения экскурсий и т. д.

8.Издательская деятельность.

Составление буклета по школьному музею. Перечень предполагаемой информации для опубликования в периодической печати и других информационных источниках о проводимых мероприятиях активистами музея и др.

9.Экскурсионно-массовая работа.

График посещения учащимися музея. Использование музейных предметов на уроках и во внеклассной работе. Разработка экскурсионных тем, подбор и систематизация экскурсионных материалов.

УЧЕТНАЯ КАРТОЧКА

музея образовательного учреждения

Свидетельство №___________________

Наименование музея________________________

Профиль музея ОУ___________________________ район______________________________________

Область____________________________________Руководитель музея_________________________

Дата открытия______________________________

Характеристика помещения__________________

Разделы экспозиции:

1.________________ 6._____________

2.________________ 7._____________

3 _______________ 8.______________

4._________________ 9.______________

5._________________ 10.______________

Характеристика экспонатов основного фонда___________________________

Количество экспонатов (из них подлинных)_____________________________

Состоит на учете в гос. музее__________________________________________

Количество посетителей (в год)_______________________________________

Количество экскурсий (в год)_________________________________________

Количество лекций (в год)____________________________________________

КЛАССИФИКАЦИЯ МУЗЕЕВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Словосочетание «музей образовательного учреждения» даёт представление о статусе музея, его основных функциях и месте в музейной сети. Во-первых, оно указывает на то, что музей относится к типу негосударственных музеев, во-вторых – к типу музеев, работающих на общественных началах, в-третьих, что это музей, в котором основные музейно-профессиональные функции осуществляют учителя и дети, в — четвертых – это музей, главная цель — способствовать обучению и воспитанию учащихся.

Определение профиля музея обусловлено его связью с конкретной отраслью науки и техники, видами искусства и культуры. Профиль музея является важнейшей категорией классификации музеев. Музеи делятся на следующие профильные группы: естественнонаучные, исторические, литературные, художественные, музыкальные, театральные, технические, сельскохозяйственные и пр. Связь с комплексом наук определяет существование музеев комплексного профиля, примером которых являются краеведческие музеи.

Естественнонаучные музеи – ботанические, зоологические, географические, геологические, музеи охраны природы.

Исторические – к их числу относятся военно-исторические (боевой славы), музеи трудовой славы, истории школы, села, предприятия, детского движения. Музеи данного профиля могут и не заниматься изучением истории родного края с древнейших времен до настоящего времени, а могут быть посвящены какой-либо историко-краеведческой проблеме края либо определённому историческому периоду или даже событию.

Литературные — рассказывают о писателях-земляках и

об известных писателях и их связях с местным краем. Одним из возможных направлений краеведческой работы литературного музея может быть выявление тех лиц, событий, природных и технических объектов, описанных в произведениях.

Музыкальные музеи занимаются сбором материалов о местном музыкальном творчестве: народных инструментах, песнях, танцах, частушках и т. д. Желательно, чтобы юные исследователи не только записывали песни и частушки, собирали музыкальные инструменты, но и сами учились на них играть, исполняя произведения местного песенного творчества, сохраняя тем самым живую культуру родного края.

Мемориальные музеи создаются в память о выдающихся событиях или выдающейся личности, располагаются в памятном здании, связанном с этими событиями или с жизнью и деятельностью этого исторического лица.

Комплексные краеведческие музеи обычно располагают отделами природы, экономики, истории и культуры родного края.

Монографические музеи – посвящены всестороннему изучению какого-либо объекта, явления, определенного лица. Например, музей хлеба, музей книги и т. д. К монографическим музеям можно отнести военно-исторические музеи, посвященные конкретным воинским соединениям или военным событиям: музей МОУ СОШ 28(конкретное. название)

Специфика музеев образовательных учреждений заключается в том, что создаваемые в процессе творчества учителя и учеников, они свободны от жесткого контроля со стороны государственных органов и могут соответствовать какому-то профилю лишь частично, сочетать несколько профилей или изменять профиль по мере развития музея.

Понятие «профиль музея» достаточно условно. Практически во всех классификациях, определяющих профиль музея, на первое место выносятся музеи исторического профиля, т. к. практически все музеи являются историческими, только одни документируют социальную историю, другие историю природы, третьи историю литературы, изобразительного искусства, историю техники и т. д.

Еще одной специфической особенностью музеев образовательных учреждений является то, что все они имеют краеведческий характер, так как преимущественно изучают события и явления, связанные с историей и природой родного края.

Таким образом, фактически все музеи образовательных учреждений любого профиля с полным основанием можно считать краеведческими.

В школьной практике иногда не правомерно называют музеем собрание копий документов, репродукций, картин, наглядных пособий, оформленные выставки и уголки. Все эти коллекции, несомненно, имеют познавательную и воспитательную ценность для школьников, но не представляют собой музея в настоящем смысле этого слова. Экспозиционные материалы любого музея должны раскрывать содержание темы и соответствовать профилю.

При определении профиля необходимо исходить из реальных возможностей создания музея, комплектования его фонда подлинными документами, на которых будет основываться работа музея.

Экспозиции в образовательных учреждениях можно подразделить на уголки, комнаты, залы и непосредственно музеи.

Уголком принято называть один или несколько оформленных стендов или витрин в учебном классе, при оформлении которых не обязательно использование подлинных памятников истории и культуры, а только копиями документов.

Комната – это помещение, в котором также проводятся школьные уроки, но экспозиции содержат подлинники. Для присвоения статуса комнаты необходимо иметь не менее 15-20 подлинных экспонатов.

Зал – обычно располагается на открытом пространстве, например, в школьной рекреации. Но обязательно в фондах такого музейного комплекса должно быть более 20 подлинных памятников.

Статус школьного музея присваивается музейному комплексу, который располагается в отдельном помещении (или несколько комнат) и содержит не менее 100 подлинных экспонатов.

Экспозиция музея «История земли Раненбургской»

МОУ СОШ №1 г. Чаплыгина

Экспонаты музея боевой славы

МОУ СОШ №1 с. Чернава

Измалковского района

Бизнес-портал Пути успеха

В качестве одного из способов дохода из разряда «для души» можно назвать организацию своего собственного музея, причем, на самую различную тематику.

Сразу оговоримся, что частный музей может стать коммерческим проектом лишь при соблюдении определенных условий:

1. Уникальная незаезженная тематика;

2. Месторасположение в туристических зонах; Наиболее рентабельны частные музеи в местах отдыха туристов; Напр., в небольших поселках на побережье Черного моря. Объясняется это тем, что туристов привлекает в эти места возможность отдыха на море, но поскольку поселки небольшие, то пакет развлечений для туристов, как правило, весьма скромный. На деле только в отпуске люди готовы пользоваться полноценно каждой минутой и соответственно тратить на досуг большие деньги; Один минус такой ориентации частного музея – сезонность.

3. Музей должен быть частью другого коммерческого проекта; Напр., Вы занимаетесь каким-то промыслом, изготавливаете необычные сувениры. В этом случае можно организовать музей своих работ, совмещенный с магазином поделок. Или Вы являетесь хозяином гостевого дома на морском побережье. Для того, чтобы привлечь постояльцев именно к себе и обеспечить им качественный досуг можно вполне организовать оригинальный музей на территории своей гостиницы. Вариаций может быть много. Сопутствующей доходной частью музея, кроме оплаты за посещения, может быть взимание оплаты за фото с экспонатами.

4. Музей Вы можете сделать частью коммерческой экскурсионной программы и взимать оплату с организаторов экскурсионного маршрута.

5. По определенным дням (напр., пятница, суббота и воскресенье) можно устраивать зрелищные тематические представления (своими силами или участием приглашенных актеров). Напр., музей средневекового оружия и доспехов может организовывать импровизированные рыцарские турниры и т. п. В музее старинных музыкальных инструментов можно перед уходом посетителей играть на шарманке с попугаем на плече, собирая «пожертвования». Можно в представления активно вовлекать посетителей.

6. Для привлечения посетителей обязательно нужно создать его интернет-визитку, иначе о нем просто напросто никто не узнает, а жители в месте его нахождения вряд ли будут посещать его регулярно. Дело в том, что музей – это специфический развлекательный объект, который вполне достаточно посетить всего один раз, в отдельных случаях раз в год. Таким образом, для получения дохода от музейной деятельности собственники музеев должны заботиться о постоянном притоке именно новых посетителей.

7. В идеале для старта такого проекта уже иметь в собственности подходящее помещение, поскольку бизнес не отличается стабильностью, а арендную плату вносить нужно будет постоянно.

Идеи для организации частных музеев:

1. Сказочные персонажи;

2. Музей народных промыслов;

3. Тематический музей какой-то эпохи или народа;

4. Музей продукта: музей шоколада, мыла ручной работы и т. д.

5. Музей с экспонатами из необычных материалов (скульптуры изо льда, музей восковых фигур и т. д.)

6. Музей изобретений и технических новинок;

7. Музей частных коллекций (картин, пластинок, колокольчиков, ракушек и т. д.)

Если Вы серьезно намерены заниматься этим делом, свою деятельность следует зарегистрировать в соответствующей организационно-правовой форме.

Для регистрации музейной деятельности подходит код ОКВЭД 92.52 «Деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий».

Наиболее оптимальной системой налогообложения для ведения музейно деятельности будет упрощенная система налогообложения по ставке 6% с доходов.

Для того, чтобы начать её применять следует при регистрации в налоговые органы подать заявление о применении упрощенной системы налогообложения.

Помимо обеспечения минимальной налоговой нагрузки упрощенная система налогообложения привлекательна еще отсутствием обязанности ведения бухгалтерского учета и сдачи в установленные сроки бухгалтерской отчетности (не нужно составлять бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и т. д.).

Более того, музейная деятельность относится к льготируемым видам деятельности для применения пониженных ставок страховых взносов в ПФР, ФОМС и ФСС (не 34% как для других организаций, а 26%).

Пониженные ставки страховых взносов на период 2011-2012 гг.в составе: